Опера в Латинской Америке
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2010 г. ) |
История оперы в Латинской Америке восходит как минимум к началу 18 века. Газетные статьи предполагают, что примерно в то время, когда итальянская опера была представлена в Латинской Америке, она была встречена с некоторым пренебрежением из-за языкового барьера. [ 1 ] Однако переводы либретто некоторых опер позволяют предположить, что латиноамериканцы проявили больший интерес, чем предполагалось в новостях. [ 1 ] Опера пришла в Латинскую Америку в результате европейской колонизации. 19 октября 1701 года состоялась премьера оперы «Пурпура де ла Роза» в Лиме вице-королевства Перу , первой оперы, написанной и исполненной в Америке. Это одноактная опера испанского композитора Томаса де Торрехон-и-Веласко на либретто Педро Кальдерона де ла Барки и единственная сохранившаяся опера Торрехона-и-Веласко. В нем рассказывается миф о любви Венеры и Адониса, спровоцировавшей ревность Марса и его стремление отомстить. [ 2 ] Хотя либретто основано на греческом мифе, трагическая история любви рассматривается как подобие союза, образовавшегося в результате политического брака между испанской и французской монархиями. [ 3 ] Оперные спектакли шли и в Мексике . Именно внутри этой страны появились первые оперные композиторы из числа коренных народов Латинской Америки , причем Мануэль де Сумайя (ок. 1678–1755) считался первым и самым важным ранним оперным композитором. За пределами Перу и Мексики опера закрепилась медленнее, и только в начале-середине 19 века другие страны Латинской Америки начали создавать своих собственных оперных композиторов. Многие из этих опер 19-го века посвящены историческому конфликту между европейцами и коренными народами и созданы под влиянием сарсуэлы , формы испанской оперы . Мексиканские сарсуэлы, как и ревиста, вскоре возникли под влиянием Испании и приобрели популярность. [ 4 ]
В 20 веке многие националистические оперы были написаны по всей Латинской Америке, особенно процветали оперные сцены в Мексике, Аргентине и Бразилии. Сегодня по всей Латинской Америке действуют многочисленные оперные театры, а композиторы продолжают писать новые оперы. У нас также есть такие организации, как Международная бразильская оперная труппа (IBOC) и Opera Hispanica, которые продвигают новый латиноамериканский оперный репертуар на международном уровне.
Опера XVIII века
[ редактировать ]состоялась премьера оперы «Партенопа» В 1711 году в Мехико . Его музыку написал Мануэль де Сумайя , самый выдающийся мексиканский композитор эпохи барокко. Эта опера особенно важна, потому что это была первая опера, написанная в Северной Америке, и первая опера, написанная в Америке кем-то из Америки.
Опера XIX века
[ редактировать ]Первой оперой, написанной и представленной в Бразилии, была » Хосе Маурисио Нунеса Гарсиа «I Due Gemelli ; текст с тех пор был утерян. «Noite de São João» можно считать первой истинно бразильской оперой с текстом на португальском языке Элиаса Альвареша Лобо . Самым известным бразильским композитором был Антониу Карлос Гомеш . Премьера многих его опер состоялась в Италии с текстами на итальянском языке. Однако Гомес часто использовал в своем творчестве типично бразильские темы, например, в своих операх «Гуарани» и «Ло Скьяво» . [ 5 ] [ 6 ]
Хотя Мексика и другие страны уже начали ставить свои собственные оперы, мнение Европы об этих новых операх считалось более важным, чем собственное мнение Латинской Америки. [ 7 ] Более того, большинство исполнителей в Мексике были европейцами, и потребовалось немало времени, прежде чем Мексика получила собственный контроль над своими оперными труппами и представлениями. [ 7 ]
Опера девятнадцатого века «Гуатимоцин» мексиканского композитора Анисето Ортеги была первой сознательной попыткой включить доиспанские элементы в формальные характеристики оперы. [ 8 ] Другими важными мексиканскими операми XIX века являются «Агоранте», «Рей де ла Нубия» Мигеля Менесеса (премьера которого состоялась во время памятных торжеств по случаю дня рождения императора Мексики Максимилиана I ), «Пирро де Арагон» Леонардо Каналеса и «Кеофар» Фелипе Вильянуэва . Оперные произведения Мелесио Моралеса являются самыми важными в Мексике XIX века. Его оперы «Ромео и Джульета» , «Ильдегонда» , «Джино Корсини» и «Клеопатра» имели большой успех среди публики Мехико, а премьера состоялась в Европе. Премьера последней оперы Мелесио Моралеса « Анита» , написанной в 1908 году, состоялась только в 2000 году.
