Поправки к Конституции Ирландии
![]() |
---|
Поправки к Конституции Ирландии возможны только путем референдума . Предложение о внесении поправок в Конституцию Ирландии должно быть инициировано в виде законопроекта в Dáil Éireann , принято обеими палатами Oireachtas (парламента), затем вынесено на референдум и, наконец, подписано президентом Ирландии . С момента вступления конституции в силу 29 декабря 1937 года в конституцию было внесено 32 поправки.
Помимо поправок к самой Конституции, Конституция также предусматривает проведение референдумов по обычным законопроектам ; это известно как обычный референдум. Это положение никогда не использовалось.
Порядок внесения изменений в Конституцию
[ редактировать ]референдум
[ редактировать ]Процедура внесения поправок в конституцию указана в статье 46. Предлагаемая поправка должна принять форму законопроекта о внесении поправок в конституцию, инициированного в Éireann , палате представителей Oireachtas Dáil . Затем он должен быть принят или считаться принятым обеими палатами парламента. Третья поправка к Конституции 1958 года , предложение изменить систему голосования, не была принята Шонадом , но считалась принятой Шонадом через 90 дней после того, как она была отправлена Палатой представителей. После прохождения палат парламента министр жилищного строительства, местного самоуправления и наследия должен назначить дату референдума не менее чем через тридцать и не позднее чем через девяносто дней после даты приказа. [1]
Избирательная комиссия имеет функции по предоставлению общего разъяснения предмета и текста референдума, а также по повышению осведомленности общественности о референдуме и побуждению общественности к голосованию. [2] С 1998 по 2023 год эти функции ранее выполняла комиссия референдума, создаваемая для каждого референдума.
Простого большинства поданных голосов достаточно для принятия поправки, при этом не требуется минимальной явки, чтобы конституционный референдум считался состоявшимся. [3] Голосование проводится тайным голосованием. Предложение о внесении изменений в конституцию, вынесенное на референдум, не должно содержать никаких других предложений. Хотя британские граждане, проживающие в штате, могут голосовать на всеобщих выборах, в референдуме могут участвовать только граждане Ирландии.
После референдума
[ редактировать ]После завершения подсчета голосов на референдуме ответственный за референдум подписывает предварительный сертификат референдума и публикует копию в журнале Iris Oifigiúil . [4] У любого, желающего оспорить результаты референдума, есть семь дней, чтобы обратиться в Высокий суд за разрешением подать петицию о референдуме. [5] Если никто не подаст такого заявления, если разрешение не будет предоставлено или если ходатайство будет отклонено, акт референдума становится окончательным.
После проведения референдума и выдачи окончательного акта поправка должна быть подписана президентом «немедленно». [6] При условии соблюдения правильной процедуры Президент не может наложить вето на поправку. Даты внесения поправок, перечисленных в настоящей статье, являются, если не указано иное, датами их подписания в качестве закона. Самый короткий промежуток между референдумом и подписанием закона составил двенадцать дней для 18-й, 19-й и 20-й поправок. Самый длинный срок составил 899 дней для 31-й поправки. Ни один референдум еще не был отменен судом.
Переходные и условные поправки
[ редактировать ]Девятнадцатая поправка , принятая в мае 1998 года, ввела новый метод внесения поправок. Ее положения допускали последующую поправку к статьям 2 и 3 Конституции в 1999 году. Девятнадцатая поправка сама по себе не вносила поправки в эти статьи, а, скорее, вводила временный специальный механизм, с помощью которого правительство могло распорядиться об их внесении, как только оно убедилось, что определенные обязательства взяты на себя. другими сторонами Соглашения Страстной пятницы были соблюдены. Разделы, добавленные к тексту Конституции, которые предусматривали эту более позднюю поправку к статьям, больше не появляются в опубликованном официальном тексте Конституции в соответствии с их собственными положениями.
Подобный метод мог бы быть использован с Двадцать пятой поправкой к законопроекту о Конституции 2001 года для ограничения абортов, которая была отклонена. Предлагаемая Тридцать вторая поправка к законопроекту о Конституции 2013 года об отмене Шонада Эйрианна включала более поздние поправки, которые должны были вступить в силу после следующих всеобщих выборов.
Тридцать третья поправка , учредившая Апелляционный суд, содержала поправки, которые стали частью текста только после более позднего учреждения Суда, а также временные положения, которые не появились в более поздних печатных официальных версиях. [7]
Исторические методы
[ редактировать ]В качестве переходной меры в течение первых трех лет после выборов первого президента Ирландии законопроект о внесении поправок в Конституцию может быть принят Oireachtas как обычный закон. Законопроект о поправках перед выборами первого президента (25 июня 1938 г.) потребовал бы проведения референдума. Чтобы предотвратить злоупотребление этим положением со стороны парламента, президент имел право передать такой законопроект народу. Таким образом были приняты Первая и Вторая поправки; Президент Дуглас Хайд решил подписать каждый закон без референдума. Трехлетний лимит был закреплен , чтобы предотвратить его продление без референдума. Начиная с 25 июня 1941 года, в третью годовщину избрания президента Хайда, каждая поправка должна была выноситься на референдум после ее принятия парламентом.
