Паниранизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Паниранизм ( персидский : پانایرانیسم , латинизированный : Пан-Иранизм ) — идеология , которая выступает за солидарность и воссоединение иранских народов, живущих на Иранском нагорье и в других регионах, которые имеют значительное иранское культурное влияние.
Согласно справочнику Routledge по политике Персидского залива :
«Одним важным моментом, отличающим радикальный национализм паниранизма от панарабской или пантюркской ориентации в регионе, является тот факт, что иранская версия в настоящее время, похоже, не включает ирредентистские планы в свою политическую программу. Вместо того, чтобы требовать возвращения земель отделенные от Ирана в прошлом, такие как Афганистан , Таджикистан Республика Азербайджанская , Бахрейн или курдские районы Ирака , и Турции , Паниранистская партия подчеркивает культурную интеграцию иранского цивилизационного бассейна ». [1]
Однако есть приверженцы паниранизма, которые имеют ирредентистские взгляды и амбиции и требуют возвращения возвращенных им бывших иранских земель в рамках реконструкции прошлых границ Персии. [2]
Истоки и идеология
[ редактировать ]Иранский политолог Махмуд Афшар разработал паниранистскую идеологию в начале 1920-х годов в противовес пантюркизму и панарабизму , которые рассматривались как потенциальная угроза территориальной целостности Ирана. [3] Он также продемонстрировал твердую веру в националистический характер иранского народа на протяжении всей долгой истории страны. [3]
Накануне Первой мировой войны пантюркисты сосредоточили свое внимание на тюркоязычных землях Ирана, Кавказа и Средней Азии. [4] Конечная цель состояла в том, чтобы убедить это население отделиться от более крупных политических образований, к которым они принадлежали, и присоединиться к новой пантюркской родине. [4] Именно последнее обращение к иранским азербайджанцам , вопреки пантюркистским намерениям, заставило небольшую группу азербайджанских интеллектуалов стать самыми решительными защитниками территориальной целостности Ирана. [4] После конституционной революции в Иране романтический национализм был принят азербайджанскими демократами как реакция на пантюркистскую ирредентистскую политику, угрожающую территориальной целостности Ирана. [4] Именно в этот период иранизм и политика лингвистической гомогенизации были предложены как защитная мера против всех остальных. [4] Вопреки тому, что можно было ожидать, первыми среди новаторов этого оборонительного национализма были иранские азербайджанцы. [4] Они считали, что обеспечение территориальной целостности страны является первым шагом в построении общества, основанного на праве и современном государстве. [4] Благодаря этой структуре их политическая лояльность перевешивала их этническую и региональную принадлежность. [4] Принятие этой интеграционной политики проложило путь к возникновению культурного национализма титульной этнической группы. [4]
Географически и культурно считается, что Большой Иран включает в себя все Иранское нагорье и прилегающие к нему равнины . [5] простираясь от Месопотамии и Южного Кавказа на западе до реки Инд на востоке и от реки Окс на севере до Персидского залива и Оманского моря на юге.
История
[ редактировать ]С крахом династии Каджаров , которая погрузилась в коррупцию, и приходом к власти Реза-шаха Пехлеви в 1925 году, который начал проводить светские реформы, ограничивающие власть шиитского духовенства , иранские националистические и социалистические мыслители надеялись, что эта новая эра также будет стали свидетелями проведения демократических реформ. Однако такие реформы не состоялись. Кульминацией этого стал постепенный рост слабо организованного низового паниранистского движения, состоящего из националистических писателей, учителей, студентов и активистов, связанных с другими продемократическими движениями.
