Рита Монтанер
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Рита Монтанер | |
---|---|
![]() Рита Монтанер | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рита Аурелия Фульсида Монтанер и Фасенда |
Также известен как | Рита с Кубы |
Рожденный | Гуанабакоа , Куба | 20 августа 1900 г.
Умер | 17 апреля 1958 г. Гавана , Куба | (57 лет)
Жанры | Румба , сарсуэла |
Род занятий | Музыкант, актриса |
Инструмент(ы) | Вокал, фортепиано |
Годы активности | 1920–1958 |
Этикетки | Пучито |
Супруг (а) |
|
Рита Аурелия Фульсида Монтанер-и-Фасенда (20 августа 1900 — 17 апреля 1958), известная как Рита Монтанер , была кубинской певицей, пианисткой и актрисой. На кубинском языке она была ведущей (звездой) и была хорошо известна в Мехико, Париже, Майами и Нью-Йорке, где неоднократно выступала, снималась и записывалась. Она была одной из самых популярных художниц Кубы в период с конца 1920-х по 1950-е годы, известная как Рита де Куба . Хотя она получила классическое образование как сопрано для игры на сарсуэлах , она зарекомендовала себя как певица афро-кубинских салонных песен , включая « Продавец арахиса » и « Сибони ». [ 1 ]
На протяжении всей своей карьеры Монтанер поддерживала тесные личные и профессиональные отношения с двумя известными музыкантами из ее родного города Гуанабакоа : пианистом-певцом Болой де Ньеве и композитором Эрнесто Лекуоной . [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Монтанер родился 20 августа 1900 года в Гуанабакоа , Гавана , в семье среднего достатка. [ 4 ] Ее отец, Доминго Монтанер Пулгарон, был фармацевтом, а матерью была Мерседес Фасенда; Сама она была невысокого роста, хорошенькая, с красивой улыбкой и умная. [ 5 ] Она выучила английский, итальянский и французский языки в религиозной школе, а в 10 лет поступила в консерваторию Пейреллада в Гаване. Там она изучала музыку: сольфеджио , теорию , гармонию и фортепиано; в 16 лет она начала уроки вокала . С самого начала она была потенциальной звездой: ее первое сообщение в прессе появилось в 1912 году, первая фотография для прессы - в 1913 году, а в 1915 году она получила две бронзовые медали за фортепиано. В 1917 году Монтанер сыграла Мендельсона на выпускном экзамене в консерватории Пейреллад в Гаване; она окончила факультет фортепиано, песни и гармонии с золотой медалью. [ 6 ] [ 7 ]
Рита Монтанер вышла замуж за адвоката доктора Альберто Фернандеса Диаса. У них было два сына, Роландо и Альберто. Брак продлился до его смерти в 1932 году. [ 8 ] и она дважды вышла замуж повторно. [ 9 ] Она умерла от рака в 1958 году в возрасте 57 лет. [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]Возможно, эту статью придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( июль 2015 г. ) |
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2015 г. ) |
Ранние годы
[ редактировать ]В марте 1922 года карьера Монтанер началась на концерте типичной кубинской музыки в Гаване, организованном композитором Эдуардо Санчесом де Фуэнтесом , другом ее семьи. [ 11 ] Он уговорил мужа позволить ей выступить и спеть. В октябре 1922 года она пела в одной из первых радиопередач Кубы на радиостанции PWX. [ 12 ]

В 1923 году у нее была полная профессиональная программа работы. [ 13 ] Она пела дуэтом с Эусебио Дельфином , а сольно — пьесы Альберто Вильялона , Эрнесто Лекуоны, Санчеса де Фуэнтеса и других. Она спела дуэтом из «Джоконды» с Понкьелли сопрано Лолой де ла Торре , а в других произведениях пела сольно.
Ее работа в качестве певицы и пианистки с такими маэстро, как Лекуона, Хорхе Анкерманн , Дельфин, Санчес де Фуэнтес и Гонсало Роиг, была успешной и чрезвычайно респектабельной, как и подобало замужней женщине среднего класса того времени. Однако постепенно начались перемены, когда она стала полностью взрослой. Выступала в популярном, но немного вульгарном театре ( сарсуэла ; буфо); путешествовал по другим странам и стал звездой звукозаписи. Стало ясно, что выступления на публике — самое главное в ее жизни, а это вряд ли совместимо с ее ролью буржуазной жены и матери. Первые признаки перемен появились в 1926 году, году, который начался достаточно традиционно.