Список поправок и референдумов
[ редактировать ]В следующей таблице перечислены все поправки к Конституции и все прошлые референдумы, касающиеся Конституции. В целом в нем не перечислены предложенные поправки, которые не были приняты Oireachtas, о чем см. отдельный список неудавшихся поправок к Конституции Ирландии . Исключением является Двадцать второй законопроект о поправках 2001 года , список которого приведен ниже, чтобы объяснить пробел в нумерации последующих поправок.
Цветной ключ :
- Референдум прошел
- Поправка отклонена референдумом
- Референдум ожидается или не состоится
Предложение | Дата вступления в силу | Предмет | Дата отчета | Электорат | Всего опрос | (%) [фн 1] | Для | (%) [фн 2] | Против | (%) [фн 2] | Испорченный | (%) [фн 3] | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Проект Конституции | 1 июля 1937 г. [фн 4] | Принятие Конституции | 1 июля 1937 г. | 1,775,055 | 1,346,207 | 75.8 | 685,105 | 56.5 | 526,945 | 43.5 | 134,157 | 10.0 | [8] [9] |
Проект конституции не был законопроектом , но был принят Даилом Эйрианном так же, как и законопроект, прежде чем он был представлен на одобрение избирателям. | |||||||||||||
1-я поправка | 2 сентября 1939 г. | Определение войны | Н/Д [фн 5] | [8] | |||||||||
Расширил определение «времени войны», включив в него войну, в которой государство не участвует. Это должно было позволить правительству осуществлять чрезвычайные полномочия во время Второй мировой войны , в которой государство было нейтральным . | |||||||||||||
2-я поправка | 30 мая 1941 г. | Текстовые корректировки | Н/Д [фн 5] | [8] | |||||||||
Сводный законопроект с множеством, в основном незначительных текстовых поправок. Некоторые изменения были внесены только в ирландский текст, чтобы лучше соответствовать смыслу английского текста. | |||||||||||||
Законопроект о третьей поправке | Н/Д | Выборы: Dáil: избирательная система | 17 июня 1959 г. | 1,678,450 | 979,531 | 58.4 | 453,322 | 48.2 | 486,989 | 51.8 | 39,220 | 4.0 | [10] |
Предложение изменить избирательную систему на выборах в Дайля Эйрианна с многомандатной системы с одним передаваемым голосом (STV) на одномандатную систему «первым прошедшим голосование» (FPTP). Он также предложил создать независимую комиссию по делимитации границ избирательных округов Дайля . | |||||||||||||
Законопроект о третьей поправке | Н/Д | Выборы: Дайль: границы округов | 16 октября 1968 г. | 1,717,389 | 1,129,477 | 65.8 | 424,185 | 39.2 | 656,803 | 60.8 | 48,489 | 4.3 | [10] |
Предлагается разрешить большее неравномерное распределение в пользу сельских районов при делимитации границ избирательных округов Даил . | |||||||||||||
Законопроект о четвертой поправке | Н/Д | Выборы: Dáil: избирательная система | 16 октября 1968 г. | 1,717,389 | 1,129,606 | 65.8 | 423,496 | 39.2 | 657,898 | 60.8 | 48,212 | 4.3 | [10] |
Второе предложение изменить избирательную систему Dáil с STV на FPTP. | |||||||||||||
3-я поправка | 8 июня 1972 г. | Договор: Европа: Присоединение | 10 мая 1972 г. | 1,783,604 | 1,264,278 | 70.9 | 1,041,890 | 83.1 | 211,891 | 16.9 | 10,497 | 0.8 | [8] [10] |
Разрешено государству вступить в Европейские сообщества . | |||||||||||||
4-я поправка | 5 января 1973 г. | Выборы: избирательное право: возрастной ценз | 7 декабря 1972 г. | 1,783,604 | 903,439 | 50.7 | 724,836 | 84.6 | 131,514 | 15.4 | 47,089 | 5.2 | [8] [10] |
Снижен минимальный возраст для голосования с 21 до 18 лет. | |||||||||||||
5-я поправка | 5 января 1973 г. | Признание религий | 7 декабря 1972 г. | 1,783,604 | 903,659 | 50.7 | 721,003 | 84.4 | 133,430 | 15.6 | 49,326 | 5.5 | [8] [10] |
Удалены ссылки на «особое положение» Католической церкви и других названных конфессий. [8] | |||||||||||||
6-я поправка | 3 августа 1979 г. | Совет по усыновлению | 5 июля 1979 г. | 2,179,466 | 623,476 | 28.6 | 601,694 | 99.0 | 6,265 | 1.0 | 15,517 | 2.5 | [8] [10] |
Отменен вывод 1977 года о том, что некоторые приказы совета по усыновлению были неконституционными. | |||||||||||||
