Кино Австрии
Кино Австрии | |
---|---|
![]() Гартенбаукино в Вене во время Венского международного кинофестиваля 2010. | |
Количество экранов | 577 (2011) [1] |
• На душу населения | 7,6 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | УИП 17,6% Уорнер Бразерс 16,4% Константин 14,4% [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2011). [3] | |
Вымышленный | 35 |
Анимированные | - |
Документальный фильм | 19 |
Количество поступлений (2011 г.) [5] | |
Общий | 15,752,844 |
• На душу населения | 1.98 (2012) [4] |
Валовые кассовые сборы (2011) [5] | |
Общий | 124 миллиона евро |
Кино Австрии относится к киноиндустрии, базирующейся в Австрии . В Австрии существует активная киноиндустрия с начала 20 века, когда она была Австро-Венгерской империей , и это продолжается по сей день. Продюсер Саша Коловрат-Краковски , продюсер-режиссер-сценарист Луиза Кольм и австро-венгерские режиссеры Михаэль Куртис и Александр Корда были среди пионеров раннего австрийского кино. Несколько австрийских режиссеров сделали карьеру в Веймарской Германии , а затем в США , среди них Фриц Ланг , Г.В. Пабст , Йозеф фон Штернберг , Билли Уайлдер , Фред Циннеманн и Отто Премингер .
В период между двумя мировыми войнами такие режиссеры, как Э. У. Эмо и Генри Костер , последний из которых эмигрировал из Австрии, представили примеры австрийских кинокомедий. В то же время Вилли Форст и Вальтер Райш основали жанр венерского кино . После того, как Австрия стала частью нацистской Германии в 1938 году, венская продюсерская компания Wien-Film стала важной студией, производящей, казалось бы, неполитическую продукцию. После Второй мировой войны кинопроизводство в Австрии вскоре возобновилось, частично при поддержке союзных войск. Режиссеры-ветераны и новые режиссеры, такие как Эрнст Маришка , Франц Антель , Геза фон Чиффра , Геза фон Болвари и Вальтер Кольм-Вельте, пересмотрели традиции комедии, провинциального Heimatfilm и биографических фильмов и положили начало новому жанру богатой имперской эпопеи (например, Маришки о Сисси фильмы ). и мюзиклы имперской эпохи Антеля), которые конкурировали с голливудскими развлечениями по международным кассовым сборам.
1950-е годы принесли Австрии крупнейший бум кинопроизводства в ее истории, но без школы неореалистов или новой волны , которая оживила другие европейские кинотеатры в ту эпоху, и без национальных субсидий коммерческая австрийская киноиндустрия рухнула к 1968 году, и экспериментальное кино осталось очень ограничено. К 1970-м годам телевидение стало средой для развлекательных фильмов, короткометражные фильмы радикального венского движения акционизма полностью отвергли повествовательную структуру, а альпийский пейзаж Австрии, а также некоторые из ее режиссеров и актеров использовались для постановок западногерманских сексуальных комедий .
Благодаря национальным субсидиям, полученным в 1981 году, новое поколение австрийских кинематографистов утвердилось на родине и на международных фестивалях в 1980-х и 90-х годах, среди них Аксель Корти , Ники Лист , Пауль Харатер , Михаэль Ханеке , Барбара Альберт , Харальд Зихеритц , Стефан Рузовицкий и Ульрих. Зейдль . В первом десятилетии XXI века австрийское кино обрело долгожданную «Новую волну» и международный успех у критиков.
К австрийским или австрийским актерам, добившимся международного успеха с 1920-х годов по настоящее время, относятся Эрих фон Штрогейм , Элизабет Бергнер , Йозеф Шильдкраут , Пауль Хенрейд , Хеди Ламарр , Вальтер Слезак , Оскар Хомолка , Надя Тиллер , Сента Бергер , Клаус Мария Брандауэр , Максимилиан Шелл , Мария Шелл , Роми Шнайдер , Оскар Вернер , Ванесса Браун , Густи Хубер , Курд Юргенс , Лотте Ленья , Курт Кашнар , Мариса Мелл , Хельмут Бергер , Арнольд Шварценеггер и Кристоф Вальц .
