Политика Финляндии
Политика Финляндской Республики | |
---|---|
![]() | |
Тип государства | Унитарная парламентская республика |
Конституция | Конституция Финляндии |
Законодательная власть | |
Имя | Парламент/Риксдаген |
Тип | Однопалатность |
Место встречи | Дом Парламента |
Председательствующий | Юсси Халла-Ахо , спикер парламента |
Исполнительная власть | |
Глава государства | |
Заголовок | Президент |
В настоящее время | Александр Стабб |
Назначитель | Народное голосование |
Глава правительства | |
Заголовок | премьер-министр |
В настоящее время | Петтери Орпо |
Назначитель | Президент |
Кабинет | |
Имя | Правительство Финляндии |
Текущий кабинет | Сиротский кабинет |
Лидер | премьер-министр |
Назначитель | Президент |
Штаб-квартира | Правительственный дворец |
Министерства | 12 |
Судебная власть | |
Имя | Судебная система Финляндии |
Суды | Общие суды |
![]() |
---|
Политика Финляндии осуществляется в рамках парламентской представительной демократии . Финляндия – республика которой , главой государства является президент Александр Стубб страны , который возглавляет внешнюю политику и является верховным главнокомандующим Силами обороны Финляндии . [1] Финляндии Главой правительства является премьер-министр Петтери Орпо власть страны , который возглавляет исполнительную , называемую правительством Финляндии . [2] Законодательная власть принадлежит Парламенту Финляндии ( финский : Suomen eduskunta , шведский : Finlands Riksdag ), [3] и правительство имеет ограниченные права на внесение поправок или расширение законодательства. Конституция Финляндии наделяет властью как президента, так и правительство: президент имеет право вето на решения парламента, хотя это право может быть отменено большинством голосов в парламенте. [4]
Судебная власть независима от исполнительной и законодательной ветвей власти. Судебная власть состоит из двух систем: обычных судов и административных судов. Две судебные системы возглавляются соответственно Верховным судом и Высшим административным судом . Административные суды рассматривают дела, в которых оспариваются официальные решения. нет конституционного суда В Финляндии : конституционность закона может быть оспорена только применительно к отдельному судебному делу.
Граждане Финляндии пользуются многими личными и политическими свободами, а избирательное право является всеобщим с 18 лет; Финские женщины стали первыми в мире, кто имел неограниченное право голосовать и баллотироваться на государственные должности.
Население страны этнически однородно, без значительного числа иммигрантов. меньшинством существует небольшая напряженность Между финноязычным большинством и шведскоязычным , хотя в определенных кругах ведутся бесконечные дебаты о статусе шведского языка. [ нужны разъяснения ]
Трудовые соглашения Финляндии основаны на коллективных переговорах . Переговоры сильно централизованы, и часто правительство участвует в координации налогово-бюджетной политики . В Финляндии действуют всеобщие коллективные трудовые соглашения , и часто, но не всегда, профсоюзы, работодатели и правительство достигают соглашения о национальной политике доходов . Важными финскими профсоюзами являются SAK , STTK , AKAVA и EK . [5]
Economist Intelligence Unit оценил Финляндию как « полную демократию » в 2022 году. [6] [ нужно обновить ] Согласно индексу демократии V-Dem, Финляндия в 2023 году стала 13-й самой электоральной демократической страной в мире. [7]
История
[ редактировать ]Автономный, но под властью России
[ редактировать ]
Финская политическая идентичность и характерно финская политика впервые развились под властью России в стране с 1809 по 1917 год. В то время Финляндия имела автономное положение в составе Российской империи со своими собственными законодательными полномочиями. Однако все законопроекты должны были быть подписаны российским императором, великим князем Финляндским. Кроме того, военная мощь прочно находилась в руках России. Ранее Финляндия была частью Швеции и не имела собственных политических институтов, а в шведской политике участвовали люди финской национальности. [8]
Независимость и гражданская война
[ редактировать ]Сенат Финляндии издал декларацию независимости 6 декабря 1917 года, после второй российской революции в октябре 1917 года. Совет Народных Комиссаров Советской России под председательством Ленина признал независимость Финляндии 31 декабря 1917 года, и вскоре после этого многие другие государства последовали его примеру. .
