Оперетта
Сарсуэла ( Испанское произношение: [θaɾˈθwela] ) — испанский лирико-драматический жанр, в котором чередуются разговорные и песенные сцены, причем последние включают оперные и популярные песни, а также танцы. Этимология названия неясна, но некоторые предполагают, что оно может происходить от названия королевского охотничьего домика, Дворца Сарсуэлы , недалеко от Мадрида, где этот вид развлечений якобы впервые был представлен двору. [ 1 ] Дворец, в свою очередь, был назван в честь ежевики ( зарзаса росшего там ).
Существует две основные формы сарсуэлы : в стиле барокко сарсуэла (ок. 1630–1750), самый ранний стиль, и романтическая сарсуэла (ок. 1850–1950). Романтические сарсуэлы можно разделить на два основных поджанра: género grande и género chico , хотя существуют и другие подразделения.
Сарсуэла распространилась на испанские владения, и многие испаноязычные страны, особенно Куба , развили свои собственные традиции. Сарсуэла также является сильной традицией на Филиппинах , где на некоторых диалектах ее также называют сарсвела/сарсуэла . [ 2 ] Другие региональные и лингвистические варианты в Испании включают баскскую сарсуэлу и каталонскую сарсуэлу .
существовал Музыкальный театр -маскарад в Испании со времен Хуана дель Энсины . Жанр сарсуэлы был новаторским в придании драматической функции музыкальным номерам, которые были интегрированы в сюжет произведения. Были включены танцы и хоры, а также сольные и ансамблевые номера под оркестровое сопровождение.
в стиле барокко Сарсуэла
[ редактировать ]В 1657 году в Королевском дворце Эль-Прадо король Испании Филипп IV , королева Мариана и их двор присутствовали на первом представлении новой комедии Педро Кальдерона де ла Барки на музыку Хуана Идальго де Поланко под названием « Эль-Лорел де Аполо ». Лавры Аполлона). El Laurel de Apolo традиционно символизирует рождение нового музыкального жанра, который стал известен как La Zarzuela .
» Кальдерона де ла Барки Как и более ранний «Эль-гольфо-де-лас-сиренас ( «Залив сирен» , 1657), «Эль-Лорел де Аполо» смешала мифологическую стихотворную драму с оперными соло, популярными песнями и танцами. Персонажи этих ранних в стиле барокко сарсуэл представляли собой смесь богов, мифологических существ и персонажей деревенских или пасторальных комедий; Антонио де Литереса популярная пьеса «Ацис и Галатея Еще одним примером является » (1708). В отличие от некоторых других оперных форм, здесь были устные интермедии, часто в стихах.
Итальянское влияние
[ редактировать ]Испании XVIII века В Бурбонской в искусстве, в том числе в итальянской опере , доминировал итальянский художественный стиль . Сарсуэла , хотя и по-прежнему написана на испанском языке, изменилась, чтобы соответствовать итальянской моде. Во время правления короля Карла III политические проблемы спровоцировали серию восстаний против его итальянских министров; они были отражены в театральных представлениях. в старом стиле Сарсуэла вышла из моды, но популярная испанская традиция продолжала проявляться в более коротких произведениях, таких как односценная тонадилья (или интермеццо ), лучшим литературным представителем которой был Рамон де ла Крус . Такие музыканты, как Антонио Родригес де Хита, полномасштабную сарсуэлу владели более коротким стилем произведений, хотя он также написал с де ла Крусом под названием Las segadoras de Vallecas ( «Жнецы Вальекаса» , 1768). Хосе Кастель был одним из нескольких композиторов, писавших для Театра дель Принсипи .
19 век
[ редактировать ]В 1850-х и 1860-х годах группа писателей-патриотов и композиторов во главе с Франсиско Барбьери и Хоакином Газтамбиде возродила форму сарсуэлы , видя в ней возможное освобождение от французской и итальянской музыкальной гегемонии. Элементы произведения остаются прежними: исполняемые соло и припевы, приправленные разговорными сценками, а также комедийные песни, ансамбли и танцы. Костюмированных драм и региональных вариаций предостаточно, а либретто (хотя часто основано на французских оригиналах) богаты испанскими идиомами и популярным жаргоном.
