Верховный суд Ирландии
Верховный суд Ирландии | |
---|---|
Ирландский : Верховный суд Ирландии | |
![]() | |
![]() Верховный суд заседает в четырех судах Дублина . | |
![]() | |
53 ° 20'45 "N 6 ° 16'25" W / 53,345899 ° N 6,273489 ° W | |
Учредил | 29 сентября 1961 г. |
Юрисдикция | Ирландия |
Расположение | Четыре суда , Дублин |
Координаты | 53 ° 20'45 "N 6 ° 16'25" W / 53,345899 ° N 6,273489 ° W |
Метод композиции | Назначается Президентом по обязательному совету Правительства. |
Авторизовано | Статья 34 Конституции Закон о судах (создание и конституция) 1961 года |
Апелляции от | Апелляционный суд Высокий суд |
Срок полномочий судьи | После назначения судья может быть отстранен от должности только по решению Парламента за явное неправомерное поведение или недееспособность. Обязательный выход на пенсию по достижении 70 лет. |
Количество позиций | 10 и 2 по должности члена |
Веб-сайт | Верховный суд |
Главный судья | |
В настоящее время | Донал О'Доннелл |
С | 11 октября 2021 г. |
Верховный суд Ирландии ( ирландский : Cúirt Uachtarach na hÉireann ) является высшим судебным органом Ирландии . Это суд последней апелляционной инстанции, который совместно с Апелляционным судом и судом Высоким осуществляет судебный надзор за актами Oireachtas (Ирландского парламента). Верховный суд также обладает апелляционной юрисдикцией для обеспечения соблюдения Конституции Ирландии государственными органами и частными лицами. Он заседает в судах Дублина Четырех .
Учреждение
[ редактировать ]Верховный суд был официально учрежден 29 сентября 1961 года в соответствии с Конституцией Ирландии 1937 года . [1] [2] До 1961 года переходное положение Конституции 1937 года разрешало Верховному суду Ирландского свободного государства продолжать свою деятельность, хотя судьи должны были принести новую присягу при вступлении в должность, предусмотренную Конституцией 1937 года. [3] Последний суд был учрежден Законом о судах 1924 года в соответствии с Конституцией Ирландского свободного государства 1922 года . [4] До 1924 года переходное положение Конституции 1922 года разрешало Верховному суду продолжать свою деятельность, [5] последняя создана в 1877 году в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии . [6] В то время как закон 1924 года представлял собой всесторонний пересмотр основы суда, мало что сохраняя от соглашения 1877 года, закон 1961 года представлял собой краткое формальное повторение положений Конституции 1937 года.
Состав
[ редактировать ]Верховный суд состоит из председателя, называемого главным судьей , и не более девяти обычных членов. [7] Есть два члена ex officio : председатель Апелляционного суда , который обычно заседает в Апелляционном суде, и председатель Высокого суда , который обычно заседает в Высоком суде. Верховный суд заседает в составе трех, пяти или семи судей. Одновременно могут заседать два или более дивизиона. При определении того, является ли Президент окончательно недееспособным по смыслу статьи 12 Конституции, вынесении решения о конституционности законопроекта, переданного ему Президентом в соответствии со статьей 26, или вынесении решения о конституционности любого закона, суд должен состоять как минимум из пять членов. [8]
Судьи Верховного суда назначаются президентом Ирландии в соответствии с обязательными рекомендациями правительства (кабинета), которые с 1995 года действуют, в свою очередь, на основе необязательных рекомендаций судебного консультативного совета. [9]
Текущие участники
