Полный
Полный | |
---|---|
![]() Танцующая бомба и плена | |
Стилистическое происхождение | Карибский бассейн |
Культурное происхождение | Пуэрто-Рико |
Другие темы | |
Музыка Пуэрто-Рико |
![]() | ||
Музыка Пуэрто-Рико | ||
Общие темы | ||
---|---|---|
Похожие статьи | ||
Жанры | ||
Националистические и патриотические песни | ||
| ||
Региональная музыка | ||
| ||
Плена — жанр музыки и танца , родом из Пуэрто-Рико . [1] [2]
Происхождение
[ редактировать ]Жанр плены зародился в Баррио-Сан-Антон , Понсе, Пуэрто-Рико . [3] [4] около 1900 года. [5] На него повлиял бомба . стиль музыки [ нужна ссылка ] Первоначально певческие тексты не были связаны с пленой, которую исполняли гитара, аккордеон и пандеро, но со временем, в 1907 г. [ нужна ссылка ] добавилось пение. Плену часто называли periodo cantado. [ нужна ссылка ] или «певчая газета» для низших классов, потому что она распространяет сообщения среди людей, подобно коридорам в Мексике .
История
[ редактировать ]Плена стала результатом смешения культурно разнообразных популярных классов, где их рабочее место, район и жизненный опыт встретились, чтобы создать выразительный сатирический стиль музыки. [6] Для рабочего класса это стало способом получить полномочия посредством пародии . Из-за того, что оно возникло из низшего социального класса, оно рассматривалось высшим классом как «угроза общественному порядку и частной собственности » и в течение многих лет ассоциировалось с людьми la vida alegre (веселая жизнь), имея в виду проституток, танцовщиц. , алкоголики и моральные дегенераты. Пение и танцы на плене часто происходили в кафе , барах, которые часто одновременно служили борделями и где можно было свободно проводить межрасовое общение и сексуальные контакты. [7]
По словам певцов, обсуждавших использование плены, они заявили, что это песня, текст которой связан с текущим событием. Например, если кто-то утонул или был убит, об этом писали плену. [8] Тинторера дель Мар , [9] Они убили Елену , епископа Понсе , и убили Бумбума. [10] было несколько пленов, которые стали бешено популярными. [11]
В конечном итоге широкое признание плены можно объяснить увеличением числа людей, присоединяющихся к рабочей силе , что привело к новому спросу на общественный досуг. Высший класс все еще считал его неприличным, боровшись с его растущей популярностью. В декабре 1917 года был издан указ, запрещающий танцы в черте города. Потребовалось еще десять лет, чтобы плена приобрела широкую популярность по всему Пуэрто-Рико и преодолела расовые и культурные границы. Прослушивание плены дома и на праздниках, санкционированных районом или муниципалитетом, стало приемлемым и больше не считалось морально оскверненным «респектабельными» белыми Понсеньо из высшего класса . В конце концов, после многих прикрас, чтобы сделать его более приемлемым для масс, плена всерьез была воспринята как стиль музыки, объединяющий пуэрториканцев. Однако с принятием высшего класса то, что начиналось как жизненно важный культурный идентификатор и личное выражение философии, сообщества и самости для низшего класса, стало развлекательным зрелищем для белого высшего класса. [7]
К 1930-м годам плена стала доступна всем представителям радио- и звукозаписывающей индустрии. [7]
Жанр
[ редактировать ]Музыка Плены в целом носит фольклорный характер. музыки Бит и ритм обычно исполняются с помощью ручных барабанов, называемых пандеретас , также известных как пандерос . Музыка сопровождается звуком тыквы, гуиро . Пандереты напоминают бубны , но без звона. Это ручные барабаны с натянутыми шкурами животных, обычно козлиных, покрывающими круглую деревянную раму. На плене используются пандереты трех разных размеров: сегидор (самый большой из трех), пунтеадор (барабан среднего размера) и рекинто . Преимуществом этой ударной установки является ее портативность, способствующая спонтанному появлению плены на общественных собраниях. Другими инструментами, обычно слышимыми в музыке плены, являются куатро , маракасы и аккордеоны . [12]
Основная мелодия плены, как и вся региональная музыка Пуэрто-Рико, имеет явно выраженный испанский оттенок; оно отмечено сходством между пленой Санта-Мария и песней, сочиненной в средние века Альфонсо Мудрым , королем Испании . Тексты песен плены обычно восьмисложные и созвучные . Следуя всеобщему обычаю, тема затрагивает все стороны жизни: романтику, политику и текущие события. Как правило, темой пленарной музыки может быть все, что взывает к воображению людей, например, прибытие какого-либо персонажа, преступление, банковский мораторий или ураган.
