Jump to content

Оперетта

(Перенаправлено с Сарсуэласа )

Плакат доньи Францискиты

Сарсуэла ( Испанское произношение: [θaɾˈθwela] ) — испанский лирико-драматический жанр, в котором чередуются разговорные и песенные сцены, причем последние включают оперные и популярные песни, а также танцы. Этимология названия неясна, но некоторые предполагают, что оно может происходить от названия королевского охотничьего домика, Дворца Сарсуэлы , недалеко от Мадрида, где этот вид развлечений якобы впервые был представлен двору. [ 1 ] Дворец, в свою очередь, был назван в честь ежевики ( зарзаса росшего там ).

Существует две основные формы сарсуэлы : в стиле барокко сарсуэла (ок. 1630–1750), самый ранний стиль, и романтическая сарсуэла (ок. 1850–1950). Романтические сарсуэлы можно разделить на два основных поджанра: género grande и género chico , хотя существуют и другие подразделения.

Сарсуэла распространилась на испанские владения, и многие испаноязычные страны, особенно Куба , развили свои собственные традиции. Сарсуэла также является сильной традицией на Филиппинах , где на некоторых диалектах ее также называют сарсвела/сарсуэла . [ 2 ] Другие региональные и лингвистические варианты в Испании включают баскскую сарсуэлу и каталонскую сарсуэлу .

существовал Музыкальный театр -маскарад в Испании со времен Хуана дель Энсины . Жанр сарсуэлы был новаторским в придании драматической функции музыкальным номерам, которые были интегрированы в сюжет произведения. Были включены танцы и хоры, а также сольные и ансамблевые номера под оркестровое сопровождение.

в стиле барокко Сарсуэла

[ редактировать ]

В 1657 году в Королевском дворце Эль-Прадо король Испании Филипп IV , королева Мариана и их двор присутствовали на первом представлении новой комедии Педро Кальдерона де ла Барки на музыку Хуана Идальго де Поланко под названием « Эль-Лорел де Аполо ». Лавры Аполлона). El Laurel de Apolo традиционно символизирует рождение нового музыкального жанра, который стал известен как La Zarzuela .

» Кальдерона де ла Барки Как и более ранний «Эль-гольфо-де-лас-сиренас ( «Залив сирен» , 1657), «Эль-Лорел де Аполо» смешала мифологическую стихотворную драму с оперными соло, популярными песнями и танцами. Персонажи этих ранних в стиле барокко сарсуэл представляли собой смесь богов, мифологических существ и персонажей деревенских или пасторальных комедий; Антонио де Литереса популярная пьеса «Ацис и Галатея Еще одним примером является » (1708). В отличие от некоторых других оперных форм, здесь были устные интермедии, часто в стихах.

Итальянское влияние

[ редактировать ]

Испании XVIII века В Бурбонской в искусстве, в том числе в итальянской опере , доминировал итальянский художественный стиль . Сарсуэла , хотя и по-прежнему написана на испанском языке, изменилась, чтобы соответствовать итальянской моде. Во время правления короля Карла III политические проблемы спровоцировали серию восстаний против его итальянских министров; они были отражены в театральных представлениях. в старом стиле Сарсуэла вышла из моды, но популярная испанская традиция продолжала проявляться в более коротких произведениях, таких как односценная тонадилья (или интермеццо ), лучшим литературным представителем которой был Рамон де ла Крус . Такие музыканты, как Антонио Родригес де Хита, полномасштабную сарсуэлу владели более коротким стилем произведений, хотя он также написал с де ла Крусом под названием Las segadoras de Vallecas ( «Жнецы Вальекаса» , 1768). Хосе Кастель был одним из нескольких композиторов, писавших для Театра дель Принсипи .

В 1850-х и 1860-х годах группа писателей-патриотов и композиторов во главе с Франсиско Барбьери и Хоакином Газтамбиде возродила форму сарсуэлы , видя в ней возможное освобождение от французской и итальянской музыкальной гегемонии. Элементы произведения остаются прежними: исполняемые соло и припевы, приправленные разговорными сценками, а также комедийные песни, ансамбли и танцы. Костюмированных драм и региональных вариаций предостаточно, а либретто (хотя часто основано на французских оригиналах) богаты испанскими идиомами и популярным жаргоном.

Сарсуэлы мадридский того времени включали в свои либретто различные регионализмы и популярный сленг, например, кастисос . Часто успех произведения был обусловлен одной или несколькими песнями, которые публика узнала и полюбила. Несмотря на некоторые изменения, основная структура сарсуэлы осталась прежней: сцены диалогов, песни, припевы и комические сцены, обычно исполняемые двумя актерами-певцами. Кульминационные шедевры этого периода Барбьери Это были «Пан и торос» Газтамбиде и «Эль-Хураменто» . Другим известным композитором этого периода был Эмилио Арриета .

