Jump to content

Опера на Кубе

Опера присутствует на Кубе с конца XVIII века, когда был построен первый полноценный театр под названием «Колизео». С тех пор и по настоящее время кубинский народ очень любит оперу, и многие кубинские композиторы развивают оперный жанр, иногда с большим успехом на международном уровне.

Первое задокументированное оперное мероприятие в Гаване состоялось в 1776 году. Об этом представлении упоминается в заметке, опубликованной в газете Diario de La Habana 19 декабря 1815 года: «…Сегодня, среда, 19-го числа текущего, если позволит погода, новый Будет исполнена трагическая опера в трех действиях, содержащая 17 музыкальных произведений, под названием « Покинутая Дидона» […] Это одна из премьерных драм французского театра, единственная в Италии. сочиненная знаменитым Метастазио, заслужила исключительные аплодисменты и была исполнена в этом городе 12 октября 1776 года». [ 1 ] 9 августа 1807 года в гаванской газете была опубликована еще одна заметка, в которой сообщалось: «В этой типографии идет лирико-героическая драма под названием «Америка и Аполо» , которая будет представлена ​​в этом театре…», а 8 сентября следующего года Премьера анонсированной пьесы состоялась в бывшем театре «Колизео» , уже сменившем название на «Принципал» . Это было первое лирическое произведение, написанное на Кубе, о котором мы располагаем информацией, а композитором его был Мануэль де Секейра-и-Аранго, капитан Гаванского пехотного полка. На самом деле это произведение представляло собой «драматическое действие» в метастазийском стиле; краткая композиция, в которой время от времени участвовал хор. [ 2 ]

С 1810 по 1832 год лирическая труппа исполнила в Гаване несколько опер, среди которых были « Четыре колонны испанского трона» и «Эль-майор Диа де ла Гавана» , [ 3 ] а в 1811 году в этот город прибыла еще одна труппа, в которую входили сопрано Мариана Галино, контральто Изальбель Гамборино, тенор Хуан Палау и итальянский композитор Стефано Кристиани. Кристиани и другие испанские композиторы, такие как Мануэль Антонио Кокко и Хосе Серрано, были очень активны, создавая, продюсируя и дирижируя операми в Гаване между 1815 и 1832 годами. [ 4 ]

Кристобаль Мартинес Коррес был первым кубинским оперным композитором, но его произведения, такие как «Эль-дьявол-контрабандиста» и «Дон папанеро», никогда не исполнялись впервые и не сохранились до настоящего времени. Композитор и пианист Мартинес Коррес родился в Гаване в 1822 году и вместе с семьей поселился во Франции, когда ему было всего девять лет; а позднее они отправились в Италию. Из-за его преждевременной смерти третья опера под названием «Сафо» так и не вышла на раннюю творческую стадию. Мартинес Коррес умер в Генуе в 1842 году. [ 5 ]

Среди оперных композиторов, работавших на Кубе в первой половине XIX века, можно упомянуть испанцев Хосе Марию Треспуэнтеса и Нарцисо Тельеса, а также итальянца Энеа Элиа. Следует также упомянуть двух других известных итальянских композиторов, которые в очень молодом возрасте приехали в Гавану для работы в качестве инструментальных исполнителей в сезоне 1846–1847 годов и пробыли на Кубе несколько лет. Один из них, Джованни Баттиста Боттезини, сочинил свою первую оперу под названием «Колон» на Кубе , на острове; а другой композитор, Луиджи Ардити , также представил на Кубе премьеру своей оперы «Гульнара» , всего через четыре дня после оперы Боттезини. [ 6 ]

Луиджи Ардити

Североамериканский пианист и композитор Луи Моро Готшальк жил на Кубе с 1845 по 1862 год и там развивал важную деятельность как исполнитель, дирижер и композитор. Готшальк использовал афро-кубинские элементы стиля в сложных классических формах, таких как «Каприс ди Бравура» , основанный на теме Кокойе , а также опера под названием «Fiesta Campestre Cubana» ( Кубинский сельский праздник ). [ 7 ]

