Jump to content

Шок

Soukouse (от французского secousse , «шок, толчок, рывок») — жанр танцевальной музыки , зародившийся в Демократической Республике Конго (ранее Заир ) и Республике Конго (ранее Французское Конго ). [1] Она произошла от конголезской румбы 1960-х годов с более быстрыми танцевальными ритмами и яркой, сложной гитарной импровизацией . [2] и приобрел популярность в 1980-х годах во Франции . [3] Хотя журналисты часто используют его как синоним конголезской румбы, музыка и танец, связанные с сукус, отличаются от более традиционной румбы, особенно более высоким темпом, структурой песен и более длинными танцевальными последовательностями. [3]

Soukous сочетает традиционные конголезские ритмы с современными инструментами. Обычно он включает в себя электрогитары , контрабас , конги , клипсы, третью гитару ( ми-соло ) и духовые / деревянные духовые инструменты . [4] [5] Тексты песен Soukous часто затрагивают темы любви , социальных комментариев , любовных повествований , философских размышлений, а также обычных проблем и успехов . [2] Певцы иногда поют и напевают на лингала , киконго , французском и суахили , а группы часто состоят из основного вокалиста в сопровождении нескольких бэк-вокалистов . [6] [7]

Музыкальная форма

[ редактировать ]

Базовый состав сукус-группы включал три или четыре гитары, бас-гитару , барабаны , духовые инструменты и вокал . [8] Музыкальная аранжировка начинается с части румбы, характеризующейся сложной гармонией . По мере того, как песня переходит в средний темп и завершается быстрыми сегментами, гармонические структуры часто упрощаются до триадической аккордовой последовательности. [9] В Matonge ритмичная гитара обычно сопровождает вокальные партии в среднем темпе, при этом бас и большие барабаны подчеркивают сильные доли, в то время как гитаристы подчеркивают необычные доли (один , два , три , четыре и ). [9]

В ударной части часто используется неумолимый, быстрый ритм, известный как кавача , который служит ритмической основой песни. [10] Франко Луамбо особенно популяризировал размещение себен в конце песни, используя технику игры большим и указательным пальцами, которая создает слуховую иллюзию двух гитарных партий. [11] Во время эпизода барабанщик сигнализирует о переходах, помогая гитаристам менять свои партии синхронно с ведущим игроком. Традиционная конголезская последовательность sébène следует последовательности аккордов I-IV-V-IV. Совместное взаимодействие с другими гитаристами и барабанщиком повышает техническое мастерство. [9] Soukous Басовые партии , вдохновленные паттернами перкуссии ручных барабанов , вносят значительный вклад в ритмическую и гармоническую текстуру музыки. Напористый басовый стиль сукус, получивший широкое распространение во времена Мобуту Сесе Секо режима в Заире , имитировал движения солдат, известный как Marche Militaire. Этот особый подход к басу предполагает переключение между нижними и верхними регистрами с использованием техники игры большим пальцем ( p ) и указательным пальцем ( i ). [9]

Во время вокальных выступлений ведущий гитарист создает ритм , который поддерживает гармонизированный вокал . [9] часто усиливается эффектом эха, создавая иногда описываемый гипнотический слуховой опыт. В музыке обычно используется размер 12/8 и мажорные аккорды, выраженные в арпеджио . [10] Соло-гитаристы Soukous известны своей скоростью, точностью и ловкостью игры пальцами, часто перемещаясь по регистрам грифа верхним . [9]

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки этого жанра можно проследить до конголезской румбы , которая возникла в начале 20-го века, когда городские жители Французского Конго и Бельгийского Конго восприняли слияние межплеменной конголезской маринга танцевальной музыки возле бассейна Малебо , наполненной гитарными техниками из Либерии. . [12] Отток и моряков Кру торговцев из Либерии в Браззавиль в середине 19-го века привел к появлению отличительных техник игры на гитаре, которые в конечном итоге повлияли на использование аккордеона для подражания местным ритмам « likembe » (пианино с большим пальцем, наиболее известное во всем мире как mbira ). [12] [13] Уже в 1902 году мелодии аккордеона разносились по улицам возле фабрик Пула Малебо. [12]

Дуэт Леопольдвиле выступает в ночном клубе конголезской румбы в .

Начало Первой мировой войны привело к новой волне музыки и танцев в Нижнем Конго (современное Центральное Конго ) и регионе Пул-Малебо . [12] После выхода из трудового лагеря и, предположительно, в связи с возвращением рабочих-строителей железной дороги Матади-Киншаса , местные танцы, такие как агбая и маринга, приобрели известность. [12] Круговой , был заменен танцевальной музыкой маринга, становясь все более повсеместным в Матади танец агбая вскоре Боме , Браззавиле и Леопольдвиле (ныне Киншаса ). [12] Первоначально оркестры маринга использовали подобие мелодии называемый , металлическую бутылку с ударами стержня для ритма и небольшой барабан с обтянутой кожей рамкой, патенге , для контрритмов . [12] Однако к 1920-м годам аккордеоны и акустические гитары постепенно вытеснили подобные мелодические инструменты. Характерные движения бедрами танцоров маринга , переносящие вес тела между ногами, приобрели популярность. [12] К 1935 году популярность парных танцев быстро распространилась по бассейну Конго , достигнув даже отдаленных деревень. Танцевальные залы появились в городах и сельской местности, в то время как традиционные танцы сохранились в хижинах из пальмовых ветвей. [12]

