Белорусский национализм
Белорусский национализм означает веру в то, что белорусы должны составлять независимую нацию. Белорусский национализм начал зарождаться в середине XIX века, во время Январского восстания против Российской империи . Беларусь впервые провозгласила независимость в 1917 году как Белорусская Демократическая Республика , но впоследствии была захвачена и аннексирована Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой в 1918 году, став частью Советского Союза . Белорусские националисты сотрудничали с нацистской Германией и боролись против нее во время Второй мировой войны , а также протестовали за независимость Беларуси в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Белорусский национализм исторически делился на две группы; прозападные и пророссийские. Эти разные группы постоянно стремились перехватить контроль над другой с начала 1860-х годов. Эти группы дополнительно разделены по религиозному признаку: католики принадлежат к прозападному лагерю, а православные христиане - к пророссийскому. Были предприняты различные исторические попытки объединить Беларусь в рамках единой религии, включая Русскую униатскую церковь до 1917 года и протестантизм в 1920-х годах, но все эти попытки потерпели неудачу.
В Беларуси белорусский национализм представляет собой спорную позицию. Правительство Александра Лукашенко колебалось между продвижением пророссийского белорусского национализма и объединением с Россией. Прозападные белорусские националисты были связаны правительством с сотрудничеством стран Оси с нацистской Германией в попытке дискредитировать белорусскую оппозицию и легитимизировать правление Лукашенко. Прозападная группа ответила на заявления Лукашенко, присоединившись к белорусскому сопротивлению во время Второй мировой войны .
Происхождение
[ редактировать ]Прецеденты
[ редактировать ]Некоторые белорусские националисты, в том числе Николай Ермалович , называют Великое княжество Литовское первым белорусским государством. Эта псевдоисторическая теория, обычно называемая литвинизмом , возникла в результате усилий Российской империи по пропаганде идеи Литвы, которая была более благоприятной для царских интересов после раздела Польши . Эти идеи вновь возникли в рамках усилий Юзефа Пилсудского по рационализации аннексии Вильнюса Второй Польской республикой, прежде чем они были подхвачены белорусскими националистами после распада Советского Союза . [2] [3] [4] Некоторые члены белорусской оппозиции , в том числе Зенон Позняк , пытались представить литвинизм как движение, искусственно раздутое российским правительством в попытке очернить белорусский национализм. Более того, президент Беларуси Александр Лукашенко , белорусские ученые и представители белорусской оппозиции Лукашенко рассказали, что столица Литвы Вильнюс исторически была белорусской и была основана белорусами. [5] [6] [7] [8] [9]
Франциск Скорина , книгопечатник XVI века, стал объединяющей фигурой белорусских националистов с тех пор, как в 1920-е годы начались попытки установить его значимость как белорусского деятеля. Скорину, который первым перевел Библию на « простую речь » того времени, первоначально отвергли как члена «полоцкой буржуазии» в 1930-х годах. Однако после Второй мировой войны образ Скорины в Беларуси возродился, особенно перед лицом безуспешных попыток передать Полоцк Российской Федеративной Социалистической Республике в 1944 году. Фильм 1969 года «Я, Франциск Скорина принес признание Скорине. как уникально белорусский деятель. В опросе 2002 года его считали выдающимся белорусом 61,6%, сильно опережая Янки Купалы , который занял второе место с 41,7% респондентов, назвавших его выдающимся белорусом. [10]
Другой фигурой, которая стала ассоциироваться с белорусским национализмом, является Тадеуш Костюшко , лидер восстания Костюшко . После распада Советского Союза началось признание Костюшко, родившегося недалеко от юго-западного белорусского города Косово , национальным героем Беларуси. Споры о том, в какой степени Костюшко можно признать национальным героем Беларуси, усилились с 2014 года, когда памятники Костюшко воздвигаются как на территории Беларуси, так и членами белорусской диаспоры . В 2019 году заявление Национальной академии наук Беларуси о том, что Костюшко был поляком и американцем, а не белорусом, вызвало широкую критику и насмешки, в результате чего Национальная академия наук в конечном итоге отказалась от своего прежнего заявления и отметила, что он был политиком. в Беларуси, Польше и США. Дебаты по поводу национальности Костюшко имеют дополнительные политические аспекты: прозападные группы обычно придерживаются позиции, согласно которой он является белорусом, а пророссийские группы, в том числе белорусское правительство, считают его поляком. [11]
