Иммиграция из Пуэрто-Рико на Гавайи
Часть серии о |
Пуэрториканцы |
---|
По региону или стране |
Подгруппы |
Культура |
Религия |
История |
Язык |
Портал Пуэрто-Рико |
Миграция пуэрториканцев на Гавайи началась, когда сахарная промышленность Пуэрто-Рико была разрушена двумя ураганами в 1899 году. Разрушения вызвали глобальную нехватку сахара и огромный спрос на этот продукт с Гавайев . В результате гавайские сахарного тростника владельцы плантаций начали нанимать безработных, но опытных рабочих из Пуэрто-Рико. Тринадцатью отдельными группами 5883 пуэрториканских мужчины, женщины и дети путешествовали на корабле, поездили, а затем снова отправлялись на острова Гавайи, чтобы начать новую жизнь на сахарных плантациях.
Прелюдия
[ редактировать ]В 19 веке Пуэрто-Рико зависело в основном от сельскохозяйственной экономики. Остров вместе с Кубой был для испанской короны ведущим экспортером сахара , кофе , табака и хлопка . остров был передан Соединенным Штатам Когда после испано-американской войны , как это было предусмотрено соглашениями Парижского договора 1898 года , большая часть его промышленности перешла в руки американских промышленников. Рабочую силу предоставили пуэрториканцы, для которых сельское хозяйство страны было единственным источником дохода. [2]
8 августа 1899 года ураган Сан-Сириако со скоростью ветра более 100 миль в час обрушился на Пуэрто-Рико, а 22 августа последовал еще один ураган. Наводнения, вызванные непрерывными дождями в течение 28 дней, нанесли ущерб сельскохозяйственной промышленности и оставили 3400 погибших и тысячи людей без крова, еды и работы. [3] В результате на мировом рынке возник дефицит сахара из стран Карибского бассейна и огромный спрос на продукт со стороны Гавайских островов и других стран-производителей сахара. Чтобы удовлетворить спрос, владельцы плантаций начали кампанию по набору безработных рабочих в Пуэрто-Рико. [4] К 1901 году производство сахара на Гавайях составило 360 000 тонн сахара-сырца. [5]
Первые иммигранты из Пуэрто-Рико
[ редактировать ]22 ноября 1900 года первая группа пуэрториканцев, состоящая из 56 человек, начала свое долгое путешествие на остров Мауи, Гавайи . Путешествие было долгим и неприятным: первое плавание из гавани Сан-Хуана в Новый Орлеан, штат Луизиана . Оказавшись в Новом Орлеане, путешественники садились на поезд, следующий в порт Лос-Анджелеса, Калифорнии или Сан-Франциско. Оттуда они отправились на борту парохода «Сити Рио-де-Жанейро» на Гавайи. [6] По сообщению « Лос-Анджелес Таймс » от 26 декабря 1901 года, грузоотправители и железнодорожная компания подверглись жестокому обращению и морили голодом пуэрториканцев. Они прибыли в Гонолулу 23 декабря 1900 года. [7] и были отправлены работать на одну из плантаций, принадлежащих «Большой пятерке» на четырех Гавайских островах. [8] Часто группы мужчин, женщин с детьми отказывались продолжать путь на Гавайи. от 15 декабря 1900 года В статье San Francisco Examiner говорилось, что 60 пуэрториканцев были вынуждены переправиться в Рио в Калифорнии, но 50 «сбежали». [9]
К 17 октября 1901 года 5000 пуэрториканских мужчин, женщин и детей обосновались на четырех островах. Записи показывают, что в 1902 году на 34 плантациях работали 1773 пуэрториканца; 1734 человека работали полевыми рабочими, а еще 39 были клерками или лунами / надзирателями (бригадирами).
Между 1900 и 1901 годами было совершено 11 поездок пуэрториканцев на Гавайи для работы в полях. [10]
Для работы на сахарных плантациях Гавайев приезжали люди из разных мест: первые были китайцы , вторые — из Португалии , третья группа — из Японии , четвёртая группа — из Пуэрто-Рико, пятая — из Кореи и шестая группа. приехали с Филиппин , и все эти люди вместе работали на плантациях. [11] Такое смешение людей, говорящих на разных языках, привело к необходимости общего разговорного языка, который привел к появлению гавайского пиджина . [12] [13]
Тринадцатью отдельными группами 5883 пуэрториканских мужчины, женщины и дети путешествовали на корабле, поездили, а затем снова отправлялись на острова Гавайи, чтобы начать новую жизнь на сахарных плантациях. [14]
Дискриминация со стороны «большой пятёрки»
[ редактировать ]«Большая пятерка» — название, данное группе корпораций по производству сахарного тростника , которые обладали значительной политической властью на территории Гавайев и сильно склонялись к Гавайской республиканской партии . В «большую пятерку» вошли Castle & Cooke , Alexander & Baldwin , C. Brewer & Co. , Amfac и Theo H. Davies & Co.