Конголезский румба-бар в Леопольдвиле

В начале 1940-х годов Пул Малебо превратился из барьера в канал связи, связывающий Браззавиль и Киншасу. [12] Кубинские сыновские группы, такие как Sexteto Habanero , Trio Matamoros и Los Guaracheros de Oriente, транслировались по Radio Congo Belge , завоевывая популярность в стране. [12] [14] [15] Из-за влияния кубинского сына танцевальная музыка маринга, хотя и не имеющая отношения к кубинской румбе , стала известна как « конголезская румба », поскольку импортированные записи Sexteto Habanero и Trio Matamoros часто ошибочно обозначались как «румба». [16] [12] [17] Профессор этномузыкологии Казади ва Мукуна из Кентского государственного университета объясняет, что термин «румба» сохранился в Конго из-за интересов звукозаписывающей индустрии. Владельцы звукозаписывающих студий переосмыслили термин «румба», придав ему новый ритм маринга , сохранив при этом название. [16] Следовательно, их музыка стала называться «конголезской румбой» или «африканской румбой». Антуан Вендо Колосой стал первой звездой конголезской румбы, гастролировавшей по Европе и Северной Америке со своей группой Victoria Bakolo Miziki. Его хит 1948 года «Marie-Louise», написанный в соавторстве с гитаристом Анри Боуэном , завоевал популярность в Западной Африке . [18] [19] Конголезская румба приобрела известность в конголезской музыке , когда первые пионеры произвели революцию в своих отношениях с инструментами, которые они держали в руках. [20] [21]

Формирование и дебаты об отцовстве

[ редактировать ]
Барабанщик группы TPOK Jazz в Леопольдвиле

Этимологически термин soukous , происходящий от французского глагола secouer , означающего «трясти», первоначально описывал человека, который двигался рывками, но со временем превратился в танцевальный стиль, синоним жизненной энергии и ритма. [22] Термин «секусс» со временем развивался, перейдя на «сукус» и, в конечном итоге, «сукус» в разговорном языке и средствах массовой информации, пока « c » не вышла из моды и не была заменена на « k ». [22]

В начале 1960-х годов волна молодых конголезских музыкантов стремилась ускорить медленный темп конголезской румбы, что ускорило появление сукуса. Артисты начали использовать более быстрые ритмы и заметную гитарную импровизацию, часто характеризующуюся высокими, быстрыми линиями, пронизанными более усиленными африканскими мотивами . Барабанщик переходит к высокооктановому ритму, при котором ритм клавы переходит к малому барабану , певцы участвуют в ритмичном пении ( анимация ), а соло-гитары занимают центральное место. [23] [2] [24] [11]

Франко Луамбо (слева) и доктор Нико Касанда (справа) часто считаются пионерами рынка сукус.

Происхождение сукус является предметом споров, мнения и точки зрения расходятся. Клеман Оссинонде, конголезский музыковед, специализирующийся на конголезской музыке, считает Франко Луамбо и TPOK Jazz новаторскими сукус, ссылаясь на его стиль, вдохновленный одембой , известный своим быстрым темпом. [25] Франко также известен тем, что произвел революцию в темах жанра, включив в тексты важные социальные и политические темы, сделав музыку платформой для общественного сознания . [23] [2] [24] [11] И наоборот, британский писатель Гэри Стюарт предполагает, что сукус превратился в музыкальный жанр и танцевальный стиль в Браззавиле после создания в 1964 году многообещающим гитаристом Жаком Кимбембе группы Super Band. [26] Ансамбль, позже переименованный в Sinza, что означает «корень», ввел сукус в ночную жизнь Браззавиля в 1966 году, вытеснив традиционный стиль буше Les Bantous de la Capitale. [26] Стюарт далее отмечает, что Оркестр Синза обновил сукус в 1968 году, выпустив новую разновидность под названием моссака , а вскоре после этого Нико Касанда представил кири-кири, который был частично основан на «рывке» из западного рока . [26] Тем временем Les Bantous de la Capitale разработали сплав с песней Паблито «Masuwa», заявленной как сукус кири-кири . Кири-кири, которое, по словам Стюарта, стало определяющим элементом жанра, примером которого является «Кири-Кири Мабина Я Сика» Нико, рассказывающая историю человека, идущего по улицам Киншасы, чтобы воссоединиться со своим партнером для кири-кири. сессия кири на Fiesta Sukisa, получившая широкое признание. [26] Известные артисты быстро освоили этот танец и распространили его по всему континенту. [27]

1960-е и 1970-е годы

[ редактировать ]

