Панмонголизм
Панмонголизм — ирредентистская идея, выступающая за культурную и политическую солидарность монголов . [1] [2] Предлагаемая территория, называемая «Великая Монголия» ( монгольский : Даяар Монгол , Даяар Монгол ) или «Вся Монголия» ( Хамаг Монгол ), обычно включает независимое государство Монголия , [3] китайский регион Внутренняя Монголия и российский регион Бурятия . [4] автономную республику Тыва , Республику Алтай и части Синьцзяна , Забайкальского края и Иркутской области . Иногда включают также [5] По состоянию на 2006 год [update]Во всех районах Великой Монголии (или центра Монголии ), за исключением Монголии, проживает немонгольское большинство. [4]
Националистическое движение возникло в 20 веке в ответ на распад династии Цин и возможность создания независимого монгольского государства. После того, как Красная Армия помогла создать Монгольскую Народную Республику , во внешней политике Монголии приоритетом стало признание независимости, а не территориальная экспансия. 1990 года После того, как монгольская революция положила конец коммунистическому правлению в Монголии, появился ряд организаций, пропагандирующих панмонголизм, но они не имеют особой поддержки среди населения.
История
[ редактировать ]Начало 20 века
[ редактировать ]Династия Цин (1644–1912) контролировала современную Монголию, Туву , Западную Монголию и Внутреннюю Монголию . [6] Однако до того, как Китайская Народная Республика (с 1949 г. по настоящее время) значительно расширила территорию Внутренней Монголии до ее нынешней формы, Внутренняя Монголия относилась только к монгольским областям в китайских провинциях Нинся , Суйюань и Чахар . Монголы в Маньчжурии , известной тогда как Синъань, а теперь как Хулунбуир , считались этнически отличными как от племен Внутренней, так и от Внешней Монголии, и этот регион назывался «Восточной Монголией». [7] Внутренняя Монголия, которая присоединилась к Цин в 1636 году как союзники, а не как завоеванные подданные, [7] находились под прямым управлением Цин и облагались налогами, а также имели доступ к цинской аристократии. [8] Внешняя Монголия получила больше автономии, права кочевников и собственный буддийский центр. [8] [9] Колонизировав Бурятию в 17 веке, [10] и бассейне Амура в 1862 году правительство Российской империи проводило политику в поддержку «долгосрочной экспансионистской политики, направленной на то, чтобы однажды лишить Китай контроля над Монголией». [9]
На рубеже 20-го века Цин, посчитав, что русским будет труднее аннексировать территории, населенные многими ханьцами, уменьшил свои многочисленные ограничения на поселения ханьцев на территории Цин. Эта политика спровоцировала антикитайский национализм Великой Монголии среди небольшого числа монголов. [9]
В 1911 году Монголия провозгласила свою независимость и основала Богдийский каганат .
Когда династия Цин рухнула с созданием новой Китайской Республики (РПЦ) в 1911 году, большинство княжеств Внутренней Монголии объединились с Внешними монголами, а не с Монгольским Богдским каганатом . [11] Первые республиканские лидеры Китая использовали такие лозунги, как «Пять рас под одним союзом» , «демократия» и «меритократия» , пытаясь убедить всех монголов присоединиться к новой республике. Однако они так и не смогли по-настоящему скрыть свою снисходительность к приграничным народам. [12] Летом 1911 года монгольские князья уже решили провозгласить независимость и обратиться за поддержкой к России. Они собрались с российскими представителями в Улан-Баторе и убедили Россию защитить монгольскую автономию в составе Китая. Русские понимали, что эта автономия применима только во Внешней Монголии, но князья интерпретировали ее как освящение Великой Монголии Внешней Монголии, Внутренней Монголии, Восточной Монголии и Танну Урянхай (Тува). [13]
Князь Внутренней Монголии Гунгсаннорбу переписывался с автономным правительством в Улан-Баторе о возможности создания Великой Монголии. Они обнаружили, что у них были резкие разногласия по поводу такого государства из-за земледельческого образа жизни и ориентации внутренних монголов на Китай, контрастирующих с кочевым образом жизни и ориентацией внешних монголов на Россию. [6]
Монголы время от времени выступали за присоединение к монгольскому государству исторической ойратской Джунгарской монгольской территории Джунгарии на севере Синьцзяна во имя панмонголизма.
