В гостях у Колосса
В гостях у Колосса | |
---|---|
![]() Обложка его последней пластинки Banaya Papa Wendo. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Антуан Калосойи (вар. Нколосой) [1] |
Также известен как | Папа Уокер, Уокер, Виндзор, Уокер Сор, Сор, Уокер наблюдает за танцем, Уокер-танцор [2] |
Рожденный | Муши , округ Май-Ндомбе , Бельгийское Конго | 25 апреля 1925 г.
Источник | Киншаса , Демократическая Республика Конго |
Умер | 28 июля 2008 г. Киншаса , Демократическая Республика Конго | ( 83 года
Жанры | Конголезская румба Мировая музыка |
Род занятий | Певец, гитарист, лидер группы |
Инструмент(ы) | Вокал, гитара |
Годы активности | 1943–1964/1993–2004 |
Антуан Вендо Колосой (25 апреля 1925 — 28 июля 2008), известный как Папа Вендо , был конголезским музыкантом. Его считают «старейшиной» конголезской румбы , музыкального стиля, сочетающего традиционный конголезский ритм и кубанский стиль . [3] [4] [5]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Вендо родился в 1925 году на Мушиэ территории округа Май-Ндомбе на западе Конго, находившейся тогда под бельгийским колониальным правлением . Его отец умер, когда ему было семь лет, а вскоре после этого умерла его мать, сама певица. Его поместили в приют Общества миссионеров Африки , и он оставался там до тех пор, пока ему не исполнилось 12 или 13 лет, и его исключили, когда отцы не одобряли тексты его песен. [6] Вендо начал играть на гитаре и выступать в 11 лет. [7]
Колосой стал профессиональным певцом почти случайно, поработав также боксёром, моряком и грузчиком в Конго, Камеруне и Сенегале . С 13 лет Вендо работал рабочим на паромах по реке Конго и развлекал пассажиров в дальних поездках. Между 1941 и 1946 годами он путешествовал как профессиональный боксер даже в Дакаре , Сенегал . [7]
Сценическое имя
[ редактировать ]Его имя при рождении было Антуан Калосойи (также пишется Нколосой), которое он в конечном итоге превратил в Колосой. Позже его назвали « Виндзор » (дань уважения герцогу Виндзорскому и игра на тему британской королевской семьи его группы «Виктория Кин»), которая превратилась в « Вендо Сор » и просто « Сор ». Он наиболее широко известен как Вендо или Папа Вендо . [8]
«Отец» конголезской румбы
[ редактировать ]В середине 1940-х годов он начал играть на гитаре в столице Киншасе (тогда Леопольдвиле) со своей кубинской группой Victoria Bakolo Miziki . Он встретил Николаса Джеронидиса, греческого бизнесмена, на пароходе, возвращавшемся в Леопольдвиль из Дакара в 1946 году, а в 1947 году Джеронимидис согласился записать музыку Вендо для своего нового звукозаписывающего лейбла Ngoma , базирующегося в Леопольдвиле . [9]
Оркестр Виктории Кин
[ редактировать ]Подражая лидеру группы Полу Камбе , Вендо и Ме Торо Батеко создали оркестр «Victoria Kin», который позже стал «Victoria Bakolo Miziki», записываясь для Ngoma, а также для других конголезских лейблов. [10] Группа, возглавляемая эхом и высоким вокалом Вендо, также была известна своими танцорами под названием « La reine вежливесс » под руководством Жермен Нгонголо. [11]
Вендо и Виктория Баколо Мизики выпустили свою первую полноценную пластинку в 1949 году « Mabele ya mama », которую Вендо посвятил своей покойной матери.
