Это катарсис
Это катарсис | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Мбубе |
Культурное происхождение | 20 век, Южная Африка |
Региональные сцены | |
Катармия ( Зулусское произношение: [isikـatʰamija] , где c обозначает tenuis щелчок зубов ) — стиль пения, зародившийся у народа зулусов , южноафриканской этнической группы. В европейском понимании а капелла для описания этой формы пения также используется .
Само слово не имеет буквального перевода; оно происходит от зулусского глагола -cathama , что означает «идти мягко» или «ступать осторожно». [ 1 ] Исикатамия контрастирует с более ранним названием зулусского пения а капелла, mbube , что означает «лев». Смена названия знаменует собой смену стиля музыки: традиционно музыка, называемая мбубэ, поется громко и мощно, а исикатамия больше фокусируется на достижении гармоничного сочетания голосов. Название также относится к четко поставленным танцевальным движениям этого стиля, которые держат певцов в напряжении.
Южноафриканские певческие группы, такие как Ladysmith Black Mambazo, демонстрируют этот стиль. Хоры Исикатамии традиционно состоят исключительно из мужчин. Его корни уходят в начало 20-го века, когда многие мужчины покинули родину в поисках работы в городах. Поскольку многие соплеменники стали урбанизироваться, этот стиль был забыт на протяжении большей части 20 века.
Сегодня соревнования по исикатамии в Йоханнесбурге и Дурбане проходят по субботам вечером, в них выступают до 30 хоров с 8 часов вечера до 8 часов следующего утра. [ нужна ссылка ]
Происхождение: традиционная музыка, культура и духовность.
[ редактировать ]Хотя этот стиль экспоненциально возник в 20 веке, особенно в 1920-х и 1930-х годах, многие ученые утверждают, что его можно проследить до конца 19 века. Они полагают, что корни исикатамии кроются в американских менестрелях и труппах водевиля США , которые активно гастролировали по Южной Африке в 1860 году. Исикатамия должна была образоваться из комбинации песен, вдохновленных менестрелями, и традиционной музыки зулусов. [ 2 ]
В культурном и традиционном отношении исикатамия находится под влиянием верований коренных зулусов, таких как: вера в коммунализм , которая выражена в зулусском изречении «умунту, нгумунту, нгабанту», конкуренция, сила и мощь, связанные с животными, почитание камина как ресурса для еда и тепло и, мечты об общении с предками. Выражение «умунту, нгумунту, нгабанту», означающее «человек является человеком благодаря другим людям», доминирует в социальной организации зулусов и используется как инструмент укрепления социальной гармонии. В зулусском сообществе конкуренция высоко ценится, особенно в сфере музыки, поскольку она рассматривается как социальный вопрос, подлежащий конкуренции. Он также воспринимается как общественная платформа, на которой люди могут сформировать концепцию идентичности в сообществе. Исполнители иссикатамии улучшают свой имидж, побеждая в конкурсах. В фольклоре зулусов быки являются распространенным символом власти и мужественности. Другие дикие животные, такие как змеи, крокодилы, тигры и львы, являются выражением властных отношений и утверждения власти в соревновательных соревнованиях по исикатамии. Ранние группы исикатамии были названы в честь таких животных, как Домашние тигры Эмпангени и храбрые певцы-львы .
Камин метафорически используется для «приготовления песен» в постановках исикатамии. Особое внимание уделяется социальной организации, основанной на резиденции коренного зулуса, которая представляла собой круглую хижину из пчелиного улья, в центре которой находился глава, окруженный женами и детьми. То же самое происходит и при создании песен исикатамии с лидером в центре группы. Сны были важной частью общения с предками и частью глубоко укоренившегося религиозного процесса зулусов. Некоторые музыканты исикатамии утверждают, что некоторые из их песен были созданы в духовном мире, данном им предками. [ 3 ] Джозеф Шабалала из Ladysmith Black Mambazo [ 4 ] утверждал, что его вдохновили сны, в которых в течение шести месяцев 1960-х годов его посещали голоса. Это были духовные старейшины, певшие в стиле исикатамия. Он прошел выпускной экзамен, на котором каждый из двадцати четырех старейшин задал ему вопрос о музыке, и Шабалала получил высший балл. [ 5 ] : 106
До и после Ледисмит
[ редактировать ]В 1980-х годах соревнования по исикатамии проводились в мужских общежитиях, таких как Глебеланд, в Умлази , одном из поселков Дурбана. Группам было разрешено исполнить две песни в соответствии с порядком конкурса.