Интерес к белорусской нации и языку среди интеллигенции возник в начале 19 века в рамках белорусского национального возрождения . Среди корифеев этого периода были Ян Барщевский , Ян Чечот и Винцент Дунин-Марцинкевич , разработавшие основы современного белорусского языка . Барщевский и Чечот были одними из первых, кто развил идею белорусов как группы, отдельной от поляков. Однако в это время белорусский национализм не возник; вместо этого две конкурирующие школы мысли по-разному стремились поставить Беларусь рядом с Россией или Польшей. Прежняя школа называлась западнорусизмом . Константин Калиновский, сам последователь полонофильской части белорусской интеллигенции, был первым, кто пропагандировал идею Беларуси как независимой нации. Ему противостояли некоторые виднейшие лингвисты белорусского языка, в том числе Ефим Карский . [12]
Белорусские националисты исторически возлагали вину на роспуск Русинской униатской церкви в 1839 году во время Полоцкого синода как на оказавший сильно пагубное воздействие на белорусский народ. Однако историк Григорий Иоффе оспаривает это, отмечая, что, хотя существует разделение между теми, чьи семьи исторически придерживались католических и восточно-православных взглядов, и президентом Александром Лукашенко, пропагандирующим антикатолические взгляды, между двумя церквями практически нет открытого конфликта. Кроме того, Иоффе считает, что атеизм белорусов и относительно быстрый рост протестантизма ослабляют историческую религиозную напряженность. [13]
Константин Калиновский и Январское восстание
[ редактировать ]Белорусский национализм начал зарождаться в начале 1860-х годов, в преддверии Январского восстания . Издание «Мужицкой правды» , первой газеты, написанной на современном белорусском языке , началось в 1861 году под руководством Константина Калиновского (белорусский: Кастус Калиновский , латинизированный: Кастус Калиновский ). Газета выступала против Российской империи , призывала к восстановлению Речи Посполитой и восточного католицизма (ставшего непопулярным после масштабного возвращения к исторической белорусской вере восточного православия), выступала в поддержку земельной реформы. Напротив, западно-русисты во главе с Михаилом Кояловичем (главным политическим соперником Калиновского в Беларуси) полагали, что белорусы являются частью русской нации, и выступали за обращение католиков в восточное православие. [14]
Когда началось Январское восстание, Калиновский стремился разжечь восстание в Беларуси. Согласно его более поздним произведениям, он присоединился к Польше, потому что «польское дело - это наше дело, дело свободы». [а] По данным Российской империи, всего на территории нынешней Белоруссии и Литвы произошло 260 сражений. По оценкам, в восстании приняли участие 67 957 человек из Беларуси и Литвы, из которых не менее трети были выходцами из крестьян. [15] (формируя красных , левое крыло Восстания), [16] в отличие от аристократического руководства восстания [15] (составляя белых , правое крыло). [16]
Однако Январское восстание было быстро подавлено русской армией. Всего за участие в Январском восстании царские власти казнили 180 человек, хотя процент крестьян является спорным. [б] Чуть больше года после начала восстания в Вильнюсе повесили самого Калиновского . [15] Калиновского «Письма из-под виселицы» стали сплоченным кличем белорусских националистов, осуждающим « москвичей » и призывающим сражаться на стороне польских повстанцев. [16] Ниже приведена часть одного из писем:
Нет большего счастья на этой земле, братья, как если бы у человека был ум и ученость. Только тогда ему удастся жить в совете и в достатке, и только когда он как следует помолится Богу, он заслужит Неба, ибо, обогатив свой ум учением, он разовьет свою привязанность и искренне полюбит всю свою родню. Но как день и ночь не царствуют вместе, так и истинная ученость не сочетается с московским рабством. Пока это над нами, у нас ничего не будет. Не будет ни истины, ни богатства, ни обучения вообще. Они не будут гнать нас, как скот, не к нашему благополучию, а к нашей погибели.
