Бомба (Пуэрто-Рико)
Трубка | |
---|---|
![]() Танцующая бомба и плена | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 17 век, Пуэрто-Рико. |
Типовые инструменты | |
Другие темы | |
Музыка Пуэрто-Рико |
Бомба — это общий термин , который относится к множеству музыкальных стилей и связанных с ними танцев, зародившихся в Пуэрто-Рико . [1] Он был разработан порабощенными африканцами и их потомками на сахарных плантациях вдоль прибрежных городов, в первую очередь Лойсы , Маягуэса , Понсе и Сан-Хуана , в 17 веке. Это старейшая музыкальная традиция острова. [2] [3] [4] [5]
Бомба отражает синкретизм многих культурных групп Пуэрто-Рико. Он включает в себя инструменты таино , такие как маракаса ; особенности традиционных европейских танцев, таких как ригадоны , кадрили и мазурки ; а также барабанные ансамбли и взаимодействие барабанщиков и танцоров, которые очень похожи на ряд музыкальных стилей Западной Африки . [6] [2] [7] Музыка также развивалась благодаря контактам между порабощенным населением из разных колоний и регионов Карибского бассейна, включая голландские колонии , Кубу , Санто-Доминго и Гаити . [8] [9]
История
[ редактировать ]
Бомба была разработана в Пуэрто-Рико в ранний европейский колониальный период. Первые документальные подтверждения бомбы относятся к 1797 году: ботаник Андре Пьер Ледрю описал свои впечатления от местных жителей, танцующих и поющих популярные бомбы в Voyage aux iles de Ténériffe, la Trinité, Saint-Thomas, Sainte-Croix et Porto Ricco . [2] [10]
Бомба использовалась порабощенными общинами для празднования жизненных событий, таких как крещение и свадьба. [4] В течение 1800-х годов было несколько задокументированных сообщений об использовании бомбы в качестве инструмента восстания против рабовладельцев, а также организационных методов инициирования восстаний рабов. [11] Этот особый стиль музыки зародился в Пуэрто-Рико среди рабов, обрабатывавших поля сахарного тростника. [5] Эти рабы прибыли из разных регионов Африки, поэтому им было нелегко общаться друг с другом, но они нашли общий язык в музыке. С миграцией этих рабов в разные регионы острова бомба практиковалась в разных регионах острова, каждый из которых придавал музыке бомба свой собственный оттенок, например, в регионе Понсе они играют на барабанах большего размера, чем в других регионах, на которых играют, помещая барабан полностью горизонтален. Спустя несколько лет автор песен Рафаэль Кортихо представил бомбу в концертных залах, аранжируя ее духовыми инструментами и более простыми ритмическими рисунками, сегодня бомбу можно найти где угодно на острове, и она сочетается с различными стилями, такими как джаз или сальса.
Вплоть до 1940-х и 1950-х годов бомба была сильно расовой и ассоциировалась с домодерном и черным. Бомба была маргинализированным музыкальным жанром до тех пор, пока такие музыкальные артисты, как Рафаэль Кортихо и Исмаэль Ривера из группы Cortijo y su Combo, не популяризировали бомбу, привезя ее в различные части Америки и мира. [12] На международном уровне бомба соединилась с различными национальными и региональными музыкальными жанрами, создав гибрид бомбы. Однако на острове Пуэрто-Рико бомба не развивалась таким же образом, она оставалась верной своей народной традиции и географически ограничивалась частями острова, где проживало большинство чернокожих пуэрториканцев в таких городах, как Лойса, Понсе, Маягуэс и Гуаяма. [12]
Характеристики бомбы
[ редактировать ]
Бомба описывается как вызов/связь между барабанщиком и танцором. Танцор производит серию жестов, которым барабанщик primo o subidor синхронизирует ритм. Таким образом, именно барабанщик пытается следовать за танцором, а не более традиционная форма, когда танцор следует за барабанщиком. Танцор должен быть в отличной физической форме, и соревнования обычно продолжаются до тех пор, пока танцор или барабанщик не прекратят свое выступление.
Бомба также состоит из трех или более певцов и сольного певца. Динамика пения аналогична динамике "Son", где ведущий певец поет припев, а другой отвечает, а между припевами ведущий певец импровизирует куплет. Тема большинства песен бомбы — повседневная жизнь и деятельность. В случае с определенной песней под названием «Palo e Bandera» в тексте обсуждается любовный треугольник между танцовщицей, певицей и мужем певицы, примо -гитаристом. Жена понимает, что муж изменяет ей с танцором, и решает преподать ей урок на танцполе.
