Восточная Белоруссия
Восточная Беларусь | |
---|---|
![]() Административное деление Белорусской ССР (зеленый) до Второй мировой войны с территориями, аннексированными Советским Союзом у Польши в 1939 году (отмечены оттенками оранжевого), наложенными на территорию современной Беларуси. | |
Страна | Беларусь |
Область | Исторический регион |
Сегодня часть | Минск ; Минская (частично), Могилевская и Витебская (частично) области. |
Восточная Белоруссия ( Восточная Беларусь ; белорусский : Усхо́дняя Белару́сь , латинизированная : Усходная Беларуссия ) — исторический регион Беларуси, традиционно населенный членами Восточной Православной Церкви , в отличие от преимущественно католической западной Белоруссии . была оплотом Белорусского социалистического собрания Восточная Белоруссия, в которой исторически доминировало политически крестьянство, после Февральской революции позже стала Белорусской Советской Социалистической Республикой , а в межвоенный период .
История
[ редактировать ]По словам историка Григория Иоффе, восточная Белоруссия была одним из первых мест в Беларуси, принявших демоним «белорусский» в конце XIX века. При этом западные белорусы обычно называли себя литвинами , а жители Полесья — полящуками . [1]
Развитие белорусского национализма
[ редактировать ]
До 1917 года восточная Белоруссия входила в состав Минской , Могилёвской и Витебской губерний Российской империи . В отличие от национально мыслящей Западной Белоруссии, развитие белорусского национализма в Восточной Белоруссии тормозилось политической апатией и отсутствием связи с католической интеллигенцией, составлявшей основу белорусского националистического движения. Дальнейшие проблемы были вызваны разделением Беларуси в 1915 году на восточную и западную половины во время Первой мировой войны , при этом западная часть была оккупирована Императорской немецкой армией . В результате восточная Белоруссия была захлестнута притоком польских беженцев и солдат небелорусского происхождения из Российской императорской армии . [2]
Процесс распространения белорусских национальных чувств на востоке Белоруссии всерьез начался после Февральской революции . Язеп Лосик основал «Волную Белоруссию мая 1917 года как восточный эквивалент базирующейся в « Вильнюсе Нашей Нiве . На развитие белорусского национализма в восточной Белоруссии также повлиял театр, и это усилие поддержал лидер белорусских националистов Антон Луцкевич . [3]
Октябрьская революция и последующий Первый Всебелорусский съезд привели к быстрому развитию белорусского национализма, при этом восточная и западная Белоруссия были расколоты по политическому признаку; Белорусская социалистическая ассамблея оказалась доминирующей партией в восточной Белоруссии, а Белорусская христианская демократия стала ведущей партией в западной Белоруссии. Этот раскол также проявился как раскол между теми, кто выступал за полный разрыв с Россией (идея, популярная среди западных белорусов), и теми, кто поддерживал временный союз с Россией, в первую очередь со стороны политиков, поддерживаемых восточной Беларусью. Однако когда большевики штурмовали съезд, было единогласно решено провозгласить Белорусскую Демократическую Республику . [4]
Под советской властью
[ редактировать ]
Белорусская Демократическая Республика в конечном итоге оказалась недолговечной, и страна была разделена между Советским Союзом и Второй Польской Республикой в рамках Рижского договора 1921 года . Восточная Белоруссия стала Белорусской Советской Социалистической Республикой , Западная Белоруссия вошла в состав Кресов . [5]
В Восточной Белоруссии развилась отдельная от западной Белоруссии форма белорусского национализма, при этом западный национализм, в котором доминирует интеллигенция, контрастировал с крестьянским восточным национализмом, прежде чем он был маргинализирован и уничтожен во время Великой чистки . Выдающиеся символы белорусского национализма, возникшие из крестьянства, такие как белорусские советские партизаны , партизанский командир и политик Петр Машеров , рок-группа «Песняры» , флаг Беларуси и русофилия , по-прежнему связаны с восточно-белорусским национализмом и сегодня. [6]