История
[ редактировать ]До 1918 года
[ редактировать ]

Между 1896 и примерно 1905 годами единственными фильмами, производимыми в Австрии, были кинохроники , в основном французскими компаниями, такими как Pathé Frères и Gaumont . Первыми фильмами австрийского режиссера стала серия короткометражных эротических фильмов, таких как «Ам Склавенмаркт», снятых фотографом Иоганном Шварцером , основавшим в 1906 году компанию «Сатурн-Фильм» . Некоторые из его постановок в последние годы были найдены и восстановлены Киноархивом . Австрия .
Массовое кинопроизводство началось в 1910 году, когда компанию «Erste österreichische Kinofilms-Industrie» (позже Wiener Kunstfilm основали Антон Кольм , его жена Луиза Кольм и Якоб Флек ) . Начинали с кинохроники, но вскоре стали снимать игровые фильмы. В 1912 году граф Саша Коловрат-Краковский , богатый дворянин из Богемии , основал компанию «Саша-Фильм» . В период до 1918 года она превратилась в крупнейшую производственную компанию Австрии; его главным конкурентом был Wiener Kunstfilm. После начала Первой мировой войны австрийская киноиндустрия стала сильнее, поскольку многим иностранным компаниям, в том числе принадлежащим к мощной киноиндустрии Франции, больше не разрешалось производить или распространять фильмы в Австрии. В период с 1914 по 1918 год в Австрии было снято около 200 фильмов — вдвое больше, чем за все предыдущие годы.
Некоторые австрийские режиссеры к этому времени уже эмигрировали и начали карьеру в США. Эрих фон Штрогейм и Йозеф фон Штернберг были лишь двумя уроженцами Австрии, которые внесли свой вклад в ранний успех Голливуда. Менее известными режиссерами, начавшими свою карьеру в США, были, например, Генри Лерман , который поставил несколько сотен фарсов, включая первые четыре фильма с Чарли Чаплином в главной роли . Основатель Fox Film Corporation Уильям Фокс (урожденный Вильгельм Фукс) и первый независимый продюсер Голливуда Сэм Шпигель также были коренными австрийцами, рожденными немецкоязычными евреями в Австро-Венгрии . Соучредитель Metro-Goldwyn-Mayer Маркус Лев родился в семье еврейских эмигрантов Австро-Венгрии.
1918-1936 гг.
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны кинопроизводство продолжало расти, поскольку тогдашняя австрийская валюта, крона , была очень слаба. В результате австрийские фильмы оказались дешевле, чем фильмы других стран. В период с 1919 по 1922 год австрийское кинопроизводство достигло своего рекордного пика: ежегодно выпускалось от 100 до 140 фильмов.
Многие фильмы, снятые в этот период, были более низкого качества, чем фильмы признанных кинопроизводителей, таких как Франция, Великобритания, Дания, Германия и Италия. Но среди массы низкопробной продукции были и фильмы продюсеров и режиссеров, придававших большое значение качеству. Следовательно, экспрессионистский стиль кинопроизводства зародился не только в немецком, но и в австрийском кино, например, в фильме Пауля Циннера « Ад » (1920). Сценарий одного из важнейших немецких экспрессионистских фильмов «Кабинет доктора Калигари» (1920) написали два австрийца, Карл Майер и Ганс Яновиц . Они вместе с Фрицем Лангом и Паулем Циннером также работали в то время в Берлине, поскольку Берлин был центром немецкоязычной киноиндустрии. Австриец Фриц Кортнер , который работал как в Германии, так и в Австрии – например, в австрийских доэкспрессионистских постановках, таких как « Мандарин» (1918), – был одним из самых известных актеров-экспрессионистов. Самый известный фильм австрийских экспрессионистов – «Руки Орлака» (1924) немецкого режиссера Роберта Вине , в главных ролях Конрад Вейдт и Фриц Кортнер.
Примерно в 1923 году вся европейская киноиндустрия пришла в упадок из-за растущей конкуренции со стороны США. Американские фильмы можно было экспортировать в Европу очень дешево, поскольку затраты на производство уже окупились в американском прокате. Европейская киноиндустрия, разделенная на множество разных стран и на множество разных языков, не могла производить качественные фильмы по достаточно низкой цене, чтобы конкурировать с американским импортом. Еще одной проблемой, которая затронула Германию и Австрию, было успешное сдерживание гиперинфляции. Австрийские фильмы перестали быть особенно дешевыми, а экспорт упал. В результате к середине двадцатых годов производство австрийских фильмов сократилось до 20–30 фильмов в год, что соответствует уровню, значительно сократившемуся после Первой мировой войны. За всю эпоху немого кино в Австрии было снято около 1000 фильмов. .
