Кино Финляндии
Кино Финляндии | |
---|---|
Количество экранов | 283 (2011) [1] |
• На душу населения | 5,9 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | НФ-фильм 31,0% Компания Уолта Диснея 24,0% Финнкино 16,0% [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2011). [3] | |
Вымышленный | 26 (61.9%) |
Анимированные | 2 (4.8%) |
Документальный фильм | 14 (33.3%) |
Количество поступлений (2011 г.) [5] | |
Общий | 7,144,447 |
• На душу населения | 1.6 (2012) [4] |
Национальные фильмы | 1,230,102 (17.2%) |
Валовые кассовые сборы (2011) [5] | |
Общий | 65 миллионов евро |
Национальные фильмы | 10,6 млн евро (16,3%) |
Финское кино имеет долгую историю: первые публичные показы начались почти одновременно с изобретением современной кинотехнологии (первый показ в мире состоялся в 1895 году, а в Финляндии — в 1896 году). Прошло более десяти лет, прежде чем первый финский фильм был снят и показан в 1907 году. После этих первых шагов финского кино прогресс был очень медленным. После 1907 года было два периода (1909–1911 и 1917–1918), когда финские фильмы не производились. Частично это было вызвано политической ситуацией, поскольку Финляндия имела статус автономной части Российской империи и, таким образом, находилась под влиянием мировой политической ситуации.
В 1917 году Финляндия стала независимой страной, а в 1918 году разразилась гражданская война . После стабилизации политической ситуации финское общество и его культурная жизнь начали развиваться. Это было очень ясно с кинематографическим искусством. Было снято больше фильмов, и они стали важной частью финского общества. Кульминация этого развития наступила вскоре после наступления эпохи немого кино, примерно в 1940-х и 1950-х годах, когда три крупные студии производили фильмы и конкурировали за рынок. Когда в 1960-х годах общество изменилось, отчасти из-за политических тенденций, а отчасти из-за новых форм развлечений, таких как телевидение , привлекательность фильмов оказалась под угрозой, практически все студии были закрыты, а фильмы стали политическими и слишком художественными для масс, поскольку коммерческие производство считалось делом прошлого и неприятным. Однако некоторые кинематографисты были против такого развития событий и продолжали снимать популярные фильмы, которые критиковали, но любили люди.
К наиболее значимым финским фильмам относится «Неизвестный солдат » режиссёра Эдвина Лайне в 1955 году, который показывается по телевидению каждый День независимости . [6] Здесь «Под Полярной звездой» 1968 года, также поставленный Лайне, в котором показана Гражданская война в Финляндии с точки зрения Красной гвардии , также является одной из самых значительных работ в истории финского кинематографа. [7] 1960 года Криминальная комедия «Ошибка инспектора Палму » режиссера Матти Кассила была признана в 2012 году лучшим финским фильмом всех времен финскими кинокритиками и журналистами. [8]
Возрождение финского кино произошло в 1990-е годы, на что отчасти повлияло новое поколение кинематографистов, привнесшее новые идеи, а отчасти потому, что коммерческий успех больше не считался «нехудожественным», поэтому коммерческие кинопроекты начали получать поддержку. из государственных средств. В 2000-е годы финское кино живо и процветает: некоторые фильмы и режиссеры добились мирового успеха, а многие фильмы получили хорошие отзывы зрителей и критиков. Сегодня ежегодно выпускается около 15–20 финских полнометражных художественных фильмов, а финское кино под влиянием мирового влияния обретает новые формы, такие как боевик и уся .
