Кино Пуэрто-Рико
Часть серии о |
Культура Пуэрто-Рико |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |

История киноиндустрии в Пуэрто-Рико предшествует Голливуду и зародилась после того, как первые отрасли появились в некоторых местах США, Швейцарии, Дании, Италии, Франции, Великобритании и Германии. [1] Во время вторжения США на остров в 1898 году американские солдаты привезли с собой камеры, чтобы записать увиденное. К 1912 году пуэрториканцы начали снимать собственные фильмы. После первых изображений, сделанных американскими солдатами в 1898 году, большинство фильмов, снятых на острове, были документальными . Лишь в 1912 году Рафаэль Колорадо Д'Ассой записал первый недокументальный фильм под названием «Драма в Пуэрто-Рико» . После этого Колорадо и Антонио Капелла Мартинес в 1916 году создали Общество киноиндустрии Пуэрто-Рико, продюсировав свой первый фильм под названием Por la hembra y el Gallo . Другими кинокомпаниями, созданными в то время, были Tropical Film Company (1917) и Porto Rico Photoplays (1919). Пуэрто-Рико был вторым рынком Латинской Америки, на котором был произведен звуковой фильм, снявший Луиса Палеса Матоса сценарий для «Тропического романа» (1934). [2] В фильме приняли участие Хорхе Родригес, Ракель и Эрнестина Канино, Сиксто Шевремонт и Кандида де Лоренцо. [2] В конце 1930-х годов Рафаэль Кобиан продюсировал в Голливуде фильмы с Бланкой де Кастехон в главной роли, такие как Mis dos amores и Los niños mandan . [3] В 1951 году он поставил «Ми добль» с местом действия Сан-Хуан. Мэпи и Фернандо Кортес также будут участвовать в индустрии Голливуда, а также во всей Латинской Америке. [4]
1986 года «Большая фиеста» стала первой попыткой официально участвовать в церемонии вручения премии «Оскар». [5] Начиная с конца 1990-х годов в киноиндустрии Пуэрто-Рико наблюдался значительный рост, и количество местных постановок увеличивалось с каждым годом. На острове было снято несколько актеров и актрис, а также один фильм, номинированный на премию Оскар (см. Список лауреатов и номинантов премии Пуэрто-Рико Оскар ). Ряд пуэрториканских актеров и актрис во главе с Хосе Феррером и Ритой Морено также зарекомендовали себя в зарубежной киноиндустрии. [4]
История
[ редактировать ]Ранние годы: 1912–1950 гг.
[ редактировать ]
Кино впервые появилось на острове в ограниченном виде в конце 19 века после испано-американской войны , при этом, как сообщается, военные действия во время нее также снимались. [6] В 1899 году Зигмунд Любин снял националистическую реконструкцию пуэрто -риканской кампании под названием «Захват Порто-Рико» как часть сериала о войне, копии которого, как известно, не сохранились. [7] Первые показы зависели от ранних технологий, таких как проекторы Люмьер и Пате, и носили временный характер: они совершали поездку по острову и отправлялись на другие рынки. [6] Он оказался популярным среди публики, особенно среди детей. [8] Сообщается, что первые полнометражные фильмы были привезены европейскими цирками и цыганскими актерами. [8] В 1918 году компания Hollywood Pathé Exchange использовала остров для съемок фильма « Через 20 лет в Пуэрто-Рико» . [9]
В 1909 году местная компания Cine Pathé также проводила туры по острову под руководством Рафаэля Колорадо и Конрадо Асенхо, последний из которых позже взял на себя управление и переименовал компанию в Cine Puerto Rico. [8] До производства местных фильмов большинство показанных фильмов было европейского происхождения. [10] К этому году бизнес расширился, и постоянные театры появились в различных муниципалитетах, включая Сан-Хуан, Маягуэс и Понсе. [11] Некоторые кинотеатры были открыты в таких муниципалитетах, как Сан-Хуан и Понсе. [12] Первая попытка была предпринята в 1912 году, когда Хуан Эмилио Вигье начал снимать повседневную жизнь Понсеньо на камеру Пате . [13] Его фильмы демонстрировались в Cine Habana, где он работал, и для их производства требовалась изобретенная им техника откровения. [12] Франсиско Маймон предпринял вторую попытку, начав фильм, основанный на легендах о капитане пиратов Роберто Кофреси , но осложнения помешали завершить проект. [14] Рафаэль Колорадо, владелец первого пункта проката фильмов на острове, создал первый фильм своего класса, сняв фильм «Драма в Пуэрто-Рико» , который смог окупить свои вложения в 700 долларов при первом показе. [15] Эти первые попытки вызвали всеобщий интерес и привели к формальному созданию местной киноиндустрии, что привело к созданию Sociedad Industrial Cine Puerto Rico в марте 1916 года. [16] Его создатели, Колорадо и Антонио Капелла, использовали настоящих джибаро в своем деревенском фильме Por la hembra y por el Gallo , как это было в первой постановке первого. [17] Фильм дебютировал в кинотеатре Cine Tres Banderas, билеты продавались по 50 центов. [18] Эта компания будет производить религиозный фильм «Чудо Богородицы» , «Мафия на Пуэрта-де-Тьерра» и другие. [18] Однако недостаточное финансирование и иностранная конкуренция приводят к прекращению функций. [19] Колорадо также участвовал в съемках политической деятельности с участием Хосе де Диего и Луиса Муньоса Риверы. [20]
