Кино Эстонии
Кино Эстонии | |
---|---|
![]() Кинотеатр Гранд Марина ( Таллин , 1920-1935) | |
Количество экранов | 74 (2010) [1] |
• На душу населения | 6,3 на 100 000 (2010 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | Форум Синема АС 54,0% Acme Film OÜ 36,0% Kuukulgur Film OÜ 4,0% [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2011). [3] | |
Вымышленный | 8 (61.5%) |
Анимированные | 1 (7.7%) |
Документальный фильм | 4 (30.8%) |
Количество поступлений (2011 г.) [5] | |
Общий | 2,346,000 |
• На душу населения | 1.96 (2012) [4] |
Национальные фильмы | 236,000 (10.1%) |
Валовые кассовые сборы (2011) [5] | |
Общий | 9,17 миллиона евро |
Национальные фильмы | €472,000 (5.1%) |
Кино Эстонии |
---|
![]() |
Список эстонских фильмов |
1908–1918 |
1918–1940 |
1940–1953 |
1953–1991 |
С 1991 года |
Эстонская анимация |
Кино Эстонии — киноиндустрия Эстонской Республики . Кинофильмы завоевали международные награды, и каждый год новые эстонские фильмы можно увидеть на кинофестивалях по всему миру. [6]
1896—1911
[ редактировать ]Первые «движущиеся картинки» были показаны в Таллинне в 1896 году. [7] Первый кинотеатр был открыт в 1908 году. [8] Первый местный документальный фильм был снят в 1908 году, когда была выпущена кинохроника о шведского короля Густава V визите в Таллинн . [9]
1912—1918
[ редактировать ]фильм был создан Йоханнесом Пяэсуке в 1912 году, за ним в 1914 году последовал короткометражный фильм Каруяхт Пярнумаал» (« Медвежья охота в Пярнумаа») документальный Первый эстонский « . Йоханнес Пяэсуке (1892–1918). Пяэсуке снимал документальные, короткометражные фильмы и фотографии о природе Эстонии для Эстонского национального музея . «Каруяхт Пярнумаал» («Охота на медведя в Пярнумаа», 1914 г.) был первым художественным короткометражным фильмом, снятым в Эстонии. Всего сохранилось и хранится в Эстонском киноархиве восемь фильмов Й. Пяэсуке . [10]
1918—1940
[ редактировать ]
Первый полнометражный художественный фильм был снят в 1924 году « Тень прошлого» режиссером Константином Мярской и продюсером его Konstantin Märska Filmiproduktsioon (Konstantin Märska Film Production). Сохранились два художественных фильма Мярски: «Вигасед пруудид» (1929) и «Юри Румм» (1929). Theodor Lutsu Filmiproduktsioon (Студия кинопроизводства Теодора Лутса) была основана Теодором Лутсом и его женой Акселлой Лутс , которые занимались производством документальных и художественных фильмов. Его фильм «Нуред коткад» («Молодые орлы») (1927) считается краеугольным камнем эстонского кино. [11] Лутс также отвечал за постановку единственного эстонского звукового фильма, созданного до советской эпохи, - совместного эстонско-финского производства Päikese, срок действия которого истек (1932). Лутс переехал в Финляндию, чтобы работать оператором сразу после окончания фильма, и больше не вернулся в Эстонию. Небольшие киностудии Эстонии включали Siirius Film и K.Kalamees Tartu .
Крупнейшей кинокомпанией после Великой депрессии, поразившей Эстонию в 1930-х годах, была субсидируемая государством компания « Эстонский культурный фильм» ( эстонский : Eesti Kultuurfilm ), которая производила в основном документальные фильмы.