История
[ редактировать ]1896–1920: до обретения независимости
[ редактировать ]Компания «Люмьер» продемонстрировала первые движущиеся изображения в Хельсинки в 1896 году, но первые фильмы были сняты в Финляндии только в 1904 году. ») неизвестно Кто снял первый фильм (под названием «Новинка из Хельсинки: Школьная молодежь на перемене его показал американский «Биоскоп» , но в декабре . Первая финская кинокомпания Atelier Apollo была основана в 1906 году инженером К. Э. Стольбергом . Он выпустил в основном документальные короткометражки, а также первый финский художественный фильм «Самогонщики» (1907). С самого начала финское кинопроизводство было сосредоточено в столице страны, хотя в течение нескольких лет, начиная с 1907 года, существовала заметная компания Oy Maat ja Kansat, в Тампере производившая короткометражные документальные фильмы .
«Самогонщиков» Режиссером выступил Теуво Пуро , который также отвечал за постановку первого полнометражного финского полнометражного фильма « Сильви » по пьесе Минны Кант . Фильм был снят в 1911 году вместе с двумя другими полнометражными литературными экранизациями, но премьера состоялась только в 1913 году. У создателей фильма не было достаточно денег, чтобы сразу отправить фильмы в ближайшую лабораторию в Копенгагене, поэтому материал тоже остался непроявленным. долго, и два фильма из трёх были испорчены. [ нужна ссылка ]
В последующие годы после Сильви была основана первая действующая кинокомпания по производству художественных фильмов - Lyyra-Filmi Ялмара В. Похьянхеймо , которая производила как короткометражные фарсы, так и «художественные фильмы». Была также попытка создать более масштабное кинопроизводство Эрика Эстландера , который в 1916 году построил в Хельсинки студию со стеклянными стенами и крышей. В конце того же года российские власти запретили всю киносъемочную деятельность в Финляндии, так что ничего особенного производилось до обретения страной независимости в 1917 году.
Финская киноиндустрия первых двух десятилетий 20-го века никогда даже не приближалась к творчеству и продуктивности своих скандинавских соседей, Швеции и Дании – можно даже сказать, что там практически не было ни промышленности, ни производства. Кроме того, большая часть видеоматериалов, снятых до обретения независимости, утеряна. Из художественных фильмов до сих пор осталось всего тринадцать минут «Сильви» . [ нужна ссылка ]
1920–1930: Тихие годы
[ редактировать ]Финляндия Фильм
[ редактировать ]Лишь в 1920-х годах началось регулярное кинопроизводство благодаря успешной компании Suomi-Filmi (основанной под названием Suomen Filmikuvaamo в 1919 году) и ее креативному руководителю Эркки Кару . Он также снял самые важные фильмы той эпохи и был главной фигурой финского кино до своей ранней смерти в 1935 году. Его «Деревенские сапожники» (1923) — это важнейший шедевр немого кино, недавно рассказанная народная комедия по Алексиса Киви пьесе с слегка экспериментальная операторская работа немца Курта Йегера . Среди других известных фильмов Кару: «Невеста логроллера» (1923) с превосходной операторской работой Ягера и Оскара Линделёфа , а также первый финский фильм, широко распространяемый за рубежом; «Когда у отца болит зуб» (1923), короткий сюрреалистический фарс; и «Наши мальчики» (1929), патриотический предшественник многих военных фарсов.
Зрителей аграрной страны затронули сельские сюжеты Suomi-Filmi. Работа с глубоко национальными сельскими историями оставалась политикой компании в эпоху немого кино. Время от времени предпринимались попытки снять более городские или более «европейские» фильмы, такие как «Летняя сказка» Кару (1925), но публика оставалась в стороне.
Еще одним важным режиссером Suomi-Filmi был вышеупомянутый Пуро, снявший первый полнометражный фильм компании « Годы ученичества Олли» (1920) и один из немногих финских фильмов ужасов «Злые чары» (1927). Интересной странностью последних двух лет молчания стал Карл фон Хаартман , солдат и искатель приключений, работавший военным советником в Голливуде. Из-за этого его считали способным снимать фильмы. Две его аристократические шпионские драмы, «Высшая победа» (1929) и «Мираж» (1930), были вполне сносны, но публики не привлекли.