Сарсуэлы мадридский того времени включали в свои либретто различные регионализмы и популярный сленг, например, кастисос . Часто успех произведения был обусловлен одной или несколькими песнями, которые публика узнала и полюбила. Несмотря на некоторые изменения, основная структура сарсуэлы осталась прежней: сцены диалогов, песни, припевы и комические сцены, обычно исполняемые двумя актерами-певцами. Кульминационные шедевры этого периода Барбьери Это были «Пан и торос» Газтамбиде и «Эль-Хураменто» . Другим известным композитором этого периода был Эмилио Арриета .
Романтическая сарсуэла
[ редактировать ]После Славной революции 1868 года страна вступила в глубокий кризис (особенно экономический), что отразилось и на театре. Публика не могла позволить себе дорогие билеты в театр на грандиозные постановки, что привело к появлению в Мадриде Teatros Variedades («театры эстрады») с дешевыми билетами на одноактные пьесы ( sainetes ). Этот «театр часа» имел большой успех, и композиторы сарсуэлы с готовностью восприняли новую формулу. Одноактные сарсуэлы были классифицированы как género chico («маленький жанр»), в то время как более длинные сарсуэлы из трех актов, продолжительностью до четырех часов, назывались género grande («большой жанр»). Сарсуэла Гранде сражалась в Мадридском театре де ла Сарсуэла, основанном Барбьери и его друзьями в 1850-х годах. Новый театр, Аполо, открылся в 1873 году. Сначала он пытался представить género grande , но вскоре уступил вкусу и экономике того времени и стал «храмом» более популистского género chico в конце 1870-х годов. .
Музыкальное содержание этой эпохи варьируется от полномасштабных оперных арий ( романсов ) до популярных песен, а также от диалогов от высокой поэтической драмы до комедийных персонажей . Между этими двумя названными жанрами также существует множество видов сарсуэлы с разнообразными музыкальными и драматическими оттенками.
Многие из величайших сарсуэл были написаны в 1880-х и 1890-х годах, но форма продолжала адаптироваться к новым театральным стимулам вплоть до начала 20 века. С началом гражданской войны в Испании форма быстро пришла в упадок, и последние романтические сарсуэлы, вышедшие на сцену, были написаны в 1950-х годах.
В то время как Барбьери создал величайшую сарсуэлу в «Эль-барберильо де Лавапиес» , классическим представителем жанра «шико» был его ученик Федерико Чуэка , чья «La granvía» (сочиненная с Хоакином Вальверде Дюраном ) имела культовый успех как в Испании, так и во всей Европе.
Музыкальным наследником Чуэка был Хосе Серрано , чьи короткие одноактные жанровые «шико сарсуэлы» – особенно «La Canción del Olvido» , «Alma de Dios» и гораздо более поздние «Los Clandales» и «La Dolorosa» – сформировали стилистический мост к более музыкально сложным сарсуэлам 20-го века. век.
Хотя в сарсуэле отражаются (или даже прославляются) популярные обычаи, фестивали и манеры речи, особенно в Мадриде, в сарсуэле никогда не встречается социальная критика. Они прославляли установленный порядок общества; если сарсуэла и выступала за что-либо, так это за замедление или устранение социальных изменений.
20 век
[ редактировать ]Примерно с 1900 года термин género ínfimo («деградированный» или «низкий жанр») был придуман для описания новой формы развлечения, связанной с revista ( ревю музыкальной комедией типа ): это были музыкальные произведения, похожие на género chico zarzuela, но легче и смелее в своей социальной критике, [ 3 ] со сценами, изображающими сексуальные темы, и множеством двусмысленных слов. Одним из популярных произведений молодых лет этого жанра является «Суд фараона» (1910) Висенте Ллео , основанный на французской оперетте «Мадам Путифар» .