Владельцами «Большой пятерки» были евроамериканцы, которые допускали дискриминацию и фанатизм в отношении этнических групп, работавших на плантациях. У них была ассоциация под названием «Ассоциация гавайских плантаторов сахара» (HSPA), власть которой была эквивалентна олигархии . Генеральный прокурор Гавайев , ссылаясь на «большую пятерку», сказал в 1903 году: «На этой территории существует правительство, которое централизовано до такой степени, которая неизвестна в Соединенных Штатах, и, вероятно, почти так же централизовано, как оно было во Франции при Людовике XIV». [15] Заработная плата и условия проживания зависели от их работы и расы. Европейцам платили больше, и они получали лучшее жилье. Большинство рабочих переезжали с плантации на плантацию на работу, потому что им не нравилась выполняемая ими работа, а также из-за расовой дискриминации. [16] [17] [18] [19] [20]
В 1920 году пуэрториканские и португальские рабочие сахарной плантации в Ева , районе Оаху, присоединились к забастовкам, которые начались с филиппинских и японских рабочих, которые требовали повышения заработной платы и прекращения дискриминационной практики. [21]
Борьба за гражданство США
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Вы можете посмотреть короткий отрывок из документального фильма « Пуэрториканцы на Гавайях » (Пуэрториканцы на Гавайях) здесь. |
Согласно Сборнику данных штата Гавайи за 1982 год, к 1910 году на Гавайях проживало 4890 пуэрториканцев. [22] Пуэрто-Рико и Гавайи были некорпоративными и включенными территориями Соединенных Штатов соответственно; однако принятие Закона Джонса-Шафрота 1917 года, в том же году, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну , предоставило американское гражданство, с ограничениями, пуэрториканцам, проживающим в Пуэрто-Рико, но исключило тех, кто проживал на Гавайях. Тем не менее, «негражданам» Пуэрто-Рико были присвоены призывные номера, и они должны были служить в армии. [23]
Владельцы плантаций, как и те, кто входил в « большую пятерку », сочли удобным территориальный статус, позволяющий им продолжать импортировать дешевую иностранную рабочую силу; такая иммиграция была запрещена в различных других штатах Союза. [24] В 1917 году пуэрториканцы на острове, полагая, что они имеют те же права, что и все остальные граждане США, попытались зарегистрироваться для голосования на местных выборах на Гавайях, но были лишены своих прав окружным секретарем, который утверждал, что ранние иммигранты на Гавайи не подпадали под действие Закона Джонса. [23]
Мануэль Оливьери Санчес , в то время судебный переводчик, пришел в ярость из-за того, что он считал нарушением гражданских прав своих соотечественников. Он призвал своих соотечественников-пуэрториканцев выразить протест, сказав им: «Если вам не разрешено голосовать, не отвечайте на призыв». [23] Оливьери Санчес возглавил судебную тяжбу за признание гавайских пуэрториканцев гражданами США. В первой судебной тяжбе суд низшей инстанции вынес решение в пользу секретаря округа, однако Оливьери Санчес не отказался от борьбы и передал дело в Территориальный верховный суд, который отменил решение суда низшей инстанции, предоставив пуэрториканцам Гавайи. свое гражданство США. [25]
Борьба с дискриминацией
[ редактировать ]Победу Оливьери Санчеса не приветствовали члены HSPA, которые зависели от дешевой рабочей силы, предоставляемой негражданами. В 1930 году HSPA начала распространять ложные слухи; они дали понять, что они (HSPA) планируют нанять рабочих в Пуэрто-Рико, в то время как в то же время у них был «Honolulu Star Bullentin» и некоторые местные газеты, которые они контролировали, и в то же время они действовали против -Пуэрториканские истории, в которых, например, утверждалось, что пуэрториканцы были «нездоровыми нематодами, которые привезли болезнь на Гавайи». [23]
В декабре 1931 года Оливьери Санчес написал письмо редактору Hawaiian Advertiser , в котором заявил, что рассматривает всю риторику как тактику HSPA, направленную на то, чтобы подтолкнуть все различные этнические группы в местной рабочей силе обратно к работе на плантациях. Он был прав: HSPA хотела убедить Конгресс США освободить территорию от действия закона, который в 1924 году потребовала Калифорния, чтобы предотвратить миграцию филиппинцев и японских граждан в США (Действие по квотам национального происхождения (Закон об иммиграции) и Закон Джонсона об иммиграции 1924 года). [26] Секретарь-казначей HSPA заявил, что ассоциация не желает ввозить пуэрториканцев на Гавайи. Его клевета на пуэрториканцев осудила не только пуэрториканцев Гавайев, но и жителей острова Пуэрто-Рико. Несмотря на усилия Оливьери Санчеса, HSPA добилась своего, и Гавайи были освобождены от суровых антииммиграционных законов того времени. [23]
