Пленерос 21 года
Пленерос 21 года | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Источник | Нью-Йорк: Бронкс и Восточный Гарлем |
Жанры | Афро-пуэрториканская бомба и Plena Music and Dance |
Годы активности | 1983-настоящее время |
Этикетки | Smithsonian Folkways Recordings, Shanachie Records, Генри Стрит Records |
Веб-сайт | https://www.losplenerosdela21.org/ |
Los Pleneros de la 21 - это ансамбль барабанов и танцев из Нью-Йорка , действующий с 1983 года. Они специализируются на афро-пуэрто-риканской музыке бомба и плена и связанных с ними танцевальных формах. Помимо выступлений, они управляют общественной некоммерческой образовательной компанией, занимающейся сохранением и прославлением традиционной пуэрто-риканской культуры и «содействием наследию и истории пуэрториканских художественных традиций африканского и креольского происхождения ». [ 1 ]
Формирование группы и первые годы
[ редактировать ]Los Pleneros 21 был основан перкуссионистом и педагогом Хуаном Гутьерресом, уроженцем Сантурсе , Пуэрто- Рико. [ 2 ] Когда Гутьеррес (род. 1951) приехал в Нью-Йорк в 1976 году, чтобы изучать игру на ударных инструментах в Манхэттенской музыкальной школе , [ 3 ] Сальса была доминирующей формой популярной латинской музыки . [ 4 ] Но вскоре он столкнулся с богатым сообществом музыкантов в Гарлеме и Южном Бронксе , которые играли старые традиционные стили кубинской румбы и пуэрто-риканской музыки джибаро , бомбы и плены. [ 5 ] [ 6 ] В начале 1980-х годов он встретил мастера-практика пленеро Марсиала Рейеса Арвело, [ 7 ] и вместе они сформировали группу летом 1983 года. [ 8 ] Название Los Pleneros de la Veintiuno произошло от района Сантурсе, откуда родом многие участники. [ 9 ] Помимо Гутьерреса и Арвело, среди первых участников были певец/перкуссионист Пабло «Галлито» Ортис, Сэмми Танко, Нелли Танко, Франсиско «Пакито» Ривера, Хосе Ривера, Альберто «Тито» Сепеда и Бенджамин Флорес; танцовщица Евгения Рамос; и четыре игрока Эдгардо Миранда и клавишник Карлос Суарес. [ 10 ] [ 11 ]
Первые выступления Los Pleneros 21 проходили в пуэрториканском сообществе Нью-Йорка, в социальных клубах, casitas (домиках). [ 12 ] [ 7 ] и такие праздники, как ежегодные Лас Фиестас де Крус (Праздник Святого Креста) и Фиеста Навиденья (Рождественская вечеринка). [ 8 ] С помощью деятелей культуры Рене Лопеса и Марты Морено Вега , а также фольклористов из Карибского культурного центра, Института африканской диаспоры , City Lore и Центра этнических народных искусств ( Центра традиционной музыки и танца ), группа начала выступать для более широкой аудитории в места, включая Аарон Дэвис Холл (Городской колледж), Линкольн-центр , Карнеги-холл , Центральный парк , 92-ю улицу Y и Смитсоновский фольклорный фестиваль. . [ 8 ] В конце концов они гастролировали по всему миру в качестве послов культуры в России , Пуэрто-Рико, Кубе , Мексике и Австралии . [ 8 ]
Стиль и репертуар
[ редактировать ]Los Pleneros de la 21 специализируются на афро-пуэрто-риканских музыкальных стилях, зародившихся в прибрежных городах, таких как Понсе и Маягуэс , где большие общины порабощенных африканцев и их потомков работали на заводах по производству сахарного тростника. [ 13 ] В «Бомбе» играют на бочковом барабане со шкурой и представляют собой соревновательное взаимодействие между танцором и ведущим барабанщиком -субидором . [ 13 ] Plena сочетает в себе испанские мелодии и структуры куплетов/припевов с африканскими ритмами, исполняемыми на ручных барабанах, известных как panderetas . [ 13 ] [ 14 ] Хотя бомба и плена изначально были общественной уличной музыкой, исполняемой исключительно на ударных инструментах, коммерческие записи таких деятелей, как Мануэль А. Хименес («Эль Канарио)» (в 1930-х годах) [ 15 ] и Рафаэль Антонио Кортихо (1950-е годы) [ 16 ] привнесли фортепиано , валторны и струнный бас в аранжировки для пленар . К тому времени, когда Los Pleneros записали свой первый альбом в 1989 году, они использовали куатро ( десятиструнную гитару) и мелодику для аккордового сопровождения и мелодических пауз. Впоследствии они добавили фортепиано, струнный бас и иногда валторны. Исследователь Смитсоновского института Folkways Ракель Ривера отметила, что, хотя традиционные уличные бомба и плена остались в основе их музыкального стиля, Los Pleneros del la 21 опирается на более современные влияния джаза , сальсы и рэпа . [ 8 ]
Что касается репертуара, Los Pleneros 21 исполняет традиционные бомбы и плены, а также песни, написанные Марсиалем Рейесом Арвело, Анхелем Луи Торруэльясом, Рафаэлем Сепедой, Хуаном Гутьерресом и другими участниками группы. Некоторые песни рассказывают о взлетах и падениях повседневной жизни и общественных событиях. Другие предлагают социальные комментарии, такие как «Дон Педро» Хуана Гутьерреса, дань уважения легендарному лидеру пуэрториканских националистов. [ 12 ] В книге «Somos Boricuas» Гутьерреса утверждается, что пуэрториканские мигранты в Нью-Йорке по-прежнему гордятся своей пуэрториканской («борикуас») идентичностью и наследием.
Культурно-просветительская миссия
[ редактировать ]Вскоре после того, как они объединились как исполнительская группа, Los Pleneros 21 начали получать грантовую поддержку от Национального фонда искусств и Совета по искусству штата Нью-Йорк , а также спонсорскую поддержку от Young Audiences и Arts Connection для организации музыкальных занятий, проведения концерты и мастер-классы в государственных школах и колледжах, а также предлагают музыкальные занятия для молодежи и взрослых. [ 9 ] [ 3 ] [ 17 ] Национального фонда искусств В 1996 году Хуан Гутьеррес получил стипендию за выдающийся вклад в качестве художника, учителя, наставника и защитника традиционной пуэрто-риканской музыки и танца. [ 18 ] [ 2 ] Согласно их веб-сайту, культурная миссия Los Pleneros 21 состоит в том, чтобы «содействовать сохранению культуры, связям с общественностью и доступному художественному образованию посредством знаний и признания пуэрториканских Бомбы и Плены». [ 19 ]
В 1990-х годах Лос Пленерос выступал на мероприятиях, спонсируемых Институтом пуэрто-риканской культуры и New York City Lore, помогая пуэрториканцам в их борьбе с горнодобывающей промышленностью в Пуэрто-Рико. [ 20 ]
Лос Пленерос были приглашены на Гавайи. [ 8 ] принять участие в праздновании столетия пуэрториканцев на Гавайях . Их музыку изучает Тед Солис, музыковед , интересующийся джибаро из Пуэрто-Рико, мигрировавшими на Гавайи. [ 21 ]
Новое поколение жителей Нуйорики теперь выступает и преподает в Los Pleneros 21, включая перкуссиониста и танцора Нельсона «Матео» Гонсалеса. [ 22 ] и вокалистка/танцовщица Джулия Гутьеррес-Ривера. [ 23 ]
Критический прием
[ редактировать ]New York Times Музыкальный критик Джон Парелес охарактеризовал Los Pleneros 21 как «неотразимую танцевальную группу», чья «музыка точна. Все его переплетающиеся части - линии куатро, призывное пение, барабаны, скребки, бубен и, для нетрадиционной остроты, джазовые фортепианные аккорды - складываются в ритмы и мелодии, которые звучат легко и прозрачно, но никогда не утихают". [ 24 ]