Европа и США

[ редактировать ]
Табу Лей Рошеро выступает на Парижской Олимпии в 1970 году.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов сукус стал преобладающим популярным африканским танцевальным стилем в Африке и в диаспоре континента в Бельгии, Франции, Великобритании и США. [28] [29] В этот период волна заирских музыкантов переехала в Бельгию и Францию, главным образом из-за гегемонии режима Мобуту Сесе Секо , который пропагандировал пропагандистские песни в рамках кампании Authenticité , направленной на воспитание чувства национальной идентичности и гордости посредством идеологических лозунгов однопартийное государство Народное движение революции (НДР). [30] [31] [32] Этот государственный идеологический сдвиг постепенно проник в популярную музыку Заира, причем популярные музыканты приняли идеологию режима и документировали его достижения. Поддержка Мобуту городских музыкантов аналогична Мао Цзэдуна подходу в Китае , где музыка служила революции. [33] [31] [34] В результате глобализация конголезской городской музыки расширилась, что привело к массовому исходу музыкантов в африканские и европейские страны, особенно в Бельгию и Францию . [33] [35] Многие молодые люди с ограниченными возможностями трудоустройства тяготели к музыкальной карьере, и сукус-сцена Киншасы стала привлекательным выбором. Однако некоторые столкнулись с препятствиями при обосновании во Франции. [16] [36] [28] На этом фоне Табу Лей Рошеро вошел в историю как первый африканский артист, приглашенный выступить в парижском зале «Олимпия» в декабре 1970 года, где он привлек мало ценителей и создал прецедент для последующих заирских музыкантов. [28] [37] [38] [39] Абети Масикини последовала этому примеру, став второй заиркой и первой женщиной-художницей суку, вышедшей на сцену Олимпии вместе с Мирей Матье и Хьюго Офре . [40] [41] [42] Этот импульс продолжился выступлением Масикини в Карнеги-холле в Нью-Йорке 11 марта 1974 года, подготовив почву для растущих певцов, гриотов и других менее известных див из Африки. [28] [43]

Одновременно с этим оркестр М'Бамины отправился в Париж, прежде чем в 1972 году искать публику в Италии . [28] Пабло «Портос» Лубадика прибыл в Париж в 1979 году с певцом Сэмом Мангваной через Ломе , Того , после записи под названием African All Stars. Мангвана, сотрудничавший почти со всеми видными деятелями Конго, переехал в Абиджан в 1978 году в поисках лучших возможностей. Он сформировал новую группу конголезских экономических эмигрантов, которые стали постоянными участниками парижских сессионных оркестров. [44] Прорывной хит группы African All Stars "Suzana Coulibaly", выпущенный 31 декабря 1979 года, содержал "простые повторяющиеся ритмы" в более быстром темпе, чем традиционная конголезская румба. [44] Восклицание Мангваны «soukous sophistiqué», когда Локасса Я М'Бонго и Риго Стар создали «твердое» звучание, укрепило направление пластинки, положив начало независимому музыкальному движению, нацеленному на международный рынок. По мере того как их влияние росло, African All Stars адаптировали быстрый и грубый стиль молодежных групп в Браззавиле и Киншасе, представляя этот новый темп во всем мире. [44]

По всей Африке сукус доминировал Восточной Африки на танцполах ночных клубов и сыграл ключевую роль в формировании практически всех стилей современной африканской популярной музыки , включая музыку бенга , музыку ва данси , кидандали , светскую жизнь игбо , музыку пальмового вина , таараб и вдохновляющую музыку. создание примерно 350 молодежных оркестров в Киншасе, что открывает путь к новым традиционным танцам, ритмическим моделям и оркестрам. [45] [46] [11] [47]

Заико Ланга Ланга выступает в 1971 году. Слева направо: Бодуан Митшо, Мериджо Белоби (сзади), Енох Замуангана (сзади), Тедди Суками, Папа Вемба , Дэмиен Ндебо (сзади), Эволоко Джокер , Феликс Мануаку Ваку.

По мере того, как в 1970-е годы в Заире обострялись социально-политические потрясения, большое количество музыкантов отправились в Танзанию , Кению и Уганду , где оркестры поддерживали себя за счет продаж пластинок и постоянных выступлений на сцене. К началу 1970-х несколько конголезских групп начали играть сукус в кенийских ночных клубах. [48] [49] [50] [51] [52] Оживленное увлечение танцем кавача , пропагандируемое такими группами, как Zaïko Langa Langa и Orchestra Shama Shama, охватившее Восточную и Центральную Африку , оказывает влияние на кенийских музыкантов. [53] [54] Использование ритма кавача, обычно играемого на малом барабане или хай-хэте , стало символом заирского звучания в Найроби и часто перенималось региональными группами. Известные конголезские группы румбы-суахили в Найроби сформировались вокруг танзанийских групп, таких как Simba Wanyika , породив ответвления, такие как Les Wanyika и Super Wanyika Stars. [45] [55] [49] Maroon Commandos , ансамбль из Найроби, ассимилировал стиль сукус, привнося при этом свой отличительный художественный отпечаток. Японские студенты в Кении, в том числе Рио Накагава, полюбили конголезскую музыку, и Рио в конечном итоге возглавил Yoka Choc Nippon, созданную японцами конголезскую группу, играющую румбу. [56]

Поза Калле Пепе
Габи Лита Бембо играет на фортепиано, 1970-е.

Virgin Records продюсировала альбомы Танзанийско-Заирского оркестра Макасси и кенийского оркестра Super Mazembe . Песня на суахили «Шаури Яко» («Это твоя проблема») получила широкое признание в Кении, Танзании и Уганде. Другой влиятельный заирский ансамбль, Les Mangelepa , переехал в Кению и добился огромной популярности по всей Восточной Африке. Заирский певец Самба Мапангала и его группа Orchestra Virunga, базирующаяся в Найроби, выпустили пластинку Malako , которая стала новаторским релизом на развивающейся мировой музыкальной сцене Европы. [54] [57] [58] [59] Между тем, между 1976 и 1977 годами Сэм Мангвана и African All Stars доминировали в танцевальных залах Киншасы с пластинками, выпущенными в Западной Африке , которые отличались от звучания, производимого в двухдорожечных студиях Киншасы. После этого произошла миграция в Ломе и Котону , за которой последовал отъезд Франко Луамбо в Бельгию. [28]