Последний период творчества Моралеса совпал с созданием опер в Мексике его сыном Хулио Моралесом , а также опер Фелипе Вильянуэвы , Рикардо Кастро и Густаво Э. Кампы . — опер Кастро Рикардо в мире самых популярных . Произведение одна из . националистических Pascual de Rogatis, and Quiché Vinak by Иисуса Замок Эта традиция стала частью оперного движения на рубеже веков, в котором среди других важных фигур были Элиодоро Ортис де Сарате (Чили), Хосе Мария Понсе де Леон (Колумбия), Аугусто Аццали (Колумбия) и Леон Рибейро (Уругвай). ), Франсиско Харгривз (Аргентина), Мигель Рохас (Аргентина) и Эдоардо Торренс (Аргентина).
венесуэльской оперой стала «Мастер Руфо Сапожник» , опера-буффа, Хосе Марией опере Осорио в Первой написанная Антонио Гусмана Уайта . Ранее было сочинено несколько сарсуэл , но первой премьерой считается «Немцы в Италии» Хосе Анхеля Монтеро в 1860-х годах. Монтеро также представил премьеры одноактных сарсуэл «День рождения Леоноры» , «Немой шарлатан» , «Модница» и многих других. Другим крупным венесуэльским композитором был Рейнальдо Хан , чьи оперы включают «Венецианский купец» и «Сибулетта» . На творчество Хана большое влияние оказал его учитель Жюль Массне . В сарсуэле еще одной важной фигурой был Педро Элиас Гутьеррес , который включил в свое творчество типично венесуэльские ритмы.
Томаса Гирибальди » «Паризина считается первой уругвайской оперой. Премьера состоялась в сентябре 1878 года. Произведение имело большой успех и пробудило интерес публики к операм уругвайских композиторов. Благодаря этому успеху уругвайский Оскар Кэмпс-и-Солер написал свою оперу «Эсмеральда, Гитана» по мотивам романа Виктора Гюго 1831 года «Горбун из Нотр-Дама» ; Премьера оперы состоялась в Монтевидео в 1879 году. Среди других уругвайских композиторов, написавших оперу в эту эпоху, вдохновленные успехом «Паризины» , можно назвать Леона Рибейро и Альфонсо Брокуа . Леона Рибейро Премьера своей оперы «Колон» состоялась в 1892 году во время празднования 400-летия открытия Америки. Альфонсо Брока написал одну оперу «Табаре » по мотивам одноименного стихотворения Хосе Соррильи де Сан-Мартина 1888 года .
В XIX и XX веках в Латинской Америке был поставлен ряд опер, темой которых был конфликт между европейцами и коренными народами. Среди важнейших опер этого типа — «Лиропея» Леона Рибейро (Уругвай); Гуатимоцин ( Анисето Ортеги Мексика); «Гуарани» ( Антонио Карлоса Гомеша 1836–1896) по роману бразильца Хосе Мартиниано де Аленкара ; «Он строит» Рикардо Кастро (Мексика, 1864–1907); три одноименные оперы по мотивам « Табаре» Хосе Соррильи де Сан-Мартина , написанные соответственно Артуро Косгая Себальосом (Мексика, 1869–1937), Хелиодоро Осегера (Мексика) и Альфонсо Брока (Уругвай); Колумба» Федерико Руиса (Венесуэла) и три эквадорские оперы по романам , или драма среди » дикой « Мученики по сценарию Хуана Леона «Командир природы », «Джунгли Мера Педро Пабло Траверсари Салазара (1874–1956) и «Командир» Сиксто Марии Дюран Карденас (1875–1947).