В 1926 году она пела на сцене под фортепиано Лекуоны на его 7-м концерте кубинской музыки в Национальном театре. Во время отпуска в Нью-Йорке ей потребовалась операция на аппендиксе; после выздоровления выступила на благотворительном концерте для слепых. Затем она прошла прослушивание у братьев Шубертов, импресарио, которые предложили ей контракт. Примечательно, что ее муж вернулся на Кубу. Дебютировала в «Безумствах Шуберта» вместе с Ксавье Кугатом в театре «Аполло» . Позже она имела большой успех благодаря рецензии под названием « Ночь в Испании» .
Вернувшись в Гавану, она дебютировала на сцене в сарсуэлах в 1927 году. Играя в La Niña Rita, o La Habana de 1830 (музыка Элисео Грене и Лекуоны), она пела конго-танго Mama Inés . [ 14 ] Главную роль исполнил Каридад Суарес, а Рита в блэкфейсе и мужском костюме сыграла Эль Калесеро (кучера). Второй одноактной работой в той же программе стала премьера оперы Лекуоны « La tierra de Venus» , где Рита исполнила « Siboney », до сих пор являющуюся латинским стандартом.
Подняться к славе
[ редактировать ]В период с 1927 по 1929 год Монтанер записала около пятидесяти песен для Columbia Records, включая хиты из ревю и сарсуэл, в которых она появлялась, такие как «Ay, Mama Inés», «Siboney», «Noche azul», «Lamento esclavo» и первая запись " Эль Манисеро ". [ 15 ] Она впервые поехала в Париж, выступая в театрах «Олимпия» и «Ле Палас» . Еще в Париже она появилась в Жозефины Бейкер » «Ревю . По словам Гонсало Роига , она начала меняться, становясь более богемной, чем-то вроде дивы и в целом более конкурентоспособной и боевой. [ 3 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] В ноябре 1928 года она вернулась в Гавану.

В 1929 году Монтанер побывала в Мадриде и Валенсии , затем в Париже, вернувшись на Кубу в 1930 году. В 1931 году она поехала на Бродвей по контракту с Элом Джолсоном для его мюзикла Wonder Bar , действие которого происходило в парижском ночном клубе, для которого к настоящему времени она была более чем квалифицирована. Когда она была на Кубе, Рита регулярно выступала в Edén Concert , ночном клубе прямо в центре Гаваны (улица Зулуэта, недалеко от Центрального парка). Армандо Ромео, впоследствии руководитель оркестра « Тропикана» , позже дал интервью:
- «Там мы были бы, и Рита пела:
- Лучше я промолчу и больше ничего не скажу, потому что ты знаешь то, что знаю я!
- (Лучше я промолчу и больше ничего не скажу, раз уж вы знаете то же, что и я!)
- — а за стенами кабаре слышалась уличная стрельба». [ 19 ]
В 1933 году она поехала в Мехико с Болой де Ньеве в качестве ее аккомпаниатора. Она включила его в счет под своим ником, не посоветовавшись с ним. «Это была самая большая услуга, которую она оказала мне в жизни!» был, возможно, двусмысленный комментарий Снежка. Бола уже считал, что она становится невыносимой. «Выступления Риты в театре «Ирис» прошли с триумфом, но рот взял верх» [ 20 ]
1 апреля 1933 года она вышла замуж за Эрнесто Эстевеса Наварро. Он родился в Карденасе, Куба , но был депортирован в Мексику. организовала меньшую компанию Они развелись в 1938 году. Затем Монтанер вместе с Педро Варгасом , которому она неосмотрительно заплатила аванс. В Эль-Пасо, штат Техас , Варгас объявил ее врагом Мексики, надеясь помешать ее возвращению в свою страну. «Рита ворвалась в него и сказала, что он педик священника (и многое другое!)», - сказала Бола позже в жизни, когда давала интервью о ней. Рита в ярости покинула компанию, а Бола обнаружил, что смотрит на билет третьего класса до Мехико. [ 21 ] [ 22 ]

во время съемок «Эль романса дель Пальмар» .