[ редактировать ]Имя [10] | Назначен | Альма-матер | Предыдущие роли | Примечания |
---|---|---|---|---|
Донал О'Доннелл | март 2010 г. | UCD (BCL), UVA ( магистр права ), King's Inns | Главный судья с октября 2021 г. [11] [12] | |
Элизабет Данн | июль 2013 г. | UCD (BCL), Кингс Иннс | Судья Высокого суда (2004–2013 гг.) Судья окружного суда (1996–2004 гг.) | |
Питер Чарлтон | июнь 2014 г. | TCD (BA (Mod) Юридические науки), Кингс Иннс | Судья Высокого суда (2006–2014 гг.) | |
Изолт О'Мэлли | Октябрь 2015 г. | TCD (BA (Mod) Юридические науки), Кингс Иннс | Судья Высокого суда (2012–2015 гг.) | |
Мари Бейкер | декабрь 2019 г. | UCC , Кингс Иннс | Судья Апелляционного суда (2018–2019) Судья Высокого суда (2014–2018 гг.) | |
Джеймс Вульф | июль 2020 г. [13] | TCD (BA (Mod) Юридические науки), Университет Далхаузи (магистр права), Кингс Иннс | Генеральный прокурор (2017–2020 гг.) | |
Джерард Хоган | октябрь 2021 г. | UCD (BCL, LL.M, LL.D), Пенсильванское право (LL.M), TCD (доктор философии), King's Inns | Генеральный адвокат Суда (2018–2021 гг.) Судья Апелляционного суда (2014–2018 гг.) Судья Высокого суда (2010–2014 гг.) | |
Брайан Мюррей | февраль 2022 г. | TCD, Кембриджский университет (магистр права), Кингс Иннс | Судья Апелляционного суда (2019–2022 гг.) | |
Морис Коллинз | ноябрь 2022 г. [14] | UCC (BA), King's Inns | Судья Апелляционного суда (2019–2022 гг.) | |
Эйлин Доннелли | июнь 2023 г. [15] | UCD (BCL, M.Equal.S), King's Inns | Судья Апелляционного суда (2019–2023 гг.) Судья Высокого суда (2014–2019 гг.) |
по должности Члены
[ редактировать ]Имя | С | Альма-матер | Примечания |
---|---|---|---|
Джордж Бирмингем | апрель 2018 г. | TCD, King's Inns | Председатель апелляционного суда [12] |
Дэвид Барнивилл | июль 2022 г. | UCD, Кингс Иннс | Председатель Высокого суда [16] |
Бывшие участники
[ редактировать ]Срок владения
[ редактировать ]В соответствии с Законом о судах и судебных исполнителях 1995 года пенсионный возраст обычных судей Верховного суда был снижен с 72 до 70 лет. Судьи, назначенные до вступления в силу этого Закона, продолжали занимать свои должности до достижения 72 лет. Закон о судах (№ 2) 1997 года ограничил срок полномочий лица, назначенного на должность главного судьи после вступления в силу Закона. сроком на семь лет. Бывший председатель Верховного суда может оставаться членом Суда до достижения установленного законом пенсионного возраста. [ нужна ссылка ]
Юрисдикция
[ редактировать ]Верховный суд рассматривает апелляции Апелляционного суда и в рамках переходных мер после создания Апелляционного суда - Высокого суда, Уголовного апелляционного суда и Военного апелляционного суда, если дела не были рассмотрены. передано из Верховного суда в Апелляционный суд. Верховный суд также обладает юрисдикцией рассматривать апелляции непосредственно из Высокого суда в исключительных обстоятельствах.
Полномочия Суда рассматривать апелляции могут быть строго ограничены (как это касается Апелляционного уголовного суда и Военного апелляционного суда) или вообще исключены, за исключением апелляций, касающихся соответствия закона конституции. Верховный суд также рассматривает вопросы права, переданные ему окружным судом.
Верховный суд обладает юрисдикцией первой инстанции только в двух случаях: когда законопроект передается ему Президентом в соответствии со статьей 26 Конституции для заключения о его конституционности перед обнародованием или когда суд должен определить в соответствии со статьей 12 Конституции, является ли Президент стал недееспособным.
