Jump to content

Себене

Франко Луамбо часто приписывают популяризацию и революцию в себене. [ 1 ]

Себене , также известный как себен , представляет собой инструментальную часть, обычно играемую в конголезской румбе . [ 2 ] [ 3 ] Обычно он исполняется ближе к концу песни и представляет собой танцевальную часть, в которой ведущие и ритм-гитары играют ведущую роль в танце. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Для него характерно повторение определенного количества нот во время прохождения вторых аккордов : одного мажорного аккорда и одного септаккорда , что дает начало лингальскому производному « себене », происходящему от английского числительного « семь » или его порядкового номера. исполнение. [ 8 ]

Гитаристы используют комбинацию соло-гитары и ритм-гитары для создания отчетливого звука, который сопровождается вокалистами, в том числе аталаку , который энергично вовлекает публику и может звать спонсоров. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Использование арпеджио , быстрой смены аккордов, аталаку и мелодических украшений широко распространено в себене и придает конголезской румбе динамичный и энергичный ритм. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Этимология

[ редактировать ]

По мнению большинства конголезских музыковедов, термин «себене» произошел от английской цифры семь. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Хотя эта атрибуция якобы вытекает из народной этимологии, считается, что конголезские музыканты усвоили эту терминологию из традиции игры на гитаре с пальмовым вином , преобладающей среди западноафриканских мигрантов, которые переселились в Леопольдвиль (ныне Киншаса ) в начале 1900-х годов и «чья музыка перемежалась с седьмой музыкой». аккорды («седьмой» → «себен»)». Считалось, что их музыка вселяет чувство напряжения, способствующее танцу. [ 16 ] альтернативные описательные обозначения (например, « шофе », « саккаде » , « анимация » , « танцевальная вечеринка », « атмосфера Хотя для обозначения этой музыкальной интерлюдии используются »), «себене» является старейшей и широко распространенной терминологией, широко предпочитаемой музыкантами. [ 16 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Во время инструментальной части sebene ритмическая часть на мгновение отступает, создавая открытое пространство для распространения замысловатых синкопированных гитарных припевов. Как поясняется в «Африканской драме и представлении» Джона Конте-Моргана и Теджумолы Оланияна , после окончания певцами последней строчки припева «ведущий гитарист затем начинает сэбен с помощью гитарной дроби, которая слегка ускоряется и вскоре к нему присоединяется барабанный барабан, аталакус маракас (теперь действующий как погремушка) и случайный крик откуда-то за пределами микрофона». [ 17 ] [ 12 ]

По мнению Ги-Леона Филлы , для тонального центра C последовательные ноты будут включать:

Это представляет собой динамичную и убедительную музыкальную интерлюдию, позволяющую соло-гитаре завершить импровизационный отрывок перед возобновлением вокализации или облегчающую чередование выразительности другого инструмента, обычно духовых ( трубы ) , деревянных духовых инструментов ( саксофоны , кларнеты ) или клавишных . для которого оно затем служит субстратом для исполнения. [ 8 ]

Степень, часто преобладающая в песне, — I, IV, V. [ 18 ] Есть пять основных каденций, характеризующих себяне: [ 18 ]

Музыкальный ритм определяется последовательным счетом, похожим на метроном , обычно нумеруемый как 1, 2, 3, 4 и так далее. В контексте африканской музыки смена аккордов или сдвиг градуса обычно происходит каждые два или четыре импульса. [ 18 ]

Хотя в старых произведениях конголезской румбы 1940-1960-х годов не было аталаку, появление аталаку в 1982 году, инициированное Ноно Монзулуку и Бебе Аталаку из Заико Ланга Ланга , стало плодотворным нововведением. На протяжении всего сэбене основная функция аталакус — побуждать людей танцевать, чего они достигают посредством сочетания криков, пения припевов и вокальных украшений. [ 17 ] Помимо вокальных наставлений, аталаку являются инструменталистами и танцорами, использующими шейкер для усиления ритмичного пульса, а также периодически оставляющими микрофон, чтобы присоединиться к танцевальному ансамблю. [ 17 ]

Происхождение себене является предметом спорных дебатов с разными объяснениями и точками зрения. Ги-Леон Филла и Клеман Оссинонде отдают должное Оркестру Odéon Kinois Антуана Касонго как пионера этого стиля в 1947 году. [ 19 ] [ 20 ] в то время как конголезский музыковед Аудифакс Бемба утверждает, что гитарист Захари Эленга , известный как Джимми Л'Гавайен, представил Себене во время его недолгого пребывания в оркестре. [ 8 ] И наоборот, британский музыковед Гэри Стюарт утверждает, что себене дебютировало в получившем признание критиков хите Антуана Вендо Колосого 1948 года «Мария-Луиза» в дуэте с Анри Боуэном , в котором Вендо воспевает свою привязанность к женщине, противостоящей семейным разногласиям. Бован сообщает Вендо, что его риторика бесполезна, и им следует сбежать вместе с ней в Кингабву . [ 21 ] Затем Боуэйн восклицает «Yoka sebene», переходя к гитарному соло. По словам Стюарта, этот случай популяризировал термин «себене» как длительную инструментальную интерлюдию. [ 21 ]