Мария-Луиза
[ редактировать ]Его первым международным хитом в 1948 году стала « Мария-Луиза », написанная в соавторстве с гитаристом Анри Боуэном. Благодаря рекламе «Радио Конголия», а также разногласиям, которые последовали за песней (перепалка между Вендо и Анри по поводу преследования Вендо девушки, которому помешало богатство Анри, с непристойным подтекстом), [12] песня имела успех во всей Западной Африке. С успехом пришла проблема: песня обладала «сатанинской» силой, приписываемой ей католическими религиозными лидерами. Истории того времени даже утверждали, что эта песня, если ее сыграть в полночь, может воскрешать мертвых. Этот фурор вынудил Вендо покинуть Киншасу, что привело к кратковременному тюремному заключению бельгийскими властями в Стэнливиле и его отлучению от католической церкви. [13] Сочетание африканской лирики и вокала с афро-кубинскими ритмами и инструментами (особенно son cubano ) породило одну из самых успешных конголезских румб . Время, проведенное Вендо на паромах, также способствовало его успеху как одного из первых «национальных» артистов ДРК: он выучил музыку этнических групп вверх и вниз по реке, а позже пел не только на своем родном языке киконго , но и на родном языке. также свободно говорит на лингала и суахили . [11]
Конголезская популярная музыка
[ редактировать ]
Успех Вендо основывался на растущих радиостанциях и звукозаписывающей индустрии позднего колониального Леопольдвилля, которые часто транслировали музыку через громкоговорители в африканские кварталы, называемые « Cite ». Несколько африканских клубов (рано закрывающихся с введением комендантского часа в 21:30 для неевропейцев), таких как « Конго Бар », предоставили площадки, а также время от времени давали концерты в высококлассных белых клубах европейского квартала « Ла Виль ». Импорт европейских и американских пластинок со скоростью вращения 78 об/мин в Африку в 1930-х и 1940-х годах (так называемые пластинки серии GV ) содержал много кубинской музыки - стиля, который одинаково нравился как космополитичным европейцам, так и африканцам. Один писатель утверждал, что эта сложная музыка, основанная на африканской музыке и не созданная белыми колонизаторами, особенно понравилась африканцам в целом и новым городским конголезцам в частности. [14] Греческие и ливанские купцы, постоянные обитатели колониальной франкоязычной Африки, были одними из первых, кто привез записывающее и печатное оборудование в тропическую Африку. Компания Джеронимидиса « Нгома » была одной из первых и самых успешных, а Вендо был его звездным артистом. Джеронимидис, Вендо и другие музыканты колесили по Бельгийскому Конго в ярко раскрашенном фургоне Ngoma, исполняя и продавая пластинки. Созданная таким образом музыкальная культура не только прославила конголезскую румбу, но и впервые начала развивать национальную культуру. [15]
1950-е годы
[ редактировать ]
В 1955 году Вендо вместе с двумя другими певцами/гитаристами ( Антуаном Букасой и Мануэлем Д'Оливейрой ) сформировал звездный оркестр, известный как « Trio Bow », записывая новые вариации румбы и другой танцевальной музыки для Нгомы с хитами. такие как « Санго я бана Нгома », « Виктория апики далапо », « Биби вангу Мадлен », « Йока бисо бан'Ангола » и « Ланда банго ». [11] Хотя он никогда не добивался сопоставимого международного успеха, подобного успеху Папы Вембы или Зайко Ланга Ланги , он играл по всей Африке, Европе и США и признан одним из отцов современной африканской музыки и старейшим государственным деятелем конголезского Сукуса . В рецензии на недавний фильм о Вендо автор киншасской ежедневной газеты Le Potentiel написал: «Нельзя говорить о современной музыке, не вспоминая имя Вендо Колосой». [16] Пришедшие после него музыканты сукус называли 1940-е и 1950-е годы « Танго я ба Вендо » (« Эра Вендо » на лингала). [17]
50-летний перерыв
[ редактировать ]На пике своей славы Вендо подружился с некоторыми будущими лидерами независимости ДРК, в первую очередь с Патрисом Лумумбой . Убийство премьер-министра Лумумбы в 1961 году, за которым последовал захват власти в 1965 году генерал-лейтенантом Мобуту Сесе Секо , испортило Вендо политику, музыку и общественную жизнь. Он решил прекратить выступления, сославшись на использование музыки политиками в качестве причины.
«Потому что политические деятели в то время хотели использовать музыкантов как ступеньки. То есть они хотели, чтобы музыканты воспевали их предпочтения. Я не хотел этого делать. Вот почему я решил, что так будет лучше для меня, Вендо. уйти с музыкальной сцены и остаться дома».
