Тыграянский национализм
Тиграйский национализм — это этнический национализм , отстаивающий интересы тиграянского народа в Эфиопии. [1] Вдохновленный преимущественно Фронтом народного освобождения Тыграя (НФОТ) и его предшественником Фронтом освобождения Тыграя (TLF), этот тип национализма утверждает, что тиграйцы являются независимой группой с уникальным происхождением, наследием, историей и культурой за пределами Эфиопии. Таким образом, они утверждают, что Тыграй является источником эфиопской цивилизации и в высшей степени благотворителем государственного строительства без участия других местных этнических групп. Тиграянские националисты обвиняют амхарцев в навязывании своей культурной, экономической и политической гегемонии тиграянам . [2] [3] [4]
Тыграйский национализм широко распространен во времена режима Революционно-демократического фронта эфиопского народа (EPRDF) под предлогом этнического федерализма в Эфиопии с 1991 года.
История
[ редактировать ]Тиграянский национализм восходит к правлению Йоханнеса IV . Правление Йоханнеса и его военные победы над иностранными войсками создали сильную региональную идентичность и единство среди народа Тыграя. Смерть Йоханнеса в Метемме в 1889 году и потеря северных территорий, говорящих на языке тигринья, итальянской Эритрее ( Акеле Гузай , Хамасиен , Серайе и Сенхит ) сделали Тыграя значительно менее могущественным. Восхождение Менелика II из Шевы на престол привело к дальнейшему падению Тыграя до политической бесполезности. Тиграянские националисты глубоко возмущены потерей гегемонии Шеван Амхара. Джон Маркакис описывает это чувство незаслуженного подчинения Амхаре как «вечное недовольство Тыграя». [5] [6]
В отличие от эритрейского национализма, конечной целью которого было сохранение географических границ эритрейцев , тигрейский национализм возник как этническое движение с единым повествованием о тигрейской нации, таким как ассоциация с аксумской цивилизацией, Эфиопской православной церковью (через первоначальный Ковчег Святого Завета). ) и династия Соломоновых Островов . Другой причиной было недовольство имперским господством Амхары , которая имела родственный язык, географическое положение и религию. [7] В то время как в Эфиопской империи исторически доминировали амхары, концепция «репрессивного режима амхары» была разработана в Тыграе во время правления Хайле Селассие и Менгисту Хайле Мариама . Политическая власть Амхары сопровождалась их культурной гегемонией. На тиграянцев прямо и косвенно оказывали давление, чтобы они отказались от своей культуры и собственного языка. Первый видимый признак выраженного тиграйского национализма произошел во время восстания Войане в провинции Тыграй в 1943 году , которое было подавлено императором Хайле Селассие с помощью британцев. [8] [9] [10]
В 1970-х годах тиграйские националисты чувствовали враждебность по отношению к правительству Хайле Селассие из-за постоянного голода и засухи в провинции Тыграй и обвиняли такую политику в том, что она соответствует периферии Амхары. Культурное подавление или «амхаразация» вызвало негодование среди тиграянской элиты в таких городах, как Аддис-Абеба , которая сообщила об антитиграянской дискриминации со стороны центрального правительства. [11] В 1975 году Народно-освободительный фронт Тыграя в результате жесткой политики земельной реформы Дерга был сформирован (НФОТ). НФОТ был не просто подстрекателем тыграйского национализма, но и союз Фронта освобождения Тыграя (TLF) и Эфиопского демократического союза (EDU) с повстанцами Тыграя для борьбы с Дергом способствовал подъему национализма. Более того, Фронт народного освобождения Эритреи (EPLF) поддержал НФОТ, чтобы он стал более крупным фронтом Тыграя. Обе фракции были в значительной степени вдохновлены марксистской революционной идеологией. В мае 1988 года НФОТ учредил Революционно-демократический фронт эфиопского народа (ЭПРДФ) для борьбы с режимом Менгисту путем распространения этнического согласия с остальными политическими группами в Эфиопии. После падения Дерга НФОТ оправдал тиграйский национализм введением этнического федерализма с 1991 года. [ нужна ссылка ]
Личность
[ редактировать ]Тиграянские националисты, идеология которых схожа с режимом НФОТ, относят свои исторические достижения к аксумской эпохе, а не к эпохе Соломоновых Островов. Они заявляют, что тиграяны служили благотворителями Амхары в организации государственной идентичности Эфиопии, изображая при этом их столпом эфиопской цивилизации. Например, во время столетней годовщины битвы при Адве в 1996 году правительство НПРДФ стремилось подчеркнуть важность тиграянцев как главного агента победы. Однако такое отношение изменилось во время эфиопско-эритрейской войны 1998–2000 годов, когда победа была переименована в панэфиопское сопротивление против итальянцев, последнее изображается эритрейскими войсками. [12] Исключительность Тыграя выражает превосходство Тыграя в Эфиопии различными способами, включая исторический вклад и помощь в государственном строительстве. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ама, Окечукву Этельберт (26 января 2023 г.). Решение проблемы африканского лидерства: взгляд на историю . Издательство Изумрудной группы. ISBN 978-1-80262-679-7 .
- ^ Аббай, Алемсегед (1998). Отказ от идентичности или переосмысление идентичности?: Расходящиеся пути националистической борьбы в Эритрее и Тыграе . Пресса Красного моря. п. 47.
- ^ Эджета, Були (04 июня 2022 г.). «Имперские амбиции являются главным препятствием на пути к миру в Эфиопии» . Эфиопия: взгляд . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Ассефа, Тефера (2022). «Имперские режимы как корень современных этнических конфликтов в Эфиопии» . Журнал этнических и культурных исследований . 9 (1): 95–130. дои : 10.29333/ejecs/919 . ISSN 2149-1291 . JSTOR 48710291 .
- ^ Аббай, Алемсегед (1998). Отказ от идентичности или переосмысление идентичности?: Расходящиеся пути националистической борьбы в Эритрее и Тыграе . Пресса Красного моря. п. 194.
- ^ Беннет, Джон (1983). «Тиграи: голод и национальное сопротивление». Обзор африканской политической экономии . 10 (26): 94–102. дои : 10.1080/03056248308703537 .
- ^ ecm114 (28 января 2021 г.). «Очень эфиопская трагедия: Тыграй, НФОТ и циклическая история» . Джорджтаунский журнал международных отношений . Проверено 19 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Аббай, Алемсегед (1998). Отказ от идентичности или переосмысление идентичности?: Расходящиеся пути националистической борьбы в Эритрее и Тыграе . Пресса Красного моря. п. 52.
- ^ Берхе, Арегави (2004). «Истоки Тыграйского народно-освободительного фронта» . Дела Африки . 103 (413): 569–592. дои : 10.1093/афраф/adh024 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 3518491 .
- ^ «Подъем восстания Вейане II или ТПЛФ ─ часть вторая» (PDF) . 20 ноября 2023 г.
- ^ Аббай, Алемсегед (1998). Отказ от идентичности или переосмысление идентичности?: Расходящиеся пути националистической борьбы в Эритрее и Тыграе . Пресса Красного моря. ISBN 978-1-56902-072-2 .
- ^ «История Эфиопии двадцатого века:« Великая традиция »и контристория национальных неудач» (PDF) . 19 ноября 2023 г. с. 24.
- ^ Могес, Золя (08 апреля 2022 г.). «Тиграянская исключительность привела к войне и теперь препятствует миру» . Эфиопия: взгляд . Проверено 20 ноября 2023 г.