28 января 1918 года разразилась гражданская война , закончившаяся победой поддерживаемых Германией белых против поддерживаемых большевиками красных . В том же году добровольцы совершили несколько вооруженных экспедиций в Советскую Россию, включая Карелию, а также Эстонию. Гражданская война в Финляндии была частью Первой мировой войны . Война велась между Сенатом Финляндии , то есть силами, возглавляемыми правительством, и Народной делегацией Финляндии с 27 января по 16 мая 1918 года. Силы Сената назывались белыми, а силы Народной делегации — красными.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Финляндия вела три войны: Зимнюю войну , Войну-продолжение и Лапландскую войну . [9]
По соглашению о прекращении огня, помимо территориальных потерь после Зимней войны, Финляндия должна была передать Петсамо и арендовать Порккалу в качестве базы на 50 лет. Военные репарации были установлены в размере 300 миллионов долларов США. Условия соглашения о прекращении огня были окончательно подтверждены в Парижском мирном договоре 1947 года.
Правило Урхо Кекконена
[ редактировать ]После войн Финляндия стала скандинавским государством всеобщего благосостояния .
В начале 1973 года Урхо Кекконен был избран президентом в порядке исключения, без выборов и кандидатов, что сегодня некоторые считают [ ВОЗ? ] быть надиром финской демократии [ нужна ссылка ] и ознаменовал начало последней эры для Кекконена.
Интеграция с Западом
[ редактировать ]В 1982 году Мауно Койвисто был избран президентом вместо Кекконена, пообещав сократить полномочия президента и расширить полномочия премьер-министра. [10]
Сближение Финляндии и Европейского сообщества началось осенью 1989 года с решения о присоединении к Европейскому экономическому пространству (ЕЭЗ). [11]
После положительного голосования в парламенте заявка Финляндии на членство в ЕС была подана 18 марта 1992 года, а переговоры о членстве начались 1 февраля 1993 года одновременно со Швецией и Австрией . [12]
Финляндия вступила в Европейский Союз в 1995 году. В 2002 году евро заменило марку в качестве официальной валюты Финляндии. [13]
После почти 30 лет тесного партнерства с НАТО Финляндия присоединилась к Альянсу 4 апреля 2023 года. Партнерство Финляндии с НАТО исторически основывалось на ее политике военного неприсоединения, которая изменилась после полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. [14] 1 марта 2024 года Александр Стубб , убежденный сторонник НАТО, был приведен к присяге в качестве нового президента Финляндии. [15]
Конституция
[ редактировать ]Текущая версия конституции Финляндии была написана 1 марта 2000 года. Первая редакция конституции была принята 17 июля 1919 года. Первоначальная версия включала четыре конституционных закона и несколько поправок, которые последние заменили. [16]
Согласно конституции, законодательную власть осуществляет Парламент, правительственную власть осуществляют Президент Республики и Правительство, а судебную власть осуществляют независимые от правительства суды. [17] Верховный суд может запросить принятие закона, который интерпретирует или изменяет существующие законы. Судьи назначаются Президентом. [18]
Конституция Финляндии и ее место в судебной системе необычны тем, что здесь нет конституционного суда, а Верховный суд не имеет явного права объявлять закон неконституционным. В принципе, конституционность законов в Финляндии проверяется простым голосованием парламента (см. парламентский суверенитет ). Однако парламентский комитет по конституционному праву рассматривает любые сомнительные законопроекты и при необходимости рекомендует внести изменения. На практике Комитет конституционного права выполняет функции конституционного суда. Финской особенностью является возможность делать исключения из конституции в обычных законах, которые принимаются в той же процедуре, что и конституционные поправки. Примером такого закона является Закон о состоянии готовности, который наделяет правительство определенными исключительными полномочиями в случае чрезвычайного положения в стране. Поскольку эти полномочия, соответствующие указам исполнительной власти США, затрагивают основные конституционные права, закон был принят таким же образом, как и поправка к конституции. Однако он может быть отменен в том же порядке, что и обычный закон. Помимо рассмотрения Комитетом конституционного права, все финские суды обязаны отдавать предпочтение конституции, когда существует очевидный конфликт между конституцией и обычным законом. Однако такой случай очень редок. [ нужна ссылка ]
Некоторые вопросы решаются президентом Финляндии , главой государства, на пленарных заседаниях правительства, что повторяет конституционную историю тайного совета . В остальном президент не присутствует в правительстве, но принимает решения по таким вопросам, как личные назначения и помилование, по рекомендации соответствующего министра . министра В министерствах вопросы второстепенной важности решаются отдельными министрами по рекомендации статс-секретаря . Премьер-министр и другие министры правительства несут ответственность за свои действия перед Парламентом .