Другой критик Times , Питер Уотрус, назвал Los Pleneros 21 «архивистами старых пуэрториканских музыкальных форм». Посетив живое выступление в нью-йоркском танцевальном театре Workshop, он заметил, что группа «создавала интенсивную, драйвовую танцевальную музыку…». барабанная дробь, зажигательная, сложная и точная, заставляла комнату трястись». [ 25 ] Уотрус дал положительную рецензию на альбом группы Somos Boricuas 1996 года , отметив: «Мелодии великолепны, мелодии прекрасно аранжированы, точные ритмы уступают место пению или партии ударных». [ 26 ]
Релиз группы 2005 года Para Todos Ustedes (Smithsonian Folkways Records) был номинирован на Грэмми как лучший альбом традиционной мировой музыки. В своей рецензии на альбом критик The Guardian Джон Уолтерс написал, что Los Pleneros «ставили перед собой задачу сохранить и оживить музыку Пуэрто-Рико… Инструментальное звучание очень ритмичное, но биты теплые и ласковые, что создает атмосферу музыка всегда энергичная, но редко агрессивная». [ 27 ] Джулиан Герстин, пишущий для журнала Latin American Music Review , прокомментировал «слои творческой музыкальности группы», отметив влияние джаза на аккомпанемент куатро-гитариста Эдгардо Миранды и клавишника Хосе Лантигуа. [ 28 ]
Некоторые критики отметили, что Los Pleneros 21 помог положить начало возрождению музыки бомба и плена в Нью-Йорке. В 2000 году культурный критик Хуан Флорес назвал Los Pleneros 21 «самой знаменитой пленарной группой Нью-Йорка». [ 29 ] В 2010 году газета Jazz Times описала Los Pleneros как «исключительную смесь разных поколений пуэрто-риканских фолк- мастеров и профессиональных музыкантов», которые «проложили путь для Bomba и Plena, проложив путь многим новым группам Bomba и Plena в Нью-Йорке и за его пределами. » [ 30 ]
Дискография
[ редактировать ]- Los Pleneros de la 21 и Conjunto Melodia: Пуэрто-Рико, Пуэрто-Рико Mi Tierra Natal ( Shanachie Records , 1989)
- Сомос Борикуас: Мы пуэрториканцы (Henry Street Records, 1996)
- Los Pleneros de la 21 и El Quinteto Criollo - Тропический Пуэрто-Рико (Широты, 1997)
- Для всех вас ( Smithsonian Folkways Recordings , 2005)
- Los Pleneros de la 21 Live at Pregones: 35 лет Bomba и Plena (коллектив звукозаписи TruthRevolution, 2018)
Выберите видео выступления
[ редактировать ]- Los Pleneros de la 21 исполняет "Somos Boricuas" для Congahead - https://www.youtube.com/watch?v=9HANCoVDn7k&list=RDEMMTkvl2KhLlMdSAsruWIlFQ&start_radio=1
- Los Pleneros de la 21 исполняют "El Testigo" вживую на Смитсоновском фольклорном фестивале 2005 г. - https://www.youtube.com/watch?v=5Sz2JvQYaT8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Los Pleneros de la 21 [Документы Эльбы Кабреры]» . Центр пуэрториканских исследований . 11 мая 2023 г. Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Хуан Гутьеррес: пуэрториканский барабанщик / научный сотрудник NEA 1996 года» . Национальный фонд искусств . 1996.
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Майкл Уэйд (nd). «Los Pleneros de la 21: Создание музыки, которая заставляет вас двигаться» . КультураСтервятник .
- ^ Мануэль, Питер (1995). Карибские течения: Карибская музыка от румбы до регги . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Университета Темпл. стр. 72–96. ISBN 1-56639-339-6 .
- ^ Роберта Сингер и Роберт Фридман. Примечания к обложке LP-альбома к Caliente = Hot: пуэрториканское и кубинское музыкальное выражение в Нью-Йорке. Новые мировые рекорды, 1997 год.