Вот почему, народ мой, как только вы узнаете, что ваши братья из-под Варшавы борются за правду и свободу, не оставайтесь и вы, а, схватив все, что сможете – косу или топор – идите всем сообщество, чтобы бороться за свои человеческие и национальные права, за свою веру, за свою родную страну. Ибо говорю вам из-под виселицы, народ мой, что только тогда вы будете жить счастливо, когда над вами не останется ни одного москвича. [17]
Несмотря на свой более поздний престиж, Калиновский на момент своей смерти был поляризующей фигурой: политический оппонент Калиновского Якуб Гейштор назвал его «литовским сепаратистом». С другой стороны, Юзеф Каетан Яновский , член Польского национального правительства Восстания , называл Калиновского «истинным апостолом белорусского народа». Калиновского также боготворили польские повстанцы как сторонника польского национализма . Несмотря на разные взгляды на его наследие, Калиновский начал выступать в качестве национального героя Беларуси в 1930-е годы, когда советские учебные заведения подчеркивали его роль в истории. [15] После поражения Январского восстания белорусский национализм исчез из сознания на фоне конкуренции между литовскими, польскими, украинскими и русскими националистами. [17]
Русская революция и Белорусская Демократическая Республика.
[ редактировать ]Начиная с 1890-х годов белорусский национализм начал возрождаться. За призывом Францишака Багушевича в 1891 году к белорусам идентифицировать себя со своей нацией последовало основание « Нашей Нивы» в Вильнюсе в 1909 году. [18] Белорусское социалистическое собрание — левая политическая партия, выступающая за независимость Беларуси, была основана в 1902 году. [19] Были также предприняты попытки восстановить униатскую церковь: митрополит архиепископ Украинской греко-католической церкви Андрей Шептицкий совершил тайный визит в Беларусь по указанию лидеров националистов Ивана Луцкевича и Антона Луцкевича , но из этого ничего не вышло. Белорусский национализм особенно вырос в северной и центральной Беларуси, где религиозное плюрализм было более распространено, чем католический Запад и православный Восток. [20] Однако националисты столкнулись с проблемами апатии и враждебности со стороны своих соотечественников. с Польшей или Россией, в зависимости от их вероисповедания. [18] Националистам также противостояла местная интеллигенция крестьянского и клерикального происхождения; те, кто не принадлежал к старой полонизированной аристократии или дворянству. Этих интеллектуалов называют западнорусистами или западрусистами . [14] [21] [ нужна ссылка ] Одним из ведущих голосов запад-русистов был историк и журналист Лукьян Солоневич, отец антисоветского диссидента и царского философа Ивана Солоневича , а также писатель Борис Солоневич. [21]
Первая мировая война поначалу мало что принесла с точки зрения роста белорусского национализма. Однако после Февральской революции в обществе начали разворачиваться дискуссии о будущем белорусской нации. Группы левого и правого толка, в том числе Белорусская социалистическая ассамблея и Белорусская христианская демократия . После Октябрьской революции состоялся Первый Всебелорусский съезд , собравший представителей со всей Беларуси. На Конгрессе было решено добиваться независимости, но между левым и правым крылом возникли разногласия по поводу того, когда объявить независимость. Правые, неофициально называемые радавками. [с] и состоящая из делегатов от Белорусской христианской демократии и Западной Белоруссии , стремилась к немедленной независимости. С другой стороны, левые, называемые абласниками. [д] и состоящая из делегатов Белорусской социалистической ассамблеи и Восточной Белоруссии , стремилась к временной конфедерации с Россией как к более реалистичной альтернативе в контексте Первой мировой войны и широко распространенной бедности в Беларуси. По итогам Конгресса был достигнут компромисс. Однако после компромисса сторонники большевиков штурмовали здание, подравшись с делегатами. [22]
После того как атака большевиков на съезд была пресечена, он был созван вновь. В ответ большевикам Белорусская Демократическая Республика единогласно была провозглашена . В то время это событие не получило большого признания: советник Императорской немецкой армии по делам Беларуси заявил, что «белорусский сепаратизм, поддерживаемый несколькими виленскими археологами и журналистами, следует считать местным вопросом, не имеющим политических последствий». [23] Тем не менее, это стало важной вехой в развитии Беларуси как независимого государства; Беларусь впервые обрела независимость, пусть даже и непризнанную. [22]
Однако первый эксперимент по обретению независимости Беларуси был быстро сорван советскими войсками. Не сумев утвердиться и существуя по прихоти соседей, Белорусская Демократическая Республика стала побочным ущербом польско -советской войны . Согласно Рижскому миру , западная часть страны была присоединена ко Второй Польской республике , а восточная половина стала Белорусской Советской Социалистической Республикой , которая сама стала одним из основателей Советского Союза в 1922 году. [24] Теперь, расколотые между двумя народами, белорусские националисты следовали двум разным направлениям эволюции, и этот процесс продолжался до тех пор, пока страна не воссоединилась под советской властью в 1939 году.
