Занг (колокольчик)
Ударный инструмент | |
---|---|
Другие имена |
|
Классификация | перкуссия , идиофоны |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 111.242 (Идиофоны в первую очередь издают звуки за счет вибрации самого корпуса инструмента; Идиофоны с прямым ударом (111) Игрок выполняет ударное движение; 111.2 Ударные идиофоны – По инструменту ударяют либо незвучным предметом (рукой, палкой), , ударник) или о незвучный предмет (тело человека, землю) 11.24 Ударные сосуды 111.242 Колокола – The; вибрация слабее всего вблизи вершины) |
Развитый | Колокола изначально были разработаны в Китае. Они распространились и также развились локально в других местах. |
Связанные инструменты | |
|
Занг (персидский: زنگ) означает колокол на персидском языке, как для больших, так и для маленьких колоколов. Этот термин исторически применялся к ряду звенящих металлических музыкальных инструментов, включая большие колокольчики с трещотками, которые носят слоны, меньшие колокольчики диаметром 3–9 дюймов, которые носят верблюды, лошади, ослов и крупный рогатый скот, овечьи колокольчики диаметром 2–3 дюйма и крошечные колокольчики. привязаны к ногам ястребов. Это также относится к группам маленьких колокольчиков, которые носят музыканты и танцоры, пришивают к тканевым браслетам и ножным браслетам или нанизывают на длинную веревку, чтобы обернуть ее вокруг талии или повесить в качестве ожерелья.
Кроме того, это название во многих формах применялось к тарелкам, особенно тарелкам с маленькими пальцами (персидский: сандж ангшати سنج انگشتی ), используемым танцорами, известным сегодня во всем мире как зиллы , а также к некоторым более крупным тарелкам, включая иранский сандж или иракский зандж .
То, что цимбалы и колокольчики в персидском языке различаются, можно увидеть в « Шахнаме» , где речь идет об обоих инструментах вместе: [ 1 ]
His elephant-attendants' crowns of gold, Their golden girdles and their golden torques, Their golden Sanj (cymbals) and their golden Zang (bells)... --Ferdowsky, Shahnameh, text number 7.
Происхождение колоколов, Ближний Восток и Средняя Азия.
[ редактировать ]Ближний Восток
[ редактировать ]Литые металлические колокола, возможно, впервые были изготовлены в Китае еще в 3000 году до нашей эры. [ 2 ] поскольку угловатая арфа возникла на Ближнем Востоке. Связи между Ближним Востоком и Китаем к V веку до нашей эры сейчас считаются фактом, учитывая открытие горизонтальных угловых арф в Китае. [ 3 ]
В Месопотамии первые колокола изготавливались из глины, позднее — из бронзы или других металлов и украшались символическими знаками. Колокола в I тысячелетии до нашей эры обычно имели значение отгона от зла, поэтому жрецы носили их на шнурке на шее. [ 4 ]
Были найдены вавилонские терракотовые фигурки II тысячелетия до нашей эры, держащие в руках небольшие пары тарелок, оригиналы которых, вероятно, были изготовлены из бронзы. Такие бронзовые чаши примерно 1200 г. до н. э. были найдены в Сирии, а с середины девятого века до н. э. — в Египте. Со времен 17-й египетской династии (16 век до н. э.) мы знаем о профессиональных музыкантах, работавших над фресками, например, о барабанщике Эмхабе, имя которого передавалось по наследству. [ 5 ] Терракотовые фигурки с тазами из Древнего Египта датируются греческим периодом. Многие из бронзовых, серебряных и золотых колоколов, используемых в Египте и на Ближнем Востоке, также датируются этим периодом. [ 6 ]
Самые старые бронзовые колокола, обнаруженные в Палестине, происходят из Тель-Мегиддо и датируются 9-8 веками до нашей эры. Колокола с колокольчиком изготовлены из бронзы, высотой от 2,5 до 6,5 сантиметров, примерно полусферической формы и имеют ушко для подвешивания. Несколько меньшие по размерам многочисленные находки колоколов на территории Палестины в греко-римский период. С тех пор, как они были упомянуты в Ветхом Завете (в связи с гранатами), колокола выполняли магическую защитную функцию. [ 7 ]
Центральная Азия
[ редактировать ]Бронзовые колокола, которые, вероятно, висели на лошадях, появляются не ранее XII века до нашей эры на территории от севера Иранского нагорья до Южного Кавказа. Вероятно, они принадлежали всадникам-кочевникам, путешествовавшим на вьючных лошадях. Лошади ассирийских правителей были датированы 9 веком до нашей эры. увешанный несколькими колоколами. К V веку до нашей эры отдельные колокола висели на лошадях и верблюдах по всему Востоку до Балкан. [ 8 ]
У тюркских народов и монголов было обычным использовать на упряжи колокольчики, сделанные из двух полураковин разной формы, так что вложенные в них шары давали два тона. [ 9 ] Звук колокольчиков медленно идущих верблюдов дал специфическому барабанному ритму классической персидской музыки описательное название zang-e schotor («верблюжьи колокольчики [ритм]») на персидском языке. [ 10 ]
-
Маленькие колокольчики, прикрепленные к ткани под головой верблюда, 1908 год, Биканерский верблюжий корпус.