1920-е годы были также эпохой эпического кино по образцу фильмов довоенного периода из США (например, Д. У. Гриффита ) и Италии. В Австрии австро-венгерские режиссеры Михаэль Куртис и Александр Корда сняли эпические фильмы для Sascha-Film и Vita-Film (компании-преемника Wiener Kunstfilm ), среди них «Принц и Беттелькнабе» (1920), «Самсон и Делила» (1922), « Содом и Гоморра (1922 г.), Der Junge Medardus (1923 г.), Die Sklavenkönigin (1924 г.), Харун аль-Рашид (1924 г.) и Саламбо (1925 г.). Эти фильмы были крупнейшими, когда-либо снятыми в Австрии, с огромными затратами на производство, до 10 000 костюмированных статистов и огромными декорациями, такими как «Храм Содома», которые были спроектированы и построены лучшими австрийскими художниками-декораторами того периода Эмилем Штепанеком и Артуром . Бергер и Юлиус фон Борсоди . Над этими фильмами работали знатоки австрийской киносцены. Фильмы фотографировали ведущие операторы, такие как Франц Планер и Ханс Тейер , а жены режиссеров Люси Дорейн (Майкл Кертис) и Мария Корда (Александр Корда) были ведущими женщинами фильма. Актерский состав дополнили австрийские звезды кино и театра, такие как Ханс Тимиг , Вальтер Слезак , Оскар Береги , Ханс Марр . Некоторые кинозвезды более поздних лет, , Уилли Форст например , появлялись в некоторых из этих фильмов в массовке.
Между 1933 и 1936 годами Австрия была убежищем для многих немецких кинематографистов, эмигрировавших из нацистской Германии , в том числе режиссеров Эриха Энгеля и Вернера Хохбаума .
1936-1945 гг.
[ редактировать ]Хотя Австрия не была аннексирована Германией до 1938 года, евреям было запрещено работать в австрийской киноиндустрии с 1936 года из-за давления со стороны нацистской Германии, где евреям было запрещено работать в кино в течение нескольких месяцев после прихода нацистов к власти. Германия была самым важным экспортным рынком для австрийских фильмов, и Германия пригрозила полным запретом на импорт австрийских фильмов, если австрийцы не выполнят их требования. Единственным исключением из этого запрета стал по неизвестным причинам фильм «Эпизод» (1935) режиссера-еврея Вальтера Райша . Большинство еврейских австрийских режиссеров, актеров и других работников киноиндустрии, а также многие нееврейские противники нацизма эмигрировали в последующие годы во Францию, Чехословакию, Великобританию и США. Однако некоторые еврейские кинематографисты не эмигрировали, и многие из них были убиты во время Холокоста . Многие из австрийских эмигрантов сделали успешную карьеру в Соединенных Штатах, особенно режиссеры Билли Уайлдер , Фред Циннеманн. , Отто Премингер , Джо Мэй и Эдгар Г. Улмер .
После аншлюса некоторые кинематографисты пришли к соглашению с новым нацистским руководством, в то время как другие предпочли оставить кинобизнес под властью нацистов или спрятаться в подполье - например, знаменитый художник по костюмам Гердаго , который впоследствии создавал костюмы для фильмов о Сисси. 1950-х годов.
Вся австрийская киноиндустрия была быстро объединена в одну компанию Wien-Film , которая получила новое название Sascha-Film после ее конфискации нацистами с помощью банка Creditanstalt . Wien-Film выпустила несколько откровенно пропагандистских фильмов; большая часть его продукции представляла собой, по-видимому, безобидные комедии, часто имевшие антидемократический и антисемитский подтекст. Хотя нацистская цензура была строгой, некоторые фильмы содержали критику, скрытую на метафорическом уровне, например музыкальные комедии Вилли Форста.