Романтическая сарсуэла

[ редактировать ]

После Славной революции 1868 года страна вступила в глубокий кризис (особенно экономический), что отразилось и на театре. Публика не могла позволить себе дорогие билеты в театр на грандиозные постановки, что привело к появлению в Мадриде Teatros Variedades («театры эстрады») с дешевыми билетами на одноактные пьесы ( sainetes ). Этот «театр часа» имел большой успех, и композиторы сарсуэлы с готовностью восприняли новую формулу. Одноактные сарсуэлы были классифицированы как género chico («маленький жанр»), в то время как более длинные сарсуэлы из трех актов, продолжительностью до четырех часов, назывались género grande («большой жанр»). Сарсуэла Гранде сражалась в Мадридском театре де ла Сарсуэла, основанном Барбьери и его друзьями в 1850-х годах. Новый театр, Аполо, открылся в 1873 году. Сначала он пытался представить género grande , но вскоре уступил вкусу и экономике того времени и стал «храмом» более популистского género chico в конце 1870-х годов. .

Музыкальное содержание этой эпохи варьируется от полномасштабных оперных арий ( романсов ) до популярных песен, а также от диалогов от высокой поэтической драмы до комедийных персонажей . Между этими двумя названными жанрами также существует множество видов сарсуэлы с разнообразными музыкальными и драматическими оттенками.

Многие из величайших сарсуэл были написаны в 1880-х и 1890-х годах, но форма продолжала адаптироваться к новым театральным стимулам вплоть до начала 20 века. С началом гражданской войны в Испании форма быстро пришла в упадок, и последние романтические сарсуэлы, вышедшие на сцену, были написаны в 1950-х годах.

В то время как Барбьери создал величайшую сарсуэлу в «Эль-барберильо де Лавапиес» , классическим представителем жанра «шико» был его ученик Федерико Чуэка , чья «La granvía» (сочиненная с Хоакином Вальверде Дюраном ) имела культовый успех как в Испании, так и во всей Европе.

Музыкальным наследником Чуэка был Хосе Серрано , чьи короткие одноактные жанровые «шико сарсуэлы» – особенно «La Canción del Olvido» , «Alma de Dios» и гораздо более поздние «Los Clandales» и «La Dolorosa» – сформировали стилистический мост к более музыкально сложным сарсуэлам 20-го века. век.

Хотя в сарсуэле отражаются (или даже прославляются) популярные обычаи, фестивали и манеры речи, особенно в Мадриде, в сарсуэле никогда не встречается социальная критика. Они прославляли установленный порядок общества; если сарсуэла и выступала за что-либо, так это за замедление или устранение социальных изменений.

Примерно с 1900 года термин género ínfimo («деградированный» или «низкий жанр») был придуман для описания новой формы развлечения, связанной с revista ( ревю музыкальной комедией типа ): это были музыкальные произведения, похожие на género chico zarzuela, но легче и смелее в своей социальной критике, [ 3 ] со сценами, изображающими сексуальные темы, и множеством двусмысленных слов. Одним из популярных произведений молодых лет этого жанра является «Суд фараона» (1910) Висенте Ллео , основанный на французской оперетте «Мадам Путифар» .

Во втором десятилетии века влияние венской оперетты и английских последователей Салливана, таких как Лайонел Монктон, [ 4 ] дали о себе знать в таких произведениях, как «Молинос де Вьенто» и «Эль асомбро де Дамаско» (обе Пабло Луны ), прежде чем испанская традиция великих деяний была подтверждена в Амадеу Вивеса » «Донья Францискита (1923). Сарсуэла продолжала процветать в 1930-х годах благодаря композиторам такого уровня, как Пабло Соросабаль , которые вдохнули новую жизнь в нее как средство социально-политических комментариев, – Федерико Морено Торроба и Франсиско Алонсо .

Однако гражданская война в Испании привела к упадку этого жанра, а после Второй мировой войны его исчезновение как живого жанра было почти полным. Новых авторов не появилось, композиции не обновляются. С 1950-х годов не было создано никаких значительных новых произведений; производство существующего репертуара сарсуэлы обходится дорого, и многие классические произведения в последние годы исполняются лишь спорадически, по крайней мере, профессионально.

