Чампета
Чампета | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Чалусонга (колумбийская халупа в сочетании с афро-кубинской ударной музыкой) Африканские ритмы ( сукус , светская жизнь , мбаканга , джуджу ) Антильские ритмы ( рэп-раггареггэ , гаитянский размер ) Афро-колумбийские и коренные влияния ( буллеренге , мапале , замбапало ) |
Культурное происхождение | Начало 1980-х, Картахена , Колумбия. |
Типовые инструменты | Голос, перкуссия, бас, электрогитара, синтезатор, клавишные |
Поджанры | |
Креольская чампета, городская чампета, африканская чампета | |
Региональные сцены | |
Колумбия | |
Местные сцены | |
Картахена , Паленке Сан-Базилио , Барранкилья |
Чампета , также известная как терапиа , — музыкальный жанр и танец, зародившийся на карибском побережье Колумбии в начале 1980-х годов. Он развился из более раннего стиля, названного чалусонга , который зародился в Паленке-де-Сан-Базилио в середине 1970-х годов. [ 1 ] Чалусонга представляла собой комбинацию колумбийской халупы и афро-кубинской ударной музыки, популяризированную Estrellas del Caribe. [ 1 ] Когда их музыка достигла Картахены-де-Индиас , она превратилась в чампета, которая стала движением и самобытностью среди афроколумбийцев. Он демонстрирует влияние африканских колониальных поселений и современной африканской культуры, особенно Демократической Республики Конго . [ 2 ]
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]В музыке чампета ритмическая основа доминирует над мелодическими и гармоническими линиями, создавая музыку, под которую легко танцевать и отличается силой и пластичностью. Используемые инструменты включают голос, перкуссию, электрогитару, бас, барабаны конга и синтезатор, создающий ритмические эффекты. Эта музыкальная форма характеризуется разделением на три последовательные части: вступительную музыку, припев и el Despeluque , отмеченные мощными повторяющимися ритмами и обычно сопровождаемые плаками , перерывами, противоречащими ритму. Тексты песен часто отражают бунтарское отношение жителей Картахены африканского происхождения, бросающих вызов социальной и экономической изоляции или рассказывающих об их мечтах о переменах и прогрессе. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
Слово чампета первоначально обозначало короткий изогнутый одноименный нож для убийства обезьян, который использовался на работе, на кухне и в качестве наступательного оружия. Впервые известно, что это слово использовалось в качестве культурного идентификатора в 1920-х годах. Социокультурные исследователи и социологи установили, что где-то до 1920-х годов термин чампетудо начал применяться к жителям более отдаленных районов Картахены, которые, как правило, были беднее и имели африканское происхождение. Этот термин был применен экономической элитой с намерением принизить эту сохранившуюся культуру, создав ассоциации с пошлостью, бедностью и чернотой. Таким образом, чампета относится к культуре, история которой отмечена рабством и жестоким обращением.
В начале 1970-х годов культура чампета стала более известной в Колумбии благодаря развитию набора сложных танцев, основанных на ритмах сальсы и джибаро, а затем и регги , а также постепенному появлению большего количества иностранных или новых танцевальных жанров по мере того, как конкурировали поставщики. exclusivos — записи, которых нет в библиотеках других групп. Эта музыка проигрывалась на полную громкость через большие громкоговорители, известные в местном масштабе как picós (от английского слова « pickup ») одноимёнными труппами. Эти ранние танцы называли «терапией» из-за их расслабляющего характера, отвлекающего от экономических проблем страны.
Примерно в 1981 году «креольская терапия» возникла как музыкальный жанр, который нужно исполнять и петь. Среди источников вдохновения была записанная музыка, привезенная в порт Картахены из Африки и других африканских поселений. Его первыми композиторами были люди африканского происхождения из Картахены и Паленке-де-Сан-Базилио, к которым позже присоединились авторы песен и предприниматели из Барранкильи и других частей Колумбии. Он заключался в слиянии африканских ритмов ( soukous , highlife , mbaqanga , juju ) с ритмами Антильских островов ( ragga , compás haitiano ), также под влиянием музыки коренных народов и афроколумбийского происхождения ( bullerengue , Mapalé , самбапало и чалупа). стиль музыки стал известен как «Колумбийская терапия» и, наконец, получил название культуры чампета. [ 3 ] В течение 1990-х годов чампета претерпела дальнейшие изменения в своем музыкальном и другом содержании с появлением цифровых технологий и плака (перерывов, противоречащих ритму). Несмотря на свое социальное происхождение, чампета стала как цениться, так и отвергаться социальной элитой.
В 2000 году музыка Чампета совершила прорыв на рынке Колумбийского Карибского региона, когда движение возглавил Джон Саяс «Эль Сайайн». [ 4 ]
Культурные аспекты
[ редактировать ]
Стандартная концепция чампета включает в себя четыре основных аспекта: музыкальное выражение, особый язык, громкоговорители ( пикос ) и перрео – празднования. Некоторые придают равное значение другим аспектам, таким как танцы, политическая активность, костюмы или видео. Совсем недавно этот культурный феномен распространился на другие формы искусства, такие как кино, литература и пластические искусства. [ 2 ]
В Колумбии есть много ночных клубов, где люди могут танцевать под звуки музыки чампета.
