Барочная гитара
![]() Гитара в стиле барокко, созданная Маттео Селласом. в. 16:30 –50 | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | Струнный инструмент ( щипковый ) |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 (Композитный хордофон ) |
Развитый | 17 век |
Атака | Быстрый |
Связанные инструменты | |
Список | |
Музыканты | |
Список |
Гитара в стиле барокко ( ок. 1600–1750 ) — струнный инструмент с пятью рядами и внутренних струн подвижными внутренними ладами. В первом (самом высоком) курсе иногда использовалась только одна струна. [1]
История
[ редактировать ]Гитара в стиле барокко заменила лютню как самый распространенный инструмент, который можно было найти дома. [2] [3] Самое раннее свидетельство о пятиструнной гитаре содержится в испанской книге de Instrumentos Musicales Declaracion Хуана Бермудо середины шестнадцатого века , опубликованной в 1555 году. [4] Первым трактатом, опубликованным для гитары в стиле барокко, был Guitarra Española de cinco ordenes («Испанская гитара из пяти блюд»), ок. 1590 г. , Хуан Карлос Амат. [5] [6]
Гитара в стиле барокко в современных ансамблях взяла на себя роль инструмента бассо континуо , и от исполнителей ожидалось, что они будут импровизировать под аккордовый аккомпанемент . Некоторые ученые предположили, что гитара использовалась вместе с другим инструментом бассо континуо, играющим басовую партию . [7] Однако есть веские основания предполагать, что гитара во многих ситуациях использовалась как самостоятельный инструмент для аккомпанемента. [8] С развитием гитары в стиле барокко тесно связана система обозначений альфабето .
Тюнинг
[ редактировать ]Три различных способа настройки гитары хорошо описаны в источниках семнадцатого века, как показано в следующей таблице. Сюда входят имена композиторов, связанных с каждым методом. Очень немногие источники, похоже, ясно указывают на то, что следует использовать один метод натягивания, а не другой, и часто утверждается, что игрок мог сам решить, какой из них подходит. Вопрос весьма спорный, выдвигаются различные теории. [9] [10] [11]
Очень краткий список композиторов и строев:


Композиторы | Тюнинг | Шкала |
---|---|---|
Фердинандо Вальдамбрини (Италия, 1646/7 г.) Гаспар Санс (Испания, 1674 г.) | ![]() | Е - Б - Г - Д - А |
Антуан Карре (Франция, 1671 г.) Робер де Визе (Франция, 1682 г.) [12] Николя Дерозье (Нидерланды, 1690 г.) | ![]() | E - B - G - D (в октаве) - A |
Джироламо Монтесардо (Италия, 1606 г.) Бенедетто Сансеверино (Италия, 1620 г.) Джованни Паоло Фоскарини (Италия, 1640 г.) Франсиско Герау (Испания, 1694 г.) | ![]() | E - B - G - D (в октаве) - A (в октаве) |
Композиторы
[ редактировать ]- Джованни Паоло Фоскарини ( ок. 1600–1650 ), Четыре книги об испанской гитаре ( ок. 1635 ) [1]
- Франческо Корбетта (1615–1681), Различные шутки из сонат, Книга 4 ( ок. 1648 ) [2]
- Анджело Микеле Бартолотти ( ок. 1615–1680 )
- Джованни Баттиста Граната (1620–1687)
- Гаспар Санс ( ок. 1640–1710 ), Обучение игре на испанской гитаре (1674 г.) [3]
- Робер де Визе ( ок. 1658 – 1725), Книга гитары, посвящённая королю (1682) [4] , Книга пьес для гитары ( ок. 1686 ) [5]
- Людовико Ронкалли (1654–1713), Гармоники каприсов поверх испанской гитары (1692) [6]
- Франсиско Герау (1649–1722), Гармоническая поэма (1694) [7]
- Анри Гренерен (середина 17 века)
- Сантьяго де Мурсия ( ок. 1673 – 1739), Краткое содержание аккомпанемента партии с гитарой (1714) [8] , Избранные фигурки гитары (1722) [9] , Салдиварский кодекс № 4 ( ок. 1730 ) [10] , и Пассакальес-и-Обрас (1732 г.) [11]
Образец производителей
[ редактировать ]Маттео Селлас (1600-е гг.).
Антонио Страдивари (1644–1737). Из пяти сохранившихся гитар - "Sabionari" 1679 года. [13] единственный в игровом состоянии. Две другие гитары Страдивари находятся в музеях.Инструмент 1688 года. [14] находится в Музее Ашмола в Оксфорде , Англия, иинструмент 1700 [15] находится в Национальном музыкальном музее в Вермиллионе, Южная Дакота .