-
Колокольчик на ленте на шее верблюда, 10 век нашей эры.
-
Помимо литавр кёс, у верблюда на шее есть колокольчики, с которых свисают колокольчики поменьше.
-
Романтическое использование верблюжьих колокольчиков. Верблюжьи колокольчики на шее и коленях верблюда.
-
Верблюжьи колокольчики на лентах Сэдлера.
К местам использования колоколов на юге Средней Азии начала I тысячелетия до нашей эры относится городское поселение Бактра ( Балч ). Помимо многих керамических изделий на кладбищах были найдены и колокольчики I тысячелетия до нашей эры. Бронзовые колокола известны из Сасанидской империи (224-651). С двух могильников, заложенных между VII и IX веками нашей эры в сибирском районе Хабарова (Надеждинское и Корсакова), происходят бронзовые колокольчики с колокольчиком, вероятно, прикрепленным к поясу. Колокольчики и другие металлические приспособления на поясе были частью одежды кочевников азиатских степей с VII века. До сих пор они сохранились как часть костюма шамана. Колокольчики и кандалы, пришиваемые на одежду или обувь для отпугивания злых духов или сглаза, были раскопаны во многих районах Сибири и Средней Азии. Эту функцию выполняли и сферические колокола с прорезью из согдийских и бактрийских погребений VII-VIII вв.
-
Западный Иран, около 150 г. до н. э. — 224 г. н. э. Чеканный бронзовый колокол высотой 1,5 дюйма. Колокольчик висит на упряжи или уздечке?
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н. э. Литой бронзовый колокол размером 5 1/2 x 2 дюйма. Повешенное на стадное животное?
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н. э. Бронзовый колокол, 2 5/8 х 1 5/8 дюйма.
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н.э. Бронзовый колокол, 3 х 4 1/4 дюйма. Колокольчик для козы?
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н.э. Литой бронзовый колокол размером 5 3/4 x 8 1/4 дюйма. Верблюжий колокольчик?
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н. э. Бронзовый литой колокол, 2 3/8 х 3 7/8 дюйма.
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н.э., 8 1/2 х 5 3/4 дюйма.
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н.э., 3 1/8 х 5 1/4 дюйма.
-
Западный Иран, около 1000–650 гг. до н.э., 3 7/8 x 3 3/4 дюйма.
Бронзовые колокольчики с железным звоном и без него висели на уздечках лошадей и ослов в Ассирийской империи . [ 11 ] Согласно традиции, Пророка Мухаммеда не устраивали колокольчики (араб. jaras ), свисающие с шей вьючных животных в Аравии в доисламские времена. Говорят, что ангелы избегают караванов, издающих такой шум. [ 12 ] Находки в захоронениях в Средней Азии периода со II века до нашей эры до VIII–X веков нашей эры также показывают, что сбруя была увешана множеством колокольчиков разного размера. В эпосе «Шахнаме» персидского поэта Фирдоуси (940/941-1020) упоминается, что слонов в процессиях увешивали большими золотыми колокольчиками и маленькими колокольчиками.
