Хитрая маленькая лисичка
Хитрая маленькая лисичка | |
---|---|
Опера Леоша Яначека | |
![]() Рельеф композитора работы Юлиуса Пеликана. | |
Родное название | Русский: Приключения лисы Быстровской. |
Либреттист | Леош Яначек |
Язык | чешский |
На основе | сериализованная повесть Рудольфа Тесноглидека и Станислава Лолека |
Премьера | 6 ноября 1924 г. |
«Хитрая маленькая лисица» (оригинальное название «Příhody lišky Bystroušky» или «Сказки о лисице с острыми ушами» на английском языке) — трехактная чешскоязычная опера Леоша Яначека , написанная в 1923 году на либретто, адаптированное самим композитором по новелле Рудольфа Тесноглидека .
Имя
[ редактировать ]Либретто оперы было адаптировано композитором из сериализованной повести 1920 года «Лишка Быстроушка » Рудольфа Тесноглидека , которая впервые была опубликована в газете «Лидовые новины» (с иллюстрациями Станислава Лолека ). [ 1 ] В названии оперы «Пршигоды» означает «сказки» ; лишки — родительный падеж от слова лисица . Быстрый , все еще родительный падеж, — это каламбур острый , имеющий двойное значение: заостренный , как лисьи уши, и умный . Опера впервые стала известна за пределами Чехословакии в немецкой адаптации Макса Брода в 1927 году, который дал новое название Das schlaue Füchslein , под которым немцы до сих пор знают ее и что по-английски означает «Хитрая маленькая лисичка» .
Состав
[ редактировать ]Когда Яначек обнаружил в 1921 году историю Тесноглидека, вдохновленную комиксами , и решил превратить ее в оперу, он начал работу со встречи с автором и изучения животных. С таким пониманием действующих лиц, собственным 70-летним жизненным опытом и вечной безответной любовью к гораздо более молодой замужней Камиле Стёсловой он приступил к работе над оперой. Он превратил изначально комедийный мультфильм в философское размышление о жизненном цикле, закончив его смертью главной Лисицы; Как и в других операх пожилых композиторов, в этой изображена жизнь, ведущая к возвращению к простоте. Работы были завершены в 1922-23 гг. [ 2 ] а первое издание было опубликовано в следующем году в Вене издательством Universal Edition. Премьера состоялась 6 ноября 1924 года в Национальном театре Брно под управлением Франтишека Ноймана под руководством Оты Зитека в качестве режиссера и Эдуарда Милена в качестве художника-постановщика.
Опера включает в себя моравскую народную музыку и ритмы, рассказывая о жизни умной (альтернативное прочтение: остроухой) лисы и сопровождающих ее диких животных, а также нескольких людей, а также об их маленьких приключениях во время прохождения их жизненных циклов. [ 3 ] [ 4 ] Описанный как комическая опера , [ 5 ] Тем не менее было отмечено, что в нем содержится серьезная тема. [ 6 ] Интерпретации произведения остаются разнообразными: от детского развлечения до трагедии . [ 4 ]
История выступлений
[ редактировать ]Первое нечешское выступление состоялось в Майнце, Германия, в 1927 году в адаптации Макса Брода под названием Das schlaue Füchslein . Брод охарактеризовал оперу как «мечту о вечности природы и любви-жажде», но его версия существенно изменила сюжетную линию. Это не увенчалось успехом. В 1956 году Вальтер Фельзенштейн создал исполнительскую версию, более близкую к оригиналу, которая с успехом была исполнена в Комише опере в Берлине. [ 2 ] В 1965 году Фельзенштейн снял этот немецкий телевизионный радиофильм с Ирмгард Арнольд в главной роли, но сохранив название Брода «Хитрая маленькая лисичка» .