В Нигерии сукус получил широкое распространение благодаря передаче заирской музыки через Radio Brazzaville, где слушатели знакомились с материалом из Zaire Vol. 6 (Soundpoint SOP 044, 1978 г.). [60] [61] Сукус стал катализатором появления особого жанра светской музыки игбо, основанного на гитаре, примером которого являются такие музыканты, как Оливер Де Кок , группа Oriental Brothers International , а также их различные подражатели и последователи. [60] [62] [63] [64] В изобилии нигерийских изданий заирской музыки представлены музыканты, которые повлияли на эту тенденцию, как это видно в случае с Music From Zaire Vol. 6 , на котором были представлены артисты из конюшни Веркиса Киамуангана Матета , такие как Оркестр Киам, Оркестр Липуа-Липуа и ритм кавача. [60] Была преобладающая склонность исключать более медленные стороны «А» из различных записей и вместо этого сосредотачиваться на кульминационной части , более быстрой и импровизационной второй половине . [60] Эта структурная парадигма стала символом светских записей гитары игбо, воплощенных в музыкальном стиле Оливера Де Кока и Oriental Brothers International. [60]

Колумбия

[ редактировать ]

В эту эпоху африканская музыка начала приобретать популярность во всем мире благодаря мировому музыкальному движению. В Колумбии сукус приобрел популярность, оказав влияние на местную культуру и сыграв ключевую роль в создании чампеты . [65] [66] Заирские моряки привезли в Колумбию свои пластинки, в том числе пластинку "El Mambote" с номером 45 об/мин конголезского оркестра l'Orchestre Veve, которая завоевала популярность. [52] Местные жители начали копировать музыкальные аранжировки конголезских светил, таких как Николас Касанда ва Микалай , Табу Лей Рошеро , М'билиа Бел , Сиран Мбенза , Локасса Я М'Бонго, Пепе Калле , Реми Саломон и Канда Бонго Мэн . Доморощенные таланты, такие как Вивиано Торрес, Луис Тауэрс и Чарльз Кинг, добавили к миксу свои оригинальные композиции, сохранив основную суть конголезского сукус. [51] [67] [52]

1980-е и сцена Парижа

[ редактировать ]
Коффи Оломид и Папа Вемба ,

Поскольку социально-политические волнения сохранялись в Заире на протяжении 1980-х годов, многие музыканты искали убежища по всей Африке, причем значительная часть переехала в Бельгию, Францию ​​и Соединенное Королевство. Некоторые прошли через Центральную и Восточную Африку, прежде чем в конечном итоге основали свои оперативные базы в Европе. [68] [69] [70] [71] [72] Сукус завоевал популярность в Брюсселе, Париже и Лондоне, став единственным жанром в Африке к югу от Сахары, повсеместно принятым в Бельгии и Франции. [73] По словам конголезского обозревателя Ахилле Нгойе , Бельгия предоставила значительную постоянную оперативную базу для многих заирских художников. [28] Такие оркестры, как Los Nickelos, Yéyé National и Les Mongali, состоящие преимущественно из студентов, привлекли значительное внимание в Бельгии. [28] [74] [75] Дядя Йорго, бывший участник OK Jazz , в июле 1980 года основал в Брюсселе эпицентр распространения заирского музыкального репертуара (Visa 80). [28] Между тем, Дьедонне Кабонго , Диззи Манджеку и Нтеса Далиенст приобрели известность благодаря банкротству бельгийского звукозаписывающего лейбла Fonior!, что побудило многих заирских артистов, таких как Лита Бембо и Матима, искать авторитетные дистрибьюторские компании в Бельгии, в то время как другие нашли утешение в выступлениях в Бельгии. религиозные хоры, часто гастролировавшие по Голландии . [28]

Нибома в 1973 году

Soukous был выбран Island Records продюсером Беном Мандельсоном и тоголезским предпринимателем Ричардом Диком в качестве названия для сборника 1982 года Sound D'Afrique II: Soukous . В сборник вошла музыка из Мали и Камеруна, а также «Madeleina», трек из альбома Пабло «Портоса» Лубадики 1981 года Ma Coco , который привлек значительное внимание в Европе. [76] Заико Ланга Ланга ввел в ансамбль певцов роль преданного хайпмена, известного как аталаку или аниматор , установив тенденцию, которую переняла почти каждая группа на конголезской музыкальной сцене, сделав аталакус символом сукуса, а также конголезской румбы. [76] Заико Ланга Ланга добилась значительного успеха, став третьим поколением конголезской музыки, поскольку многие члены-основатели отделились, чтобы сформировать свои собственные группы, которые, в свою очередь, распались на новые группы: Isife Lokole , Grand Zaïko Wa Wa, Langa Langa Stars , Clan Langa Langa, Choc Stars и Anti-Choc среди них. [76] [77] Papa Wemba и Viva La Musica оказали наибольшее влияние, отчасти благодаря способности Wemba поддерживать присутствие как в Париже, так и в Киншасе с двумя оркестрами, один из которых ориентирован на сукус, а другой с участием французских сессионных исполнителей международной поп-музыки. В парижских студиях гитары сэбен смешивались с плотными драм-машинами и синтезаторами зука и фанк-диско макосса на многочисленных пластинках. [76] [78] [79] Однако это сочетание подверглось критике за отклонение от подлинного конголезского стиля. Известные критики, такие как Нибома, утверждали, что музыка стала коммерциализированной и ей не хватает эмоциональной глубины, призывая вернуться к основам «красивых мелодий и хорошо настроенных голосов». [80] : 384–385  [81]

Группа Loketo, основанная Аурлусом Мабеле и Дибло Дибала , стала известной сукус-группой в 1980-х и 1990-х годах.