К 1912 году Колорадо выпустил «Драму в Пуэрто-Рико» , которая стала первой драмой и фильмом по сценарию. [11] Продюсер и бизнесмен ранее снимал короткометражные новостные фильмы в начале 1910-х годов. [21] В том же году Сесил Б. де Милль снял в Понсе несколько короткометражных фильмов. [22] В 1917 году была создана компания Tropical Film, в которой приняли участие такие люди, как Луис Льоренс Торрес , Немесио Каналес и режиссер Эрнесто Лопес. Она приобрела оборудование у своего предшественника и включила в себя Колорадо. [23] Эта компания была создана с намерением конкурировать с другими рынками и привлекать туризм за счет демонстрации местных достопримечательностей. [23] Льоренс Торрес поставил «Палому дель Монте» с Габриэлем Техелем в роли ведущего актера, при поддержке нескольких джибаро и двух итальянских исполнителей из семьи Зорда. [24] В этот период также снимались комедии с участием местных актеров, таких как Бети Варезал. [25] Затем последовал проект под названием La viudita se quiere casar . Во время съемок фильма «Эль тесоро де Кофреси» Акилес Зорда, глава семьи, вернулся в Италию по личным причинам, и проект был отменен. [26] Политические конфликты того времени осложнили покупку нового фильма, и, как следствие, компания прекратила свою деятельность. [26] Безрассудство было популярным жанром, а жизнь пирата Роберто Кофреси была постоянной темой. До прихода в Tropical Films Рафаэль Колорадо начал производство фильма «Тайны Кофреси» . [27] После дальнейшего обучения и опыта за границей Вигье вернулся в 1919 году и начал еще один проект о капитане пиратов, на этот раз с Лино Корретьером в главной роли, который остался безрезультатным. [28] После этого Вигье присоединился к зарождающейся «Пуэрто-Рико Photoplay», снимаясь для американских общественных проектов, таких как «Женщина, которая обманывает себя» (Мэй Эллисон, Роберт Эллис, Фрэнк Карри) и El hijo del desierto . [29] Компания прекратила свою деятельность после того, как владелец Энрике Гонсалес оказался вовлечен в разногласия со своей семьей по этому поводу. [29]
Эта эпоха была трудной для производства в Пуэрто-Рико из-за ее политического статуса, бедности, которую она принесла, и скептического подхода со стороны местных высших классов, обеспечение капитала оказалось проблемой для зарождающейся промышленности. [30] Ограничения компании «Патенты на кинофильмы» также препятствовали экспорту местных материалов за границу. [30] Влияние Первой мировой войны на производство нитрата серебра также стало причиной ограничения материалов. [30] Роспуск MPPC в 1917 году не принес никакой пользы местной промышленности, поскольку открытый рынок и распространение Голливуда принесли пользу более крупным и авторитетным компаниям, с которыми молодые местные жители не могли конкурировать. [22] Еще один пожар уничтожил студии на улице Сан-Хосе, вынудив SICPR переехать в другую часть Старого Сан-Хуана, улицу Форталеза. [31] В 1917 году пожар уничтожил ресурсы, оборудование и фильмы. [31] Первые фильмы были ориентированы на местную публику, и их тема оставалась актуальной для местных дел. [32] На этом раннем этапе было снято около 25 фильмов (из которых около дюжины были полностью написаны по сценарию). [32] Однако большая часть фильмов и материалов той эпохи была утеряна. [32]
В 1919 году независимая компания сняла «Святилище холмов» в Пуэрто-Рико. [31] Компания Porto Rico Photoplays, базирующаяся в Хато-Рей, возникла в результате совместных инвестиций пуэрториканских инвесторов во главе с Энрике, Эдуардо Гонсалесами и Джорджем Макманусами. [33] Его студии были построены в 1920 году, и в современных заметках говорится, что они могли конкурировать со студиями Нью-Йорка. [33] PRP продюсировала романтическую драму «Тропическая любовь» (также известную как Cumbre de oro и Pinacho de oro ) в 1921 году, снимаясь в Лоизе и на ее студиях. [33] В 1922 году PRP также выпустила фильм «Эль-хиджо-дель-десьерто» (« Шатры Аллаха» ), в котором для имитации бури в пустыне использовался двигатель самолета. [34] Появилось несколько недолговечных журналов, освещающих эту отрасль. [35] К 1920-м годам театры распространились по всему острову. [35] В 1924 году FPL сняла фильм Paramount «Алома южных морей» в Пиньонесе, первую недокументальную голливудскую постановку, сделавшую это. [36] В 1941 году в ремейке Эвелин Дель Рио сыграла второстепенную роль. [36] Вигье участвовал в проекте в качестве оператора. [37] Он начал производство документальных фильмов, таких как «Колектива» и «Малярия» (первые в своем роде, в которых подробно описывается развитие болезни), а также принял меры по выводу на рынок технических цветов два года спустя. [37] Сюжет фильма « Альпинисты » Warner Brothers 1927 года сосредоточен вокруг Пуэрто-Рико, но неизвестно, была ли часть его снята на месте. [36] В 1939 году компания 20th Century Fox сняла «Мистера Мото в Пуэрто-Рико» (также известного как «Мистер Мото на острове Опасности »). [36] Десятилетия спустя Генри Сильва изобразит мистера Мото в перезагрузке. [36] Сюжет фильма «Au Large de Porto Rico» 1942 года (также известного как «Корабль Ахой ») сосредоточен на транспортировке магнитной бомбы в Пуэрто-Рико, но неизвестно, было ли что-то снято на острове. [36]
Компания Tropical Film была основана двумя интеллектуалами из Движения за национальную независимость и опытным режиссером, иммигрировавшим в Пуэрто-Рико из Испании. Хотя известно, что эта компания спродюсировала четыре фильма, ни один из них не удалось вернуть. Однако это не отменяет основания компании Tropical Film Company в пуэрториканском кино. Именно через Tropical Film Company первые дискуссии об образовательных, культурных и экономических целях были сделаны в рамках ограничений финансовых и инфраструктурных ресурсов, которые существовали тогда и до сих пор сохраняются для местного кинематографического производства, распространения и показа в Пуэрто-Рико. [38] В 1934 году Вигье продюсировал и снял первый пуэрториканский звуковой фильм под названием « Тропический романс» . При бюджете в 10 000 долларов он стал хитом в Сан-Хуане, но Вигье продал права после того, как отец сестер Канино потребовал больше денег, оставив бизнес по производству полнометражных фильмов после выплаты инвестору. [39] Это второй звуковой фильм на испанском языке, который будет распространяться на международном уровне. [40] «Романс Тропический» установил рекорд в театре Кампоамор в Нью-Йорке. [41] Конфликты прав, распространяемые Latina Picture Corporation, помешали продолжению серии незавершенных проектов и переговорам по соглашению с MGM. [41] В 1930-е годы Вигье начал снимать звуковые фильмы ряда интервью и мероприятий, причем некоторые из них сохранились в Генеральном архиве Пуэрто-Рико. [42] Владельцы театров, такие как Теодуло Льямас и Рафаэль Рамос Кобиан, также принимали участие в развитии индустрии. Местные деятели продолжали сниматься в иностранных фильмах, таких как Рамон Риверо Дипло и Мирта Сильва в « Уна Гальега в Гаване» . [43]
