Опера на Кубе
Опера присутствует на Кубе с конца XVIII века, когда был построен первый полноценный театр под названием «Колизео». С тех пор и по настоящее время кубинский народ очень любит оперу, и многие кубинские композиторы развивают оперный жанр, иногда с большим успехом на международном уровне.
19 век
[ редактировать ]Первое задокументированное оперное мероприятие в Гаване состоялось в 1776 году. Об этом представлении упоминается в заметке, опубликованной в газете Diario de La Habana 19 декабря 1815 года: «…Сегодня, среда, 19-го числа текущего, если позволит погода, новый Будет исполнена трагическая опера в трех действиях, содержащая 17 музыкальных произведений, под названием « Покинутая Дидона» […] Это одна из премьерных драм французского театра, единственная в Италии. сочиненная знаменитым Метастазио, заслужила исключительные аплодисменты и была исполнена в этом городе 12 октября 1776 года». [ 1 ] 9 августа 1807 года в гаванской газете была опубликована еще одна заметка, в которой сообщалось: «В этой типографии идет лирико-героическая драма под названием «Америка и Аполо» , которая будет представлена в этом театре…», а 8 сентября следующего года Премьера анонсированной пьесы состоялась в бывшем театре «Колизео» , уже сменившем название на «Принципал» . Это было первое лирическое произведение, написанное на Кубе, о котором мы располагаем информацией, а композитором его был Мануэль де Секейра-и-Аранго, капитан Гаванского пехотного полка. На самом деле это произведение представляло собой «драматическое действие» в метастазийском стиле; краткая композиция, в которой время от времени участвовал хор. [ 2 ]
С 1810 по 1832 год лирическая труппа исполнила в Гаване несколько опер, среди которых были « Четыре колонны испанского трона» и «Эль-майор Диа де ла Гавана» , [ 3 ] а в 1811 году в этот город прибыла еще одна труппа, в которую входили сопрано Мариана Галино, контральто Изальбель Гамборино, тенор Хуан Палау и итальянский композитор Стефано Кристиани. Кристиани и другие испанские композиторы, такие как Мануэль Антонио Кокко и Хосе Серрано, были очень активны, создавая, продюсируя и дирижируя операми в Гаване между 1815 и 1832 годами. [ 4 ]
Кристобаль Мартинес Коррес был первым кубинским оперным композитором, но его произведения, такие как «Эль-дьявол-контрабандиста» и «Дон папанеро», никогда не исполнялись впервые и не сохранились до настоящего времени. Композитор и пианист Мартинес Коррес родился в Гаване в 1822 году и вместе с семьей поселился во Франции, когда ему было всего девять лет; а позднее они отправились в Италию. Из-за его преждевременной смерти третья опера под названием «Сафо» так и не вышла на раннюю творческую стадию. Мартинес Коррес умер в Генуе в 1842 году. [ 5 ]
Среди оперных композиторов, работавших на Кубе в первой половине XIX века, можно упомянуть испанцев Хосе Марию Треспуэнтеса и Нарцисо Тельеса, а также итальянца Энеа Элиа. Следует также упомянуть двух других известных итальянских композиторов, которые в очень молодом возрасте приехали в Гавану для работы в качестве инструментальных исполнителей в сезоне 1846–1847 годов и пробыли на Кубе несколько лет. Один из них, Джованни Баттиста Боттезини, сочинил свою первую оперу под названием «Колон» на Кубе , на острове; а другой композитор, Луиджи Ардити , также представил на Кубе премьеру своей оперы «Гульнара» , всего через четыре дня после оперы Боттезини. [ 6 ]

Североамериканский пианист и композитор Луи Моро Готшальк жил на Кубе с 1845 по 1862 год и там развивал важную деятельность как исполнитель, дирижер и композитор. Готшальк использовал афро-кубинские элементы стиля в сложных классических формах, таких как «Каприс ди Бравура» , основанный на теме Кокойе , а также опера под названием «Fiesta Campestre Cubana» ( Кубинский сельский праздник ). [ 7 ]