7-я поправка | 3 августа 1979 г. | Сенат : университетские округа | 5 июля 1979 г. | 2,179,466 | 622,646 | 28.6 | 552,600 | 92.4 | 45,484 | 7.6 | 24,562 | 3.9 | [8] [10] |
представительство Шонада Дублинского университета и Национального университета Разрешил распространить на выпускников других учебных заведений третьего уровня . Это положение никогда не применялось. | |||||||||||||
8-я поправка | 7 октября 1983 г. | Аборт: признано равное право на жизнь нерожденного ребенка | 7 сентября 1983 г. | 2,358,651 | 1,265,994 | 53.7 | 841,233 | 66.9 | 416,136 | 33.1 | 8,625 | 0.7 | [8] [10] |
Дал конституционное признание равному праву на жизнь нерожденного ребенка, чтобы закрепить законодательный запрет абортов. Отменено 18 сентября 2018 года после принятия 36-й поправки. | |||||||||||||
9-я поправка | 2 августа 1984 г. | Выборы: избирательное право: голоса за неграждан | 14 июня 1984 г. | 2,399,257 | 1,138,895 | 47.5 | 828,483 | 75.4 | 270,250 | 24.6 | 40,162 | 3.5 | [8] [10] |
Разрешено принять закон, позволяющий гражданам других стран голосовать на выборах за Дайля Эйриана. | |||||||||||||
Законопроект о 10-й поправке | Н/Д | Права: Развод | 26 июня 1986 г. | 2,436,836 | 1,482,644 | 60.8 | 538,279 | 36.5 | 935,843 | 63.5 | 8,522 | 0.6 | [10] |
Предлагается снять конституционный запрет на развод. В конечном итоге запрет был снят Пятнадцатой поправкой в 1996 году. | |||||||||||||
10-я поправка | 22 июня 1987 г. | Договор: Европа: Единый европейский акт | 26 мая 1987 г. | 2,461,790 | 1,085,304 | 44.1 | 755,423 | 69.9 | 324,977 | 30.1 | 4,904 | 0.5 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Единый Европейский Акт . | |||||||||||||
11-я поправка | 16 июля 1992 г. | Договор: Европа: Маастрихтский договор | 18 июня 1992 г. | 2,542,841 | 1,457,219 | 57.3 | 1,001,076 | 69.1 | 448,655 | 30.9 | 7,488 | 0.5 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Маастрихтский договор (Договор о Европейском Союзе). | |||||||||||||
Законопроект о 12-й поправке | Н/Д | Аборт: исключение самоубийства | 25 ноября 1992 г. | 2,542,841 | 1,733,309 | 68.2 | 572,177 | 34.6 | 1,079,297 | 65.4 | 81,835 | 4.7 | [10] |
Предлагается уточнить, что беременность может быть прервана в случае реального и существенного риска для жизни матери, но не в случае риска суицида. Это означало бы отмену части решения Верховного суда 1992 года по делу X , в котором говорилось, что аборт разрешен в случае риска самоубийства. | |||||||||||||
13-я поправка | 23 декабря 1992 г. | Аборт: право путешествовать | 25 ноября 1992 г. | 2,542,841 | 1,733,821 | 68.2 | 1,035,308 | 62.4 | 624,059 | 37.6 | 74,454 | 4.3 | [8] [10] |
Уточнено, что запрет абортов не ограничит свободу въезда и выезда из штата. Отменен 18 сентября 2018 года после принятия 36-й поправки. | |||||||||||||
14-я поправка | 23 декабря 1992 г. | Аборт: право на информацию | 25 ноября 1992 г. | 2,542,841 | 1,732,433 | 68.1 | 992,833 | 59.9 | 665,106 | 40.1 | 74,494 | 4.3 | [8] [10] |
Уточнено, что запрет абортов не ограничит права на распространение информации об услугах по прерыванию беременности в зарубежных странах. Отменено 18 сентября 2018 года после принятия 36-й поправки. | |||||||||||||
15-я поправка | 17 июня 1996 г. | Права: Развод | 24 ноября 1995 г. | 2,628,834 | 1,633,942 | 62.2 | 818,842 | 50.3 | 809,728 | 49.7 | 5,372 | 0.3 | [8] [10] |
Снят конституционный запрет на развод, но сохранены некоторые ограничения на его возникновение. | |||||||||||||
16-я поправка | 12 декабря 1996 г. | Права: залога ограничения | 28 ноября 1996 г. | 2,659,895 | 777,586 | 29.2 | 579,740 | 74.8 | 194,968 | 25.2 | 2,878 | 0.4 | [8] [10] |
Разрешено суду отказать в освобождении под залог, если есть подозрения, что он совершит серьезное уголовное преступление, находясь на свободе. Это отменило решение Верховного суда 1965 года. | |||||||||||||
17-я поправка | 14 ноября 1997 г. | кабинета Конфиденциальность | 30 октября 1997 г. | 2,688,316 | 1,268,043 | 47.2 | 632,777 | 52.6 | 569,175 | 47.4 | 66,091 | 5.2 | [8] [10] |