Джозеф Шабалала сформировал Ladysmith Black Mambazo и имел возможность работать с Полом Саймоном над альбомом Graceland , в который вошли два трека: « Homeless » и « Diamonds on Soles of Her Shoes », которые принесли группе международное признание. Влияние Джозефа Шабалалы изменило контекст исикатамии в конце 20 века. Шабалала, Бонгани Мтетва и Паулос Мсиманго сформировали организацию под названием Южноафриканская ассоциация традиционной музыки , чтобы помочь вернуть исикатамию как форму традиционной музыки. Соревнования проводились уже не в общежитиях, а в YMCA на Беатрис-стрит в центре Дурбана.
Смена площадок позволила варьировать основную тему соревнований. Был проведен конкурс на самого хорошо одетого мужчину, а иногда и на самую хорошо одетую женщину. Кроме того, все, кто зарегистрировался для участия в соревновании, теперь добровольно вносили организаторам мероприятия, и вклад каждой группы будет объявляться при входе в зал.
Шабалала признал важность своего положения в глобальном масштабе и оказал честь сообществу, проводя семинары для начинающих групп исикатамии. Ледисмит Блэк Мамбазо обратился к насущным проблемам Южной Африки 1990-х годов, таким как ВИЧ / СПИД , преступность, насилие и изнасилования. Группа будет почтить память выдающихся членов южноафриканского общества, таких как Нельсон Мандела и архиепископ Десмонд Туту .
Уровень взаимодействия группы с аудиторией значительно вырос. Шабалала общалась с публикой не только в музыкальных и танцевальных аспектах. Произошел сдвиг в использовании языка, который больше не ограничивался зулусом, Шабалала читал слова « Бездомный », чтобы научить аудиторию.
Шабалала продолжал расширять границы формальностей исикатамии, представляя зулусских масканду (традиционных музыкантов, играющих на европейских инструментах, гитаре и концертине ) на разогреве у Шабалалы и его группы. [ 5 ] : 102–111
Этикет и формальности соревнований.
[ редактировать ]Ядром исикатамии были ночные хоровые соревнования, которые проходили по выходным в Йоханнесбурге и Дурбане. Соревнования проводились всю ночь из-за большого количества хоров, записавшихся в начале вечера. В каждом хоре был руководитель группы, который отвечал за регистрацию группы и оплату вступительного взноса, который вносил свой вклад в денежный приз в конце вечера.
Дресс-код
[ редактировать ]Группы исикатамии одеты в костюмы, белые перчатки, сверкающие белые рубашки, блестящие черные туфли и красные носки. Лидер одет в цвета, противоположные группе.
Формирование
[ редактировать ]Прежде чем группа выйдет на сцену, будет момент молитвы перед выступлением, когда группа соберется в круг и молится о духовном руководстве. Это круговое образование напоминает загон для скота в зулусской деревне, священное место, где мужчины могли чувствовать присутствие своих предков и молиться им.
Группы исикатамии выходят на сцену соревнования и начинают с того, что группа стоит полукругом, а лидер находится перед группой. Группа стоит лицом к судьям и зрителям. Обычно первую песню поют, когда группа стоит на месте под руководством лидера в маквайе (хоровой) обстановке. Во второй половине группа включала танцы ногами или i-степы , синхронизируя тела с ритмом песни. В этот момент подруги или жены участников подходили, чтобы поддержать группу. [ 6 ]
Стиль и композиция
[ редактировать ]Лидер группы часто является основателем и композитором. Зачастую гастарбайтеры не имеют нотного образования , однако владеют другой композиторской техникой. Основатель Ladysmith Black Mambazo Джозеф Шабалала сказал, что сочиняет, когда его тело спит, а дух работает. Обычно песни пишутся в ответ на то, что его беспокоит в данный момент. Он стремится разрешить тревожные ситуации, сочиняя новую песню. Эти темы варьируются от любви до политики и религиозных вопросов. Постоянной темой являются социальные и политические проблемы, касающиеся жизни чернокожих южноафриканцев в Квазулу-Натале, которые сильно его обременяли. Шабалала признает, что группа использовала свою музыку для просвещения аудитории, с которой они сталкивались.
