Jump to content

Чампета

Чампета , также известная как терапиа , — музыкальный жанр и танец, зародившийся на карибском побережье Колумбии в начале 1980-х годов. Он развился из более раннего стиля, названного чалусонга , который зародился в Паленке-де-Сан-Базилио в середине 1970-х годов. [ 1 ] Чалусонга представляла собой комбинацию колумбийской халупы и афро-кубинской ударной музыки, популяризированную Estrellas del Caribe. [ 1 ] Когда их музыка достигла Картахены-де-Индиас , она превратилась в чампета, которая стала движением и самобытностью среди афроколумбийцев. Он демонстрирует влияние африканских колониальных поселений и современной африканской культуры, особенно Демократической Республики Конго . [ 2 ]

Музыкальные характеристики

[ редактировать ]

В музыке чампета ритмическая основа доминирует над мелодическими и гармоническими линиями, создавая музыку, под которую легко танцевать и отличается силой и пластичностью. Используемые инструменты включают голос, перкуссию, электрогитару, бас, барабаны конга и синтезатор, создающий ритмические эффекты. Эта музыкальная форма характеризуется разделением на три последовательные части: вступительную музыку, припев и el Despeluque , отмеченные мощными повторяющимися ритмами и обычно сопровождаемые плаками , перерывами, противоречащими ритму. Тексты песен часто отражают бунтарское отношение жителей Картахены африканского происхождения, бросающих вызов социальной и экономической изоляции или рассказывающих об их мечтах о переменах и прогрессе. [ нужна ссылка ]

Нож Чампета или мачете .

Слово чампета первоначально обозначало короткий изогнутый одноименный нож для убийства обезьян, который использовался на работе, на кухне и в качестве наступательного оружия. Впервые известно, что это слово использовалось в качестве культурного идентификатора в 1920-х годах. Социокультурные исследователи и социологи установили, что где-то до 1920-х годов термин чампетудо начал применяться к жителям более отдаленных районов Картахены, которые, как правило, были беднее и имели африканское происхождение. Этот термин был применен экономической элитой с намерением принизить эту сохранившуюся культуру, создав ассоциации с пошлостью, бедностью и чернотой. Таким образом, чампета относится к культуре, история которой отмечена рабством и жестоким обращением.

В начале 1970-х годов культура чампета стала более известной в Колумбии благодаря развитию набора сложных танцев, основанных на ритмах сальсы и джибаро, а затем и регги , а также постепенному появлению большего количества иностранных или новых танцевальных жанров по мере того, как конкурировали поставщики. exclusivos записи, которых нет в библиотеках других групп. Эта музыка проигрывалась на полную громкость через большие громкоговорители, известные в местном масштабе как picós (от английского слова « pickup ») одноимёнными труппами. Эти ранние танцы называли «терапией» из-за их расслабляющего характера, отвлекающего от экономических проблем страны.

Примерно в 1981 году «креольская терапия» возникла как музыкальный жанр, который нужно исполнять и петь. Среди источников вдохновения была записанная музыка, привезенная в порт Картахены из Африки и других африканских поселений. Его первыми композиторами были люди африканского происхождения из Картахены и Паленке-де-Сан-Базилио, к которым позже присоединились авторы песен и предприниматели из Барранкильи и других частей Колумбии. Он заключался в слиянии африканских ритмов ( soukous , highlife , mbaqanga , juju ) с ритмами Антильских островов ( ragga , compás haitiano ), также под влиянием музыки коренных народов и афроколумбийского происхождения ( bullerengue , Mapalé , самбапало и чалупа). стиль музыки стал известен как «Колумбийская терапия» и, наконец, получил название культуры чампета. [ 3 ] В течение 1990-х годов чампета претерпела дальнейшие изменения в своем музыкальном и другом содержании с появлением цифровых технологий и плака (перерывов, противоречащих ритму). Несмотря на свое социальное происхождение, чампета стала как цениться, так и отвергаться социальной элитой.

В 2000 году музыка Чампета совершила прорыв на рынке Колумбийского Карибского региона, когда движение возглавил Джон Саяс «Эль Сайайн». [ 4 ]

Культурные аспекты

[ редактировать ]
Плакаты, рекламирующие концерт Чампета на рынке Базурто в Картахене-де-Индиас

Стандартная концепция чампета включает в себя четыре основных аспекта: музыкальное выражение, особый язык, громкоговорители ( пикос ) и перрео – празднования. Некоторые придают равное значение другим аспектам, таким как танцы, политическая активность, костюмы или видео. Совсем недавно этот культурный феномен распространился на другие формы искусства, такие как кино, литература и пластические искусства. [ 2 ]

В Колумбии есть много ночных клубов, где люди могут танцевать под звуки музыки чампета.

  • В Картахене , в районе Базурто, рядом с парком Сентенарио есть место под названием Bazurto Social Club, где живые группы играют в чампета возле красочных стен, связанных с историей Картахены. [ 5 ]
  • В Боготе , в зоне розы , есть популярный бар Campanario, где живая группа играет все тропические ритмы, такие как чампета, реггетон, регги и даже калипсо. [ 6 ]

Исполнители

[ редактировать ]

Абриль и Сото (2004) называют «звездами чампета» тех артистов, которые вышли за рамки своего местного происхождения и подписали контракты с крупными национальными и международными музыкальными компаниями. К ним относятся «Эль Саяин» ( Хон Хайро Саяс ), «Эль Йинкер» ( Джордан Гарсиа ), «Мистер Блэк Эль Президенте Дель Дженеро» ( Эдвин Антекера ), «Эль Афинайто» ( Серхио Линьян ), «Альваро Эль Барбаро» ( Альваро Сапата ), «Элио Бум» ( Франциско Корралес ), «Эль Интеллектуал» Кевин Флорес , Твистер Эль Рей , «Яо и Заа» Вивиано Торрес , Эдди Джей и другие. Торрес присоединился к первым певцам этого жанра, чтобы сформировать группу Anne Swing США , которая добилась международной известности в конце 1980-х годов, попав в топ-40 . Среди более поздних исполнителей - «Пророк Эль Джонки» ( Джон Эйнстер Гутьеррес Кассианис ), умерший в 2005 году; « Эль Мишель », создавший похожую на гимн песню об образе жизни чампета; Лео Феникс , Карли Уэй и Эль Овеха .

