Финляндия Фильм
Суоми-Фильми , букв. Finland-Film — финская кинокомпания , . основанная в 1919 году Кару Эркки Suomi-Filmi выпустила около 160 полнометражных фильмов и на протяжении большей части своей истории была одной из двух важнейших кинокомпаний страны наряду с Suomen Filmiteollisuus . Компания была домом для нескольких известных финских кинорежиссеров, в основном ее основателя Эркки Кару, а также двух последних главных режиссеров Ристо Орко и Валентина Ваала . После того, как «золотой век» финского кино закончился, темпы производства фильмов компании замедлились и в конечном итоге завершились выпуском фильма 1980 года Tulitikkuja lainaamassa . Компания все еще существует, но в основном занимается распространением домашнего видео из своего каталога наименований.
Ранние годы
[ редактировать ]
Компания была основана как Suomen Filmikuvaamo 20 декабря 1919 года Эркки Кару . [ 1 ] но свое нынешнее название принял вскоре после этого, в 1921 году. [ 2 ] Начало Suomi-Filmi было непростым, и до мая 1920 года он закончил свой первый короткометражный фильм « В память об окончании войны за независимость» . [ 3 ] Позже в том же году компания выпустила свой первый полнометражный фильм « Оллин Оппивуодет» , экранизацию романа Анни Свон, снятую Теуво Пуро .
За время пребывания в компании Кару работал не только генеральным директором , но и главным директором компании. В то время как большинство других режиссеров, нанятых компанией в 1920-е годы, работали лишь над несколькими фильмами и не добились значительного успеха. [ 4 ] Кару мог бы создать хорошо принятые фильмы, такие как «Коскенласкиян Морсиан» (1923) и Алексиса Киви адаптацию «Деревенские сапожники» ( Nummisuutarit , 1923). [ 5 ] К концу эпохи немого кино Suomi-Filmi, несомненно, была крупнейшей кинопроизводственной компанией в Финляндии, достигнув почти монопольного статуса. [ 6 ] [ 7 ]
В начале 1930-х годов Suomi-Filmi столкнулась с финансовыми трудностями, вызванными глобальной депрессией, начавшейся крахом Уолл-стрит в 1929 году . Хотя 1920-е годы были в основном успешными для компании, ежегодные показатели посещаемости по всей стране сократились: с более чем 12 миллионов в 1928 году до чуть более 6 миллионов пять лет спустя. [ 8 ] В 1933 году, после ссоры с остальными акционерами компании из-за предполагаемой финансовой безответственности, Кару был вынужден уйти в отставку, и на посту генерального директора его заменил Аарне Вуоренхеймо. [ 9 ] Однако всего несколько месяцев спустя Кару основал еще одну кинокомпанию, Suomen Filmiteollisuus , которая на протяжении большей части своего существования конкурировала как одна из двух ведущих кинокомпаний Финляндии наряду с Suomi-Filmi. [ 10 ] [ 11 ] хотя сам Кару умер в 1935 году.
После Кару
[ редактировать ]После ухода Кару будущее Suomi-Filmi выглядело безрадостным. Из-за финансовых трудностей и отсутствия режиссерских талантов многие ожидали, что компания объявит о банкротстве. [ 12 ] Однако Suomi-Filmi удалось избежать катастрофы, наняв многообещающего молодого режиссера Ристо Орко в качестве своего главного режиссера и руководителя производства. Орко ранее работал помощником режиссера в компании, но ожидалось, что он уйдет вместе с Кару после того, как помог ему в основании Suomen Filmiteollisuus. В конце концов, уверенный в себе Орко не смог устоять перед шансом стать главным человеком в компании, поскольку уход мог означать, что Кару всегда будет в тени его. [ 13 ] В итоге Орко оставался в компании более шести десятилетий, переходя от руководства к исполнению обязанностей генерального директора с 1945 по 1976 год. С 1970-х до начала 1990-х годов Орко по-прежнему оставался держателем контрольного пакета акций компании (остальные акции принадлежали компании). принадлежит остальным членам его семьи). [ 14 ]
После своего назначения Орко пришлось усердно и быстро работать, чтобы оживить финансы Suomi-Filmi. [ 15 ] В течение 1930-х и первой половины 1940-х годов Орко снял 13 фильмов, что резко контрастирует с его более поздней карьерой, когда он снял только три. Третий фильм Орко, «Силталан пехтоори» (1934), имел огромный успех и стал первым финским фильмом, который собрал миллион зрителей – в стране с населением около трех с половиной миллионов в то время. [ 16 ] Считается, что этот фильм спас Suomi-Filmi и вернул ей прочную финансовую базу. [ 17 ]
В 1935 году «Суоми-Фильми» наняла еще одного многообещающего молодого режиссера, Валентина Ваала , в качестве своего второго главного режиссера. Ваала начал свою карьеру в труппе с «Кайкки ракастават» (1935), романтической комедии в которой Анса Иконен и Тауно Пало впервые встретились на экране. [ 18 ] За свою карьеру в компании Vaala снял 39 фильмов. [ 19 ] Среди самых популярных были « Хульда» Юуракона (1937), « Нискавуорен найсет» (1938), две Мика Валтари адаптации « Габриэль, туле кэцки» (1951) и « Омена путиаа ...» (1952) и « Нуммисуутарит» (1957). [ 20 ]
Среди других режиссеров, работавших в Suomi-Filmi в этот период, были Теуво Тулио , снявший, например, «Песню об аленьком цветке» (1938) по знаменитому роману Йоханнеса Линнанкоски . [ 21 ] и Орво Саарикиви , снявший, в частности, «Михен Кылкилуу» (1937) и «Тоттисалмен периллинен» (1940). [ 22 ] Позже Саарикиви переехал в Suomen Filmiteollisuus.
