Дулзайна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Другие имена | зонтик |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.112 ( Двухязычковый аэрофон с коническим отверстием ) |
Связанные инструменты | |
Дулзайна ( Испанский: [dulˈθajna] ) или dolçaina ( Каталонское произношение: [dolˈsajna] / [dulˈsajnə] ) — испанский инструмент с двойной тростью из семейства гобоя . Он имеет коническую форму и является эквивалентом бретонской бомбарды . Его часто заменяют гобой или с двумя тростями, кларнет как это видно в армянской и украинской народной музыке .
В Испании существует множество разновидностей дулзайны. В Валенсийском сообществе он известен как dolçaina или xirimita и сопровождается барабаном, называемым tabalet . Каталонская . разновидность дульзайны называется гралла , а баскская разновидность — болин- гозо Термин dolçaina был введен в каталонский язык в 14 веке из Франции (древнее слово было «douçaine»).
В регионе Арагона , особенно в городе Уэска , на дулзайне играют вместе с гайтас де бото , региональными волынками , а иногда и на барабанах . Инструмент был впервые представлен в Испании через арабов. [1] Дулзайну также можно услышать на большей части региона Кастилия-и-Леон , где у нее часто есть ключи над отверстиями. Инструмент глубоко укоренен в фольклоре Бургоса , Сеговии , Сории , в некоторых районах Авилы , Мадрида , Гвадалахары , Толедо , Куэнки , Леона и Саламанки , менее распространен в Баскском автономном сообществе и широко используется в Наварре и Ла-Риохе .
Валенсийская G сладкая
[ редактировать ]Валенсийская дольсаина G , также известная как dolçaina en sol , является наиболее часто используемой дольсаиной в Валенсии .
Диапазон
[ редактировать ]Диапазон концертной высоты варьируется от A3 до E5. Иногда можно использовать F#5, но это должна быть следующая последовательность нот гаммы, и она должна быть невнятной до предыдущей ноты.
Чтение и письмо музыки
[ редактировать ]Музыка для долчайны всегда пишется скрипичным ключом . G-dolçaina (dolçaina en sol) — транспонирующий инструмент , музыка которого написана скрипичным ключом. Партитуры, написанные для долькаины, в идеале следует транспонировать в скрипичный ключ. Таким образом, самая нижняя нота — это D4 (первая под нотоносцем скрипичного ключа), а самая высокая — A5 (на первой дополнительной строке над нотоносцем скрипичного ключа). Чтобы найти настоящую высоту концертных нот (до мажор) в партитуре для долькаины, необходимо транспонировать их на одну квинту вверх, как в случае с английским рожком (английским рожком).
Если специально не указано иное, в следующих разделах, когда речь идет о нотах или тональностях, следует думать о тех, которые используются исполнителями долчина (в G), а не о фактической высоте звука (в C).
Акустика
[ редактировать ]У долчайны пронзительный, очень мощный звук. Еще несколько лет назад мероприятия, связанные с долчайной, проводились только на улицах и площадях многих городов. Исторически долчина играла главную роль в больших собраниях людей во время валенсийских праздников и традиций, поэтому неудивительно, что ее мощное звучание особенно ценилось и развивалось.
Из-за двойной трости и трубки конической формы долчайна имеет звук, характерный для гобоя или ксеремии . Однако есть некоторые важные различия.
Несмотря на то, что долчайна производит высокий звуковой диапазон, она обладает великолепной тембровой идентичностью благодаря богатству гармоник. В определенных акустических условиях он также может звучать как саксофон-сопрано или труба .
Освоение настройки достигается путем аппликатуры и тонких изменений давления воздуха и амбушюра. Аппликатура состоит из восьми отверстий для пальцев (7 в передней части и одно в задней части для большого пальца; как у блокфлейты ).
Регистры
[ редактировать ]Эффективный диапазон долчайны разделен на два регистра: средний регистр и верхний регистр. Их можно отличить по тембру и способу изготовления.
1. Средний регистр: звук естественный. Это самый спокойный регистр. Он включает первую октаву, от нижнего ре (концерт А 3) до высокого ре (концерт А 4). Настройка в этом регистре относительно проста.
2. Верхний регистр: первые гармоники натуральных нот. Их можно получить путем увеличения давления воздуха, что широко известно как «чрезмерное продувание». Настройка этого регистра очень сложна, а играть ноты в нем утомительно и сложно. Выдерживать игру в этом регистре действительно утомительно. Он расположен во второй октаве, от высокой ми (концерт B4) до высокой ля (концерт E5).
Случайный
[ редактировать ]Хотя долчайна изначально не предназначалась для создания хроматизмов, их можно достичь с помощью очень сложной и трудной техники с очевидными различиями в тембре и громкости.
Случайные звуки, которые легко исполняются и имеют мощный и чистый звук, — это C# и D# первой октавы.