Об этой опере Готшальк писал в своих воспоминаниях: «Через два месяца (на основании предложения генерал-аншефа предоставить в мое распоряжение все военные оркестры) у меня возникла, как я вам говорю, идея устроить большой фестиваль. , и я пришел к соглашению с дирижером итальянской оперы, тогда принадлежавшим Большому театру Такон. Контракт, по которому он обязался предоставить главных солистов, все хоры и весь оркестр с целью получения прибыли. с В результате я приступил к работе и сочинил на основе стихов на испанском языке, написанных для меня гаванского поэта, одноактную оперу под названием Fête champêtre Cubaine (Кубинский деревенский праздник) ». [ 8 ]
Вполне вероятно, что Fiesta Campestre Cubana станет первой оперой, включившей в себя элементы автохтонной кубинской музыки, поскольку в ее музыке можно отчетливо уловить ритм хабанера-танго, ранее неоднократно использовавшийся Готшальком в других произведениях кубинского стиля. Кристобаль Диас Айала говорит по этому поводу: «… «Escenas Campestres» представляет собой проблему: первая ли это кубинская опера или нет; в то время как Сомелл предполагал для своей «Антонелли» текст на итальянском языке, «Escenas Campestres» была написана на испанском языке. , и его музыка, несомненно, имеет определенный креольский привкус. Но критики даже того времени и позже игнорируют этот факт». [ 9 ]
Гаспар Вильяте-и-Монтес родился в Гаване в 1851 году и с раннего возраста проявил большой музыкальный талант. В детстве он начал учиться игре на фортепиано у Николаса Руиса Эспадеро и в 1867 году, когда ему было всего 16 лет, он сочинил свою первую оперу по драме Виктора Гюго под названием «Анджело, Тирано де Падуя» . Год спустя, в начале войны 1868 года, он вместе с семьей отправился в Соединенные Штаты и по возвращении в Гавану в 1871 году написал еще одну оперу под названием Las primeras Armas de Richelieu .
Виллат отправился во Францию с целью продолжить обучение музыке в Парижской консерватории, где он брал уроки у Франсуа Базена , Викторьена де Жонсьера и Адольфа Данхаузера . Он сочинил множество инструментальных пьес, таких как контрадансы , хабанеры , романсы и вальсы , а в 1877 году с большим признанием публики состоялась премьера его оперы «Зилия» в Париже , которая была представлена в Гаване в 1881 году. С тех пор Виллате сосредоточил свои усилия в основном на опере и сочинил такие пьесы, как «Ла Зарина» и «Бальтазар» , премьера которых состоялась в Ла Хайя и Королевском театре Мадрида соответственно. Известно, что он работал над оперой на кубинскую тему « Кристобаль Колон» , рукопись которой утеряна.
Виллате умер в Париже в 1891 году, вскоре после того, как приступил к сочинению лирической драмы « Люцифер» , от которой сохранились некоторые фрагменты. [ 10 ] следует упомянуть Лауреано Фуэнтеса Матонса, Юбера де Бланка и Игнасио Сервантеса Среди кубинских оперных композиторов XIX века . Лауреано Фуэнтес Матонс родился 3 июля 1825 года в Сантьяго-де-Куба и учился у Хуана Париса, Иерресуэло и Касамитяны. Он написал множество оркестровых и камерных произведений, а также оперу «Сейла» . [ 11 ] Юбер де Бланк, голландский пианист и композитор, обосновавшийся на Кубе, где была основана знаменитая консерватория, названная его именем, сочинил три оперы: «Патрия» , «Актея» и «Хикаона» . По словам Хорхе Антонио Гонсалеса, «Патрия» была первой кубинской оперой, основанной на теме Войн за независимость. [ 12 ]

Один из важнейших кубинских композиторов Игнасио Сервантес написал лирическую драму «Малететто» и комическую оперу «Los Saltimbanquis» , премьера которой состоялась в гаванском театре «Альбису » 25 января 1901 года. Сервантес начал сочинять «Малететто» в 1895 году и смог завершить только два акта до своей смерти в 1905 году. [ 13 ]
1901–1959
[ редактировать ]В начале 20-го века в оперной постановке выделяются три композитора: Эдуардо Санчес де Фуэнтес, Хосе Маури Эстеве и Бернардо Монкада.