Когда Лоран-Дезире Кабила вернулся к власти в 1997 году, он (а позже и его сын Жозеф Кабила ) поддержал Вендо в возобновлении его записывающей и гастрольной карьеры. Выступая со старыми участниками своей группы Виктории Баколо Мизики и резервными танцорами из "Dancing Grannies", Вендо гастролировал по Африке и Европе, возвращая публику так же, как Buena Vista Social Club и Orchestra Baobab . [19] В состав первоначальных участников Виктории Баколо Мизики, вернувшихся в реформированный биг-бэнд Вендо, входили Антуан Мунданда ( фортепиано ), Джозеф Мунанж (саксофон), Мукубуэле Нзоку (гитара) и Альфонс Биоло Батиланганди (труба). [20]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Колосой в последний раз публично выступал в Киншасе , ДР Конго, в 2004 году. Последняя известная запись того времени, альбом Banaya Papa Wendo, был выпущен на лейбле IglooMondo в 2007 году. Сборник под названием The best of Congolese Rumba - The Kinshasa-Abidjan. Sessions был выпущен в 2007 году вместе с Папой Вендо и двумя другими легендами суку /румбы; Антуан Мунданда и группа Rumbanella . В 2008 году, незадолго до своей смерти, французский кинорежиссер Жак Сарасен выпустил биографический документальный фильм о жизни Вембы под названием « На реке Румба» . [21] [22]
В 2005 году он заболел и прекратил выступать публично. В то время он вернулся к своему отвращению к политикам, заявив, что семья Кабила, реанимировавшая его карьеру в 1997 году, отказалась от него в финансовом отношении. [23] Вендо Колосой умер 28 июля 2008 года в клинике Нгалиема в Киншасе в Демократической Республике Конго. [24]
Запланированы государственные похороны Вендо в Киншасе, которые, как ожидается, будут «одними из крупнейших, которые когда-либо видел город». [25]
Дискография
[ редактировать ]- Кто будет плакать по Вендо? (1993)
- Мария Луиза (1997) - Индиго LBLC 2561 (2001)
- Амба (1999 год) -- Маримби 46801,2 (2002 год) -- Всемирная деревня 468012 (2003 год)
- На реке Румба (саундтрек) Marabi/Harmonia Mundi 46822.2 (2007)
- Баная Папа Вендо IglooMondo (2007)
Сборники
[ редактировать ]- Нгома: Ранние годы, 1948–1960. Популярная африканская музыка (1996). Включает оригинальную запись « Марии-Луизы », 1948 г. (Антуан Колосой «Вендо» / Анри Боуэн).
- Самое лучшее из конголезской румбы - сессии Киншаса-Абджиджан (2007) Marabi Productions
- Грубый путеводитель по золоту Конго - World Music Network 1200 (2008)
- Путеводитель по Африке для начинающих - Nascente BX13 (2006)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ "Марии Луизы" Антуана ВЕНДО НКОЛОСОЙ . Интервью и обзор: Норберт MBU MPUTU, Congo Vision (2005)
- ^ «Вендо Колосой, 62 года музыкальной карьеры» (4 июня 2005 г.)
- ^ Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. п. 24. ISBN 978-0-8223-4112-3 .
- ^ Кисангани, Эмизе Франсуа (18 ноября 2016 г.). Исторический словарь Демократической Республики Конго . Лэнхэм, Мэриленд, США: Rowman & Littlefield. п. 626. ИСБН 978-1-4422-7316-0 .
- ^ Джелли-Шапиро, Джошуа (22 ноября 2016 г.). Островные жители: Карибский бассейн и мир . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательская группа Knopf Doubleday. ISBN 978-0-385-34977-2 .
- ^ Вендо Колосой - На реке Румба , страница исполнителя: Marabi Records. Проверено 30 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Интервью Баннинга Эйра (2002)
- ^ «Вендо Колосойи» . Архивировано из оригинала 1 января 2009 г. Проверено 14 июня 2008 г.
- ^ Интервью Баннинга Эйра (2002)
«Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы» (2005). - ↑ У коллекционера Ларса Фредрикссона есть сканы каталога конца 1940-х годов конкурирующей компании (« Олимпия »), в котором представлен значительный набор пластинок Виктории Кин. Проверено 31 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вендо Колосой, 62 года музыкальной карьеры» (2005)
- ↑ Тексты лингала подробно расшифрованы на сайте ANALYZE MUSICALE "Marie Louisa" . Норберт Мбу Мпуту, Congo Vision (2005) и кратко у Боба В. Уайта (2002)
Песня также анализируется в книге Джесси Самбы Уиллера. Румба-лингала как колониальное сопротивление. Архивировано 23 сентября 2009 г. в Wayback Machine , Image & Narrative, № 10, март 2005 г. - ^ Умер «отец» конголезской румбы
«Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы» (2005).