Об этой опере Готшальк писал в своих воспоминаниях: «Через два месяца (на основании предложения генерал-аншефа предоставить в мое распоряжение все военные оркестры) у меня возникла, как я вам говорю, идея устроить большой фестиваль. , и я пришел к соглашению с дирижером итальянской оперы, тогда принадлежавшим Большому театру Такон. Контракт, по которому он обязался предоставить главных солистов, все хоры и весь оркестр с целью получения прибыли. с В результате я приступил к работе и сочинил на основе стихов на испанском языке, написанных для меня гаванского поэта, одноактную оперу под названием Fête champêtre Cubaine (Кубинский деревенский праздник) ». [ 8 ]

Вполне вероятно, что Fiesta Campestre Cubana станет первой оперой, включившей в себя элементы автохтонной кубинской музыки, поскольку в ее музыке можно отчетливо уловить ритм хабанера-танго, ранее неоднократно использовавшийся Готшальком в других произведениях кубинского стиля. Кристобаль Диас Айала говорит по этому поводу: «… «Escenas Campestres» представляет собой проблему: первая ли это кубинская опера или нет; в то время как Сомелл предполагал для своей «Антонелли» текст на итальянском языке, «Escenas Campestres» была написана на испанском языке. , и его музыка, несомненно, имеет определенный креольский привкус. Но критики даже того времени и позже игнорируют этот факт». [ 9 ]

Гаспар Вильяте-и-Монтес родился в Гаване в 1851 году и с раннего возраста проявил большой музыкальный талант. В детстве он начал учиться игре на фортепиано у Николаса Руиса Эспадеро и в 1867 году, когда ему было всего 16 лет, он сочинил свою первую оперу по драме Виктора Гюго под названием «Анджело, Тирано де Падуя» . Год спустя, в начале войны 1868 года, он вместе с семьей отправился в Соединенные Штаты и по возвращении в Гавану в 1871 году написал еще одну оперу под названием Las primeras Armas de Richelieu .

Виллат отправился во Францию ​​с целью продолжить обучение музыке в Парижской консерватории, где он брал уроки у Франсуа Базена , Викторьена де Жонсьера и Адольфа Данхаузера . Он сочинил множество инструментальных пьес, таких как контрадансы , хабанеры , романсы и вальсы , а в 1877 году с большим признанием публики состоялась премьера его оперы «Зилия» в Париже , которая была представлена ​​в Гаване в 1881 году. С тех пор Виллате сосредоточил свои усилия в основном на опере и сочинил такие пьесы, как «Ла Зарина» и «Бальтазар» , премьера которых состоялась в Ла Хайя и Королевском театре Мадрида соответственно. Известно, что он работал над оперой на кубинскую тему « Кристобаль Колон» , рукопись которой утеряна.

Виллате умер в Париже в 1891 году, вскоре после того, как приступил к сочинению лирической драмы « Люцифер» , от которой сохранились некоторые фрагменты. [ 10 ] следует упомянуть Лауреано Фуэнтеса Матонса, Юбера де Бланка и Игнасио Сервантеса Среди кубинских оперных композиторов XIX века . Лауреано Фуэнтес Матонс родился 3 июля 1825 года в Сантьяго-де-Куба и учился у Хуана Париса, Иерресуэло и Касамитяны. Он написал множество оркестровых и камерных произведений, а также оперу «Сейла» . [ 11 ] Юбер де Бланк, голландский пианист и композитор, обосновавшийся на Кубе, где была основана знаменитая консерватория, названная его именем, сочинил три оперы: «Патрия» , «Актея» и «Хикаона» . По словам Хорхе Антонио Гонсалеса, «Патрия» была первой кубинской оперой, основанной на теме Войн за независимость. [ 12 ]

Игнасио Сервантес

Один из важнейших кубинских композиторов Игнасио Сервантес написал лирическую драму «Малететто» и комическую оперу «Los Saltimbanquis» , премьера которой состоялась в гаванском театре «Альбису » 25 января 1901 года. Сервантес начал сочинять «Малететто» в 1895 году и смог завершить только два акта до своей смерти в 1905 году. [ 13 ]

В начале 20-го века в оперной постановке выделяются три композитора: Эдуардо Санчес де Фуэнтес, Хосе Маури Эстеве и Бернардо Монкада.