1950–1960-е годы
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Во время Второй мировой войны никаких сценариев фильмов не производилось. Компания Extensión de Servicios Agrícolas выпустила несколько документальных фильмов на музыку Рафаэля Эрнандеса, некоторые исторические и культурные, но с сельскохозяйственными мотивами. [44] Сразу после окончания войны правительство спонсировало Querer es Poder (1945). В мае 1949 года DIVEDCO была создана на основании закона №. 372 и помещен в смену Управления народного просвещения. Правительство также профинансировало «Реабилитацию дель Обреро Лисиадо» (1950) и «Девушку из Пуэрто-Рико» (1953). [45] Сообщается, что последний из этих фильмов получил некоторую награду Американской киноакадемии. В 1946 году для создания документального фильма был привлечен Джонни Фарноу. [46] Отдел образования Содружества (DIVEDCO) государственного учреждения с заявленной целью просвещения населения начал производство фильмов в 1949 году. [47] Вложив средства в индустриализацию, администрация использовала их также для пропаганды, аналогичной той, которую использовал Канадский национальный совет по кинематографии. В течение следующих четырнадцати лет предприятие выпустило 38 фильмов, некоторые из которых были экспортированы. [45] Несколько пуэрториканских режиссеров вышли из этой инициативы, в ходе которой они работали, среди прочего, с Делано и Уиллардом Ван Дайком. [48] «Лос Пелотерос» — недокументальный фильм 1951 года с участием Рамона Риверо Дипло. В следующем году фильм Амилкара Тирадо «Голос на горе» был отмечен на Эдинбургском и Венецианском кинофестивалях. [49] В 1953 году режиссерский «Эль-Пуэнте» получил почетные награды на фестивалях в Европе. В 1955 году ДИВЕДКО выпустила 10 фильмов. Фильм о защите прав женщин «Модеста» (также известный как « La huelga de las mujeres ») получил первый приз за короткометражный фильм на кинофестивале в Венеции в следующем году. Тирадо будет режиссировать «Эль Сантеро» (в сотрудничестве с Анхелем Риверой) и «Куандо лос падре олвидан» (его первый фильм в формате 35 мм), а второй будет показан на трех европейских кинофестивалях. [50] Луиса Мейсоне «Нетолерантность» (1959) стал последним художественным фильмом, созданным DIVEDCO. [51] Два года спустя этот директор также завершит рабство Эль Респландора .Джек Делано и Эдвин Росскам были привлечены к участию в образовательном проекте, в рамках которого также было обучено несколько местных деятелей в этой области, продюсировав Una gota de agua (1947), Desde las nubes (1948) и Las manos del hombre . [52]
В период с 1946 по 1969 год в Пуэрто-Рико было снято более 60 зарубежных проектов, в основном американскими и латиноамериканскими продюсерами, мотивированными окончанием золотого века Голливуда. [47] В их число входили нуар « Человек с моим лицом» (он же Mi doble ), «Мачете» (в котором снялся Хуано Эрнандес), «Переполненный рай» (вместе с Мириам Колон), «Контрсюжет» , «Сезон безумия» , «Последняя женщина на Земле» и «Боевой клич» (в котором снялся Перри Лопес), La chica del lunes , Повелитель мух d и Частный флот сержанта. О'Фаррелл . [45] Летающая монахиня (1967) и Че были частично экранизированы. [53] Для съемок фильмов «Эскомброс» 1957 года 1953 года и «Три жизни в эль-рекуэрдо» Роландо Баррерас из Нью-Йорка организовал актерский состав, в основном пуэрториканский, причем второй полностью зависел от местных талантов. [54] Два года спустя он продюсировал романтическую драму « Entre Dios y el hombre» , его первый проект, снятый в Пуэрто-Рико. Первый по-настоящему пуэрториканский фильм «Лос-Пелотерос» (1953) с участием пуэрториканских актеров был основан на реальной истории. Рамон Риверо (Дипло) сыграл вдохновляющего тренера детской бейсбольной команды. Его обедневшая команда играла на старом, сломанном оборудовании и жаждала формы. Эта роль, известная как комик, позволила Риверо продемонстрировать свои драматические способности. Дети в фильме не были профессиональными актерами; на самом деле они были бедными детьми, сброшенными на место съемок. Фотограф Джек Делано снял фильм для Отдела общественного образования правительства Пуэрто-Рико.
В 1957 году Виктор Аррильяга, Аксель Андерсон и Херонимо Митчелл создали компанию Producciones Borinquen (PROBO Films) как сотрудничество актеров и другого персонала. [46] В следующем году компания выпустила фильм «Маруха» с Марио Пабоном и Мартой Ромеро в главных ролях, а также другими местными талантами, который был показан на кинофестивале в Рио-Хондо. [55] Два года спустя компания выпустила El Otro Camino , столкнувшись с проблемами с распространением, из-за которых из-за банкротства дистрибьютора ей удалось показать только три дня. Два десятилетия спустя некоторые случайно найденные копии были восстановлены Гваделупе Гусман и показаны на выставке ICP в сотрудничестве с Хосе Артемио Торресом. [56] Осколок ПРОБО привел к тому, что Палмер умер в 1961 году с участием Рикардо Пальмеролы. [46] Рене Мартинес также будет продюсировать Así bail Puerto Rico в 1960 году. [55] Аксель Андерсон был немецким экс-патриотом, ставшим звездой как на пуэрториканском телевидении, так и в кино. В «Марухе » Андерсон играл напротив главной героини Марты Ромеро , а в «Эль Отро Камино» он играл вместе с Розаурой Андреу , будущей детской телеведущей. Третьим фильмом стал американский фильм-нуар « Человек с моим лицом » (1951), триллер, посвященный американцам, живущим в Пуэрто-Рико. Продюсер Дж. Гарольд Оделл снял на острове три фильма: «Мачете» , «Контрсюжет » и «Дьявол с острова наркотических веществ» . В 1956 году короткометражный фильм «Модеста» , снятый Отделом общественного образования острова, получил награду за лучший короткометражный фильм на Венецианском кинофестивале; В 1998 году «Модеста» США стал первым пуэрториканским фильмом, внесенным в Национальный реестр фильмов .