20 век и современная опера
[ редактировать ]Аргентина
В Аргентине опера развивалась благодаря массовой европейской (в основном итальянской) иммиграции в начале века и открытию театра Колон в 1908 году, где состоялось большинство мировых премьер. К наиболее влиятельным аргентинским оперным композиторам относятся Этторе Паницца (чья опера «Аврора» была заказана для первого сезона Колона и «Бизансио» с 1939 года), Фелипе Боэро ( «Эль-Матреро» с 1929 года, его самая известная опера, а также «Тукуман» 1918 года, «Ариана и Дионисос» , 1920 год, «Ракела» , 1923 и Сирипо , 1937), Хуан Хосе Кастро (композитор «Бодас де Сангре» и «Сапатера Продигиоза» , как по Федерико Гарсиа Лорки пьесам , так и «Прозерпина и эль Экстерьер» , 1952), Карлос Лопес Бучардо ( «Эль Суэньо де Альма» , 1914), Паскуаль Де Рогатис ( «Уэмак» , 1916 и «Невеста еретика» , 1934), Эдуардо Гарсиа Мансилья ( «Ангельская Мануэлита» , 1917), Константино Гайто ( «Петронио» , 1919; Оллантай , 1926, «Кровь гитары» ), 1927, Флоро Угарте ( «Сайка» , 1920), Жилардо Джиларди ( «Ильзе» , 1923; «Легенда об Урутау» , 1934), Атос Пальма ( Назда , 1924), Гектор Иглесиас Виллу ( «Эль Оро дель Инка» , 1953), Вирту Мараньо и Альберто Хинастера, композитор Дона Родриго , Беатрикс Ченчи и Бомарцо . [ 9 ]
В последние годы среди других аргентинских оперных композиторов были Роберто Гарсия Морильо ( «Дело Майяра» , 1977), Марио Перуссо ( «Голос молчания» ), Клаудио Гуиди-Дрей ( «Медея» , 1973), Хуан Карлос Зорзи ( «Антигона Велес » , 1991 и «Дон Хуан» , 1993). Лагеря Помпео ( «Гасьенда» , 1987, «Марафон» , 1990 и «Тьма разума» , 1996), Херардо Гандини ( Отсутствующий город» , 1995 и «Лидеркрайс» , 2000), Астор Пьяццолла (« Мария де Буэнос-Айрес » ) и Аголиев Освальдо « '') . В 2006 году Центр экспериментов (CETC) театра Колон предложил национальному поэту Родольфо Энрике Фогу поработать с выбранным им композитором. Я выбрал Оскара Эдельштейна, который впоследствии написал сценарий к «Вечному плаванию: Лос Монструито» на основе двух стихотворений Фогвилла: «Против кристалла аквариума» и «Эль Антес де Акуарио». los Monstruito» из книги «Lo Dado», чтобы превратить их в непрерывный дискурс, функционирующий как драматический текст. Опера посвящена президентству Менема и эпохе упадка, что привело к заголовку музыкального критика Хуана Карлоса Монтеро. , «Поэтика против социальной деградации». [ 10 ]
Бразилия
Важными бразильскими оперными композиторами первой половины 20-го века являются Эйтор Вилла-Лобос , композитор таких опер, как «Изат» , «Йерма» и «Аглая» ; и Камарго Гварниери , композитор «Ум Хомем Со» и Педро Малазарте . Современная бразильская опера продолжает эти авангардные тенденции, как и в случае с такими произведениями, как «Ольга» Хорхе Антунеса , «Буря» Роналду Миранды , «О Чиентиста» и Сильвио Барбато «Тамандуа (Муравьед) – Бразильская опера» Жоао Макдауэлла . основатель Международной бразильской оперной труппы (IBOC) , [ 11 ] некоммерческая организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, миссией которой является создание нового репертуара на основе сотрудничества бразильских и зарубежных артистов.
Куба
Опера присутствует на Кубе с конца 18 века.
Эквадор
Среди последних эквадорских опер — «Враги» Месиаса Майгуашки , основанные на рассказе Тайное чудо» « Хорхе Луиса Борхеса ; «Мануэла и Боливар» Диего Лузуриаги ; и инструментальная опера Древо птиц» « Артуро Родаса .