Николай Александр Вобоам II ( ок. 1634 /46–1692/1704). Французский мастер с тремя гитарами с его подписью (из 26, приписываемых семье Вобоам). [16] [17] Гитары Александра пользовались большим уважением при его жизни и столетие спустя все еще считались желанными инструментами. [18]
Исполнители
[ редактировать ]
Галерея
[ редактировать ]- Гитара в стиле барокко Маттео Зеелоса (до 1653 г.)
- Гитары с пятью курсами Жана-Батиста Вобоама (около 1695 г.) и Иоахима Тильке (около 1695–99 гг.)
- Современная копия гитары в стиле барокко.
- Гитара в стиле барокко в Доме-музее Храма, Лансароте, Испания.
- Гитара в стиле барокко работы Иоахима Тилке в Музее Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания.
Библиография
[ редактировать ]- Лекс Эйзенхардт, Итальянская гитарная музыка семнадцатого века , University of Rochester Press, 2015.
- Лекс Эйзенхардт, «Бурдоны как обычно». В книге «Лютня: Журнал лютневого общества» , том. XLVII (2007)
- Лекс Эйзенхардт, «Гитарный аккомпанемент в стиле барокко: где бас». В старинной музыке , вып. 42, № 1 (2014)
- Лекс Эйзенхардт, « Нетка замешательства »
- Джеймс Тайлер, «Ранняя гитара», Oxford University Press, 1980.
- Джеймс Тайлер/Пол Спаркс, Гитара и ее музыка», Oxford University Press, 2002.
- Джеймс Тайлер, «Руководство по игре на гитаре в стиле барокко», издательство Indiana University Press, 2011.
- Моника Холл : Струны гитары в стиле барокко: обзор доказательств (Гилдфорд: Общество лютни, 2010) ISBN 0-905655-40-0
- Моника Холл: «Возвращение утерянной книги гитарной музыки Корбетты». В консорте: Журнал Фонда Долмеча , Том. 61 (2005). ISSN 0268-9111
- Моника Холл: «Испанская гитара» Джоан Карлес Амат». В старинной музыке , Vol. 6, нет. 3 июля 1978 г.
- Моника Холл: «Диссонанс в гитарной музыке Франческо Корбетты». На лютне: Журнал Лютневого общества , Vol. XLVII (2007)
- Моника Холл: «Lettere tagliate Анджиола Бартолотти». На лютне: Журнал Лютневого общества , Vol. XLVII (2007)
- Моника Холл: «Инструкции по настройке гитары в стиле барокко в Национальной библиотеке Res. Vmc Ms. 59, ф. 108v». На лютне: Журнал Лютневого общества , Vol. XLVII (2007)
- Антони Пиза : Франческ Герау и его время (Пальма-де-Майорка: Правительство Балеарских островов, Министерство образования и культуры, Главное управление культуры, Институт Балеарских исследований, 2000). ISBN 84-89868-50-6
- Элен Шарнассе, Рафаэль Андиа , Жерар Ребур, Гитарные книги Робера де Визе , Париж: Editions Musicales Transatlantiques, 2000, 235 страниц.
- Томас Шмитт: «Об орнаментах гитарного репертуара в стиле барокко в Испании (1600–1750)». В: Журнал музыковедения , XV, № 1, 1992.
- Джованни Аккорнеро, Эральдо Гуэрчи (отредактированный и переведенный Давиде Ребуффа) - Гитара: «Четыре века шедевров», (итальянский/английский), Edizioni Il Salabue, 2008. ISBN 978-88-87618-13-6
- Карло Альберто Карутти, «Страсти коллекционера», Каталог Джованни Аккорнеро (отредактированный и переведенный Давиде Ребуффа), (итальянский/английский), Edizioni Il Salabue, 2011. ISBN 978-88-87618-15-0 (также доступен на компакт-диске)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харви Тернбулл, Гитара (от эпохи Возрождения до наших дней) (3-е впечатление 1978 г.), Лондон: Бэтсфорд ( ISBN 0 7134 3251 9 ), с. 15: «Ранние лютни, виуэлы и гитары имели одну важную особенность, которая имела практическое значение для исполнителя: лады, в отличие от фиксированных металлических ладов на современной гитаре, были сделаны из кишок и привязаны к шее» (Глава 1) - Развитие инструмента).