В 1940-х годах, после англо-советского вторжения в Иран , паниранистское движение приобрело силу и популярность в результате широко распространенного чувства незащищенности среди иранцев, которые видели, что король Реза-шах бессилен против такого иностранного присутствия в стране. присутствовали солдаты из России , Англии , Индии , Новой Зеландии , Австралии , а затем и Америки . В стране, особенно в столице Тегеране , [6] Оккупация союзников повлияла на ряд студенческих движений в 1941 году. Одной из этих новых групп была подпольная националистическая партизанская группа под названием « Группа мести» , также известная как «Анджоман». [6] Паниранистская партия была основана позже двумя членами группы «Месть» и двумя другими студентами в середине-конце 1940-х годов в Тегеранском университете . Хотя паниранистское движение действовало на протяжении 1930-х годов, оно представляло собой слабо организованный низовой союз националистических писателей, учителей, студентов и активистов. Партия была первой организацией, официально занявшей паниранистскую позицию, верившей в солидарность и воссоединение иранских народов, населяющих Иранское нагорье . В 1951 году лидеры партии Мохсен Пезешкпур и Дариуш Форухар пришли к разногласиям относительно того, как должна действовать партия, и произошел раскол. Две фракции сильно различались по своей организационной структуре и практике. Фракция Пезескпур, сохранившая название партии, верила в работу в системе Мохаммада Резы Пехлеви . Фракция Форухара, принявшая новое название « Меллат Иран» (« Партия нации Ирана» ), верила в необходимость работать против системы. [6]
Иран-и Бозорг
[ редактировать ]Персидский : ایران بزرگ , латинизированный : Иран-е Бозорг , букв. « Великий Иран » — так называлось периодическое издание, издаваемое в городе Решт армянским политическим деятелем Григорием Егикяном ( арм . Գրիգոր Եղիկյան ). Он выступал за объединение иранских народов (например, афганцев , курдов и т. д.), включая армян . Якикян считал, что благодаря образованию и повышению уровня осведомленности людей такая цель достижима мирными средствами. В журнал вошли статьи, стихи, сериализованные рассказы и некоторые новости. Газета также публиковала статьи в поддержку курдов , поднявших восстание в Турции , что вызвало протест турецкого адвоката в Раште и привело к запрету газеты по приказу министра суда. Якикян безуспешно пытался добиться снятия запрета и в конце концов переехал в Тегеран , где опубликовал газету «Иран-е Конуни». . [7]
Паниранистские организации
[ редактировать ]Иран
[ редактировать ]Организация | Год основания | Парламент (только для политических партий) |
---|---|---|
Паниранская партия | 1941 | 1967: 5 / 219 1968: 20 / 1,068 |
Ария Вечеринка | 1946 | — |
Национальная партия Ирана | 1951 | 1979: 0 / 73 1980: 0 / 290 |
SUMKA | 1952 | — |
Таджикистан
Организация | Год основания | Парламент (только для политических партий) |
---|---|---|
Демократическая партия | 1990 | 2015: 1 / 63 2020: 1 / 63 |
См. также
[ редактировать ]- Список древних иранских народов
- Большой Иран
- Иранские народы
- Иранские языки
- Персидская империя
- История Ирана
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хезбе Пан Иранист Али Кабар Размджу ( ISBN 964-6196-51-9 )
- Энгета, Насер (2001). 50-летняя история паниранистов. Лос-Анджелес, Калифорния: Ketab Corp. ISBN 1-883819-56-3 .
- Гноли, Г. «Иранская идентичность как историческая проблема: начало национального самосознания при ахеменянах». Восток и смысл истории (1992): 147-167.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ахмади, Хамид (2020). «Национализм в Иране». В Камраве, Мехран (ред.). Справочник Рутледжа по политике Персидского залива . Рутледж. стр. 265–279.
- ^ Леонард, Биндер, изд. (1999). Этнический конфликт и международная политика на Ближнем Востоке. Университетское издательство Флориды. п. 22. ISBN 978-1-4039-8141-7. Паниранизм прожил короткую идеологическую жизнь среди небольшой группы иранских фашистов, но сошёл на нет и вряд ли обретёт новую жизнь. Как и пантюркизм, его основные цели являются непоправимо ирредентистскими, вызывая образы экспансионизма нацистской эпохи».