Первоначально Верховный суд не имел особого права определять, какие дела он рассматривает, поскольку требования о разрешении либо суда первой инстанции, либо самого Верховного суда до подачи апелляции были редки. [17] Однако после того, как Тридцать третья поправка создала Апелляционный суд, апелляционная юрисдикция Верховного суда осуществляется исключительно с разрешения; Верховный суд может отказаться рассматривать любую апелляцию (аналогично процессу истребования дела в Верховном суде США ). [18]
Судебный пересмотр
[ редактировать ]Верховный суд совместно с Высоким судом осуществляет право отменять законы, несовместимые с конституцией. Суды также выносят судебные запреты в отношении государственных органов, частных организаций и граждан для обеспечения соблюдения конституции. Конституция Ирландии прямо предусматривает судебный контроль законодательства. Акты, принятые после вступления в силу конституции, недействительны, если они «противоречат» конституции. [19] в то время как законы, действовавшие до вступления конституции в силу, недействительны, если они «несовместимы» с конституцией. [20] Конституция также предусматривает, в соответствии со статьей 26, судебный пересмотр законопроектов до того, как они будут (или будут) подписаны в качестве закона. Право на передачу законопроектов осуществляется лично Президентом после консультации с Государственным советом . Когда Верховный суд подтверждает конституционность законопроекта, переданного ему в соответствии со статьей 26, его конституционность никогда больше не может быть подвергнута сомнению ни в каком суде. [21]
Судьи Верховного суда обычно свободны выносить свои собственные решения, как несогласные, так и несогласные. Исключение составляет рассмотрение конституционности законопроекта, предложенного Президентом в соответствии со статьей 26 Конституции , по которому может быть вынесено только одно решение. [22] Раньше правило единоличного решения также применялось при рассмотрении конституционности закона Парламента, принятого в соответствии с Конституцией 1937 года; это было удалено 33-й поправкой в 2013 году. Законы, принятые до 1937 года, всегда допускали множественные решения. [а]
Юриспруденция
[ редактировать ]После медленного старта в первые два десятилетия действия Конституции Верховный суд изложил важную конституционную судебную практику. Такое медленное начало отчасти объяснялось тем, что до 1922 года вся Ирландия была частью Соединенного Королевства , а судьи Верховного суда прошли подготовку в соответствии с британской юриспруденцией, которая подчеркивает суверенитет парламента и уважение к законодательной власти . Также в соответствии с Конституцией 1922 года существовало право апелляции в Судебный комитет Тайного совета , которое неоднократно использовалось.
Тем не менее, начиная с 1960-х годов, Суд принял ряд важных решений. Он имеет, например:
- Разработал доктрину неперечисленных прав, основанную на расширенном прочтении статьи 40.3.1°, с элементами естественного права и либерально-демократической теории.
- Развил и защитил принцип разделения властей .
- Постановил, что крупные изменения в договорах, учреждающих Европейский Союз, не могут быть ратифицированы государством, если это не разрешено ранее принятой поправкой к конституции.
- Постановил, что статьи 2 и 3 (в том виде, в котором они существовали до 1999 года) не налагают на государство обязательств, подлежащих исполнению в суде.
- Обнаружил широкое право на неприкосновенность частной жизни в семейных делах, подразумеваемое статьей 41.
- В статье 40.3.3° обнаружено право на аборт при наличии риска для жизни матери вследствие самоубийства.
- Импортировал доктрину пропорциональности в ирландское законодательство.