Во втором десятилетии века влияние венской оперетты и английских последователей Салливана, таких как Лайонел Монктон, [ 4 ] дали о себе знать в таких произведениях, как «Молинос де Вьенто» и «Эль асомбро де Дамаско» (обе Пабло Луны ), прежде чем испанская традиция великих деяний была подтверждена в Амадеу Вивеса » «Донья Францискита (1923). Сарсуэла продолжала процветать в 1930-х годах благодаря композиторам такого уровня, как Пабло Соросабаль , которые вдохнули новую жизнь в нее как средство социально-политических комментариев, – Федерико Морено Торроба и Франсиско Алонсо .
Однако гражданская война в Испании привела к упадку этого жанра, а после Второй мировой войны его исчезновение как живого жанра было почти полным. Новых авторов не появилось, композиции не обновляются. С 1950-х годов не было создано никаких значительных новых произведений; производство существующего репертуара сарсуэлы обходится дорого, и многие классические произведения в последние годы исполняются лишь спорадически, по крайней мере, профессионально.
Этот жанр снова нашел признание в Испании и других странах: в 1940-х и 1950-х годах его лирическая музыка и театральные представления особенно привлекали молодежь. Испанское радио и телевидение посвятили время сарсуэле в 1978 году, не в последнюю очередь в популярной серии программ, выпущенных TVE под названием Antología de la zarzuela («Антология сарсуэлы»). Они были основаны на синхронизации губ с классическими записями 1940-х и 1950-х годов. Несколькими годами ранее импресарио Хосе Тамайо организовал одноименное театральное представление, которое популяризировало произведения сарсуэлы посредством нескольких национальных и международных туров. [ 5 ]
Сарсуэла в Каталонии
[ редактировать ]В то время как традиция сарсуэлы процветала в Мадриде и других испанских городах, Каталония разработала свою собственную сарсуэлу с либретто на каталонском языке . Атмосфера, сюжеты и музыка сильно отличались от модели, восторжествовавшей в Мадриде, поскольку каталонская сарсуэла стремилась привлечь иную публику, буржуазные классы. Каталонская сарсуэла постепенно превратилась в то, что по-каталонски называется teatre líric català («Каталонский лирический театр»), обладающее собственной индивидуальностью, а также благодаря модернистским лирикам и композиторам, таким как Энрик Гранадос или Энрик Морера .
В последние годы XIX века, когда появился модернизм один из выдающихся модернистов и Фелипа Педрелла ученик Амадеу Вивес , на сцену Барселоны вышел . Он внес свой вклад в создание Каталонского Орфея в 1891 году вместе с Луисом Милле . Несмотря на успех, сохранявшийся на протяжении многих лет, его музыкальные амбиции привели его в Мадрид, где сарсуэла имела более высокий статус. Вивес стал одним из самых выдающихся композиторов сарсуэлы , написав такие шедевры, как «Донья Францискита» .
Сарсуэла на Кубе и в Мексике
[ редактировать ]На Кубе афро-кубинские сарсуэлы ( Эрнесто Лекуоны « Мария О» « Кафеталь» ), Элисео Грене ( «Девственница-брюнетка» ) и Гонсало Роига ( Сесилия Вальдес) представляют собой краткий золотой ; век политического и культурного значения. Эти и другие работы посвящены тяжелому положению чернокожих женщин и других чернокожих низших классов кубинского общества. Выдающейся звездой многих из этих постановок была Рита Монтанер .
