Десятиструнная классическая гитара Йепса
![]() | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | нить |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322-5 (сложный хордофон звучит голыми пальцами ) |
Развитый | 1963 Нарсисо Йепес в сотрудничестве с Хосе Рамиресом III, игра на классической гитаре. |
Связанные инструменты | |
Десятиструнная гитара | |
Музыканты | |
Строители | |
Десятиструнная классическая гитара с расширенным диапазоном и полностью хроматическим симпатическим струн резонансом была задумана в 1963 году. [ а ] Нарциссом Йепесом и построен Хосе Рамиресом [III ] [ 2 ] Этот инструмент иногда называют «современной» 10-струнной гитарой. [ б ] (или «гитара Йепса» [ 3 ] ), чтобы отличить ее от десятиструнных арфовых гитар XIX века.
Сегодня десятиструнные инструменты оригинальной конструкции Рамиреса по-прежнему доступны в компании Ramírez . [ с ] и подобные инструменты в различных исполнениях доступны как у компании Ramírez, так и у других мастеров, в частности у Паулино Бернабе-старшего .
Фон
[ редактировать ]В начале 1960-х годов мастер Хосе Рамирес III задумал добавить приятные струны к классической гитаре . Он обратился за советом к ведущим классическим гитаристам того времени, в частности к Андресу Сеговии и Нарцисо Йепесу, оба играли на шестиструнных гитарах Рамиреса. В конце концов они придумали десятиструнную гитару. [ 4 ]

Будучи инструментом , [ 5 ] Йепес упоминает, что причины, побудившие его осуществить «проект» ( diseño ), [ 6 ] Его инструменты были акустическими/физическими (« físicas ») и музыкальными (« musicales »). [ 6 ] После некоторого «первоначального протеста» [ 3 ] что 10-струнная гитара, задуманная Йепесом, была «невозможна» [ 7 ] Чтобы построить, Рамирес согласился на заказ и завершил первый из этих инструментов в марте 1964 года. [ 8 ] Йепес спешит указать, что он ничего не изобрел ( inventado nada ) [ 6 ] добавив к гитаре четыре струны, отметив постоянно меняющееся количество струн на гитаре на протяжении ее истории, [ 9 ] в том числе 10-струнные гитары XVIII и XIX веков. [ 10 ] Как и более ранние 10-струнные гитары, его инструмент имеет дополненную тесситуру . Однако, в отличие от более ранних 6- или 10-струнных гитар, обычная настройка струн, как добавил Йепес, «также включает в себя весь естественный резонанс, которого не хватало инструменту в восьми из двенадцати нот одинаковой темперированной гаммы». [ д ] Как объясняет Йепес, настройка десятиструнных гитар Romantic «не совсем одинакова, потому что настройка, которую я использую, также предназначена для резонанса»). [ 11 ]
Йепес вспоминал, что после получения своей первой десятиструнной гитары в 1964 году он провел частный концерт, чтобы «друзья, музыканты, дирижеры и композиторы послушали мои инструменты, а затем позволили им решить, какой инструмент лучше для моего концерта. Я могу честно Говорят, что во время концерта я играл одни и те же композиции один раз на шестиструнной гитаре и один раз на десятиструнной. Они все предпочли десятиструнную гитару». Затем Йепес поинтересовался мнением своей бывшей учительницы Нади Буланже . Поиграв для нее на десятиструнной гитаре, Йепес вспоминала: «Она заметила, что моя игра на моей новой гитаре имела больший резонанс, и это важно, она заметила, что я могу остановить резонанс руками, если захочу. Она также предпочел мою десятиструнную гитару». [ 12 ]
Сеговия, однако, резко критиковал нововведение Йепеса, написав в 1974 году: «Я абсолютно не верю, что гитаре требуются дополнительные струны ни справа, ни слева от накладки грифа… те шесть, которыми она традиционно обладает, вполне достаточно. Изобретатели этого бесполезного увеличения звучности далеко не исчерпали природные ресурсы инструмента». [ 13 ] Однако обоснованность критики Сеговии можно поставить под сомнение: во-первых, Сеговия, похоже, не подозревал о преобладании «многострунных» гитар в XIX веке; [ 14 ] включая 21-струнную гарполию, для которой сочинил Фернандо Сор, [ 15 ] о чем свидетельствует его заявление о том, что «Сор… не чувствовал необходимости в дополнительных строках». [ 16 ] Во-вторых, Сеговия ошибочно утверждает, что Йепес «добавил четыре толстых языка». [ 17 ] к гитаре. Фактически Йепес добавил только одну «толстую» (седьмую) струну. Как отметил Йепес, первая критика со стороны Сеговии поступила еще «до того, как он увидел или даже услышал этот инструмент, вскоре после того, как Рамирес создал десятиструнную гитару». [ 18 ] Наконец, сомнительный характер критики Сеговией десятиструнной гитары Йепеса проявляется в том факте, что Сеговия писал «частые письма». [ 19 ] Хосе Рамиресу III, в котором всегда упоминалось его недовольство слабыми «нотами». [ 19 ] Сеговия жаловался, что ему «пришлось заменить или отменить определенную музыкальную пьесу из одной из его программ, потому что нота, которую он должен был подчеркнуть, совпадала с одной из унизительных [слабых] нот». [ 19 ] [ и ] Прежде чем десятиструнная гитара Йепеса была разработана именно для решения этой проблемы, Сеговия уже жаловался Рамиресу III на то, что некоторые ноты на первой струне его шестиструнной гитары «не имеют такой же интенсивности, как другие». [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первые композиции для этого инструмента датируются 1963 годом. [ 1 ]
- ↑ Нет никаких записей о том, что сам Йепес использовал прилагательное «современный» по отношению к своей гитаре или ее стандартной настройке. использует его Однако компания LaBella для различения наборов струн, предназначенных для стандартной настройки Йепса, и другого набора струн, производимого компанией, под названием «Романтический». LaBella (См. каталог , стр. 10, а также [1] . Романтическая настройка 10-струнной гитары -арфы, на основе которой компания LaBella получила свои «Романтические» наборы струн для настройки, указана (среди других источников) здесь (стр.3) в старинном документе (Rischel 30 mu 6611.1784 U48), хранящемся в Королевской библиотеке Дании.)
