Финский национализм
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июль 2019 г. ) |
Национализм был центральной силой в истории Финляндии, начиная с 19 века. Финское национальное пробуждение в середине XIX века стало результатом того, что представители шведоязычных высших классов сознательно решили продвигать финскую культуру и язык как средство национального строительства , то есть создать чувство единства между всеми людьми в Финляндии, включая (и что немаловажно) между правящей элитой и управляемым крестьянством. Публикация в 1835 году финского национального эпоса « Калевала» , собрания традиционных мифов и легенд, фольклора , общего для финнов и карельского народа , вызвала национализм , который позже привел к независимости Финляндии от России.
Национализму противостояли пророссийский элемент и интернационализм рабочего движения. Результатом стала тенденция к классовому конфликту из-за национализма, но в начале 1900-х годов рабочий класс раскололся на Вальпас (с акцентом на классовую борьбу) и Мякелин (с акцентом на национализм). [1]
Язык
[ редактировать ]В частности, после присоединения Финляндии к центральной администрации Швеции в 16 и 17 веках, на шведском языке говорили около 15% населения, особенно представители высшего и среднего классов. Шведский был языком управления, государственных учреждений, образования и культурной жизни — по-фински говорили только крестьяне. Преобладание финского языка стало результатом всплеска финского национализма в XIX веке, чему способствовали российские бюрократы, пытавшиеся отделить финнов от Швеции и обеспечить лояльность финнов. [2]
В 1863 году финский язык получил официальное положение в администрации. Языковой вопрос пересекался как с либерализмом, так и с национализмом, а также в некоторой степени демонстрировал классовый конфликт: крестьяне противостояли консервативным шведоязычным землевладельцам и дворянам. Усложняло ситуацию то, что финские активисты разделились на «старых» (некомпромиссность в языковом вопросе и консервативный национализм) и «молодых» (освобождение от России) финнов. Ведущими либералами были шведоязычные интеллектуалы, призывавшие к большей демократии; они стали радикальными лидерами после 1880 года. Либералы выступали за социал-демократию, профсоюзы, фермерские кооперативы и права женщин. [3]
В 1892 году финский язык наконец стал равноправным официальным языком и получил статус, сравнимый со шведским. Тем не менее, шведский язык продолжал оставаться языком культуры, искусства и бизнеса до 1920-х годов. Законодательство, принятое с 1922 года, предоставляет Финляндии и Швеции равный официальный статус. [4] К 2000 году шведский язык был первым языком около 6% населения, или 300 000 человек. Однако с конца 20 века в Швецию наблюдается устойчивая миграция пожилых и более образованных шведскоязычных людей. [5]
Социальные движения
[ редактировать ]Движение к финской национальной гордости, а также либерализму в политике и экономике затрагивали этнические и классовые аспекты. Националистическое движение против России началось с движения Фенноманов, возглавляемого гегельянским философом Йоханом Вильгельмом Снельманом в 1830-х годах. Снельман стремился применить философию к социальным действиям и положил основу финского национализма на введение языка в школах, оставаясь при этом верным царю. Фенномания стала финской партией в 1860-х годах. [11]
Либерализм был центральной проблемой 1860-1880-х годов.
В 2000 году была основана Suomen Sisu , ассоциация, стремящаяся продвигать финский национализм.
Воспитание финнов национальной идентичности
[ редактировать ]Школы
[ редактировать ]При российском правлении существовало сильное низовое неформальное народное просвещение, основанное на Обществе содействия развитию народного образования, которым руководила шведская элита. Он продвигал преподавание в народных средних школах на финском языке и молодежные движения с уроками, сосредоточенными на патриотических и националистических темах. [12] Шведская элита после 1850 года также поощряла публичные фестивали на патриотические темы, надеясь одновременно привить национализм и отвлечь финноязычных крестьян и рабочих от социалистических движений, преуменьшавших значение национализма. Излюбленными развлечениями стали командные виды спорта и соревнования по гребле, а все праздники начинались с выступлений. [13]
Когда пришла независимость, школы были перепроектированы, чтобы привить финский национализм. [14] Йокела и Линкола (2013) исследовали фотографии в финских учебниках географии и туристических путеводителях 1920-х годов и пришли к выводу, что они были неотъемлемой частью повседневного преподавания национализма. Финские писатели, интеллектуалы и ученые считали себя частью авторитарной системы или «государственной идеи», которая представляла всю территорию страны. [15]
СМИ
[ редактировать ]Во времена российского правления музыка и опера стали средствами выражения национализма. [16] Ян Сибелиус (1865–1957) особенно использовал традиционные финские народные мелодии как основу националистических композиций. [17] [18] Художниками-националистами были, например, Аксели Галлен-Каллела .
Независимая Финляндия использовала свои почтовые марки для создания национального повествования, коллективной памяти и собственного образа. Все пользовались марками регулярно, так что это был недорогой способ донести до всего населения популярную героическую версию национальной истории. Марки представляли упрощенную визуальную историю эволюции финского государства, нации и общества. [19] [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юссила, Осмо (январь 1977 г.). «Национализм и революция: политические разделительные линии в Великом княжестве Финляндском в последние годы российского правления». Скандинавский исторический журнал . 2 (1–4): 289–309. дои : 10.1080/03468757708578924 .
- ^ Коулман, Майкл К. (февраль 2010 г.). « Может быть, вы все сегодня говорите по-шведски»: изменение языка в Финляндии и Ирландии XIX века». Скандинавский исторический журнал . 35 (1): 44–64. дои : 10.1080/03468750903315215 . S2CID 145122889 .
- ^ Юва, Микко (1961). «Национализм, либерализм и демократия в первый период языкового конфликта в Финляндии» . Исторический журнал . 4 : 357–368. Архивировано из оригинала 11 июля 2020 года . Проверено 22 февраля 2016 г.
