Эстонское национальное пробуждение
История Эстонии |
---|
Хронология |
Портал Эстонии |
Эстонский век пробуждения ( эстонский : Ärkamisaeg ) – это период в истории, когда эстонцы пришли к признанию себя нацией, заслуживающей права управлять собой . Считается, что этот период начинается в 1850-х годах, когда простым людям были предоставлены большие права, и заканчивается провозглашением Эстонской Республики в 1918 году. Иногда этот термин также применяется к периоду примерно 1987 и 1988 годов. [1]
История
[ редактировать ]Хотя эстонское национальное самосознание распространилось в течение XIX века, [2] Этому развитию предшествовала некоторая степень этнического самосознания среди грамотного среднего класса. [3] К 18 веку самоназвание eestlane (эстонский) наряду со старыми maarahvas (деревенскими народами) распространилось среди эстонцев в тогдашних провинциях Эстонии и Ливонии Российской империи . [4] Библия была переведена в 1739 году, а количество книг и брошюр, изданных на эстонском языке, увеличилось с 18 в 1750-х годах до 54 в 1790-х. К концу XVIII века более половины взрослого мужского населения страны умело читать, а уровень грамотности в городах уже был значительно выше. Первые интеллектуалы с университетским образованием, называвшие себя эстонцами , в том числе Фридрих Роберт Фельманн (1798–1850), Кристьян Яак Петерсон (1801–1822) и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд (1803–1882), получили известность в 1820-х годах. Правящая элита оставалась преимущественно немецкой по языку и культуре после завоевания начала 13 века. Гарлиб Меркель (1769–1850), балтийский немец- эстофил, был первым автором, который открыто относился к эстонцам как к национальности, равной другим; он стал источником вдохновения для эстонского национального движения, созданного по образцу культурного мира балтийских немцев до середины XIX века. Однако в середине века эстонцы с такими лидерами, как Карл Роберт Якобсон (1841–1882), Якоб Хёрт (1839–1907) и Иоганн Вольдемар Яннсен (1819–1890) стали более амбициозными в своих политических требованиях и начали склоняться к финнам как к успешной модели национального движения и, по мнению некоторых, степени, соседнее национальное движение младолатышей . Значительными достижениями стали публикация национального эпоса « Калевипоэг » в 1862 году и организация первого национального праздника песни в 1869 году. К концу 1860-х годов эстонцы стали не желать примиряться с немецкой культурной и политической гегемонией. До попыток русификации в 1880–1890-х годах их взгляд на Императорскую Россию оставался положительным. [3]
В 1881 году семнадцать эстонских обществ в меморандуме, вдохновленном Карлом Робертом Якобсоном, призвали российского императора Александра III ввести земские учреждения (которые уже существовали в большинстве частей Империи) с равным представительством эстонцев и балтийских немцев и административное объединение этнических эстонских территорий. Postimees , первая эстонская ежедневная газета, начала выходить в 1891 году. По переписи 1897 года эстонцы занимали второе место по уровню грамотности в Российской империи после финнов в Великом княжестве Финляндском (96,1% эстоноязычного населения Прибалтика 10 лет и старше, примерно поровну для мужчин и женщин). [3] [5] Города быстро эстонизировались, и в 1897 году этнические эстонцы составляли две трети всего городского населения Эстонии. [3]
В ответ на период русификации, инициированный Российской империей в 1880-х годах, эстонский национализм приобрел еще более политические тона, а интеллектуалы призывали к большей автономии. Когда русская революция 1905 года прокатилась по Эстонии, эстонцы призывали к свободе печати и собраний , всеобщему избирательному праву и национальной автономии. [6] Достижения Эстонии были минимальными, но напряженная стабильность, царившая между 1905 и 1917 годами, позволила эстонцам продвинуть стремление к национальной государственности. После Февральской революции 1917 года эстонские земли впервые были объединены в одну административную единицу — Автономную Эстонскую губернию . После большевиками захвата власти в России в 1917 году и последующего успешного немецкого вторжения в Советскую Россию 24 февраля 1918 года Эстония объявила себя независимым государством.
См. также
[ редактировать ]- Эстофилия , движение балтийских немцев , которое привело к национальному пробуждению Эстонии и способствовало ему.
- Финский национализм
- Первое латвийское национальное пробуждение
- Литовское национальное пробуждение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Куцар, Д. (1995). «Социальные изменения и стресс в Эстонии» . Международный журнал социального обеспечения 4.2, стр. 94–107.
- ^ Геллнер, Эрнест (1996). «Есть ли у народов пупки?» Нации и национализм 2.2, 365–370.
- ^ Jump up to: а б с д Раун, Тойво У. (2003). «Возвращение к эстонскому национализму девятнадцатого и начала двадцатого века» . Нации и национализм 9.1, 129–147.
- ^ Аристе, Пол (1956). «Деревенский язык и эстонский язык». Известия Академии наук Эстонской ССР 5: 117–124.
- ^ Каппелер, Андреас. Россия как многонациональная империя: возникновение, история, распад . Мюнхен: CH Beck, 1992. ISBN 3-406-47573-6
- ^ Раун, Тойво У. (1984) Революция 1905 года в Прибалтике и Финляндии. Славянское обозрение 43.3, 453–467.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петерсоо, Пилле (2007). Переосмысление инаковости: Конструирование эстонской идентичности . Нации и национализм 13.1, 117–133.
- Раун, Тойво У. (2003). Возвращение к эстонскому национализму XIX и начала XX веков . Нации и национализм 9.1, 129–147.
- Раун, Тойво У. (1986). Латвийское и эстонское национальные движения, 1860–1914. Славянское и восточноевропейское обозрение 64.1, 66–80.
- Пийримяэ, Хельмут. Историческое наследие: отношения между Эстонией и ее северными соседями. В M. Lauristin et al. (ред.), Возвращение в западный мир: культурные и политические перспективы посткоммунистического перехода Эстонии . Тарту: Издательство Тартуского университета , 1997. ISBN 9985-56-257-7
- Нодель, Эмануэль. Эстония: Нация на наковальне . Нью-Йорк: Bookman Associates, 1963.
- Раун, Тойво У. Эстония и эстонцы . 2-е изд. Стэнфорд, Калифорния: Hoover Institution Press , 1991. ISBN 0-8179-9131-X