Юлиус фон Борсоди
Юлиус фон Борсоди (8 апреля 1892 г., Вена - 18 января 1960 г., также в Вене) был австрийским киноархитектором и одним из самых занятых сценографов в австрийском и немецком кино позднего немого и раннего звукового кино . [ нужна ссылка ] Его младший брат, Эдуард фон Борсоди , был кинорежиссёром в Австрии и Германии . Он также является двоюродным дедушкой немецкой актрисы Сюзанны фон Борсоди .
Жизнь
[ редактировать ]Юлиус фон Борсоди учился в Мюнхенской академии художеств, прежде чем начать работать в киноиндустрии в 1917 году. Он начал свою карьеру в Sascha-Film в Вене, но до 1924 года также работал с другими кинопроизводственными компаниями. В 1920 году он был художником-постановщиком Пола Циннера очень значимой доэкспрессионистской работы « Инферно» . [ нужна ссылка ] Вместе с Эмилем Штепанеком и Артуром Бергером он также отвечал в Вене за эпосы и Майкла Куртиза Александра Корды за самые впечатляющие декорации, когда-либо построенные для австрийского фильма, в частности гигантский Храм Содома в «Содоме и Гоморре» (1922). , который из-за своих огромных размеров пришлось построить под открытым небом, на Лаэр-Берг . Другими эпопеями Sascha-Film, над которыми он работал, были «Дер юный Медардус» (1923) и «Гарун ар-Рашид» (1924).
В 1925 году Борсоди переехал в Берлин . Там для фильмов об истории Пруссии ему удалось спроектировать более масштабные сооружения, чем в Вене. Он работал над фильмами Ганса Берендта « Потсдам, дас Шиксаль Эйнер Резиденц» (1927) и Фила Ютци ( «Берлин-Александерплац» 1931), основанными на Альфреда Дёблина одноименной книге . Помимо зданий, он также создал фасады и декорации других постановок с историческим и костюмированным фоном, таких как «Дантон» (1931) и Шуберта биография «Leise flehen meine Lieder» (1933).
Незадолго до прихода к власти в Германии национал-социалистов Борсоди вернулся в Вену, где в течение следующих нескольких лет работал над рядом фильмов в жанре «винерского кино» , лёгких романтических музыкальных комедий, действие которых обычно разворачивалось в позднем имперском периоде. периода около 1900 года: «Хоэ Шуле» (1934), «Сказки Венского леса» (1934), «Трактир «Белая лошадь» (1935) и другие.
После аншлюса (присоединения Австрии к Германии в 1938 году) Борсоди стал главным архитектором принадлежащей компании нацистам Wien-Film , но также иногда работал над зданиями для производства фильмов Bavaria Film в Мюнхене. Он был задействован в одной из последних крупномасштабных постановок Третьего рейха — «Шива и умри Галгенблюме» , снятой в начале января 1945 года с Гансом Альберсом на студии «Баррандов» в Праге , — а также в одном из первых послевоенных австрийских фильмов — Дер Вайте Вег (1946).
С этого времени в приходящей в упадок австрийской киноиндустрии он работал только над простенькими романами и комедиями. Его последние декорации были для ничем не примечательного фильма «Скандал ум Додо» (1958), поставленного его братом Эдуардом .