Эдуардо Санчес де Фуэнтес родился в Гаване в 1874 году в творческой семье; его отец был писателем, а мать - пианисткой и певицей. Он начал свое музыкальное обучение в консерватории Юбера де Бланка, а позже брал уроки у Карлоса Анкермана . В 1894 году он также получил степень юриста. [ 14 ] Когда Санчесу де Фуэнтесу было всего 18 лет, он сочинил знаменитую Хабанера «Tú» , которая имела необыкновенный международный успех. Алехо Карпентье сказал, что это «самая известная Хабанера». [ 15 ]
26 октября 1898 года Санчес де Фуэнтес представил в театре Альбису в Гаване премьеру своей первой оперы « Юмури» , основанной на теме колонизации острова. В нем принцесса-аборигенка влюбляется в красивого испанского завоевателя, который похищает ее на свадебной церемонии с другим коренным персонажем. В конце концов, во время побега оба трагически погибают во время землетрясения. [ 16 ]
Позднее Санчес де Фуэнтес написал еще пять опер: «Эль Науфраго» (1901), «Долороса» (1910), «Дорея» (1918), «Эль Каминанте» (1921) и «Кабелия» (1942). [ 17 ]
Хосе Маури Эстев написал множество сарсуэл для театра Альгамбра и одну оперу в трёх действиях под названием «Эсклава» , премьера которой состоялась 6 июня 1921 года в Национальном театре; [ 18 ] и Бернардо Монкада, родившийся в Тринидаде, в 1888 году, сочинил лирическую драму Pasión Criolla , а также оперы «Тереза» или «Эль Грито де Яра» и «Амара» или «Los adoradores del sol» . [ 19 ]
Также в первой половине 20-го века известный композитор Амадео Рольдан (1900-1939) написал так называемую гэльскую оперу [так в оригинале] в трех действиях под названием «Дейдра» , из которой он смог завершить только два акта до своей преждевременной смерти. . Его современник Алехандро Гарсия Катурла написал оперу «Манита в суэло» по сценарию Алехо Карпентье на афро-кубинскую тему. [ 20 ] Лучшим кубинским лирическим певцом XX века был оперный тенор Франсиско Фернандес Доминичис (итальянское имя: Франческо Доминичи ) (1885-1968). Меццо -сопрано Марта Перес была лучшей кубинской лирической певицей ХХ века (1924–2009). Она пела в знаменитом театре Ла Скала в Милане , Италия, в 1955 году. [ 21 ]
1960 по настоящее время
[ редактировать ]Во второй половине 20-го века на Кубе продолжала процветать оперная постановка, часто использующая современную композиционную технику, а также современные темы. Наталио Галан, родившийся в Камагуэй в 1919 году, написал оперу « los días llenos» по сценарию Антона Арруфата, используя серийные техники; [ 22 ] и его коллега по музыкальной группе Renovación Иларио Гонсалес написали две оперы: «Открытые двери» (1964) и «Клаусура мелкой буржуазии» . [ 23 ]
Среди представителей нового поколения композиторов, которые начали творить преимущественно в конце 1950-х — начале 1960-х годов, следует упомянуть Роберто Санчеса Феррера, Эктора Ангуло и Хосе Лойолу Фернандеса. Роберто Санчес Феррер (род. 1927) сочинил оперу, вдохновленную биографией вьетнамского коммунистического партизана Нгуена Ван Трои , который был схвачен в 1963 году, когда он пытался установить взрывное устройство с целью убийства сержанта США Роберта Макнамары. Его казнили позднее. В этой опере под названием « Ван Трой » Санчес Феррер использовал вьетнамские мелодии и сериальные приемы. Эктор Ангуло (1932) написал камерную оперу «Ибейи Анья» по мотивам афро-кубинского рассказа Лидии Кабреры; а у Хосе Лойолы Фернандеса (1941) есть опера на афро-кубинскую тему под названием «Монсон и эль Рей де Коре» . [ 24 ]