Межвоенный период
[ редактировать ]В Польше
[ редактировать ]В Польше белорусский национализм разошелся по нескольким направлениям, немногие из которых пережили польское господство над этим регионом. Ранняя ветвь белорусского национализма, возникшая в 1920-е годы, придерживалась протестантизма, а не греко-католицизма как объединяющей веры белорусов. Причины этого выбора были прежде всего экономическими; Протестантские церкви, начавшие миссионерскую деятельность в Беларуси в то десятилетие, располагали ресурсами, которые, по мнению белорусских националистов, можно было потратить на развитие Беларуси. С другой стороны, протестантское движение считало местных лидеров важными фигурами, помогающими их миссионерской деятельности. В результате протестантской миссионерской деятельности, смешанной с национализмом, Новый Завет был переведен на белорусский язык Британским и зарубежным библейским обществом . [25]
Протестантские белорусские националисты не принадлежали исключительно к какой-либо отдельной ветви протестантизма; некоторые, как Бранислав Тарашкевич , стали последователями методизма , а другие стали ассоциироваться с баптизмом . Кроме того, другие, такие как Антон Лукевич, обратились в кальвинизм . Основным представительством протестантской политической власти в Западной Белоруссии был Белорусский крестьянско-рабочий союз , который, хотя официально имел платформу двойственного отношения к религии, возглавлялся исключительно протестантами. Те же протестантские националисты были связаны с Коммунистической партией Западной Белоруссии , а лидер белорусских методистов Галиаш Лаукович-Лейчик заявил: «Я представляю себе евангелический социализм, или коммунизм, во главе с Христом». Белорусский крестьянско-рабочий союз распался в 1928 году после того, как его руководство было арестовано польским правительством из-за опасений по поводу их поддержки Советского Союза. [25]
Белорусская национал-социалистическая партия во главе с Фабианом Акинчицем была основана в 1933 году и стала дополнительной силой белорусского национализма. Подписавшись на нацизм , Белорусская национал-социалистическая партия рассматривала как полонизацию , так и руссификацию как угрозу белорусской нации и делала упор на антисемитизм , обвиняя евреев в экономических неудачах Беларуси. Акинчиц, имевший связи с министерством иностранных дел нацистской партии, получил внимание со стороны польского правительства и запрет на деятельность партии в Виленском воеводстве . Этот запрет, а также дополнительные запреты в Полесском , Белостокском и Новогрудском воеводствах привели к маргинализации партии. [26] и Акинчик уехал из Польши в Берлин , где потерял свою актуальность. весной 1939 года [27]
В Советском Союзе
[ редактировать ]Белорусский национализм получил государственную поддержку в рамках политики Советского Союза по коренизации . [28] В отличие от Польши, где белорусский национализм развивался в нескольких различных конкурирующих направлениях, белорусский национализм в Советском Союзе в основном развивался по тем же направлениям, что и их предки XIX века – прозападные и пророссийские. Прозападное направление белорусской интеллигенции первоначально доминировало в руководстве Белорусской ССР и получило толчок за счет эмиграции двенадцати представителей интеллигенции из польской Белоруссии. Однако с продвижением большего числа белорусских крестьян на руководящие посты в ССР прозападная фракция была маргинализирована, а затем полностью уничтожена во время Великой чистки середины 1930-х годов. [23]
Были также восстания против советского контроля над Беларусью, такие как Слуцкое восстание , но они не увенчались успехом.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война стала значимым событием в истории Беларуси и привела к сейсмическим сдвигам в белорусской культуре и политике. Белорусский национализм вступил в войну, не особо принимая во внимание его статус со стороны немецких войск. Только после убийства Вильгельма Кубе в 1943 году, через два года после того, как Беларусь была первоначально оккупирована нацистской Германией, были предприняты попытки предоставить белорусам хоть какую-то видимую автономию. Был создан Белорусский Центральный Совет под руководством Радослава Островского , которому было разрешено использовать белорусские национальные символы, такие как бело-красно-белый флаг Белорусской Демократической Республики. [29]
27 июня 1944 года, вскоре после взятия Минска Красной Армией , Второй Всебелорусский съезд в Минском оперном театре состоялся . Антисемитизм также был поддержан Вторым Всебелорусским съездом, где спикер Яухим Кипель заявил, что любое собрание белорусов, созванное советским правительством, было как минимум на 40% евреями и, следовательно, не представляло белорусский народ. Вскоре после этого коллаборационистские силы бежали на запад вместе с отступающими немецкими войсками. Некоторые позже бежали в США. [29] Коллаборационистские силы белорусских националистов также использовались немцами в рамках усилий по разжиганию повстанческого движения в Советской Белоруссии, но без особого успеха. Михал Витушка и Усевалад Родзка были среди тех, кто принимал участие в этих усилиях.
