Верховный суд Финляндии
Верховный суд Финляндии | |
---|---|
Верховный суд - Högsta domstolen | |
![]() Здание суда Верховного суда | |
Юрисдикция | Финляндия |
Расположение | Хельсинки |
Метод композиции | Назначен президентом Финляндии. |
Авторизовано | Конституция Финляндии |
Апелляции от | Апелляционные суды |
Количество позиций | минимум 15 |
Годовой бюджет | 8,96 млн евро (2022 г.) [1] |
Веб-сайт | Домашняя страница Верховного суда Финляндии |
Президент | |
В настоящее время | Тату Леппянен [2] |
С | 1 сентября 2019 г. |
![]() |
---|
Верховный суд Финляндии ( фин . korkein oikeus , сокращенно ККО ; шведский : högsta domstolen , сокращенно HD ), расположенный в Хельсинки , является судом последней инстанции для дел в рамках частного права Финляндии . (то есть гражданских и уголовных дел) случаи). Аналогом Суда является Высший административный суд , который является судом последней инстанции по делам, относящимся к административному праву . [3] [4] [5]
Верховный суд состоит из президента и как минимум 15, а в настоящее время 18 других судей, обычно работающих в коллегиях по пять судей. Наиболее важной функцией Верховного суда является вынесение решений по важным вопросам права в делах, имеющих значение для всего правопорядка, а также руководство отправлением правосудия в будущих делах. Решения апелляционного суда ( фин . homioikeudet , швед . hovrätter ), а также некоторые решения Страхового суда могут быть обжалованы в Верховном суде при условии, что он предоставит разрешение на подачу апелляции. В редких уголовных делах, когда апелляционный суд выступает в качестве суда первой инстанции, разрешение на апелляцию не требуется. [а] [6]
Верховный Суд может отменить окончательные решения судов по основаниям, предусмотренным главой 31 Судебно-процессуального кодекса. Суд также рассматривает жалобы, касающиеся процессуальных ошибок. В отдельных случаях Суд может восстановить право на апелляцию по истечении определенного срока.
Верховный суд дает советы Президенту по делам о праве на помилование и Министерству юстиции по делам об экстрадиции. Он может давать юридические заключения по правительственным законопроектам на различных стадиях законодательного процесса, а президент может консультироваться с ним по законопроектам, принятым парламентом, перед их ратификацией. Верховный суд может также обратиться к президенту по собственной инициативе и предложить принять новый закон о парламенте или внести поправки в существующий закон. [7]
Верховный суд при принятии решения по делу в основном опирается на письменные доказательства. Однако Суд может проводить устные слушания, на которых стороны, свидетели и эксперты заслушиваются лично. Устные слушания являются публичными.
Прецеденты
[ редактировать ]Прецеденты обычно создаются в случаях , когда применимые парламентские акты и постановления не дают четкого решения вопроса права или когда есть место для толкования. Ежегодно разрешается около 150 таких прецедентов.
В соответствии с финской правовой системой судебный прецедент не имеет обязательной силы. Апелляционные и даже районные суды могут отступать от ранее принятых Верховным судом решений, например, когда социальные обстоятельства существенно изменились. Однако на практике прецеденты Верховного суда применяются в делах, возникших после создания прецедента и затрагивающих аналогичные вопросы права. Верховный суд также может сам отступить от своих прежних прецедентов при условии, что дело будет рассматриваться расширенной палатой (11 членов) или судом в полном составе.
Прецеденты по делам Верховного суда публикуются каждые шесть месяцев. Кроме того, они доступны в базе данных Finlex . Коллегия Суда, рассматривающая прецеденты, также принимает решения относительно их публикации.
В названии решения кратко изложен вопрос права, к которому применим прецедент и который является основанием для его публикации. В делах, имеющих прецеденты, Верховный суд также должен будет занять позицию по вопросам, отличным от тех, которые изложены в названии. Однако подобные позиции, как и любые другие решения Суда, не создают прецедентов. Прецедент способствует развитию национального законодательства, обеспечивая последовательность прецедентного права. Цель состоит в том, чтобы суды по всей стране единообразно интерпретировали закон и применяли правовые принципы посредством последовательной оценки и обсуждения. Прецеденты также используются в исследованиях с целью анализа содержания действующего права.
