Анри Бован
Анри Бован | |
---|---|
Имя при рождении | Анри Ва Майани Боуэн |
Рожденный | 1926 Бельгийское Конго |
Умер | 1992 (65–66 лет) Заир |
Жанры | Конголезская румба |
Род занятий | Музыкант, автор песен |
Инструмент(ы) | Электрогитара |
Годы активности | 1947–1992 |
Этикетки | Эссибонс, Рико Джаз |
Анри Боуэн (1926–1992) был влиятельной фигурой в развитии конголезской румбы в современной Демократической Республике Конго (ДРК). Он был первым профессиональным руководителем и наставником легендарного гитариста Франко Луамбо . [1]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Боуэн приобрел известность в музыкальной жизни Леопольдвиля в конце 1940-х годов, когда кубинский стиль музыки сочетался с лингала и панконголезским стилями. Гитарист Вендо , певец и руководитель группы , Боуэн выступал в паре с певцом-гитаристом Колосой на лейбле Ngoma Records . Ngoma была основана Николасом Джеронимидисом и его братом, греческими бизнесменами из Леопольдвилля, в 1947 году. Это была одна из первых немногих конголезских звукозаписывающих компаний, производящих музыку для африканского рынка. [2] Боуэйн приехал в « Лео » в середине 1940-х, видел такие группы, как Вендо, и вернулся в свой родной город, чтобы основать свой собственный биг-бэнд Victoria Coquilhatville . В 1947 году он вернулся в Леопольдвиль и быстро поднялся на музыкальной сцене. Хотя и он, и Вендо были певцами и гитаристами, Джеронимидис увидел их сильные стороны, поставив Вендо на ведущий вокал и предоставив Боуэну свободу действий в его длинных каскадных гитарных партиях. Эти длинные мосты, возникшие на основе более ранних конголезских народных стилей, назывались Себене, по общему мнению, из-за седьмого аккорда, любимого конголезскими музыкантами. Крик « Себене! » часто предшествовал этим длинным гитарным соло, впервые популяризированным Боуэном. [3]
Мария-Луиза
[ редактировать ]Хотя Вендо уже зарекомендовал себя среди первого поколения конголезских музыкантов, первый хит Боуэйна с Вендо также стал первым огромным хитом более авторитетного музыканта. Песня, ставшая первым по-настоящему международным хитом конголезской румбы, называлась « Мария-Луиза », написанная в соавторстве с Вендо Колосой и Анри Боуэном в 1948 году. Благодаря рекламе Радио Конголия , а также разногласиям, которые последовали за песней (перепалка между Вендо и Анри по поводу преследования Вендо девушки, которому помешало богатство Анри, с непристойным подтекстом), [4] песня имела успех во всей Западной Африке . С успехом пришла проблема: песня обладала «сатанинской» силой, приписываемой ей католическими религиозными лидерами. Истории того времени даже утверждали, что эта песня, если ее сыграть в полночь, может воскрешать мертвых. Этот фурор вынудил Вендо покинуть Киншасу, что привело к кратковременному тюремному заключению бельгийскими властями в Стэнливиле и его отлучению от католической церкви. [5] Сочетание африканских текстов и вокала с афро-кубинскими ритмами и инструментами породило один из самых успешных африканских музыкальных жанров: конголезскую румбу . Время, проведенное Вендо на паромах, также способствовало его успеху как одного из первых «национальных» артистов ДРК: он выучил музыку этнических групп вверх и вниз по реке, а позже пел не только на своем родном языке киконго , но и на родном языке. также свободно говорит на лингала и суахили . [6]
Сукус в 1950-е годы