Итальянская премьера оперы состоялась в Ла Скала в 1958 году с Мариэллой Адани в главной роли. Впервые спектакль был поставлен в Англии в 1961 году оперной труппой Сэдлера Уэллса (ныне Английская национальная опера ) с Джун Бронхилл в названии, хотя и с тенором Фоксом (Кевин Миллер); Режиссером был Колин Грэм , дирижер Колин Дэвис , декорации и костюмы Барри Кей . [ 7 ] Спектакль Дэвида Паунтни был поставлен тремя национальными труппами Великобритании в 1980-х годах: сначала он был показан в Шотландской опере на Эдинбургском фестивале 1980 года , затем в Валлийской национальной опере в Лондоне в следующем году и, наконец, в Английской национальной опере в июне 1988 года; [ 8 ] почти 40 лет на Паунтни руководил возрождением Уэльской национальной оперы в Кардиффе и на гастролях. [ 9 ] В 1981 году Нью-Йоркская опера поставила постановку на английском языке, основанную на изображениях, созданных Морисом Сендаком и дирижером Майклом Тилсоном Томасом во время его дебюта в труппе. В нем снимались сопрано Джанна Роланди в роли Лисицы Остроухой и баритон Ричард Кросс в роли Лесника. Опера Глайндборнского фестиваля поставила его в 2012 году под руководством Мелли Стилл, а возрождение было включено в Глайндборнский фестиваль 2016 года с Кристофером Первсом в роли Лесника и Еленой Цаллаговой в роли Лисицы, дирижером Якубом Грушкой и Лондонским филармоническим оркестром . В мае 2014 года Кливлендский оркестр под управлением Франца Вельзера-Мёста исполнил новаторскую версию под управлением Юваля Шарона . Эта постановка вернула оперу к ее истокам, используя анимацию и нарисованные вручную видеоролики художников Билла Бармински и Кристофера Луи из Walter Robot Studios. В постановке использовались карнавальные вырезы в стене, чтобы поместить головы певцов на анимированные тела персонажей-животных.
В 2023 году опера была поставлена в Сан-Паулу под руководством Иры Левин и постановки Андре Хеллер-Лопеса с использованием сюрреалистического подхода. [ 10 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 6 ноября 1924 г. (Дирижер: Франтишек Нойман ) | |
---|---|---|---|
Остроухая ( Быстровка ) Лисица | сопрано | Хана Хрдличкова-Завржелова | |
Златополосый ( Zlatohřbitek ) Лис | сопрано или меццо-сопрано | Божена Снопкова | |
Forester (Лесник ) | баритон | Арнольд Флёгль | |
Парсон | бас | ||
школьный учитель | тенор | Антонин Пелц | |
Харашта, торговец птицей | бас | Фердинанд Пур | |
Второстепенные роли: | |||
Жена Форестера | контральто | ||
Лапак, немецкий дог | меццо-сопрано | Марта Добруска | |
Чохолка, курица | сопрано | Власта Кубикова | |
Петух | сопрано | ||
Битовые роли: | |||
Пепик, внук Форестера | сопрано | Божена Полакова | |
Франтик, друг Пепика | сопрано | Милада Рабасова | |
Ремень, трактирщик | тенор | Бедржих Завадил | |
Миссис. Паскова, жена Пасека | сопрано | Елена Ежикова | |
молодая лисица по-быстрому | детское сопрано | ||
Крикет | детское сопрано | ||
Молодая лягушка | детское сопрано | ||
Кузнечик | детское сопрано | ||
Джей | сопрано | ||
Сова | контральто | ||
Дятел | контральто | ||
Комар | тенор | ||
Барсук | бас | ||
Хоровые роли: | |||
Куры | женский хор (СА) | ||
Лесные существа | женский хор (СА) | ||
Голос леса | смешанный хор (СААТТББ) | ||
Лисички | [детский] хор | ||
Балетные роли: | |||
Синяя стрекоза, Мошки, Появление Лисицы в девочке, Ежик, Белки, Молодая Лисичка, Лесные существа |
Согласно указаниям в партитуре, один и тот же певец может исполнять четыре пары ролей: Парсон/Барсук, Учитель/Комар, Жена лесника/Сова и Петух/Сойка. Позже Яначек потребовал, чтобы Лапака, Петуха и Хохолку пели «девочки примерно пятнадцати лет».
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]В лесу животные и насекомые играют и танцуют. Входит лесник и ложится подремать на дерево. Любопытный лисёнок (часто воспевается молодой девушкой) любознательно преследует лягушку прямо на колени удивлённому леснику, который насильно забирает лисёнку домой в качестве домашнего любимца. Проходит время (в форме оркестровой интермедии), и мы видим лисицу, теперь уже взрослую (и в исполнении сопрано), связанную во дворе лесника со старой консервативной таксой. Устав от жизни в заточении, лисица перегрызает верёвку, нападает на петуха и курицу, убивает остальных цыплят, перепрыгивает через забор и убегает на свободу.