На остальных сложнее играть, а их звук более тусклый и менее мощный. Это: первая октава F натуральная, Bb/A#, G#/Ab и вторая октава F натуральная, D#/Eb и G#/Ab.
Тональности
[ редактировать ]Самые простые и наиболее часто используемые тональности — соль мажор и ре мажор, поскольку F# и C# можно играть естественно. Также обычен ми минор, поскольку D# первой октавы играть сравнительно легко.
До мажор является самым сложным, поскольку натуральное фа не может быть произведено естественным путем и считается случайным в естественной гамме долшаины. Кроме того, для долчайны не существует нижней тоники (нижняя до).
Сложные тональности: си минор, соль минор, ля мажор и ля минор.
Очень сложные тональности: ми мажор, ре минор, фа ♯ минор, до ♯ минор, фа мажор, миб мажор, до минор и си ♭ мажор.
Все остальные тональности считаются наиболее сложными.
Динамика
[ редактировать ]Как уже упоминалось выше, долчайна имеет очень мощный и пронзительный звук – обычна громкая (фа-форте) игра. Получить более громкий звук, чем форте, невозможно.
Благодаря современным методам интерпретации можно добиться эффекта динамики, варьируя давление воздуха и делая тонкие изменения в амбушюре. Техника диафрагмы и правильная практика дыхания позволяют эффективно контролировать объем. Однако использовать динамики по-прежнему слишком сложно, поскольку они усложняют настройку и делают тембр менее мощным. Таким образом, для того, чтобы максимально эффективно интерпретировать и выражать свои мысли, необходимо принять во внимание следующие моменты:
1. Нельзя использовать изменения динамики во втором регистре (от высокой ми до высокой ля). Эти ноты всегда громкие, и только сложные приемы позволяют исполнителю приглушить и смягчить их звучание.
2. В отличие от других инструментов уменьшение громкости при игре на долчайне предполагает огромные физические усилия в амбушюре и очень сложную и сложную технику. Это необходимо иметь в виду.
3. Играть тише, чем меццо-фортепиано, очень сложно, поэтому успех ниже mp не может быть гарантирован.
4. Резкие изменения не должны быть чрезмерными.
Артикуляция
[ редактировать ]Артикуляция долчайны действительно ограничена по сравнению с другими духовыми инструментами. Эта и другие технические проблемы, такие как невозможность выполнения двойного или тройного стаккато, вынуждают игрока играть медленнее.
Чтобы играть в более быстром темпе, музыканту приходится прибегать к комбинациям невнятных слов, помня о сложности, связанной со сменой октавы, когда между регистрами имеется большой перерыв, и во многих случаях это более или менее менее невозможно поддерживать ровный тон.
Одной из особенностей долчайны является тот факт, что самый простой и естественный способ воспроизведения звука происходит, когда игрок произносит языком начало и конец ноты, в то время как на других духовых инструментах гораздо легче играть без артикуляции. Легкая артикуляция для игрока на дольсаине состоит из твердой, четко определенной атаки. Долчайна обладает сильной звуковой силой, а другие техники не были разработаны просто потому, что в них не было необходимости (нужда — мать всех изобретений).
Несмотря на эти обстоятельства, техники простых атак и оскорблений развиваются быстрыми темпами, чтобы достичь более широкого спектра нюансов фразировки. Причина такой эволюции заключается в основном в его сосуществовании с другими регуляризованными инструментами.
аппликатура
[ редактировать ]Особенности аппликатуры практически такие же, как и у любого другого духового инструмента без ключа. Однако в определенном темпе сложно играть F Natural, Bb/A# и Ab/G# из-за положения их аппликатуры, как у блокфлейты (техника, известная как перекрестная аппликатура).
Также необходимо учитывать изменения в регистре, поскольку у долчайны нет ни клавиш, ни расположения пальцев для смены октав, поэтому игроку приходится прибегать к давлению воздуха и давлению в амбушюре (гармоникам).
Выносливость
[ редактировать ]Долчайна — музыкальный инструмент, который быстро утомляет своих исполнителей как физически, так и психологически, гораздо быстрее, чем духовые инструменты. Причина этого кроется в некоторых его особенностях:
Будучи инструментом небольшой длины, он оказывает небольшое сопротивление потоку воздуха и поэтому требует большого давления и сильного потока воздуха.
Трость, используемая на долчайне, является одной из самых больших и прочных в семействе гобоя, а это означает, что для управления звуком необходимо прикладывать большое давление.
Однако выносливость может постепенно увеличиваться, если в произведении меньше высоких нот, больше дыханий, пустых тактов и меньше динамики. Трудных случайностей следует избегать, насколько это возможно.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ↑ La dolçaina. Архивировано 7 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- Библиография
- Технический паспорт долькаины , Ксавье Ришар.