Однако белорусский национализм распространялся не только на коллаборационистов. Белорусский национализм поддержали некоторые участники борьбы союзников , в том числе Винцент Жук-Грышкевич (впоследствии председатель Рады Белорусской Демократической Республики ) и Александр Надсон (белорусский греко-католический священник), оба из которых были членами Андерса 'Армия . С советской стороны в белорусском партизанском движении участвовали и будущие белорусские националисты , в их числе Алесь Адамович .
использует Белорусские коллаборационисты остаются спорной темой в Беларуси, которую президент Александр Лукашенко в качестве оправдания для запрета бело-красно-белого флага и других символов, используемых белорусской оппозицией . Однако, вопреки утверждениям белорусского правительства, белорусские партизаны по большей части составили основу белорусского национализма, вызываемого как правительством, так и оппозицией. [30] Однако, несмотря на это, некоторые правые организации внутри оппозиции попытались реабилитировать имидж коллаборационистов, в том числе « Молодой Фронт» . [31]
Послевоенный
[ редактировать ]После войны прозападная секта белорусского национализма вновь исчезла из общественного обсуждения. Однако в это время оппозиционная пророссийская секта белорусских националистов увидела закладку основы для своего современного существования. Флаг Беларуси был принят в 1951 году. [32] а увековечение памяти советских партизан стало обширной частью белорусского правительства, которое до конца 1970-х годов почти полностью возглавлялось бывшими партизанами. [33] Петр Машеров , первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии с 1964 по 1980 год, уделял большое внимание признанию партизанского движения, включая строительство памятников Хатыни и партизанскому движению. [34] В опросе Григория Иоффе 2002 года 23% белорусов назвали Машерова выдающимся белорусом. Для сравнения: 20% белорусов назвали Калиновского выдающимся белорусом. Большинство символов пророссийских белорусских националистов (в том числе группы «Песняры» ) возникли именно в этот период. [33]
Дорога к независимости (1988–1991)
[ редактировать ]Через восемь лет после внезапной смерти Машерова в 1980 году белорусское националистическое движение начало возрождаться, на этот раз под руководством молодого историка Зенона Позняка . Открытие Позняком в 1988 году места массового захоронения Куропаты вызвало широкую негативную реакцию против советского правительства. В то время советское правительство безуспешно пыталось представить Куропаты как нацистское, а не советское место массового захоронения. Примерно в это же время прозападные и пророссийские фракции националистического движения начали открыто конфликтовать. [29] Белорусский народный фронт был создан в 1989 году под руководством Позняка, а 37 его членов были избраны годом позже, на выборах в Верховный Совет Беларуси 1990 года . [35]
Первой крупной акцией протеста белорусских националистов стали белорусские забастовки 1991 года . Начавшись как движение против повышения налогов в результате советской денежной реформы 1991 года , забастовки быстро получили поддержку со стороны Белорусского народного фронта и стали более широкомасштабным протестом против советского контроля над Беларусью и в пользу большей автономии Белорусской ССР. Хотя более национально ориентированные требования забастовок были отвергнуты советским правительством, Беларусь стала независимой лишь несколько месяцев спустя, после попытки советского государственного переворота 1991 года . [36]
С момента распада Советского Союза
[ редактировать ]После обретения Белоруссией независимости прозападная националистическая клика во главе с Позняком и Станиславом Шушкевичем , бывшим коммунистическим функционером-католиком, вновь взяла под свой контроль страну. Были предприняты попытки восстановить белорусский язык, который был существенно уменьшен в результате русификации при Машерове; Закон 1990 года установил белорусский язык в качестве единственного официального языка, и к 1995 году 70-80% школ преподавали на белорусском языке. [37] Позняк также безуспешно призывал правительство атаковать пророссийское мышление. [10]
ознаменовали Президентские выборы в Беларуси 1994 года собой серьезный конфликт между пророссийскими и прозападными группами националистов. В первом лагере находился Александр Лукашенко , руководитель колхоза с востока страны. В последнем лагере были Позняк и Шушкевич. [37] Лукашенко победил на выборах и вскоре приступил к обращению вспять тенденций белорусизации, которые осуществлялись правительством с 1991 по 1994 год. В 1995 году Лукашенко провел референдум , чтобы сделать русский язык одним из официальных языков с белорусским и восстановить символы Белорусская ССР. Референдум удался, явка составила 64,8%, хотя результаты были широко осуждены как сфальсифицированные оппозицией и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе . Со своей стороны Лукашенко заявил, что не занимается русификацией, а вместо этого обвинил Машерова. [37]
Ранняя антилукашенко деятельность (1994–1999 гг.)
