Элисео Грене
Элисео Грене | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Гавана | 12 июня 1893 г.
Умер | 4 декабря 1950 г. | ( 57 лет
Другие имена | Ирвинг Берлин Кубы [ 1 ] |
Элисео Гренет Санчес (12 июня 1893, Гавана — 4 декабря 1950) — кубинский пианист и ведущий композитор/аранжировщик того времени. Он сочинял музыку для театральных постановок и фильмов, а также некоторые известные кубинские танцевальные композиции. [ 2 ] Элисео был одним из трех братьев-музыкантов, все они были композиторами, остальные были Эмилио (« Нено», 1901–1941) и Эрнесто (1908–1981). откусила ему ногу Эмилио продолжал сочинять даже после того, как в 1930 году акула ; [ 3 ] Эрнесто был барабанщиком, ставшим руководителем оркестра Тропикана .
Жизнь и работа
[ редактировать ]Грене начал уроки игры на фортепиано в возрасте пяти лет под руководством своей матери. Он поступил в Национальную консерваторию Кубы в возрасте десяти лет. [ 1 ] Элисео изучал музыку у Мерседес Валенсуэлы и Леандро Симона Герге, отца Моисеса Симонса . В 1905 году он играл на фортепиано в театре немого кино «Ла Карикатура» , а в 1909 году руководил оркестром театра «Политеама Хабанеро» , где в основном показывались сарсуэлы . Позже он присоединился к труппе Реджино Лопеса в Кубинском театре .
В 1925 году Грене основал джаз-бэнд, который играл в кабаре Монмартр и Жокей-клубе . В состав вошли Грене (фортепиано); Маноло Кастро ( альт-саксофон ); Хосе Рамон Бетанкур ( тенор-саксофон ); Педро Меркадо ( труба ); Хорхе Болет (сабвуфер); Энрике Сантьестебан (ударные и певец). [ 4 ] состоялась премьера сарсуэлы «Ла-Нинья Рита, или Гавана 1830 года» В 1927 году в Театре Регина на музыку Грене и Эрнесто Лекуоны . В этой сарсуэле номер Грене, танго-конго Ай, мама Инес , стал огромным хитом, остается популярным и сегодня, и его часто можно услышать на свадебных приемах. Его истоки лежат в компарсе -числе 1868 года, и в своем новом обличии он стал одним из фирменных чисел ведущей Риты Монтанер . В 1930 году он положил на музыку ряд Николя Гильена стихотворений «Мотивы сына» .
Грене уехал с Кубы в Барселону, Испания, в 1932 году после того, как поссорился с некоторыми из приспешников Херардо Мачадо из-за текста его Lamento cubano , в котором была строка:
- О прекрасная, изысканная Куба, почему ты сегодня терпишь столько потерь? (Прекрасная Куба, почему сегодня у тебя такие проблемы [разрушения]?) [ 3 ]
Он вернулся после того, как Мачадо был вынужден покинуть свой пост. Находясь за границей в Испании, он руководил оркестром оперетты « Дева морена » в Барселоне . Далее, в Париже , он руководил той же работой. В Париже он также играл на фортепиано в ночном клубе La Cueva, которым он частично владел, в составе постоянного оркестра Хулио Куэва . Там он присоединился к своему брату Эрнесто, игравшему на ударных инструментах. Именно здесь, играя La Comparsa de los Congos , он осознал потенциал этого карнавального ритма. Говорят, что он завез конга в Америку, и это может быть правдой, а может и нет. Гастролирующая группа Lecuona Cuban Boys одновременно писала и играла конги.
В 1936 году он основал ночной клуб El Yumurí на Бродвее и 52-й улице Йорке в Нью- . В нем участвовала местная пуэрториканская группа под руководством Педро Флореса и кабаре. В 1938 году Грене представил спектакль «Ла Конга» в своем клубе, а позже устроил спектакль в Испанском театре в Нью-Йорке с ведущим кубинским певцом Панчито Рисетом (Гавана, 21 октября 1911 г. – Нью-Йорк, 8 августа 1988 г.). [ 5 ]
Краткое содержание основных композиций
[ редактировать ]Грене писал, аранжировал и иногда режиссировал музыку для ряда музыкальных шоу и фильмов, а также записывался для Columbia Records и Brunswick Records . В целом, его стиль и влияние были частью движения афрокубинизма между двумя мировыми войнами .
Музыка из кино
[ редактировать ]Он написал музыку к фильму «Принцесса Там-там» в главной роли с Жозефиной Бейкер (Париж) ; Скандал звезд , бар «Конга» и «Эстампас колониалес» с участием Мигелито Вальдеса ( Мехико ); Милонга де Аррабаль ( Буэнос-Айрес ); Кубинские ночи (Нью-Йорк); и у Сусаны есть секрет ( Барселона ).
Лирический театр
[ редактировать ]Музыка для следующих сарсуэл и других музыкальных театров: La toma de Veracruz , премьера которого состоялась в 1914 году в Театре Альгамбра (Гавана), Богемия , Комо лас ласточки , Эль Мендиго , Эль Санто дель Алехададо , Эль подводная лодка Кубана , Эль Табакеро (либретто: Аркимедес Pous ), «La camagüeyana» (премьера в Барселоне, 1935), «Смуглая дева» , «Мой проклятый паломник» , Ла Нинья Рита, или Гавана в 1830 году , музыка в соавторстве с Эрнесто Лекуоной.
Записанные произведения
[ редактировать ]Грене написал, среди многих других номеров, «Жемчужины твоих уст» , «Эль Ситиерито» , «Ламенто раб» , «Табако Верде» , «La Comparsa de los Congos» , «La Mora» , «México» , «La Princesa Tam-Tam» , «Papa Montero» , «Rica Pulpa» , «Mi Vida Es Cantar». , Кубинский плач , Негритянский бембон , Ты не знаешь английского , Сонгоро косонго , Ай! Мама Инес (также известная как «Мама Инес»). [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Бродвей: Повесть о двух мастерах мелодии | Дэнтон Уокер — Newspapers.com™» . газеты.com . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Джиро, Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . Гавана. том 2, стр. 175
- ^ Jump up to: а б Сублетт, Нед 2004. Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго. стр.406 ISBN 978-1-55652-516-2
- ^ Акоста, Леонардо 2003. Кубано быть, кубано-боп: сто лет джаза на Кубе . стр.28
- ^ Джиро, Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . Гавана. том 4, стр. 27 для Riset.