Чампета также проник на музыкальную сцену поп-музыки и сальсы в Колумбии. Например, певец Карлос Вивес перенял этот жанр в песне «Pa' Maite» и частично демонстрирует это влияние в других местах. [ 7 ] Точно так же сальсы певец Джо Арройо , стремясь подчеркнуть то, что имеет африканское или коренное происхождение в Карибском бассейне и Картахене , сочетает в себе различные африканские музыкальные влияния, такие как чампета, и на многих своих дисках описывается как чампетуо , например La rebelión .

  • Cimarrones al filo de la champeta (2008), продюсер и режиссер Хорхе Бенитес, был первым фильмом о культуре чампета, основанным на повседневной жизни и стереотипе «чампетудо».
  • La gorra , созданная Андресом Лосано Пинедой также в 2008 году.
  • «Бандолерос» (2006) режиссера Эрлин Сальгадо, признанный журналистом Рикардо Чикой и исследователем Рафаэлем Эскальоном первым фильмом, демонстрирующим культуру чампета. Он был снят с использованием мобильного телефона и камеры Handycam и примечателен тем, что распространялся через неофициальные рынки, что является обычным явлением для терапевтической музыки.
  1. ^ Jump up to: а б Вега, Луис Даниэль (30 августа 2016 г.). «Звезды Карибского моря: креольская Чампета из Сан-Базилио де Паленке» . Национальное радио Колумбии (на испанском языке) . Проверено 10 декабря 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Контрерас Эрнандес, 2002 г.
  3. ^ Эскальон Миранда, 2007 г.
  4. ^ Зулета, Мелисса (12 октября 2014 г.). «Вторая волна чампета никуда не денется» . ВЕСТНИК (на испанском языке). Вестник.
  5. ^ Статья This Is Cartagena о музыкальных барах Картахены, Социальный клуб Bazurto
  6. ^ Статья Vive In о Кампанарио
  7. Статья Лены Хансен о концерте Карлоса Вивеса, первоначально опубликованная в Miami Herald.

Библиография

[ редактировать ]
  • Марион Провансаль, Клаудия Москера (2000). Создание популярной карибской идентичности в Картахене с помощью музыки и танцев Чампета [ Создание карибской идентичности для жителей Картахены с помощью музыки и танцев Чампета, том. 3, с. 98-114 ] (на испанском языке).
  • Николас Р. Контрерас Эрнандес (2002). Чампета-Терапиа: повод для пересмотра культурного гражданства в Большом Карибском бассейне (В: Чампета-Терапиа: оправдание для пересмотра культурного гражданства в Большом Карибском бассейне ), Знакомо.
  • Элизабет Кунин (2003). Глубокая идентичность: «чернота» между внешностью и имуществом: , смешанные браки и расовые категории в Картахене Глава 5, Колумбийский институт антропологии и истории, Андский университет, Французский институт андских исследований, Колумбийская Карибская обсерватория, Интернет Боготы .
  • Кармен Абриль, Маурисио Сото (2004). Экономический и культурный сборник [ Экономический и культурный сборник ] (на испанском языке). Богота: Колумбийская Карибская обсерватория, Соглашение Андреса Белло. ISBN  958-698-149-5 .
  • Эдуардо Рестрепо, Аксель Рохас (ред.) (2004). Конфликт и (не)видимость: проблемы в исследованиях чернокожих людей в Колумбии (В: Конфликт и (не)видимость: проблемы в изучении чернокожих людей в Колумбии ): Элизабет Кунин, звукозаписывающая компания из Картахены, от рабства к мультикультурализму: антрополог, между отвергнутой идентичностью и инструментализованной идентичностью , с. 24 и 148; Карлос Эфрен Агудело, Не все происходят из реки: построение городской чернокожей идентичности и политическая мобилизация в Колумбии , с. 191. Издательство Университета дель Каука. Интернет
  • Адольфо Гонсалес Энрикес, Кармен Абриль (2005). Между мечом и наковальней, экономическое и культурное будущее звукозаписывающей индустрии Картахены (В: На рогах дилеммы: экономическое и культурное будущее индустрии звукозаписи Картахены , Том, 1, № 2, Соглашение Андреса Белло и Карибской обсерватории, Интернет .
  • Р. Эскальон Миранда (2007). Поляризация Чампеты: исследование, которое мотивировало признание этой культуры и этого жанра в Региональном и Национальном зале Колумбии (В: Поляризация Чампеты ), Розтро - Музей современного искусства Картахены, Том, 1, вып. 2.
  • Майкл Биренбаум Кинтеро (2018). «Обмен, материальность и эстетика в колумбийской чампете». Этномузыкологический форум , DOI: 10.1080/17411912.2018.1454842.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efbe6c63e3489263fcf27363bc04845c__1701972900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/5c/efbe6c63e3489263fcf27363bc04845c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Champeta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)