Во время Второй мировой войны восточная Белоруссия была домом для крупного еврейского движения сопротивления. Хотя еврейское население восточной Беларуси было в значительной степени уничтожено в результате Холокоста , евреи восточной Белоруссии активно сопротивлялись нацизму в нескольких формах, включая подделку документов, участие в торговле с неевреями и вооруженное сопротивление. [7] После окончания войны, смерти и государственных похорон Иосифа Сталина Михаил Зимянин выступил с докладом о статусе восточной и западной Белоруссии, отметив, что в восточной части республики проживает больше этнических белорусов, чем в западной Белоруссии. Зимянин также отметил, что в 1952 году среднедневная заработная плата колхозника в Восточной Белоруссии составляла 37 копеек , а также один килограмм зерна и 1,4 килограмма картофеля. Это было выше среднедневной заработной платы колхозников Западной Белоруссии, которые получали 27 копеек, 1,3 килограмма зерна и 0,5 килограмма картофеля. [8]
С 1991 года
[ редактировать ]С тех пор, как Беларусь обрела независимость в 1991 году, разделение между западной и восточной Белоруссией оставалось вопросом политического значения. ознаменовали Президентские выборы в Беларуси 1994 года конфликт между восточным Александром Лукашенко и западным Зеноном Позняком и Станиславом Шушкевичем . [9] Выборы в конечном итоге привели к победе Лукашенко, который по-разному поддерживал восточные проявления белорусского национализма или объединение Беларуси и России. [10]
Религия
[ редактировать ]После того, как Полоцкий Синод распустил Русинскую Униатскую Церковь , восточная Белоруссия стала больше склоняться к восточному православию , а не к католицизму, доминирующему в западной Белоруссии. [11] Это особенно актуально с 1990-х годов, когда белорусский историк религии Виктор Старестенко провозглашал существование «религиозного возрождения» в восточной Белоруссии с 1990-х годов. [12] Лукашенко также время от времени апеллирует к православным настроениям на посту президента, называя себя «православным атеистом» и делая различные антикатолические заявления. Однако Иоффе заявил, что этот вопрос стал менее важным, чем в прошлом, из-за роста атеизма среди белорусов и роста протестантизма в Беларуси. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1245. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Касмач, Лизавета. «Между местным и национальным: случай Восточной Беларуси в 1917 году» . Журнал белорусских исследований : 5–7 – через Brill Publishers.
- ^ Касмач, Лизавета. «Между местным и национальным: случай Восточной Беларуси в 1917 году» . Журнал белорусских исследований : 10–11 – через Brill Publishers.
- ^ Касиак, Канстанчин (6 января 2015 г.). « Начала белорусской государственности». Будума Беларусами! (на белорусском языке) . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^
s:Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной на Wikisource . По состоянию на 22 января 2023 г.
- ^ Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1255, 1259. doi : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Винница, Геннадий (1 января 2019 г.). «Сопротивление еврейского населения Восточной Беларуси нацистскому геноциду в 1941–1944 годах». Европейский журнал иудаики : 106, 111, 122.
- ^ Чернышова, Наталья (март 2021 г.). «Десталинизация и неповиновение на советском приграничье: попытка Берии национальной реформы в советской Беларуси». Европа-Азиатские исследования . 73 (2): 392–394. дои : 10.1080/09668136.2020.1825629 . S2CID 226359506 .
- ^ « Век Машерова: Народный герой или исполнитель воли Кремля?». Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на белорусском языке). 10 февраля 2018 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Кровь и тайны Марша свободы 99 года – архивное видео» [Кровь и тайны Марша свободы 99 года – архивное видео]. Наша Нива (на белорусском языке). 23 июня 2012 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Иоффе, Григорий (декабрь 2003 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность» . Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1242–1243. дои : 10.1080/0966813032000141105 . JSTOR 3594506 . S2CID 143667635 – через JSTOR.
- ^ Starastsienka, Viktar (2022). Восточная Беларусь в конфессиональном измерении [ Eastern Belarus in a Confessional Dimension ] (in Russian). Mogilev: Mogilev State University . p. 4. ISBN 978-985-568-954-7 . Проверено 21 июля 2023 г.