Мексика
В 1940-х годах Карлос Чавес был директором Национального института изящных искусств (INBA), который был федеральным учреждением по защите и управлению изобразительным искусством. [ 12 ] До его создания мексиканские композиторы были ограничены в творчестве и сталкивались со многими препятствиями. [ 12 ] Кроме того, Чавес основал оперную труппу и академию в рамках INBA, которые стремились дать начинающим артистам возможность учиться, выступать и сочинять оперу в Мексике. [ 12 ] Помимо интереса Чавеса к расширению доступности оперы в Мексике, он сам был опытным композитором, который интегрировал аспекты индейства в свое творчество, сочетая традиционную итальянскую оперу с латиноамериканской культурой. [ 13 ] Благодаря его широкому влиянию этот новый стиль стал популярным в Мексике с 1920-х по 1950-е годы, несмотря на то, что он был представлен ранее. [ 13 ]
Другая интересная группа — это композиторы, которые пытались развивать юкатекскую оперную традицию, основанную на легендах майя. Эти композиторы обычно работают в Мериде, Юкатан , и вызывают презрение со стороны мексиканских историков-националистов. В число этих композиторов входят Косгайя Себальос , Риос Эскаланте , Рикальде Могуэль , Ривера Веладор , Карденас Самада и Джебе Хальвдан . В первой половине 20-го века композитор Хулиан Каррильо был важной фигурой в мексиканской опере наряду с подобными ему композиторами, в том числе Антонио Гомесандой , Хуаном Леоном Марискалем , Джулией Алонсо , Софией Кансино де Куэвас , Хосе Ф. Васкесом , Арнульфо Мирамонтесом. , Рафаэль Х. Тельо , Франсиско Камачо Вега и Эфраин Перес Камара . Все эти композиторы были отвергнуты официальной музыкальной историографией, которая признает творчество только композиторов-националистов. С конца 20 века в Мексике (да и во всей Латинской Америке) композиторы все больше интересуются написанием опер. В число важных мексиканских оперных композиторов начала 21 века входят Федерико Ибарра , Даниэль Катан , Леандро Эспиноса , Марсела Родригес , Виктор Расгадо , Хавьер Альварес , Роберто Бануэлас , Луис Хайме Кортес , Хулио Эстрада , Габриэла Ортис , Энрике Гонсалес Медина , Мануэль Энрикес Ромеро , Леопольдо Новоа , Хильда Паредес Марио Стерн , Рене Торрес , Хуан Тригос , Самуэль Зиман , Матиас Хинке , Рикардо Зон-Малдун , Исаак Бануэлос , Габриэль де Диос Фигероа , Энрике Гонсалес-Медина , Хосе Карлос Ибаньес Ольвера , Виктор Мендоса и Эммануэль Васкес .
Уругвай
Среди последних уругвайских опер - «Время и снова Барелас» Мигеля дель Агилы , полная опера, премьера которой состоялась в 2006 году по заказу города Альбукерке в честь его трехсотлетия. Другие оперы Мигеля дель Агилы включают «Куаутемок» и «Пропавший композитор» , премьера которых состоялась в США.
Венесуэла
В современной Венесуэле есть много великих лирических композиторов, в том числе Мария Луиза Эскобар , чьи произведения включают «Канаиме» , «Голубые орхидеи » и «Принцессу подсолнуха». Среди других важных композиторов - Гектор Пеллегатти (автор веристической оперы «Эль Негро Мигель» на слова Педро Бланко Вилариньо ), [ 14 ] Алексис Раго (автор книг «Эль Парамо» , «Миранда» и «Фройлан эль Инфаусто» ) [ 15 ] и Федерико Руис (автор знаменитой оперы-буффа «Лос-Мартириос де Колон » на либретто Аквилеса Насоа ). [ 16 ] Сегодня большая часть оперативной деятельности в Венесуэле происходит в Театре Тереза Карреньо . таких опер, как «Эль Парамо» Алексиса Раго и «Мартириос де Колон» Федерико Руиса Здесь недавно состоялась премьера .
Среди других недавних премьер - опера Гертрудис» « Герардо Герулевича на либретто Ксиомары Морено , премьера произведения состоялась на концерте и в полной постановке в Каракасе, Венесуэла.