Среди оставшихся ойратов ходили легенды о том, что Амурсана не умер после того, как бежал в Россию, а был жив и вернется к своему народу, чтобы освободить его от власти маньчжурского Цин и восстановить ойратскую нацию. Ходили пророчества о возвращении Амурсаны и возрождении ойратов на Алтае. [14] [15] Ойратский калмык Джа-лама утверждал, что является внуком Амурсаны, а затем утверждал, что является реинкарнацией самого Амурсаны, проповедуя антиманьчжурскую пропаганду в западной Монголии в 1890-х годах и призывая к свержению династии Цин. [16] Джа Ламу несколько раз арестовывали и депортировали. Однако он вернулся к ойратским торгутам на Алтае (в Джунгарии) в 1910 году, а в 1912 году помог внешним монголам организовать нападение на последний цинский гарнизон в Ковде , откуда маньчжурский амбань отказывался уходить и сражался с недавно провозглашенными независимыми монголами. состояние. [17] [18] [19] [20] [21] [22] Войска маньчжуров Цин были разбиты и уничтожены монголами после падения Ховда. [23] [24]
Джа Лама сказал остаткам ойратов в Синьцзяне: «Я нищий монах из русского царского царства, но я рожден от великих монголов. Мои стада находятся на реке Волге, мой источник воды — Иртыш. Здесь много воинов-героев. у меня много богатств. Теперь я пришел встретиться с вами, нищими, остатками ойратов, в то время, когда начнется война за власть. Моя родина – Алтай, Иртыш, Хобук-сари. , Эмиль, Бортала, Или и Алатай. Это родина ойратов. По происхождению я правнук Амурсана, реинкарнация Махакалы, владеющий конем Маралбаши, тот, кого называют героем Дамбиджанцаном. пришел, чтобы перенести пастбища мои обратно на свою землю, собрать подвластных мне домочадцев и рабов, оказать благосклонность и передвигаться свободно». [25] [26]
Джа Лама построил ойратскую вотчину вокруг Ковда. [27] он и его коллеги-ойраты с Алтая хотели подражать первоначальной ойратской империи и построить еще одну великую объединенную ойратскую нацию из кочевников западного Китая и Монголии. [28] но был арестован русскими казаками и депортирован в 1914 году по требованию монгольского правительства после того, как местные монголы пожаловались на его бесчинства, а также из опасения, что он создаст ойратское сепаратистское государство и отделит их от халха-монголов. [29] Джа Лама вернулся в 1918 году в Монголию, возобновил свою деятельность и зарабатывал себе на жизнь вымогательством у проходящих караванов. [30] [31] [32] но был убит в 1922 году по приказу новых коммунистических властей Монголии под руководством Дамдина Сухэ-Батора . [33] [34] [35]
Часть бурят-монголов Забайкальский казачий атаман Григорий Семенов провозгласил в 1918 году «Великое монгольское государство» и имел планы объединить земли ойрат-монголов, части Синьцзяна, Забайкалья, Внутренней Монголии, Внешней Монголии, Танну Урянхая, Ховда, Ху-лунь-пея. -эр и Тибет в одно монгольское государство. [36]
С 1919 по 1921 год китайская армия под предводительством Сюй Шучжэна оккупировала Внешнюю Монголию . [37] Этот период закончился, когда белый русский генерал барон Роман фон Унгерн-Штернберг защитил независимость Монголии, депортировав китайскую оккупационную армию из Внешней Монголии. [38] Доля хань в промышленной рабочей силе упала с 63 процентов до 10 процентов в 1932 году. [39]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Советского Союза Революция Внешней Монголии под руководством 1921 года зафиксировала нынешние границы независимой Монголии, включив в них только Внешнюю Монголию. [12] из-за потребности Советов в буферном государстве, а не в неопределённой границе . [7] Бурят-монгол Агван Доржиев пытался выступать за присоединение к Внешнему Монгольскому государству таких ойрат-монгольских территорий, как Тарбагатай, Или и Алтай. [40] Из-за опасений, что Китай может быть спровоцирован, Советский Союз отверг предложение о присоединении Ойратской Джунгарии к новому государству Внешней Монголии. [41] Неудовлетворенные лидеры Внешней Монголии часто поощряли и поддерживали линчевателей , которые