Отменить постановление Верховного суда 1992 года о том, что заседания кабинета министров были абсолютно конфиденциальными, и разрешить Высокому суду при определенных обстоятельствах предписывать раскрытие информации о обсуждениях кабинета министров. | |||||||||||||
18-я поправка | 3 июня 1998 г. | Договор: Европа: Амстердамский договор | 22 мая 1998 г. | 2,747,088 | 1,543,930 | 56.2 | 932,632 | 61.7 | 578,070 | 38.3 | 33,228 | 2.2 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Амстердамский договор . | |||||||||||||
19-я поправка | 3 июня 1998 г. / 2 декабря 1999 г. [фн 6] | Договор: Соглашение Страстной пятницы | 22 мая 1998 г. | 2,747,088 | 1,545,395 | 56.3 | 1,442,583 | 94.4 | 85,748 | 5.6 | 17,064 | 1.1 | [8] [10] |
Разрешил штату быть связанным Соглашением Страстной пятницы и предусмотрел условные поправки к статьям 2 и 3 Конституции, которые впоследствии вступили в силу после реализации Соглашения Страстной пятницы. | |||||||||||||
20-я поправка | 23 июня 1999 г. | Выборы: Местное самоуправление | 11 июня 1999 г. | 2,791,415 | 1,425,881 | 51.1 | 1,024,850 | 77.8 | 291,965 | 22.2 | 109,066 | 7.6 | [8] [10] |
При условии, что выборы в местные органы власти должны проводиться каждые пять лет. | |||||||||||||
21-я поправка | 27 марта 2002 г. | Права: Смертная казнь | 7 июня 2001 г. | 2,867,960 | 997,885 | 34.8 | 610,455 | 62.1 | 372,950 | 37.9 | 14,480 | 1.5 | [8] [10] |
Введен конституционный запрет на применение смертной казни даже во время чрезвычайного положения в стране. | |||||||||||||
Законопроект о 22-й поправке | Н/Д | Суды: судьи: дисциплина | Н/Д | [12] | |||||||||
Предложено создать орган по расследованию действий судей и изменить порядок отстранения судей от должности. Он был представлен Oireachtas, но утратил силу после второго этапа . | |||||||||||||
23-я поправка | 27 марта 2002 г. | Договор: Римский статут МУС | 7 июня 2001 г. | 2,867,960 | 997,565 | 34.8 | 629,234 | 64.2 | 350,512 | 35.8 | 17,819 | 1.8 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Статут Международного уголовного суда . | |||||||||||||
Законопроект о 24-й поправке | Н/Д | Договор: Европа: Ниццкий договор | 7 июня 2001 г. | 2,867,960 | 997,826 | 34.8 | 453,461 | 46.1 | 529,478 | 53.9 | 14,887 | 1.5 | [10] |
Предлагается разрешить государству ратифицировать Ниццкий договор . Избиратели отменили это решение, приняв Двадцать шестую поправку в 2002 году. | |||||||||||||
Законопроект о 25-й поправке | Н/Д | Аборт: исключение самоубийства | 6 марта 2002 г. | 2,923,918 | 1,254,175 | 42.9 | 618,485 | 49.6 | 629,041 | 50.4 | 6,649 | 0.5 | [10] |
Это была вторая попытка ужесточить конституционный запрет на аборты и предотвратить использование риска самоубийства в качестве основания для аборта. | |||||||||||||
26-я поправка | 7 ноября 2002 г. | Договор: Европа: Ниццкий договор | 19 октября 2002 г. | 2,923,918 | 1,446,588 | 49.5 | 906,317 | 62.9 | 534,887 | 37.1 | 5,384 | 0.4 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Ниццкий договор . | |||||||||||||
27-я поправка | 24 июня 2004 г. | ирландское гражданство | 11 июня 2004 г. | 3,041,688 | 1,823,434 | 59.9 | 1,427,520 | 79.2 | 375,695 | 20.8 | 20,219 | 1.1 | [8] [10] |
Отменено конституционное право jus soli на ирландское гражданство. | |||||||||||||
Законопроект о 28-й поправке | Н/Д | Договор: Европа: Лиссабонский договор | 12 июня 2008 г. | 3,051,278 | 1,621,037 | 53.1 | 752,451 | 46.6 | 862,415 | 53.4 | 6,171 | 0.4 | [10] |
Предлагается разрешить государству ратифицировать Лиссабонский договор . Избиратели отменили это решение, приняв Двадцать восьмую поправку в 2009 году. | |||||||||||||
28-я поправка | 15 октября 2009 г. | Договор: Европа: Лиссабонский договор | 2 октября 2009 г. | 3,078,032 | 1,816,098 | 58.0 | 1,214,268 | 67.1 | 594,606 | 32.9 | 7,224 | 0.4 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Лиссабонский договор . | |||||||||||||
29-я поправка | 17 ноября 2011 г. | Суды: судьи: вознаграждение | 27 октября 2011 г. | 3,191,157 | 1,785,707 | 55.9 | 1,393,877 | 79.7 | 354,134 | 20.3 | 37,696 | 2.1 | [8] [10] |