- В Картахене , в районе Базурто, рядом с парком Сентенарио есть место под названием Bazurto Social Club, где живые группы играют в чампета возле красочных стен, связанных с историей Картахены. [ 5 ]
- В Боготе , в зоне розы , есть популярный бар Campanario, где живая группа играет все тропические ритмы, такие как чампета, реггетон, регги и даже калипсо. [ 6 ]
Исполнители
[ редактировать ]Абриль и Сото (2004) называют «звездами чампета» тех артистов, которые вышли за рамки своего местного происхождения и подписали контракты с крупными национальными и международными музыкальными компаниями. К ним относятся «Эль Саяин» ( Хон Хайро Саяс ), «Эль Йинкер» ( Джордан Гарсиа ), «Мистер Блэк Эль Президенте Дель Дженеро» ( Эдвин Антекера ), «Эль Афинайто» ( Серхио Линьян ), «Альваро Эль Барбаро» ( Альваро Сапата ), «Элио Бум» ( Франциско Корралес ), «Эль Интеллектуал» Кевин Флорес , Твистер Эль Рей , «Яо и Заа» Вивиано Торрес , Эдди Джей и другие. Торрес присоединился к первым певцам этого жанра, чтобы сформировать группу Anne Swing США , которая добилась международной известности в конце 1980-х годов, попав в топ-40 . Среди более поздних исполнителей - «Пророк Эль Джонки» ( Джон Эйнстер Гутьеррес Кассианис ), умерший в 2005 году; « Эль Мишель », создавший похожую на гимн песню об образе жизни чампета; Лео Феникс , Карли Уэй и Эль Овеха .
Чампета также проник на музыкальную сцену поп-музыки и сальсы в Колумбии. Например, певец Карлос Вивес перенял этот жанр в песне «Pa' Maite» и частично демонстрирует это влияние в других местах. [ 7 ] Точно так же сальсы певец Джо Арройо , стремясь подчеркнуть то, что имеет африканское или коренное происхождение в Карибском бассейне и Картахене , сочетает в себе различные африканские музыкальные влияния, такие как чампета, и на многих своих дисках описывается как чампетуо , например La rebelión .
Кино
[ редактировать ]- Cimarrones al filo de la champeta (2008), продюсер и режиссер Хорхе Бенитес, был первым фильмом о культуре чампета, основанным на повседневной жизни и стереотипе «чампетудо».
- La gorra , созданная Андресом Лосано Пинедой также в 2008 году.
- «Бандолерос» (2006) режиссера Эрлин Сальгадо, признанный журналистом Рикардо Чикой и исследователем Рафаэлем Эскальоном первым фильмом, демонстрирующим культуру чампета. Он был снят с использованием мобильного телефона и камеры Handycam и примечателен тем, что распространялся через неофициальные рынки, что является обычным явлением для терапевтической музыки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вега, Луис Даниэль (30 августа 2016 г.). «Звезды Карибского моря: креольская Чампета из Сан-Базилио де Паленке» . Национальное радио Колумбии (на испанском языке) . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Контрерас Эрнандес, 2002 г.
- ^ Эскальон Миранда, 2007 г.
- ^ Зулета, Мелисса (12 октября 2014 г.). «Вторая волна чампета никуда не денется» . ВЕСТНИК (на испанском языке). Вестник.
- ^ Статья This Is Cartagena о музыкальных барах Картахены, Социальный клуб Bazurto
- ^ Статья Vive In о Кампанарио
- ↑ Статья Лены Хансен о концерте Карлоса Вивеса, первоначально опубликованная в Miami Herald.
Библиография
[ редактировать ]- Марион Провансаль, Клаудия Москера (2000). Создание популярной карибской идентичности в Картахене с помощью музыки и танцев Чампета [ Создание карибской идентичности для жителей Картахены с помощью музыки и танцев Чампета, том. 3, с. 98-114 ] (на испанском языке).
- Николас Р. Контрерас Эрнандес (2002). Чампета-Терапиа: повод для пересмотра культурного гражданства в Большом Карибском бассейне (В: Чампета-Терапиа: оправдание для пересмотра культурного гражданства в Большом Карибском бассейне ), Знакомо.
- Элизабет Кунин (2003). Глубокая идентичность: «чернота» между внешностью и имуществом: , смешанные браки и расовые категории в Картахене Глава 5, Колумбийский институт антропологии и истории, Андский университет, Французский институт андских исследований, Колумбийская Карибская обсерватория, Интернет Боготы .
- Кармен Абриль, Маурисио Сото (2004). Экономический и культурный сборник [ Экономический и культурный сборник ] (на испанском языке). Богота: Колумбийская Карибская обсерватория, Соглашение Андреса Белло. ISBN 958-698-149-5 .
- Эдуардо Рестрепо, Аксель Рохас (ред.) (2004). Конфликт и (не)видимость: проблемы в исследованиях чернокожих людей в Колумбии (В: Конфликт и (не)видимость: проблемы в изучении чернокожих людей в Колумбии ): Элизабет Кунин, звукозаписывающая компания из Картахены, от рабства к мультикультурализму: антрополог, между отвергнутой идентичностью и инструментализованной идентичностью , с. 24 и 148; Карлос Эфрен Агудело, Не все происходят из реки: построение городской чернокожей идентичности и политическая мобилизация в Колумбии , с. 191. Издательство Университета дель Каука. Интернет
- Адольфо Гонсалес Энрикес, Кармен Абриль (2005). Между мечом и наковальней, экономическое и культурное будущее звукозаписывающей индустрии Картахены (В: На рогах дилеммы: экономическое и культурное будущее индустрии звукозаписи Картахены , Том, 1, № 2, Соглашение Андреса Белло и Карибской обсерватории, Интернет .
- Р. Эскальон Миранда (2007). Поляризация Чампеты: исследование, которое мотивировало признание этой культуры и этого жанра в Региональном и Национальном зале Колумбии (В: Поляризация Чампеты ), Розтро - Музей современного искусства Картахены, Том, 1, вып. 2.
- Майкл Биренбаум Кинтеро (2018). «Обмен, материальность и эстетика в колумбийской чампете». Этномузыкологический форум , DOI: 10.1080/17411912.2018.1454842.