Эдуардо Санчес де Фуэнтес родился в Гаване в 1874 году в творческой семье; его отец был писателем, а мать - пианисткой и певицей. Он начал свое музыкальное обучение в консерватории Юбера де Бланка, а позже брал уроки у Карлоса Анкермана . В 1894 году он также получил степень юриста. [ 14 ] Когда Санчесу де Фуэнтесу было всего 18 лет, он сочинил знаменитую Хабанера «Tú» , которая имела необыкновенный международный успех. Алехо Карпентье сказал, что это «самая известная Хабанера». [ 15 ]

26 октября 1898 года Санчес де Фуэнтес представил в театре Альбису в Гаване премьеру своей первой оперы « Юмури» , основанной на теме колонизации острова. В нем принцесса-аборигенка влюбляется в красивого испанского завоевателя, который похищает ее на свадебной церемонии с другим коренным персонажем. В конце концов, во время побега оба трагически погибают во время землетрясения. [ 16 ]

Позднее Санчес де Фуэнтес написал еще пять опер: «Эль Науфраго» (1901), «Долороса» (1910), «Дорея» (1918), «Эль Каминанте» (1921) и «Кабелия» (1942). [ 17 ]

Хосе Маури Эстев написал множество сарсуэл для театра Альгамбра и одну оперу в трёх действиях под названием «Эсклава» , премьера которой состоялась 6 июня 1921 года в Национальном театре; [ 18 ] и Бернардо Монкада, родившийся в Тринидаде, в 1888 году, сочинил лирическую драму Pasión Criolla , а также оперы «Тереза» или «Эль Грито де Яра» и «Амара» или «Los adoradores del sol» . [ 19 ]

Также в первой половине 20-го века известный композитор Амадео Рольдан (1900-1939) написал так называемую гэльскую оперу [так в оригинале] в трех действиях под названием «Дейдра» , из которой он смог завершить только два акта до своей преждевременной смерти. . Его современник Алехандро Гарсия Катурла написал оперу «Манита в суэло» по сценарию Алехо Карпентье на афро-кубинскую тему. [ 20 ] Лучшим кубинским лирическим певцом XX века был оперный тенор Франсиско Фернандес Доминичис (итальянское имя: Франческо Доминичи ) (1885-1968). Меццо -сопрано Марта Перес была лучшей кубинской лирической певицей ХХ века (1924–2009). Она пела в знаменитом театре Ла Скала в Милане , Италия, в 1955 году. [ 21 ]

1960 по настоящее время

[ редактировать ]

Во второй половине 20-го века на Кубе продолжала процветать оперная постановка, часто использующая современную композиционную технику, а также современные темы. Наталио Галан, родившийся в Камагуэй в 1919 году, написал оперу « los días llenos» по сценарию Антона Арруфата, используя серийные техники; [ 22 ] и его коллега по музыкальной группе Renovación Иларио Гонсалес написали две оперы: «Открытые двери» (1964) и «Клаусура мелкой буржуазии» . [ 23 ]

Среди представителей нового поколения композиторов, которые начали творить преимущественно в конце 1950-х — начале 1960-х годов, следует упомянуть Роберто Санчеса Феррера, Эктора Ангуло и Хосе Лойолу Фернандеса. Роберто Санчес Феррер (род. 1927) сочинил оперу, вдохновленную биографией вьетнамского коммунистического партизана Нгуена Ван Трои , который был схвачен в 1963 году, когда он пытался установить взрывное устройство с целью убийства сержанта США Роберта Макнамары. Его казнили позднее. В этой опере под названием « Ван Трой » Санчес Феррер использовал вьетнамские мелодии и сериальные приемы. Эктор Ангуло (1932) написал камерную оперу «Ибейи Анья» по мотивам афро-кубинского рассказа Лидии Кабреры; а у Хосе Лойолы Фернандеса (1941) есть опера на афро-кубинскую тему под названием «Монсон и эль Рей де Коре» . [ 24 ]