1940-е-1950-е годы
[ редактировать ]Во время Зимней войны производство художественных фильмов Suomi-Filmi было остановлено, а компания сконцентрировалась в основном на короткометражных документальных фильмах. После войны кинопроизводство компании снова пошло быстрыми темпами, а когда началась Война-продолжение , после первоначального перерыва ей удалось лишь немного замедлить производство. В 1940–1944 годах «Суоми-Фильми» выпустила 28 полнометражных фильмов. [ 23 ]
Вторая половина 1940-х годов была для Suomi-Filmi во многом успешной. Ваала оставался главным директором, а Орко сосредоточился на финансовой стороне компании. В 1950-е годы темпы производства Suomi-Filmi начали замедляться, но компания по-прежнему оставалась одной из трех крупнейших киностудий страны наряду с Suomen Filmiteollisuus и выскочкой Fennada-Filmi . [ 10 ] Другими главными режиссерами, работавшими в компании в то время, были Илмари Унхо , закончивший, среди прочего, приключения Калле-Кустаана Коркина (1949) и Härmästä poikia timen (1950). [ 24 ] Ханну Леминен был нанят из Suomen Filmiteollisuus и в 1950-х годах снял несколько фильмов, таких как Kesäillan valssi (1951) и Riihalan valtias (1956). [ 25 ]
Отклонить
[ редактировать ]Хотя Suomi-Filmi продолжала активно снимать фильмы, к 1960-м годам популярность их картин начала падать. [ 26 ] В 1970-е годы компания выпустила всего два собственных фильма, но продолжала активно заниматься кинопрокатом как отечественных, так и зарубежных фильмов до начала 1980-х годов. [ 27 ] Последней продукцией Suomi-Filmi стала советская совместная продукция Tulitikkuja lainaamassa ( «За спичками ») в 1980 году. Позже компания по-прежнему оставалась заметной в сфере домашнего видеопроката из своего обширного каталога фильмов. [ 28 ]
Влияние
[ редактировать ]В период своего расцвета в Suomi-Filmi в то или иное время работало большинство ведущих финских актеров и творческих работников кинопроизводства того времени. [ 29 ] Таким образом, именно он во многом определил формирование «золотого века» финского кино. [ 7 ] вместе со своим главным конкурентом Suomen Filmiteollisuus, и это влияние распространилось даже после окончания собственной продюсерской деятельности Suomi-Filmi. [ 28 ] Многие фильмы производства компании до сих пор считаются классикой современного финского кино. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ууситало 1994, с. 25-26
- ^ Ууситало 1994, с. 31
- ^ Ууситало 1972, с. 80
- ^ Баг, стр. 412
- ^ Ууситало 1972, стр. 90-92.
- ^ Ууситало 1972, с. 148
- ^ Jump up to: а б Киммо Лэйн. «Продюсерские компании Suomi-Filmi и Suomen Filmiteollisuus как строители финского национального кинематографа в 1933-1939 годах (краткое содержание)» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2008 г. Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ Ууситало 1994, с. 84
- ^ Ууситало 1994, с. 106-108
- ^ Jump up to: а б Баг, с. 12
- ^ Ууситало 1994, с. 128
- ^ Ууситало 1999, с. 53
- ^ Ууситало 1999, с. 54
- ^ Ууситало 1994, с. 346
- ^ Ууситало, Нюландер, Орко, с. 30-33
- ^ Баг, стр. 448
- ^ Ууситало 1994, с. 124
- ^ Баг, стр. 66
- ^ Лайне, Луккари, Сейтаярви, с. 163
- ^ Лайне, Луккари, Сейтаярви, с. 46
- ^ Лесорубы и лесорубы - Песня об Аленьком цветке
- ^ Ууситало 1994, с. 158
- ^ Ууситало 1994, с. 202
- ^ Ууситало 1994, стр. 163.
- ^ Ууситало 1994, с. 235
- ^ Ууситало 1994, с. 318
- ^ Ууситало 1994, с. 324-326
- ^ Jump up to: а б Баг, с. 9
- ^ Ууситало 1994, с. 350
- ^ Ууситало 1994, с. 352
Ссылки
[ редактировать ]- Питер фон Баг (2005). Новая золотая книга финского кино (на финском языке). Отава . ISBN 951-1-12705-5 .
- Киммо Лайне, Матти Луккари, Юха Сейтаярви (редактор) (2004). Валентин Ваала (на финском языке). Большая Медведица. ISBN 951-746-562-9 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Кари Ууситало (1972). Ожившие картинки (на финском языке). Большая Медведица. ISBN 951-1-03535-5 .
- Кари Ууситало (1994). Съёмка – камера – вперед! Крупный план: suomifilmit и Suomi-Filmi Oy (на финском языке). Кирьястопалвелу Ою. ISBN 951-692-344-5 .
- Кари Ууситало (1999). Ристо Орко, 100-летний великий человек Suomi-Film (на финском языке). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем» . ISBN 951-0-24118-0 .
- Кари Ууситало; Гуннар Нюландер; Лииса Орко (1969). Ристо Орко (на финском языке).