пытались провести этническую чистку ханьских китайцев из Внутренней и Восточной Монголии; [12] [ нужна проверка ] многие неудавшиеся лидеры повстанцев бежали во Внешнюю Монголию. [7] После японского вторжения в Китай в 1937 году японцы установили марионеточное правительство Мэнцзян во Внутренней Монголии и Маньчжоу-Го , включая Восточную Монголию. Императорская японская политика заигрывала с панмонголизмом как оружием против китайцев. [3] но он сохранил традиционные китайские политические разногласия среди монголов, поскольку его основным направлением было продвижение японского, а не монгольского языка и культуры. [42] Во время японской оккупации советско-японские пограничные конфликты натолкнули монголов по обе стороны китайско-монгольской границы друг на друга и, по словам одного ученого, «завершили окончательное разделение Монголии и Внутренней Монголии». [43] : 14 Тем не менее, военная пропаганда Советского Союза и Внешней Монголии поощряла Внутреннюю и Восточную Монголию сражаться против японцев за создание Великой Монголии. [7] Князь Демчугдонгруб , действовавший из Восточной Монголии, был сторонником панмонголизма и японским коллаборационистом . [44] [45]
В 1943 году Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании предсказало, что Советский Союз будет продвигать идею Великой Монголии, чтобы отделить Внутреннюю Монголию и Восточную Монголию Китая от китайского влияния. [46] Год спустя тогдашняя советская республика-сателлит Тувинская Народная Республика была присоединена к Российской СФСР . Во время советского вторжения в Маньчжурию в августе 1945 года войска Внешней Монголии оккупировали как Внутреннюю, так и Восточную Монголию, а лидеры японских коллаборационистов, такие как Де Ван, были похищены во Внешнюю Монголию для привития панмонголистских идеалов. Почувствовав неминуемую угрозу территориальной целостности Китая, Чан Кайши подписал соглашение с Советским Союзом во время монгольской оккупации, которое давало Китаю признание независимости Внешней Монголии. В обмен на достижение этой давней цели советской внешней политики в соглашении говорилось, что независимость Монголии будет эффективной только «внутри существующих границ [Внешней Монголии]». Впоследствии войска Внешней Монголии были выведены из Китая. [42] В 1947 году Чан возобновил свои претензии на Внешнюю Монголию в ответ на предполагаемые монгольские вторжения в китайский Синьцзян во время инцидента в Пей-та-шане . [39]
1949–90
[ редактировать ]Коммунистическая революция в Китае привела к признанию Китайской Народной Республикой независимости Монголии и обещала новую эру коммунистического братства между правительствами Китая, Монголии и Советского Союза. [39] В том же году советский дипломат Анастас Микоян посетил штаб-квартиру коммунистов Китая в Сибайпо, чтобы обсудить новый советско-китайский договор. Китайский лидер Мао Цзэдун поинтересовался возможностью перехода Великой Монголии под контроль Китая; Советский премьер Иосиф Сталин ответил через Микояна, что, поскольку Внешняя Монголия никогда добровольно не откажется от своей независимости, единственный способ создания Великой Монголии — это потеря территории Китая. Впоследствии Мао оставил всякую надежду на создание Великой Монголии под руководством Китая. [47] Китай и Советский Союз применяли разную этническую политику по отношению к своим монгольским меньшинствам. В то время как Россия поощряла местную идентичность - бурятскую вместо бурят-монгольской и калмыцкую вместо калмыцко-монгольской, Китай поощрял своих монголов преуменьшать значение своей племенной и местной идентичности и идентифицировать себя просто как «монголы». [43] : 182 Коммунистическое правительство Монголии продвигало идею о том, что все монголы должны быть ассимилированы с подгруппой Халха, отвергая идею инклюзивного государства Великой Монголии как нелояльную по отношению к Монголии. [43] : 136