В Мексике также были свои традиции сарсуэлы . Одним из примеров является Карло Курти фильм «Четвертый план в главной роли » с Эсперансой Ирис . [ 6 ]
Сарсуэла на Филиппинах
[ редактировать ]На Филиппинах был Музыкальный театр Сарсуэла широко адаптирован филиппинцами в их родной культуре, особенно в городских районах. Театр был открыт испанцами только в 1878 году, несмотря на то, что он был частью Испанской империи . с середины 16 века [ нужна ссылка ] В это время спектакли ставили только испанцы. К 1880 году большинство исполнителей и писателей были филиппинцами, особенно национальный герой Филиппин Хосе Ризал , который любил пьесу. [ 7 ] [ 8 ] Впоследствии для представления сложного театра с добавлением представителей разных культур архипелага использовались местные языки вместо испанского. [ по мнению кого? ]
Когда в начале 20 века Филиппины были колонизированы американцами, юмор из пьесы моро-моро был добавлен в филиппинскую сарсуэлу, отойдя при этом от традиционной испанской сарсуэлы. Впоследствии филиппинцы использовали театр для выражения свободы от дискриминации и колониального правления, изображая филиппинский народ, торжествующий над испанцами и американцами в конце каждой пьесы. Революционный подтекст пьесы побудил американских колонизаторов арестовать различных исполнителей и авторов филиппинской сарсуэлы, вплоть до насильственного закрытия целых компаний по производству сарсуэлы на Филиппинах. В 1920-х годах, благодаря появлению кино, сарсуэла стала широко популярна в сельской местности, что не позволило американцам остановить распространение пьес. Филиппинская сарсуэла превратилась в своего рода комедию манер, свойственную филиппинскому вкусу. В 2011 году исполнительское искусство было отмечено Национальной комиссией по культуре и искусству. как одно из нематериальных культурных наследий Филиппин в категории исполнительских искусств, которое правительство может номинировать в списках нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . В 2012 году в рамках партнерства с ЮНЕСКО правительство Филиппин разработало документы, необходимые для сохранения филиппинской сарсуэлы. ЮНЕСКО назвала филиппинскую сарсуэлу национальным театром и оперой Филиппин. [ 9 ]
Записанная сарсуэла
[ редактировать ]Начиная с 1950 года, сарсуэла процветала благодаря серии пластинок от EMI, Hispavox и других, которые распространялись по всему миру. сериал, поставленный мадридской труппой «Альгамбра», большинство из которых дирижировал ведущий испанский дирижер Атаульфо Арджента Особый успех имел . Многие известные певцы вскоре стали всемирно известными, например, Тереза Берганса , Альфредо Краус и Пилар Лоренгар ; а позже Монсеррат Кабалье и Пласидо Доминго . Менее известные исполнители, такие как Ана Мария Ириарте, Инес Рибаденейра, Тони Росадо, Карлос Мунгия, Ренато Чезари и другие, часто озвучивали свои голоса для записей. Хоры Орфеона Доностиарры и Хора певцов Мадрида также внесли свой вклад, подчеркнув общее качество произведений. После смерти Ардженты другие, такие как Индалесио Сиснерос и Рафаэль Фрюбек де Бургос, пошли по его стопам. Были также записи, сделанные под управлением самих композиторов, таких как Пабло Соросабаль и Федерико Морено Торроба . Многие известные певцы, в том числе Виктория де лос Анхелес и Монтсеррат Кабалье записали альбомы песен и арий сарсуэлы.
Многие постановки сарсуэлы теперь можно увидеть на DVD и Blu-ray Disc . В марте 2009 года EuroArts выпустила Amor, Vida de Mi Vida , запись на диске Blu-ray концерта сарсуэлы Пласидо Доминго и Аны Марии Мартинес в августе 2007 года с оркестром Моцартеум из Зальцбурга под управлением Хесуса Лопеса-Кобоса . [ 10 ] В апреле 2009 года BBC/Opus Arte выпустила диск Blu-ray с исполнением в июле 2006 года оперы Морено Торроба Федерико « Луиза Фернанда» с Пласидо Доминго и Нэнси Эррера , записанное в Мадридском театре под управлением Хесуса Лопеса-Кобоса. [ 11 ]
