Бесплатные песни
Cantes libres — испанское выражение, которое буквально означает «свободные песни » . Его применяют на любых фламенко палосах ( музыкальных формах ), в которых нет узнаваемого метра (музыки) или ритмического рисунка . Таким образом, мелодия течет свободно, не построенная по размеру, поэтому певцы могут по своему желанию сокращать или удлинять музыкальные фразы , если они соблюдают основную мелодическую линию стиля, который они поют.
Значение этого выражения не следует путать с такими понятиями, как рубато или ad libitum , которые обычно относятся к относительной свободе музыканта в следовании музыкальному размеру . В этом типе пения вообще нет тактового размера, поэтому свобода абсолютна, и единственными ограничениями являются ограничения, налагаемые традиционной основной мелодией.
Роли гитары и танца
[ редактировать ]Когда эти пало исполняются на гитаре либо в качестве аккомпанемента, либо в качестве соло, они известны как toques libres , что означает свободную игру на гитаре . Гитарный аккомпанемент, используемый в большинстве этих пало (когда они сопровождаются), состоит из коротких музыкальных фраз, ведущих к аккорду, которого певец предварительно достиг в конце строки куплета. Таким образом, функция гитары, более чем просто сопровождающая мелодию, состоит в том, чтобы реагировать на певца и поддерживать гармоническое развитие песни, а также время от времени добавлять аккорды, чтобы поддержать певца. Партитуры, написанные на гитаре для toques libres, не содержат тактового размера в совершенно бесплатных разделах. Однако фальсеты (интермедии гитарного соло между строфами) могут включать в себя разделы с определенным тактовым размером.
Из-за отсутствия или регулярного ритма эти пало обычно не танцуют. Однако с 1960-х годов возникла тенденция создавать для них хореографии, поскольку они дают возможность танцору показать другие аспекты танца фламенко, такие как брасео (движение рук).
Palos классифицируется как бесплатные песни
[ редактировать ]Палос , традиционно классифицируемый как cantes libres, произошел от более ранних ритмичных фанданго .
- Натуральные фандангос . Структурно они произошли от фанданго де Уэльва и могут также называться фанданго либре или просто фанданго (когда слово фанданго не является уточнением, в настоящее время по умолчанию оно относится к свободным стилям). Хотя Фанданго де Уэльва всегда исполняется ритмично, с начала 20 века некоторые певцы начали создавать собственные свободные стили. В начале процесса ритм Fandango the Huelva был просто замедлен и играл более рубато , при этом гитара даже время от времени останавливалась, чтобы завершить строку куплета. Это все еще заметно в стиле фанданго Эль Глории . Наконец, любые намеки на регулярный ритм были отброшены, и певцы начали создавать собственные формы или вариации традиционных фанданго вообще без тактового размера. Мода на персональные фанданго породила десятки (а может, и сотни) этих персональных форм, особенно в 1920-1950-е годы. По этой причине выражение fandangos persones (личное фанданго) стало отождествляться с любым свободным фанданго. Тем не менее, некоторые личные фанданго следуют обычному размеру.
- Восточные андалузские свободные стили , все они произошли от старых фанданго абандолао . Это тоже были ритмические стили, изначально исполнявшиеся в живом темпе . Они получили свое название от характерных гитарных звуков (совершенно отличающихся от типичных для фанданго де Уэльва ), которые напоминают типичные звуки бандолы и бандуррии ( инструменты типа мандолины ), используемые в фольклорных прецедентах этих стилей. Эти пало следовали тому же процессу, что и фанданго, происходящие из Уэльвы: сначала они замедлялись, и, наконец, обычный размер исчезал. Такие певцы, как Энрике эль Мелизо и Антонио Чакон , и гитаристы, такие как Рамон Монтойя, сыграли решающую роль в освобождении этих стилей от их мелодических ограничений. Палос, которые пострадали от этого процесса, были малагеньяс , гранайна и медиа-гранайна , а также группа кантес- де-лас-минас , в том числе: тарантас , картахенерас , минера , мурсиана и левантика .
Другие палосы с более или менее свободным ритмом.
[ редактировать ]Помимо стилей, обычно называемых cantes libres , существуют и другие пало , к которым можно применить этот термин, хотя традиционно это не так. Так обстоит дело с группой палос, известной как Cantes a palo seco (то есть «Песни а капелла »), также известной как группа тона . В него входят тонас , мартинете и карселерас , сэтас , дебла и трилла . Хотя к ним можно добавить перкуссию, ее функция не в том, чтобы привязывать мелодию к ритму: она скорее добавляется для создания атмосферы. Когда эти стили поются как основа танца, они известны как мартинете , даже если они включают в себя другие стили этой группы.
Таким образом, во фламенко наблюдается обратимая тенденция: многие стили, которые первоначально начинались как ритмичные и танцевально-ориентированные, позже замедлились и в конечном итоге потеряли связь с танцем и метрологическую подчиненность, в то время как другие стили, возникшие как свободные песни, позже были адаптированы к ритму, который делает их способными танцевать.
Дискография
[ редактировать ]БЛАС ВЕГА, Хосе (составитель) Большая антология пения фламенко , издание на компакт-диске, 1982, тт. I, VII, VIII, IX,
Источники
[ редактировать ]- ГРАНАДОС, Мануэль: Музыкальная теория гитары фламенко , Ventilador, 1998 г.
- МАРТИН САЛАЗАР, Хорхе: Песни фламенко Провинциальный совет Гранады
- РОССИ, Иполито: Teoría del cante jondo , второе издание, CREDSA, SA, 1998 (первое издание 1966 г.) ISBN 978-84-7056-354-6