Тем не менее, некоторые конголезские музыканты предлагают альтернативное происхождение, предполагая, что себене произошли от береговых жителей Западной Африки , которые были переселены в Леопольдвиль колонизаторами после первой волны Второй мировой войны для работы на первых голландских и бельгийских фабриках. Эти жители побережья основали оркестр Excelsior в портовом городе Бома на северном берегу реки Конго . [ 22 ] Эта группа была точной копией Excelsior Аккре в и оживляла выходные светскими (часто примитивных или построенных из тростника) и на углах улиц, проводя традиционные Конго маринга песнями в барах танцевальные представления с европейскими инструментами : гитарой, саксофоном, двух- колокольная труба, хроматический аккордеон и фортепиано. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Конголезские гитаристы с энтузиазмом включали септаккорд в свои соло, часто сигнализируя друг другу восклицанием «семь», которое превратилось в термин «себене». [ 21 ]

Во время работы с Заико Ланга Ланга Ноно Монзулуку пионером талаку. был [ 25 ] [ 26 ]

Феликса Мануаку Ваку также часто называют новатором в разработке себене. [ 27 ] [ 28 ] хотя некоторые прослеживают его происхождение еще дальше, в переходных жанрах, таких как кебо. По словам Стюарта, часть, где происходило больше всего танцев, называлась «себене». Один словарь лингала определяет «себене» как танец, хотя точная точка его языковой ассимиляции остается неясной. [ 21 ] Независимо от происхождения, популярность сэбене резко возросла в 1950-е годы, когда Франко Луамбо стал ведущим исполнителем, популяризировавшим сэбене, в основном основанное на гитаре, явно связанное с физическим релизом ( défoulement ). [ 21 ] [ 29 ]

Три основных элемента сошлись, чтобы создать успешный сэбэнэ: ритм кавача , характерный стиль соло-гитары и восклицания аталаку . [ 29 ] Хотя фрагменты песни могут иметь разные ритмы и темпы, ритм кавача, характеризующийся звукоподражательным названием, остается удивительно постоянным в разных группах и периодах времени. Мериджо Белоби , барабанщику Zaïko Langa Langa , приписывают популяризацию ритма кавача, который играется в основном на малом барабане или хай-хэтах , придавая ритму солидное, драйвовое ощущение. [ 29 ]

Аталаку означающего , название которого предположительно происходит от выражения киконго, «посмотри сюда, посмотри на меня», играет решающую роль в создании атмосферы волнения во время представлений сэбэнэ. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Их импровизационное мастерство, сочетающее крики, мелодии и вокальную пиротехнику , направлено на то, чтобы побудить как публику, так и коллег-музыкантов потеряться в музыке, несмотря на их относительную безвестность по сравнению с другими участниками группы. [ 29 ]