Власть владельцев плантаций была окончательно сломлена активистами-потомками первых рабочих-иммигрантов. Потому что было признано, что они родились на инкорпорированной территории Соединенных Штатов и что они являются законными американскими гражданами с полными местными избирательными правами и, следовательно, имеют право активно проводить кампанию за признание статуса штата Гавайских островов. [27]
Влияние Пуэрто-Рико
[ редактировать ]В настоящее время на Гавайях проживает более 30 000 пуэрториканцев или гавайско-пуэрториканцев. Здесь очень сильны пуэрториканская культура и традиции. Одной из традиций, которая практикуется до сих пор, является « компадразго ». Когда человек крестит чьего-то ребенка, он или она становится « падрино » (крестным отцом) ребенка и « компадром » или «комадре» родителей ребенка. Между ребенком, родителями и товарищами существуют отношения уважения, взаимной привязанности и обязательства. Дети просят благословения «La Bendición», а падринос отвечают «Dios te Bendiga» (« Да благословит вас Бог »). [6]
Еда
[ редактировать ]Платано . , основной продукт пуэрто-риканской кухни, не встречается на Гавайях Но, как и в Пуэрто-Рико, гавайско-пуэрториканцы любят готовить пастели ( мясные пироги) во время рождественских каникул. Изготовление пастели – это мероприятие, в котором участвует вся семья. Некоторые члены семьи нарезают зеленые бананы (вместо бананов) и приправляют их, а другие готовят масу ( тесто). Затем маса и , наполняется приправленной свининой и другими ингредиентами, заворачивается в листья банана или растения ти наконец, перевязывается веревкой. Пастель варят в воде до готовности. [6] [28]
Музыка
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Когда пуэрториканцы иммигрировали на Гавайи, они взяли с собой свою музыку и музыкальные инструменты. Среди музыкальных инструментов, завезенных на Гавайи, был пуэрториканский куатро . Cuatro — четырехструнная гитара, разработанная в Пуэрто-Рико в 1875 году; однако со временем она превратилась в десятиструнную гитару . Другими представленными музыкальными инструментами были Маракас — погремушка с сушеными семенами и гуиро (ударный инструмент, сделанный из тыквы, на котором играют скребком). Вскоре эти инструменты стали использоваться не только для исполнения испанских песен, но и для исполнения типичных гавайских песен. [6] Музыка Качи-Качи — это стиль музыки, который зародился на Гавайях в начале 1900-х годов, когда пуэрториканцы иммигрировали на Гавайи. [29]
В 1998 году мастер-гитарист Уильям Р. Кумпьяно и его коллеги написали, срежиссировали и продюсировали «Un Canto en Otra Montaña: Música Puertorriqueña en Hawaii» ( «Песня, услышанная в другой горе: пуэрториканская музыка на Гавайях короткометражный документальный видеофильм »). о музыке и социальной истории многовековой пуэрто-риканской диаспоры на Гавайях. [30]
Пуэрториканцы на Гавайях и Centennial
[ редактировать ]23 декабря 2000 года пуэрториканцы на Гавайях отметили столетний юбилей. [31] [7] Они опубликовали книгу рецептов «Пуэрториканцы Гавайев», в которой рассказывают, как людям удавалось готовить блюда на Гавайях, импровизируя при необходимости с другими ингредиентами. Los Pleneros de la 21 , музыкальная группа бомба и плена, приняли участие в празднике.
Следующая таблица соответствует данным переписи населения США 2000 года по штату Гавайи. [32] Несмотря на то, что они давно покинули Пуэрто-Рико и являются результатом смешанных браков, многие до сих пор идентифицируют себя как пуэрториканцы, хотя какое-то пуэрториканское наследие. в их семейной истории существует [33] [19]
Население Гавайев, Пуэрто-Рико | |
1990 | 2000 |
---|---|
Итого: 25 778 | Итого: 30 005 |
Процент населения: 2,3% | Процент населения: 2,5% |
Население Гавайев и Пуэрто-Рико по округам | |
Гонолулу (округ) | 18,933 |
Округ Гавайи | 6,243 |
Округ Мауи | 3,290 |
Округ Кауаи | 1,539 |
Общая численность населения Пуэрто-Рико | 30,005 |
Пуэрто-риканский коки на Гавайях.