[ редактировать ]Протесты против Лукашенко со стороны прозападных белорусских националистов начались вскоре после его избрания и усилились после референдума 1995 года. Перед лицом того, что Лукашенко перешел от национализма к поддержке аннексии Беларуси Россией, в Минске начались протесты. Известные как Минская весна , протесты, в том числе Белорусского народного фронта и Украинского национального собрания – Украинской народной самообороны от Украины. Протесты были подавлены, что привело к бегству Позняка в Польшу, а процесс интеграции с Россией продолжался до Марша свободы 1999 года . В результате Марша Свободы Союзное государство не смогло привести к фактической интеграции России и Белоруссии. [38]
2000–2022
[ редактировать ]После успеха Марша Свободы белорусское националистическое движение пошло на убыль. Последующие акции протеста были проведены в следующем году с одобрения правительства. Такие организации, как « Молодой фронт», продолжали существовать, но не смогли взять под контроль страну. С течением времени Лукашенко постепенно отходил от России, включая « Молочную войну» 2009 года — дипломатический конфликт, связанный с попытками России приватизировать молочную промышленность Беларуси. [39]
В сентябре 2019 года Лукашенко заявил, что польский город Белосток является белорусской землей, и оправдал советское вторжение в Польшу «защитой» Западной Белоруссии от нацистов. [40]
Во время президентских выборов в Беларуси 2020 года Лукашенко обвинил российское правительство в попытке дестабилизировать страну и заявил, что оппозиция получила поддержку от наемников из группы Вагнера в попытке теракта. [41] Члены оппозиции, наоборот, обвинили Лукашенко в продаже страны иностранным игрокам, а Алесь Беляцкий до своего ареста в 2021 году называл правительство первого «оккупационным режимом». [42] Россия также позволила правительству подавить протесты в Беларуси в 2020–2021 годах , при этом президент России Владимир Путин заявил, что российские военные готовы применить военное вмешательство, если сочтут это необходимым. [43]
В ответ на белорусские протесты 2020–2021 годов официальные власти Беларуси решили приравнять бело-красно-белый флаг и лозунг « Да здравствует Беларусь! » с нацистской символикой . [44] Однако белорусы выразили Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь несогласие с тем, что бело-красно-белый флаг является экстремистским . [45] В ноябре 2022 года официальные власти Беларуси включили лозунг «Жыве Беларусь!» (и ответ на него «Да здравствует!») в список нацистской символики, несмотря на то, что она использовалась гораздо раньше, чем приход к власти Адольфа Гитлера и создание нацистской партии (лозунг «Да здравствует Беларусь!» впервые был использован в 1905 году). –1907 белорусского поэта Янки Купалы ). [46] [47] Более того, в 2022 году были случаи, когда в Беларуси людей арестовывали или даже приговаривали к нескольким годам лишения свободы за использование символа «Погоня», когда они публично рисовали его или оставляли наклейку с его изображением. [47] [48] Ихар Марзалюк , политик и историк, поддерживающий Лукашенко, в своих выступлениях назвал бело-красно-белый флаг и современную символику « Погони» экстремистскими / нацистскими. [49] [50]
С 2022 года
[ редактировать ]С началом российского вторжения в Украину в 2022 году , которое частично было начато с территории Беларуси, опасения, что Россия потенциально может аннексировать Беларусь, усилились. [51] Лукашенко в целом поддержал Россию дипломатически, но отказался напрямую вовлекать белорусских военных в боевые действия. Украинское СМИ «Киев Индепендент » назвало Беларусь Лукашенко в 2022 году «едва независимой от Кремля», отметив экономическую и военную зависимость Беларуси от России, усилия по подавлению использования белорусского языка и военное присутствие России в стране. Беларусь. [52]
Активисты белорусской оппозиции заявили, что Беларусь в настоящее время оккупирована Россией, и поддержали постановление Верховной Рады от октября 2022 года , классифицирующее Беларусь как «временно оккупированную территорию» России. Однако другие оспаривают это, а белорусский политолог Валерий Карбалевич заявил: «Беларусь не оккупирована. Но ее зависимость от России сейчас огромна с точки зрения военной, внешней политики, идеологии и информационной политики». [52]
Белорусские националисты в Украине
[ редактировать ]В свете растущего авторитаризма Лукашенко несколько белорусских националистов бежали на юг, в Украину. Перед началом русско-украинской войны был убит Михаил Жизневский , бежавший из Беларуси в Украину и присоединившийся к Украинской национальной ассамблее – Украинской народной самообороне во время Евромайдана . После начала войны белорусские националисты сформировали воинские части в поддержку Украины. Среди наиболее примечательных из них — полк Кастуся Калиновского , сформированный после вторжения России в Украину в 2022 году, который дополнительно борется за независимость Беларуси от России. [53]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Белорус: Польское дело — наше дело, дело свободы. , латинизировано: Polskaje dziela heta naša dziela, heta volnasci dziela
- ↑ По оценкам Министерства образования Беларуси, эта цифра составляет 22,93%, а историк Сюзанна Самбук утверждает, что эта цифра составляет 18%.