Шабалала рассказывает, как он научился сочинять в стиле исикатамия; как будто во сне он слышал голоса духовных старцев. Это распространено среди зулусских традиционалистов и композиторов исикатамии.
Стилистически исикатамия характеризуется мужскими голосами, исполняющими a capella, с формированием SATB (один ведущий голос, тенор, за ним следует одно сопрано ( фальцет ), один альт и остальные поют бас); однако в некоторых случаях есть записи с банджо или фортепиано, поскольку считалось, что эти инструменты понравятся черной элите. Хорошее исполнение исикатамии включает в себя призыв и ответ, а также многослойную вокальную полифонию .
Всемирное признание
[ редактировать ]Западным прорывом в этом стиле стал Пола Саймона альбом Graceland (1986), в который вошли такие треки, как « Homeless » и «Diamonds on the Soles of Her Shoes», в котором Саймона сопровождали запоминающиеся голоса Ladysmith Black Mambazo . Сама группа с тех пор пользуется большой популярностью и признанием, включая такие песни, как «Hello My Baby», а также записи песни Боба Дилана « Knockin' on Heaven's Door », чемпионата мира по регби тему «Мир в союзе». и " Mbube " (песня, написанная в 1939 году зулусским рабочим Соломоном Линдой - песня с дополнительными текстами также известна как " The Lion Sleeps Tonight ") - последняя, получившая свое название, то есть лев , к жанру . [ 7 ] Участники "Mambazo" также являются рожденными свыше христианами и часто демонстрируют тесную связь между исикатамией и госпел-музыкой в таких песнях, как " Amazing Grace " и различных зулусских гимнах. "Mambazo" - первая группа а капелла из Южной Африки, привлекшая внимание всего мира; все другие широко известные южноафриканские музыканты используют ту или иную инструментальную поддержку, хотя некоторые группы, такие как Mahotella Queens , которые поют под электрогитару мелодию « Мбаканга », иногда поют без инструментальной поддержки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бобьен, Джейсон (22 апреля 2004 г.). «Зулусский хоровой конкурс «На цыпочках»» . Все учтено . Национальное общественное радио . Архивировано из оригинала 11 октября 2019 года . Получено 10 октября 2019 г. - через NPR.org.
- ^ Левин, Лори (2005). Традиционная музыка Южной Африки Drumcafe . Джакана. стр. 62–63. ISBN 1770090460 .
- ^ Акрофи, Эрик. «Верования коренных народов зулусов: в какой степени они влияют на исполнительскую практику музыкантов исикатамии?» (PDF) . портал.unesco.org . Архивировано из оригинала (PDF) 11 декабря 2015 г. Университет Транскея, Южная Африка. Документ, подготовленный для конференции по африканскому художественному образованию 2001 года в Южной Африке.
- ^ «Ladysmith Black Mambazo получает пятую премию Грэмми» . Enca.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 1 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюллер, Кэрол А. (2008). В центре внимания: Музыка Южной Африки (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж Тейлор и Фрэнсис Груп.
- ^ Мюллер, Кэрол А. (2004). Южноафриканская музыка: век традиций в трансформации . Калифорния: ABC CLIO. стр. 125–126. ISBN 1576072762 .
- ^ Фрит, Саймон (2004). Популярная музыка: критические концепции в медиа и культурных исследованиях, Том 4 . Лондон: Рутледж. п. 271. ИСБН 978-0-415-33270-5 . Архивировано из оригинала 31 июля 2023 г. Проверено 12 ноября 2020 г.
- Эрльманн, Вейт (1995). Ночная песня: сила, исполнение и практика в Южной Африке . Издательство Чикагского университета.
- Реальность 7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрльманн, Вейт (1999). Музыка, современность и глобальное воображение: Южная Африка и Запад . Нью-Йорк/Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512367-8 .
- Ганнер, Лиз (2008). «Городские текстуальности: исикатамия, взаимность и голоса с улиц». Социальная динамика: журнал африканских исследований . 34 (2): 156–173. дои : 10.1080/02533950802280030 .
- Сюлу, МК (1992). «Возрождение песен, стилей и идей амахубо в современных музыкальных стилях зулусов». Кандидатская диссертация. Университет Натала .