Важные решения
[ редактировать ]- 1940 – Государство (Берк) против Леннона , тюремное заключение без суда
- 1950 - Бакли против Генерального прокурора (также известное как дело Шинн Фейн) (право на собственность)
- 1965 – Райан против Генерального прокурора (доктрина неперечисленных прав)
- 1966 – Государство (Николау) против Ан Борда Ухтала (только конституционная семья, основанная на браке)
- 1967 – Вундер против Hospitals Trust
- 1971 – Бирн против Ирландии (неконституционность государственного иммунитета в правонарушениях)
- 1974 – МакГи против Генерального прокурора (брачная тайна и противозачаточные средства)
- 1976 – Де Бурка против Генерального прокурора (равенство)
- 1979 – Кооператив Восточного Донегола против Генерального прокурора ( естественное правосудие )
- 1983 – Норрис против Генерального прокурора (криминализация гомосексуализма поддержана) [24]
- 1987 – Кротти против Ан Таосич (ратификация договоров Европейского Союза )
- 1988 – Генеральный прокурор (Общество защиты нерожденного ребенка) против Консультирования открытых дверей (информация, касающаяся абортов)
- 1988 – Уэбб против Ирландии (отказ от сохранения прерогатив Короны )
- 1989 – Кеннеди против Ирландии (право на неприкосновенность частной жизни)
- 1992 - Генеральный прокурор против X , чаще «дело X» (аборт и риск самоубийства).
- 1993 – Генеральный прокурор против Гамильтона (разделение властей)
- 1993 – Мигер против министра сельского хозяйства (Закон о Европейских сообществах)
- 1994 – Хини против Ирландии ( доктрина соразмерности )
- 1995 г. - В отношении статьи 26 и законопроекта 1995 г. о регулировании информации (услуги за пределами штата по прерыванию беременности) (верховенство писаной конституции над естественным законом).
- 1995 – Под опекой суда (право на смерть)
- 1995 - Маккенна против Ан Таосич (финансирование кампании по референдуму)
- 2001 – Синнотт против министра образования (ограничения права на образование)
- 2003 г. – Лобе и Осаянде против министра юстиции (депортация родителей граждан)
- 2006 – Кертин против. Дайль Эйрианн (отстранение судей)
- 2006 – А. против губернатора тюрьмы Арбор-Хилл (неконституционность закона не лишает задним числом силы всех действий, предпринятых в соответствии с ним)
- 2009 – МакД против Л (установлены родительские права для доноров спермы)
- 2013 – Мари Флеминг против Ирландии и генерального прокурора (поддержала запрет на помощь в самоубийстве)
- 2018 – М. против министра юстиции [25] (конституционные права нерожденного ребенка)
- 2022 – Костелло против правительства Ирландии (ратификация CETA )
- 2023 – Хенеган против министра жилищного строительства, планирования и местного самоуправления [26] (принятие Седьмой поправки к Конституции Ирландии )
Разделение суверенитета
[ редактировать ]Сегодня Верховный суд делит свои полномочия с двумя наднациональными судами: Европейским судом (ЕС) и Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). В вопросах, касающихся правильного толкования законодательства Европейского Союза , решения Европейского суда имеют преимущественную силу над решениями Верховного суда Ирландии.
Отношения между ирландскими судами и ЕСПЧ более сложны. Европейская конвенция по правам человека является договором, обязательным для государства в международном праве. Однако с точки зрения внутреннего законодательства Ирландии Конвенция закреплена только в законе и не имеет статуса конституционного закона. В соответствии с положениями Закона о Европейской конвенции о правах человека , принятого Парламентом в 2003 году, обычные законы должны, когда это возможно, толковаться в соответствии с Конвенцией. Однако в ирландских судах Конвенция должна уступить место как четкому законодательному намерению, так и любому отменяющему требованию Конституции. Более того, положения конвенции не могут рассматриваться как отдельные основания для иска.
Решения Верховного суда как таковые не могут быть обжалованы ни в один из судов. Суд ЕС рассматривает дела, переданные ему ирландскими судами в порядке предварительного постановления , и хотя истцы, проигравшие дело в Верховном суде, могут обратиться в ЕСПЧ, решение последнего суда не влечет за собой отмену решения Верховного суда. В соответствии с внутренним законодательством Ирландии решение ЕСПЧ не отменяет актов Парламента, а вместо этого должно быть доведено до сведения Парламента, который может принять решение о законодательстве или, возможно, даже провести конституционный референдум для его реализации.