Слушания
[ редактировать ]
В делах, рассматриваемых Верховным судом, где разрешение на апелляцию должно быть сначала предоставлено до того, как будет разрешено обжалование решения суда низшей инстанции, разбирательство в Суде состоит из двух этапов: решение о приемлемости и решение по существу дела. Приемлемость дела, разрешение на апелляцию должны быть решены двумя членами суда по представлению референдума . Это означает, что два члена принимают решение на основе предварительной работы и мнения референдума. При определенных обстоятельствах решение о приемлемости может быть принято тремя членами Суда вместо двух. В случае отклонения заявления о разрешении на апелляцию дело будет закрыто, а решение апелляционного суда останется окончательным.
В случае предоставления разрешения на апелляцию решение по существу дела и утверждениям, изложенным в апелляционной жалобе, решают пять членов Суда. Также решение по существу принимается по представлению референдария, то есть референдарий готовит дело и несет частичную ответственность за исход дела. Помимо документальных доказательств и применимого законодательства, источники права , на которых может быть основано решение Верховного суда, включают прецедентное право, историю законодательных актов парламента, учебники и международные конвенции.
Если подлежащий разрешению вопрос права затрагивает важные принципы или если Верховный суд желает отойти от предыдущего прецедента, решение по делу принимается большой палатой (11 членов) или судом в полном составе (все члены). Административные вопросы, включая назначение судей, решаются судом в полном составе.
Референдумы Верховного суда готовят дела для суда и представляют их в судебном заседании. Референдумы также несут основную ответственность за связь со сторонами дела и административную работу, связанную со слушаниями, а также за отправку сторонам судебных документов. Референдумы в определенной степени специализируются в различных областях права.
Верховный суд при принятии решения по делу в основном опирается на письменные доказательства. Однако Суд может проводить устные слушания, на которых стороны, свидетели и эксперты заслушиваются лично. Устные слушания являются публичными. Верховный суд может также принять решение о проведении проверки на месте, например, места, являющегося предметом судебного разбирательства.
Оставить апелляцию
[ редактировать ]Когда в начале 1980 года было введено требование о разрешении на подачу апелляции, позиция Верховного суда как суда существенно изменилась. Прежняя система апелляции с иерархией трех судебных инстанций была заменена системой с двумя инстанциями: решение суда первой инстанции обычно может быть обжаловано в один вышестоящий суд. Таким образом, апелляционные суды являются высшей инстанцией для большинства судебных разбирательств, тогда как роль Верховного суда явно заключается в создании прецедентов. Разрешение на подачу апелляции также требуется для обжалования решений специализированных судов.
Основания для разрешения на обжалование
[ редактировать ]Предварительные условия для предоставления разрешения на подачу апелляции предусмотрены в главе 30, раздел 3 (1) Судебно-процессуального кодекса, согласно которому Верховный суд может предоставить разрешение на подачу апелляции только на следующих основаниях:
- решение Верховного суда необходимо для применения закона в идентичных или сходных делах или для последовательности прецедентного права;
- в деле допущена процессуальная ошибка или иная ошибка, которая в силу закона требует отмены решения;
- Есть и другие веские причины для предоставления разрешения на апелляцию.
Цель требования о разрешении на подачу апелляции состоит в том, чтобы позволить Верховному суду сконцентрироваться на управлении судебной практикой посредством прецедентов. Таким образом, первое альтернативное основание для предоставления разрешения на апелляцию является наиболее важным. Прецедент может относиться к применению закона в идентичных или сходных делах или к последовательности прецедентного права. В первом упомянутом деле прецедент дает ориентиры для решения подобных вопросов права в будущем. В последнем случае прецедент дает указания для такой практики судов низшей инстанции, которая непоследовательна или противоречит прецедентному праву Верховного суда. Предоставление разрешения на подачу апелляции на том основании, что дело создает прецедент, всегда предполагает, что решение Верховного суда имеет общую юридическую значимость.
Другие основания для предоставления разрешения на апелляцию применяются редко. В основном они применяются при необходимости исправить явно ошибочное, необоснованное или несправедливое решение суда.
Решение о предоставлении разрешения на обжалование принимается по заявлению. В заявлении должны быть указаны основания, по которым должно быть предоставлено разрешение на апелляцию: создает ли дело прецедент, содержит процессуальную ошибку или имеются иные веские причины. В заявлении необходимо дополнительно указать причины, на основании которых заявитель считает наличие оснований для предоставления разрешения на обжалование. Короче говоря, в заявлении на разрешение на подачу апелляции должны быть указаны основания.