В Соединенных Штатах Консерватория Джарвиса в Напе, Калифорния, в период с 1996 по 2005 год поставила несколько полных постановок сарсуэлы, впоследствии выпущенных на DVD и в Интернете. В серию входят The Painful ; Великая Виа ; Луиза Фернанда Фестиваль Палома ; Шафрановая роза ; Мятежный ; Вода, сахар и бренди ; Донья Франсискита ; Гиганты и Большеголовые ; Радость сада ; Чулапона ; Луис Алонсо (Хименес, 1896 г.); и «Цирюльник из Лавапьеса» . [ 12 ]
Сарсуэлы Композиторы
[ редактировать ]Выбор испанских сарсуэл (включая оперы в стиле сарсуэлы)
[ редактировать ]- Прощай, Богемия (1933) Пабло Соросабаль
- Вода, сахар и бренди (1898) Федерико Чуэка
- Радость сада (1900) Федерико Чуэка
- Душа Бога (1907) Хосе Серрано
- В прошлом году по воде (1889) Федерико Чуэка
- Удивление Дамаска (1916) Пабло Соросабаль
- Цирюльник из Лавапьеса (1874) Франсиско Асенхо Барбьери
- Ватин (1901) Федерико Чуэка
- Черный, клоун (1942) Пабло Соросабаль
- Свадьба Луиса Алонсо (1896) Херонимо Хименес
- Богема (1904) Ты живешь
- Ведьма (1889) Руперто Чапи
- Трикстеры (1948) Пабло Соросабаль
- Калесера (1925) Франсиско Алонсо
- Песня забвения (1928) Хосе Серрано
- Деревня (1926) Хесус Гуриди
- Белый жилет (1890) Федерико Чуэка
- La chulapona (1934) Федерико Морено Торроба
- Гвоздики (1929) Хосе Серрано
- Суд фараона (1910) Висенте Лео
- Бриллианты короны (1854) Франсиско Асенхо Барбьери
- Догареса (1916) Рафаэль Миллан
- Скорбный (1930) Хосе Серрано
- Дон Хиль де Алькала (1932) Мануэль Пенелла
- Дон Манолито (1943) Пабло Соросабаль
- Донья Францискита (1923) Амадео Вивес
- Дуэт из оперы «Африканская» , (1893) Мануэль Фернандес Кабальеро
- Праздник Сан-Антон (1898) Томас Торрегроса
- Фонтан удовольствия Хосе Кастель
- Ястребы (1923) Хасинто Герреро
- Генерал (1912) Амадео Вивес
- Гиганты и большие головы (1898) Мануэль Фернандес Кабальеро
- Ласточки (1914) Хосе Мария Усандизага
- Гран Виа (1886) Федерико Чуэка
- Гость Севильи (1926) Хасинто Герреро
- Игра с огнем (1855) Франсиско Асенхо Барбьери
- Клятва (1854) Хоакин Газтамбиде
- Катюска (1931) Пабло Соросабаль
- Леандры (1931) Франсиско Алонсо
- Луиза Фернанда (1932) Федерико Морено Торроба
- Эпизод с букетом роз (1934) Пабло Соросабаль
- Марина (1855/71) Эмилио Аррьета
- Маруша (1914) Амадео Вивес
- Легенда о поцелуе (1924) Ревериано Соутулло и Хуан Верт
- Они называют меня хвастуном (1935) Франсиско Алонсо
- Ветряные мельницы (1910) Пабло Луна
- Монтерия (1923) Хасинто Герреро
- Еврейский мальчик (1918) Пабло Луна
- Хлеб и быки (1864) Франсиско Асенхо Барбьери
- Парранда (1928) Франсиско Алонсо
- Малая Родина (1909) Руперто Чапи
- Озорная мельничка (1928) Пабло Луна
- La reultosa (1897) Руперто Чапи
- Король, который бушевал (1890) Руперто Чапи
- Шафрановая роза (1930) Хасинто Герреро
- Святой Исиды (1898) Томас Торрегроса
- Г-н Хоакин (1900) Мануэль Фернандес Кабальеро
- Племянники капитана Гранта (1877) Мануэль Фернандес Кабальеро
- Ла дель Сото дель Парраль (1927) Ревериано Соутулло и Хуан Верт
- Хозяин портовой таверны (1936) Пабло Соросабаль
- Буря (1882) Руперто Чапи
- Темпраника (1900) Херонимо Хименес
- Фестиваль Паломы (1894) Томас Бретон
- Маленькая старушка (1897) Мануэль Фернандес Кабальеро
- Злодей (1927) Амадео Вивес
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Короминас, Джоан (1980). Краткий этимологический словарь кастильского языка (на испанском языке) (3-е изд.). Мадрид: Редакция Gredos.