Исполнительная власть
[ редактировать ]В Финляндии существует парламентская система , даже если президент Финляндии формально отвечает за внешнюю политику . Большая часть исполнительной власти принадлежит кабинету министров ( правительству Финляндии ) во главе с премьер-министром . Ответственность за формирование кабинета министров из нескольких политических партий и согласование его платформы возлагается на лидера партии, получившей наибольшую поддержку на выборах в парламент. Этот человек также становится премьер-министром кабинета министров. Однако любой министр и кабинет в целом должны пользоваться постоянным доверием парламента и могут быть исключены голосованием, отправлены в отставку или заменены. Правительство состоит из премьер-министра и министров различных департаментов центрального правительства, а также члена по должности - канцлера юстиции .
В официальном использовании «кабинет» ( valtioneuvosto ) — это министры, включая премьер-министра и канцлера юстиции, а «правительство» ( hallitus ) — это кабинет под председательством президента. В популярном использовании Hallitus (с президентом) может также относиться к valtioneuvosto (без президента).
Президент
[ редактировать ]Хотя в Финляндии преимущественно парламентская система, президент обладает некоторыми заметными полномочиями. Внешняя политика проводится Президентом в сотрудничестве с правительством, то же самое относится и к вопросам национальной безопасности . Основная исполнительная власть принадлежит кабинету министров, который возглавляет премьер-министр. До внесения изменений в конституцию в 2000 году президент пользовался большей властью.
Избранный на шестилетний срок президент:
- Занимается иностранными делами Финляндии в сотрудничестве с Кабинетом министров, за исключением некоторых международных соглашений и решений о мире или войне , которые должны быть представлены в парламент.
- Является главнокомандующим вооруженными силами;
- Имеет некоторые указы и назначательные полномочия
- Утверждает законы и может созывать внеочередные сессии парламента.
- Официально назначает премьер-министра Финляндии, выбранного парламентом, и официально назначает остальную часть кабинета министров (правительства) по предложению премьер-министра.
Правительство
[ редактировать ]Правительство состоит из премьер-министра и других министров различных министерств центрального правительства, а также члена по должности - канцлера юстиции. Министры не обязаны быть членами парламента и не должны быть официально отождествлены с какой-либо политической партией.
Правительство готовит большую часть материалов, которыми занимается Парламент, например, предложения по новым законам или законодательным реформам, а также годовой бюджет. Каждый из министров руководит своими министерствами относительно независимо. [19] В нынешнем кабинете министров 19 министров в 12 министерствах. Число министров может быть определено правительством.
Канцелярия премьер-министра и одиннадцать других министерств составляют правительство Финляндии. [20]
Главой правительства является премьер-министр , в настоящее время Петтери Орпо . Назначаемый премьер-министр избирается парламентом и затем назначается президентом Финляндии . Все министры должны быть гражданами Финляндии, известными своей честностью и компетентностью. [21]
Министерства
[ редактировать ]Министерства действуют как административные и политические эксперты и готовят решения правительства в рамках своих мандатов. Они также представляют соответствующие административные сектора во внутреннем и международном сотрудничестве. [22]
Новые законы разрабатываются в министерствах. Существует традиция значительной министерской независимости в разработке законов. Затем проекты рассматриваются правительством и парламентом перед принятием. Согласно Конституции Финляндии, окончательная законодательная власть принадлежит Парламенту совместно с Президентом Республики. [23]
В Финляндии 12 министерств. [24] Поскольку в правительстве, как правило, больше министров, чем министерств, некоторые министерства, такие как Министерство финансов, связаны с несколькими министрами.