Многочисленные изображения богов в настенных росписях согдийского города Старый Пенджикент (близ Пенджикента, Таджикистан, V в.) подвешены с колокольчиками и цимбалами на шнурах, поэтому эти звенящие металлы, вероятно, помимо своей декоративной функции имели и религиозное значение. На одной из таких настенных росписей дворца Старого Пенджикента изображена богиня на троне, держащая в правой руке лестничный предмет, на перекладинах которого свисают многочисленные колокольчики, видимо, служившие для создания звуков. Этот предмет, вероятно, принесенный в дар богиней, демонстрирует параллели с двумя идиофонами, которые до сих пор используются в этом регионе. Один у узбеков, таджиков и уйгуров называется сафаил ( сапай ) и состоит из двух деревянных палок, к которым прикреплены металлические кольца. При встряхивании издается дребезжащий звук. Сегодня сафаил используется как аккомпанемент в танцевальной музыке, подобно кайраку (два речных камешка, ударяющихся друг о друга) и кощуку («деревянная ложка»). Первоначально его использовали шаманы, а затем каландары (странствующие дервиши) в ритуальной музыке. [ 13 ]
Другой — занг , используемый в таджикской танцевальной музыке: колокольчики, прикрепленные к кожаному ремешку, который танцоры носят на запястьях или ногах. [ 14 ] Источники китайской династии Тан (618-907) описывают выступления «турецких» танцоров, т.е. танцоров, иммигрировавших из западных регионов, носивших для ритмического сопровождения колокольчики и бубенчики.
-
Браслет с колокольчиком из Индии похож на браслет с колокольчиком Занг .
-
Портрет Кая Хосрова работы Михра Али, Каджар, Иран, Исфахан, 1803–1804 гг., Обрезанный, чтобы показать ястреба. На ястребиных колокольчиках не занджирская струна, а два одиночных колокольчика.
-
Нитка маленьких колокольчиков, называемая занджир (زنجی), когда натянута, как цепочка колокольчиков.
-
Гротескная танцовщица в Занджире (زنجی), танцующая при дворе Акбара .
Колокола как оружие войны
[ редактировать ]В древней Персии колокольчиками называли что-то, подвешиваемое на животное или носимое человеком. Их использовали на войне как оружие террора, и их носили животные, сигнализируя о большом размере приближающейся армии. Солдаты также могли звонить в колокольчики животных, чтобы усилить шум. Цимбалы также объединили функции войны и музыки, поскольку люди столкнулись с ними. [ 1 ]
Рукопись «Шахнаме», сделанная в Тебризе около 1370 года, изображает бурную сцену битвы, в которой вооружение персидских войск, сражавшихся с монголами, включало шумовые устройства, призванные вселять страх в противника. Для этого гидравлический орган и передвижную раму с большими колоколами, называемыми гульгул ас-сия («шумный колокол»). перевезли [ 15 ]
Шум как оружие войны гораздо древнее и известно уже с древности: парфяне на иранском нагорье и на юге Средней Азии подавали боевые сигналы трубами и барабанами и пугали своих противников большими, покрытыми мехом полыми телами, которые, помимо их громкий раскат грома производил пронзительный шум из-за прикрепленных к нему погремушек и колоколов, как описывает Плутарх битву при Каррах в 53 г. до н.э. Согласно древнеиндийским источникам и греческой мифологии, использование труб и «боевых барабанов» с металлическими колокольчиками в конечном итоге восходит к индийской традиции. [ 16 ]
Слово распространилось
[ редактировать ]Колокольчик Занг и тарелка Сандж лингвистически связаны.