Американский композитор венесуэльского происхождения Сильвия Константинидис, написавшая музыку и либретто для нескольких лирических произведений: двух современных драматических опер, «Араминта» и «Афродита» ; одна экспериментальная короткая опера «Аврора» ; и три детские оперы: «Линкольн» , «Понсе де Леон» и «Первый День Благодарения» . Премьера некоторых сцен из «Араминты» состоялась на концерте в Англии в 2017 году. Премьера «Афродиты » состоялась на концерте в Англии в 2015 году, а также в Майами, США, в 2015 году. Премьера экспериментальной короткометражной оперы «Аврора» состоялась в Англии в 2011 году. Три детские оперы: Линкольн , Понсе де Леон и Первый День Благодарения ; Премьеры всех этих опер состоялись во Флориде, США, в 2001, 2002 и 2003 годах. За эти три детские оперы Константинидис получил награду «Выдающийся педагог 2003 года» от «Фонда семьи Этель и У. Джорджа Кеннеди» и организации «Молодые покровительницы театра». Опера, Гранд Опера Флориды. [ 17 ] В 2024 году Анхель Эрнандес Ловера представила премьеру оперы «Алиса» под управлением Элизы Веги.
Перу
В ноябре 2012 года были поставлены камерные оперы «Secreto», «La Cena», «Post Mortem», «Maria Fernanda se reb(v)ela» и «Sacrificio» композиторов Клары Петроцци , Гонсало Гарридо Лекка , Садиеля Куэнтаса , Рафаэля Леонардо Джунчайи и Альваро. Премьера «Суньиги» состоялась во французском театре Альянс. [ 18 ] Все пять опер имели либретто Марицы Нуньес . В декабре 2012 года Нило Веларде в Большом национальном театре Перу состоялась премьера оперы «Акас Кас» на либретто Селесты Виале по заказу Министерства культуры Перу в исполнении Национального оркестра Перу, Национального балета, Национального фольклорного ансамбля, Национального хора и Национального детского хора. . [ 19 ] В октябре 2013 года в Большом национальном театре Перу Национальным детским хором состоялась премьера оперы Нило Веларде «Сьюдад-Бахо-эль-Мар» на либретто Марицы Нуньес. [ 20 ] Джимми Лопеса « Бель Канто » на либретто Нило Круза по заказу Лирической оперы Чикаго В декабре 2015 года в Театре Ардиса Крайника Гражданского оперного театра Чикаго состоялась премьера . В мае 2016 года в Хельсинки, Финляндия, состоялась премьера «Ger Mania» Альваро Зуньиги на либретто Марицы Нуньес. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Список мексиканских опер
- Список аргентинских опер
- Список оперных трупп Латинской Америки и Южной Америки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вогели, Нэнси (июнь 1996 г.). «Итальянская опера в ранней национальной Мексике». Ежеквартальный журнал «Современный язык» . 57 (2): 279–288. дои : 10.1215/00267929-57-2-279 . S2CID 162163744 .
- ^ Штейн, Луиза К. (1999), La Purple de la Rosa. Архивировано 24 мая 2006 г. в Wayback Machine (Введение в критическое издание партитуры и либретто), Ediciones Iberautor Promocionescultural SRL / Instituto Complutense de Ciencias Musicales, 1999, ISBN 8480482923 (перепечатано с разрешения издателя на Mundoclasico.com). По состоянию на 5 сентября 2008 г.
- ^ Арайко, Сусана Эрнандес (1993). «О банкетах, границах и барочной Мексике: Сор Хуана и первая опера «Нового мира»». Филология Тихоокеанского побережья . 28 (2): 121–128. дои : 10.2307/1316628 . JSTOR 1316628 .