В конечном счете, коммерциализация будет способствовать расширению этого средства массовой информации. [57] Большинство из 63 фильмов, снятых в 1960-е годы, были ориентированы на латиноамериканцев в Нью-Йорке, что сделало большинство из них неудачными. Совместное производство с латиноамериканскими и европейскими компаниями также было нацелено на эти рынки. Однако это десятилетие было трудным для продюсеров, и к 1968 году только около 20% фильмов имели достаточный успех, чтобы выйти на уровень безубыточности и рекордные доходы. [58]
В 1961 году Марио Пабон поставил «Обсесион» . [57] Романтические мюзиклы терпели постоянные неудачи, начиная с «Карнавала в Пуэрто-Рико» Рене Мартинеса . [59] Телеведущий Пакито Кордеро дебютировал в кино в компании PAKIRA Films, продюсирующей «Три пуэрториканца и желание» . Была снята сага комедийных фильмов, посвященных персонажу Мачучала Адальберто Родригеса, в том числе « Эль-мэр де Мачучал» (1964), « Эль-джибаро-миллионарио» или « Миллонарио-гоу» (1965), « Агент Мачучал 0» или « Мачучал в Нуэва-Йорке» (1966) и « Эль Курандеро». народа (1968). [60] ПАКИРА также продюсировала En mi Viejo San Juan (1966), Luna de more en Puerto Rico (1967) и два фильма Фернандо Кортеса в Мексике. [61] Кодасос под руководством Освальдо Агуэро дебютировал в фильме «Con los pies descalzos» (1961), прежде чем перейти на телевидение. [59] Дамиан Роза будет продюсировать и сопродюсировать фильмы, которые демонстрировались на зарубежных рынках, например, романтический фильм « Романтика в Пуэрто-Рико» (1961). [62] Добившись успеха с этим фильмом, он продюсировал еще один хит в драме «Ламенто Боринкано» (1962). [63] Затем Роза присоединилась к Хосе Диасу и стала сопродюсером военной драмы Nuestro regimiento (1964) и драмы «Когда он хочет боринкано» (1967), ни одна из которых не достигла такого же успеха. [64] Романтическая драма 1966 года «Белло-любитель» (1964) и триллер «Ментрас Пуэрто-Рико Дуэрме» имели хорошие кассовые сборы. Затем Роза продюсировала фильм «Эль джибарито Рафаэль» (1968), основанный на жизни Рафаэля Эрнандеса, который собрал положительные отзывы, но имел плохие продажи.
Баррерас также продюсировал «Уэльяс» (1961) и «Пансион дель Карибе» (1963). [65] Cooperativa de Artes Cinematografías удалось снять только два фильма, в том числе Más Beyond del capitolio (режиссер Тирадо), после того как фильм не оправдал прогнозов и потерял деньги. Выпускник PROBO Херонимо Митчелл создаст компанию Mitchell Productions и продюсирует мелодрамы «Вестница любви» и «Амордонаме» , нуар «Героина» , детективный фильм «Месть Корреа Котто» и экранизацию популярного телесериала «La criada Malcriada» . [66] Тони Фелтон продюсирует детективный фильм «Арох и Клементе» (режиссер Мигель Анхель Альварес), чтобы завершить десятилетие. [67] Корреа Котто также был героем книги аргентинца Ореста Трукко « Корреа Котто: Así me llaman ». Фильм был продан тиражом около 1,5 миллионов, но на него также подала иск актриса Бетти Ортега. [58] Trucco Productions также выпустит драму «Майами» в 1967 году.
Испанец Хуан Орол за десятилетие продюсировал несколько фильмов, в том числе «Преступление гасиенды» (1963), «Проклятие моей расы» (1964), «Преступная организация» (1968), «Адские страсти» , «История гангстера» (1968). [68] Другие его постановки «Вирхен де ла Калле» (1965), «Контрабандисты Карибского моря» (1966) и «Антеала де ла Силья Электрика» (1966) частично снимались на месте. В 1968 году Артуро Корреа продюсировал комедию «El Derecho de Comer» , спонсором которой выступил Fomento Economico.