- ^ Белорусский: Радовцами , букв. 'Солдаты'
- ^ Белорусский: Регионы , лит. «Регионалисты»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Касмач, Лизавета (2023). Белорусское государственное строительство во времена войны и революции: Национальное строительство во времена войны и революции . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-386-634-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокер, Шон (22 августа 2020 г.). «Как два флага Беларуси стали символами противостояния» . Хранитель . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Томас Баранаускас: Для литвинистов самое главное — иметь красивую историю, которая могла бы сплотить нацию» [Томас Баранаускас: Для литвинистов главное — иметь красивую историю, которая могла бы сплотить нацию]. bernardinai.lt (на литовском языке). 29 сентября 2012 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Бери, январь (24 июля 2008 г.). «Литвинизм – новое явление в Беларуси». Kresy.pl (на польском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Мнение: Почему наши соседи браконьерствуют в нашей истории?» . Литовская трибуна . 17 июля 2014 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Гурявичюс, Айнис. «Офицер: они поднимут оружие против Литвы в искренней уверенности, что Вильнюс принадлежит им» . Alfa.lt (на литовском языке) . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Марзалюк Игорь (18 марта 2023 г.). «Марзалюк: Вильнюс может быть за пределами Беларуси, но он всегда должен оставаться в наших сердцах» . Belarus-news.by (на белорусском языке) . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Григалюнайте, Виолета. "Профессор истории на белорусском телевидении БЕЛСАТ в программе о Вильнюсе: его основали белорусы" . 15min.lt (на литовском языке) . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Орлов, Владимир (7 октября 2010 г.). «А Вильнюс входил в состав БССР?» . Радио Свабода (на белорусском языке) . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Пазняк, Зианон (25 марта 2023 г.). "ПАЗНЯК: как белорусы создавали страну, Вильнюс - наш, День Воли - главный праздник, БНР - 105 лет (таймлапс: с 48:10 по 01:11:32)" . YouTube.com (на белорусском языке) . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1261–1262. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ «Ради светлого будущего белорусы спорят о прошлом» . ПОНАРС Евразия . 29 августа 2019 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1246–1248. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1242–1243. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б «История Беларуси в Российской империи – Об истории» . 7 декабря 2021 г. Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Герасимчик, Василь (22 декабря 2018 г.). «Историк разбирает статью МинЭда о Калиновском по пунктам: «Тщательно продуманная фальсификация, разбитая «Письмами с виселицы»» . Наша Нива (на белорусском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Кастусь Калиновский (1838-1864)» . Виртуальный гид по Беларуси . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Парфенов Денис. «Взлет и падение белорусской национальной идентичности» (PDF) . prfnv.keybase.pub . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1247. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Марплс, Дэвид Р. (1999). Беларусь: денационализированная нация . Тейлор и Фрэнсис. стр. 3–4. ISBN 9057023431 .