Занг
[ редактировать ]Персидский занг означает «колокольчик» и «цимбал»; Зангула означает джинглы на барабане, что соответствует дайере-е занги ( дайера занги или дайере занги ), дайере с джинглами. На персидских миниатюрах конца XIV — начала XVIII века (от Тимуридов до Сефевидов) дайере с пятью металлическими пластинами. чаще всего изображают [ 17 ] В Афганистане, кроме занга, обозначающего «цимбал», также используется слово тал , распространённое в Индии и происходящее от санскритского тала («ладонь», «бит», «метр»), происходящее от ритмической структуры Индийская музыка. В Афганистане тарелку занг отличают от еврейской арфы чанг ( чан ). Занг происходит от средневекового армянского зангак , «колокол», зангакик ( зангулак ), «колокольчик» и зангакалезу , «колокольчик», а также грузинского заимствованного слова ( зангалави, зангалаки ), «колокольчик». [ 18 ] Занг-е сарангошти ( сарингошти ) — цимбалы с цимбалами , на которых играют во время танцев в Иране, которые, согласно изображениям на персидских миниатюрах , относятся к древней восточной танцевальной традиции. В северном Афганистане игрок на длинной лютне дамбура воспроизводит аккомпанирующий ритм колокольчиками занг-и кафтар, которые носят на запястье. В Узбекистане занг означает цепочку маленьких медных или латунных колокольчиков, которые танцовщицы носят на запястьях или лодыжках.
Мечта
[ редактировать ]Слово ṣanğ ( xsanj, sanj , множественное число ṣunūğ ), обозначающее «цимбалы», встречающееся в средневековой арабской литературе, вероятно, происходит от персидского chang ( tschang ), в то же время ṣanğ был менее распространенным термином, чем gank для арабской арфы. [ 19 ] Историческая угловая арфа чанг ( чан ) была широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Кроме того, чанг ( чан) — цимбалы, напоминающие персидский сантур , который изредка используется узбеками и таджиками в классическом шашмакаме. В среднеазиатском тюркском источнике XI века есть надписи на цимбалах «ченг» , которые сейчас по-турецки называются «зилл» . Это слово сохранилось в турецком языке как çeng-i harbî для музыкального жанра, исполняемого мехтерхане (военные оркестры) и как çengi (танцовщица живота). [ 20 ] По-узбекски цимбалы и колокольчики называются занг ( чанг, чанг ) и по-татарски Чаң ( чанг ), но у узбеков в Афганистане они называются тусак . Арабо-персидское сандж или джхандж — одно из многих названий индийских тарелок, наряду с манджира , тал или элаталам . Пары литавр наккара , длинные трубы нафир и сандж, а также другие громко звучащие музыкальные инструменты образовали Дворцовый оркестр Наубат в Империи Великих Моголов.
Ежедневное использование
[ редактировать ]В Ираке под занджем обычно понимают парные тарелки из латуни или бронзы, которые бывают разных размеров. Шнуры для удержания прикреплены к отверстию в центре горба. Иракские парные цимбалы использовались в военной музыке, в церквях и во всех других шествиях. Помимо барабанного барабана даммам, они служат музыкальным сопровождением шиитских страстных пьес. Реже занджем называют маленькие пальчиковые тарелки диаметром четыре-пять сантиметров. [ 21 ]
В «фитнес-центре» Зурчане («Дом силы»), имеющем давнюю традицию в Иране и соседних странах, мужчины укрепляют мышцы под ритм висящего колокольчика занг-э зурчане и кубкового барабана томбака. или зарб . Музыкант, играющий на обоих инструментах и иногда поющий, сидит на приподнятом краю арены, которая всегда имеет восьмиугольную форму. Музыка призвана создать непринужденную атмосферу во время напряженных силовых тренировок и соревнований. Занг также отмечает начало, смену и конец упражнений. [ 22 ]
В Южном Хорасане , Иран, местные кузнецы до сих пор изготавливают занг для стадных животных, таких как коровы и овцы. [ 23 ] Колокола изготовлены из сварного и кованого листового металла размером примерно с человеческую руку. [ 23 ] Колокола относятся к эпохам Сефевидов и Каджаров . [ 23 ]