- ^ Jump up to: а б АХМАД АШРАФ, «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В 19-М И 20-М ВЕКАХ», Энциклопедия Ираника. Также доступно здесь: [1] [ постоянная мертвая ссылка ] . Отрывок: «Афшар, политолог, стал пионером систематического научного подхода к различным аспектам иранской национальной идентичности, территориальной целостности и национального единства. Влиятельный националист, он также продемонстрировал твердую веру в националистический характер иранского народа на протяжении всей долгой истории страны. Он был первым, кто предложил идею паниранизма для защиты единства и территориальной целостности нации от натиска пантюркизма и панарабизма (Афшар, стр. 187)».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Турадж Атабаки, «Переосмысление себя, отказ от другого: пантюркизм и иранский национализм» в книге Ван Шенделя, Виллема (редактор). Политика идентичности в Центральной Азии и мусульманском мире: национализм, этническая принадлежность и труд в двадцатом веке. Лондон, Великобритания: IB Tauris & Company, Limited, 2001. Фактическая цитата:
Что касается Ирана, широко распространено мнение, что иранский национализм зародился как государственная идеология в эпоху Реза-шаха, основанный на филологическом национализме и в результате его новаторского успеха в создании современного национального государства в Иране. Однако часто игнорируется тот факт, что иранский национализм уходит своими корнями в политические потрясения девятнадцатого века и распад, последовавший сразу за конституционной революцией 1905–1909 годов. Именно в этот период иранизм постепенно оформился как защитный дискурс для построения ограниченное территориальное образование – «чистый Иран», противостоящий всем остальным. Следовательно, со временем среди интеллигенции страны возникла политическая ксенофобия, которая способствовала формированию иранского оборонительного национализма. Примечательно, что, вопреки тому, что можно было ожидать, многие из ведущих агентов строительства иранского территориального образования происходили из неперсоязычных этнических меньшинств, и главными из них были азербайджанцы, а не титульная этническая группа нации. персы.
....
В середине апреля 1918 года османская армия во второй раз вторглась в Азербайджан.
...
Однако, вопреки своим ожиданиям, османы не добились впечатляющих успехов в Азербайджане. Хотя провинция в течение нескольких месяцев оставалась под квазиоккупацией османских войск, попытка заручиться поддержкой пантюркизма закончилась неудачей.
...
Самым важным политическим событием, затронувшим Ближний Восток в начале двадцатого века, стал распад Османской и Российской империй. Идея великой родины для всех турок пропагандировалась пантюркизмом, который почти сразу был принят в качестве основной идеологической опоры Комитетом Союза и Прогресса, а несколько позже и другими политическими фракциями на территории, оставшейся от Османской империи. Накануне Первой мировой войны пантюркистская пропаганда была сосредоточена главным образом на тюркоязычных народах Южного Кавказа, в Иранском Азербайджане и Туркестане в Центральной Азии, с конечной целью убедить их всех выйти из более крупных политических образований и которому они принадлежали, и присоединиться к новой пантюркской родине. Именно это последнее обращение к иранским азербайджанцам, вопреки пантюркистским намерениям, заставило небольшую группу азербайджанских интеллектуалов стать самыми громогласными защитниками территориальной целостности и суверенитета Ирана. Если в Европе «романтический национализм ответил на ущерб, который, вероятно, причинил модернизм, обеспечив новое и более широкое чувство принадлежности, всеохватывающую тотальность, которая привела к новым социальным связям, идентичности и смыслу, а также новому ощущению истории с путь к блестящему будущему» (42) в Иране после конституционного движения романтический национализм был принят азербайджанскими демократами как реакция на ирредентистскую политику, угрожающую территориальной целостности страны. По их мнению, обеспечение территориальной целостности было необходимым первым шагом на пути к установлению верховенства закона в обществе и компетентного современного государства, которое будет защищать как коллективные, так и индивидуальные права. Именно в этом контексте их политическая лояльность перевешивала их другие этнические или региональные пристрастия. Провал демократов на арене иранской политики после конституционного движения и начала современного государственного строительства подготовили почву для возникновения культурного национализма титульного этноса. В то время как принятие интеграционистской политики сохранило географическую целостность Ирана и обеспечило большинству иранцев безопасную и прочную национальную идентичность, вопиющее игнорирование других требований конституционного движения, таких как призыв к формированию общества, основанного на законе и порядке, оставило страна все еще ищет политическую идентичность.
- ^ «Иран и. Земли Ирана » Энциклопедия Ираника
- ^ Jump up to: а б с Энгета, Насер (2001). 50-летняя история паниранистов . Ketab Corp. Лос-Анджелес, Калифорния: ISBN 978-1-883819-56-9 .
- ^ «ИРАН-Э КАБИР – Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.орг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Pan-Iranism.com. Архивировано 14 сентября 2017 г. на Wayback Machine.
- Официальный сайт Паниранистской партии