- ^ Латомаа, Сиркку; Нуолиярви, Пиркко (май 2002 г.). «Языковая ситуация в Финляндии». Текущие проблемы языкового планирования . 3 (2): 95–202. дои : 10.1080/14664200208668040 . S2CID 143288220 .
- ^ Хедберг, Шарлотта; Кепсу, Кайса (июнь 2003 г.). «Миграция как способ культурного самовыражения? Случай миграции финляндско-шведского меньшинства в Швецию». Geografiska Annaler: Серия B, Человеческая география . 85 (2): 67–84. дои : 10.1111/1468-0467.00132 . S2CID 143049718 .
- ^ Снельман, Йохан Вильгельм (1806–1881)
- ↑ Снельман, человек, который вдохновил финнов стать финнами.
- ^ Премьер-министр Ванханен на праздновании Й. В. Снельмана
- ^ Пять фактов, которые вы не знали о СП Снеллмане
- ^ Эндрю Нестинген: Преступление и фэнтези в Скандинавии: художественная литература, кино и социальные изменения. Вашингтонский университет Press, 2008. ISBN 978-8763507936 .
- ^ Лавери, Джейсон (2006), «Создание автономной Финляндии (1809–1890)», в Лавери, Джейсон (редактор), История Финляндии , Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, ISBN 9781567509823 .
- ^ Кантасалми, Кари; Хейк, Барри Дж. (декабрь 1997 г.). «Народное образование взрослых в Финляндии 1890–1939: критическая интерпретация« проекта народного просвещения » ». История образования . 26 (4): 353–374. дои : 10.1080/0046760970260402 . Полный текст.
- ^ Кескинен, Лаури (2011). «Досовременные игры в современном мире: пример общественных фестивалей как рационального отдыха в Финляндии XIX века» . Касватус и Айка . 6 (4): 33–45. Архивировано из оригинала 20 апреля 2014 года . Проверено 19 апреля 2014 г. PDF. Архивировано 20 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Паксуниеми, Мерья; Уусиаутти, Сказка; Мяэтта, Каарина (февраль 2014 г.). «Педагогическое образование в Финляндии в годы войны 1939–45». Война и общество . 33 (1): 12–25. дои : 10.1179/0729247313Z.00000000029 . S2CID 153853036 .
- ^ Йокела, Салла; Линкола, Ханну (сентябрь 2013 г.). « Государственная идея» в фотографиях географии и туризма Финляндии 1920-х годов». Национальные идентичности . 15 (3): 257–275. дои : 10.1080/14608944.2013.779644 . S2CID 144049724 .
- ^ Эверетт, Уильям А. (весна 2002 г.). «Национальная опера Хорватии и Финляндии, 1846–1899». Ежеквартальный журнал «Опера» . 18 (2): 183–200. дои : 10.1093/oq/18.2.183 .
- ^ Хуттунен, Матти (2004), «Национальный композитор и идея финскости: Сибелиус и формирование финского музыкального стиля», в Гримли, Дэниел М. (редактор), Кембриджский компаньон Сибелиуса , Кембридж, Нью-Йорк: Кембриджский университет Пресса, стр. 7–21, ISBN. 9780521894609 . онлайн
- ^ Госс, Гленда Доун (2009). Сибелиус: Жизнь композитора и пробуждение Финляндии . Чикаго Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226304793 .
- ^ Раэнто, Паулина; Брунн, Стэнли Д. (март 2008 г.). «Изображение нации: Финляндия на почтовых марках, 1917–2000». Национальные идентичности . 10 (1): 49–75. дои : 10.1080/14608940701819777 . S2CID 144868213 . Полный текст.
- ^ Раэнто, Паулина (декабрь 2006 г.). «Информация о геополитике через почтовые марки: пример Финляндии». Геополитика . 11 (4): 601–629. дои : 10.1080/14650040600890750 . S2CID 143964481 . PDF.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алапуро, Ристо (март 1979 г.). «Национализм девятнадцатого века в Финляндии: сравнительная перспектива». Скандинавские политические исследования . 2 (1): 19–29. дои : 10.1111/j.1467-9477.1979.tb00203.x . Полный текст. Архивировано 20 октября 2016 года в Wayback Machine.
- Коулман, Майкл К. (февраль 2010 г.). « Может быть, вы все сегодня говорите по-шведски»: изменение языка в Финляндии и Ирландии XIX века». Скандинавский исторический журнал . 35 (1): 44–64. дои : 10.1080/03468750903315215 . S2CID 145122889 .
- Киссан, Билл (июнь 2000 г.). «Национализм девятнадцатого века в Финляндии и Ирландии: сравнительный анализ». Национализм и этническая политика . 6 (2): 25–42. дои : 10.1080/13537110008428594 . S2CID 143599705 . (Охватывает период с 1820 по 1910 год.)
- Киссан, Билл (2011). Нация как зона гражданской войны в Финляндии и Ирландии . Брилл.
- Лииканен, Илкка (январь 1988 г.). «Свет нашему народу: просветительская организация и мобилизация фенномании в 1870-е годы». Скандинавский исторический журнал . 13 (4): 421–438. дои : 10.1080/03468758808579159 .
- Макрей, Кеннет Д. (1997). Конфликт и компромисс в многоязычных обществах: Финляндия . Издательство Университета Уилфрида Лорье.
- Пааси, Ансси (1996). Территории, границы и сознание: меняющаяся география финско-российской границы . Нью-Йорк: Дж. Уайли и сыновья.
- Уилсон, Уильям Альберт (1976). Фольклор и национализм в современной Финляндии . Издательство Университета Индианы.
- Вуоринен, Джон Генри (1931). Национализм в современной Финляндии . Издательство Колумбийского университета.