Самые старые бронзовые колокола, раскопанные в Армении, датируются серединой 2-го тысячелетия до нашей эры. Армянский колокольчик зангак иногда использовался или до сих пор используется для подчеркивания ритма некоторых песнопений в литургии Армянской Апостольской церкви, иногда вместе с цимбалами. Зангак имеет полусферическую форму, имеет небольшой железный язык и изготавливается разной высоты. В остальном зангак в армянской музыке не используется. [ 24 ]
Занг -и кафтар («голубиный колокольчик») представляет собой пару кольцеобразных колокольчиков, связанных вместе на короткой веревке и используемых в легкой музыке на севере Афганистана. Зажим диаметром 2,5 сантиметра состоит из полоски листового металла, согнутой по кругу так, чтобы длинные края сходились посередине внешней стороны. Шнуры, соединяющие два колокольчика, прикреплены к металлическим штырям, которые издают звук дребезжания внутри колокольчиков. Игрок на лютне дамбура с длинной шеей иногда носит четыре или пять связанных пар джинглов на правом запястье и встряхивает их, перебирая струны. Дамбураист – преимущественно узбекского происхождения – выступает в чайханах ( самоваде ) как солист со своим пением или аккомпанирует двум певцам. Ансамбли в чайных домах также играют на двухструнной скрипке гычак , кубковом барабане зербагали и цимбалах-пальчиках ( занг , узбекский тусак ). Пальцевые цимбалы в северном Афганистане, вероятно, восходят к индийскому влиянию. Метод ритмического сопровождения указывает на связь чайных песен с танцевальной музыкой. [ 25 ]
Литература
[ редактировать ]Джереми Монтегю: Занг и Зандж. В: Лоуренс Либин (редактор): Словарь музыкальных инструментов Grove. Том. 5. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд/Нью-Йорк, 2014, с. 371
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Аболкасем Фердовски (2016). «Война Ардешира против Ардавана; Ардаван убит». Шахнаме . Перевод Дика Дэвиса. Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 9781101993231 .
и колонны оглашались звуками труб и горнов, звоном колоколов и звоном индийских кимвалов... Колокола на животных и грохот их движения производили шум, подобный трубам Тахмуреса; вся равнина была наполнена их грохотом, пока они не достигли города...
- ^ фон Фалькенхаузен, Л. (1994). Подвесная музыка: колокольчики в культуре Китая бронзового века. Издательство Калифорнийского университета, с. 132. ISBN 978-0-520-91107-9.
- ^ Се Цзинь. «Размышления о недавно раскопанном китайцами Конгоузе в Синьцзянском автономном районе» . Факультет музыковедения Шанхайской консерватории, Китай. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
Конго в Синьцзяне не только похожи между собой, но и похожи на древние арфы в Пазырыке (350 г. до н. э., рис. 4) [vii], Ассирии (650 г. до н. э., рис. 5). и Ольвия (400-200 гг. до н.э., рис. 6... много общего между конгоусами в Синьцзяне и арфы в Пазырыке, Ассирии и Ольвии, которые показывают, что музыкальная связь между Синьцзяном и этими регионами началась еще до 5 века до нашей эры)
- ^ Вильгельм Штаудер: Музыка шумеров, вавилонян и ассирийцев. В: Бертольд Койлер (ред.): Справочник по востоковедению. 1-й отдел Ближнего и Среднего Востока. Дополнительный том IV. Восточная музыка. Э. Дж. Брилл, Лейден/Кёльн, 1970, стр. 182, 197, 208.
- ^ Хикман, Ганс (1970). «Древнеегипетская музыка». В Бертольде Шнурре (ред.). Справочник востоковедения 1-го отделения Ближнего и Среднего Востока . Том 4 Восточная музыка. Лейден/Кёльн: Э.Дж. Брилл. п. 147.
- ^ Дюшен-Гиймен, Марсель (февраль 1981 г.). «Музыка в Древней Месопотамии и Египте». Мировая археология . 12 (3 (Археология и музыкальные инструменты)): 289f.
- ^ Браун, Иоахим (1994). «Библейские музыкальные инструменты». В Людвиге Финшере (ред.). Музыка в прошлом и настоящем. (МГГ) . Том 1. Кассель, Германия: Bärenreiter. п. 1521ф.