Ослаблен запрет на снижение зарплат ирландских судей. | |||||||||||||
Законопроект о 30-й поправке | Н/Д | Oireachtas Запросы | 27 октября 2011 г. | 3,191,157 | 1,785,208 | 55.9 | 812,008 | 46.7 | 928,175 | 53.3 | 45,025 | 2.5 | [10] |
Предложил отменить постановление Верховного суда 2002 года , которое не позволяло расследованиям Oireachtas делать выводы с критикой в отношении лиц, вызванных для дачи показаний. | |||||||||||||
30-я поправка | 27 июня 2012 г. | Договор: Европа: Европейский бюджетный договор | 31 мая 2012 г. | 3,144,828 | 1,591,385 | 50.6 | 955,091 | 60.3 | 629,088 | 39.7 | 7,206 | 0.5 | [8] [10] |
Разрешено государству ратифицировать Европейский бюджетный договор . | |||||||||||||
31-я поправка | 28 апреля 2015 г. | Права: Дети | 10 ноября 2012 г. | 3,183,686 | 1,066,239 | 33.5 | 615,731 | 58.0 | 445,863 | 42.0 | 4,645 | 0.4 | [8] [10] |
Общее заявление о правах детей и положение, призванное обеспечить право государства брать на попечение детей, которые подвергаются риску жестокого обращения или пренебрежения со стороны своих родителей. | |||||||||||||
Законопроект о 32-й поправке | Н/Д | Сенат : отмена | 4 октября 2013 г. | 3,167,484 | 1,240,729 | 39.2 | 591,937 | 48.3 | 634,437 | 51.7 | 14,355 | 1.2 | [10] |
Предлагается упразднить Шонада Эйрианна . | |||||||||||||
33-я поправка | 1 ноября 2013 г. | Суды: новый Апелляционный суд | 4 октября 2013 г. | 3,167,484 | 1,240,135 | 39.2 | 795,008 | 65.2 | 425,047 | 34.8 | 20,080 | 1.6 | [8] [10] |
Утверждает создание нового Апелляционного суда выше Высокого суда и ниже Верховного суда . | |||||||||||||
34-я поправка | 29 августа 2015 г. | Права: Однополые браки | 22 мая 2015 г. | 3,221,681 | 1,949,725 | 60.5 | 1,201,607 | 62.1 | 734,300 | 37.9 | 13,818 | 0.7 | [8] [10] |
Запрещает ограничение гражданских браков по признаку пола (гражданское партнерство было установлено в соответствии с законом 2010 года ). | |||||||||||||
Законопроект о 35-й поправке | Н/Д | Президентство : снизить возраст кандидата до 21 года. | 22 мая 2015 г. | 3,221,681 | 1,949,438 | 60.5 | 520,898 | 26.9 | 1,412,602 | 73.1 | 15,938 | 0.8 | [13] [10] |
Предлагается снизить минимальный возраст для избрания на пост президента с 35 до 21 года. | |||||||||||||
36-я поправка | 18 сентября 2018 г. | Аборт: отмена 8-й поправки | 25 мая 2018 г. | 3,367,556 | 2,159,655 | 64.1 | 1,429,981 | 66.4 | 723,632 | 33.6 | 6,042 | 0.3 | [10] [14] |
Удалены статьи, добавленные 8-й, 13-й и 14-й поправками к Конституции, что позволило Парламенту принимать законы, регулирующие прерывание беременности. | |||||||||||||
37-я поправка | 27 ноября 2018 г. | Богохульство | 26 октября 2018 г. | 3,401,652 | 1,489,694 | 43.9 | 951,650 | 64.9 | 515,808 | 35.1 | 22,236 | 1.5 | [10] [8] |
Из Конституции исключено преступление, связанное с публикацией или высказыванием богохульных материалов. | |||||||||||||
38-я поправка | 11 июня 2019 г. | Права: Развод | 24 мая 2019 г. | 3,397,636 | 1,686,511 | 50.9 | 1,384,192 | 82.1 | 302,319 | 17.9 | 40,545 | 2.4 | [10] [8] |
Отменено требование о периоде раздельного проживания до начала процедуры развода и разрешено признание разводов за границей. | |||||||||||||
Законопроект о 39-й поправке | Н/Д | Семья: Внебрачные отношения | 8 марта 2024 г. | 3,438,566 | 1,525,215 | 44.4 | 487,564 | 32.3 | 1,021,546 | 67.7 | 16,105 | 1.1 | [15] [16] [17] |
Предложение расширить признание семьи, включив в нее прочные отношения. | |||||||||||||
Законопроект о 40-й поправке | Н/Д | Семья: Забота | 8 марта 2024 г. | 3,438,566 | 1,525,221 | 44.4 | 393,053 | 26.1 | 1,114,620 | 73.9 | 17,548 | 1.15 | [15] [18] |
Предложение исключить упоминание о жизни женщины в доме и обязанностях матери в доме, а также включить новое положение об уходе в семье. |
- Примечание
- ^ Общий опрос в процентах от электората
- ^ Jump up to: а б В процентах от действительного опроса (общее количество опросов за вычетом испорченных голосов)
- ^ Испорченные голоса в процентах от общего числа голосов.