Приток заирских художников во Францию ​​стал катализатором превращения парижских студий в эпицентры производства суку с растущей зависимостью от синтезаторов и электронных инструментов . Некоторые артисты продолжали записываться для конголезского рынка, но другие отказались от требований публики Киншасы и отправились искать новую аудиторию. [78] [28] [79] Значительная заирская община обосновалась во Франции и Швейцарии , а заирские художники проводили учебные программы в стране. [28] Канда Бонго Мэн , еще один парижский артист, стал пионером быстрых коротких треков, подходящих для исполнения на танцполах по всему миру, широко известных как квасса квасса , после того, как танцевальные движения были популяризированы в музыкальных клипах его и других исполнителей. Эта музыка понравилась африканцам, а также новой аудитории. Такие артисты, как Дибло Дибала , Аурлус Мабеле , Чикл Чикайя, Жанно Бель Мусумбу, М'билиа Бел , Yondo Sister , Tinderwet, Loketo , Rigo Star, Nyboma, Madilu System , Soukous Stars и ветераны, такие как Пепе Калле и Коффи Оломиде , последовали этому примеру. Вскоре Париж стал домом для талантливых студийных музыкантов, которые записывались для рынков Африки и Карибского бассейна и время от времени набирали группы для периодических туров. [48] [82] [54] Дибло Дибала и Аурлус Мабеле доминировали в клубах с «Африкой Муссу», создавая гиперактивный стиль сверхскоростного суку, который фанаты окрестили TGV soukous , отсылая к высокоскоростным поездам Франции. [76]

Swede-Swede, ансамбль, использующий исключительно традиционные инструменты, действует за пределами Бельгии, а Les Malo, в состав которого в основном входят бывшие преподаватели Национального института искусств в Киншасе, специализируется на афро-джазе в Лионе . [28] Тшала Муана получила известность в Африке и Европе благодаря своему Люба традиционному танцу с покачиванием бедрами , известному как мутуаши , который произвел фурор на африканских стадионах и принес ей прозвище «Королева Мутуаши». [28] Другие вокалистки, такие как Дессе Муканги, Джена Мандако, Фая Тесс, Иса и Эбби Сурья, получили широкое признание. [28]

Ндомболо

[ редактировать ]

