Николас Руис Эспадеро
Николас Руис Эспадеро (15 февраля 1832 — 30 августа 1890) — кубинский пианист , композитор , преподаватель игры на фортепиано и редактор посмертных произведений американского композитора-пианиста Луи Моро Готшалька . [ 1 ]
Эспадеро родился и умер в Гаване . В свое время он был самым известным кубинским композитором, единственным, издававшимся за рубежом, единственным, кто, по крайней мере в глазах кубинских современников, мог конкурировать с композиторами Европы . [ 2 ]
Однако из всех кубинских композиторов XIX и начала XX веков он был самым ограниченным и своеобразным. Без школьного и формального музыкального образования он превратился в хронически застенчивого человека, эмоционально зависимого от своей матери. Он сочинял и постоянно репетировал, но давал мало концертов и мало общался с другими людьми. Эспадеро никогда не покидал Кубу , да и вообще редко покидал свой дом, где жил с семнадцатью кошками, окруженный стопками партитур европейской музыки. Обычно его называют отшельником, он умер от случайных ожогов после обычной ванны с алкоголем.
Хотя он вырос в космополитической атмосфере и был окружен черной кубинской музыкой , он был единственным кубинским композитором, который мало что перенял из местной музыкальной традиции, которая вдохновляла Мануэля Саумеля до него и Игнасио Сервантеса после него. У него было множество учеников, некоторые из них сами стали выдающимися музыкантами. Ничего из музыки Эспадеро не осталось в репертуаре, однако его более поздние произведения – предположительно его лучшие произведения, хотя и никогда не напечатанные – еще предстоит изучить. В 2006 году вышел компакт-диск с подборкой его фортепианной музыки.
Биография
[ редактировать ]Культура и общество
[ редактировать ]Куба тогда еще была испанской колонией и во всех вопросах управления, экономики, внутренней и внешней политики зависела от Мадрида . Остров был колониальной заводью, зараженной малярией и желтой лихорадкой . Общество Кубы было резко разделено на привилегированный класс землевладельцев и испанских колониальных администраторов, а также чернокожих рабов и мулатов. Среднего класса практически не существовало. Из более чем двух миллионов чернокожих менее 35 000 были свободны.
Происхождение и родители
[ редактировать ]Эспадеро родился в Гаване . [ 3 ] Его мать была пианисткой из Кадиса , Испания, которая отличилась в салонах Гаваны около 1810 года, исполняя Гайдна и Моцарта. Его отец, дон Николас Руис, был государственным служащим колониальной администрации. Как это часто бывает в обеспеченных семьях, отец хотел, чтобы его единственный сын стал юристом, офицером или администратором – но не музыкантом. Хотя отец Эспадеро гордился музыкальными талантами своей жены и был польщен зарождающимися артистическими способностями сына, он разрешал ему заниматься фортепиано только на полчаса каждый день. Но талант молодого Эспадеро оказался слишком силен. С раннего возраста он проявлял исключительные способности к игре на фортепиано. При соучастии своей матери молодой Эспадеро играл на пианино по несколько часов каждый день.
Музыкальное образование: 1840–1853 гг.
[ редактировать ]Эспадеро никогда не ходил в школу и, следовательно, не получил структурированного формального образования. Образование, которое он получил, было получено из кусочков и фрагментов европейской, особенно испанской, культуры, из избранных и очень неоднозначных чтений, а также из окружения кубинского высшего общества. В Гаване был оперный театр «Театро Колон», но единственные оперы, которые исполнялись и исполнялись импортными оперными труппами, были в основном Беллини, Доницетти, а затем и Верди.
8 июля 1844 года польский пианист и композитор Юлиан Фонтана , близкий друг Фредерика Шопена , дал в Гаване серию концертов и сольных концертов, исполнив произведения Листа, Шопена, Тальберга и его самого. Это был первый раз, когда на Кубе звучала музыка Шопена. Фонтана пробыл в Гаване полтора года (до ноября 1845 г.), давая концерты, сочиняя и преподавая. Эспадеро был среди учеников Фонтаны по игре на фортепиано.
К двадцати годам в нем уже были черты замкнутого и нелюдимого характера, которые переросли в среднюю и позднюю жизнь. Алехо Карпентье характеризует его так:
- Друзей своего возраста у него не было, он жил исключительно семьей, под постоянным присмотром матери. (...) Ему было шестнадцать, когда его отец без предварительного предупреждения упал замертво в его присутствии. Этот удар, вдовство, длительный период траура еще больше сузили, если это было возможно, горизонт Эспадеро. Он не выходил на улицу, не принимал приглашений и не бывал на прогулках. Он проводил дни за чтением, рисованием и сочинением. В сумерках он шел в музыкальный магазин недалеко от своего дома и играл на пианино до восьми часов вечера. Он не мог терпеть присутствия рядом с собой в такие моменты. С течением времени его подростковый невроз стал более выраженным, из-за чего он стал казаться нелюдимым, угрюмым и странным. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь и смерть: 1870–1890 гг.
[ редактировать ]Карпентье постулирует, что Эспадеро пришел к выводу, что в юности он находился под чрезмерным влиянием бравурной фортепианной музыки таких композиторов, как Сигизмунд Тальберг , Эмиль Прудан и Джозеф Ашер , среди других. Затем он обратился к сочинению произведений классических европейских музыкальных форм. Он написал фортепианное трио , скерцо , сонату и различные длинные этюды. Ничего из этого он не видел в печати. Как только Эспадеро начал избегать бравурных произведений того времени, издатели перестали интересоваться его музыкой.