Эфраина Лопеса Нериса В 1960-е годы в Пуэрто-Рико было снято несколько короткометражных фильмов, в том числе «Эль Коррал» » Амилкара Тирадо (1963), «Сапатос Нуэвос Рамона Барко (1963), «Анжела» (1966) и «Лагуна Солтеро » Мэгги Боб (1967). [69] Хосе Солтеро занимался экспериментальным кино с фильмами «Эль Син» (1964) и «Джерови» (1965). Амилкар Тирадо из DIVEDCO поставил фильмы Mitchell Productions и Columbia Pictures « Горькое вчера» (1960). После того, как его политическая комедия «Эль галло пелон» вызвала споры, он решил заняться массовым кинематографом и в конце концов вернулся с «Ночь дона Мануэля» (1965). [70] DIVEDCO переживет резкий спад: Тирадо станет его главным режиссером, а сценарий Рикардо Алегриа « La buena herencia» (1967) будет одним из последних, прежде чем он систематически исчезнет после смены администрации, произошедшей в следующем году. Его формат позже будет принят в Cine-móvil на Кубе и INCINE в Никарагуа. [71] Из коллекции, насчитывающей более 137 фильмов, несколько хранятся в Генеральном архиве. Спонсируемая правительством инициатива TURABOX выпустила фильм «Возмездие Маргарито» . [72] Основанный в 1968 году, Cine Pueblo начал снимать проекты, представляющие социальный интерес, в том числе Los barrios se oponen о горнодобывающей промышленности в Пуэрто-Рико. экологический материал [73]
Совместное производство с иностранными продюсерами было обычным явлением в течение этого десятилетия, и в их производстве также участвовали актеры, работающие на этих рынках. Фернандо Кортес продюсировал «Мистера Доллара» (1964), «En mi Viejo San Juan» (1966), «La mujer del cura» (1967) и «Vírgenes a go-go » (1967). Хорхе Мистраль продюсировал «Лихорадку желания» (1964) и «Обнажённую кожу» (1964). [74] Альфредо Кревенны Среди других - «Женщина без цены» (1965), «Хувентуд Син Фрезес» (1965), написанная Тони Ригусом, « Лас Синерас » Хуана Буэно » Альфонсо Короны (1967) и «Мулато (1967). » Себастьяна Алмейды Испания была частым соавтором, что привело к постановке « Vacio en el alma » Федерико Куриэля , « Juicio a unangel Хосе Диаса Моралеса , « Los que siempre amaron» Мигеля Марайты (1965) и « Joselito vagabundo puertorriqueño» . Другой была Мексика, что привело к созданию таких совместных постановок, как « Когда дикари любят» , « Операция Тибурон» (1965, Мексика) Хосе Сан-Антона и Браулио Кастильо, « Морир в Пуэрто-Рико» и « Пресьоса» . 1965 года Канья Брава стал результатом сотрудничества местных и доминиканских инвесторов. Рамон Пеон продюсировал «Под небом Пуэрто-Рико» . В этом обмене также участвовали аргентинские продюсеры: Альдо Самбрелл, продюсирующий «La Última Jugada» , и Леопольдо Торрес, «La Chica del Lunes» и «Los Traidores de San Ángel» . [75] Также примечательна Боба Хоупа комедия «Частный флот сержанта». О'Фаррелла (1968), когда Гавайи были недоступны для сотрудничества Министерства обороны, и экранизация романа Уильяма Голдинга « Повелитель мух» .
1970–1980-е годы
[ редактировать ]В 1970-е годы изменения на рынках и ценах в сочетании с появлением новых технологий в сочетании с социальными волнениями оказали влияние на киноиндустрию. [76] В Пуэрто-Рико скептицизм потенциальных инвесторов привел к переходу от коммерческого к документальному фильму под влиянием политических тем. [76] Реклама и независимые постановки смогли достичь большей известности, чем производство художественных фильмов. [76] Движение за независимость вышло на экраны, чтобы снять ряд фильмов в поддержку независимости, в том числе один о политическом статусе Пуэрто-Рико, paraíso invadido (1970) и другой о предлагаемом развитии природного заповедника Моны под названием Denuncia de un embeleco (1975). .
Sandino Filmes, названная в честь Аугусто Сандино, финансировалась в конце 1960-х годов Диего де ла Тексера, Эллен Гордон, Роберто Гандара, Альфредо Матиас и Антонио Росарио, снимавшими рекламные ролики для финансирования своих документальных фильмов. [77] Компания выросла за счет интеграции нескольких фигур, включая Маркоса Зуринагу, Луиса Кольясо, Альфонсо Борреля и Луиса Сото. Завершив документальный фильм о самом Сандино, компания также продюсировала «Кулебру» (1971), «Пиньонес ва» (1972), «Джулию де Бургос» (1974) и «Алисию Алонсо и национальный балет Кубы» (1979), но оставила несколько проектов незавершенными. [78] Сандино также участвовал в постановке фильма Роберто Понсе «В шаге от дороги» (1980) и двух эпизодов для Realidades под названием «Джи Хосе II» (военный) и «Очу» (о карибской религии сантерия). Компания также участвовала в съемках таких зарубежных фильмов, как «Матен аль Леон» » Дино Ди Лаурентиса и «Триумф . Сандино прекратил свое существование на рубеже десятилетий из-за внутренних проблем. В 1979 году Тексера снял деятельность сальвадорских партизан для документального фильма под названием El Salvador vencerá .
В 1970-е годы было снято не менее 24 полнометражных фильмов. [73] Бетти Ортега была выбрана Тони Фелтоном в нескольких фильмах, сначала для изображения жизни Луизы Неварес Ортис в его одноименном фильме 1970 года, позже олицетворяющего вымышленного националиста в «Резне в Понсе» (по мотивам этого исторического события), а затем в романтической мелодраме «Лагерь». Тормента . [73] Фелтон и его коллеги Эрик Сантамария и Тони Бетанкур позже продюсировали «Эль Баррио» , «Хихос дель порок» и «Йейо» (1975). [79] В течение этого десятилетия Роза продюсировал комедию Fray Dollar (1970) в сотрудничестве с Vic Winner и Columbia Pictures и Adiós, Nueva York, adiós (1974), которая провалилась и в конечном итоге отдалила его от кино после сотрудничества в совместном зарубежном фильме La ночь Сан-Хуана (1975). [79] Артуро Корреа продюсировал музыкальную драму «Свобода молодежи» (1970) и романтическую драму «Ты моя любовь» (1971). [80]
Рубен Галиндо продюсировал романтический мюзикл «Un amante anda suelto» (1970), еще одну совместную постановку с мексиканскими интересами. [80] В 1974 году компания Creative Films объединила усилия с мексиканской Cineproducciones Internacionales для производства фильма «Эль Хихо де Анжела Мария» и назначила Фернандо Кортеса режиссером. [80] Это был последний фильм WKAQ-TV под управлением этой компании, который имел экономический успех, но получил неблагоприятные отзывы. В 1975 году Тони Ригус снял романтическую драму «Мачо» на английском языке, получившую награду на кинофестивале в Картахене. [81] Присутствие в СМИ преступника Антонио Гарсиа Лопеса (также известного как Тоньо Бисиклета) привело к конкуренции между продюсерами за права и ряд малобюджетных фильмов, которые получили лишь ограниченный прокат. [80] В 1974 году Центр кино Пуэрто-Рико поставил фильм «Беглец из Пуэрто-Рико» (Гектор Росарио, Бетти Лопес), который, несмотря на намеренно дилетантский подход, имел некоторый успех в Нью-Йорке. [82] Неспособность полиции Пуэрто-Рико поймать беглеца также оказала влияние за границей, где Сесар Кордоба (в Гватемале) и Энтони Фелтон (в Доминиканской Республике) начали производство двух фильмов, из которых был закончен только второй фильм « Тоньо Бисиклета» . [82] Доминиканцы «Глаукома дель Мар» и Виктор Уго Лопес продюсировали «Легенду о Тоньо Бисиклете» с Колоном Риозамой и Алидой Арисменди в главных ролях, среди других. [82]
В 1970-х годах в Пуэрто-Рико было снято больше фильмов, чем в любой другой стране. Большинство из них были типичными для того времени халтурными фильмами, например, последний фильм продюсера Сиднея Пинка «Человек из ОРГИИ» (1970). Фильм Вуди Аллена « Бананы » 1971 года — единственный классический американский фильм того времени, снятый в Пуэрто-Рико. Хакобо Моралес сыграл в фильме второстепенную роль. Среди местных постановок Хакобо Моралеса фильм «Dios los Cría» выделяется (1979). Моралес имел солидный опыт актера и писателя, начиная с зарождения пуэрто-риканского телевидения в 1950-х годах. «Диос лос Криа» положил начало его писательской и режиссерской работе на большом экране. Сборник из пяти комедийных рассказов принес ему признание, а также место в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 1979 года. Развивая свой предыдущий успех, Моралес продолжил писать сценарии и режиссировать свои собственные фильмы. «Николас и лос Демас» (1986) и «Lo que le Pasó a Santiago» (1989) завоевали признание публики. Кроме того, последний получил номинацию на «Оскар» за Лучший иностранный фильм . В 1994 году он поставил «Линду Сару», которая не снискала такого уважения, как его ранние работы, хотя в целом считается приятной. В 2004 году он выпустил продолжение своего хита 1979 года Dios los Cria 2 .