Другие компании
[ редактировать ]Suomi-Filmi доминировала в финском кинопроизводстве 1920-х годов. Компания выпустила 23 из 37 полнометражных художественных фильмов, снятых в 1919–1930 годах. Suomi-Filmi и Erkki Karu Другие компании (которые появлялись время от времени), казалось, исчезли с пути после производства одного или двух фильмов. Наиболее важные из этих альтернативных производственных компаний появились во второй половине десятилетия.
Немецкий оператор Егер покинул Suomi-Filmi и основал собственную компанию Komedia-Filmi . Он был связан с глобальным кинотрастом (Уфанамет), которому в то время принадлежала большая часть кинопроката в Финляндии, что представляло собой большую угрозу для Suomi-Filmi. «Суоми-Фильми» защищала себя национальными ценностями, обвиняя «Комедиа-Фильми» и «Уфанамет» в том, что они являются иностранными захватчиками. К счастью для Suomi-Filmi, обе компании потерпели неудачу. «Комедиа-Фильми» сняла всего два фильма, из которых последний, « На дороге жизни» (1927, режиссеры Ягер и Рагнар Хартвалл ), представляет собой интересную попытку сделать своего рода современную комедию.
В 1929 году состоялась премьера первых двух фильмов, произведенных небольшой компанией Fennica и снятых Валентином Ваалой , который еще не стал одним из величайших режиссеров золотых лет финского кино. Когда он начал снимать первый из них (« Очи темные» ), ему было всего 17 лет, а его ведущему актеру Теодору Тугаю (позже Теуво Тулио ) 14 лет. Этот фильм и его мгновенный ремейк «Цыганка-чаровница» представляли собой новые, страстные драмы с явно восточным влиянием. К сожалению, остался только последний; Создатели фильма уничтожили единственный негатив « Очей чёрных» , выбросив его в море, поскольку считали, что ремейк намного лучше.
Предприятия по производству фильмов существовали и за пределами столицы, но фильмы, снятые в Выборге и Оулу, были слишком примитивными, чтобы их можно было даже показывать в Хельсинки. «Нет слез на ярмарке» (1927) и «Человек из заснеженных лесов» (1928), два ныне утраченных фильма, снятые в Тампере Аквилой -Суоми и режиссером Ууно Эскола, по мнению современников, были лучшими попытками. В Тампере не осталось ничего постоянного производства, но один из продюсеров Аквилы, художник Калле Каарна , сам по себе оказался одаренным режиссером. Его первый фильм «С лезвием меча» (1928) смело рекламировался как нейтральный рассказ о мучительной гражданской войне 1918 года, а второй фильм « Песня о трудовом героизме» (1929) представил (хотя и весьма условно) новую картину. своего рода пролетарский герой для публики. Ни один из этих фильмов не дожил до наших дней.
1931–1933: Приход звука
[ редактировать ]Первые эксперименты со звуком провела «Лагын-Фильми» провинциальная компания , работающая в Турку. Первым полнометражным звуковым фильмом с песнями и разговорами стал « Скажи это» Лахина на финском языке (1931), снятый руководителем компании Юрьё Нюбергом (позже Норта ). Этот потерянный фильм был скорее сборником музыкальных номеров-ревю, чем полнометражным фильмом.
В том же году Suomi-Filmi перевела производство с немого на звуковое кино. Первым финским фильмом с саундтреком стал фильм компании « Одетый как Адам и немного как Ева» (1931), основанный на популярной пьесе Агапетуса (псевдоним Юрьё Сойни ). В саундтреке была только музыка и несколько звуковых эффектов, поэтому первым настоящим звуковым фильмом компании стала «Невеста лесоруба» Кару (1931), еще одна сельская драма.
1934–1939: Золотой век.
[ редактировать ]Студийная система
[ редактировать ]В 1933 году Кару был уволен из «Суоми-Фильми». В ответ он основал новую киностудию под названием Suomen Filmiteollisuus , которая начала использовать инициалы SF в своем логотипе. Эта компания добилась большего успеха, чем предыдущие конкуренты Suomi-Filmi, и после нескольких успешных комедий режиссера Кару она стала столь же значимой, как и ее конкурент.