См. также
[ редактировать ]- Список дел Верховного суда Ирландии
- Верховный суд
- Дайльские суды
- Верховный суд Ирландского свободного государства
- судебная власть
- История Ирландской Республики
- Аборт в Ирландской Республике
- Дело Филипа Шиди
Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, особые мнения были высказаны в деле Норрис против Генерального прокурора относительно конституционности СС. 61 и 62 Закона о преступлениях против личности 1861 года было вынесено только одно решение , тогда как в деле Бакли против Генерального прокурора относительно конституционности Закона о фондах Шинн Фейн 1947 года . [23]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Келли, Джон М .; Хоган, Джерард; Уайт, Джерард (2002). Конституция Ирландии (4-е изд.). ISBN 1-85475-895-0 .
- «Конституция Ирландии» . Октябрь 2015 года . Проверено 11 июля 2016 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Закон о судах (создание и конституция) 1961 года (вступление в силу) Приказ 1961 года» . Книга законов Ирландии . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ «Закон о судах (создание и конституция) 1961 года, раздел 1» . Книга законов Ирландии . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ Конституция Ирландии, статья 58.
- ^ «Закон о судах 11924, раздел 5» . Книга законов Ирландии . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ «Конституция Ирландского свободного государства» . Книга законов Ирландии . Статья 75. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ «Закон о Верховном суде (Ирландия) 1877 года» . Книга законов Ирландии . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ См. раздел 6 Закона о судах и судебных исполнителях 1995 года с поправками, внесенными разделом 22 Закона о судах и гражданском праве (различные положения) 2013 года .
- ^ S.7, Закон о судах (дополнительные положения) 1961 года .
- ^ См. Закон о судах и судебных исполнителях 1995 г.
- ^ «Судьи» . Судебная служба Ирландии . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Дневник - Президент назначает г-на судью Донала О'Доннелла новым главным судьей» . президент.т.е . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Главный судья Фрэнк Кларк» . Верховный суд Ирландии . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 6 августа 2017 г.
- ^ «Дневник президента назначает нового судью Верховного суда» . президент.т.е . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Дневник – Президент назначает судей Верховного суда и Высокого суда 29 11 22» . президент.т.е . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Дневник президента назначает судью Эйлин Доннелли в Верховный суд» . президент.т.е . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Президент Дневника назначает Дэвида Барнивилля председателем Высокого суда» . президент.т.е . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ Отчет Рабочей группы по апелляционному суду (PDF) . 2009. с. 12. ISBN 978-1-4064-2117-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ «Тридцать третья поправка к Закону о Конституции» . Книга законов Ирландии . 1 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2020 г. Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Конституция, статья 15.4.2°.
- ^ Конституция, статья 50.1.
- ^ Конституция, статья 34.3.3°.
- ^ Конституция, статья 26.2.2°.
- ^ Келли 2002; и Государство (Ширин) против Кеннеди
- ↑ было признано, что Ирландия нарушила Европейскую конвенцию по правам человека Впоследствии в деле Норрис против Ирландии . Гомосексуализм был легализован в республике Законом об уголовных преступлениях (сексуальные преступления) 1993 года .
- ^ «M & ors -v- Министр юстиции и равенства & ors [2018] IESC 14 (7 марта 2018 г.)» . bailii.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ «Выпускник Университета Лимерика выиграл апелляцию Верховного суда по голосованию на выборах Шонада» . Ирландские Таймс . Проверено 12 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Служба ирландских судов
- Список ссылок на статью 26
- Сайт Верховного суда Ирландии
- Решения Верховного суда Ирландии – Британско-Ирландский институт правовой информации
- Stare Decisis Hibernia - дайджесты недавних решений Верховного суда Ирландии.