Один из самых активных и выдающихся композиторов своего поколения, Серхио Фернандес Баррозу (также известный как Серджио Баррозу ) (1946), является автором оперы под названием La forma del camino , которая также носит дополнительное название s-XIV-69. (что означает Сигло XIV – 1969 г. ). В этом произведении продолжительностью около 60 минут в качестве сценария используется история из Пополь Вух (священного текста культуры майя) о мифических братьях Хун-Ахпу и Ишбаланке. В партитуру входят солисты и хор из девяти смешанных голосов в сопровождении инструментальной группы и электроакустической квадрафонической системы. Сцена требует возвышения сцены над пространственным положением хора, участники которого носят смокинги в отличие от более повседневной одежды солистов. Все певцы носят индийские маски. [ 25 ]
Известный кубинский композитор Роберто Валера недавно создал оперу под названием «Кубанакан» , основанную на амбициозном архитектурном проекте Национальной художественной школы (Куба) , расположенной в районе Гаваны Кубанакан; место загородного клуба Гаваны до кубинской революции 1959 года. Этот проект остался незавершенным до настоящего времени. [ 26 ]
(род. 1949) , принадлежащий к более позднему поколению, Композитор Хуан Пиньера включает в свой каталог две оперы: Amor con amor se paga 1987 года, состоящую из двух действий и основанную на тексте Хосе Марти; и La taza de cafe , написанная в 1989 году с двумя действиями и сценарием Хуана Рамона Амана по мотивам одноименного произведения Роландо Феррера. Одалин де ла Мартинес (род. 1949), кубинский композитор, живущий в Великобритании, написала оперную трилогию на афро-карибскую тему. [ 27 ]
Также кубино-американский композитор Орландо Хасинто Гарсия (1954 г.р.) является автором оперы « Превосходя время » для сопрано, инструментального и вокального камерного ансамбля, электроакустических средств массовой информации и видео, премьера которой состоялась на Загребской биеннале в Хорватии ансамблем. Кантус . [ 28 ]
Совсем недавно выделяются работы двух молодых кубинских композиторов: Хорхе Мартина и Луи Франца Агирре.
Хорхе Мартин родился в Сантьяго-де-Куба в 1959 году и в очень молодом возрасте поселился в США. Он изучал музыкальную композицию в Йельском и Колумбийском университетах. Он сочинил три лирических пьесы: «Чудовище и сверхчудовище», серию из четырех одноактных опер по мотивам рассказов Саки; «Тобермори» , одноактная опера, получившая первую премию на Пятой биеннале Национальной оперной ассоциации (США) и представленная в нескольких городах США; и «Пока не наступит ночь» , опера, основанная на знаменитой автобиографии кубинского писателя, драматурга и поэта Рейнальдо Аренаса , известного диссидента правительства Фиделя Кастро . [ 29 ]
Мартин приобрел права на мемуары в 1995 году и 15 лет работал над оперой, премьера которой наконец состоялась в 2010 году в опере Форт-Уэрта, что на данный момент является ее единственным спектаклем. Он получил восторженный отклик публики и неоднозначные отзывы. National Review назвала его «смелым как по либретто, так и по партитуре… достойное произведение искусства; трогательная история, представленная трогательно». [ 30 ]
Луи Франц Агирре (род. 1968) в настоящее время является одним из самых плодовитых и известных кубинских композиторов на международном уровне. В его каталог входят четыре оперных произведения: «Эббо» (1998), премьера которого состоялась 17 января 1999 года в театре «Бротфабрик» в Бонне, Германия; Ogguanilebbe (Литургия божественного слова) (2005), премьера которой состоялась в зале Парламента Кастелло ди Удине, Италия. Yo el Supremo (Комическая пьеса с Диктатором в одном действии), премьера которой состоялась 27 октября 2015 года в Театре Галилео, Мадрид, Испания, и «Путь мертвой любви» (Теогония: оперный манифест), по заказу ансамбля Lydenskab и при финансовой поддержке КОДА, Дания. Премьера состоялась 24 февраля 2017 года в Годсбанене, Орхус, Дания, в рамках культурной столицы Европы 2017 года Орхуса .