Конкуренция между двумя компаниями оказалась полезной для роста отрасли. К концу десятилетия ежегодно снималось около двадцати полнометражных фильмов. По мере повышения качества продукции и расширения тематики росла и популярность отечественных фильмов. Финская киноиндустрия со своими звездами и продюсерами стала напоминать национальную миниатюру Голливуда. За этот период две крупные студии добились больших успехов, как и некоторые более мелкие продюсерские компании.
Звук увеличил желание публики смотреть отечественные фильмы. Большим прорывом для финского кино стала хорошо снятая комедия «Бригадир фермы Силтала» (1934), которую посмотрело более 900 000 зрителей.
Финляндия Фильм
[ редактировать ]Эркки Кару был немедленно заменен Ристо Орко на посту главы компании, и этот пост он занимал до 1990-х годов (хотя это было спустя много времени после того, как компания прекратила производство фильмов). Орко был режиссером «Бригадира фермы Силтала » и с тех пор несколько раз возвращался к режиссуре, в первую очередь с двумя историческими и патриотическими драмами в конце десятилетия: «Солдатская невеста » (1938) и «Активисты» (1939). Большинство его фильмов как режиссёра остаются незабываемыми.
Важнейшим режиссером Suomi-Filmi был Валентин Ваала , у которого в конце 1930-х годов был потрясающий творческий период. После нескольких лет молчания Ваала снял еще три фильма для своей первой компании Fenica. Когда он запустил четвертый, компания разорилась. Теперь он перешел в «Суоми-Фильми», и хотя его первый фильм там ( «Всеобщая любовь» , 1935) был довольно скромной комедией, он пользовался большой популярностью, а главное, представил публике двух самых любимых финских звезд: Ансу Иконен и Тауно Пало .
Последними фильмами Ваалы о Феннике были городские комедии, жанр, который он значительно развил в своей новой студии, выпустив следующие два легких фильма: «Заменить жену» и «Заменить мужа» (оба 1936 года). Хульда Юракко (1937) была гораздо более серьезной попыткой в той же области: социально сознательная история о деревенской девушке, которая приезжает в большой город и неизбежно сталкивается с проблемами неравенства между полами. Фильм и его сюжет были встречены зрителями с огромным энтузиазмом.
Ваала был также мастером сельской тематики и романтических мелодрам. В 1938 году он снял первый и лучший фильм из серии аграрной семейной саги Нискавуори (« Женщины Нискавуори »).
Сан-Франциско
[ редактировать ]После его ранней смерти в 1935 году Кару сменил Тойво Сярккя во главе компании. Сярккя руководил научно-фантастическим фильмом до его банкротства в 1965 году. Сярккя был самым плодовитым продюсером и режиссером, который когда-либо видел финский кинематограф: в его фильмографии более 200 художественных постановок, из которых он снял 51. Вместе с Юрьё Нортой он снял большую часть фильмов. фильмы компании 1930-х годов, в том числе религиозная драма «Сон и тень...» (1937) и патриотический исторический фильм «Манифест в феврале» (1939). Сярккя и Норты Продукция включает в себя несколько очень популярных народных комедий, таких как «Лапатоссу» (1937) с любимым комедийным актером Аку Корхоненом , «Беспокойный мальчик полка» (1938), образец жанра финского военного фарса, и «Парад Сан-Франциско» (1940). ), первая настоящая финская музыкальная комедия. Сярккя также снял первый в Финляндии полнометражный цветной фильм — драматический фильм 1956 года « Юха» . [9]
Многие финские фильмы 1940-х и 1950-х годов, особенно в эпоху Сярккя, в значительной степени характеризовались определенными сюжетными структурами и темами, такими как прославление сельской местности , подчеркивание добродетельной морали в фильме и поверхностность диалогов . [10] Также все большее распространение стали получать так называемые « фильмы Риллумарай », фильмы комедийного песенного или куплетного типа, в том числе Пекки Пуупяя фильмы с Эсой Пакариненом и Масой Ниеми в главных ролях . «Риллумарайские фильмы», полные гордости рабочих и беззаботных ребят, полюбились зрителям, хотя и были очень ненавистны критикам. [11] [10]
Другие компании
[ редактировать ]Наряду с Suomi-Filmi и SF, лишь немногие мелкие компании могли производить много фильмов в золотой век. Фильмы Валентина Ваалы , подобные местным постановкам о «боре за бедность», являются самыми захватывающими фильмами, снятыми в 1930-е годы.