- ^ Макс Вегнер, «История музыки в картинках, Греция. (Том 2: Музыка древности, доставка 4) Немецкое музыкальное издательство, Лейпциг, 1963, стр. 60
- ^ Персиваль Прайс: Белл (i). В: Словарь музыкальных инструментов Grove, Vol. 1, 2014, с. 299
- ^ Мохаммад Реза Азадефар: Ритмическая структура в иранской музыке (Том 1). (Докторская диссертация) Университет Шеффилда, 2004 г., стр. 147f.
- ^ Галпин, Фрэнсис В. (1955). Музыка шумеров и их непосредственных преемников — вавилонян и ассирийцев . Издательство Страсбургского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-18063-4 .
- ^ Фермер, Генри Джордж (1997). «Шандж». В CE Босворте (ред.). Энциклопедия ислама. Новое издание . Том. IX. Лейден: Брилл. п. 11а.
- ^ Г. Саитова; А. Машурова; Ф. Машурова (2013). «Некоторые закономерности ритмических формул Уссули в танцевальной культуре народов Средней и Центральной Азии». Всемирная академия наук, техники и технологий, Международный журнал социальной, образовательной, экономической и управленческой инженерии . 7 (3): 363.
- ^ Ф.М. Кароматов; В.А. Мешкерис; Т. С. Вызго (1987). «Средняя Азия». У Вернера Бахмана (ред.). История музыки в картинках . Том II: Музыка древнего мира. Доставка 9). Лейпциг: немецкое музыкальное издательство. стр. 17, 46, 114, 126.
- ^ Фермер, Генри Джордж (1966). "Ислам". У Генриха Бесселера; Макс Шнайдер (ред.). История музыки в картинках . Том 3. Музыка Средневековья и Возрождения. Лейпциг: Немецкое музыкальное издательство VEB. стр. 76, 82.
- ^ Никоноров, Валерий П. (2000). «Использование музыкальных ударных инструментов в древней восточной войне: свидетельства Парфии и Средней Азии». У Эллен Хикман; Инго Лауфс; Рикардо Эйхман (ред.). Исследования по музыкальной археологии II. Музыкальная археология раннего металла. Лекции на 1-м симпозиуме Международной исследовательской группы по музыкальной археологии в монастыре Михельштейн, 18–24 мая 1998 г. Раден (Вестфалия): Мари Лейдорф. п. 71ф.
- ^ Во время, Жан; Даблдей, Вероника. «Даф(ф) и Дайера». Энциклопедия Ираника .
- ^ Сакс, Курт (1913). Настоящий лексикон музыкальных инструментов одновременно является полиглоссарием всей области инструментов . Берлин: Юлиус Бард. п. 429а.
- ^ Фермер, Генри Джордж (1997). «Шандж». В CE Босворте (ред.). Энциклопедия ислама. Новое издание . Том. IX. Лейден: Брилл. стр. 9б–10.
- ^ Пикен, Лоуренс (1975). Народные музыкальные инструменты Турции . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 16, 32. ISBN. 978-0193181021 .
- ^ Монтегю, Джереми (2014). «Зандж». В Лоуренсе Либине (ред.). Словарь музыкальных инструментов Grove . п. 371.
- ^ Хашаяр Хейдари (январь 2012 г.). «Зурхане – Путеводитель» (PDF) . Сидней, Австралия: Международная спортивная федерация Зурхане. п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2016 года.
Моршед (Мастер/Гид) имеет высший статус в Зурхане... и использует Зарб (Барабан), Занг (Колокольчик) и свой голос, чтобы задать ритм. и темп обучения.
- ^ Перейти обратно: а б с «Изготовление колоколов - единственная действующая область местного ремесла в Сераяне» (на персидском языке). Информационное агентство Тасним . 8 сентября 2014 г.
- ^ «Облачения и сосуды, используемые в Божественной литургии». Божественная литургия Армянской Апостольской Православной Церкви: с переменными, полными рубриками и комментариями. 5-е издание . Перевод Тирана Нерсояна. Лондон: Армянская церковь. 1984. с. 256.
- ^ Слобин, Марк (1976). Музыка в культуре Северного Афганистана . Публикации Фонда Викингов по антропологии, 54. Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 107, 270 и далее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Занг-е сарингошти Маджида Халаджа . . видео на ютубе