Этот жанр снова нашел признание в Испании и других странах: в 1940-х и 1950-х годах его лирическая музыка и театральные представления особенно привлекали молодежь. Испанское радио и телевидение посвятили время сарсуэле в 1978 году, не в последнюю очередь в популярной серии программ, выпущенных TVE под названием Antología de la zarzuela («Антология сарсуэлы»). Они были основаны на синхронизации губ с классическими записями 1940-х и 1950-х годов. Несколькими годами ранее импресарио Хосе Тамайо организовал одноименное театральное представление, которое популяризировало произведения сарсуэлы посредством нескольких национальных и международных туров. [ 5 ]

Сарсуэла в Каталонии

[ редактировать ]

В то время как традиция сарсуэлы процветала в Мадриде и других испанских городах, Каталония разработала свою собственную сарсуэлу с либретто на каталонском языке . Атмосфера, сюжеты и музыка сильно отличались от модели, восторжествовавшей в Мадриде, поскольку каталонская сарсуэла стремилась привлечь иную публику, буржуазные классы. Каталонская сарсуэла постепенно превратилась в то, что по-каталонски называется teatre líric català («Каталонский лирический театр»), обладающее собственной индивидуальностью, а также благодаря модернистским лирикам и композиторам, таким как Энрик Гранадос или Энрик Морера .

В последние годы XIX века, когда появился модернизм один из выдающихся модернистов и Фелипа Педрелла ученик Амадеу Вивес , на сцену Барселоны вышел . Он внес свой вклад в создание Каталонского Орфея в 1891 году вместе с Луисом Милле . Несмотря на успех, сохранявшийся на протяжении многих лет, его музыкальные амбиции привели его в Мадрид, где сарсуэла имела более высокий статус. Вивес стал одним из самых выдающихся композиторов сарсуэлы , написав такие шедевры, как «Донья Францискита» .

Сарсуэла на Кубе и в Мексике

[ редактировать ]

На Кубе афро-кубинские сарсуэлы ( Эрнесто Лекуоны « Мария О» « Кафеталь» ), Элисео Грене ( «Девственница-брюнетка» ) и Гонсало Роига ( Сесилия Вальдес) представляют собой краткий золотой ; век политического и культурного значения. Эти и другие работы посвящены тяжелому положению чернокожих женщин и других чернокожих низших классов кубинского общества. Выдающейся звездой многих из этих постановок была Рита Монтанер .

В Мексике также были свои традиции сарсуэлы . Одним из примеров является Карло Курти фильм «Четвертый план в главной роли » с Эсперансой Ирис . [ 6 ]

Сарсуэла на Филиппинах

[ редактировать ]

На Филиппинах был Музыкальный театр Сарсуэла широко адаптирован филиппинцами в их родной культуре, особенно в городских районах. Театр был открыт испанцами только в 1878 году, несмотря на то, что он был частью Испанской империи . с середины 16 века [ нужна ссылка ] В это время спектакли ставили только испанцы. К 1880 году большинство исполнителей и писателей были филиппинцами, особенно национальный герой Филиппин Хосе Ризал , который любил пьесу. [ 7 ] [ 8 ] Впоследствии для представления сложного театра с добавлением представителей разных культур архипелага использовались местные языки вместо испанского. [ по мнению кого? ]

Когда в начале 20 века Филиппины были колонизированы американцами, юмор из пьесы моро-моро был добавлен в филиппинскую сарсуэлу, отойдя при этом от традиционной испанской сарсуэлы. Впоследствии филиппинцы использовали театр для выражения свободы от дискриминации и колониального правления, изображая филиппинский народ, торжествующий над испанцами и американцами в конце каждой пьесы. Революционный подтекст пьесы побудил американских колонизаторов арестовать различных исполнителей и авторов филиппинской сарсуэлы, вплоть до насильственного закрытия целых компаний по производству сарсуэлы на Филиппинах. В 1920-х годах, благодаря появлению кино, сарсуэла стала широко популярна в сельской местности, что не позволило американцам остановить распространение пьес. Филиппинская сарсуэла превратилась в своего рода комедию манер, свойственную филиппинскому вкусу. В 2011 году исполнительское искусство было отмечено Национальной комиссией по культуре и искусству. как одно из нематериальных культурных наследий Филиппин в категории исполнительских искусств, которое правительство может номинировать в списках нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . В 2012 году в рамках партнерства с ЮНЕСКО правительство Филиппин разработало документы, необходимые для сохранения филиппинской сарсуэлы. ЮНЕСКО назвала филиппинскую сарсуэлу национальным театром и оперой Филиппин. [ 9 ]

Записанная сарсуэла

[ редактировать ]

Начиная с 1950 года, сарсуэла процветала благодаря серии пластинок от EMI, Hispavox и других, которые распространялись по всему миру. сериал, поставленный мадридской труппой «Альгамбра», большинство из которых дирижировал ведущий испанский дирижер Атаульфо Арджента Особый успех имел . Многие известные певцы вскоре стали всемирно известными, например, Тереза ​​Берганса , Альфредо Краус и Пилар Лоренгар ; а позже Монсеррат Кабалье и Пласидо Доминго . Менее известные исполнители, такие как Ана Мария Ириарте, Инес Рибаденейра, Тони Росадо, Карлос Мунгия, Ренато Чезари и другие, часто озвучивали свои голоса для записей. Хоры Орфеона Доностиарры и Хора певцов Мадрида также внесли свой вклад, подчеркнув общее качество произведений. После смерти Ардженты другие, такие как Индалесио Сиснерос и Рафаэль Фрюбек де Бургос, пошли по его стопам. Были также записи, сделанные под управлением самих композиторов, таких как Пабло Соросабаль и Федерико Морено Торроба . Многие известные певцы, в том числе Виктория де лос Анхелес и Монтсеррат Кабалье записали альбомы песен и арий сарсуэлы.