- ^ Конституция была принята плебисцитом, одобрившим ее. [8] не было Официального подписания закона . Он вступил в силу через 180 дней после плебисцита, 29 декабря 1937 года. [8]
- ^ Jump up to: а б Первые два закона о поправках были приняты в течение трехлетнего переходного периода, когда референдум не требовался.
- ^ Первая дата — это дата внесения в Закон первоначальных поправок; второй – это заявление правительства, повлекшее за собой последующую поправку. [11]
Предлагаемые поправки
[ редактировать ]7 июня 2024 года планировалось провести референдум по ратификации Соглашения о Едином патентном суде . [19] [20] Однако в апреле 2024 года правительство заявило, что рассматривает возможность переноса референдума. [21]
Следующие законопроекты были внесены в ордер на рассмотрение в Oireachtas.
Предложение | Предложить | Прогресс |
---|---|---|
Право на жилье | Солидарность: люди важнее прибыли | Первый этап 28 июля 2020 г. [22] |
Франшиза на президентских выборах | Министр иностранных дел | Первый этап 16 сентября 2019 г.; Бумага восстановлена в заказе, июль 2020 г. [23] [24] |
Референдумы, влияющие на судебные решения
[ редактировать ]Права обвиняемых и право на судебное разбирательство
[ редактировать ]В деле «Липл (AG) против О'Каллагана» (1966 г.) Верховный суд постановил, что право на свободу допускает отказ в освобождении под залог только в ограниченных обстоятельствах, когда в суде имеются достаточные доказательства того, что обвиняемый, вероятно, будет вмешиваться в решение суда. ход правосудия; в частности, этот залог не мог быть произведен из-за вероятности совершения дальнейших преступлений во время нахождения под залогом. [25] Это решение было отменено Шестнадцатой поправкой 1996 года, которая включила статью 40.4.7°, позволяющую отказать суду в освобождении под залог лицу, обвиняемому в серьезном преступлении, если разумно считается необходимым предотвратить совершение серьезного преступления путем этот человек. Поправка была принята 75% против 25%.
В деле «Магуайр против Арда» (2002 г.) Верховный суд постановил, что Oireachtas Inquiries не имеет полномочий принуждать свидетелей присутствовать на заседании и делать против них выводы. [26] В Тридцатой поправке к законопроекту о Конституции 2011 года предлагалось разрешить Oireachtas Inquisitions делать выводы по фактам и сопоставлять права личности с общественными интересами; этот референдум был отклонен 53% против 47%.
Избирательные вопросы
[ редактировать ]В деле О'Донован против Генерального прокурора (1961 г.) Верховный суд постановил, что Закон о поправках к выборам 1959 г. является неконституционным, и предположил, что соотношение представительства и численности населения в разных округах должно различаться не более чем на 5%. Третья поправка к законопроекту о Конституции 1968 года допускала разницу до 16,7% по округам. На референдуме он был отвергнут 61% против 39%.
В отношении статьи 26 и законопроекта о выборах (поправка) 1983 (1984) Верховный суд постановил, что предложенный законопроект о расширении права голоса на выборах в Палату представителей британских граждан является неконституционным. В июне 1984 года была принята Девятая поправка , которая позволила распространить избирательное право за пределы граждан Ирландии.
Международный суверенитет
[ редактировать ]Третья поправка , принятая в 1972 году, позволила Ирландии присоединиться к Европейским сообществам . В 1986 году правительство подписало Единый европейский акт (ЕЭА). Однако Раймонд Кротти добивался судебного запрета на ратификацию со стороны государства. В деле Crotty v. An Taoiseach (1987 г.) Верховный суд постановил, что дальнейшая передача полномочий от государства европейским институтам в рамках SEA не «вызвана обязательствами членства в Сообществах», как это предусмотрено Третьей поправкой. . Следовательно, Конституция требовала дальнейших поправок, прежде чем СЭО могло быть ратифицировано. Это было сделано на референдуме позднее в 1987 году . На той же основе дальнейшие референдумы по европейским договорам: были проведены по Маастрихтскому договору ( в 1992 году ), по Амстердамскому договору ( в 1998 году ), по Ниццкому договору ( в 2001 и 2002 годах ), по Лиссабонскому договору ( в 2008 году ). и в 2009 году ). Также были проведены референдумы с целью разрешить государству принять на себя обязательства по Соглашению Страстной пятницы 1998 года и ратифицировать Международный уголовный суд. в 2001 году и Договор о стабильности в 2012 году .