[ редактировать ]В конце 20 века коки , древесная лягушка размером с ноготь, эндемичная для Пуэрто-Рико, обосновалась на Гавайях, скорее всего, в качестве безбилетных пассажиров при перевозке горшечных растений. Его громкий брачный зов , «музыка для ушей» пуэрториканцев на их родном высокогорье, считается раздражающим фактором на Гавайях, где этот инвазивный вид достигает гораздо более высокой плотности населения. Предпринимались безуспешные попытки уничтожить заразу. [34] [35]
Известные гавайско-пуэрториканцы
[ редактировать ]Некоторые из отличившихся гавайско-пуэрториканцев: [27]
- Оги Колон (1928-2004) - перкуссионист с Мартином Денни ; создатель «шумов джунглей» в экзотической музыке.
- Фейт Эванс (маршал США) — бывший член законодательного собрания штата и первая женщина в Соединенных Штатах, занявшая должность маршала США .
- Фелисия Гарсия-Алвес - В 2000 году была признана одной из самых выдающихся баскетболисток среди женщин на Гавайях и в Пуэрто-Рико.
- Бруно Марс (Питер Джин Эрнандес), певец и автор песен; его дед по отцовской линии был пуэрториканцем из Нью-Йорка.
- Родни Моралес – автор романа « Когда кусает акула» (2002) и сборника рассказов « Скорость тьмы» (1988) . [36]
- Мануэль Оливьери Санчес - возглавил битву за гражданство США для пуэрториканцев, живущих на Гавайях.
- Дэнни Онгайс - автогонщик
- Хильда Ортис - В 1924 году стала первой пуэрториканской учительницей на Гавайях.
- Нэнси Ортис - ведущая "Alma Latina", трехчасового воскресного радиошоу латиноамериканской музыки .
- Алекс Сантьяго - бывший представитель штата Гавайи
См. также
[ редактировать ]- Список пуэрториканцев
- Сахарная забастовка на Оаху, 1920 год.
- Испанская иммиграция на Гавайи
- Пуэрториканцы из США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Богатство Порто-Рико» . Холбрук Аргус. (Холбрук, Аризона) . 8 июня 1901 г. ISSN 2375-172X . Проверено 21 декабря 2022 г. - через Chronicling America «Библиотека Конгресса.
- ^ Рабочий в тростнике: история жизни пуэрториканца ; Сидни В. Минц; стр. 257; Издатель: Издательство Йельского университета; Место публикации: нет КТ; Год публикации: 1960 г.
- ^ «Ураган Сан-Сириако - мир 1898 года: Испано-американская война (латиноамериканское отделение, Библиотека Конгресса)» . www.loc.gov .
- ↑ История Гавайев. Архивировано 26 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Сахарная промышленность Гавайских островов» . Вечерний вестник, промышленное издание . Гонолулу, Оаху, Гавайи. 30 ноября 1901 г. ISSN 2157-2119 . Проверено 21 декабря 2022 г. - из Библиотеки Конгресса Америки Chronicling America.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пуэрториканцы. Архивировано 5 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Кауайцы празднуют столетие Пуэрто-Рико» . Садовый остров . 17 октября 2000 г. Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Лос-Анджелес Таймс, 26 декабря 1901 года» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2005 года . Проверено 22 июля 2005 г.
- ^ «Угрозы и применение силы вынудили 60 жителей Порто-Рико атаковать Рио, но пятьдесят другим удалось сбежать» . Ревизор Сан-Франциско . 15 декабря 1900 г. с. 1 . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «История пуэрториканцев в США – ЧАСТЬ ВТОРАЯ» . Центр пуэрториканских исследований . 15 февраля 2022 г. Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ «Библиотека UHM, Гавайская коллекция HSPA — Плантации — Honokaa Sugar Co» . Гавайский университет . 31 марта 1903 года . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Коллинз, Кэти (январь – февраль 2008 г.). «Язык Да Мудда» . www.mauinokaoimag.com – Журнал Maui no kaʻoi . Вайлуку, Гавайи, США. OCLC 226379163 . Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Велупилаи, Вивека (2013). Гавайский креольский . стр. 100-1 252–261. ISBN 978-0-19-969140-1 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Смид, Роберт Н. (1 сентября 2012 г.). «О двуязычных «местных риканцах» на Гавайях: культурные заметки и лингвистические данные» . Двуязычный обзор . 31 (3). Двуязычная обзорная пресса: 211–227. ISSN 0094-5366 . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ звездный рекламодатель. «Новости» . Гонолулу Стар-Рекламодатель .