- ^ См . «Профессиональные гитары» в текущем каталоге Ramírez Guitars. Десятиструнная модель Traditional Classic разработана Хосе Рамиресом III, а модель Special Classic — более поздней разработкой его сына Хосе Рамиреса IV. десятиструнная
- ^ « Они также включают в себя весь естественный резонанс, которого не хватало инструменту, в восьми из двенадцати нот темперированной гаммы » [ 10 ]
- ↑ Рамирес ошибочно принимает жалобу Сеговии за «волчью» записку; однако из собственного описания Рамиреса ясно, что Сеговия жаловался на слабые ноты, которые невозможно было должным образом подчеркнуть, когда этого требовал музыкальный контекст, в отличие от волчьих нот в научном смысле.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Семья (1963) .
- ^ Йепес, цитируется Сницлером (1978).
- ^ Перейти обратно: а б Чувствительный (1975)
- ^ Рамирес (1994) , стр. 137–140, «Десятиструнная гитара».
- ^ Йепес (1989) .
- ^ Перейти обратно: а б с Йепес (1989) , с. 15.
- ^ Сницлер (1978) .
- ^ Козинн (1981) , с. Д22.
- ^ Йепес (1989) , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б Йепес (1989) , с. 17.
- ^ Шнайдер (1983) , с. 67.
- ^ Казанджян (1992) , Приложение C; воспроизведено как Казанджян (1995)
- ^ Сеговия (1974) , стр. 246–249.
- ^ Винберг (1977) .
- ^ "Marche Funebre (Andante lento)", воспроизведено как Приложение A в Казанджяне (1992) , стр. 224–226.
- ^ Сеговия (1974) , с. 247.
- ^ Сеговия (1974) , с. 249.
- ^ Казанджян (1992) , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с Рамирес (1994) , с. 208, «Андрес Сеговия, гитара и я»
- ^ Рамирес (1994) , с. 199, «Андрес Сеговия, гитара и я».
Библиография
[ редактировать ]- Казанджян, Фред (1992). Концепция и разработка десятиструнной гитары Йепса: предварительное исследование ( диссертация ММ ). Университет Кейптауна .
- Казанджян, Фред (1995). «Интервью с Нарцисо Йепесом в Кабо-Роче, Аликанте, Испания, 7 июля 1987 года». Музыкиус . 23 (2): 11–18.
- Козинн, Аллан (22 ноября 1981 г.). «Нарцисо Йепес и его 10-струнная гитара». Нью-Йорк Таймс .
- Оана, Морис (1963). Если наступит день ... Париж: Жерар Бийодо. нет. 1-7.
- Рамирес, Дж. (1994). Несколько слов о гитаре . Смелый Страммер. ISBN 978-84-87969-40-9 .
- Сеговия, Андрес (29 января 1974 г.). Письмо-ответ на вопрос Владимира Бобри о значении многострунных инструментов в ХХ веке . Воспроизведено в Приложении D в Казанджяне (1992) , стр. 246–249.
- Сенсье, Питер (1975). «Нарцисо Йепес и десятиструнная гитара». Гитара . 3 (9): 27. ISSN 0301-7214 .
- Шнайдер, Джон (1983). «Разговор с Нарцисо Йепесом». Дека (Весна).
- Сницлер, Ларри (1978). «10-струнная гитара: преодоление ограничений шести струн». Гитарист . 12 (3): 26.
- Винберг, Саймон (1977). Краткая история многострунных гитар от эпохи Возрождения до наших дней ( дипломная работа бакалавра музыки ( с отличием ). Университет Витватерсранда .
- Йепес, Н. (30 апреля 1989 г.). Быть ( инструментом на испанском языке). Речь о поступлении в настоящую Академию изящных искусств Сан-Фернандо.