- Канцелярия премьер-министра
- Министерство иностранных дел
- Министерство юстиции
- Министерство внутренних дел
- Министерство обороны
- Министерство финансов
- Министерство образования и культуры
- Министерство сельского и лесного хозяйства
- Министерство транспорта и коммуникаций
- Министерство занятости и экономики
- Министерство социальных дел и здравоохранения
- Министерство окружающей среды
Парламент
[ редактировать ](шведский)) состоит из 200 членов Однопалатный парламент Финляндии ( Эдускунта (финский), Риксдаг и является высшим законодательным органом Финляндии. Парламент может изменить Конституцию Финляндии , добиться отставки правительства и преодолеть президентское вето. Его действия не подлежат судебному контролю. Законодательная инициатива может быть инициирована правительством или одним из членов парламента, которые избираются на четырехлетний срок на основе пропорционального представительства по с открытым списком многомандатным округам . Избираться могут лица в возрасте 18 лет и старше, за исключением военнослужащих, находящихся на действительной военной службе, и некоторых высокопоставленных судебных чиновников. Обычный парламентский срок составляет четыре года; однако президент может распустить эдускунту и назначить новые выборы по требованию премьер-министра и после консультации со спикером парламента.
в 1906 году в парламенте С момента введения равного и общего избирательного права доминируют светские консерваторы , Центристская партия (бывший Аграрный союз) и социал-демократы . Тем не менее, ни одна из них не имела однопартийного большинства, за примечательным исключением выборов 1916 года , на которых социал-демократы получили 103 из 200 мест. После 1944 года коммунисты были фактором, который следует учитывать в течение нескольких десятилетий, а Финская народно-демократическая лига , сформированная коммунистами и другими левыми социал-демократами, была крупнейшей партией после выборов 1958 года . Поддержка коммунистов резко снизилась в начале 1980-х годов, а позже в том же десятилетии экологи сформировали Зелёную лигу , которая сейчас является одной из крупнейших партий. Шведская народная партия представляет финляндию-шведов , особенно в языковой политике . Относительные силы партий на выборах различаются незначительно из-за пропорциональных выборов от многомандатных округов, но есть некоторые видимые долгосрочные тенденции.
нет Конституционного суда ; вопросы, касающиеся конституционных прав или конституционного права, рассматриваются Конституционным комитетом парламента ( perustuslakivaliokunta ). Кроме того, Конституционный комитет имеет исключительное право передавать дело в Высокий суд по импичменту ( valtakunnanoikeus ) и санкционировать полицейское расследование с этой целью.
Помимо парламента, Кабинет министров и президент могут разрабатывать постановления ( asetus ) посредством процесса нормотворчества . Они содержат более конкретные инструкции о том, как применять законы, которые часто прямо регулирование конкретных деталей делегируют правительству . Положения должны основываться на действующем законодательстве и могут разъяснять и конкретизировать, но не противоречить закону. Более того, права человека всегда должны основываться на законе, а не на постановлении. Часто закон и постановление входят в пары с одинаковыми названиями. Например, в законе о начальном образовании перечислены преподаваемые предметы, а в постановлении указано необходимое количество учебных часов. Большинство постановлений принимается Кабинетом министров, но Президент может издавать постановления, касающиеся национальной безопасности. До 2000 года президент имел право принимать постановления по вопросам, не регулируемым парламентским законодательством, но это право было отменено, а существующие постановления были преобразованы парламентом в обычные законы.
Политические партии и выборы
[ редактировать ]
Система пропорционального представительства в Финляндии поощряет существование множества политических партий , и примерно с 1980 года наблюдается тенденция, согласно которой одна и та же коалиция правит в течение всего периода между выборами.
Финляндия избирает на национальном уровне главу государства — президента — и законодательный орган . Президент избирается народом сроком на шесть лет. Парламент состоит из 200 членов, избираемых на четырехлетний срок по пропорциональному представительству в многомандатных округах . В Финляндии существует многопартийная система с множеством сильных партий, в которой ни одна партия часто не имеет шанса прийти к власти в одиночку, и партии должны работать друг с другом для формирования коалиционных правительств .
Помимо президентских и парламентских выборов, каждые пять лет проводятся выборы в Европейский парламент местные муниципальные выборы (проводимые одновременно в каждом муниципалитете , а каждые четыре года — ).
судебная власть
[ редактировать ]В Финляндии действует система гражданского права , основанная на шведском законодательстве, при этом судебная власть имеет ограниченные полномочия. [27] Разбирательства являются следственными , в которых судьи председательствуют, проводят установление фактов, выносят решения и выносят санкции, такие как приговоры; присяжные не используются. Например, при рассмотрении уголовных и семейных дел в местных судах в состав судейской коллегии могут входить как заседатели, так и профессиональные судьи, в то время как все апелляционные и административные суды состоят только из профессиональных судей. Прецедент не имеет обязательной силы, за исключением решений Верховного суда и Высшего административного суда.