Вендо мертв . А.Вунгбо, Le Phare Quotidien (Киншаса), 30 июля 2008 г. - ^ Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы (2002)
- ^ Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы, Cahiers d'études africaines , 168, 2002 подробно описывает этот процесс, а «Румба на реке» Гэри Стюарта (1999) является окончательной англоязычной работой тех лет, которая сделала Киншасу мюзиклом. столица континента.
См. также обзор сборника 1996 года « Нгома: ранние годы » в Ntama: Journal of African Music and Popular Culture. Архивировано 9 декабря 2008 г. в Wayback Machine . Архив африканской музыки в Университете Майнца (1996) - ^ Цитируется в Icarus Films .
- ^ Динамичная ностальгия . Миа Ма, «Молодая Африка» , 4 мая 2003 г.
- ^ Вендо Колосой брал интервью в 2002 году. Banning Eyre, Afropop Worldwide, 2002.
- ^ Танцующие бабушки ДР Конго . Марк Даммит, BBC News. 4 декабря 2002 г.
- ^ Икар Фильмы .
- ^ "Дом" . rumbariver.com .
- ^ Киномузыка . Рено де Рошбрюн, Jeune Afrique , 11 мая 2008 г.
- ^ «Вендо Колосой между жизнью и смертью» (июнь 2005 г.)
- ^ Умер «отец» конголезской румбы
- ^ Глобальный хит: Вендо Колосс. Мир: Радио PRI/BBC. 30 июля,
- Биография, музыка и видео Вендо
- На реке Румба — фильм Жака Сарасена
- На реке Румба: история Папы Вендо , заархивировано 15 января 2010 г. в Wayback Machine . Village Voice , Джулия Уоллес. 3 июня 2008 г.
- Вендо Колосой взял интервью в 2002 году. Архивировано 5 июня 2011 года в Wayback Machine . Запрет Эйра, Afropop Worldwide, 2002.
- Умер Папа Вендо, отец конголезской румбы [ постоянная мертвая ссылка ] . АФП. 29 июля 2008 г.
- Папа Вендо воспевает идиллию Конго . Оливье Азам, Bakchich.info. 17 мая 2008 г.
- Музыка: Вендо Колосой между жизнью и смертью . Окапи.нет/Лп. Ле Потентьель (Киншаса), июнь 2005 г.
- Вендо Калосой «На реке Румба» . Жанно уне Нзау Диоп. Le Potential (Киншаса), 2007 г.
- Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы . Жанно уне Нзау Диоп. Ле Потентьель (Киншаса), 14 мая 2005 г.
- Вендо Колосой, 62 года музыкальной карьеры . Жанно уне Нзау Диоп. Ле Потентьель (Киншаса), 4 июня 2005 г.
- Глобальный хит: Вендо Колосой . Радиопередача и стенограмма из The World : Public Radio International // BBC Radio . 30 июля 2008 г. Включает части редкой оригинальной 78-й записи "Марии-Луизы".
- Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы , Cahiers d'étudesafricaines, 168, 2002.
- Профиль исполнителя Вендо Колосой , пластинки label-bleu (извлечено и переведено из Terre de la chanson, конголезская музыка вчера и сегодня, Мпанда Чебва, Editions Duculot, 1996).
Библиография
[ редактировать ]- Гэри Стюарт (2000). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Версо. ISBN 1-85984-368-9 .
- 1925 рождений
- смертей в 2008 г.
- Гитаристы 20 века
- Певцы-мужчины Демократической Республики Конго XX века
- Гитаристы Демократической Республики Конго
- Мужчины-боксеры из Демократической Республики Конго.
- Авторы песен Демократической Республики Конго
- Люди, отлученные католической церковью
- Жители провинции Май-Ндомбе
- Сукусские музыканты
- Художники лейбла Bleu
- Исполнители Igloo Records