В 1980-е годы пуэрториканцы начали подавать фильмы на рассмотрение премии «Оскар» за лучший иностранный фильм. Среди представленных фильмов были «La Gran Fiesta» и вышеупомянутый «Lo que le Pasó a Santiago» . Несмотря на эти усилия, отрасль не процветала, как раньше. Una Aventura Llamada Menudo — местный фильм, получивший международный успех в 1982 году, отчасти благодаря тому, что в нем главную роль сыграла Menudo , группа, кумир подростков того времени. Менудо участвовал в другом фильме, пуэрторикано-венесуэльском производстве «Менудо: Ла Пеликула» в 1981 году, но «Ла Пеликула» полностью снималась в Венесуэле.
В 1991 году Хакобо Моралес получил премию ACE за лучшую режиссуру за фильм «Что случилось с Сантьяго» . Тони Мартинес создаст Институт кино и телевидения Пуэрто-Рико. [83]
1990–2000-е годы
[ редактировать ]В начале 1990-х годов производство полнометражных фильмов было непостоянным. [76] В 1991 году компания DIVEDCO выпустила свой последний фильм «Искусство и идентичность» . Около 112 произведений организации хранятся в ICP и в библиотеке Корнелльского университета. Другие инициативы, созданные в 1970-е годы, такие как исследования дубляжа, начали закрываться. [76] В начале-середине 1990-х годов было « Шоу силы » от Paramount Pictures , в состав которого входили Эми Ирвинг , Роберт Дюваль , Энди Гарсиа и Кевин Спейси ; La Guagua Aérea , вышеупомянутая Линда Сара и El Poder del Shakti в качестве театральных постановок на острове. приехали Роберт Земекис В 1997 году на остров и его команда для съемок эпизодов для «Контакта», а также Стивен Спилберг для двухдневных съемок для «Амистада» . В 1998 году были выпущены театральные релизы хорошо принятых «Героев Отчизны» и не столь хорошо принятых «Ми Диа де Суэрте» , а также ограниченный выпуск « Лица у окна» . В 1999 году состоялась театральная премьера англоязычного фильма « Пейджинг Эмма» , но не общий театральный релиз . В 1998 году «Модеста» была признана Советом по предварительному просмотру Национального реестра фильмов. [84] «Голос на горе» получил награду на Эдинбургском кинофестивале. Эль Пуэнте получил почетную награду на том же фестивале.
В 2000-е годы начался очередной бум кинопроизводства. В 2001 году фильм «12 Хорас» имел приличный шестинедельный прокат, и с тех пор количество фильмов, снятых пуэрториканцами, резко возросло. То же самое можно сказать и о разнообразии, включая документальные фильмы, короткометражные фильмы и анимацию. Voces inocentes (2004), созданный совместно Мексикой, Пуэрто-Рико и США, получил несколько международных наград. И Комиссия по кинематографии Пуэрто-Рико, и Корпорация развития искусства, науки и киноиндустрии Пуэрто-Рико продвигают местное и международное кинопроизводство, включая кредиты и финансовые стимулы.
Другими недавними фильмами, получившими похвалу, являются «Селестино и эль Вампиро» , «Ладронес и Ментиросос» , «Кайо » Хакобо Моралеса » и « Ангел . К сожалению, люди в Пуэрто-Рико рассматривают большинство этих фильмов как артхаусный материал, и они не получают кассовых сборов, как многие американские мейнстримовые фильмы. [85]
Одним из заметных исключений из этой тенденции вялого приема в прокате стал фильм «Мальдеморес» . Начиная с аншлагового недельного квалификационного показа на «Оскар» в конце 2007 года, этот фильм стал эталоном в пуэрториканском кинематографе благодаря сочетанию превосходного приема критиков, достойных кассовых сборов и настоящей театральной выставки в США. В июле 2009 года Комиссия по кинематографии Пуэрто-Рико сообщила, что Мальдеаморес возместил только около 50% своих затрат. [85]
В 2008 году режиссер Стивен Содерберг и актер-продюсер Бенисио дель Торо сняли большую часть первой части «Че» на острове; а Джордж Клуни , Джефф Бриджес и Кевин Спейси (снова работающие на острове) сняли «Людей, которые смотрят на коз» . Также в 2008 году фильм «Таленто де Баррио » , основанный на жизни Дэдди Янки , стал первым пуэрториканским фильмом, на который было продано более 300 000 билетов во время его показа, хотя его критическая оценка была явно «гнилой». "сторона спектра.