Танец
[ редактировать ]В Бати (город сахарных рабочих) или Соберао (кружок или танцевальная площадка) Субидор будет подсчитывать звуки шагов, которые делает танцор, а Булеадор или Последователь следует ритму, который постоянно воспроизводится до тех пор, пока « Кантадор/а» (певец) так говорит. Танцовщица заходит в Батей, чтобы прогуляться, красуясь, отмечая свою территорию и пространство. Танцор приветствует бочку Примо и начинает «Пикетес» (импровизированные шаги бомбы). Танцоры со своими «Пикетами» будут создавать свою собственную музыку и историю, вдохновленные песней. Кроме того, танцор бросает вызов Примо-игроку в бочках («Токадор/а»), ведя ритмичные диалоги и затрудняя следить за ними. Наконец, когда танцор заканчивает подавать «Пикеты», он снова кланяется Бочке Примо, и следующий танцор выполняет точно такой же протокол. «Пикеты» должны обладать «элегантностью, твердостью и формой». «Фигуры» — это «Пикеты», которые должны быть выполнены «элегантно» и «твердо». Во время танца иногда зрители кричат «Говори!» Это происходит потому, что танцор ведет музыкальный разговор или общение с барабаном-бомба (Примо) через свои «Пикеты». Традиционно «Байладорес» (танцоры-мужчины) исполняют свои «Пикеты» своим телом, а «Байладорас» (танцовщицы) исполняют тело и/или юбку с нижней юбкой. Традиционная мужская одежда бомба — это белая шляпа, белая рубашка и черные или белые брюки. Женщины носили тюрбаны, белую рубашку и юбку с нижней юбкой. Нижние юбки изготавливались вручную, чтобы кокетливо продемонстрировать их мужчинам и вызвать зависть среди других танцовщиц. Способ держать и использовать юбку в танце бомба уникален. Это происходит потому, что танцор ведет музыкальную беседу или общение с Дрессером через их пикеты. [13] [14] [15] [16]
Инструменты
[ редактировать ]Основными инструментами бомбы являются баррилы де бомбас , маракасы и куас (деревянные палочки, на которых первоначально играли по бокам меньшего барабана-баррилья). [17] [2] Гуйро . когда-то использовался в Лойзе вместо маракасов, но это уже не распространено [2]
Традиционные барабаны, используемые в бомбе, называются barriles de бомбас (бочки для бомбы); они построены из бочек из-под рома и козьей шкуры . Ансамбли бомб должны иметь как минимум два ствола немного разного диаметра. Меньший и более высокий барабан обычно представляет собой соло-барабан, играющий партию субидора/примо. Более крупный и нижний барабан(ы) обычно поддерживает основной ритм, исполняя сопровождающую партию булеадора/вторую партию. [2]
Танец является неотъемлемой частью музыки: барабан под названием «Примо» повторяет каждое движение танцора, это называется «Репике». [17]
Ритмические стили
[ редактировать ]Есть 16 ритмов бомбы, [8] но 6 основных, и из них происходят другие: Сика («ходьба»), Юба (медленный темп чувств, печали и смелости, играемый в основном для пожилых людей, регионы Катаньо и Сантурсе), Куэмбе (кокетливый и чувственный ритм, в основном танцуемый в пары, регионально Сантурсе и Катаньо), Seis Corrido (ранее называвшийся Rulé, быстрый темп и единственный регион Лоисы), Corve (только регион Лоисы) и «Holandés» (быстрый ритм и регион Маягуес и Катаньо). Производные Sicá - Bambulaé, Danué, Calindá, Paule, Gracimá, Balancé, Cocobalé, Cunyá и Belén (этот последний ритм в основном играл, когда танец бомба исполнял свою последнюю песню вечера). Производными юбы являются Леро (ритм, в основном играемый на юге Пуэрто-Рико) и Марианда. Производное от Куэмбе - это Гюмбе (ритм, в основном играемый на юге Пуэрто-Рико). Итак, есть и другие, такие как «Hoyo 'e Mula», «Alimá» и другие.