- ^ Латышонек, Олег; Сломчинская, Ежина (осень 2001 г.). «Белорусский национализм и столкновение цивилизаций» . Международный журнал социологии . 31 (3): 65. дои : 10.1080/15579336.2001.11770233 . JSTOR 20628624 . S2CID 141000668 — через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Александр Быстрик: Русская агитация против белорусского национализма во время Первой мировой войны , 9 марта 2021 г. , дата обращения 29 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Касиак, Канстанчин (6 января 2015 г.). « Начала белорусской государственности». Будума Беларусами! (на белорусском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1255. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной на Wikisource . По состоянию на 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Латышонек, Олег; Сломчинская, Ежина (осень 2001 г.). «Белорусский национализм и столкновение цивилизаций» . Международный журнал социологии . 31 (3): 65–68. дои : 10.1080/15579336.2001.11770233 . JSTOR 20628624 . S2CID 141000668 — через JSTOR.
- ^ Глававская, Лена (9 июля 2006 г.). «Белорусский национал-социализм и среда Нового пути (КБНИ)» . Беларусь – Наша земля (на белорусском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Туронак, Юрий. «Фабиян Акинчиц - лидер белорусских национал-социалистов» [Фабиян Акинчиц - лидер белорусских национал-социалистов]. Белорусское историческое обозрение (на белорусском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Бекус, Нелли (2010). Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «белорусскость» . Будапешт: CEU Press. ISBN 978-1-4416-5814-2 . OCLC 649837711 .
- ^ Перейти обратно: а б с Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1255–1256. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Уокер, Шон (8 ноября 2020 г.). « Раздавить фашистскую нечисть»: белорусская оппозиция вызывает военный дух» . Хранитель . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Молодой Фронт объясняет, кого он считает героями» [Молодой Фронт объясняет, кого он считает героями]. Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на белорусском языке). 28 марта 2014 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Флаги БССР 1920-1990 гг .». vexillographia.ru (на русском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1259. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Ioffe, Emmanuel (2008). From Myasnikov to Malofeyev: the Rulers of the BSSR . Minsk. pp. 140–141.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ « История партии БНФ». Белорусский народный фронт (на белорусском языке). 6 января 2010 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Наумчик, Сергей (21 мая 2022 г.). «Почему рабочие освистали Шушкевича?» [Почему рабочие кричали на Шушкевича?]. Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на белорусском языке) . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « Век Машерова: Народный герой или исполнитель воли Кремля?». Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на белорусском языке). 10 февраля 2018 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Кровь и тайны Марша свободы 99 года – архивное видео» [Кровь и тайны Марша свободы 99 года – архивное видео]. Наша Нива (на белорусском языке). 23 июня 2012 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ «Хватит ли Москве белорусского Лукашенко?» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 19 июля 2010 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ "А.Лукашенко: Белосток и Вильнюс - белорусские города" . Lrytas.lt (на литовском языке). 19 сентября 2021 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Быковский, Павлюк; Бушуев Михаил (31 июля 2020 г.). «Беларусь обвиняет россиян и критиков в подготовке теракта» . Немецкая волна . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Алесь Беляцкий: Нобелевский лауреат предстает перед судом в Беларуси» . Би-би-си . 5 января 2023 г. Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Салливан, Бекки (11 марта 2022 г.). «Почему Беларусь так вовлечена во вторжение России в Украину» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Бело-красно-белый флаг и лозунг «Жыве Беларусь» приравнять к нацистской символике» . Голоса Беларуси .
- ^ «Преследование за использование символики. Беларусь, 2021» . Penbelarus.org . 29 апреля 2022 г.
- ^ «Беларусь добавила исторический лозунг, используемый оппозицией, в список запрещенной нацистской символики» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода .
- ^ Перейти обратно: а б Романенко Валентина. «Режим Лукашенко считает «Да здравствует Беларусь!» нацистским лозунгом» . Украинская правда .
- ^ «Страновой доклад о соблюдении прав человека за 2022 год: Беларусь» . Посольство США в Беларуси . 25 мая 2023 г.
- ^ Гурневич Дмитрий (21 ноября 2022 г.). «Депутат Марзалюк защищался 13 минут на телеканале «Погоня». Но есть нюанс » . Радио Свобода (на белорусском языке).
- ^ «Марзалюк показал «доказательства преступлений под бело-красно-белым флагом». Но это ложь — вот что на фото » . Наша Нива (на белорусском языке). 10 июля 2023 г.
- ^ Тимченко, Илья (1 сентября 2022 г.). «Может ли Путин аннексировать Беларусь?» . CEPA . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ерёма, Мария (4 января 2023 г.). «Пока мир отвернулся, Россия незаметно взяла под свой контроль Беларусь» . Киевская газета Independent . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Телеграммная ловушка: Минск ловит в ловушку белорусов, желающих воевать за Украину» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 19 марта 2022 г. Проверено 22 января 2023 г.