В 2009 году фильмы «Время вечеринки: фильм » режиссера Хуана Фернандеса-Парижа, «Мьенте» («Ложь»), режиссером и продюсером которого выступил Рафи Меркадо, и «Кабо и Платон» режиссера Эдмундо Х. Родригеса получили театральные релизы. Кроме того, Джонни Депп посетил остров для работы над «Ромовым дневником» , а Джоэл Сильвер воспользовался имеющимися стимулами для съемок большей части «Неудачников» .
2010-е – настоящее время
[ редактировать ]В 2010 году состоялся театральный релиз фильма «Que Despelote » режиссера Эдуардо «Трансфор» Ортиса; «Элита » режиссера Андреса Рамиреса Молина и «Каос » режиссера Рауля Гарсиа также увидели, что остров служит производственным центром для значительной части « Форсажа пятерки» .
2011 год был несколько бурным для киноиндустрии Пуэрто-Рико. Оно включало решение Академии кинематографических искусств и наук, которое исключило участие Пуэрто-Рико в гонке за премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке . [86] Тем не менее, в результате было выпущено два театральных релиза: « Que Joyitas » режиссера Эдуардо «Трансфор» Ортиса, который в конечном итоге собрал в прокате более 700 000 долларов, и « Mi verano con Amanda 2» , сценарий и режиссер Бенджамин «Бенджи» Лопес. Другие релизы включали The Caller и The Witness (El Testigo) .
В 2012 году короткометражный фильм «Ми Санта Мирада » режиссера Альваро Апонте Сентено стал первым пуэрториканским короткометражным фильмом, претендующим на Золотую пальмовую ветвь короткометражного фильма на Каннском кинофестивале. На местном уровне 2012 год ознаменовался двухнедельным театральным выпуском фильма «Лос Конденадос» и семимесячным театральным выпуском « Брошюры де оро » режиссера Рауля Маршана.
Пуэрториканские актеры за рубежом
[ редактировать ]Тенор Антонио Паоли был первым исполнителем, которого засняли на видео, исполняющим целую оперу, когда в 1907 году было записано его исполнение « Паяцев в Милане». В эпоху немого кино пуэрториканцы и латиноамериканские актеры добились успеха: Фернандо Кортес, Армандо Кальво, Бланка де Кастехон и Альберто Морин выступают в Европе и Южной Америке. [87] В 1899 году трио неопознанных женщин, предположительно пуэрториканок, было снято в рискованном (для того времени) мутоскопе фильме- под названием «Как порториканские девушки развлекают солдат дяди Сэма», исполняющем, как говорят, «традиционный танец». [88] Альберто Морин был первым актером, получившим известность за границей, снимаясь в голливудских фильмах с 1928 года. [89] Первой актрисой, сделавшей это, была Бланка де Кастехон. Среди других современников - Эвелин дель Рио, Сэмми Дэвис-младший и Хуано Эрнандес. [89] В Европе в немом кино снимались Армандо Кальво и Фернандо Кортес. [89] С появлением звуковых фильмов латиноамериканские исполнители обычно представляли собой стереотипные персонажи, такие как танцоры или другие яркие артисты. [87] Некоторые пуэрториканские актеры (например, Кастехон) покинули Голливуд, чтобы продолжить свою карьеру в Латинской Америке и Европе, добившись успеха на местном уровне и сохранив присутствие в Северной Америке благодаря дублированным фильмам. [90]
В 1938 году совместное производство местных и мексиканских интересов привело к созданию фильма « Mis Dos Amores» , в котором, среди прочих, участвовали Бланка де Кастехон и Эвелин Дель Рио. [2] В рамках соглашения с 20th Century Fox Рафаэль Рамос Кобиан также продюсировал «Лос-Хихос Мандан» режиссера Габриэля Сориа с участием Фернандо и Хулиана Солера, Кастехона и Артуро де Кордова. [91] В том же году Мапи Кортес и композитор Рафаэль Эрнандес были задействованы в фильме Теодуро Ламаса « Ахора Серемос Феличес», снятом в Гаване . [91] Во время Второй мировой войны Эвелин Дель Рио, Жозефина дель Мар, Сэмми Дэвис-младший и Диоса Костелло сотрудничали с Объединенной сервисной организацией. [92] Эпоха HUAC напрямую затронула латиноамериканцев, в том числе Хосе Феррера и Долорес Дель Рио (которой не разрешили сниматься в Голливуде за помощь тем, кто ранее пострадал от этой инициативы). [93] Хуано Эрнандес возглавил одну из немногих постановок, бросивших вызов HUAC, «Чужой в пыли» 1949 года . [93] В 1940-е годы Ольга Сан-Хуан возглавляла группу, в которую также входили Богиня Костелло, Мапи Кортес и Чинита Марин. [89]
Экономические инициативы
[ редактировать ]Предложения по строительству студий
[ редактировать ]Основав компанию Puerto Rico Films в 1952 году без особой поддержки, Хуано Эрнандес предпринял еще одну попытку расширить индустрию на последних этапах своей жизни, выделив территории в Трухильо-Альто для будущего строительства студий. Однако с его смертью проект о Сиксто Эскобаре остался безрезультатным.
Это была первая из нескольких неудачных инициатив: Пуэрто-Рико по-прежнему остается без соответствующих помещений, несмотря на то, что здесь проводится все большее количество постановок. В 2010-х годах мэр Сан-Хуана Хорхе Сантини публично обсуждал строительство муниципальной студии стоимостью 57 миллионов долларов, а пара художников Дженнифер Лопес и Марк Энтони до развода рассматривала Баямон, Тоа Баха и Дорадо как свои личные студии. [94] В 2016 году председатель Департамента экономического развития и торговли Пуэрто-Рико (DDEC) Альберто Бако объявил, что инвесторы заинтересованы в строительстве такого проекта в Сантурсе, Гуайнабо или Дорадо, но никаких дальнейших заявлений сделано не было. [94] В 2019 году Рикардо Росселло предоставил британскому инвестору Киту Сент-Клеру права на строительство Кинорайона Пуэрто-Рико как части района Конференц-центра Пуэрто-Рико , но этот проект закончился нарушением контракта, и правительство расторгло соглашение. [95]
Частные инвестиции
[ редактировать ]Анна Наварро предпринимала попытки внести инверсию в местную промышленность, но не привлекла особого внимания.