Существует несколько стилей бомбы, и популярность этих стилей варьируется в зависимости от региона.Существует три основных ритма и многие другие, которые в основном являются вариациями этих трех: «sica», «yuba» и «holandés».
2/4 и 4/4:
- сика
- Вифлеем Сантурсе
- Калинда
- клин
- дануэ
- изящный
- Поле
- Куэмбе
- Алима
- баланс
- Вифлеем Юг
- Куэмбе Катаньо
- Куэмбе Сантурсе
- Гюмбе
- беги в гембе
- голландский
- Французский
- Голландский катано
- Марианда
- Мариангола
- болтовня
- болтовня
- правило
- шесть пробегов
- кокобале
- Хойомула
08.06 и 08.12:
- юба
- барщина Лойза
- Юба Мейсон
- Юба Квартиао
- Юба Катаньо
- Леро вкл.
- Леро Сантурсе
Исполнители
[ редактировать ]Сегодня существует множество групп, играющих бомбу как в традиционном стиле, так и в сочетании с каким-либо другим стилем. Самыми известными традиционными исполнителями являются семья Сепеда, которая играет на бомбе на протяжении нескольких поколений, и семья Аяла, семья с традициями декоративно-прикладного искусства, а также музыки бомба. [18] Рафаэль Кортихо сделал бомбу мейнстримом со своим Combo в 1950-х и 1960-х годах. Пуэрториканский композитор Роберто Англеро написал и спел «Si Dios fuera negro» ( «Если бы Бог был черным» ), ставшую огромным хитом в Пуэрто-Рико, Перу и Колумбии в начале 1980-х годов. [ нужна ссылка ] Рубен Блейдс однажды сделал на нее кавер-версию; песня была даже переведена на французский язык и стала второстепенным хитом на Мартинике . Среди местных музыкантов, которые также играют в этом стиле, - Юба Ире, Паракумбе, Бомба Сигло XXI и другие. Los Pleneros de la 21 — музыканты бомба/плена, которые приехали на Гавайи, чтобы выступить перед пуэрториканской диаспорой на Гавайях . [1] Вилли Колон время от времени добавляет в свои песни бомбические паузы, особенно в отрывках своего самого большого сольного хита « El gran varón » . Рикки Мартин также смешивает немного аутентичного бомба-ритма с другими латиноамериканскими мотивами в своей метко названной песне La Bomba .
В Калифорнии его популяризировали маэстрос де Бомба ан ла Баия в культурном центре Ла Пенья . [17]
В 1998 году Son del Batey была основана в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, группой студентов Университета Пуэрто-Рико в Маягуэсе. В 1998 году исполнилось 100 лет со дня вторжения Соединенных Штатов в Пуэрто-Рико, и это было время, когда популярный дискурс сосредоточился на национальной идентичности и колониализме на всем острове. [19]
Важными семьями бомба в Пуэрто-Рико являются Сепеда из Сантурсе, Айала из Лоизы, Альдуэн из Маягуэса и другие. Братья Эммануэлли Натер (Хосе, Хорхе и Виктор, ученики и друзья Сепеды) со своим Центром культурных исследований вечных корней (Centro de Investigacióncultural Raíces Eternas) (CICRE на испанском языке), созданным в Пуэрто-Рико во время так называемых 90-х годов. Бомбасос». Они были посвящены тому, чтобы «спустить» бомбу с высокой сцены, чтобы пуэрториканцы и все остальные могли больше участвовать и учиться этой фольклорной музыке. Благодаря этому сегодня «Бомбасо» есть во многих частях Пуэрто-Рико и США. Это современная и развитая версия древних танцев бомба. Сегодня благодаря этому рождается «Поколение Бомбазо».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лос Пленерос де ла 21: афро-пуэрто-риканские традиции» . Смитсоновские народные записи . 1 декабря 2008 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Феррерас, SE (2005). Сольная игра на барабанах в пуэрто-риканской бомбе: анализ музыкальных процессов и импровизационных стратегий (диссертация). Онлайн
- ^ «Пейзажи Бомбы: поток людей, технологии и музыкальная индустрия» . Смитсоновские народные записи . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Бомба: Звуки африканского наследия Пуэрто-Рико - NAfME» . nafme.org/ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Дю Граф, Лорен (10 июля 2018 г.). «Лабомба, очаровательный гимн Пуэрто-Рико» . Нью-Йорк Таймс (на испанском языке) . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ «Деревянная цельная маракаса, культура Таино (11-15 вв.)» . Международный совет музеев . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Вега Друэ, Гектор (1979). Историко-этнологический обзор вероятного африканского происхождения пуэрто-риканской бомбы (диссертация).