1945 по 1970 год
[ редактировать ]Период между 1945 и 1970 годами был эпохой музыкальных комедий, ставших популярными уже в 1930-х годах, и Heimatfilme , сентиментальных фильмов с сельской обстановкой. После Второй мировой войны австрийские города были опустошены, и кинематографисты разместили свои работы в сельской местности, чтобы показать населению «хорошую и прекрасную» Австрию. В 1950-е годы, в эпоху Wirtschaftswunder, мало кто призывал к созданию серьезных или критических фильмов; Общественное предпочтение отдавалось фильмам, демонстрирующим безопасную среду, спасение от разрушения недавней истории. Действие многих комедий того периода происходит во времена Австро-Венгерской империи , поскольку этот период ассоциируется с роскошью, элегантностью, романтикой и представлением об Австрии как о большой, могущественной и мирной. Этим объясняется популярность фильмов Сисси с Роми Шнайдер в роли императрицы Елизаветы, которые имели успех не только внутри страны, но и за рубежом. Эти фильмы послужили образцом для многих других австрийских фильмов того периода. Помимо Шнайдера, были и другие австрийские кинозвезды 1950-х и 1960-х годов. Петер Александер , Аттила Хёрбигер , Магда Шнайдер , Вольф Альбах-Ретти и Ханс Мозер . Среди режиссеров очень плодовитый Франц Антель стал нарицательным благодаря своим популярным комедиям.
1970-1990 годы – эпоха структурных изменений
[ редактировать ]
1970-е годы были периодом, когда австрийское кинопроизводство достигло своего самого низкого уровня: ежегодно выпускалось всего пять-десять фильмов. Реакционная австрийская киноиндустрия уступила подъему телевидения, в то время как в то же время появилось новое, молодое и критически настроенное поколение кинематографистов - австрийское авангардное движение - с постановками, которые часто были экспериментальными . Среди известных режиссеров-авангардистов, некоторые из которых начали работать в конце 1950-х годов, были Питер Кубелка , Франц Новотны , Эрнст Шмид-младший , Ферри Радакс , Курт Крен , Вали Экспорт , Отто Мюль и Питер Вайбель .
Примерно к 1980 году в Австрии началась новая волна массового кинопроизводства. Поскольку современной промышленности приходится конкурировать с такими сферами досуга, как телевидение и компьютеры, которых не существовало в период расцвета в межвоенный период и в 1950-е годы, возвращение к уровню производства того времени кажется маловероятным. Однако австрийская киноиндустрия начала заново открывать для себя различные жанры кино, которые были в значительной степени забыты с 1930-х по 1960-е годы, когда на отечественной сцене доминировали сентиментальные комедии. Хотя комедии и по сей день остаются популярными в Австрии, характер комедии изменился, и драмы снова стали популярными. Другие жанры, такие как боевик , триллер , фэнтези и фильм ужасов, не получили распространения в Австрии, не в последнюю очередь из-за высоких затрат на производство и использования дорогих спецэффектов. Производство австрийских фильмов XXI века редко обходится дороже, чем 1–2 миллиона евро , поскольку более высокие затраты невозможно окупить на внутреннем рынке, и лишь немногие австрийские фильмы имеют успешный прокат за рубежом. В то же время почти вся система проката внутри Австрии находится в руках крупнейших американских кинокомпаний, имеющих на продажу собственную продукцию. В результате фильмы австрийского производства практически не рекламируются и не рекламируются.
После 1990 года – новое поколение
[ редактировать ]кино-кинопроизводство | |||||||
Год | Количество | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 17 | ||||||
2001 | 12 | ||||||
2002 | 26 | ||||||
2003 | 20 | ||||||
2004 | 24 | ||||||
2005 | 24 |
В 1990-е годы австрийская киноиндустрия претерпела ряд структурных изменений. Некоторые режиссеры, как признанные, так и будущие, создали свои собственные кинокомпании, чтобы делиться ресурсами и учиться друг у друга. Другие кинокомпании, крупнейшими из которых являются «Дор-Фильм» и «Аллегро-Фильм» , производящие не менее двух фильмов, выпускаемых в кинотеатрах в год, концентрируются на коммерчески ориентированных постановках, таких как комедии со звездами кабаре, пользующимися высоким авторитетом на австрийском рынке. Такие комедии, особенно «Хинтерхольц 8» и «Поппиц» , обе режиссера Харальда Зихерица , имели самые высокие кассовые сборы среди всех австрийских фильмов за последние 25 лет. Эти компании также производят более сложные фильмы, но только в ограниченном количестве, поскольку производство, кроме комедий, в Австрии является финансово рискованным, если не будет обеспечено зарубежное распространение.
Доля австрийских фильмов в отечественном прокате одна из самых низких в Европе: лишь около 3% кинопросмотров приходится на отечественное производство. Ежегодно в первую десятку фильмов по кассовым сборам Австрии обычно входят все американские фильмы.