К концу 1990-х такие музыканты, как Раджа Кула, Wenge Musica , Koffi Olomidé , Général Defao и Extra Musica , превратили сукус в непристойную, неистовую, покачивающую бедрами танцевальную музыку, переименовав ее в ндомболо . [83] [84] [85] [86] [87] Этот стиль приобрел популярность по всей Африке и среди диаспоры континента в Бельгии, Франции, Великобритании, Германии, Канаде и США. [88] [89] [90] Однако к началу 2000-х годов ндомболо подверглось пристальному вниманию: обвинения в непристойности привели к попыткам запретить его использование в государственных СМИ в Демократической Республике Конго, Камеруне , Сенегале , Мали и Кении . [91] [92] [93] [94] В феврале 2005 года музыкальные клипы ндомболо в Демократической Республике Конго подверглись цензуре из-за непристойности, в результате чего видеоролики Коффи Оломиде, JB MPiana и Веррасона были запрещены в эфире. [95] Несмотря на порицание, продажи пластинок ндомболо резко выросли, оставаясь популярными, а новые релизы доминировали на дискотеках, барах и клубах по всей Африке. [96]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки, Том 1 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 407–408. ISBN  9780195337709 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Аппиа, Энтони; Гейтс (младший), Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 407–408. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  3. ^ Jump up to: а б Пик, Филип М.; Янка, Квеси (2004). Африканский фольклор: Энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 548. ИСБН  9781135948733 .
  4. ^ Дэвис, Кэрол Бойс (29 июля 2008 г.). Энциклопедия африканской диаспоры [3 тома]: Происхождение, опыт и культура [3 тома] . Санта-Барбара, Калифорния: Издательство Bloomsbury Publishing, США. п. 849. ИСБН  978-1-85109-705-0 .
  5. ^ Домош, Мона; Джордан-Бычков, Терри Г.; Нойманн, Родерик П.; Прайс, Патрисия Л. (2012). Человеческая мозаика . Макмиллан. п. 416. ИСБН  978-1-4292-7200-1 .
  6. ^ Ольвиг, Карен Фог; Соренсен, Нинна Нюберг (27 августа 2003 г.). Работа и миграция: жизнь и средства к существованию в глобализирующемся мире . Оксфордшир, Англия, Великобритания: Рутледж. п. 56. ИСБН  978-1-134-50306-3 .
  7. ^ Рассел, К.Ф. (1997). Журнал «Ритм-музыка»: RMM . К. Ф. Рассел. п. 45.
  8. ^ Бумер, Тим; Берри, Мик; Буфе, Чаз (1 января 2014 г.). Библия басиста: как играть в каждом стиле баса, от афро-кубинского до Zydeco . См. Sharp Press. ISBN  978-1-937276-25-6 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Эйр, Бэннинг (2002). Африка: ваш пропуск в новый мир музыки . Лос-Анджелес, Калифорния, США: Издательство Alfred Music Publishing. стр. 12–17. ISBN  978-0-7390-2474-4 .
  10. ^ Jump up to: а б Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Африканский, Новый (15 августа 2018 г.). «Смешанное наследие музыканта Франко из ДРК» . Новый африканский журнал . Проверено 26 августа 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мартин, Филлис (8 августа 2002 г.). Досуг и общество в колониальном Браззавиле . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 131–152. ISBN  978-0-521-52446-9 .
  13. ^ Кубик, Герхард (30 октября 2010 г.). Теория африканской музыки, Том I. Чикаго, Иллинойс, США: Издательство Чикагского университета. стр. 384–385. ISBN  978-0-226-45691-1 .
  14. ^ Энциклопедия Африки, т. 1 . 2010 с. 407.
  15. ^ Сторм Робертс, Джон (1999). Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 217–218 . ISBN  978-0-19-976148-7 .
  16. ^ Jump up to: а б с Мукуна, Казади ва (7 декабря 2014 г.). «Краткая история популярной музыки в ДРК» . Музыка в Африке . Проверено 25 августа 2023 г.
  17. ^ Эдвард-Экпу, Увагбале (21 декабря 2021 г.). «Конголезские корни румбы наконец-то признаны ЮНЕСКО» . Кварц . Проверено 27 августа 2023 г.
  18. ^ «1970-е: золотой век конголезской музыки» . Мбокамосика (на французском языке). 18 августа 2009 года . Проверено 26 августа 2023 г.
  19. ^ « Умер «отец» конголезской румбы» . Би-би-си . 30 июля 2008 года . Проверено 26 августа 2023 г.
  20. ^ Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 26 августа 2023 г.
  21. ^ Оссинонде, Клеман (2 августа 2017 г.). «Кто является истоком «Себене» в конголезской нотной записи?» . Pagesafrik.com (на французском языке) . Проверено 26 августа 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Verso Books. ISBN  978-1-78960-911-0 .
  23. ^ Jump up to: а б АП (1989). «Франко, 51 год, лидер заирской группы и создатель стиля сукус» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 ноября 2022 г.
  24. ^ Jump up to: а б Аппиа, Энтони; Гейтс (младший), Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 407. ИСБН  978-0-19-533770-9 .
  25. ^ Оссинонде, Клеман (2 марта 2020 г.). «Музыкальное путешествие: l'aller et retour de la rumba» [Музыкальное путешествие: туда и обратно румба]. Congopage.com (на французском языке) . Проверено 28 октября 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Verso Books. ISBN  978-1-78960-911-0 .
  27. ^ Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Нгойе, Ахилл (1995). «Сукус заирцев в Европе» . Мужчины и миграция . 1191 (1): 42–47. дои : 10.3406/homig.1995.2536 .
  29. ^ Уиндерс, Джеймс А. (5 июня 2007 г.). Paris Africain: Ритмы африканской диаспоры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан, США. п. 57. ИСБН  978-0-230-60207-6 .
  30. ^ Ндалико, Шери Риверс (март 2020 г.). «Призрак Мобуту: аргументы в пользу срочности истории в культурной помощи» . Academic.oup.com . Оксфорд, Англия, Великобритания . Проверено 11 мая 2024 г.
  31. ^ Jump up to: а б Штурман, Джанет, изд. (26 февраля 2019 г.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния, США: Публикации SAGE. ISBN  978-1-5063-5337-1 .