Аборт
[ редактировать ]В деле МакГи против Генерального прокурора (1974 г.) Верховный суд установил, что положения статей 40 и 41 гарантируют право на неприкосновенность частной жизни в браке и что контрацепция по рецепту не может быть запрещена супружеской паре. В деле Грисволд против Коннектикута (1965 г.) Верховный суд США пришел к аналогичному результату, прежде чем признал общее право на аборт в первом триместре в деле Роу против Уэйда (1973 г.). Восьмая поправка 1983 года предоставила конституционную защиту жизни нерожденного ребенка и, следовательно, запретила аборты. Частично это было сделано для того, чтобы защититься от того, чтобы Верховный суд признал то же право, что и их американские коллеги.
В марте 1992 года Верховный суд постановил в деле «Генеральный прокурор против Х» , широко известном как «Дело Х», что девочка-подросток имеет право на аборт, поскольку существует риск для ее жизни в результате самоубийства. Противники абортов опасались, что это постановление может быть исполнено только таким образом, что это приведет к установлению обширного режима абортов, подобного тому, который существует во многих других странах. Были две проваленные поправки, которые исключали бы самоубийство как основание для аборта: Двенадцатая поправка к законопроекту о Конституции 1992 года и Двадцать пятая поправка к законопроекту о Конституции 2001 года . Закон о защите жизни во время беременности 2013 года содержит положения, позволяющие суду по делу X разрешить аборт, если жизнь женщины находится под угрозой, включая риск самоубийства.
Тринадцатая поправка была принята в 1992 году, чтобы гарантировать право на поездку. Это касалось запрета, вынесенного Высоким судом по делу X, о возвращении девочки в страну. Хотя судебный запрет был отменен Верховным судом, большинство судей пришли к выводу, что, если бы не риск для жизни ответчика, судебный запрет был бы сохранен.
Четырнадцатая поправка была принята в тот же день в 1992 году, чтобы гарантировать, что запрет на аборты не будет ограничивать свободу получать или предоставлять информацию, касающуюся услуг, законно доступных в другом штате. Это было ответом на два дела: Генеральный прокурор (Общество по защите нерожденных детей (Ирландия) Ltd.) против Open Door Counseling Ltd. и Dublin Well Woman Center Ltd. (1988 г.), которое вынесло судебный запрет, запрещающий двум консультационным агентствам оказывать помощь. женщинам выезжать за границу с целью сделать аборт или информировать их о методах связи с такими клиниками, а также Общество по защите нерожденных детей (Ирландия) Ltd. против Грогана (1989 г.), которое наложило судебный запрет, запрещающий трем студенческим союзам распространять информацию. в отношении абортов, доступных за пределами штата.
Восьмая поправка была отменена в 2018 году с принятием Тридцать шестой поправки , что позволило снова легализовать аборты.
Поправки к предыдущим конституциям
[ редактировать ]До принятия Конституции Ирландии в Ирландии существовало две предыдущие конституции: Дайльская конституция недолговечной Ирландской республики 1919–1922 годов и конституция Ирландского свободного государства 1922–1937 годов .
Конституция Дайля была принята Дайлем Эйрианном (который в то время представлял собой однопалатное собрание).
Конституция Ирландского свободного государства была принята в октябре 1922 года и вступила в силу 6 декабря 1922 года. Первоначально она предусматривала процесс внесения поправок посредством референдума. Однако первоначально в конституцию могли быть внесены поправки Oireachtas в течение восьми лет. Oireachtas решили продлить этот период, а это означает, что на время своего существования в конституцию Свободного государства могут вноситься поправки по желанию парламента. В соответствии с Законом о Конституции 1922 года в конституцию не могли быть внесены поправки, противоречащие англо -ирландскому договору 1921 года, ратифицированному как Соединенным Королевством, так и Ирландской Республикой. Однако Вестминстерский статут снял это ограничение в 1931 году в том, что касается британского (но не ирландского) законодательства. С 1925 по 1936 год в него вносились поправки 24 раза.
Позиции партии по прошлым поправкам
[ редактировать ]Вечеринка | Однополые браки | Аборт | Богохульство | Развод | Семья и забота |
---|---|---|---|---|---|
Фианна Файл | ![]() |
Нейтральный | ![]() |
![]() |
![]() |
Шинн Фейн | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Изысканный гэльский | ![]() |
Нейтральный | ![]() |
![]() |
![]() |
Зеленый | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Труд | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Социал-демократы | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ПБП – Солидарность | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Национальная партия | ![]() |
![]() |
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Предыдущие референдумы» . Ответственный за референдум .
