Jump to content

В гостях у Колосса

В гостях у Колосса
Обложка его последней пластинки Banaya Papa Wendo.
Обложка его последней пластинки Banaya Papa Wendo.
Справочная информация
Имя при рождении Антуан Калосойи (вар. Нколосой) [1]
Также известен как Папа Уокер, Уокер, Виндзор, Уокер Сор, Сор, Уокер наблюдает за танцем, Уокер-танцор [2]
Рожденный ( 1925-04-25 ) 25 апреля 1925 г.
Муши , округ Май-Ндомбе , Бельгийское Конго
Источник Киншаса , Демократическая Республика Конго
Умер 28 июля 2008 г. ) ( 2008-07-28 ) ( 83 года
Киншаса , Демократическая Республика Конго
Жанры Конголезская румба
Мировая музыка
Род занятий Певец, гитарист, лидер группы
Инструмент(ы) Вокал, гитара
Годы активности 1943–1964/1993–2004

Антуан Вендо Колосой (25 апреля 1925 — 28 июля 2008), известный как Папа Вендо , был конголезским музыкантом. Его считают «старейшиной» конголезской румбы , музыкального стиля, сочетающего традиционный конголезский ритм и кубанский стиль . [3] [4] [5]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Вендо родился в 1925 году на Мушиэ территории округа Май-Ндомбе на западе Конго, находившейся тогда под бельгийским колониальным правлением . Его отец умер, когда ему было семь лет, а вскоре после этого умерла его мать, сама певица. Его поместили в приют Общества миссионеров Африки , и он оставался там до тех пор, пока ему не исполнилось 12 или 13 лет, и его исключили, когда отцы не одобряли тексты его песен. [6] Вендо начал играть на гитаре и выступать в 11 лет. [7]

Колосой стал профессиональным певцом почти случайно, поработав также боксёром, моряком и грузчиком в Конго, Камеруне и Сенегале . С 13 лет Вендо работал рабочим на паромах по реке Конго и развлекал пассажиров в дальних поездках. Между 1941 и 1946 годами он путешествовал как профессиональный боксер даже в Дакаре , Сенегал . [7]

Сценическое имя

[ редактировать ]

Его имя при рождении было Антуан Калосойи (также пишется Нколосой), которое он в конечном итоге превратил в Колосой. Позже его назвали « Виндзор » (дань уважения герцогу Виндзорскому и игра на тему британской королевской семьи его группы «Виктория Кин»), которая превратилась в « Вендо Сор » и просто « Сор ». Он наиболее широко известен как Вендо или Папа Вендо . [8]

«Отец» конголезской румбы

[ редактировать ]

В середине 1940-х годов он начал играть на гитаре в столице Киншасе (тогда Леопольдвиле) со своей кубинской группой Victoria Bakolo Miziki . Он встретил Николаса Джеронидиса, греческого бизнесмена, на пароходе, возвращавшемся в Леопольдвиль из Дакара в 1946 году, а в 1947 году Джеронимидис согласился записать музыку Вендо для своего нового звукозаписывающего лейбла Ngoma , базирующегося в Леопольдвиле . [9]

Оркестр Виктории Кин

[ редактировать ]

Подражая лидеру группы Полу Камбе , Вендо и Ме Торо Батеко создали оркестр «Victoria Kin», который позже стал «Victoria Bakolo Miziki», записываясь для Ngoma, а также для других конголезских лейблов. [10] Группа, возглавляемая эхом и высоким вокалом Вендо, также была известна своими танцорами под названием « La reine вежливесс » под руководством Жермен Нгонголо. [11]

Вендо и Виктория Баколо Мизики выпустили свою первую полноценную пластинку в 1949 году « Mabele ya mama », которую Вендо посвятил своей покойной матери.