Судебная система Финляндии разделена на суды обычной гражданской и уголовной юрисдикции и административные суды , отвечающие за судебные разбирательства между отдельными лицами и административными органами государства и общин. Финское законодательство кодифицировано, а его судебная система состоит из местных судов, региональных апелляционных судов и Верховного суда . Административная ветвь правосудия состоит из административных судов и Высшего административного суда . [28] Административный процесс пользуется большей популярностью, поскольку он дешевле и имеет меньший финансовый риск для лица, подающего заявление. Помимо обычных судов, в некоторых отраслях администрации существует несколько специальных судов. Существует также Высокий суд по импичменту по уголовным обвинениям (за должностные преступления) против Президента Республики, судей верховных судов, членов правительства, канцлера юстиции и омбудсмена парламента.
не существует Хотя приказа о хабеас корпус или залоге , максимальный срок предварительного заключения сокращен до четырех дней. Для дальнейшего задержания суд должен принять решение о тюремном заключении. Никто не имеет права на один телефонный звонок: полицейский, ведущий расследование, может сообщить об этом родственникам или близким, если расследование позволяет. Однако можно пригласить адвоката. Ордера на обыск не являются строго необходимыми и обычно выдаются сотрудником полиции. Для прослушивания телефонных разговоров требуется постановление суда.
В Финляндии действует система гражданского права (римского права) с следственной процедурой. В соответствии с разделением властей , принципом trias politica , суды независимы от другой администрации. Они основывают свои решения исключительно на действующем законе. [29] Уголовные дела, гражданские дела и петиционные дела рассматриваются в 27 районных судах, а затем, если решение не удовлетворяет участвующие стороны, могут быть применены в шести апелляционных судах. Верховный суд Финляндии является судом последней инстанции. Апелляции на решения властей рассматриваются в шести региональных административных судах , причем Верховный административный суд Финляндии является судом последней инстанции. [30] Президент назначает всех профессиональных судей пожизненно. Муниципальные советы назначают народных заседателей в окружные суды.
Административное деление
[ редактировать ]Финляндия разделена на 313 демократически независимых муниципалитетов, которые сгруппированы в 70 субрегионов . [31] [32]
, как высший дивизион, Финляндия разделена на 19 округов . [33]
Муниципалитет в Финляндии может называть себя либо «городом», либо «муниципалитетом». Муниципалитет управляется муниципальным советом (или городским советом), избираемым по пропорциональной системе один раз в четыре года. [34] Демократическое принятие решений происходит либо на муниципальном, либо на национальном уровне, за некоторыми исключениями.
До 2009 года государственная организация была разделена на шесть провинций. Однако в 2010 году провинции были полностью упразднены. [ когда? ] Государственное местное присутствие на материковой части Финляндии обеспечивают 6 региональных органов государственного управления ( aluehallintovirasto , avi ) и 15 центров экономического развития, транспорта и окружающей среды ( elinkeino-, liikenne-ja ympäristökeskus , ely-keskus ). Региональные государственные административные органы выполняют в основном правоохранительные, спасательные и судебные функции: полиция, пожарно-спасательные службы, готовность к чрезвычайным ситуациям, основные услуги, экологические разрешения и правоприменение, а также охрана труда и техники безопасности. Центры реализуют трудовую и промышленную политику, предоставляют услуги по трудоустройству и иммиграции, а также продвигают культуру; содержать автомагистрали, другие транспортные сети и инфраструктуру; а также защищать, контролировать и управлять окружающей средой, землепользованием и водными ресурсами.