Появление звука в кино открыло новые возможности для музыкантов, и Монтанер начал новую карьеру киноактера. После музыкального номера в фильме 1934 года она снялась в двух фильмах в 1938 году. Радио тоже развивалось как средство массовой информации, широко открытое для музыкальных талантов. Ла Монтанер должен был эффективно использовать обе эти возможности. Но к этому моменту ее темперамент вышел из-под контроля. Гонсало Роиг подробно рассказал историю ее увольнения из спектакля Лекуоны « Мария ла О» в Театро Марти . Во время дуэта с тенором о возрождении преданной любви она начала срывать с него одежду прямо на сцене! Это был слишком большой шаг для руководства. [ 16 ]
Она развелась с Эрнесто Эстевесом в 1938 году и вышла замуж в 1939 году в третий раз за адвоката доктора Хавьера Кальдерона Поведа. [ 23 ]
Дни радио
[ редактировать ]В 1942 году RHC-Azul дал ей программу Yo no sé nada (Я ничего не знаю!), чтобы она снова сыграла роль Ла Чизмозы, и еще раз правительство ( Фульхенсио Батисты первый срок ) оказало давление, чтобы она была принята. вне эфира. Намного позже, в 1946 году, ей представился третий шанс. CMQ дал ей программу Mejor que me calle («Лучше я замолчу!» – строчка из одной из ее песен), в которой у ее уличного персонажа Ленгуалисы был напарник Мохито (Алехандро Луго). Когда правительство ( второй срок Рамона Грау ) попыталось подкупить ее, она рассказала об этом в программе. Но в день первой годовщины программы ее брат (полицейский) был убит в результате обстрела проезжавшего мимо автомобиля. Никого не удивило, что виновные так и не были найдены. Программа продолжалась до февраля 1948 года. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Монтанер часто помогал нуждающимся людям. Знаменитое кабаре «Тропикана» открылось в Марианао , Гавана, в конце 1939 года. Хореограф Родриго Нейра, бывший танцор, заразившийся проказой , стал изуродованным, бедным и социально изолированным. Она вмешалась, чтобы спасти его от проказора , поддержала его семью и предоставила ему жилье в своем доме. [ 27 ] Она также помогала Чано Посо до того, как его карьера пошла вверх, устроив его на работу в радиокомпании RHC-Cadena Azul швейцаром и телохранителем. Там он в свободное время пел и играл на конге; Впервые его наняли в качестве музыканта в оркестр Havana Casino. [ 28 ] [ 29 ]
Ночные клубы
[ редактировать ]открыл свои двери театр и ресторан «Тропикана» (так его сначала называли) В 1939 году в Марианао . После временного закрытия, когда туризм снизился во время войны; Tropicana вновь открылся в 1945 году вместе с другими ночными клубами, такими как Sans Souci, Montmartre и их конкурентом Gran Casino Nacional.
В 1946 году Монтанер подписал контракт с труппой «Тропикана» с Бола де Ньеве в качестве аккомпаниатора, чтобы принять участие в полуночном спектакле. Она правила там как фигура номер один почти четыре года: это самый продолжительный контракт в ее карьере. Монго Сантамария прокомментировал: «Это положило начало эпохе суперпостановок кубинских кабаре». [ 30 ]
Актерская карьера в 1950-е годы
[ редактировать ]Монтанер продолжала работать в театре всякий раз, когда ее радиошоу прекращалось в эфире. В 1955 году она с триумфом исполнила партию мадам Флоры в опере «Медиум Менотти » . [ 31 ] и в 1956 году в комедии Mi querido Charles . [ 32 ] Начиная с 1954 года, она снялась в комедийной телепрограмме «Рита и Вилли» с Гильермо Альваресом Гуедесом . [ 33 ] В конце 1940-х — начале 1950-х годов она снялась во многих мексиканских фильмах жанра «Румбера» . [ нужна ссылка ]
Популярный музыкальный театр
[ редактировать ]1920-е годы
[ редактировать ]- 1922
- Пел на концертах типичной кубинской музыки и песен.
- Открытие кубинского радио PWX в качестве певицы.
- 1923
- Фестиваль кубинской песни.
- Поет избранные оперные пьесы в Зале Сокола в Гаване.
- концерт духовной музыки: поет отрывки из Stabat Mater Россини Первый , как контральто .
