Сарказм
![]() | |
Классификация | Двойная трость |
---|---|
Связанные инструменты | |
Сорна سورنای или сорнай ( персидский : , سورنا , также سورنای, سورنا surnā , surnāy , а также Zurna ) — древний иранский деревянный духовой инструмент .
Этимология
[ редактировать ]Слово, скорее всего, было заимствовано из неизвестного индоевропейского родственника лувийского 𒍪𒌨𒉌 (зурни, «рог»), санскритского शृङ्ग (ṡṛṅga, «рог»), латинского cornū и английского рожка , вероятно, в конечном итоге из протоиндоевропейского * Херх₂-. Народная этимология объясняет, что слово «сорна» является (буквально «сильная флейта») на языке пехлеви производным от слова «сурнай» , которое является производным от « сур-» (сильная) и « -най» (флейта). [ 1 ] Согласно такой народной этимологии, ее называли «сильной флейтой» из-за ее конструкции с двумя тростями, а не обычного най ( персидский : نای ), который был сделан из одной трубки из тростника, в то время как другая народная этимология полагает, что это первая часть слова сорна происходит от сур- снова из пехлеви и новоперсидского языка , что означает «банкет, трапеза и пир», таким образом, «банкетная флейта». [ 1 ]
«Сорна», родственное слову «Рог», может просто означать «рог». Это результат изоглоссы Центум-Сатем , а затем и закона Гримма . Даже в персидском языке есть еще один духовой инструмент, название которого, по-видимому, является родственным словам «Сорна» и «Рог», называемый « Карна (у) » ( کرنای/کرنا ); это может быть связано с повторным заимствованием из другого языка.
-
Современная сурна, благочестивый Хамадан
-
Сорна — древний персидско-иранский деревянный духовой инструмент.
История
[ редактировать ]История инструмента восходит к династии Ахеменидов (550–330 гг. До н.э.), и на нем играли в конце дня у городских ворот или из здания местной администрации. Этот обычай сохранялся в Англии до 19 века: жители города ждут, играя в шауммы, чтобы отметить часы. в праздничных церемониях на этом инструменте в основном играли на открытом воздухе В региональной музыке Ирана (персидский поэт Молана Руми упоминал в своих стихах сорну и дохол).
Ахеменидская сорна была большим инструментом, похожим на трубу, но в более поздние времена уменьшилась в размерах и стала больше похожа на ( пронзительный гобой ) или дозале (двойной гобой), для которого характерен точеный деревянный корпус простой формы, с сильно расклешенный колокол. Раньше его относили к трубе , но это было ошибочное представление, основанное на раструбе гобоя и свободно выдувающемся амбушюре, который часто дает поверхностное сходство с медным амбушюром , особенно если гобой снабжен, как многие из них, кольцом для губ. . [ 2 ]
Согласно « Шахнаме» царь Джамшид . , Сорну изобрел [ 3 ] Помимо литературных свидетельств, существует также ряд артефактов династии Сасанидов (224–651 гг. Н. Э.), изображающих Сорну, такое серебряное блюдо, которое в настоящее время находится в Эрмитаже . [ 4 ]
Функция
[ редактировать ]Небольшое количество воздуха подается под давлением через небольшую металлическую трубку, называемую скобой, которая удерживает трость и прикрепляет ее к каналу ствола. Для этого игрок должен убедиться, что, как и при игре на гобое, он также освобождает легкие от затхлого воздуха при новом вдохе.
Часто сорны играли парами, с мелодистом и дроном. Этот дрон может переходить на разные ноты во время музыкального произведения, меняясь в заданных местах композиции.
несколько других названий, таких как дохол , давул , тавель применялось К сорне и так далее . Поскольку дохол представляет собой двусторонний барабан, на персидском языке его иногда называют до-руйе , в отличие от гхавал и даф , которые являются йек-руйе (одноликий).
Популярность
[ редактировать ]На Сорне в основном играют в Лористане , Чахармахале и Бахтиари , Курдистане , провинциях Систан и Белуджистан , а также в Иранском Азербайджане .
В Лористане Сорна используется в качестве основного инструмента во время свадебных церемоний, а также похоронных церемоний (которые называются Чамарьюна). Сорну почти всегда сопровождает дохол В этом регионе .
В Белуджистане он в основном исполняется путем формирования круга группой людей, танцев и аплодисментов. До-Чапи почти всегда включает в себя Сорну и Дохола. [ 5 ] [ 6 ] В регионах Систана и Белуджистана сорна в основном используется в свадебных церемониях и других праздниках. Инструмент всегда сопровождается дохолом, а иногда может включать в себя традиционный танец, образуя круг.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Маккензи, Д.Н. , Краткий словарь пехлеви , Лондон (1971), стр. 78 ISBN 0-19-713559-5 .
- ^ Поуп, У., «Очерк истории персидской музыки и музыкальной теории», в « Обзоре персидского искусства», Vol. VI , стр. 2783–2804.
- ^ Поуп, У., «Очерк истории персидской музыки и музыкальной теории», в « Обзоре персидского искусства», Vol. VI , с. 2784.
- ^ Фармер, Х.Г., Исследования восточных музыкальных инструментов , 2-я серия, Лондон (1926), стр. 69–86.
- ^ «Постоянная ритуальная печать в Систане и Белуджистане» (на персидском языке) . Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ «Заразительный белуджский танец» . 17 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2022 г.