Пантайизм

Пантайизм (также известный как пантайизм , пантайское движение и т. д.) — идеология, процветавшая в Таиланде в 1930-е и 1940-е годы. Это была форма ирредентизма с целью политического объединения всего тайского народа в пределах Таиланда, Бирмы , Малайи , Камбоджи и Лаоса в большое тайское государство, иногда называемое Великой Тайской Империей ( тайский : มหาอาณาจักรไทย , Маха Аначак Тай )
До революции 1932 года , которая заменила абсолютную монархию конституционной, правительство Таиланда поддерживало хорошие отношения с имперскими державами, Великобританией и Францией , которые правили его соседями: Бирмой, Малайей, Камбоджей и Лаосом. Антиколониальные настроения активно подавлялись. Однако военное правительство, пришедшее к власти в 1938 году под руководством Плека Фибунсонгкрама , активно стремилось восстановить «утраченные» территории . Он также агрессивно пропагандировал пантаиизм. [1] Интеллектуальным архитектором нового тайского национализма был Вичит Ватакан . Страна официально сменила название с Сиама на Таиланд. Слово «тайский» интерпретировалось своеобразно. Это относилось не только к носителям центрально-тайского (сиамского) или даже тайского языков в целом, но ко всем тем, кто когда-то находился под властью королевств Аюттхая и Раттанакосин . [2]
Во время Второй мировой войны Таиланд смог воспользоваться поражением Франции в Европе, чтобы захватить территории в Камбодже и Лаосе в ходе короткой войны . После японского вторжения в Таиланд (декабрь 1941 г.) Таиланд объединился с японцами и оккупировал части Бирмы и Малайи . Тайское правление в целом не приветствовалось подвластным населением. В частности, в Лаосе французские власти продвигали риторику и реформы «обновления» лаосской культуры под руководством генерал-губернатора Индокитая Жана Деку , но это в основном использовалось для того, чтобы ослабить привлекательность пантайизма и укрепить лаосское сотрудничество внутри французской колониальной системы, а не развивать хоть какое-то чувство лаосского сепаратистского национализма. [3] [4] [5] Тем не менее среди лаосских националистов, стремившихся подчинить большую часть северного Таиланда лаосскому правлению, действительно возник контрирредентизм. Лишь немногие из новых субъектов Таиланда идентифицируются как «тайцы» в каком-либо смысле. Война закончилась поражением Таиланда и свержением военного правительства. Таиланд вернулся к своим довоенным границам, в последний раз измененным англо-сиамским договором 1909 года . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скупин, Раймонд (1986). «Таиланд как множественное общество: этническое взаимодействие в буддийском королевстве» . Перекресток: междисциплинарный журнал исследований Юго-Восточной Азии . 2 (3): 115–140. ISSN 0741-2037 . JSTOR 40860216 .
- ^ Jump up to: а б Пол Кратоска и Бен Бэтсон, «Национализм и модернистская реформа», в книге Николаса Тарлинга (редактор), Кембриджская история Юго-Восточной Азии, Том 2, Часть 1: Начиная с ок. С 1800 по 1930-е годы (Издательство Кембриджского университета, 1999), с. 305.
- ^ Стюарт-Фокс, Мартин (1995). «Французы в Лаосе, 1887-1945» . Современные азиатские исследования . 29 (1): 111–139. дои : 10.1017/S0026749X00012646 . ISSN 0026-749X . JSTOR 312913 . S2CID 146208659 .
- ^ Стюарт-Фокс, Мартин (1993). «О написании истории Лаоса: преемственность и преемственность» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 24 (1): 106–121. дои : 10.1017/S0022463400001521 . ISSN 0022-4634 . JSTOR 20071508 . S2CID 154046093 .
- ^ Пхолсена, Ваттхана (2004). «Изменяющаяся историография Лаоса: фокус на ранний период» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 35 (2): 235–259. дои : 10.1017/S002246340400013X . ISSN 0022-4634 . JSTOR 20072579 . S2CID 153487535 .