Избранная фильмография
[ редактировать ]Ниже приводится список избранных фильмов, над которыми Юлиус фон Борсоди работал архитектором или сценографом (имя режиссера в скобках):
- Инферно (Австрия, 1920, реж. Пауль Циннер )
- Люцифер (Австрия, 1921, реж. Эрнест Юн )
- «Мертвый свадебный гость» (Австрия, 1921, реж. Макс Нойфельд )
- Маркиз Болибар (Австрия, 1922, реж. Фридрих Поргес )
- Содом и Гоморра (Австрия, 1922, реж. Михаэль Куртис ; киноархитектура совместно с Эмилем Штепанеком )
- Маска вины (Австрия, 1922, режиссёр сам)
- Молодой Медардус (Австрия, 1923, реж. Михаэль Куртис)
- «Лавина» (Австрия, 1923, реж. Михаэль Куртис)
- Harun al Raschid (Austria 1924, dir. Michael Curtiz)
- Город без евреев (Австрия, 1924, реж. Ганс Карл Бреслауер )
- Графиня Марица (1925)
- Вальс Штрауса (1925)
- Если у вас есть тетя (1925)
- Девушка на качелях (1926)
- Потсдам (Германия, 1927, реж. Ганс Берендт )
- Эротикон (Чехословакия, 1929, реж. Густав Махатый )
- Маленькая Вероника (Германия, 1929, реж. Роберт Ланд )
- «Танец в счастье» (Германия, 1930, реж. Макс Носсек ; первый звуковой фильм Борсоди)
- Девушка с Репербана (1930)
- Свидание (1930)
- Песни о любви (1930)
- Дантон (Германия, 1931, реж. Ганс Берендт )
- Мой кузен из Варшавы (1931)
- Берлин-Александерплац (Германия, 1931, реж. Фил Юци )
- Безумная идея (1932)
- Дела уже идут лучше (1932)
- Сегодня тот день (1933)
- Осторожно, мои песни просят (Австрия, 1933, реж. Вилли Форст )
- Не по годам развитая девочка (Австрия, 1934, реж. Макс Нойфельд и Рихард Эйхберг )
- «Тайна Кавелли» (Австрия, 1934, реж. Эрих Энгель )
- Фраскита (Австрия, 1934, реж. Карл Ламак )
- Сказки Венского леса (Австрия, 1934, реж. Георг Якоби )
- Джентльмен без места жительства (Австрия, 1934, реж. EW Emo )
- ...просто комик (Австрия, 1935, реж. Эрих Энгель)
- «Помпадур» (Австрия, 1935, реж. Вилли Шмидт-Гентнер )
- Цирк Саран (1935)
- Влюбленный мир (1935)
- Рай на Земле (1935)
- Гостиница «Белая лошадь» (Австрия, 1935, реж. Карл Ламак)
- Романс (1936)
- Фея-кукла (1936)
- Opernring / In the Sunshine (Австрия, 1936, реж. Кармине Галлоне )
- Жатва / The Julika (Австрия, 1936, реж. Геза фон Болвари )
- Пратер/Путь сердца (Австрия, 1937, реж. Вилли Шмидт-Гентнер)
- Бессмертный вальс (Германия/Австрия, 1939, реж. EW Emo)
- Little Brothers Fine (Германия/Австрия, 1941, реж. Ханс Тимиг )
- Женщины не ангелы (Германия/Австрия, 1943, реж. Вилли Форст)
- Шива и цветок виселицы (Германия, 1945, реж. Ганс Штайнхофф ; неоконченный фильм)
- Долгая дорога / Судьба в цепях (Австрия, 1946, реж. Эдуард Хёш )
- Канцлер (Австрия, 1948, реж. Хуберт Маришка )
- Арльбергский экспресс (Австрия, 1948, реж. Эдуард фон Борсоди )
- «Поющий дом» (Австрия, 1948, реж. Франц Антель )
- Марези (Австрия, 1948, реж. Ханс Тимиг )
- Бродяги (1949)
- Дитя Дуная (Австрия, 1950, реж. Георг Якоби )
- Исчезнувшая мелодия (1952)
- Если бы у меня была только твоя любовь (1953)
- Кайзерманевер (Австрия, 1954, реж. Франц Антель )
- Ее первое свидание (1955)
- Skandal um Dodo (Австрия, 1958, реж. Эдуард фон Борсоди; последний фильм Юлиуса фон Борсоди)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Юлиус фон Борсоди на IMDb
- Юлиус фон Борсоди на Австрийском форуме (на немецком языке) (в AEIOU)