  32. ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи, ред. (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Оксфорд, Англия, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН  978-0-19-517055-9 .
  33. ^ Jump up to: а б Ва Мукуна, Казади (7 декабря 2014 г.). «Краткая история популярной музыки в ДРК» . Музыка в Африке . Проверено 13 мая 2024 г.
  34. ^ Жан-Жак, Даниэль; Фалола, Тойин, ред. (14 декабря 2015 г.). Африка: Энциклопедия культуры и общества [3 тома] . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 301. ИСБН  978-1-59884-666-9 .
  35. ^ Перулло, Алекс (2008). «Румба в городе мира: миграция и культурный продукт конголезской музыки в Дар-эс-Саламе, 1968–1985» . Этномузыкология . 52 (2): 296–323. дои : 10.2307/20174590 . ISSN   0014-1836 . JSTOR   20174590 .
  36. ^ Рэнд, Джонас (17 декабря 2016 г.). «Конголезская музыка 1970-х» . От Сахеля до мыса . Проверено 11 мая 2024 г.
  37. ^ Уайт, Боб В. (6 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. п. 114. ИСБН  978-0-8223-8926-2 .
  38. ^ События в Африке: Том 1 . Дар-эс-Салам, регион Дар-эс-Салам, Танзания: Dar es Salaam Limited. 1985. стр. 60–61.
  39. ^ Барлоу, Шон; Эйр, Бэннинг; Вартугян, Джек (1995). Афропоп!: Иллюстрированный путеводитель по современной африканской музыке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Chartwell Books. п. 28. ISBN  978-0-7858-0443-7 .
  40. ^ «musicMe: Биография Абети Маскини» . musicMe (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 14 ноября 2023 г.
  41. ^ «Абети Масикини Финант Элизабет 1954–1994» . Universrumbacongolaise.com (на французском языке). 19 июня 2012 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
  42. ^ Бергман, Билли (1985). Африканская поп-музыка: Короли доброго времени . Блэндфорд. п. 51. ИСБН  978-0-7137-1551-4 .
  43. ^ Фрейзер, К. Джеральд (11 марта 1974 г.). «Африканский певец тоже начал учиться в церковном хоре» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 16 ноября 2023 г.
  44. ^ Jump up to: а б с Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
  45. ^ Jump up to: а б Стоун, Рут М., изд. (2 апреля 2010 г.). Справочник африканской музыки Garland . Темза, Оксфордшир, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис. стр. 132–133. ISBN  9781135900014 .
  46. ^ Вестник (18 августа 2009 г.). «1970-е: золотой век конголезской музыки» . Мбокамосика (на французском языке) . Проверено 27 августа 2023 г.
  47. ^ Штурман, Джанет (26 февраля 2019 г.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния, США: Публикации SAGE. ISBN  978-1-5063-5338-8 .
  48. ^ Jump up to: а б Дэвис, Кэрол Бойс (29 июля 2008 г.). Энциклопедия африканской диаспоры [3 тома]: Происхождение, опыт и культура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Bloomsbury Publishing USA. п. 849. ИСБН  978-1-85109-705-0 .
  49. ^ Jump up to: а б Трилло, Ричард (2016). Грубый путеводитель по Кении . Лондон, Великобритания: Rough Guides. п. 598. ИСБН  9781848369733 .
  50. ^ Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Verso Books. ISBN  978-1-78960-911-0 .
  51. ^ Jump up to: а б Вальдес, Ванесса К., изд. (июнь 2012 г.). Пусть говорит дух!: Культурные путешествия по африканской диаспоре . Олбани, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 40–41. ISBN  9781438442174 .
  52. ^ Jump up to: а б с Ходжкинсон, Уилл (8 июля 2010 г.). «Как африканская музыка добилась успеха в Колумбии» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 23 августа 2023 г.
  53. ^ Прощай, Веркис (19 октября 2022 г.). «конголезская румба» . Кавача Экспресс! Классические конголезские хиты . Проверено 27 августа 2023 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Мутара, Евгений (29 апреля 2008 г.). «Руанда: воспоминания через конголезскую музыку» . Новые Времена . Проверено 27 июля 2024 г.
  55. ^ «конголезская румба» . Кавача Экспресс! Классические конголезские хиты . 19 октября 2022 г. . Проверено 10 июля 2023 г.
  56. ^ Мвамба, Биби (7 февраля 2022 г.). «Влияние конголезской румбы на мировую музыкальную сцену» . Музыка в Африке (на французском языке) . Проверено 23 августа 2023 г.
  57. ^ «Ваш совет — оркестр Супер Мазембе» . Последний.fm. Проверено 10 июля 2023 г.
  58. ^ «Конго в Кении» . www.musikifan.com . Проверено 10 июля 2023 г.
  59. ^ Ньянга, Кэролайн. «Звезды, пришедшие за музыкой и нашедшие вечный приют» . Стандарт . Проверено 10 июля 2023 г.
  60. ^ Jump up to: а б с д и Бидл, Джон (18 августа 2010 г.). «Из Конго через Нигерию» . Лайкембе . Милуоки, Висконсин, США . Проверено 12 мая 2024 г.
  61. ^ «Разное - Музыка из Заира, том 6» . Дискогс . Бивертон, Орегон, США. 1978 год . Проверено 12 мая 2024 г.
  62. ^ «Google чествует Оливера де Кока дудлом в день его 74-летия посмертно» . БеллаНайя . Лагос, Нигерия. 14 апреля 2021 г. Проверено 12 мая 2024 г.
  63. ^ Коллинз, Джон (1994). Концертная вечеринка в Гане: популярные африканские развлечения на перекрестке дорог . Буффало, штат Нью-Йорк, США: Государственный университет Нью-Йорка в Буффало. п. 47.
  64. ^ Бит: Том 14 . Мельбурн, Австралия: Журнал Beat. 1995. с. 41.
  65. ^ Маландра, Океан (декабрь 2020 г.). Луна Картахена и Карибское побережье Колумбии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Avalon Publishing. ISBN  9781640499416 .
  66. ^ Коскофф, Эллен, изд. (2008). Краткая энциклопедия мировой музыки в виде гирлянд: Африка; Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн; США и Канада; Европа; Океания . Оксфордшир, Англия, Великобритания: Рутледж. п. 185.
  67. ^ Слейтер, Расс (17 января 2020 г.). «Африканская душа Колумбии» . Да здравствует винил . Проверено 23 августа 2023 г.
  68. ^ Дэвис, Кэрол Бойс (29 июля 2008 г.). Энциклопедия африканской диаспоры [3 тома]: Происхождение, опыт и культура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Bloomsbury Publishing USA. п. 849. ИСБН  978-1-85109-705-0 .
  69. ^ Трилло, Ричард (2016). Грубый путеводитель по Кении . Лондон, Великобритания: Rough Guides. п. 598. ИСБН  9781848369733 .
  70. ^ Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Verso Books. ISBN  978-1-78960-911-0 .
  71. ^ Вальдес, Ванесса К., изд. (июнь 2012 г.). Пусть говорит дух!: Культурные путешествия по африканской диаспоре . Олбани, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 40–41. ISBN  9781438442174 .
  72. ^ Ходжкинсон, Уилл (8 июля 2010 г.). «Как африканская музыка добилась успеха в Колумбии» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 23 августа 2023 г.
  73. ^ Дауди, Бузиан (29 августа 1998 г.). "Мир. Экс-заирский певец на концерте в Олимпии. Коффи Оломиде, Рэмбо де ла Румба. Коффи Оломиде. Суббота в 23:00 в Олимпии, 28, бульвар Капуцинов, Париж IX. Тел.: 01 47 42 25 49 Альбом: «Закон», Sonodisc» [Мир. Концерт экс-заирской певицы в «Олимпии». Коффи Оломиде, Рэмбо румбы. Коффи Оломид. В субботу в 23:00 в отеле «Олимпия», 28, бульвар Капуцинов, 9-я улица Парижа. Тел.: 01 47 42 25 49. Альбом: «Закон», Сонодиск.]. Освобождение (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 29 декабря 2023 г.
  74. ^ Мбу-Мпуту, Норберт X. ДРУГОЙ ЛУМУМБА. Народ КОНГО: история, сопротивление, убийства и победы на фронте холодной войны (на французском языке). Моррисвилл, Северная Каролина, США. п. 331. ИСБН  978-0-244-77422-6 .
  75. ^ Грэм, Ронни, изд. (1992). Мир африканской музыки: Том 1 . Лондон, Англия, Великобритания: Pluto Press. п. 130. ИСБН  978-0-948390-03-6 .
  76. ^ Jump up to: а б с д и Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
  77. ^ Лавен, Бертран (30 сентября 2020 г.). «Заико Ланга Ланга, конголезская история» [Заико Ланга Ланга, конголезская история] RFI Music (на французском языке). Париж, Франция Получено мая 27 ,
  78. ^ Jump up to: а б Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк: Verso Books. ISBN  978-1-78960-911-0 .
  79. ^ Jump up to: а б Фогель, Кристоф; Сеть, входящая в состав Guardian Africa (23 августа 2013 г.). «Назови мое имя: как крики помогают конголезским музыкантам получать деньги» . Хранитель . Проверено 27 августа 2023 г.
  80. ^ Стюарт, Гэри (2000). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Версо. ISBN  1-85984-744-7 .
  81. Public Radio International, Afropop Worldwide, программа «Четыре звезды», записанная в феврале 1996 года из KSKA в Анкоридже.
  82. ^ «Мужчина Канда Бонго танцует новый танец» . Новости Би-би-си . 29 сентября 2014 года . Проверено 27 августа 2023 г.
  83. ^ Нгайра, Амос (22 августа 2020 г.). «Новатор танцевальных стилей Раджа Кула Мбута делает последний поклон» . Нация . Проверено 13 января 2024 г.
  84. ^ Нефть, Масанд (5 сентября 2020 г.). «Гентины Нгобила укусил, чтобы организовать похороны Раджи Кулы» [Киншаса: Гентини Нгобила укусил, чтобы организовать похороны Раджи Кулы] AxNordSouth Media (на французском языке ) Получено января 13 ,
  85. ^ Джордж, Нельсон; Карр, Дафна (20 октября 2008 г.). Лучшее музыкальное произведение 2008 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Hachette Books. п. 129. ИСБН  978-0-7867-2612-7 .
  86. ^ Бюттнер, Элизабет (24 марта 2016 г.). Европа после Империи: деколонизация, общество и культура . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 313. ИСБН  978-1-316-59470-4 .
  87. ^ Макумено, Эмери (1 июля 2022 г.). «Музыка: что такое клан Венге, пионер танца ндомболо?» . BBC News Africa (на французском языке) . Проверено 12 ноября 2023 г.
  88. ^ Джордж, Нельсон; Карр, Дафна (20 октября 2008 г.). Лучшее музыкальное произведение 2008 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Hachette Books. п. 129. ИСБН  978-0-7867-2612-7 .
  89. ^ Бюттнер, Элизабет (24 марта 2016 г.). Европа после Империи: деколонизация, общество и культура . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 313. ИСБН  978-1-316-59470-4 .
  90. ^ Макумено, Эмери (1 июля 2022 г.). «Музыка: что такое клан Венге, пионер танца ндомболо?» . BBC News Africa (на французском языке) . Проверено 12 ноября 2023 г.
  91. ^ « Гнев по поводу запрета танцев в Камеруне; BBC News », BBC News , 25 июля 2000 г.
  92. ^ Фалола, Тойин; Жан-Жак, Даниэль (14 декабря 2015 г.). Африка [3 тома]: Энциклопедия культуры и общества [3 тома] . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Bloomsbury Publishing USA. ISBN  979-8-216-04273-0 .
  93. ^ Трилло, Ричард (2002). Кения . Лондон, Англия, Великобритания: Rough Guides. п. 301. ИСБН  978-1-85828-859-8 .
  94. ^ Нзале, Феликс (3 февраля 2004 г.). «Сенегал: Ндомболо, мапука: эти танцы считаются нежелательными» [Сенегал: Ндомболо, мапука: эти танцы считаются нежелательными] Southquotidien.sn (на французском языке ) Получено ноября 10 ,
  95. ^ Мутара, Евгений (29 апреля 2008 г.). «Руанда: воспоминания через конголезскую музыку» . Newtimes.co.rw . Проверено 12 мая 2024 г.
  96. ^ Вудс, Сара (6 июля 2017 г.). 50 величайших музыкальных мест . Норт-Роуд, Лондон, Великобритания: Icon Books. ISBN  978-1-78578-190-2 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ec1a250f741ea6f6ddc83a46c630b86__1722077640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/86/4ec1a250f741ea6f6ddc83a46c630b86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soukous - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)