Многие постановки сарсуэлы теперь можно увидеть на DVD и Blu-ray Disc . В марте 2009 года EuroArts выпустила Amor, Vida de Mi Vida , запись на диске Blu-ray концерта сарсуэлы Пласидо Доминго и Аны Марии Мартинес в августе 2007 года с оркестром Моцартеум из Зальцбурга под управлением Хесуса Лопеса-Кобоса . [ 10 ] В апреле 2009 года BBC/Opus Arte выпустила диск Blu-ray с исполнением в июле 2006 года оперы Морено Торроба Федерико « Луиза Фернанда» с Пласидо Доминго и Нэнси Эррера , записанное в Мадридском театре под управлением Хесуса Лопеса-Кобоса. [ 11 ]

В Соединенных Штатах Консерватория Джарвиса в Напе, Калифорния, в период с 1996 по 2005 год поставила несколько полных постановок сарсуэлы, впоследствии выпущенных на DVD и в Интернете. В серию входят The Painful ; Великая Виа ; Луиза Фернанда Фестиваль Палома ; Шафрановая роза ; Мятежный ; Вода, сахар и бренди ; Донья Франсискита ; Гиганты и Большеголовые ; Радость сада ; Чулапона ; Луис Алонсо (Хименес, 1896 г.); и «Цирюльник из Лавапьеса» . [ 12 ]

Сарсуэлы Композиторы

[ редактировать ]

Выбор испанских сарсуэл (включая оперы в стиле сарсуэлы)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Короминас, Джоан (1980). Краткий этимологический словарь кастильского языка (на испанском языке) (3-е изд.). Мадрид: Редакция Gredos. Сарсуэла, главная 17 век: название этого лирико-драматического спектакля происходит, по некоторым данным, от Real Sitio de la Zarzuela, где было исполнено первое, но история этого слова недостаточно изучена и в своем первом появлении оно название танца.
  2. ^ Антонио, Эдвин (7 февраля 2009 г.). «Сарсуэла Илокана на соревнованиях » Сокровища Илокандии и мира Архивировано из оригинала 24 июня. Получено 30 июня.
  3. ^ Доппельбауэр, Макс; Сартинген, Катрин, ред. (2010). От сарсуэлы к кино: популярные СМИ и их перевод маргинального голоса (на испанском языке). Мюнхен: Мартин Мейденбауэр. ISBN  978-3-89975-208-3 .
  4. ^ Уэббер, Кристофер (2005). «Эль асомбро де Дамаско» . zarzuela.net (обзор). Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 15 января 2005 г.
  5. ^ Торрес, Розана (16 декабря 1987 г.). «Тамайо представляет в «Новой антологии» самую выдающуюся современную сарсуэлу» . Эль Паис (на испанском языке). Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 14 октября 2019 г.
  6. ^ Кларк, Уолтер Аарон, изд. (2002). От техано до танго: латиноамериканская популярная музыка . Нью-Йорк: Рутледж. п. 101.
  7. ^ «Хунто аль-Пасиг», автор: Хосе Ризал . prezi.com . Проверено 9 июля 2024 г.
  8. ^ «Возрождение Сарсуэлы Ризаля Вико Сотто » Образ жизни.INQ августа 12 Получено 9 июля.
  9. ^ «Сарсуэла – Музыкальный театр» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2018 года . Проверено 22 апреля 2018 г. - через ichcap.org.
  10. ^ Эриксон, Гленн (1 мая 2009 г.). «Amor, Vida de Mi Vida: Сарсуэлас Пласидо Доминго и Аны Марии Мартинес (Blu-ray)» . DVDTalk . Архивировано из оригинала 12 июня 2009 года . Проверено 16 августа 2009 г.
  11. ^ Кауфман, Джеффри (27 июня 2009 г.). «Луиза Фернанда (Blu-ray)» . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 29 августа 2009 года . Проверено 16 августа 2009 г.
  12. ^ «Видеокаталог Сарсуэлы: постановки консерватории Джарвиса» . Консерватория Джарвиса . Архивировано из оригинала 21 ноября 2021 года . Проверено 21 ноября 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 953b42b6957d2e4b7a71ec7e0dcff1d8__1720494360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/d8/953b42b6957d2e4b7a71ec7e0dcff1d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zarzuela - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)