Один из самых активных и выдающихся композиторов своего поколения, Серхио Фернандес Баррозу (также известный как Серджио Баррозу ) (1946), является автором оперы под названием La forma del camino , которая также носит дополнительное название s-XIV-69. (что означает Сигло XIV – 1969 г. ). В этом произведении продолжительностью около 60 минут в качестве сценария используется история из Пополь Вух (священного текста культуры майя) о мифических братьях Хун-Ахпу и Ишбаланке. В партитуру входят солисты и хор из девяти смешанных голосов в сопровождении инструментальной группы и электроакустической квадрафонической системы. Сцена требует возвышения сцены над пространственным положением хора, участники которого носят смокинги в отличие от более повседневной одежды солистов. Все певцы носят индийские маски. [ 25 ]

Известный кубинский композитор Роберто Валера недавно создал оперу под названием «Кубанакан» , основанную на амбициозном архитектурном проекте Национальной художественной школы (Куба) , расположенной в районе Гаваны Кубанакан; место загородного клуба Гаваны до кубинской революции 1959 года. Этот проект остался незавершенным до настоящего времени. [ 26 ]

(род. 1949) , принадлежащий к более позднему поколению, Композитор Хуан Пиньера включает в свой каталог две оперы: Amor con amor se paga 1987 года, состоящую из двух действий и основанную на тексте Хосе Марти; и La taza de cafe , написанная в 1989 году с двумя действиями и сценарием Хуана Рамона Амана по мотивам одноименного произведения Роландо Феррера. Одалин де ла Мартинес (род. 1949), кубинский композитор, живущий в Великобритании, написала оперную трилогию на афро-карибскую тему. [ 27 ]

Также кубино-американский композитор Орландо Хасинто Гарсия (1954 г.р.) является автором оперы « Превосходя время » для сопрано, инструментального и вокального камерного ансамбля, электроакустических средств массовой информации и видео, премьера которой состоялась на Загребской биеннале в Хорватии ансамблем. Кантус . [ 28 ]

Совсем недавно выделяются работы двух молодых кубинских композиторов: Хорхе Мартина и Луи Франца Агирре.

Хорхе Мартин родился в Сантьяго-де-Куба в 1959 году и в очень молодом возрасте поселился в США. Он изучал музыкальную композицию в Йельском и Колумбийском университетах. Он сочинил три лирических пьесы: «Чудовище и сверхчудовище», серию из четырех одноактных опер по мотивам рассказов Саки; «Тобермори» , одноактная опера, получившая первую премию на Пятой биеннале Национальной оперной ассоциации (США) и представленная в нескольких городах США; и «Пока не наступит ночь» , опера, основанная на знаменитой автобиографии кубинского писателя, драматурга и поэта Рейнальдо Аренаса , известного диссидента правительства Фиделя Кастро . [ 29 ]

Мартин приобрел права на мемуары в 1995 году и 15 лет работал над оперой, премьера которой наконец состоялась в 2010 году в опере Форт-Уэрта, что на данный момент является ее единственным спектаклем. Он получил восторженный отклик публики и неоднозначные отзывы. National Review назвала его «смелым как по либретто, так и по партитуре… достойное произведение искусства; трогательная история, представленная трогательно». [ 30 ]

Луи Франц Агирре (род. 1968) в настоящее время является одним из самых плодовитых и известных кубинских композиторов на международном уровне. В его каталог входят четыре оперных произведения: «Эббо» (1998), премьера которого состоялась 17 января 1999 года в театре «Бротфабрик» в Бонне, Германия; Ogguanilebbe (Литургия божественного слова) (2005), премьера которой состоялась в зале Парламента Кастелло ди Удине, Италия. Yo el Supremo (Комическая пьеса с Диктатором в одном действии), премьера которой состоялась 27 октября 2015 года в Театре Галилео, Мадрид, Испания, и «Путь мертвой любви» (Теогония: оперный манифест), по заказу ансамбля Lydenskab и при финансовой поддержке КОДА, Дания. Премьера состоялась 24 февраля 2017 года в Годсбанене, Орхус, Дания, в рамках культурной столицы Европы 2017 года Орхуса .