- Полная конституция Ирландии – это неофициальное вариаторное издание с поправками к оригинальному тексту. Это верно только до принятия Двадцатой поправки в 1999 году.
- Ирландская инициатива по правовой информации
- Сборник ирландских законов онлайн
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Линч, Кэтрин (23 февраля 2018 г.). «Объяснение результатов отклоненных референдумов» (PDF) . Примечания библиотеки и исследовательской службы Oireachtas. Дома Ойреахтов . Проверено 7 апреля 2020 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Закон о референдуме 1994 г., с. 10: День голосования на конституционном референдуме ( № 12 от 1994 г., ст. 10 ). Принят 22 мая 1994 года. Закон Oireachtas . Получено из Свода законов Ирландии .
- ^ Закон об избирательной реформе 2022 года , с. 31: Функции Комиссии по проведению референдума ( № 30 от 2022 года, ст. 31 ). Принят 25 июля 2022 года. Закон Oireachtas . Получено из Свода законов Ирландии .
- ^ «Референдум в Ирландии» (PDF) . Правительство, т.е. 27 сентября 2023 г.
- ^ Закон о референдуме 1994 г., с. 40: Предварительный акт референдума ( № 12 от 1994 г., ст. 40 ). Принят 22 мая 1994 года. Закон Oireachtas . Получено из Свода законов Ирландии .
- ^ Закон о референдуме 1994 г., с. 42: Петиции о референдуме ( № 12 от 1994 г., ст. 42 ). Принят 22 мая 1994 года. Закон Oireachtas . Получено из Свода законов Ирландии .
- ^ Статья 46 Конституции Ирландии.
- ^ Батлер, Грэм (август 2015 г.). «Дорога в апелляционный суд. Часть II: Отличительные особенности и учреждение» . Ирландские юридические времена . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 31 августа 2015 г.
В статье 34А.4 указано, что все ссылки на статью 34А будут удалены после создания Апелляционного суда, а статья 64 будет удалена через год после даты создания суда.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть «Конституция Ирландии» . Книга законов Ирландии . Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ «Результаты референдума» (PDF) . Департамент жилищного строительства, планирования и местного самоуправления . Архивировано (PDF) из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к «Итоги референдума 1937–2019 гг.» . Правительство, т.е. 2 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Британско-ирландское соглашение: объявление» . Дебаты Дайля Эйриана . 2 декабря 1999 г., стр. Том 512, № 2, стр. 3, cc.337–340. Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Двадцать вторая поправка к законопроекту о Конституции 2001 г. (Законопроект № 17 от 2001 г.). Проверено 7 марта 2021 г., Дома Oireachtas .
- ^ Тридцать пятая поправка к Конституции (возраст, позволяющий избираться на должность президента), законопроект 2015 г. (законопроект № 6 от 2015 г.). Проверено 24 февраля 2015 г., Дома Oireachtas .
- ^ «Референдум – Тридцать шестая поправка к законопроекту о Конституции 2018 года» . Департамент жилищного строительства, планирования и местного самоуправления . 28 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 г. Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Заявление Министерства жилищного строительства, местного самоуправления и наследия» . Правительство Ирландии (Пресс-релиз). Департамент жилищного строительства, местного самоуправления и наследия . 24 января 2024 года. Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Тридцать девятая поправка к Конституции (Семья) Законопроект 2023 года» . Ответственный за референдум . Архивировано из оригинала 2 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Тридцать девятая поправка к Конституции (Семья) Законопроект 2023 года» . Ответственный за референдум . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Сороковая поправка к законопроекту о Конституции (заботе) 2023 года» . Ответственный за референдум . Архивировано из оригинала 2 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Референдум о создании Единого патентного суда объявлен правительством» . Правительство Ирландии – Департамент предпринимательства, торговли и занятости . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Пауэр, Аннмари (9 марта 2024 г.). «По завершении референдума избирательная комиссия уточняет детали периода предвыборной кампании» .
- ^ Роли, Дэвид (13 апреля 2024 г.). «Саймон Харрис опасается, что референдум в патентном суде будет «поспешным», если он состоится 7 июня» . Ирландские Таймс . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Законопроект о тридцать девятой поправке к Конституции (право на жилье) 2020 года (Законопроект № 21 от 2020 года). Проверено 6 августа 2020 г., Дома Oireachtas .
- ^ «Восстановление векселей на заказ: ходатайство - Dáil Éireann (33-й день)» . Ойреахтас . 28 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Законопроект о тридцать девятой поправке к Конституции (президентские выборы) 2019 г. (Законопроект № 68 от 2019 г.). Проверено 19 сентября 2019 г., Дома Oireachtas .
- ^ «Люди (по иску Генерального прокурора) против О'Каллагана», Irish Reports , vol. 1, с. 501, 1966 г.
- ^ « Магуайр против Арды », Irish Reports , vol. 1, с. 385, 2002 г.