Новая волна с 1960 по 1980 годы.
[ редактировать ]Новое поколение кинематографистов стремилось прийти к власти, поскольку старые продюсерские компании, такие как Suomi-Filmi и SF, терпели крах. Ристо Ярва был вдохновлен французским авангардом и новой волной, которая переросла в соцреализм, показанный в «Тёмиехен пяйвакирья» (1967), и, в конечном итоге, в комедии «Лома» (1976) и «Яниксен вуози» (1977). Микко Нисканен начал свою карьеру еще в 1962 году в фильме «Поят» с неизвестным тогда Весой-Матти Лойри . Нисканен присоединился к новой волне с Кяпи селан алла (1966) и Лапуалайсморсяном (1967). 1960-е годы также ознаменовали подъем нового стиля финских комедийных фильмов Пертти Пасанена , таких как X-Paroni , About Seven Brothers и Näköradiomiehen Ihmeelliset Siekailut . Рауни Моллберг два романа Тимо К. Мукки магически реалистичных лапландских адаптировала для большого экрана : «Земля — грешная песня» (1973) и «Милка» (1983).
Комедия «Миллипиллери» (1966) Эре Кокконена и Спеде Пасанена стала одним из самых просматриваемых финских фильмов. В последующие десятилетия дуэт снял еще много популярных фильмов, в том числе кассовый хит «Ууно Турхапуро» (1973) с Весой-Матти Лойри в главной роли , который породил франшизу, в общей сложности состоящую из 19 фильмов. Несмотря на то, что кинокритики не всегда высоко оценивали их работу, популярность фильмов Кокконена и Пасанена была неоспоримой и продолжительной.
Однако 1970-е годы также принесли с собой финские фильмы, которые не имели большого финансового успеха, из которых 1974 год стал одним из самых низких в истории финского кино. [12] В том же году появился эротический триллер «Волосы » режиссера Сеппо Хуунонена, который в значительной степени презирался критиками, а также считался «одним из худших финских фильмов, когда-либо созданных». [13] [14]
Каурисмяки, эпоха 1980-х годов.
[ редактировать ]Старая гвардия предыдущего поколения кинопроизводителей была символически свергнута с трона в начале 1980 года совместным финско-советским фильмом « Одолжение спичек» , за которым последовал фильм Тапио Суоминена «Täältä tullaan, elämä!» . Эдвин Лайне и Микко Нисканен сняли свои последние фильмы, и за это десятилетие было отмечено около 30 режиссерских дебютов, в том числе фильмы Мики и Аки Каурисмяки , Маркку Лехмускаллио , Пирьо Хонкасало , Таави Кассила, Янне Кууси , Матти Куортти, Матти Ияса , Олли Сойнио, Лаури Тёрхёнена. , Клаас Олссон, Вейкко Аалтонен и Пекка Парикка .
«Лжец» (1981) и «Бесполезный» (1982), снятые Микой по сценарию Аки Каурисмяки, нарушили статус-кво в финской киноиндустрии, вернув креативность и мелкосерийное производство. В своей карьере Мика выбрал более традиционный способ создания фильмов с «Клаани» (1984), «Россо» (1985) и «Хельсинки Наполи всю ночь напролет » (1987). Аки меньше отклоняется от стиля и темы, а его фильмы известны минималистичным невербальным общением и невозмутимой подачей диалогов. Хотя Аки наиболее известен благодаря суоми -трилогии «Кауас пилвет каркаават» (1996), «Мис ваилла меннейсюитта» (2002) и «Лайтакаупунгин валот» (2006), его работы также включают такие комедии, как «Ленинградские ковбои едут в Америку » (1989).