Аландские острова расположены недалеко от 60-й параллели между Швецией и Финляндией. Он пользуется местной автономией на основании международной конвенции 1921 года, введенной в действие совсем недавно Законом об Аландском самоуправлении 1951 года. Острова также отличаются тем, что на них полностью говорят на шведском языке. Правительство принадлежит провинциальному совету, который состоит из 30 делегатов, избираемых непосредственно гражданами Аландских островов. [35]
Региональная и местная администрация
[ редактировать ]Финляндия разделена между шестью региональными агентствами государственной администрации , которые отвечают за основные государственные услуги и юридические разрешения, такие как спасательные службы и экологические разрешения. [36] 15 центров экономического развития, транспорта и окружающей среды (центры ELY) отвечают за региональные задачи реализации и развития центрального правительства. [37]
Основной единицей организации государственных и общественных услуг в Финляндии являются муниципалитеты . [38] По состоянию на 2017 год насчитывается 311 муниципалитетов, охватывающих всю страну. [39]
Косвенное государственное управление
[ редактировать ]Косвенное государственное управление дополняет и поддерживает власть в решении задач общества всеобщего благосостояния. [29] В его состав входят организации, не являющиеся органами власти, но выполняющие общественные задачи или исполняющие государственные полномочия. Примерами этого являются выдача охотничьих лицензий или проведение техосмотра транспортных средств . [40]
Округа служб здравоохранения
[ редактировать ]Округа служб здравоохранения несут ответственность за организацию медицинских , социальных и экстренных служб . Существует 21 округ, предоставляющий услуги здравоохранения, и структура округа в основном основана на структуре региона. Районы оказания медицинских услуг являются самоуправляемыми. Они не имеют права взимать налоги. Их финансирование основано на финансировании центрального правительства. Центральное правительство выделяет разные суммы финансирования различным округам, занимающимся оказанием услуг здравоохранения, в зависимости от структуры их населения. [41]
Совет графства является высшим органом принятия решений в округе и отвечает за оперативную, административную и финансовую деятельность. Делегаты и заместители членов совета графства избираются на окружных выборах сроком на четыре года. Число делегатов варьируется от 59 до 89. Это зависит от численности населения округа. [41]
Международные отношения
[ редактировать ]После Второй мировой войны доктрина Паасикиви-Кекконена была доктриной внешней политики, направленной на выживание Финляндии как независимой суверенной, демократической и капиталистической страны в непосредственной близости от Советского Союза. После распада Советского Союза в 1991 году Финляндия освободилась от последних ограничений, наложенных на нее Парижскими мирными договорами 1947 года . Финляндско-советское соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (и включенные в него ограничения) было аннулировано, но Финляндия признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР и поспешила разработать двусторонние договоры доброй воли, а также перераспределить советские долги.
Финляндия углубила свое участие в европейской интеграции, присоединившись к Европейскому Союзу вместе со Швецией и Австрией в 1995 году. Можно сказать, что политика нейтралитета страны была смягчена до «военного неприсоединения» с упором на поддержание компетентной независимой обороны. . Поддержание мира под эгидой Организации Объединенных Наций — единственная реальная вненациональная военная ответственность, которую берет на себя Финляндия.
Финляндия сильно зависит от внешней торговли и активно участвует в международном сотрудничестве. Финляндия является членом Европейского Союза , Организации Объединенных Наций и Группы Всемирного банка , а также многих их членских организаций. [42]
Отношения Финляндии и России оказались под давлением из- за аннексии Крыма Российской Федерацией , которую Финляндия считает незаконной. Вместе с остальными странами Европейского Союза Финляндия вводит санкции против России, которые последовали за этим. Тем не менее, экономические отношения не ухудшились полностью: 11,2% импорта в Финляндию приходится на Россию, а 5,7% экспорта из Финляндии приходится на Россию, и сотрудничество между финскими и российскими властями продолжается. [43]
После почти 30 лет тесного партнерства с НАТО Финляндия присоединилась к Альянсу 4 апреля 2023 года. Партнерство Финляндии с НАТО исторически основывалось на ее политике военного неприсоединения, которая изменилась после полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. [14] 1 марта 2024 года Александр Стубб , убежденный сторонник НАТО, был приведен к присяге в качестве нового президента Финляндии. [44]
По состоянию на май 2023 года экспорт Финляндии в Россию упал на 78%. [45]
См. также
[ редактировать ]- Выборы в Финляндии
- Флаг Финляндии
- Международные отношения Финляндии
- Список министров кабинета министров Финляндии, ушедших в отставку со своих постов
- Соглашение о политике национального дохода
- Политические партии в Финляндии
- Политика Аландских островов
- Сенат Финляндии
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Солстен, Эрик; Медиц, Сандра В. (1990). Финляндия: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел .
- ^ «Должность и обязанности – Президент Финляндской Республики: Должность и обязанности» . tpk.fi. Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Роль премьер-министра» . Валтионеувосто . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «О парламенте» . Парламент Финляндии . Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Обязанности» . Президент Финляндской Республики . Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Финские профсоюзы: структура, цели и к кому вступить» . Эмигрант Финляндия . Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Солстен, Эрик; Медиц, Сандра В. (1990). Финляндия: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса.
- ^ «Профессор: Лапландская война забыта, ее последствия несут жители Лапландии» . Студия 55 . 2015.
- ^ Райскила, Эрья (24 мая 2017 г.). «Государственный деятель скромного происхождения Мауно Койвисто привел Финляндию в ЕС» . это Финляндия .
- ^ «Европейская экономическая зона (ЕЭЗ), Швейцария и Север | Информационные бюллетени о Европейском Союзе | Европейский парламент» . www.europarl.europa.eu . 30 сентября 2023 г.
- ^ «Вступление Австрии, Финляндии и Швеции в Европейский Союз — Тематические файлы — Веб-сайт CVCE» . www.cvce.eu.
- ^ «Финляндия и евро – Европейская комиссия» . Экономика-финансы.ec.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б «Отношения с Финляндией» . nato.int . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Новый президент Финляндии Александр Стубб заявил, что скандинавская страна вступает в «новую эру» в качестве члена НАТО» . usnews.com . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Ноусиайнен, Яакко. «Финская система правления: от смешанной конституции к парламентаризму» (PDF) . Министерство юстиции . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ «Конституция Финляндии — неофициальный перевод» (PDF) . Финлекс . Министерство юстиции. 1999–2011 гг.
- ^ «Коллегия по назначениям судей» . Министерство юстиции . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ Лайне, Ярмо (2015). «Парламентаризм в Финляндии» . Это Финляндия . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ «Министерства» . Суоми.fi . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ «Формирование правительства, разделы 60 и 61» (PDF) . Финлекс . Проверено 13 июня 2016 г.
- ^ «Министерства» . Государственное казначейство Финляндии . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «Законотворчество» . Финлекс . Проверено 13 июня 2016 г.
- ^ «Министерства» . Правительство Финляндии. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ «Поддержка крупнейших партий на парламентских выборах 1945 — 2003 (%)» . статистика center.fi (на финском языке) . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «Поддержка партии на парламентских выборах 1991-2015 (%)» . stat.fi (на финском языке) . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «450-летние судебные инструкции» . oikeus.fi . Министерство юстиции. 2013 . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ «Финские суды» . oikeus.fi . Министерство юстиции . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Государство и муниципалитеты» . suomi.fi . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Суды» . Суоми.fi . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ «Количество городов и муниципалитетов» . Муниципалитеты (на финском языке). 1 января 2016 года . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «Статистический центр – Классификации – Субрегиональные единицы 2013 –» . www.tilastokeskus.fi .
- ^ «Регионы и муниципалитеты» . Суоми.fi . 1 января 2016 года . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «Кунталаки 4 §, 15 §» . Финлекс (на финском языке). Министерство юстиции . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ Сильверстрем, Сорен, изд. (2005). «Аландские острова в Европейском Союзе» (PDF) . Европейская информация, Министерство иностранных дел Финляндии. п. 13.
- ^ «Региональные органы государственного управления» . avi.fi. Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Центр экономического развития, транспорта и окружающей среды» . ely-keskus.fi . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Закон о муниципальном устройстве» . Финлекс (на финском языке) . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Количество муниципалитетов» . и т. д. (на финском языке). Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ «Косвенное государственное управление» . Суоми.fi . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «С 1 января 2023 года округа, занимающиеся оказанием услуг здравоохранения, будут нести ответственность за организацию медицинских, социальных и спасательных служб» . Министерство социальных дел и здравоохранения . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Всемирный справочник фактов: Финляндия (участие международных организаций) ЦРУ
- ^ «Министерство иностранных дел: Страны и территории: Двусторонние отношения» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2008 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Новый президент Финляндии Александр Стубб заявил, что скандинавская страна вступает в «новую эру» в качестве члена НАТО» . usnews.com . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ «Финский экспорт в Россию падает на 78%, а торговля ЕС со странами Центральной Азии растет» . Хельсинки Таймс . 3 мая 2023 г.