- ^ Jump up to: а б «Различные ритмы» . Смитсоновские народные записи . 1 декабря 2008 года . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Ривера, Ракель З. (2010), Диуф, Мамаду; Нванкво, Ифеома Киддо (ред.), «Нью-Йоркская бомба: пуэрториканцы, доминиканцы и мост под названием Гаити» , «Ритмы афроатлантического мира » , «Ритуалы и воспоминания», University of Michigan Press, стр. 178–199, ISBN 978-0-472-07096-1 , получено 17 января 2024 г.
- ^ Ледрю, Андре Пьер; Ледрю, Андре Пьер; Соннини, CS (1810 г.). Путешествие к островам Тенерифе, Тринити, Сен-Томас, Святого Креста и Порто-Рикко, совершенное по приказу французского правительства с 30 сентября 1796 года по 7 июня 1798 года под руководством капитана Бодена для проведения исследований и сборов, касающихся к естествознанию; содержащий наблюдения о климате, почве, населении, сельском хозяйстве, продукции островов, характере, обычаях и торговле их жителей . Париж: А. Бертран.
- ^ Аламо-Пастрана, Карлос (22 сентября 2009 г.). «Con el eco de los barriles: Раса, пол и воображаемая бомба в Пуэрто-Рико». Идентичности: глобальные исследования в области культуры и власти . 5 (16): 573–600.
- ^ Jump up to: а б Аламос-Пастрана
- ^ «Булеадор» . Цифровые коллекции библиотек Вашингтонского университета . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Куа» . Цифровые коллекции библиотек Вашингтонского университета . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Субидор» . Цифровые коллекции библиотек Вашингтонского университета . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ «Марака» . Цифровые коллекции библиотек Вашингтонского университета . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Беркли: Пуэрториканцы из района залива приносят бомбу в Ла Пенья , Эндрю Гилберт, San Francisco Chronicle , 29 июня 2005 г., дата доступа 01 мая 2012 г.
- ^ Хопкинс, Татьяна (18 апреля 2018 г.). «Лоиза: сердце черной культуры Пуэрто-Рико» . Хадсон Вэлли Пресс . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ « Под эхо бочек : раса, пол и воображаемая бомба в Пуэрто-Рико», 2009. Аламос-Пастрана, Карлос
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апарисио, Фрэнсис Р., «Прослушивание сальсы: пол, латинская популярная музыка и пуэрториканская культура» , Wesleyan University Press , 1998. ISBN 978-0-8195-6308-8 . См. п. 12 и указатель книги.
- Бартон, Халберт Эверетт. Задача танца на барабанах: антропологическое исследование гендерной, расовой и классовой маргинализации Бомбы в Пуэрто-Рико (Корнельский университет, 1995).
- Бартон, Халберт. «Вызов пуэрто-риканской музыки: как построить соберао для Бомбы». Centro Journal 16.1 (2004): 68–89. Онлайн
- Картахена, Хуан. «Когда Бомба станет национальной музыкой нации Пуэрто-Рико…» Centro Journal 16.1 (2004): 14–35. Онлайн
- Дадли, Шеннон. «Бомба учится в колледже. Как это получается?». Centro Journal 31.2 (2019), стр. 198–222.
- Роман, Рейнальдо Л. «Скандальная раса: гарвеизм, бомба и дискурс черноты в Пуэрто-Рико 1920-х годов». Карибские исследования (2003): 213–259. Онлайн
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пуэрто-риканская музыка. Магали Ривера. 2020. Добро пожаловать в Пуэрто-Рико: Музыка. См. раздел «Бомба и Плена» . По состоянию на 19 июня 2020 г.
- Взрыв в Лойсе, Пуэрто-Рико. Рик Сантьяго. 31 марта 2007 г. По состоянию на 19 июня 2020 г.
- Бомба звенит среди старых утюгов Mercedita Central.
- Центр пуэрториканских исследований - События Бомбы
- Центр пуэрториканских исследований-Centro - Чтение книг - Когда Джулия танцевала бомбу