1990-2000
[ редактировать ]Начало 1990-х выглядело для киноиндустрии не слишком удачно, поскольку национальная экономика переживала сильный спад. Финансирование фильмов не было приоритетом для поддерживаемого правительством Финского кинофонда , который отвечает за большую часть финансирования фильмов в Финляндии. К счастью, к 1999 году, когда состоялась премьера почти 30 отечественных фильмов, ситуация полностью перевернулась с ног на голову. «Poika ja ilves» , «Häjyt» и «Kulkuri ja joutsen» собрали более 200 000 зрителей каждый и помогли вернуть популярность отечественных фильмов на уровень, который был десять лет назад.
В число плодовитых режиссеров, появившихся на сцене в 1990-е годы, входят Маркку Пёлёнен , Аули Мантила и Ярмо Лампела . За последние два десятилетия можно выделить несколько популярных жанров. Галстук «Рукаярви» , «Маленькая сестра » и «Заброшенные дома, заброшенные дворы» происходят во время Второй мировой войны.
2001-настоящее время
[ редактировать ]В начале 21 века Кулкури я йутсен (1999), Баддинг (2000), Рентун Руусу (2001), Сибелиус (2003) и Алексис Кивен элямя (2002) изображают жизнь популярных общественных деятелей Финляндии.
Фильм авторского режиссера Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» получил Гран-при Каннского кинофестиваля 2002 года. Его следующий фильм, третья часть трилогии «Финляндия», « Огни в сумерках» , также был представлен на Каннском кинофестивале.
В 2005 году вышел любительский научно-фантастический пародийный фильм «Звездное крушение: В Пиркиннинге» , который был выпущен в Интернете для бесплатного скачивания. Фильм был скачан более 9 миллионов раз и является самым просматриваемым финским фильмом во всем мире.
В том же году «Ледяная земля» вышла на экраны кинотеатров. Режиссер и автор сценария Аку Лоухимиес . Сюжет фильма основан на посмертно опубликованном в 1911 году рассказе Льва Толстого « Поддельный талон », часть первая. Фильм имел кассовый успех и получил восемь премий Юсси .
В 2011 году в Финляндии был снят 31 фильм, 24 из которых были полнометражными, а остальные семь — документальными. [15]
В 2016 году тремя наиболее просматриваемыми фильмами в Финляндии были финские семейные фильмы: Risto Räppääjä ja yöhaukka ( 2016), The Angry Birds Movie (2016) и Kanelia kainaloon, Tatu ja Patu! (2016). [16]
Военная драма «Неизвестный солдат» (2017) — один из самых дорогих финских фильмов, когда-либо созданных. Это третья экранизация одноимённого бестселлера финского классического романа 1954 года .
Экспериментальный фильм «М» (2018) Анны Эрикссон , в котором рассказывается о последних днях легенды кино Мэрилин Монро, был показан в рамках Венецианской недели кинокритиков 75-го Венецианского кинофестиваля.
(2019) , бюджет которого составляет 17 миллионов евро, Фильм «Железное небо: Грядущая гонка» является самым дорогим финским игровым фильмом, когда-либо созданным. Однако продолжение фильма 2012 года « Железное небо» не оправдало ожиданий и стало кассовой бомбой.
Фильм «Собаки не носят штанов» в главной роли с Кристой Косонен был показан в рамках режиссерской программы «Две недели» Каннского кинофестиваля 2019 года.
Черная комедия об инвалиде « Слепой, который не хотел видеть Титаник » получила приз зрительских симпатий на Венецианском кинофестивале 2021 года.