- ^ Когель, Джон (февраль 2015 г.). «Музыка от независимости до революции. Artes de México, 97. Мехико: Artes de México, 2010, с компакт-диском. - Оперные арии для сопрано. Мелесио Моралес. Введение Карла Беллинхаузена. Под редакцией Сони Махорро. Мехико: Национальный совет по культуре и искусству, Национальный институт изящных искусств, Национальная музыкальная консерватория, 2012 г. - Опера в Мексике: от независимости до начала революции (1821–1910). Город: Национальный институт изящных искусств и литературы. Национальный совет по культуре и искусству, 2010 г. - 200 лет развлечений: Мехико. Под редакцией Марии Кристины Гарсиа Сепеда, Деборы Хольц и Хуана Карлоса Мена. Мехико: Auditorium National, Trilce Ediciones, Editorial Oceano de México, 2010. - Точки зрения. Критические эссе Альбы Эрреры и Огасона. Введение Яэля Битрана Горена: Национальный институт изящных искусств, Национальный совет по культуре и искусству, 2012 (факсимиле опубликованного оригинального издания Мехико: Секретариат внутренних дел). 1920). - Альбом Рикардо Кастро: Иконографические и документальные исследования. Глория Кармона. Мехико: Национальный совет по культуре и искусству, 2009 г. - Хосе Ролон: Музыкант. Рикардо Миранда. Художественные создатели Халиско, том. 2. Гвадалахара: Министерство культуры Халиско, 2009. — Сломанная песня: Сильвестре Ревуэльтас. Хулио Эстрада. Жизнь и мысль Мексики. Мехико: Фонд экономической культуры, Институт эстетических исследований, Национальный автономный университет Мексики>, 2012. - Сильвестр Ревуэльтас на сцене и экране: Музыка Сильвестра Ревуэльтаса для кино и сцены. Эдуардо Контрерас Сото. Мехико: Национальный институт изящных искусств и литературы, Национальный институт антропологии и истории, 2012. - Музыка XIX и XX веков. Под редакцией Рикардо Миранды и Аурелио Тельо. Историческое и культурное наследие Мексики (1810–2010 гг.), Том. 4. Мехико: Национальный совет по культуре и искусству, 2013. – Музыка в Мексике: Панорама ХХ века. Под редакцией Аурелио Телло. Мексиканская библиотека: серия по истории и антропологии. Мехико: Фонд экономической культуры, Национальный совет по культуре и искусству, 2010». Журнал Общества американской музыки . 9 (1): 108–126. дои : 10.1017/s1752196314000558 .
- ^ Вольпе, Мария Алиса (2002). «Переделка бразильского мифа о национальном фонде: Иль Гуарани ». Обзор латиноамериканской музыки / Revista de Música Latinoamericana . 23 (2): 179–194. дои : 10.1353/лат.2002.0019 . JSTOR 1556448 . S2CID 191286736 . Гейл A94773118 Проект МУЗА 19484 .
- ^ Беаг, Жерар (2002). «Скиаво, Ло». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O005192 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б Окс, Анна (2011). «Оперные достижения в европейском масштабе: французские и английские корреспонденты в Мексике конца девятнадцатого века». Оперный журнал . 44 (1/2): 3–11. ПроКвест 1316619884 .
- ^ Граут и Уильямс Вайгель (2003), с. 561.
- ^ Театр Колон . Архивы выступлений. Архивировано 15 мая 2010 г. на Wayback Machine (на испанском языке).
- ^ «Поэтика о социальной деградации» . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Международная бразильская опера» . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Сааведра, Л. (2 июля 2008 г.). «Постановка нации: раса, религия и история в мексиканской опере 1940-х годов». Ежеквартальный журнал «Опера» . 23 (1): 1–21. дои : 10.1093/oq/kbn018 .
- ^ Jump up to: а б Беаг, Жерар (2006). «Индизм в латиноамериканской художественно-музыкальной композиции 1920-1940-х годов: примеры из Мексики, Перу и Бразилии». Латиноамериканский музыкальный обзор . 27 (1): 28–37. дои : 10.1353/лат.2006.0016 . S2CID 191297276 . Проект МУЗА 206742 .
- ^ «Новости из Валенсии, Карабобо, Венесуэлы и мира» . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 17 декабря 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Мученики Колумба» . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 г. Проверено 17 декабря 2009 г.
- ^ «Юные покровительницы оперы» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 года . Проверено 24 января 2011 г.
- ^ «Современная короткая опера поступает во Французский Альянс» . 21 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Программа для рук «АКАС КАС, обещание воина» » . 10 декабря 2012 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Национальный детский хор представляет перуанскую оперу «Город под водой | Министерство культуры» (на испанском языке). Cultura.gob.pe . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Эрик Роузи» . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Граут, Дональд Джей и Уильямс, Гермина Вайгель (2003). Краткая история оперы , издательство Колумбийского университета. ISBN 0231119585