Этот отказ от его более серьезных усилий, возможно, повлиял на его душевное состояние. Смерть его матери в 1885 году стала для него почти сокрушительным ударом. Хотя теперь он мог свободно путешествовать и покидать Кубу, он сделал прямо противоположное – стал полным отшельником. В последние годы жизни Эспадеро почти полностью изолировал себя от общества, живя только ради кошек и фортепиано. Карпантье пишет: « Он дистанцировался от своих коллег, грубо упрекая их в том, что они не создали серьезного учреждения для преподавания музыки. [ 5 ] Это антисоциальное поведение могло быть усугублено обсессивно-компульсивным расстройством. Последний из биографов Эспадеро пишет, что Эспадеро не мог войти в дом без необходимости переставлять мебель в соответствии со своим порядком. [ 6 ]
Даже его внезапная и трагическая смерть была вызвана невротическим поведением Эспадеро. С давних пор у него была привычка принимать ванны в спирте. 22 августа 1890 года он снова принял спиртовую ванну. Однако после ванны он не вытерся досуха. Когда он попытался потушить газовую лампу, его внезапно охватило пламя, и он получил ужасающие ожоги. Он умер восемь дней спустя. Принимая во внимание психическое состояние Эспадеро перед его смертью и его долгие годы невротического и все более странного поведения, некоторые из его биографов предположили, что его смерть на самом деле была самоубийством.
Поскольку Эспадеро умер бездетным, его имение было разбросано. Большая часть из них, в том числе множество ненапечатанных рукописей, считается утерянной.
Известные студенты
[ редактировать ]Среди известных студентов - Карлос Альфредо Пейреллад , гаитянский пианист и основатель консерваторий Карлоса Альфредо Пейреллада на Кубе.
Дискография
[ редактировать ]- Сесилио Тиелес, Фортепиано: Эспадеро - Сочинения для фортепиано (Сочинения для фортепиано) . ЕГРЕМ CD 0787. 2006 г.
- 1. Королева Кипра , Контраданца (1859) 1,34
- 2. Эрминия. Контраданца (1858) 1,27
- 3. Ливень во времени. Контраданца (1859 г.). 1.34
- 4. Розалия Бустаманте. Контреданс. (1859). 1.34
- 5. Балада (Баллада). (1869) Соч. 20. 8.08
- 6. Скерцо, соч. 58 (1875) 8,04
- 7. 2-я баллада. Оп. 57 (1874) 13,19
- 8. Баркарола. Соч. 18 (1867) 7,57.
- 9. Женщина-священник. Контраданца (1859 г.). 1.41
- 10.Армандо Линарес,оператор,продюсер и режиссер:Домадор де Нотас (документальный фильм-2002,Таррагона)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ (Карпентье 2001), стр. 194-203. Работа Алехо Карпентье незаменима для изучения кубинской музыки. Хотя она написана в начале 1940-х годов и никогда не пересматривалась, это, безусловно, лучшая монография о кубинской музыке, доступная сегодня.
- ^ См., например, статью о музыкантах в знаменитом словаре Фетиса: Эспадеро , пианист и композитор, первоклассный инструменталист и талантливый музыкант , родился в 1835 году в Гаване; Будучи учеником Аризти, его фортепианные произведения имеют все оттенки музыки Готшалька, но с чем-то более мощным и глубоким. Перевод: Эспадеро, пианист и композитор, первоклассный инструменталист и талантливый музыкант. Ученик Аризти. Его фортепианные произведения имеют весь вкус музыки Луи Моро Готшалька, но они более мощные и глубокие (Фетис, 1878), с. 307. Курсив добавлен.
- ↑ В 1856 году в Гаване проживало 119 000 жителей, не считая рабов, как пишет Море. (Море, 1857), с. 63
- ^ (Карпентье 2001), с. 195
- ^ (Карпентье 2001), с. 202
- ^ (Феррер 1994)
Источники
[ редактировать ]- Карпентьер, Далеко. Музыка на Кубе Под редакцией Тимоти Бреннана. Перевод Алана Вест-Дюрана. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2001.
- Фетис, Ф.Дж. Универсальная биография музыкантов. Под редакцией г-на Артура Пугина. Полет. 1. 2 полета. Париж: Librairie de Firmin-Didot Et Cie., 1878.
- Тилес, Сесилио. Эспадеро, латиноамериканский мюзикл на Кубе . Барселона: Imprenta Agil Offset, SA, 1994.
- Готшалк, Луи Моро. Записки пианиста . Перепечатка издания 1964 года. Эд. Жанна Беренд. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2006.
- Морелет, Артур. Путешествие по Центральной Америке. Остров Куба и Юкатан . Полет. 1. 2 полета. Париж: Жид и Ж. Бодри, 1857.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1832 рождения
- 1890 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-романтики
- Кубинские композиторы
- Кубинские классические пианисты
- Кубинские композиторы-мужчины-классики
- Мужские классические пианисты
- Кубинские музыкальные преподаватели
- Контраданс
- Кубинские музыканты-мужчины XIX века