Совместный финско-российский фильм «Отсек №6» получил Гран-при Каннского кинофестиваля 2021 года. еще один заметный финско-российский фильм, антиутопия «Карантин» кинорежиссера и музыканта Дианы Ринго В том же году вышел .
Фильм-антиутопия W (2022) Анны Эрикссон был выбран для участия в кинофестивале в Локарно 2022 года. Другими финскими фильмами, отобранными для участия в фестивале, стали документальный фильм « Безжалостные времена – песни заботы» Сюзанны Хельке и «Сихья, мятежная фея» Марьи Пююккё. [17] Период с 2022 по 2023 год стал для финского кинематографа важным периодом с точки зрения достижения новых международных прорывов, поскольку фильм ужасов « Вылупление » режиссера Ханны Бергхольм и боевик «Сизу» режиссера Ялмари Хеландер получили огромную похвалу во всем мире. мир. [18] [19] [20] [21]
Среди всемирно известных финских актеров и актрис — Яспер Пяакконен , Петер Франзен , Лаура Бирн , Ирина Бьёрклунд , Самули Эдельманн , Криста Косонен , Кати Оутинен , Вилле Виртанен , Мартти Суосало и Йоонас Суотамо .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Профили стран» . Кинотеатр Европа. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ YLE: День независимости Финляндии – гала-концерты, протесты и военные воспоминания
- ^ Согласование по истории: адаптация как восстановительная истина в финском примирении
- ^ Сундквист, Янне (12 ноября 2012 г.). «Критики выбрали лучший отечественный фильм всех времен» (на финском языке). Юле Новости . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Хухтала, Юсси (2 декабря 2019 г.). «Сегодня по ТВ: Классика 1956 года стала первым финским цветным фильмом» . Эпизод (на финском языке) . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Знаете ли вы замечательные и ужасные клише финских фильмов? В невинных на первый взгляд сценах на самом деле есть скрытый эротический мотив – Ilta-Sanomat (на финском языке)
- ^ Яркко Силен. Фильмы Риллумарай: Опасный народ. Архивировано 20 октября 2006 г. в Wayback Machine (на финском языке).
- ^ Сакари Тойвиайнен: Особенности мировоззрения западного кино 70-х годов , Проекция 1/1980, 8. (на финском языке).
- ↑ Микко Маянлахти, 87 лет, заразился паховой инфекцией во время сексуальных сцен – вот каково было снимать худший фильм в Финляндии , Ilta-Sanomat, 10 мая 2021 г. (на финском языке)
- ↑ Сегодня вечером по ТВ: Это худший финский фильм всех времён? «Давай поборемся в донной грязи» (на финском языке)
- ^ Смит, Ян Хайден (2012). Международный киногид 2012 . п. 114. ИСБН 978-1908215017 .
- ^ «В 2016 году в тройку самых просматриваемых кинофильмов вошли отечественные фильмы для всей семьи» (на финском языке). Финский кинофонд. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 15 января 2017 г.
- ^ «Три финских фильма в Локарно, включая мировую премьеру фильма «W» Анны Эрикссон» . СЭС .
- ^ «Все фильмы ужасов 2022 года от лучшего к худшему» . Гнилые помидоры . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Сапсфорд, Джейк (30 декабря 2022 г.). «10 лучших фильмов ужасов 2022 года по версии Rotten Tomatoes» . Коллайдер . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Массото, Эрик (21 февраля 2023 г.). « Трейлер «Сизу» обещает захватывающее приключение с золотом, нацистами и милой собакой» . Коллайдер . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Д'Алессандро, Энтони (30 апреля 2023 г.). « «Super Mario Bros» поглотила «Маргарет», «Джорджа Формана» и многих других - кассовые сборы» . Крайний срок Голливуд . Проверено 4 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьорт, Метте; Линдквист, Урсула, ред. (2016). Компаньон скандинавского кино . Молден, Массачусетс: Уайли Блэквелл. ISBN 9781118475256 .