Члены
[ редактировать ]Председатель и другие члены (судьи) Верховного суда назначаются Президентом Республики . С 1 сентября 2019 года президентом является Тату Леппянен . [8]
Судьи Верховного суда обычно имеют опыт работы в различных отраслях юридической профессии, чаще всего в судах, а также в разработке законодательства, на академических должностях и в качестве практикующих юристов.
Согласно закону, Верховный суд должен иметь председателя и не менее 15 членов. В настоящее время Суд состоит из 18 членов. Средний возраст нынешних судей после назначения составляет 48 лет. Как и многие другие финские служащие, судьи должны выйти на пенсию в 68 лет. В противном случае они пользуются конституционным правом оставаться на своих постах, если только они не подвергнутся импичменту Высоким судом Финляндии. Импичмент или признание Верховным судом недееспособным по состоянию здоровья. Референдумы пользуются аналогичным конституционным правом оставаться на своем посту, но их правонарушения, связанные с работой, рассматриваются Апелляционным судом Хельсинки , а не Высоким судом по импичменту.
Текущие участники
[ редактировать ]Член [9] | Предполагаемый офис |
---|---|
Тату Леппянен (президент) | сентябрь 2019 г. |
Юха Хайха | Октябрь 2001 г. |
Марьют Джокела | Январь 2008 г. |
Юкка Сиппо | Январь 2008 г. |
Пекка Копонен | сентябрь 2009 г. |
Офис Ари | май 2010 г. |
Туула Пюння | август 2012 г. |
Ярмо Литтунен | август 2012 г. |
Мика Хуовила | апрель 2013 г. |
Туомо Антила | Сентябрь 2015 г. |
Пяйви Хирвеля | Январь 2016 г. |
Кирсти Ууситало | Январь 2017 г. |
Лена Энгстранд | Январь 2017 г. |
Мика Ильвескеро | Сентябрь 2017 г. |
Юха Мякеля | январь 2018 г. |
Аско Вялимаа | апрель 2018 г. |
Ева Тамми-Салминен | август 2018 г. |
Юсси Тапани | август 2018 г. |
Тимо Охала | сентябрь 2019 г. |
Аличе Гимарайнш-Пурокоски (исполняющая обязанности) | сентябрь 2019 г. |
Президенты
[ редактировать ]Президент | В офисе |
---|---|
Тату Леппянен | 1 сентября 2019 г. – действующий президент |
Тимо Эско | 1 января 2016 г. – 31 августа 2019 г. |
Полина Коскело | 1 января 2006 г. - 31 декабря 2015 г. |
Лейф Севон | 1 января 2002 г. - 31 декабря 2005 г. |
Олави Хейнонен | 1 октября 1989 г. - 31 декабря 2001 г. |
Курт Олссон | 1 декабря 1975 г. - 30 сентября 1989 г. |
Антти Ханникайнен | 17 июня 1964 г. - 11 октября 1975 г. |
Матти Пииппонен | 8 февраля 1963 г. - 17 июня 1964 г. |
Тойво Тарьянне | 30 сентября 1950 г. - 8 февраля 1963 г. |
Оскар Моллер | 5 декабря 1945 г. - 18 сентября 1950 г. |
Ялмар Неовиус | 21.3.1940–5 декабря 1945 г. |
Франс Пехконен | 8.3.1929–10.3.1940 |
Юлиус Гротенфельт | 11 декабря 1920 г. - 8 марта 1929 г. |
Август Ниберг | 1 октября 1918 г. - 5 декабря 1920 г. |
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Севон, Лейф, Отношения Суда Европейских сообществ и национальных судов, 2002.
Примечания
[ редактировать ]- ^ В эту категорию попадают дела о шпионаже, государственной измене и уголовные дела с участием высокопоставленных государственных служащих или офицеров не ниже майора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оперативные расходы Верховного суда» (PDF) . vm.fi. Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «Члены и сотрудники» . korkeinoikeus.fi . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Функции Верховного суда» . korkeinoikeus.fi . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ «История Верховного суда» . korkeinoikeus.fi . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ "Помещение" . korkeinoikeus.fi . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ «Функции Верховного суда» . korkeinoikeus.fi . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ «Функции Верховного суда» . korkeinoikeus.fi . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ «Члены и сотрудники» . korkeinoikeus.fi . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Члены и сотрудники» . korkeinoikeus.fi . Проверено 28 октября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Верховным судом Финляндии, на Викискладе?
- Финлекс
.fi – база данных прецедентов Верховного суда