Луи Франц Агирре сказал о своей опере Yo el Supremo (« Я, Верховный» ):
С композиционной точки зрения это произведение является шагом вперед в моей идее «инструментальной драмы» или целостного инструмента. Как это уже обычно бывает во многих моих предыдущих работах, музыкант, обязательно виртуозный, одновременно является исполнителем, певцом и актером; на протяжении всей истории играют и поют одни и те же музыканты. Это как опера без певцов. Это фарс, который я называю «Комическая пьеса с Диктатором в одном действии». А комическая пьеса (Sainete), как и жанр испанского театра, всегда представляет собой пьесу комического характера; То же самое и с моей работой, хотя в «Йо эль Супремо» за этими смыслами и трюками кроется немало скрытой трагедии. Сарказм соседствует с дополнительной болью, хотя лишь немногие могут ее почувствовать. Ярким музыкальным примером является тема Марсельезы , связанная с Французской революцией и свободой, но здесь она переосмысливает свой первоначальный смысл, чтобы скрыть за ней репрессии, которые все диктаторы оказывают по отношению к своему народу; всегда во имя предполагаемой свободы, которая в конечном итоге лишь сводит все возможные свободы к cero. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гонсалес, Хорхе Антонио: Оперная композиция на Кубе. Редакция Letras Cubanas, Гавана, Куба, 1986.
- ^ Гонсалес, с. 10
- ^ Гонсалес, с. 15
- ^ Гонсалес, с. 9-35
- ^ Оровио, Хелио: кубинская музыка от А до Я. Tumi Music Ltd. Бат, Великобритания, 2004, с. 134.
- ^ Гонсалес, с. 47-66
- ^ Родригес Руидиас, Армандо: Звуки кубинской музыки. Эволюция инструментальных форматов на Кубе, 2015, с. 22
- ^ Моро Готшалк, Луи: Записки пианиста . Принстонский университет, 2006, с. 26.
- ^ Диас Айала, Кристобаль: Кубинская музыка, del Areyto a la Nueva Trova, Ediciones Universal, Майами, Флорида, 1993, стр. 46
- ^ Карпентье, Алехо: Музыка на Кубе, редакция Letras Cubanas, 1979, стр. 207 – 210.
- ^ Оровио, с. 87-88
- ^ Гонсалес, стр. 224.
- ^ Гонсалес, с. 253-271
- ^ Оровио, стр. 196.
- ^ Карпентье, с. 221
- ^ Гонсалес, с. 253-271
- ^ Гонсалес, с. 302
- ^ Оровио, с. 136
- ^ Гонсалес, стр. 476-523.
- ^ Гонсалес, с. 533
- ^ «Поиск — Архив Ла Скала» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гонсалес, с. 551
- ^ Гонсалес, с. 555
- ^ Гонсалес, с. 556-567
- ^ Гонсалес, с. 557
- ^ Гаванская биеннале. Кубанская опера. Архивировано 24 апреля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Fringe Opera: Франческа Уикерс. Первая в мире афро-кубинская опера о рабстве. Интервью с Одалиной де ла Мартинес
- ^ «Орландо Хасинто Гарсия: Композитор, исполнитель, педагог» . Архивировано из оригинала 3 мая 2017 г. Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ Фонд Cintas: Хорхе Мартин
- ↑ The Miami Herald , «Перед побегом с Кубы он был заключен в тюрьму за откровенность и гомосексуальность. Теперь его историю рассказывает опера».
- ^ Марродан, Марикармен А., «Интервью с Луи Агирре. Плотность, избыток, обряды: культурный синкретизм афро-кубинской теогонии»
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Оперой Кубы, на Викискладе?