Катаризм
Катаризм ( испанский : Katarismo ) — политическое движение в Боливии , названное в честь лидера коренных народов 18-го века Тупака Катари .
Происхождение
[ редактировать ]Катаристское движение зародилось в начале 1970-х годов, восстановив политическую идентичность народа аймара . В основе движения лежали два ключевых понимания: колониальное наследие продолжалось в латиноамериканских республиках после обретения независимости и что коренное население составляло демографическое (и, следовательно, по сути политическое) большинство в Боливии. [1] Катаризм подчеркивает, что коренные народы Боливии страдают как от классового гнета (в марксистском, экономическом смысле), так и от этнического гнета. [2]
Аграрная реформа 1953 года позволила группе молодежи аймара начать обучение в университете в Ла-Пасе в 1960-х годах. В городе эта группа столкнулась с предрассудками, и среди студентов стали появляться катаристские мысли. Движение было вдохновлено риторикой национальной революции, а также Фаусто Рейнагой , писателем и основателем Индийской партии Боливии. [3] Группа сформировала Университетское движение Джулиана Апансы (MUJA), которое было организовано вокруг культурных требований, включая двуязычное образование. Ее наиболее видным лидером был Хенаро Флорес Сантос (который в 1965 году вернулся в деревню, чтобы возглавить крестьян). Другой видной фигурой был Раймундо Тамбо. [4]
Появление
[ редактировать ]На Шестом национальном крестьянском конгрессе 1971 года, съезде Национальной крестьянской конфедерации, катаристы стали основной фракцией, выступающей против проправительственных сил. [5] в 1973 году Резня в Толате (в ходе которой были убиты по меньшей мере 13 крестьян кечуа ) радикализировала катарское движение. [6] После резни катаристы опубликовали в 1973 году Манифест Тиуанако, в котором народ кечуа рассматривался как экономически эксплуатируемый, а также угнетаемый в культурном и политическом отношении. В этом видении классовое сознание крестьян и этническое сознание аймара и кечуа дополняли друг друга, поскольку капитализм и колониализм были корнем эксплуатации.
Политическое признание
[ редактировать ]Катаризм совершил свой политический прорыв в конце 1970-х годов благодаря ведущей роли катаристов в CSUTCB . Катаристы подтолкнули CSUTCB к тому, чтобы он стал более коренным. В конце концов катаристы разделились на две группы. Первую, более реформистскую, возглавил Виктор Уго Карденас, который позже занимал пост вице-президента при Гонсало Санчесе де Лосада, возглавляя усилия по институционализации неолиберального мультикультурализма под руководством государства. Второе направление выражало путь национализма аймара. политическое крыло движения - Революционное движение Тупай Катари (МРТК). Было создано [1] Это радикальное направление катаризма было представлено Фелипе Киспе (он же Эль Малку), принимавшим участие в создании Партизанской армии Тупака Катари в 1980-х годах. [7] Эта группа позже стала MIP (Движение коренных народов Пачакути), которое стало ярым критиком неолиберального Вашингтонского консенсуса и объединилось вокруг этнической солидарности. Киспе выступал за создание новой суверенной страны, Республики Килласуйо, названной в честь одного из четырех регионов старой империи, где инки завоевали аймара. Членом этой группы был бывший вице-президент Боливии при Эво Моралесе Альваро Гарсиа Линера.
Отклонить
[ редактировать ]Катаристские организации были ослаблены в 1980-е годы. В этом контексте НПО начали присваивать катаристские символы. Популистские партии, такие как КОНДЕПА , также начали включать катаристские символы в свой дискурс. [8] После того, как Революционное националистическое движение (РНД) включило катаристские темы в свою избирательную кампанию 1993 года, другие основные партии последовали этому примеру (в первую очередь Революционное левое движение ). [9]
См. также
[ редактировать ]- ЛАВО, Жан-Пьер. Нынешний Тупак Катари в Боливии . Рабочий документ № 24, 1982 г. Национальный центр научных исследований (на французском языке) .
Ссылки
[ редактировать ]Цитируемые работы
[ редактировать ]- Санхинес К., Хавьер. Местизаи вверх тормашками: эстетическая политика в современной Боливии . Иллюминации. Питтсбург: Университет Питтсбурга, 2004.
- Шеллинг, Вивиан. Сквозь калейдоскоп: опыт современности в Латинской Америке . Критические исследования латиноамериканских и иберийских культур. Лондон [ua]: Версо, 2001.
- Стерн, Стив Дж. Сопротивление, восстание и сознание в крестьянском мире Анд, 18-20 века . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина, 1987.
- Ван Котт, Донна Ли. От движений к партиям в Латинской Америке: эволюция этнической политики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007.