В конце 1930-х годов на премию «Оскар» номинировали Милизу Корьюс, наиболее известную по роли в «Большом вальсе» (1938) . Дочь эстонского подполковника Российской императорской армии, а затем начальника штаба военного министра Эстонии, сделала успешную карьеру в киноиндустрии. Голливудская киноиндустрия [12]
Первый эстонский короткометражный анимационный фильм «Приключения Куцу-Дзюку» был снят в 1931 году. [13]
1940—1953
[ редактировать ]В первый год советской оккупации (1940–1941) Eesti Kultuurfilm перешел в руки Коммунистической партии и был переименован в Kinokroonika Eesti Stuudio (Студия эстонской кинохроники). В первые десятилетия советской власти, когда Эстония стала частью СССР в 1944 году после окончания Второй мировой войны, кинематографисты в Эстонии были в основном выходцами из внутреннего Советского Союза, чья работа заключалась в создании пропагандистских фильмов, изображающих победу социализма в форме кинохроники и документальных фильмов, таких как киножурнал «Советская Эстония» (1950), созданный Семеном Семеновичем Школьниковым , Владимиром Томбергом и другими. [14] [12]
Бывшая Восточная культурная киностудия называлась Таллиннской кинохроникой «Кинохроника» в 1942 году во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны и Таллиннской кинохроникой в 1947 году, снова советской властью. [10]
В это время в Эстонии было снято два художественных фильма на советскую тематику под руководством Герберта Раппапорта , австрийского эмигранта в Советском Союзе: [15] «Элу цитаделлис» («Жизнь в цитадели») в 1947 году, «Вальгус Коордис» («Свет в Коорди») в 1951 году. Это был первый цветной кинофильм, снятый в Эстонии. [10]
1953—1991
[ редактировать ]После смерти Сталина в 1953 году наступил более либеральный период в культурной политике Советского Союза. Кинематографисты стали получать больший художественный контроль, в то время как Государственный комитет СССР по кинематографии ( Госкино ) в Москве предоставлял деньги, а орган государственной цензуры Главлит и Департамент культуры КПСС контролировали выпуск фильмов. [11]
В 1954 году Таллиннская киностудия была переименована в Таллиннскую студию художественных и кинохроники , а в 1963 году снова переименована в Таллиннфильм. [10]
Одними из первых фильмов того времени, сорежиссером которых был эстонец Кальо Кийск, были «Juunikuu päevad» (1957) и «Vallatud kurvid», также известный как «Опасные повороты» , первый драматический фильм, снятый в «Кинопанораме» (1959).
В 1960-е годы рассказ о принце Габриэле эстонского писателя Эдуарда Борнхёэ в сценарий фильма был превращен Арво Валтоном . Григорий Кроманов был назначен режиссером фильма «Виймне реликвия» («Последняя реликвия»), выпущенного в 1969 году Таллинфильмом. Фильм установил на тот момент абсолютный рекорд кассовых сборов для всего Советского Союза, продав 44,9 миллиона билетов. [16] [17] Он успешно распространялся советским киноэкспортом на международном уровне более чем в 60 стран мира. Фильм также оказал влияние на эстонскую литературу: два рассказа, номинированные на премию Фридеберта Тугласа в 1970–75 годах, содержали отсылки к «Последней реликвии».
Еще одной вехой в эстонском кинематографе стал вышедший в 1969 году фильм Арво Крууземента « Кеваде » («Весна») по мотивам Оскара Лутса . популярного романа [7]
Успешными фильмами 1980-х годов были «Hukkunud Alpinisti» « Отель мертвого альпиниста» Кроманова и фильмы Кальо Кийска, такие как «Нипернаади» (1983).
Самая выдающаяся женщина-режиссер Лейда Лайус того времени наиболее известна своими фильмами «Kõrboja peremes» (1979) и «Naerata ometi» (1985), получившими на Берлинском международном кинофестивале премию ЮНИСЕФ в 1985 году. Пеэтера Симма Самый известный фильм советской эпохи — Ideaalmaastik («Идеальный пейзаж») выпущен в 1980 году. Урблы Петера «Ma полюс турист, ма elan siin» («Я не турист, я живу здесь») (1988). Яан Кольберг появился на закате советской эпохи с фильмами See kadunud tee (1990) (Затерянный путь) и Võlausaldajad (Кредиторы) (1992).
Среди ведущих эстонских киноактёров советского времени были Рейн Арен с около 30 ролями, Юри Ярвет и Леонхард Мерзин . [11]
С 1991 года
[ редактировать ]После распада Советского Союза Эстония восстановила свою независимость, стоимость кинопроизводства резко возросла, а в 1990-е годы наблюдался спад в кинопроизводстве, который достиг своего дна в 1996 году, когда не было художественных фильмов и было только два документальных фильма. Lipule... güüsile... Valvel ! и Turvalisuse illusioon были созданы в Эстонии.
В 1997 году Фонд эстонского кино Министерство культуры Эстонии основало . Производство «Мину Ленинид» («Все мои Ленины») (1997), пародии на советскую революцию Харди Фольмера , ознаменовало поворот в эстонском художественном кино. В 1998 году было снято два художественных фильма. «Джорджика » Сулева Кидуса получила приз ФИПРЕССИ на Стокгольмском кинофестивале в 1998 году и специальный приз Европы на Prix Europa в 1999 году . «Ристумине пеатига » («Пересечение шоссе») режиссера Арко Окка получила «Приз ФИПРЕССИ» на Стокгольмском международном кинофестивале. в 1999 году и приз OPERA PRIMA на Уругвайском международном кинофестивале в 2000 году. «Пересечение шоссе» также стал первым эстонским фильмом на Гонконгском международном кинофестивале HKIFF .