- ^ Манфред Ф. Букофзер, Музыка в эпоху барокко (от Монтеверди до Баха) , Лондон: JM Dent & Sons (1-е издание для Великобритании, 1948 г.), стр. 47: «Испанская мода в Италии принесла быструю победу шумной гитары над достойной лютней».
- ^ Дональд Джей Граут, История западной музыки , Лондон: JM Dent & Sons, 1962, Глава 7: Новые течения в шестнадцатом веке, стр. 202: «Безусловно, самым популярным домашним сольным инструментом эпохи Возрождения была лютня».
- ^ Том и Мэри Энн Эванс, Гитары: от Ренессанса до рока , Лондон: Paddington Press, 1977, стр. 24: «Первое неопровержимое свидетельство существования инструментов с пятью курсами можно найти в «Орфенической лире» Мигеля Фуэнльяны 1554 года, которая содержит музыку для vihuela de cinco ordenes. В следующем году Хуан Бермудо написал в своей «Декларации музыкальных инструментов»: «У нас есть видел в Испании гитару с пятью рядами струн». Позже Бермудо упоминает в той же книге, что «гитары обычно имеют четыре струны», а это означает, что гитара с пятью струнами возникла сравнительно недавно и до сих пор является чем-то вроде странности».
- ^ Харви Тернбулл, Гитара (1978), с. 41 (Глава 3 - Барокко, Эра гитары с пятью курсами): «Новую эпоху возвещает небольшой трактат Хуана Карлоса Амата Guitarra Espanola de cinco ordenes...»
- ^ Эванс, Гитары (1977), стр. 24: «Из литературных источников мы знаем, что пятирядная гитара была чрезвычайно популярна в Испании в начале семнадцатого века, а также на ней широко играли во Франции и Италии… Однако почти все сохранившиеся гитары были изготовлены в Италии… Это очевидное несоответствие между документальными и инструментальными свидетельствами можно объяснить тем фактом, что в качестве коллекционных предметов хранились, как правило, только более дорогие гитары. В начале семнадцатого века гитара была инструментом жителей Испании. но в него широко играла итальянская аристократия».
- ^ Манфред Ф. Букофзер, Музыка в эпоху барокко (от Монтеверди до Баха) , Лондон: JM Dent & Sons (1-е издание для Великобритании, 1948 г.), стр. 26: «Для бассо континуо... требовалось как минимум два исполнителя: один для поддержания басовой партии (струнный бас или духовой инструмент), а другой для аккордового аккомпанемента (клавишные инструменты, лютня, теорба и популярная гитара). "
- ^ Лекс Эйзенхардт, «Гитарный аккомпанемент в стиле барокко: где бас» Early Music 42, № 1 (2014), с. 73-84.
- ^ Моника Холл, Натяжка гитары в стиле барокко: обзор доказательств (Гилдфорд: Общество лютни, 2010) ISBN 0-905655-40-0 .
- ^ Лекс Эйзенхардт, Итальянская гитарная музыка семнадцатого века , University of Rochester Press (2015).
- ^ Джеймс Тайлер и Пол Спаркс, Гитара и ее музыка (Oxford University Press, 2002).
- ^ Робер де Визе, Книга о гитаре, посвященная королю : «...мы не должны забывать октаву на четвертой струне, она там очень необходима».
- ^ «Гитара Сабионари» . sabionari.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2020 г. Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Гитара 1688» . ashmoleanprints.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Гитара» . emuseum.nmmusd.org .
- ^ Гитара (от эпохи Возрождения до наших дней) Харви Тернбулла (Третье впечатление, 1978 г.) - Издатель: Бэтсфорд ( ISBN 0 7134 3251 9 ) — стр. 20 (Глава 1 — Разработка инструмента)
- ^ «Недавнее исследование семьи Вобоам и их гитар, проведенное Флоранс Жетро (20-летний куратор наследия Парижской консерватории и директор по исследованиям Исследовательского института музыкального наследия во Франции)» (PDF) .
- ^ Гитара (от эпохи Возрождения до наших дней) Харви Тернбулла (Третье впечатление, 1978 г.) - Издатель: Бэтсфорд ( ISBN 0 7134 3251 9 ) - стр. 20 «Репутация Александра сохранялась еще долго после семнадцатого века. В рекламе в Journal de Musique за сентябрь 1770 года предлагалась «отличная гитара, изготовленная в Париже знаменитым Вобоамом в 1675 году»...» (Глава 1 - Развитие инструмента)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Техника «Гитара в стиле барокко для современного исполнителя – практический компромисс», Дон Роу и Ричард д'А Йенсен