Налоговые льготы
[ редактировать ]Законы № 362 от 1999 года и № 121 от 2001 года предоставили налоговую льготу в размере 40% для фильмов, произведенных на местном уровне. Фонд Люси Боскана (WIPR) используется для поддержки местного производства. Изменения в политическом управлении также повлияли на преемственность инициатив, деприоритизируя, трансформируя или отменяя их. Это в сочетании с прямой конкуренцией на иностранных рынках повлияло на местную промышленность, оставив ее без поддержки со стороны общественности.
См. также
[ редактировать ]- Кино мира
- Список победителей и номинантов премии Пуэрто-Рико Оскар
- Список пуэрториканских фильмов
- Список фильмов, действие которых происходит в Пуэрто-Рико
- Список карибских фильмов
- Список пуэрториканских фильмов
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ^ Ортис 2007 , стр. 10
- ^ Jump up to: а б с Ривера 2010 , стр. 21
- ^ Ортис 2007 , стр. 55
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 56
- ^ Ривера 2010 , стр. 28
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 11
- ^ Ривера 2010 , стр. 16
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 12
- ^ Ривера 2010 , стр. 19
- ^ Гарсия 2014 , стр. 10
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 13
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 15
- ^ Ортис 2007 , стр. 16
- ^ Ортис 2007 , стр. 17
- ^ Ортис 2007 , стр. 20
- ^ Ортис 2007 , стр. 19
- ^ Ортис 2007 , стр. 24
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 29
- ^ Ортис 2007 , стр. 30
- ^ Ортис 2007 , стр. 32
- ^ Гарсия 2014 , стр. 16
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 15
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 36
- ^ Ортис 2007 , стр. 40
- ^ Ортис 2007 , стр. 41
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 42
- ^ Гарсия 2014 , стр. 18
- ^ Ортис 2007 , стр. 43
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 44
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 14
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 17
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 24
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 19
- ^ Гарсия 2014 , стр. 20
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 25
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ривера 2010 , стр. 20
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 45
- ^ Компания противоречий: Тропическая кинокомпания Пуэрто-Рико (1916–1917). Найда Гарсиа-Креспо. История кино. 23.4 (октябрь 2011 г.) стр. 401. Количество слов: 8053. Уровень чтения (лексил): 1730.
- ^ Гарсия 2014 , стр. 26
- ^ Ортис 2007 , стр. 47
- ^ Jump up to: а б Ортис 2007 , стр. 48
- ^ Гарсия 2014 , стр. 27
- ^ Гарсия 2014 , стр. 28
- ^ Ривера 2010 , стр. 26
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 31
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 35
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 30
- ^ Гарсия 2014 , стр. 37
- ^ Гарсия 2014 , стр. 38
- ^ Гарсия 2014 , стр. 39
- ^ Гарсия 2014 , стр. 40
- ^ Гарсия 2014 , стр. 36
- ^ Ривера 2010 , стр. 29
- ^ Гарсия 2014 , стр. 32
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 33
- ^ Гарсия 2014 , стр. 34
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 48
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 53
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 49
- ^ Гарсия 2014 , стр. 59
- ^ Гарсия 2014 , стр. 60
- ^ Гарсия 2014 , стр. 55
- ^ Гарсия 2014 , стр. 56
- ^ Гарсия 2014 , стр. 57
- ^ Гарсия 2014 , стр. 50
- ^ Гарсия 2014 , стр. 51
- ^ Гарсия 2014 , стр. 52
- ^ Гарсия 2014 , стр. 61
- ^ Гарсия 2014 , стр. 62
- ^ Гарсия 2014 , стр. 41
- ^ Гарсия 2014 , стр. 42
- ^ Гарсия 2014 , стр. 63
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 71
- ^ Гарсия 2014 , стр. 64
- ^ Гарсия 2014 , стр. 65
- ^ Jump up to: а б с д и Гарсия 2014 , стр. 68
- ^ Гарсия 2014 , стр. 69
- ^ Гарсия 2014 , стр. 70
- ^ Jump up to: а б Гарсия 2014 , стр. 72
- ^ Jump up to: а б с д Гарсия 2014 , стр. 73
- ^ Гарсия 2014 , стр. 75
- ^ Jump up to: а б с Гарсия 2014 , стр. 74
- ^ Ривера 2010 , стр. 31
- ^ Ривера 2010 , стр. 27
- ^ Jump up to: а б Пуэрто-Рико: Киноиндустрия острова готова к действию! (9 июля 2009 г.)
- ^ Пуэрто-Рико исключено из гонки за Оскар. Архивировано 2 мая 2013 г. в Wayback Machine ; Новый день (5 октября 2011 г.)
- ^ Jump up to: а б Ривера 2010 , стр. 15
- ^ Ривера 2010 , стр. 17
- ^ Jump up to: а б с д Ривера 2010 , стр. 32
- ^ Ривера 2010 , стр. 14
- ^ Jump up to: а б Ривера 2010 , стр. 22
- ^ Ривера 2010 , стр. 23
- ^ Jump up to: а б Ривера 2010 , стр. 24
- ^ Jump up to: а б «Пуэрто-Рико и его долгая история неудачных киностудий» . NotiCel. 03.07.2018 . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ Карлос Антонио Отеро (15 сентября 2021 г.). «Кинорайон на острове исчезает» (на испанском языке). Пресс-секретарь . Проверено 27 ноября 2022 г.
Библиография
- Гарсия, Хоакин (2014). История пуэрториканского кино . Посевная редакция. ISBN 9781463387310 .
- Ривера, Милука (2010). Наследие Пуэрто-Рико в Голливуде: известное и забытое . Центр искусств и этикета Кумарас. ISBN 9780578069937 .
- Ортис Хименес, Хуан (2007). Рождение пуэрториканского кино . Редакция «Нового времени». ISBN 0977361276 .