С тех пор наблюдается тенденция к созданию совместных фильмов, таких как «Добрые руки» Пеэтера Симма ( 2001), совместное эстонско-латвийское совместное производство, которое в 2002 году получило премию Манфреда Зальцгебера на Берлинском международном кинофестивале и « Золотую оливковую елку». Фестиваль европейского кино в Лечче в Италии. Кырини (Сыт по горло) (2005) совместное эстонско-немецкое производство. Фильм Арво Ихо « Кару суда» («Олень медведя») (2001), номинированный на «Золотого Георгия» Московского международного кинофестиваля и на европейскую кинопремию на European Film Awards , был совместным производством Эстонии, Германии, России и Чехии. Республика.
Самым коммерчески успешным эстонским фильмом 2002 года стал «Нимед мармортахвлил» (2002) («Имена в мраморе») Элмо Нюганена , а в 2003 году — комедия Рандо Петтая «Ванад ja kobedad saavad jalad alla » («Сделано в Эстонии»), возглавившая в Эстонии международный блокбастер «Господь». «Колец: Две башни» с кассовыми сборами. [11]
В 2004 году появились два молодых режиссера Яак Килми и Рене Рейнумаги со своей революцией Sigade. («Революция свиней»), получивший специальный приз жюри и номинированный на «Золотого Георгия» Московского международного кинофестиваля и на Гран-при Астурии на Международном кинофестивале в Хихоне .
В 2007 году в Эстонии было снято около 10 художественных фильмов. Самым примечательным, пожалуй, является «Сюгисбалл» (2007) Вейко Ыунпуу, получивший, среди прочего, награды за лучшую режиссуру на кинофестивале в Салониках , Международном кинофестивале в Братиславе и премию «Горизонты Венеции» на 64-м Венецианском международном кинофестивале . «Георг» (2007) Пеэтера Симма — фильм о жизни легендарного эстонского певца Георга Отса .
Последней наградой стал фильм Вейко Ыунпуу «Искушение святого Тони» (2009). В 2011 году в Эстонии было снято восемь полнометражных фильмов, в том числе один анимационный. [18]
ТОП 10
[ редактировать ]Десять лучших эстонских художественных фильмов по опросу эстонских кинокритиков и журналистов в 2002 году. [19]
- Весна (1969), режиссер Арво Крууземент.
- Безумие (1968), режиссер Кальо Кийск
- Идеальный пейзаж (1980), режиссер Питер Симм
- Последняя реликвия (1969), режиссер Григорий Кроманов.
- Джорджика (1998), режиссер Сулев Кидус
- Нипернаади (1993), режиссер Кальо Кийск
- Отель «Мертвый альпинист» (1979), режиссёр Григорий Кроманов
- Naerata ometi (1985), режиссеры Лейда Лайус , Арво Ихо
- Новый старый язычник ада (1964), режиссёры Григорий Кроманов , Юри Мююр
- «Гнездо ветров» (1979), режиссер Олав Нойланд
См. также
[ редактировать ]- Список эстонских фильмов
- Эстонская анимация
- Кино мира
- Список эстонских заявок на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Baltic Films – Факты и цифры» (PDF) . Национальный киноцентр. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ↑ Эстонский фильм 100. Архивировано 4 января 2014 г. на Wayback Machine Latvia.eu.
- ^ Jump up to: а б Восточная Европа Тома Мастерса; п. 328
- ^ Страны Балтии Марье Йыэсте, Кюлло Арьякас ISBN 978-5-89960-026-5
- ^ «эстонская культура – кино» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 г. Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Эстонский киноархив» . Архивировано из оригинала 28 марта 2002 г. Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Культура и обычаи стран Балтии Кевин О'Коннор
- ^ Jump up to: а б Фрухт, Ричард (2005). Восточная Европа: Введение в людей, земли и культуру [3 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-800-6 .
- ^ «Приключения Куцу-Дзюку» . IMDB . 30 апреля 1931 года.
- ^ "Семён ШКОЛЬНИКОВ" . Музей ЦСДФ (in Russian) . Retrieved 2023-08-01 .
- ^ Раппапорт @ Filmmuseum в Вене [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Преодоление культурного разрыва Сигрид Риувертс; п. 325
- ^ Кассовые сборы фильма «Последняя реликвия» @ IMDB
- ^ Смит, Ян Хайден (2012). Международный киногид 2012 . п. 111. ИСБН 978-1-908215-01-7 .
- ^ Tallinnfilm.ee. Архивировано 24 марта 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эстонское кино
- Эстонский кинофонд (на английском и эстонском языках)