- Фестиваль танца: играет Сервантес, Саумелл и Лекуона.
- 1924
- Концертное общество, Театр Кампоамор: несколько певческих выступлений.
- 1925
- Поет кубинскую лирическую музыку в различных театрах Гаваны.
- Работал помощником Лекуоны по организации концертов.
- 1926
- Шуберт Фоллис Аполло, Нью-Йорк
- 1927
- Сарсуэла Гавана 1830 года Ла Нинья Рита, или Национальный лирический театр
- Рецензия на «Земля Венеры» Национальный лирический театр
- Эстрадные арабески Театро Регина
- Рецензия Это много » на Гаванский театр Регина «
- Женский журнал Театро Регина.
- Рецензия на Bohemia Teatro Retina ( имитирует Жозефину Бейкер ) впервые
- Оперетта «Суд фараона» Театр Регина
- Рецензия на «Лигу дам» Театро Регина
- Сарсуэла Изумление дамасского театра Регина
- Лирическая комедия Моя чертовка, Театро Регина
- Обзор Кастельс и Рианчо Театро Регина

- 1928
- Оперетта Граф Люксембург Театр Регина
- Рецензия на фэнтези «Семь смертных грехов» Театро Регина
- Лирическая комедия «Как ласточки» Театр Регина
- Рецензия на «Латинские музы» в театре Регина
- Рецензия «Земля Венеры» Театра Регина (часть); и песни
- 10-недельный тур по Кубе театра Регина
- Посвящение Хулите Алонсо, Театр Актуалидадес.
- Обзор кубинского театра Petit Follies Teatro Actualidades.
- Открытие кинотеатра Риальто; представлена как Королева кубинской песни и как Лучший исполнитель народной музыки .
- Открытие театра Фаусто; появляется на неделю.
- Вечер прощания с Ритой в Театре Прадо. Она поет различные номера в «конкурсе» с тенором Родольфо Ойосом.
- Путешествие в Париж: три месяца в Парижском дворце с Синдо Гараем и его сыном Гуарионексом, тимбалеро, и пианистом Рафаэлито Бетанкуром. Поет кубинский и афро-кубинский материал.
- Первое выступление после триумфа в Париже: поет в Театре Энканто.
- Едет в Нью-Йорк, чтобы записать 26 номеров для Columbia Records.
- Смерть матери в автокатастрофе.
- 1929
- Вновь появляется в Гаване в кинотеатре Cine Florencia и театре Пейре.
- Гастролирует по Кубе в феврале.
- Вечер уважения Риты, где она поет песни, посвященные ей ведущих композиторов (Лекуона, Ройг, Анкерманн , Канье , Грене , Симонс ) в сопровождении в каждом случае автора песни.
- У вас был огромный успех с « Goat That Broke Drum» Саймонса ; записывает это Колумбии для
- Июнь: снова уезжает в Европу; появляется в Валенсии и Мадриде перед королевой и ее советом министров.
1930-е годы
[ редактировать ]- 1930
- Выступает в Париже, три месяца в Англии, затем в Нью-Йорке для новых записей.
- Назад на Кубу в июне: появляется в Карденасе .
- 1931
- Выступает в Нью-Йорке в качестве главного артиста в Эла Джолсона компании в Wonder Bar . Гастролирует по США в течение года.
- Рекорды Колумбии.
- 1932
- Февраль: умирает муж Альберто Фернандес Диас; она покидает компанию Джолсона и возвращается на Кубу.
- Июль: появляется с плеядой звезд, чтобы отметить своего друга Хосе Мохику в Национальном театре.
- 1933
- Едет в Мексику и выступает с Болой де Ньеве: огромный успех.
- Выходит замуж за Эрнесто Эстевеса. Агустин Лара выступает в честь нее «за ее исключительное искусство».
- Снимает свой первый фильм в Мексике «Ночь греха» .
- 1934
- Июнь: появляется в обзоре «Искушение тропика в Буэнос-Айресе». Вызывает сенсацию.
- Октябрь: возвращается на Кубу.
- 1935
- Выступает на радио. Увлекается поэзией Николя Гильена .
- Февраль: Исполняет целую серию афрокубинских номеров на сцене Teatro Principal de la Comedia .