Высококачественные австрийские фильмы, завоевывающие в последние годы все большее признание критиков, обычно производятся небольшими продюсерскими компаниями, часто в совместном производстве с другими странами. Примерами тому являются «Учитель игры на фортепиано» и «Каше» Михаэля Ханеке , наверное, самого известного австрийского режиссера в настоящее время. Другие успешные австрийские фильмы (полностью австрийские и совместного производства) с 2000 года: « Мы кормим мир» ( Эрвин Вагенхофер ), « Кошмар Дарвина» ( Хуберт Заупер ), «Зов Хеди Ламарр» ( Георг Миш ), «Грбавица» ( Ясмила Жбанич ), «Трущобы» ( Михаэль Главоггер ). , Silentium и Komm, sußer Tod (оба Вольфганг Мурнбергер ), The Edukators ( Ганс Вайнгартнер ) и Dog Days ( Ульрих Зайдль ). Другими известными современными режиссерами являются Барбара Альберт , Андреа Мария Дусл , Элизабет Шаранг , Джессика Хауснер , Стефан Рузовицки , Рут Мэдер , Курт Палм , Николаус Гейрхальтер и, проживающий в США, Роберт Дорнхельм .
Современное австрийское кино известно во всем мире своими реалистичными социальными драмами, которые с конца 1990-х годов пользовались большим вниманием и многими наградами на международных кинофестивалях. По случаю показа австрийских фильмов в Линкольн-центре , где были показаны такие фильмы, как «Собачьи дни» или «Северные юбки Барбары Альбертс» («Нордранд») , The New York Times подошла к вопросу о том, что Австрия в настоящее время является мировой столицей чувств. плохое кино . [6]
Повествование о Холокосте Die Fälscher ( «Фальшивомонетчики ») получило премию «Оскар» или «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2007 году. [7] в то время как «Реванш» был номинирован на ту же награду в 2009 году. Критическое признание австрийского фильма новой волны продолжилось, и в 2013 году франкоязычный фильм Михаэля Ханеке, представляющий Австрию, «Амур » получил как «Оскар», так и премию BAFTA за лучший фильм на иностранном языке.
Организации
[ редактировать ]Австрийская комиссия по кинематографии (AFC) поддерживает продвижение и экспорт австрийских фильмов. Эта организация является австрийским членом European Film Promotion (EFP), общеевропейской сети, целью которой является продвижение европейского кино по всему миру.
Фильмы
[ редактировать ]Директора
[ редактировать ]Актеры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]по-английски:
- Роберт фон Дассановски и Оливер К. Спек, ред.: Новый австрийский фильм . Берган, Нью-Йорк и Оксфорд, 2011 г., ISBN 978-1-84545-700-6
- Роберт фон Дассановский : Австрийское кино – история . Мак Фарланд, Джефферсон и Лондон , 2005 г., ISBN 0-7864-2078-2
- Элеонора Лаппин: Евреи и кино = Евреи и кино: Вена, Прага, Голливуд . Институт истории евреев в Австрии, Вена, 2004 г., ISBN 3-85476-127-9
- Эрнст Шюрманн: Немецкие кинорежиссеры в Голливуде: киноэмиграция из Германии и Австрии: выставка Институтов Гете Северной Америки. 1978 год
- Современная австрийская литература: Спецвыпуск: Австрия в кино . Международная исследовательская ассоциация Артура Шницлера, Риверсайд (Калифорния), 1999 г.
на немецком:
- Рут Беккерманн : Без субтитров . Издательская компания Sonderzahl, Вена, 1996 г., ISBN 3-85449-090-9 .
- Франческо Боно, Паоло Канеппеле, Гюнтер Кренн (издатель): Electric Shadows , Verlag Filmarchiv Austria, Вена, 1999, ISBN 3-901932-02-Х
- Вальтер Фриц: Я познаю мир в кино: 100 лет кино и кино в Австрии. Издатель Кристиан Брандштеттер, Вена, 1997 г., ISBN 3-85447-661-2
- Ульрих, Рудольф: Австрийцы в Голливуде. [Австрийцы в Голливуде] Filmarchiv Austria, Вена 2004, 623 страницы, ISBN 3-901932-29-1 (доступно только на немецком языке)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 16 сентября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 23 марта 2014 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Профили стран» . Кинотеатр Европа. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ↑ The New York Times , Деннис Лим, 27 ноября 2006 г. ( статья онлайн )
- ^ imdb.com , Награды фальшивомонетчикам, ( [1] )