Акт 2
[ редактировать ]Лисица захватывает дом барсука и выгоняет его. В гостинице пастор, лесник и учитель выпивают и рассказывают о взаимном увлечении цыганкой Теринкой. Пьяный учитель выходит из трактира и принимает подсолнух, за которым прячется лисица, за Теринку, заявляя о своей преданности ей. Лесник, тоже направлявшийся домой, видит лисицу и дважды стреляет в нее, заставляя ее бежать. Позже лисица, войдя во взрослую жизнь, встречает очаровательного мальчика-лиса, и они удаляются в барсучий дом. Неожиданная беременность и лес, полный сплетников, требуют их брака, который завершает действие.
Акт 3
[ редактировать ]Браконьер Харашта помолвлен с Теринкой и отправляется на охоту, готовясь к свадьбе. Он ставит ловушку для лисиц, над которой издеваются многочисленные лисицы и лисицы. Харашта, наблюдая издалека, стреляет и убивает лисицу, заставляя ее детей бежать. На свадьбе Харашты лесник видит лисий мех, который Харашта подарил Теринке на свадьбу, и убегает в лес поразмыслить. Он возвращается на то место, где встретил лисицу, и сидит у дерева, скорбя о потере и лисицы, и Теринки. Его горе растет до тех пор, пока, как и в начале оперы, к нему на колени неожиданно не прыгает лягушка, внук того, кто сделал это в первом акте. Это заверение в том, что цикл смерти приносит новую жизнь, дает его сердцу глубокий покой. .
Музыка
[ редактировать ]Если не считать «Экскурсий г-на Бручека» , это самая легкая опера Яначека, и, несмотря на смерть главной лисицы в конце произведения, она контрастирует с зачастую жестоко-серьезным характером таких опер, как «Енуфа» и «Катя Кабанова» . В «Хитрой лисичке » композитор отошел от более разговорного стиля предыдущих и последующих опер в пользу более народного стиля и вплел в его ткань некоторые из своих самых экспериментальных оперных концепций (балет, пантомима и оркестровые интермедии). ).
Яначек основал The Cunning Little Vixen на тональность седьмого ладах ( как и во многих произведениях за последнее десятилетие), расширив гармонический диапазон музыки за счет использования и девятого аккордов . [ 11 ] В композиции часто используются народные ритмы и « щасовка » (лично придуманный термин для короткого мотива ), при этом было отмечено сходство с музыкой французского композитора Клода Дебюсси . [ 11 ]
По просьбе Яначека на его похоронах в 1928 году была показана финальная сцена из «Хитрой маленькой лисицы» .
Записи
[ редактировать ]- Хор и оркестр Пражского национального театра / Богумил Грегор (Supraphon SU 3071-2612)
- Хор и оркестр Королевского оперного театра / Саймон Рэттл , запись 1991 года (Chandos 3101 (2), поется на английском языке)
- Хор Венской государственной оперы и филармонический оркестр / Чарльз Маккеррас , запись 1981 года (Decca 417 129-2)
- Парижский оркестр/Шарль Маккеррас, видеозапись 1995 г. (Kultur D4544, ОСЛК 698051148 ; Медичи Искусство, ОСЛК 698051148 )
- Лондонский симфонический оркестр / Саймон Рэттл , 2020 (LSO Live, LSO0850)
Распоряжения
[ редактировать ]- Оркестровая сюита из оперы Вацлава Талиха в исполнении Чешского филармонического оркестра, дирижер Вацлав Талич
- Оркестровая сюита из оперы Вацлава Талиха в исполнении Бостонского симфонического оркестра, дирижер Эрих Лейнсдорф
- Оркестровая сюита из оперы Вацлава Талиха в исполнении Чешского филармонического оркестра, дирижер Шарль Маккеррас
- Антракты из оперы в аранжировке Франтишека Йилека в исполнении Брненского филармонического оркестра, дирижер Якуб Хруша
- Музыка из оперы для духового квинтета в аранжировке Франтишека Жилека в исполнении Брненского духового квинтета, ар Властимил Бялас
- Вырезанная версия оперы для анимационного фильма, аранжировка Кента Нагано , на английском языке, текст Джеффа Данбара, в исполнении солистов Берлинского немецкого симфонического оркестра, дирижер Кент Нагано
Фильмы
[ редактировать ]- В 1965 году Уолтер Фельзенштейн снял экранизированную версию на немецком языке ( «Хитрая маленькая лисичка »).