Распространение
[ редактировать ]Плену играют по всему Пуэрто-Рико, особенно во время особых случаев, таких как рождественский сезон, а также в качестве музыкального фона для гражданских протестов из-за ее традиционного использования в качестве средства социальных комментариев. Когда играет плена, публика часто присоединяется к пению, аплодисментам и танцам. Плена также пользуется популярностью у пуэрто-риканской диаспоры за пределами Пуэрто-Рико. Пленерос де ла 21, например, поехал на Гавайи, чтобы выступить перед тамошней пуэрториканской диаспорой, в которую входят потомки пуэрториканцев, иммигрировавших на Гавайи из Пуэрто-Рико в начале 20 века. [13]
Композиторы
[ редактировать ]В народном жанре было много хороших композиторов, некоторые из которых хорошо известны как в свое время, так и в настоящее время. Пожалуй, одним из самых знаменитых композиторов и исполнителей этого жанра был Мануэль Хименес , известный как «Эль Канарио». Конечно, было и много других, в том числе такие великие люди, как Рамито , Исмаэль Ривера , Мон Ривера (младший) и Рафаэль Кортихо . В 2006 году Тито Матос и Los Pleneros de la 21 были номинированы на Грэмми за запись пленарных песен Para Todos Ustedes . [14]
В последнее время этот жанр возродился, о чем свидетельствует появление множества пленных групп (таких как Plena Libre , Viento de agua и других) и его использование в различных песнях, таких как Рики Мартина недавняя песня " Pégate " и Ivy Queen. " Vamos A Celebrar ".
В 1953 году пуэрториканский писатель Луис Палес Матос написал Plena del Menéalo , призывая пуэрториканскую женщину переместить его, и заканчивает плену строкой ¡Para que rabie el Tio Sam (чтобы разозлить « дядю Сэма »). [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В Понсе все готово к приему Чео Фелисиано. Служба новостей Интер. 20 апреля 2014 г.
- ^ Добро пожаловать в Пуэрто-Рико: Музыка - см. Ла Бомбу.
- ^ ЗАКОН: Признать район Сан-Антон муниципалитета Понсе местом, представляющим исторический и культурный интерес, и обозначить его как «Куна-де-ла-Плена», а также обеспечить координацию между Институтом пуэрто-риканской культуры и Муниципалитет Понсе для реализации положений настоящего Закона и для продвижения исторических и культурных ценностей этого сообщества. Архивировано 28 января 2017 года в Wayback Machine Commonwealth в Пуэрто-Рико. 16-е. 1-я Ассамблея Сессия. Обычный законодательный орган. Палата представителей. Проект Палаты № 1392. 24 марта 2009 г. По состоянию на 1 апреля 2018 г.
- ^ Энциклопедия мировой музыки Garland . Тейлор и Фрэнсис . 2000. с. 939. ИСБН 0-8240-4946-2 .
- ^ Ла Плена: Родился в Баррио-Сан-Антон. Эль Мундо , 23 ноября 1971 г., стр. 23.
- ^ Модак, Себастьян (15 февраля 2019 г.). «Посещение Пуэрто-Рико и поиск ритма» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Честь, статус и закон в современной Латинской Америке . Колфилд, Суэнн., Чемберс, Сара К., 1963-, Патнэм, Лара. Дарем: Издательство Университета Дьюка. 2005. ISBN 0822335751 . OCLC 57311296 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Centro: Sound: Второе интервью с Овидио Давилой 18 декабря 1992 года [RGC.ODav.1992.12.18.2]» . centropr.hunter.cuny.edu .
- ^ Апарисио, Франция (2010). Слушаю сальсу: гендер, латиноамериканскую популярную музыку и культуру Пуэрто-Рико . Музыкальная культура. Издательство Уэслианского университета. п. 32. ISBN 978-0-8195-6994-3 . Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ Рой-Фекьер, М. (2004). Женщины, креольская идентичность и интеллектуальная жизнь в Пуэрто-Рико начала двадцатого века . Пуэрториканские исследования. Издательство Университета Темпл. п. 119. ИСБН 978-1-59213-231-7 . Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ Пфайффенбергер, Сильвия (10 февраля 2010 г.). «Джаз наконец-то проник в плену, один из забытых ритмов Пуэрто-Рико» . ИНДИ-неделя . Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ «Артисты Bomba и Plena предлагают живую музыку в Пуэрто-Рико» . Кафе Ла Салита. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 года . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ «Лос Пленерос де ла 21: афро-пуэрто-риканские традиции» . Смитсоновские народные записи . 1 декабря 2008 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ «Тито Матос: пуэрториканский барабанщик плена» . Смитсоновские народные записи . 1 декабря 2008 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Палес Матос, Луис. «Плена дель Менеало» . Журнал Института пуэрто-риканской культуры № 1, октябрь-декабрь 1958 г. (на испанском языке) . Проверено 3 ноября 2020 г. - через Issuu.
Источники
[ редактировать ]- Апарисио, Фрэнсис Р., «Прослушивание сальсы: пол, латинская популярная музыка и пуэрториканская культура» , Wesleyan University Press, 1998. ISBN 978-0-8195-6308-8 . См. Глава вторая: Чувственная мулатта по имени Плена , стр. 27–44.