  1. ^ Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. стр. 56–59. ISBN  978-0-8223-4112-3 .
  2. ^ Эллингем, Марк; Трилло, Ричард; Бротон, Саймон, ред. (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Лондон, Англия, США: Rough Guides. п. 460. ИСБН  978-1-85828-635-8 .
  3. ^ Кларк, Дункан Энтони; Ласк, Джон; Эллингем, Марк; Бротон, Саймон, ред. (2006). Приблизительный путеводитель по мировой музыке: Африка и Ближний Восток . Лондон, Англия, Великобритания: Rough Guides. п. 77. ИСБН  978-1-84353-551-5 .
  4. ^ Коэльо, Виктор, изд. (10 июля 2003 г.). Кембриджский компаньон по гитаре . Кембридж, Англия, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 57. ИСБН  978-0-521-00040-6 .
  5. ^ Салаву, Абиодун; Фадипе, Израиль А., ред. (31 мая 2022 г.). Популярная музыка коренных народов Африки, Том 1: Пророки и философы . Гейдельберг, Баден-Вюртемберг, Германия: Springer International Publishing. п. 352. ИСБН  978-3-030-97884-6 .
  6. ^ Янка, Квеси; Пик, Филип М., ред. (март 2004 г.). Африканский фольклор: Энциклопедия . Темза, Оксфордшир, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис. п. 527. ИСБН  978-1-135-94873-3 .
  7. ^ Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. стр. 53–58. ISBN  978-0-8223-4112-3 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бемба, Audifax (10 октября 2023 г.). «Le sebène dans la musique congolaise Contemporarye» [Себен в современной конголезской музыке]. Конгопаж (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Гитарный атлас: стили гитары со всего мира . Ван Найс, Лос-Анджелес, Калифорния, США: Alfred Music Publishing. 2008. с. 17. ISBN  978-0-7390-5563-2 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Конте-Морган, Джон; Оланиян, Теджумола, ред. (октябрь 2004 г.). Африканская драма и перформанс . Блумингтон, Индиана, США: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-21701-1 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. стр. 59–61. ISBN  978-0-8223-4112-3 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Эйр, Бэннинг (2002). Африка: ваш пропуск в новый мир музыки . Ван Найс, Лос-Анджелес, Калифорния, США: Alfred Music Publishing. п. 15. ISBN  978-0-7390-2474-4 .
  13. ^ Уайт, Боб Уитмен (1998). Спираль современности: популярная культура, мастерство и политика танцевальной музыки в Конго-Киншасе . Монреаль, Квебек, Канада: Университет Макгилла. стр. 141–142.
  14. ^ Барлоу, Шон (1995). Афропоп!: Иллюстрированный путеводитель по современной африканской музыке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Chartwell Books. п. 74. ИСБН  978-0-7858-0443-7 .
  15. ^ Гринстрит, Морган (7 декабря 2018 г.). «Небеса Себен: Корни Сукуса» . daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 26 апреля 2024 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. п. 56. ИСБН  978-0-8223-4112-3 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Конте-Морган, Джон; Оланиян, Теджумола, ред. (октябрь 2004 г.). Африканская драма и перформанс Блумингтон, Индиана, США: Издательство Университета Индианы. п. 203. ИСБН  978-0-253-21701-1 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Les temps au sebene» (PDF) . Mikoumusique.com (на французском языке). 2020 . Проверено 26 апреля 2024 г.
  19. ^ Оссинонде, Клеман (27 сентября 2019 г.). Конго-Браззавиль - Ги Леон Филла: память о великой легенде конголезской музыки через 4 года после его исчезновения» « . Конгопаж (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  20. ^ Оссинонде, Клеман (7 сентября 2019 г.). «Первые два крупных духовых оркестра Браззавиля и Киншасы в 1940 году» . Zenga-mambu.com (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стюарт, Гэри (5 мая 2020 г.). Румба на реке: история популярной музыки двух Конго . Книги Версо. ISBN  978-1-78960-911-0 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Цамбу, Леон. «Раздел 1.-1930-1950: от агбая до эпохи новаторства современной популярной музыки» . Бокундоли (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  23. ^ Мукуны, Казади (1992). «Генезис городской музыки в Заире» . Африканская музыка . 7 (2): 72–84. дои : 10.21504/amj.v7i2.1945 . ISSN   0065-4019 . JSTOR   30249807 .
  24. ^ Мартин, Филлис (8 августа 2002 г.). Досуг и общество в колониальном Браззавиле . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 131–152. ISBN  978-0-521-52446-9 .
  25. ^ Каломе, Ботовамунгу (15 января 2024 г.). «Аталаку Ноно Монзулуку: новаторский, имперский, непредсказуемый » . Afriquechos.ch (на французском языке ) Получено 1 апреля 2024 г.
  26. ^ Моряк, Джейкобс Одонго; Омолло, Сэмми (20 января 2024 г.). «Аталаку: Мусор, из-за которого Сокус отскочил» . Монитор . Найроби, Кения . Проверено 19 апреля 2024 г.
  27. ^ Мафина, Фредерик (2 июля 2021 г.). «Les immortelles chansons d'Afrique: «Obi» de Felix Manuaku waku» [Бессмертные песни Африки: «Оби» Феликса Мануаку ваку]. www.adiac-congo.com (на французском языке). Браззавиль, Республика Конго . Проверено 26 апреля 2024 г.
  28. ^ М'Бюи, Сен-Эрве (2 февраля 2016 г.). «Отец-основатель «Себен», Пепе Фелли Мануаку: «Медали означают признание карьеры»] . www.mediacongo.net (на французском языке). Киншаса, Демократическая Республика Конго . Проверено 26 апреля 2024 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Уайт, Боб В. (27 июня 2008 г.). Правила румбы: политика танцевальной музыки в Заире Мобуту . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. стр. 56–59. ISBN  978-0-8223-4112-3 .
  30. ^ Исследования африканской литературы . Остин, Техас, США: Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета [в Остине. 1999. стр. 158–164.
  31. ^ Браун, Лесли Николь (24 января 2023 г.). Танцоры Конго: женщины и работа в Киншасе . Мэдисон, Висконсин, США: Университет Висконсина Pres. п. 166. ИСБН  978-0-299-34030-8 .
  32. ^ Наттолл, Сара (2006). Эстетика Африки и диаспоры . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка. стр. 85–91. ISBN  978-0-8223-3907-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dabd7cc9336c4ff336793994c74689d7__1724330040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/d7/dabd7cc9336c4ff336793994c74689d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sebene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)