- В 1990 году BBC транслировала оперу из Королевского оперного театра под управлением Саймона Рэттла с Лилиан Уотсон в роли лисицы, Дайаной Монтегю в роли лисы и Томасом Алленом в роли лесника. Режиссером передачи выступил Барри Гэвин . [ 12 ]
- Некоторые элементы были взяты из польско-немецкого фильма 1991 года «Лисичка» , который в основном представлял собой адаптацию оригинальной новеллы Тесноглидека.
- выпустила анимационную версию В 2003 году BBC . [ 13 ]
Адаптации
[ редактировать ]Роман для детей Урсулы Дубосарски » 2018 года « Бриндабелла основан на произведении Рудольфа Теснохлидека « Острые уши лисицы» , первоисточнике о Хитрой маленькой лисице . [ 14 ] переехал в австралийский буш, где роль Лисицы сыграл кенгуру. [ 15 ] [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Осборн, Чарльз (1983). Словарь оперы . Саймон и Шустер. п. 87 . ISBN 0-671-49218-7 .
- ^ Jump up to: а б Тайрелл, Джон (2002). «Хитрая Лисичка, [Пржиходы Лишка Быстроуска («Приключения Лисички Быстровской»)]» . Музыкальный словарь Гроува . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O008664 .
- ^ Чик 2004, с. 6
- ^ Jump up to: а б Земанова 2002 г. [ нужна страница ]
- ^ «Леош Яначек | Чешский композитор» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июля 2019 г.
- ↑ Руперт Кристиансен , « Коварная маленькая лисица , Глайндборн, обзор» , The Telegraph (Лондон), 12 мая 2012 г.
- ^ Шоу-Тейлор, Д. Оперный дневник: Хитрая маленькая лисичка. Сэдлерс-Уэллс, 24 марта и 6 апреля. Опера , май 1961 г., стр. 338–341.
- ^ Макс Лопперт. Хитрая маленькая лисичка. Английская национальная опера в Лондонском Колизее, 9 июня. Опера , август 1988 г., стр. 994–96.
- ^ Райан Эванс. Хитрая маленькая лисичка. Валлийская национальная опера в Уэльском Миллениум-центре, 4 октября. Опера , декабрь 2019, стр1587.
- ^ Фолья-де-Сан-Паулу, 20 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Земанова 2002, с. 178
- ^ «Эта страница больше не существует» . Архивировано из оригинала 15 июля 2020 г.
- ^ «Оперный уик-энд: Хитрая маленькая лисичка» . Музей Виктории и Альберта . 11 ноября 2017 года . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Опера в Пибоди — Приключения Остроухой Лисицы» . www.peabodyopera.org . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ «Бриндабелла — Урсула Дубосарски, иллюстрации Эндрю Джойнера — 9781760112042 — Allen & Unwin — Австралия» . www.allenandunwin.com . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ «Урсула Дубосарская» . Урсула Дубосарски . Проверено 11 июля 2019 г.
Источники
- Холден, Аманда (редактор) (2001), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN 0-14-029312-4
- Яначек, Леош (Тимоти Чик) (2004), Опера Яначека Либретти: Катя Кабанова , Scarecrow Press.
- Кеннеди, Майкл и Джойс. Оксфордский краткий музыкальный словарь (5-е издание). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007. ISBN 978-0-19-920383-3 .
- Сокол, Мартин Л. (1981), Нью-Йоркская опера - американское приключение , Макмиллан. ISBN 0-02-612280-4
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский оперный словарь , ISBN 0-19-869164-5
- Земанова, Мирка (2002), Яначек: Жизнь композитора , Университетское издательство Новой Англии . ISBN 978-1-55553-549-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Леоша Яначека Гэвина Пламли, информация о The Cunning Little Vixen
- Краткое содержание спектакля «Хитрая маленькая лисичка» из английской гастрольной оперы
- Краткое содержание спектакля «Хитрая маленькая лисичка» из Королевского оперного театра
- The Cunning Little Vixen : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур