Шок
Шок | |
---|---|
![]() | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1960-х годов в ДРК и Республике Конго , 1980-е годы во Франции. |
Производные формы | Танцевальная музыка и ндомболо |
Региональные сцены | |
Конголезское звучание ( Кения , Уганда , Танзания ), динамичный сукус (Париж) | |
Другие темы | |
Сукусские музыканты |
Soukouse (от французского secousse , «шок, толчок, рывок») — жанр танцевальной музыки , зародившийся в Демократической Республике Конго (ранее Заир ) и Республике Конго (ранее Французское Конго ). [1] Она произошла от конголезской румбы 1960-х годов с более быстрыми танцевальными ритмами и яркой, сложной гитарной импровизацией . [2] и приобрел популярность в 1980-х годах во Франции . [3] Хотя журналисты часто используют его как синоним конголезской румбы, музыка и танец, связанные с сукус, отличаются от более традиционной румбы, особенно более высоким темпом, структурой песен и более длинными танцевальными последовательностями. [3]
Soukous сочетает традиционные конголезские ритмы с современными инструментами. Обычно он включает в себя электрогитары , контрабас , конги , клипсы, третью гитару ( ми-соло ) и духовые / деревянные духовые инструменты . [4] [5] Тексты песен Soukous часто затрагивают темы любви , социальных комментариев , любовных повествований , философских размышлений, а также обычных проблем и успехов . [2] Певцы иногда поют и напевают на лингала , киконго , французском и суахили , а группы часто состоят из основного вокалиста в сопровождении нескольких бэк-вокалистов . [6] [7]
Музыкальная форма
[ редактировать ]Базовый состав сукус-группы включал три или четыре гитары, бас-гитару , барабаны , духовые инструменты и вокал . [8] Музыкальная аранжировка начинается с части румбы, характеризующейся сложной гармонией . По мере того, как песня переходит в средний темп и завершается быстрыми сегментами, гармонические структуры часто упрощаются до триадической аккордовой последовательности. [9] В Matonge ритмичная гитара обычно сопровождает вокальные партии в среднем темпе, при этом бас и большие барабаны подчеркивают сильные доли, в то время как гитаристы подчеркивают необычные доли (один , два , три , четыре и ). [9]
В ударной части часто используется неумолимый, быстрый ритм, известный как кавача , который служит ритмической основой песни. [10] Франко Луамбо особенно популяризировал размещение себен в конце песни, используя технику игры большим и указательным пальцами, которая создает слуховую иллюзию двух гитарных партий. [11] Во время эпизода барабанщик сигнализирует о переходах, помогая гитаристам менять свои партии синхронно с ведущим игроком. Традиционная конголезская последовательность sébène следует последовательности аккордов I-IV-V-IV. Совместное взаимодействие с другими гитаристами и барабанщиком повышает техническое мастерство. [9] Soukous Басовые партии , вдохновленные паттернами перкуссии ручных барабанов , вносят значительный вклад в ритмическую и гармоническую текстуру музыки. Напористый басовый стиль сукус, получивший широкое распространение во времена Мобуту Сесе Секо режима в Заире , имитировал движения солдат, известный как Marche Militaire. Этот особый подход к басу предполагает переключение между нижними и верхними регистрами с использованием техники игры большим пальцем ( p ) и указательным пальцем ( i ). [9]
Во время вокальных выступлений ведущий гитарист создает ритм , который поддерживает гармонизированный вокал . [9] часто усиливается эффектом эха, создавая иногда описываемый гипнотический слуховой опыт. В музыке обычно используется размер 12/8 и мажорные аккорды, выраженные в арпеджио . [10] Соло-гитаристы Soukous известны своей скоростью, точностью и ловкостью игры пальцами, часто перемещаясь по регистрам грифа верхним . [9]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Истоки этого жанра можно проследить до конголезской румбы , которая возникла в начале 20-го века, когда городские жители Французского Конго и Бельгийского Конго восприняли слияние межплеменной конголезской маринга танцевальной музыки возле бассейна Малебо , наполненной гитарными техниками из Либерии. . [12] Отток и моряков Кру торговцев из Либерии в Браззавиль в середине 19-го века привел к появлению отличительных техник игры на гитаре, которые в конечном итоге повлияли на использование аккордеона для подражания местным ритмам « likembe » (пианино с большим пальцем, наиболее известное во всем мире как mbira ). [12] [13] Уже в 1902 году мелодии аккордеона разносились по улицам возле фабрик Пула Малебо. [12]

Начало Первой мировой войны привело к новой волне музыки и танцев в Нижнем Конго (современное Центральное Конго ) и регионе Пул-Малебо . [12] После выхода из трудового лагеря и, предположительно, в связи с возвращением рабочих-строителей железной дороги Матади-Киншаса , местные танцы, такие как агбая и маринга, приобрели известность. [12] Круговой , был заменен танцевальной музыкой маринга, становясь все более повсеместным в Матади танец агбая вскоре Боме , Браззавиле и Леопольдвиле (ныне Киншаса ). [12] Первоначально оркестры маринга использовали подобие мелодии называемый , металлическую бутылку с ударами стержня для ритма и небольшой барабан с обтянутой кожей рамкой, патенге , для контрритмов . [12] Однако к 1920-м годам аккордеоны и акустические гитары постепенно вытеснили подобные мелодические инструменты. Характерные движения бедрами танцоров маринга , переносящие вес тела между ногами, приобрели популярность. [12] К 1935 году популярность парных танцев быстро распространилась по бассейну Конго , достигнув даже отдаленных деревень. Танцевальные залы появились в городах и сельской местности, в то время как традиционные танцы сохранились в хижинах из пальмовых ветвей. [12]

В начале 1940-х годов Пул Малебо превратился из барьера в канал связи, связывающий Браззавиль и Киншасу. [12] Кубинские сыновские группы, такие как Sexteto Habanero , Trio Matamoros и Los Guaracheros de Oriente, транслировались по Radio Congo Belge , завоевывая популярность в стране. [12] [14] [15] Из-за влияния кубинского сына танцевальная музыка маринга, хотя и не имеющая отношения к кубинской румбе , стала известна как « конголезская румба », поскольку импортированные записи Sexteto Habanero и Trio Matamoros часто ошибочно обозначались как «румба». [16] [12] [17] Профессор этномузыкологии Казади ва Мукуна из Кентского государственного университета объясняет, что термин «румба» сохранился в Конго из-за интересов звукозаписывающей индустрии. Владельцы звукозаписывающих студий переосмыслили термин «румба», придав ему новый ритм маринга , сохранив при этом название. [16] Следовательно, их музыка стала называться «конголезской румбой» или «африканской румбой». Антуан Вендо Колосой стал первой звездой конголезской румбы, гастролировавшей по Европе и Северной Америке со своей группой Victoria Bakolo Miziki. Его хит 1948 года «Marie-Louise», написанный в соавторстве с гитаристом Анри Боуэном , завоевал популярность в Западной Африке . [18] [19] Конголезская румба приобрела известность в конголезской музыке , когда первые пионеры произвели революцию в своих отношениях с инструментами, которые они держали в руках. [20] [21]
Формирование и дебаты об отцовстве
[ редактировать ]
Этимологически термин soukous , происходящий от французского глагола secouer , означающего «трясти», первоначально описывал человека, который двигался рывками, но со временем превратился в танцевальный стиль, синоним жизненной энергии и ритма. [22] Термин «секусс» со временем развивался, перейдя на «сукус» и, в конечном итоге, «сукус» в разговорном языке и средствах массовой информации, пока « c » не вышла из моды и не была заменена на « k ». [22]
В начале 1960-х годов волна молодых конголезских музыкантов стремилась ускорить медленный темп конголезской румбы, что ускорило появление сукуса. Артисты начали использовать более быстрые ритмы и заметную гитарную импровизацию, часто характеризующуюся высокими, быстрыми линиями, пронизанными более усиленными африканскими мотивами . Барабанщик переходит к высокооктановому ритму, при котором ритм клавы переходит к малому барабану , певцы участвуют в ритмичном пении ( анимация ), а соло-гитары занимают центральное место. [23] [2] [24] [11]
Происхождение сукус является предметом споров, мнения и точки зрения расходятся. Клеман Оссинонде, конголезский музыковед, специализирующийся на конголезской музыке, считает Франко Луамбо и TPOK Jazz новаторскими сукус, ссылаясь на его стиль, вдохновленный одембой , известный своим быстрым темпом. [25] Франко также известен тем, что произвел революцию в темах жанра, включив в тексты важные социальные и политические темы, сделав музыку платформой для общественного сознания . [23] [2] [24] [11] И наоборот, британский писатель Гэри Стюарт предполагает, что сукус превратился в музыкальный жанр и танцевальный стиль в Браззавиле после создания в 1964 году многообещающим гитаристом Жаком Кимбембе группы Super Band. [26] Ансамбль, позже переименованный в Sinza, что означает «корень», ввел сукус в ночную жизнь Браззавиля в 1966 году, вытеснив традиционный стиль буше Les Bantous de la Capitale. [26] Стюарт далее отмечает, что Оркестр Синза обновил сукус в 1968 году, выпустив новую разновидность под названием моссака , а вскоре после этого Нико Касанда представил кири-кири, который был частично основан на «рывке» из западного рока . [26] Тем временем Les Bantous de la Capitale разработали сплав с песней Паблито «Masuwa», заявленной как сукус — кири-кири . Кири-кири, которое, по словам Стюарта, стало определяющим элементом жанра, примером которого является «Кири-Кири Мабина Я Сика» Нико, рассказывающая историю человека, идущего по улицам Киншасы, чтобы воссоединиться со своим партнером для кири-кири. сессия кири на Fiesta Sukisa, получившая широкое признание. [26] Известные артисты быстро освоили этот танец и распространили его по всему континенту. [27]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]Европа и США
[ редактировать ]
В конце 1960-х и начале 1970-х годов сукус стал преобладающим популярным африканским танцевальным стилем в Африке и в диаспоре континента в Бельгии, Франции, Великобритании и США. [28] [29] В этот период волна заирских музыкантов переехала в Бельгию и Францию, главным образом из-за гегемонии режима Мобуту Сесе Секо , который пропагандировал пропагандистские песни в рамках кампании Authenticité , направленной на воспитание чувства национальной идентичности и гордости посредством идеологических лозунгов однопартийное государство — Народное движение революции (НДР). [30] [31] [32] Этот государственный идеологический сдвиг постепенно проник в популярную музыку Заира, причем популярные музыканты приняли идеологию режима и документировали его достижения. Поддержка Мобуту городских музыкантов аналогична Мао Цзэдуна подходу в Китае , где музыка служила революции. [33] [31] [34] В результате глобализация конголезской городской музыки расширилась, что привело к массовому исходу музыкантов в африканские и европейские страны, особенно в Бельгию и Францию . [33] [35] Многие молодые люди с ограниченными возможностями трудоустройства тяготели к музыкальной карьере, и сукус-сцена Киншасы стала привлекательным выбором. Однако некоторые столкнулись с препятствиями при обосновании во Франции. [16] [36] [28] На этом фоне Табу Лей Рошеро вошел в историю как первый африканский артист, приглашенный выступить в парижском зале «Олимпия» в декабре 1970 года, где он привлек мало ценителей и создал прецедент для последующих заирских музыкантов. [28] [37] [38] [39] Абети Масикини последовала этому примеру, став второй заиркой и первой женщиной-художницей суку, вышедшей на сцену Олимпии вместе с Мирей Матье и Хьюго Офре . [40] [41] [42] Этот импульс продолжился выступлением Масикини в Карнеги-холле в Нью-Йорке 11 марта 1974 года, подготовив почву для растущих певцов, гриотов и других менее известных див из Африки. [28] [43]
Одновременно с этим оркестр М'Бамины отправился в Париж, прежде чем в 1972 году искать публику в Италии . [28] Пабло «Портос» Лубадика прибыл в Париж в 1979 году с певцом Сэмом Мангваной через Ломе , Того , после записи под названием African All Stars. Мангвана, сотрудничавший почти со всеми видными деятелями Конго, переехал в Абиджан в 1978 году в поисках лучших возможностей. Он сформировал новую группу конголезских экономических эмигрантов, которые стали постоянными участниками парижских сессионных оркестров. [44] Прорывной хит группы African All Stars "Suzana Coulibaly", выпущенный 31 декабря 1979 года, содержал "простые повторяющиеся ритмы" в более быстром темпе, чем традиционная конголезская румба. [44] Восклицание Мангваны «soukous sophistiqué», когда Локасса Я М'Бонго и Риго Стар создали «твердое» звучание, укрепило направление пластинки, положив начало независимому музыкальному движению, нацеленному на международный рынок. По мере того как их влияние росло, African All Stars адаптировали быстрый и грубый стиль молодежных групп в Браззавиле и Киншасе, представляя этот новый темп во всем мире. [44]
Африка
[ редактировать ]По всей Африке сукус доминировал Восточной Африки на танцполах ночных клубов и сыграл ключевую роль в формировании практически всех стилей современной африканской популярной музыки , включая музыку бенга , музыку ва данси , кидандали , светскую жизнь игбо , музыку пальмового вина , таараб и вдохновляющую музыку. создание примерно 350 молодежных оркестров в Киншасе, что открывает путь к новым традиционным танцам, ритмическим моделям и оркестрам. [45] [46] [11] [47]

По мере того, как в 1970-е годы в Заире обострялись социально-политические потрясения, большое количество музыкантов отправились в Танзанию , Кению и Уганду , где оркестры поддерживали себя за счет продаж пластинок и постоянных выступлений на сцене. К началу 1970-х несколько конголезских групп начали играть сукус в кенийских ночных клубах. [48] [49] [50] [51] [52] Оживленное увлечение танцем кавача , пропагандируемое такими группами, как Zaïko Langa Langa и Orchestra Shama Shama, охватившее Восточную и Центральную Африку , оказывает влияние на кенийских музыкантов. [53] [54] Использование ритма кавача, обычно играемого на малом барабане или хай-хэте , стало символом заирского звучания в Найроби и часто перенималось региональными группами. Известные конголезские группы румбы-суахили в Найроби сформировались вокруг танзанийских групп, таких как Simba Wanyika , породив ответвления, такие как Les Wanyika и Super Wanyika Stars. [45] [55] [49] Maroon Commandos , ансамбль из Найроби, ассимилировал стиль сукус, привнося при этом свой отличительный художественный отпечаток. Японские студенты в Кении, в том числе Рио Накагава, полюбили конголезскую музыку, и Рио в конечном итоге возглавил Yoka Choc Nippon, созданную японцами конголезскую группу, играющую румбу. [56]


Virgin Records продюсировала альбомы Танзанийско-Заирского оркестра Макасси и кенийского оркестра Super Mazembe . Песня на суахили «Шаури Яко» («Это твоя проблема») получила широкое признание в Кении, Танзании и Уганде. Другой влиятельный заирский ансамбль, Les Mangelepa , переехал в Кению и добился огромной популярности по всей Восточной Африке. Заирский певец Самба Мапангала и его группа Orchestra Virunga, базирующаяся в Найроби, выпустили пластинку Malako , которая стала новаторским релизом на развивающейся мировой музыкальной сцене Европы. [54] [57] [58] [59] Между тем, между 1976 и 1977 годами Сэм Мангвана и African All Stars доминировали в танцевальных залах Киншасы с пластинками, выпущенными в Западной Африке , которые отличались от звучания, производимого в двухдорожечных студиях Киншасы. После этого произошла миграция в Ломе и Котону , за которой последовал отъезд Франко Луамбо в Бельгию. [28]
В Нигерии сукус получил широкое распространение благодаря передаче заирской музыки через Radio Brazzaville, где слушатели знакомились с материалом из Zaire Vol. 6 (Soundpoint SOP 044, 1978 г.). [60] [61] Сукус стал катализатором появления особого жанра светской музыки игбо, основанного на гитаре, примером которого являются такие музыканты, как Оливер Де Кок , группа Oriental Brothers International , а также их различные подражатели и последователи. [60] [62] [63] [64] В изобилии нигерийских изданий заирской музыки представлены музыканты, которые повлияли на эту тенденцию, как это видно в случае с Music From Zaire Vol. 6 , на котором были представлены артисты из конюшни Веркиса Киамуангана Матета , такие как Оркестр Киам, Оркестр Липуа-Липуа и ритм кавача. [60] Была преобладающая склонность исключать более медленные стороны «А» из различных записей и вместо этого сосредотачиваться на кульминационной части , более быстрой и импровизационной второй половине . [60] Эта структурная парадигма стала символом светских записей гитары игбо, воплощенных в музыкальном стиле Оливера Де Кока и Oriental Brothers International. [60]
Колумбия
[ редактировать ]В эту эпоху африканская музыка начала приобретать популярность во всем мире благодаря мировому музыкальному движению. В Колумбии сукус приобрел популярность, оказав влияние на местную культуру и сыграв ключевую роль в создании чампеты . [65] [66] Заирские моряки привезли в Колумбию свои пластинки, в том числе пластинку "El Mambote" с номером 45 об/мин конголезского оркестра l'Orchestre Veve, которая завоевала популярность. [52] Местные жители начали копировать музыкальные аранжировки конголезских светил, таких как Николас Касанда ва Микалай , Табу Лей Рошеро , М'билиа Бел , Сиран Мбенза , Локасса Я М'Бонго, Пепе Калле , Реми Саломон и Канда Бонго Мэн . Доморощенные таланты, такие как Вивиано Торрес, Луис Тауэрс и Чарльз Кинг, добавили к миксу свои оригинальные композиции, сохранив основную суть конголезского сукус. [51] [67] [52]
1980-е и сцена Парижа
[ редактировать ]
Поскольку социально-политические волнения сохранялись в Заире на протяжении 1980-х годов, многие музыканты искали убежища по всей Африке, причем значительная часть переехала в Бельгию, Францию и Соединенное Королевство. Некоторые прошли через Центральную и Восточную Африку, прежде чем в конечном итоге основали свои оперативные базы в Европе. [68] [69] [70] [71] [72] Сукус завоевал популярность в Брюсселе, Париже и Лондоне, став единственным жанром в Африке к югу от Сахары, повсеместно принятым в Бельгии и Франции. [73] По словам конголезского обозревателя Ахилле Нгойе , Бельгия предоставила значительную постоянную оперативную базу для многих заирских художников. [28] Такие оркестры, как Los Nickelos, Yéyé National и Les Mongali, состоящие преимущественно из студентов, привлекли значительное внимание в Бельгии. [28] [74] [75] Дядя Йорго, бывший участник OK Jazz , в июле 1980 года основал в Брюсселе эпицентр распространения заирского музыкального репертуара (Visa 80). [28] Между тем, Дьедонне Кабонго , Диззи Манджеку и Нтеса Далиенст приобрели известность благодаря банкротству бельгийского звукозаписывающего лейбла Fonior!, что побудило многих заирских артистов, таких как Лита Бембо и Матима, искать авторитетные дистрибьюторские компании в Бельгии, в то время как другие нашли утешение в выступлениях в Бельгии. религиозные хоры, часто гастролировавшие по Голландии . [28]

Soukous был выбран Island Records продюсером Беном Мандельсоном и тоголезским предпринимателем Ричардом Диком в качестве названия для сборника 1982 года Sound D'Afrique II: Soukous . В сборник вошла музыка из Мали и Камеруна, а также «Madeleina», трек из альбома Пабло «Портоса» Лубадики 1981 года Ma Coco , который привлек значительное внимание в Европе. [76] Заико Ланга Ланга ввел в ансамбль певцов роль преданного хайпмена, известного как аталаку или аниматор , установив тенденцию, которую переняла почти каждая группа на конголезской музыкальной сцене, сделав аталакус символом сукуса, а также конголезской румбы. [76] Заико Ланга Ланга добилась значительного успеха, став третьим поколением конголезской музыки, поскольку многие члены-основатели отделились, чтобы сформировать свои собственные группы, которые, в свою очередь, распались на новые группы: Isife Lokole , Grand Zaïko Wa Wa, Langa Langa Stars , Clan Langa Langa, Choc Stars и Anti-Choc среди них. [76] [77] Papa Wemba и Viva La Musica оказали наибольшее влияние, отчасти благодаря способности Wemba поддерживать присутствие как в Париже, так и в Киншасе с двумя оркестрами, один из которых ориентирован на сукус, а другой с участием французских сессионных исполнителей международной поп-музыки. В парижских студиях гитары сэбен смешивались с плотными драм-машинами и синтезаторами зука и фанк-диско макосса на многочисленных пластинках. [76] [78] [79] Однако это сочетание подверглось критике за отклонение от подлинного конголезского стиля. Известные критики, такие как Нибома, утверждали, что музыка стала коммерциализированной и ей не хватает эмоциональной глубины, призывая вернуться к основам «красивых мелодий и хорошо настроенных голосов». [80] : 384–385 [81]
Приток заирских художников во Францию стал катализатором превращения парижских студий в эпицентры производства суку с растущей зависимостью от синтезаторов и электронных инструментов . Некоторые артисты продолжали записываться для конголезского рынка, но другие отказались от требований публики Киншасы и отправились искать новую аудиторию. [78] [28] [79] Значительная заирская община обосновалась во Франции и Швейцарии , а заирские художники проводили учебные программы в стране. [28] Канда Бонго Мэн , еще один парижский артист, стал пионером быстрых коротких треков, подходящих для исполнения на танцполах по всему миру, широко известных как квасса квасса , после того, как танцевальные движения были популяризированы в музыкальных клипах его и других исполнителей. Эта музыка понравилась африканцам, а также новой аудитории. Такие артисты, как Дибло Дибала , Аурлус Мабеле , Чикл Чикайя, Жанно Бель Мусумбу, М'билиа Бел , Yondo Sister , Tinderwet, Loketo , Rigo Star, Nyboma, Madilu System , Soukous Stars и ветераны, такие как Пепе Калле и Коффи Оломиде , последовали этому примеру. Вскоре Париж стал домом для талантливых студийных музыкантов, которые записывались для рынков Африки и Карибского бассейна и время от времени набирали группы для периодических туров. [48] [82] [54] Дибло Дибала и Аурлус Мабеле доминировали в клубах с «Африкой Муссу», создавая гиперактивный стиль сверхскоростного суку, который фанаты окрестили TGV soukous , отсылая к высокоскоростным поездам Франции. [76]
Swede-Swede, ансамбль, использующий исключительно традиционные инструменты, действует за пределами Бельгии, а Les Malo, в состав которого в основном входят бывшие преподаватели Национального института искусств в Киншасе, специализируется на афро-джазе в Лионе . [28] Тшала Муана получила известность в Африке и Европе благодаря своему Люба традиционному танцу с покачиванием бедрами , известному как мутуаши , который произвел фурор на африканских стадионах и принес ей прозвище «Королева Мутуаши». [28] Другие вокалистки, такие как Дессе Муканги, Джена Мандако, Фая Тесс, Иса и Эбби Сурья, получили широкое признание. [28]
Ндомболо
[ редактировать ]К концу 1990-х такие музыканты, как Раджа Кула, Wenge Musica , Koffi Olomidé , Général Defao и Extra Musica , превратили сукус в непристойную, неистовую, покачивающую бедрами танцевальную музыку, переименовав ее в ндомболо . [83] [84] [85] [86] [87] Этот стиль приобрел популярность по всей Африке и среди диаспоры континента в Бельгии, Франции, Великобритании, Германии, Канаде и США. [88] [89] [90] Однако к началу 2000-х годов ндомболо подверглось пристальному вниманию: обвинения в непристойности привели к попыткам запретить его использование в государственных СМИ в Демократической Республике Конго, Камеруне , Сенегале , Мали и Кении . [91] [92] [93] [94] В феврале 2005 года музыкальные клипы ндомболо в Демократической Республике Конго подверглись цензуре из-за непристойности, в результате чего видеоролики Коффи Оломиде, JB MPiana и Веррасона были запрещены в эфире. [95] Несмотря на порицание, продажи пластинок ндомболо резко выросли, оставаясь популярными, а новые релизы доминировали на дискотеках, барах и клубах по всей Африке. [96]
См. также
[ редактировать ]- Список музыкантов Сукуса
- Музыка Демократической Республики Конго
- Музыканты из Демократической Республики Конго
- Чампета
- Калипсо
- Маррабента
- Себене
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки, Том 1 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 407–408. ISBN 9780195337709 .
- ^ Jump up to: а б с д Аппиа, Энтони; Гейтс (младший), Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 407–408. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б Пик, Филип М.; Янка, Квеси (2004). Африканский фольклор: Энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 548. ИСБН 9781135948733 .
- ^ Дэвис, Кэрол Бойс (29 июля 2008 г.). Энциклопедия африканской диаспоры [3 тома]: Происхождение, опыт и культура [3 тома] . Санта-Барбара, Калифорния: Издательство Bloomsbury Publishing, США. п. 849. ИСБН 978-1-85109-705-0 .
- ^ Домош, Мона; Джордан-Бычков, Терри Г.; Нойманн, Родерик П.; Прайс, Патрисия Л. (2012). Человеческая мозаика . Макмиллан. п. 416. ИСБН 978-1-4292-7200-1 .
- ^ Ольвиг, Карен Фог; Соренсен, Нинна Нюберг (27 августа 2003 г.). Работа и миграция: жизнь и средства к существованию в глобализирующемся мире . Оксфордшир, Англия, Великобритания: Рутледж. п. 56. ИСБН 978-1-134-50306-3 .
- ^ Рассел, К.Ф. (1997). Журнал «Ритм-музыка»: RMM . К. Ф. Рассел. п. 45.
- ^ Бумер, Тим; Берри, Мик; Буфе, Чаз (1 января 2014 г.). Библия басиста: как играть в каждом стиле баса, от афро-кубинского до Zydeco . См. Sharp Press. ISBN 978-1-937276-25-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эйр, Бэннинг (2002). Африка: ваш пропуск в новый мир музыки . Лос-Анджелес, Калифорния, США: Издательство Alfred Music Publishing. стр. 12–17. ISBN 978-0-7390-2474-4 .
- ^ Jump up to: а б Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Африканский, Новый (15 августа 2018 г.). «Смешанное наследие музыканта Франко из ДРК» . Новый африканский журнал . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мартин, Филлис (8 августа 2002 г.). Досуг и общество в колониальном Браззавиле . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 131–152. ISBN 978-0-521-52446-9 .
- ^ Кубик, Герхард (30 октября 2010 г.). Теория африканской музыки, Том I. Чикаго, Иллинойс, США: Издательство Чикагского университета. стр. 384–385. ISBN 978-0-226-45691-1 .
- ^ Энциклопедия Африки, т. 1 . 2010 с. 407.
- ^ Сторм Робертс, Джон (1999). Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 217–218 . ISBN 978-0-19-976148-7 .
- ^ Jump up to: а б с Мукуна, Казади ва (7 декабря 2014 г.). «Краткая история популярной музыки в ДРК» . Музыка в Африке . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Эдвард-Экпу, Увагбале (21 декабря 2021 г.). «Конголезские корни румбы наконец-то признаны ЮНЕСКО» . Кварц . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «1970-е: золотой век конголезской музыки» . Мбокамосика (на французском языке). 18 августа 2009 года . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ « Умер «отец» конголезской румбы» . Би-би-си . 30 июля 2008 года . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Оссинонде, Клеман (2 августа 2017 г.). «Кто является истоком «Себене» в конголезской нотной записи?» . Pagesafrik.com (на французском языке) . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Verso Books. ISBN 978-1-78960-911-0 .
- ^ Jump up to: а б АП (1989). «Франко, 51 год, лидер заирской группы и создатель стиля сукус» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Аппиа, Энтони; Гейтс (младший), Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 407. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Оссинонде, Клеман (2 марта 2020 г.). «Музыкальное путешествие: l'aller et retour de la rumba» [Музыкальное путешествие: туда и обратно румба]. Congopage.com (на французском языке) . Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Verso Books. ISBN 978-1-78960-911-0 .
- ^ Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Нгойе, Ахилл (1995). «Сукус заирцев в Европе» . Мужчины и миграция . 1191 (1): 42–47. дои : 10.3406/homig.1995.2536 .
- ^ Уиндерс, Джеймс А. (5 июня 2007 г.). Paris Africain: Ритмы африканской диаспоры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Пэлгрейв Макмиллан, США. п. 57. ИСБН 978-0-230-60207-6 .
- ^ Ндалико, Шери Риверс (март 2020 г.). «Призрак Мобуту: аргументы в пользу срочности истории в культурной помощи» . Academic.oup.com . Оксфорд, Англия, Великобритания . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Штурман, Джанет, изд. (26 февраля 2019 г.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния, США: Публикации SAGE. ISBN 978-1-5063-5337-1 .
- ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи, ред. (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Оксфорд, Англия, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН 978-0-19-517055-9 .
- ^ Jump up to: а б Ва Мукуна, Казади (7 декабря 2014 г.). «Краткая история популярной музыки в ДРК» . Музыка в Африке . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Жан-Жак, Даниэль; Фалола, Тойин, ред. (14 декабря 2015 г.). Африка: Энциклопедия культуры и общества [3 тома] . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 301. ИСБН 978-1-59884-666-9 .
- ^ Перулло, Алекс (2008). «Румба в городе мира: миграция и культурный продукт конголезской музыки в Дар-эс-Саламе, 1968–1985» . Этномузыкология . 52 (2): 296–323. дои : 10.2307/20174590 . ISSN 0014-1836 . JSTOR 20174590 .
- ^ Рэнд, Джонас (17 декабря 2016 г.). «Конголезская музыка 1970-х» . От Сахеля до мыса . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Уайт, Боб В. (6 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. п. 114. ИСБН 978-0-8223-8926-2 .
- ^ События в Африке: Том 1 . Дар-эс-Салам, регион Дар-эс-Салам, Танзания: Dar es Salaam Limited. 1985. стр. 60–61.
- ^ Барлоу, Шон; Эйр, Бэннинг; Вартугян, Джек (1995). Афропоп!: Иллюстрированный путеводитель по современной африканской музыке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Chartwell Books. п. 28. ISBN 978-0-7858-0443-7 .
- ^ «musicMe: Биография Абети Маскини» . musicMe (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Абети Масикини Финант Элизабет 1954–1994» . Universrumbacongolaise.com (на французском языке). 19 июня 2012 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Бергман, Билли (1985). Африканская поп-музыка: Короли доброго времени . Блэндфорд. п. 51. ИСБН 978-0-7137-1551-4 .
- ^ Фрейзер, К. Джеральд (11 марта 1974 г.). «Африканский певец тоже начал учиться в церковном хоре» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Стоун, Рут М., изд. (2 апреля 2010 г.). Справочник африканской музыки Garland . Темза, Оксфордшир, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис. стр. 132–133. ISBN 9781135900014 .
- ^ Вестник (18 августа 2009 г.). «1970-е: золотой век конголезской музыки» . Мбокамосика (на французском языке) . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Штурман, Джанет (26 февраля 2019 г.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния, США: Публикации SAGE. ISBN 978-1-5063-5338-8 .
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Кэрол Бойс (29 июля 2008 г.). Энциклопедия африканской диаспоры [3 тома]: Происхождение, опыт и культура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Bloomsbury Publishing USA. п. 849. ИСБН 978-1-85109-705-0 .
- ^ Jump up to: а б Трилло, Ричард (2016). Грубый путеводитель по Кении . Лондон, Великобритания: Rough Guides. п. 598. ИСБН 9781848369733 .
- ^ Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Verso Books. ISBN 978-1-78960-911-0 .
- ^ Jump up to: а б Вальдес, Ванесса К., изд. (июнь 2012 г.). Пусть говорит дух!: Культурные путешествия по африканской диаспоре . Олбани, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 40–41. ISBN 9781438442174 .
- ^ Jump up to: а б с Ходжкинсон, Уилл (8 июля 2010 г.). «Как африканская музыка добилась успеха в Колумбии» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Прощай, Веркис (19 октября 2022 г.). «конголезская румба» . Кавача Экспресс! Классические конголезские хиты . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мутара, Евгений (29 апреля 2008 г.). «Руанда: воспоминания через конголезскую музыку» . Новые Времена . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ «конголезская румба» . Кавача Экспресс! Классические конголезские хиты . 19 октября 2022 г. . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Мвамба, Биби (7 февраля 2022 г.). «Влияние конголезской румбы на мировую музыкальную сцену» . Музыка в Африке (на французском языке) . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «Ваш совет — оркестр Супер Мазембе» . Последний.fm. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Конго в Кении» . www.musikifan.com . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Ньянга, Кэролайн. «Звезды, пришедшие за музыкой и нашедшие вечный приют» . Стандарт . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бидл, Джон (18 августа 2010 г.). «Из Конго через Нигерию» . Лайкембе . Милуоки, Висконсин, США . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Разное - Музыка из Заира, том 6» . Дискогс . Бивертон, Орегон, США. 1978 год . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Google чествует Оливера де Кока дудлом в день его 74-летия посмертно» . БеллаНайя . Лагос, Нигерия. 14 апреля 2021 г. Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Коллинз, Джон (1994). Концертная вечеринка в Гане: популярные африканские развлечения на перекрестке дорог . Буффало, штат Нью-Йорк, США: Государственный университет Нью-Йорка в Буффало. п. 47.
- ^ Бит: Том 14 . Мельбурн, Австралия: Журнал Beat. 1995. с. 41.
- ^ Маландра, Океан (декабрь 2020 г.). Луна Картахена и Карибское побережье Колумбии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Avalon Publishing. ISBN 9781640499416 .
- ^ Коскофф, Эллен, изд. (2008). Краткая энциклопедия мировой музыки в виде гирлянд: Африка; Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн; США и Канада; Европа; Океания . Оксфордшир, Англия, Великобритания: Рутледж. п. 185.
- ^ Слейтер, Расс (17 января 2020 г.). «Африканская душа Колумбии» . Да здравствует винил . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Дэвис, Кэрол Бойс (29 июля 2008 г.). Энциклопедия африканской диаспоры [3 тома]: Происхождение, опыт и культура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Bloomsbury Publishing USA. п. 849. ИСБН 978-1-85109-705-0 .
- ^ Трилло, Ричард (2016). Грубый путеводитель по Кении . Лондон, Великобритания: Rough Guides. п. 598. ИСБН 9781848369733 .
- ^ Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Verso Books. ISBN 978-1-78960-911-0 .
- ^ Вальдес, Ванесса К., изд. (июнь 2012 г.). Пусть говорит дух!: Культурные путешествия по африканской диаспоре . Олбани, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 40–41. ISBN 9781438442174 .
- ^ Ходжкинсон, Уилл (8 июля 2010 г.). «Как африканская музыка добилась успеха в Колумбии» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Дауди, Бузиан (29 августа 1998 г.). "Мир. Экс-заирский певец на концерте в Олимпии. Коффи Оломиде, Рэмбо де ла Румба. Коффи Оломиде. Суббота в 23:00 в Олимпии, 28, бульвар Капуцинов, Париж IX. Тел.: 01 47 42 25 49 Альбом: «Закон», Sonodisc» [Мир. Концерт экс-заирской певицы в «Олимпии». Коффи Оломиде, Рэмбо румбы. Коффи Оломид. В субботу в 23:00 в отеле «Олимпия», 28, бульвар Капуцинов, 9-я улица Парижа. Тел.: 01 47 42 25 49. Альбом: «Закон», Сонодиск.]. Освобождение (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Мбу-Мпуту, Норберт X. ДРУГОЙ ЛУМУМБА. Народ КОНГО: история, сопротивление, убийства и победы на фронте холодной войны (на французском языке). Моррисвилл, Северная Каролина, США. п. 331. ИСБН 978-0-244-77422-6 .
- ^ Грэм, Ронни, изд. (1992). Мир африканской музыки: Том 1 . Лондон, Англия, Великобритания: Pluto Press. п. 130. ИСБН 978-0-948390-03-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Лавен, Бертран (30 сентября 2020 г.). «Заико Ланга Ланга, конголезская история» [Заико Ланга Ланга, конголезская история] RFI Music (на французском языке). Париж, Франция Получено мая 27 ,
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Бруклин, Нью-Йорк: Verso Books. ISBN 978-1-78960-911-0 .
- ^ Jump up to: а б Фогель, Кристоф; Сеть, входящая в состав Guardian Africa (23 августа 2013 г.). «Назови мое имя: как крики помогают конголезским музыкантам получать деньги» . Хранитель . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Стюарт, Гэри (2000). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Версо. ISBN 1-85984-744-7 .
- ↑ Public Radio International, Afropop Worldwide, программа «Четыре звезды», записанная в феврале 1996 года из KSKA в Анкоридже.
- ^ «Мужчина Канда Бонго танцует новый танец» . Новости Би-би-си . 29 сентября 2014 года . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Нгайра, Амос (22 августа 2020 г.). «Новатор танцевальных стилей Раджа Кула Мбута делает последний поклон» . Нация . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Нефть, Масанд (5 сентября 2020 г.). «Гентины Нгобила укусил, чтобы организовать похороны Раджи Кулы» [Киншаса: Гентини Нгобила укусил, чтобы организовать похороны Раджи Кулы] AxNordSouth Media (на французском языке ) Получено января 13 ,
- ^ Джордж, Нельсон; Карр, Дафна (20 октября 2008 г.). Лучшее музыкальное произведение 2008 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Hachette Books. п. 129. ИСБН 978-0-7867-2612-7 .
- ^ Бюттнер, Элизабет (24 марта 2016 г.). Европа после Империи: деколонизация, общество и культура . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 313. ИСБН 978-1-316-59470-4 .
- ^ Макумено, Эмери (1 июля 2022 г.). «Музыка: что такое клан Венге, пионер танца ндомболо?» . BBC News Africa (на французском языке) . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Джордж, Нельсон; Карр, Дафна (20 октября 2008 г.). Лучшее музыкальное произведение 2008 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Hachette Books. п. 129. ИСБН 978-0-7867-2612-7 .
- ^ Бюттнер, Элизабет (24 марта 2016 г.). Европа после Империи: деколонизация, общество и культура . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 313. ИСБН 978-1-316-59470-4 .
- ^ Макумено, Эмери (1 июля 2022 г.). «Музыка: что такое клан Венге, пионер танца ндомболо?» . BBC News Africa (на французском языке) . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ « Гнев по поводу запрета танцев в Камеруне; BBC News », BBC News , 25 июля 2000 г.
- ^ Фалола, Тойин; Жан-Жак, Даниэль (14 декабря 2015 г.). Африка [3 тома]: Энциклопедия культуры и общества [3 тома] . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Bloomsbury Publishing USA. ISBN 979-8-216-04273-0 .
- ^ Трилло, Ричард (2002). Кения . Лондон, Англия, Великобритания: Rough Guides. п. 301. ИСБН 978-1-85828-859-8 .
- ^ Нзале, Феликс (3 февраля 2004 г.). «Сенегал: Ндомболо, мапука: эти танцы считаются нежелательными» [Сенегал: Ндомболо, мапука: эти танцы считаются нежелательными] Southquotidien.sn (на французском языке ) Получено ноября 10 ,
- ^ Мутара, Евгений (29 апреля 2008 г.). «Руанда: воспоминания через конголезскую музыку» . Newtimes.co.rw . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Вудс, Сара (6 июля 2017 г.). 50 величайших музыкальных мест . Норт-Роуд, Лондон, Великобритания: Icon Books. ISBN 978-1-78578-190-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Гэри Стюарт (2000). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Версо. ISBN 1-85984-368-9 .
- Уиллер, Джесси Самба (март 2005 г.). «Румба-лингала как колониальное сопротивление» . Изображение и повествование (10). Архивировано из оригинала 15 января 2016 года . Проверено 14 июля 2014 г.