[ редактировать ]Успех этой новой музыки зависел от растущих радиостанций и звукозаписывающей индустрии позднего колониального Леопольдвилля, которые часто транслировали музыку через громкоговорители в африканские кварталы, называемые « Сите ». Несколько африканских клубов (рано закрывающиеся с комендантским часом в 21:30 для неевропейцев), такие как « Congo Bar », предоставили площадки, а также время от времени давали концерты в высококлассных белых клубах европейского квартала « Ла Виль ». Импорт европейских и американских пластинок со скоростью вращения 78 об/мин в Африку в 1930-х и 1940-х годах (так называемые пластинки серии GV ) содержал много кубинской музыки - стиля, который одинаково нравился как космополитичным европейцам, так и африканцам. Один писатель утверждал, что эта сложная музыка, основанная на африканской музыке и не созданная белыми колонизаторами, особенно понравилась африканцам в целом и новым городским конголезцам в частности. [7] Греческие и ливанские купцы, постоянные обитатели колониальной франкоязычной Африки, были одними из первых, кто привез записывающее и печатное оборудование в тропическую Африку. Компания Джеронимидиса « Нгома » была одной из первых и самых успешных. Джеронимидис и музыканты разъезжали по Бельгийскому Конго в ярко раскрашенном фургоне Ngoma, выступая и продавая пластинки. Созданная таким образом музыкальная культура не только прославила конголезскую румбу, но и впервые начала развивать национальную культуру. [8]
В начале 1950-х, пока Вендо оставался с Нгомой, Боуэн перешел на новый лейбл Джеронимидисов, Loningisa . Боуэйн оказал доминирующее музыкальное влияние на лейбл, когда он ушел с центральной сцены и стал продюсером, писателем и владельцем-импресарио ведущего ночного клуба Леопольдвилля Quint . [3] Боуэйна помнят как самого успешного африканского музыканта своего времени: он считался первым чернокожим мужчиной в Бельгийском Конго , владевшим Cadillac . [1]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1976 году он основал звукозаписывающий лейбл Ryco Jazz , а также записал свой единственный сольный альбом Double Take — Tala Kaka .
Дискография
[ редактировать ]- Альбом
- Double Take, Тала Кака (1976, Ryco Jazz )
- Соучаствующий художник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Анри Боуэн . РетроАфрика/Узурпация (2003). Проверено 28 января 2009 г.
- ^ Интервью Баннинга Эйра (2002)
«Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы» (2005). - ^ Jump up to: а б Гэри Стюарт. Румба на реке: история популярной музыки двух Конго. Оборотная сторона: Лондон (1999). ISBN 1-85984-368-9
- ^ Тексты песен на языке лингала подробно расшифрованы на сайте ANALYZE MUSICALE "Marie Louisa" . Архивировано 6 января 2009 года в Wayback Machine . Норберт Мбу Мпуту, Congo Vision (2005) и кратко у Боба В. Уайта (2002)
Песня также анализируется в книге Джесси Самбы Уиллера. Румба-лингала как колониальное сопротивление. Архивировано 23 сентября 2009 г. в Wayback Machine , Image & Narrative, № 10, март 2005 г. - ^ Умер «отец» конголезской румбы
«Эволюция современной конголезской музыки с 1930 по 1950 годы» (2005).
Вендо мертв . А.Вунгбо, Le Phare Quotidien (Киншаса), 30 июля 2008 г. - ^ «Вендо Колосой, 62 года музыкальной карьеры» (2005)
- ^ Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы (2002)
- ^ Боб В. Уайт, Конголезская румба и другие космополитизмы, Cahiers d'études africaines , 168, 2002 подробно описывает этот процесс, а «Румба на реке» Гэри Стюарта (1999) является окончательной англоязычной работой тех лет, которая сделала Киншасу мюзиклом. столица континента.
См. также обзор сборника 1996 года « Нгома: ранние годы » в Ntama: Journal of African Music and Popular Culture. Архивировано 9 декабря 2008 года в Wayback Machine . Архив африканской музыки в Университете Майнца (1996)
- Анри Боуэн . РетроАфрика/Узурпация (2003). Проверено 28 января 2009 г.
- Части этой статьи были переведены с [:fr:Ryco Jazz] во французской Википедии, 28 января 2009 г.