- Март: Поет сарсуэлу (Гонсало Роиг) Сесилия Вальдес . Появляется в обзоре La gran caimán (Робреньо и Пратс).
- Апрель: Появляется в лирической комедии «Смех в альме» . Поет сарсуэлу Rosa la China (Гальяррага/Лекуона). Исполняет драматическую сарсуэлу «Процесс Долорес» . Появляется в entremés (короткометражной комедии) «Похищение Фальи» .
- Май: Выступает в обзоре Perlas (музыка Ройга). Поет песню El lamento negroide (Ройг).
- Июнь: появляется в обзорах Mosaicos , The Aerial Train , The Maculates .
- Июль: появляется в лирической комедии «Саломея» , рецензиях «Виван лас каденас» и «Против преступной республики» , а также в двухактной кубинской рапсодии «La hija del sol» (музыка Ройга).
- Август: Поет sainete (короткая лирическая комедия) Мария ла О (слова Санчеса Галарраги, музыка Лекуоны).
- Ноябрь: Посвящение Рите в Главном театре комедии. Играет на фортепиано дуэтом с Лекуоной на премьере его пьесы « Как танцует кукла» . Он принимает участие в общении другими . с знаменитостями Поет оперетту «Герцогиня Барская Табарен» Карло . Ломбардо
- Декабрь: Выступает в оперетте « Веселая вдова» Франца Легара . Выступает на Fiesta de la Variedad с Болой де Ньеве, Эстер Борха и другими.
- 1936
- Январь: поет партию Розы в испанской лирике sainete « Гвоздики» ; во второй части он поет и играет «Розу Китая» (Галаррага/Лекуона). Поет оперу Лола Крус (Галаррага/Лекуона).
- Февраль: посещает Нью-Йорк для записи на Columbia Records.
- Март – июнь: Театр Алькасар, концерты музыки кубинских композиторов.
- Июль: поет кубинские песни на радио COCO и CMBZ. Поет на фестивале танго.
- Октябрь: Поет «Сыновья и болеро» с Трио Матаморос .
- 1937
- Январь: поет сарсуэлу «Королева Мора» Лекуоны и «Эль Кафеталь» в Театро Марти. Играет Сервантеса в дуэте с Марией Сервантес в Театре Алькасар.
- Февраль: поет сарсуэлу «Мария Белен Чакон» Родриго Пратса . Поет на концерте афрокубинской музыки Жилберто Вальдеса.
- Апрель: посещает Нью-Йорк для записи на Columbia Records. Воспроизводит обзор Azul от Lecuona; во второй половине поет часть El cafetal (Лекуона), часть оперы Лола Крус и часть La Tierra de Venus (Лекуона). Также выступала в лирической комедии «Сор Инес» .
- Август: Поет сарсуэлу Los gavilanes с испанским баритоном Аугусто Ордоньесом. Выступает в обзоре Music Hall Review .
- 1938
- Первый кубинский фильм « Это случилось в Гаване» .
- Второй кубинский фильм «Роман Пальмара» .
- Выступал в качестве певца в различных театрах Гаваны.
- Развод Эрнесто Эстевеса Наварро.
- Снова появляется в Мариа ла О (Галаррага/Лекуона).
Фильмография
[ редактировать ]Это фильмы, в которых Рита появлялась как актриса, или певица-пианистка, или и то, и другое. [ 34 ]
- 1934 Ночь греха - Рита Монтанер и ее тропический ансамбль. (мексиканский).
- 1938 г. Это произошло в Гаване.
- 1938 Романтика пальмовой рощи
- 1947 Мария ла О (совместное производство Куба и Мексика)
- 1948 Маленькие черные ангелы (мексиканец)
- 1950 Ритмы Карибского моря (мексиканский)
- 1950 Бедное сердце
- 1950 развод Анаклето.
- 1951 Жертвы греха (мексиканка)
- 1951 Под звуки мамбо (мексиканка)
- 1951 Черный — мой цвет (мексиканец)
- 1952 Ренегат
- 1952 Единственный (1952)
- 1954 Нарисуй мне белых ангелов
- 1980 Рита . Режиссер: Оскар Вальдес, 19 минут. Краткая кинобиография Риты Монтанер.