Сарсуэла, главная 17 век: название этого лирико-драматического спектакля происходит, по некоторым данным, от Real Sitio de la Zarzuela, где было исполнено первое, но история этого слова недостаточно изучена и в своем первом появлении оно название танца.
- ^ Антонио, Эдвин (7 февраля 2009 г.). «Сарсуэла Илокана на соревнованиях » Сокровища Илокандии и мира Архивировано из оригинала 24 июня. Получено 30 июня.
- ^ Доппельбауэр, Макс; Сартинген, Катрин, ред. (2010). От сарсуэлы к кино: популярные СМИ и их перевод маргинального голоса (на испанском языке). Мюнхен: Мартин Мейденбауэр. ISBN 978-3-89975-208-3 .
- ^ Уэббер, Кристофер (2005). «Эль асомбро де Дамаско» . zarzuela.net (обзор). Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Проверено 15 января 2005 г.
- ^ Торрес, Розана (16 декабря 1987 г.). «Тамайо представляет в «Новой антологии» самую выдающуюся современную сарсуэлу» . Эль Паис (на испанском языке). Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Кларк, Уолтер Аарон, изд. (2002). От техано до танго: латиноамериканская популярная музыка . Нью-Йорк: Рутледж. п. 101.
- ^ «Хунто аль-Пасиг», автор: Хосе Ризал . prezi.com . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Возрождение Сарсуэлы Ризаля Вико Сотто » Образ жизни.INQ августа 12 Получено 9 июля.
- ^ «Сарсуэла – Музыкальный театр» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2018 года . Проверено 22 апреля 2018 г. - через ichcap.org.
- ^ Эриксон, Гленн (1 мая 2009 г.). «Amor, Vida de Mi Vida: Сарсуэлас Пласидо Доминго и Аны Марии Мартинес (Blu-ray)» . DVDTalk . Архивировано из оригинала 12 июня 2009 года . Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ Кауфман, Джеффри (27 июня 2009 г.). «Луиза Фернанда (Blu-ray)» . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 29 августа 2009 года . Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ «Видеокаталог Сарсуэлы: постановки консерватории Джарвиса» . Консерватория Джарвиса . Архивировано из оригинала 21 ноября 2021 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альер, Роджер (аукцион) «Сарсуэла», в Л. Мэйси (ред.). Интернет- словарь музыки и музыкантов New Grove . Доступ 4 июля 2008 г. www.grovemusic.com (требуется подписка). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Касарес Родисио, Эмилио (ред.). Словарь сарсуэлы. Испания и Латинская Америка . (два тома) Мадрид, ICCMU, 2002-3.
- Чинкотта, Винсент Дж. Сарсуэла — Испанский лирический театр . Университет Вуллонгонг Пресс, ред. ред. 2011, с. 766 ISBN 0-86418-700-9
- История Сарсуэлы. Архивировано 29 декабря 2017 года в Wayback Machine на Zarzuela.net.
- Пиза, Антони . Антони Литерес . Введение в его работу (Пальма-де-Майорка: Edicions Documenta Balear, 2002). ISBN 84-95694-50-6 * Салаюн, Серж. Свадьба (1900-1936) . (Мадрид: Эспаса-Кальпе, 1990 г.)
- Серна, Пьер-Рене. Путеводитель по Сарсуэле - Сарсуэла от Я до А. Bleu Nuit Éditeur, Париж, ноябрь 2012 г., 336 стр., 16,8 x 24 см, ISBN 978-2-913575-89-9
- Янг, Клинтон Д. Музыкальный театр и популярный национализм в Испании, 1880–1930 гг . Издательство государственного университета Луизианы, 2016.
- Уэббер, Кристофер . Компаньон Сарсуэлы . Мэриленд, Scarecrow Press, 2002. Lib. Конг. 2002110168 / ISBN 0-8108-4447-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Zarzuela.net под редакцией Кристофера Уэббера и Игнасио Хасса Аро
- Дискография Сарсуэлы на Operadis-opera-discography.org.uk
- Zarzueleros.com на испанском языке.
- Сага о Фернандесе-Шоу и лирический театр (на английском и испанском языках)