Мария-Луиза

[ редактировать ]

Его первым международным хитом в 1948 году стала « Мария-Луиза », написанная в соавторстве с гитаристом Анри Боуэном. Благодаря рекламе «Радио Конголия», а также разногласиям, которые последовали за песней (перепалка между Вендо и Анри по поводу преследования Вендо девушки, которому помешало богатство Анри, с непристойным подтекстом), [12] песня имела успех во всей Западной Африке. С успехом пришла проблема: песня обладала «сатанинской» силой, приписываемой ей католическими религиозными лидерами. Истории того времени даже утверждали, что эта песня, если ее сыграть в полночь, может воскрешать мертвых. Этот фурор вынудил Вендо покинуть Киншасу, что привело к кратковременному тюремному заключению бельгийскими властями в Стэнливиле и его отлучению от католической церкви. [13] Сочетание африканской лирики и вокала с афро-кубинскими ритмами и инструментами (особенно son cubano ) породило одну из самых успешных конголезских румб . Время, проведенное Вендо на паромах, также способствовало его успеху как одного из первых «национальных» артистов ДРК: он выучил музыку этнических групп вверх и вниз по реке, а позже пел не только на своем родном языке киконго , но и на родном языке. также свободно говорит на лингала и суахили . [11]

[ редактировать ]
Обложка переиздания альбома Ngoma 1996 года, записывающего ранние синглы, включая " Marie-Louise ". На фото Вендо, ок. 1950 год, в центре, перед гастрольным фургоном Ngoma Records.

Успех Вендо основывался на растущих радиостанциях и звукозаписывающей индустрии позднего колониального Леопольдвилля, которые часто транслировали музыку через громкоговорители в африканские кварталы, называемые « Cite ». Несколько африканских клубов (рано закрывающихся с введением комендантского часа в 21:30 для неевропейцев), таких как « Конго Бар », предоставили площадки, а также время от времени давали концерты в высококлассных белых клубах европейского квартала « Ла Виль ». Импорт европейских и американских пластинок со скоростью вращения 78 об/мин в Африку в 1930-х и 1940-х годах (так называемые пластинки серии GV ) содержал много кубинской музыки - стиля, который одинаково нравился как космополитичным европейцам, так и африканцам. Один писатель утверждал, что эта сложная музыка, основанная на африканской музыке и не созданная белыми колонизаторами, особенно понравилась африканцам в целом и новым городским конголезцам в частности. [14] Греческие и ливанские купцы, постоянные обитатели колониальной франкоязычной Африки, были одними из первых, кто привез записывающее и печатное оборудование в тропическую Африку. Компания Джеронимидиса « Нгома » была одной из первых и самых успешных, а Вендо был его звездным артистом. Джеронимидис, Вендо и другие музыканты колесили по Бельгийскому Конго в ярко раскрашенном фургоне Ngoma, исполняя и продавая пластинки. Созданная таким образом музыкальная культура не только прославила конголезскую румбу, но и впервые начала развивать национальную культуру. [15]

1950-е годы

[ редактировать ]
Запись " Trio Bow " "akeyi na zandu" (1956) на лейбле Ngoma Records . Вендо, Антуан Букаса и Мануэль Д'Оливейра , звезды по отдельности, были объединены в эту супергруппу в 1955 году Николя Жеронимидисом.

В 1955 году Вендо вместе с двумя другими певцами/гитаристами ( Антуаном Букасой и Мануэлем Д'Оливейрой ) сформировал звездный оркестр, известный как « Trio Bow », записывая новые вариации румбы и другой танцевальной музыки для Нгомы с хитами. такие как « Санго я бана Нгома », « Виктория апики далапо », « Биби вангу Мадлен », « Йока бисо бан'Ангола » и « Ланда банго ». [11] Хотя он никогда не добивался сопоставимого международного успеха, подобного успеху Папы Вембы или Зайко Ланга Ланги , он играл по всей Африке, Европе и США и признан одним из отцов современной африканской музыки и старейшим государственным деятелем конголезского Сукуса . В рецензии на недавний фильм о Вендо автор киншасской ежедневной газеты Le Potentiel написал: «Нельзя говорить о современной музыке, не вспоминая имя Вендо Колосой». [16] Пришедшие после него музыканты сукус называли 1940-е и 1950-е годы « Танго я ба Вендо » (« Эра Вендо » на лингала). [17]