Луи Франц Агирре сказал о своей опере Yo el Supremo Я, Верховный» ):

С композиционной точки зрения это произведение является шагом вперед в моей идее «инструментальной драмы» или целостного инструмента. Как это уже обычно бывает во многих моих предыдущих работах, музыкант, обязательно виртуозный, одновременно является исполнителем, певцом и актером; на протяжении всей истории играют и поют одни и те же музыканты. Это как опера без певцов. Это фарс, который я называю «Комическая пьеса с Диктатором в одном действии». А комическая пьеса (Sainete), как и жанр испанского театра, всегда представляет собой пьесу комического характера; То же самое и с моей работой, хотя в «Йо эль Супремо» за этими смыслами и трюками кроется немало скрытой трагедии. Сарказм соседствует с дополнительной болью, хотя лишь немногие могут ее почувствовать. Ярким музыкальным примером является тема Марсельезы , связанная с Французской революцией и свободой, но здесь она переосмысливает свой первоначальный смысл, чтобы скрыть за ней репрессии, которые все диктаторы оказывают по отношению к своему народу; всегда во имя предполагаемой свободы, которая в конечном итоге лишь сводит все возможные свободы к cero. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гонсалес, Хорхе Антонио: Оперная композиция на Кубе. Редакция Letras Cubanas, Гавана, Куба, 1986.
  2. ^ Гонсалес, с. 10
  3. ^ Гонсалес, с. 15
  4. ^ Гонсалес, с. 9-35
  5. ^ Оровио, Хелио: кубинская музыка от А до Я. Tumi Music Ltd. Бат, Великобритания, 2004, с. 134.
  6. ^ Гонсалес, с. 47-66
  7. ^ Родригес Руидиас, Армандо: Звуки кубинской музыки. Эволюция инструментальных форматов на Кубе, 2015, с. 22
  8. ^ Моро Готшалк, Луи: Записки пианиста . Принстонский университет, 2006, с. 26.
  9. ^ Диас Айала, Кристобаль: Кубинская музыка, del Areyto a la Nueva Trova, Ediciones Universal, Майами, Флорида, 1993, стр. 46
  10. ^ Карпентье, Алехо: Музыка на Кубе, редакция Letras Cubanas, 1979, стр. 207 – 210.
  11. ^ Оровио, с. 87-88
  12. ^ Гонсалес, стр. 224.
  13. ^ Гонсалес, с. 253-271
  14. ^ Оровио, стр. 196.
  15. ^ Карпентье, с. 221
  16. ^ Гонсалес, с. 253-271
  17. ^ Гонсалес, с. 302
  18. ^ Оровио, с. 136
  19. ^ Гонсалес, стр. 476-523.
  20. ^ Гонсалес, с. 533
  21. ^ «Поиск — Архив Ла Скала» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  22. ^ Гонсалес, с. 551
  23. ^ Гонсалес, с. 555
  24. ^ Гонсалес, с. 556-567
  25. ^ Гонсалес, с. 557
  26. ^ Гаванская биеннале. Кубанская опера. Архивировано 24 апреля 2018 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Fringe Opera: Франческа Уикерс. Первая в мире афро-кубинская опера о рабстве. Интервью с Одалиной де ла Мартинес
  28. ^ «Орландо Хасинто Гарсия: Композитор, исполнитель, педагог» . Архивировано из оригинала 3 мая 2017 г. Проверено 11 мая 2017 г.
  29. ^ Фонд Cintas: Хорхе Мартин
  30. The Miami Herald , «Перед побегом с Кубы он был заключен в тюрьму за откровенность и гомосексуальность. Теперь его историю рассказывает опера».
  31. ^ Марродан, Марикармен А., «Интервью с Луи Агирре. Плотность, избыток, обряды: культурный синкретизм афро-кубинской теогонии»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2be0f7ef167fbc170817e587d704140__1716970680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/40/d2be0f7ef167fbc170817e587d704140.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Opera in Cuba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)