- ^ «Пуэрториканская диаспора: исторические перспективы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2013 г. Проверено 12 сентября 2007 г.
- ^ Сантьяго, Анна М.; Галстер, Джордж (1995). «Сегрегация Пуэрто-Рико в Соединенных Штатах: причина или следствие экономического статуса?» . Социальные проблемы . 42 (3): 361–389. дои : 10.2307/3096853 . JSTOR 3096853 . Архивировано из оригинала 28 января 2022 г. Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Уайтхед, Джон С. (1999). «Западные прогрессисты, старые южные плантаторы или колониальные угнетатели: загадка «большой пятерки» Гавайев, 1898–1940» . Западный исторический ежеквартальный журнал . 30 (3): 295–326. дои : 10.2307/971375 . JSTOR 971375 . Архивировано из оригинала 28 января 2022 г. Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лопес, Ирис; Форбс, Дэвид. «Идентичность Боринки на Гавайях: настоящее и будущее» . Centro Journal (на испанском языке). XIII (1): 110–127. ISSN 1538-6279 .
- ^ Вайнград, Дэвид (5 апреля 2018 г.). «В Пуэрто-Рико дискриминация, похоже, носит циклический характер» . Газеты Вестника сообщества . Архивировано из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Масайо Умезава, Дуус. Японский заговор: сахарная забастовка на Оаху 1920 года . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . Проверено 21 декабря 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Пуэрториканцы на Гавайях» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2005 г. Проверено 22 июля 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Образы и идентичности , Асела Родригес-Седа де Лагуна, стр. 101–102; Издатель: Издатели транзакций; ISBN 0-88738-617-2 ; ISBN 978-0-88738-617-6
- ^ Земля и власть на Гавайях: Демократические годы ; Джордж Купер, Гаван Доус; Опубликовано в 1990 г.; Издатель: Гавайский университет Press; ISBN 0-8248-1303-0
- ^ Пуэрториканская диаспора , Кармен Тереза Уэлен; Стр. 47; Издатель: Temple University Press (30 августа 2005 г.); ISBN 1-59213-413-0 ; ISBN 978-1-59213-413-7
- ^ «Путеводитель Джима Кроу по США: Как это было», Стетсон Кеннеди - Бесплатная онлайн-книга» . www.stetsonkennedy.com .
- ^ Перейти обратно: а б Крайфельс, Сьюзен (23 декабря 1999 г.). «Пуэрториканцы на Гавайях начинают празднование столетия» . starbulletin.com . Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 года . Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ «Рецепты из сердца пуэрториканцев Гавайев (Объединенная пуэрториканская ассоциация Гавайев, 1999)» . Хроники Кау-Кау . 18 сентября 2021 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «Следы в темноте: скрытые истории популярной музыки»; Джордж Липсиц; стр. 228; Издатель: Университет Миннесоты Пресс; ISBN 0816650195 ; ISBN 9780816650194
- ^ «НУЭСТРО КУАТРО» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2007 г. Проверено 18 сентября 2007 г.
- ^ «Празднование столетия Пуэрто-Рико - ArchivesSpace» . Центр библиотеки и архивов . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Бюро переписи населения США. «Сайт переписи населения США» . Бюро переписи населения США . Проверено 29 мая 2019 г.
- ^ Арройо, Рональд (24 февраля 1980 г.). «Этот пуэрториканец тщательно проверит эту маленькую ячейку переписи» . Сакраменто Би . Сакраменто, Калифорния . Проверено 14 июля 2020 г.
Тем не менее, когда 1 апреля в мой почтовый ящик прибудет форма переписи населения США, я поставлю галочку в маленьком квадратике с надписью «Пуэрториканский». Я есть, потому что я такой.
- ^ Горман, Джеймс (25 января 2005 г.). «Лягушка привносит какофонию в звуковой ландшафт Гавайев» – через NYTimes.com.
- ^ Стейнберг, Жак (1 октября 2001 г.). «Гавайцы теряют сон из-за крошечной лягушки с большим голосом» – через NYTimes.com.
- ^ «Особенности Гонолулу Star-Bulletin» . archives.starbulletin.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Н. Карр, Пуэрториканцы на Гавайях, 1900-1958 гг. , доктор философии. Гавайский университет в Маноа, 1989 г., диссертация на степень доктора философии (Гавайский университет в Маноа), американские исследования; нет. 2420.