Монтанер в популярной культуре
[ редактировать ]- Кубинская писательница Даина Чавиано отдала дань уважения Рите Монтанер в своем романе «Остров вечной любви» , где актриса выступает в роли одной из главных героинь.
- Персонаж Рита в фильме 2010 года «Чико и Рита» во многом был основан на ней. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Sublette, Нед (2004). Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго, Иллинойс: Chicago Review Press. п. 384.
- ^ Депестре Катони, Леонардо (1990). Четыре музыканта из деревни . Гавана, Куба: Кубинские письма, Гавана.
- ^ Jump up to: а б Фахардо, Рамон (1997). Рита Монтанер: свидетельство эпохи . Гавана.
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Туми. п. 140. ИСБН 9780822385219 .
- ^ Мур, Робин Д. (1998). Национализация черноты: афрокубанизм и художественная революция в Гаване, 1920-1940 гг . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. п. 174. ИСБН 978-0-8229-7185-6 .
- ^ Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я (1-е изд.). Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 140. ИСБН 9780822332121 .
- ^ Сублетт, Нед (2004). Куба и ее музыка: до Кубы (1-е изд.). Чикаго: Обзор прессы Чикаго. п. 384. ИСБН 9781556525162 .
- ↑ Согласно кубинским источникам, таким как Мартинес-Мало, но, согласно Саблетте, она развелась в 1928 году. С 1936 по 1948 год Монтанер позже вышла замуж за адвоката Хавьера Кальдерона Поведу из Камагуэй, Куба. против Sublette (2004), с. 385.
- ^ Мартинес-Мало, Альдо (1988). Рита Единственная . Гавана. стр. 135, 146, 155.
- ^ Мартинес-Фернандес, Луис (2003). Энциклопедия Кубы: люди, история, культура . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 422. ИСБН 9781573563345 .
- ^ Сублетт, Нед (2007). Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго: Chicago Review Press. п. 384. ИСБН 978-1-56976-419-0 .
- ^ Луис, Уильям (2001). Культура и обычаи Кубы . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. п. 68. ИСБН 9780313304330 .
- ^ Подробно ее помолвки перечислены в Мартинес-Мало, Альдо. 1988. Рита Единственная . Гавана. стр. 134, 164.
- ^ Апарисио, Фрэнсис Р. (2010). Слушаю сальсу: гендер, латиноамериканскую популярную музыку и пуэрториканскую культуру . Ганновер, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. п. 107. ИСБН 978-0-585-37090-3 .
- ^ Диас Айяла, Кристобаль (2013). «Рита Монтанер» (PDF) . Энциклопедическая дискография кубинской музыки 1925–1960 годов . Библиотеки Международного университета Флориды . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Кортасар, Октавио (1963). [habanaelegante.com/Winter2000/Bustos.htm Интервью с Гонсало Роигом: «Никто не смог ей подражать»], habanaelegante.com. Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ Субаренда (2004). стр. 384 и последующие.
- ^ Кортасар, Октавио (июль 1992 г.). Бола и Рита: память, музыка и любовь. Газета Кубы . стр. 22, 27.
- ^ Ловингер, Роза; Фокс, Офелия (2005). Ночи Тропиканы: жизнь и времена легендарного кубинского ночного клуба . Орландо, Флорида: Харкорт. стр. 58.
- ^ Субаренда (2004), стр. 390.
- ^ Фахардо (1997). стр. 110, 115.
- ^ Кортасар (1992), стр. 26, 27.
- ^ Мартинес-Мало (1988), стр. 155.
- ^ Мугерсия, Альберто; Родригес, Эсекьель (1985). Рита Монтанер . Гавана, Куба: Кубинские письма. п. 67.
- ^ Фахардо (1997) с. 280 и последующие.
- ^ Sublette (2004), стр. 477, 513.
- ^ Фахардо (1997) с. 179.
- ^ Субаренда (2004). п. 456.
- ^ Пуйоль, Хорди 2001. Чано Посо, кубинский барабан . Альмендра Музыка, Барселона.
- ^ Субаренда (2004), стр. 476.
- ^ Фахардо (1997) с. 386.
- ^ Мугерсия (1985), стр. 28
- ^ Фахардо (1997), стр. 367.
- ^ Мугерсия (1985)
- ^ Шарки, Бетси (9 марта 2012 г.). «Рецензия на фильм: «Чико и Рита» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 июня 2022 г.