50-летний перерыв

[ редактировать ]

На пике своей славы Вендо подружился с некоторыми будущими лидерами независимости ДРК, в первую очередь с Патрисом Лумумбой . Убийство премьер-министра Лумумбы в 1961 году, за которым последовал захват власти в 1965 году генерал-лейтенантом Мобуту Сесе Секо , испортило Вендо политику, музыку и общественную жизнь. Он решил прекратить выступления, сославшись на использование музыки политиками в качестве причины.

«Потому что политические деятели в то время хотели использовать музыкантов как ступеньки. То есть они хотели, чтобы музыканты воспевали их предпочтения. Я не хотел этого делать. Вот почему я решил, что так будет лучше для меня, Вендо. уйти с музыкальной сцены и остаться дома».

[18]

Когда Лоран-Дезире Кабила вернулся к власти в 1997 году, он (а позже и его сын Жозеф Кабила ) поддержал Вендо в возобновлении его записывающей и гастрольной карьеры. Выступая со старыми участниками своей группы Виктории Баколо Мизики и резервными танцорами из "Dancing Grannies", Вендо гастролировал по Африке и Европе, возвращая публику так же, как Buena Vista Social Club и Orchestra Baobab . [19] В состав первоначальных участников Виктории Баколо Мизики, вернувшихся в реформированный биг-бэнд Вендо, входили Антуан Мунданда ( фортепиано ), Джозеф Мунанж (саксофон), Мукубуэле Нзоку (гитара) и Альфонс Биоло Батиланганди (труба). [20]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Колосой в последний раз публично выступал в Киншасе , ДР Конго, в 2004 году. Последняя известная запись того времени, альбом Banaya Papa Wendo, был выпущен на лейбле IglooMondo в 2007 году. Сборник под названием The best of Congolese Rumba - The Kinshasa-Abidjan. Sessions был выпущен в 2007 году вместе с Папой Вендо и двумя другими легендами суку /румбы; Антуан Мунданда и группа Rumbanella . В 2008 году, незадолго до своей смерти, французский кинорежиссер Жак Сарасен выпустил биографический документальный фильм о жизни Вембы под названием « На реке Румба» . [21] [22]

В 2005 году он заболел и прекратил выступать публично. В то время он вернулся к своему отвращению к политикам, заявив, что семья Кабила, реанимировавшая его карьеру в 1997 году, отказалась от него в финансовом отношении. [23] Вендо Колосой умер 28 июля 2008 года в клинике Нгалиема в Киншасе в Демократической Республике Конго. [24]

Запланированы государственные похороны Вендо в Киншасе, которые, как ожидается, будут «одними из крупнейших, которые когда-либо видел город». [25]

Дискография

[ редактировать ]
  • Кто будет плакать по Вендо? (1993)
  • Мария Луиза (1997) - Индиго LBLC 2561 (2001)
  • Амба (1999 год) -- Маримби 46801,2 (2002 год) -- Всемирная деревня 468012 (2003 год)
  • На реке Румба (саундтрек) Marabi/Harmonia Mundi 46822.2 (2007)
  • Баная Папа Вендо IglooMondo (2007)