- ^ Джоттар, Берта (весна – лето 2011 г.). « Из Центрального парка Румба с любовью» в журнале Voices: The Journal of New York Folklore» . Академия.edu . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Флорес, Хуан (2000). От бомбы до хип-хопа. Пуэрто-риканская культура и латиноамериканская идентичность . Издательство Колумбийского университета. п. 68. ИСБН 0-231-50016-5 . OCLC 1105466309 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ривера, Ракель З. « Введение» к буклету, прилагаемому к компакт-диску Los Pleneros de la 21: Para Todas Ustedes » . Смитсоновские народные записи, 2005 г. Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Изучите историю художников: Los Pleneros de la 21: афро-пуэрто-риканские традиции» . Смитсоновские народные записи . 2005.
- ^ « Народная и традиционная музыка в штате Нью-Йорк» . Нью-Йоркский фольклор . XIV (3–4): ii. 1988.
- ^ Маркс, Мортон. Буклет к альбому для компакт-диска «Пуэрто-Рико», «Пуэрто-Рико Моя Родина». Шаначи Рекордс, 1989 год.
- ^ Jump up to: а б Гонсалес, Дэвид (19 июня 1992 г.). «Музыкальное путешествие по «дачному уголку» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Певица, Роберта (1988). «Пуэрто-риканская музыка в Нью-Йорке». Нью-Йоркский фольклор . XIV (3–4): 144.
- ^ Флорес, Хуан (1993). Разделенные границы: Очерки пуэрториканской идентичности . Арте Публико Пресс. стр. 85–91. ISBN 978-1-5185-0159-3 . OCLC 1018466647 .
- ^ Рут, Глассер (1995). Моя музыка — мой флаг: пуэрториканские музыканты и их сообщества в Нью-Йорке, 1917–1940 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 169–190. ISBN 0-520-91911-4 . OCLC 1243150829 .
- ^ Флорес, Хуан (1993). Разделенные границы: Очерки пуэрториканской идентичности . Арте Публико Пресс. стр. 92–110. ISBN 978-1-5185-0159-3 . OCLC 1018466647 .
- ^ «Искусство Нью-Йорка – Пленарное заседание 21» . Нью-Йорк – Искусство . 1997 год . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Харрингтон, Ричард (27 сентября 1996 г.). «Народное искусство, чтобы обыграть оркестр» . Вашингтон Пост . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «Кто мы: миссия и история» . Лос Пленерос де ла 21 . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Алексис Массол Гонсалес (2022). «Глава 6: Решено: мы говорим нет майнингу». Casa Pueblo: пуэрториканская модель самоуправления. Как борьба с горнодобывающей промышленностью сформировала наше сообщество . Пресс уровня. п. 56. JSTOR mpub.12467264.11 . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Солис, Тед (1995). «Имидж Джибаро и экология гавайских пуэрториканских музыкальных инструментов» . Обзор латиноамериканской музыки / Revista de Música Latinoamericana . 16 (2). Издательство Техасского университета: 123–153. ISSN 0163-0350 . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ «Нельсон Гонсалес — Перкуссия Тимбал» . Латинское сердцебиение .
- ^ «Кто мы: Наша команда — Джулия Лоиза Гутьеррес-Ривера» . Лос Пленерос де ла 21 .
- ^ Парелес, Джон (24 июля 1991 г.). «Пуэрто-Рико предлагает класс стиля». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Уотрус, Питер (30 октября 1988 г.). «Обзоры/Музыка: Звуки Пуэрто-Рико». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Уотрус, Питер (20 февраля 1996 г.). «Выбор критиков: саксофоны не ограничены границами». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Уолтерс, Джон (1 декабря 2005 г.). «Пленерос 21 года для всех вас» . Хранитель . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Герстин, Джулиан (весна 2008 г.). «Обзор: Пленерос 21: Для всех вас». Латиноамериканский музыкальный обзор . 29 (1): 106.
- ^ Флорес, Хуан (2000). От бомбы до хип-хопа. Пуэрто-риканская культура и латиноамериканская идентичность . Издательство Колумбийского университета. п. 67. ИСБН 0-231-50016-5 . OCLC 1105466309 .
- ^ «Лос Пленерос 21» . Джаз Таймс . 5 марта 2010 г. Проверено 5 января 2023 г.