Сборники

[ редактировать ]
  • Нгома: Ранние годы, 1948–1960. Популярная африканская музыка (1996). Включает оригинальную запись « Марии-Луизы », 1948 г. (Антуан Колосой «Вендо» / Анри Боуэн).
  • Самое лучшее из конголезской румбы - сессии Киншаса-Абджиджан (2007) Marabi Productions
  • Грубый путеводитель по золоту Конго - World Music Network 1200 (2008)
  • Путеводитель по Африке для начинающих - Nascente BX13 (2006)
  1. ^ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ "Марии Луизы" Антуана ВЕНДО НКОЛОСОЙ . Интервью и обзор: Норберт MBU MPUTU, Congo Vision (2005)
  2. ^ «Вендо Колосой, 62 года музыкальной карьеры» (4 июня 2005 г.)
  3. ^ Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. п. 24. ISBN  978-0-8223-4112-3 .
  4. ^ Кисангани, Эмизе Франсуа (18 ноября 2016 г.). Исторический словарь Демократической Республики Конго . Лэнхэм, Мэриленд, США: Rowman & Littlefield. п. 626. ИСБН  978-1-4422-7316-0 .
  5. ^ Джелли-Шапиро, Джошуа (22 ноября 2016 г.). Островные жители: Карибский бассейн и мир . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательская группа Knopf Doubleday. ISBN  978-0-385-34977-2 .
  6. ^ Вендо Колосой - На реке Румба , страница исполнителя: Marabi Records. Проверено 30 июля 2008 г.
  7. ^ Jump up to: а б Интервью Баннинга Эйра (2002)
  8. ^ «Вендо Колосойи» . Архивировано из оригинала 1 января 2009 г. Проверено 14 июня 2008 г.
  9. ^ Интервью Баннинга Эйра (2002)
    «Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы» (2005).
  10. У коллекционера Ларса Фредрикссона есть сканы каталога конца 1940-х годов конкурирующей компании (« Олимпия »), в котором представлен значительный набор пластинок Виктории Кин. Проверено 31 июля 2008 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «Вендо Колосой, 62 года музыкальной карьеры» (2005)
  12. Тексты лингала подробно расшифрованы на сайте ANALYZE MUSICALE "Marie Louisa" . Норберт Мбу Мпуту, Congo Vision (2005) и кратко у Боба В. Уайта (2002)
    Песня также анализируется в книге Джесси Самбы Уиллера. Румба-лингала как колониальное сопротивление. Архивировано 23 сентября 2009 г. в Wayback Machine , Image & Narrative, № 10, март 2005 г.
  13. ^ Умер «отец» конголезской румбы
    «Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы» (2005).
    Вендо мертв . А.Вунгбо, Le Phare Quotidien (Киншаса), 30 июля 2008 г.
  14. ^ Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы (2002)
  15. ^ Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы, Cahiers d'études africaines , 168, 2002 подробно описывает этот процесс, а «Румба на реке» Гэри Стюарта (1999) является окончательной англоязычной работой тех лет, которая сделала Киншасу мюзиклом. столица континента.
    См. также обзор сборника 1996 года « Нгома: ранние годы » в Ntama: Journal of African Music and Popular Culture. Архивировано 9 декабря 2008 г. в Wayback Machine . Архив африканской музыки в Университете Майнца (1996)
  16. ^ Цитируется в Icarus Films .
  17. ^ Динамичная ностальгия . Миа Ма, «Молодая Африка» , 4 мая 2003 г.
  18. ^ Вендо Колосой брал интервью в 2002 году. Banning Eyre, Afropop Worldwide, 2002.
  19. ^ Танцующие бабушки ДР Конго . Марк Даммит, BBC News. 4 декабря 2002 г.
  20. ^ Икар Фильмы .
  21. ^ "Дом" . rumbariver.com .
  22. ^ Киномузыка . Рено де Рошбрюн, Jeune Afrique , 11 мая 2008 г.
  23. ^ «Вендо Колосой между жизнью и смертью» (июнь 2005 г.)
  24. ^ Умер «отец» конголезской румбы
  25. ^ Глобальный хит: Вендо Колосс. Мир: Радио PRI/BBC. 30 июля,

Библиография

[ редактировать ]
  • Гэри Стюарт (2000). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Версо. ISBN  1-85984-368-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61d74e78b86905c17c289290e83f9ec9__1716264360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/c9/61d74e78b86905c17c289290e83f9ec9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wendo Kolosoy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)