1 октября 1955 года Китай провозгласил весь Синьцзян , включая бывшую ойратско-монгольскую территорию Джунгарии в Джунгарии, «Синьцзян-Уйгурским автономным районом». В начале 1950-х годов монгольский лидер Юмджаагийн Цеденбал однажды посетил Китай, чтобы попросить помощи в виде грантов и рабочей силы. [39] Китай и Советский Союз также сотрудничали в проведении панмонгольских фестивалей между Внутренней Монголией и Монгольской Народной Республикой . Однако Коммунистическая партия Советского Союза запретила празднование Чингисхана из-за негативного отношения русских к монгольским завоеваниям . [48] [49] Советско -китайский раскол 1960 года заставил Монголию присоединиться к державе, которую они считали менее угрожающей, то есть к СССР, и публиковать провокационные панмонгольские статьи в монгольской государственной прессе. В 1980-е годы китайско-монгольские отношения улучшились благодаря обмену монгольскими борцовскими командами и обещанию Михаила Горбачева вывести советские войска из Монголии. [39]
1990 – настоящее время
[ редактировать ]После того, как монгольская революция 1990 года привела к созданию «действительно независимой» Монголии, независимой от советского влияния, и Китай, и Россия выразили обеспокоенность тем, что панмонгольский национализм, процветавший в Монголии, может проникнуть на их приграничные территории. [5] Всплеск панмонгольских настроений привел к серии конференций «Объедините три Монголии» в Улан-Баторе , а также к созданию финансируемых правительством организаций по «международному монгольскому культурному развитию». [50] В 1992 году министерство иностранных дел Монголии опубликовало обширный список территорий, которые, как оно утверждало, «уступили» различным областям Китая и России в ходе демаркации границ в 1915, 1932, 1940, 1957, 1962 и 1975 годах. [3] В то же время в Монголии возникли три основных критических замечания в адрес панмонголизма. Первый подчеркивал монгольский национализм, утверждая, что Монголии необходимо интегрировать существующие немонгольские меньшинства, такие как казахи , а не расширяться за пределы своих границ. Второй выражал веру в превосходство халха - монголов как наиболее чистых в расовом отношении монголов («халхацентризм»), глядя свысока на бурятов и внутренних монголов как на русских и китайских «полукровок» соответственно. [43] : 137 Третья критика отмечала, что политическая власть тех, кто находится в нынешних границах Монголии, будет разбавлена в Великой Монголии. [51] Халхацентричные националисты дискриминируют ойратов и бурятов из России и внутренних монголов из Китая, рассматривая их как агентов России и Китая соответственно. [52] [53] [54] [55]
В 1994 году Китай и Монголия подписали договор, в котором обе стороны пообещали уважать территориальную целостность друг друга . [39] В том же году во Внутренней Монголии отделение Коммунистической партии Китая открыто отвергло и осудило идею Великой Монголии, сославшись на угрозу единству Китая и вероятное доминирование Монголии в таком союзе. [3] Из-за существования независимого монгольского государства внутренние монголы, как правило, не стремились к созданию собственного независимого государства, и некоторые сепаратистские настроения во Внутренней Монголии стремятся к союзу с независимой Монголией. [43] : 3 Чувства не взаимны, так как в монгольских школах не преподают историю и географию Китая, а знания внутренних монголов в Монголии низкие. [43] : 183 Как и правительство Внутренней Монголии, высокопоставленные бурятские чиновники отреагировали на идею Великой Монголии, отвергнув вообще то, что буряты являются монголами. [43] : 178 После нормализации китайско-монгольских отношений в 1994 году правительство Монголии не поддерживает Великий монгольский национализм, но терпит организации в Монголии, которые поддерживают, такие как монгольская газета « Ил Товчуу» . [56] Различные небольшие организации в Монголии выступают за Великую Монголию. [39]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Каплонски, Кристофер (2004). Правда, история и политика в Монголии . Психология Пресс. п. 15.
- ^ Блэк, Кирилл; Дюпри, Луи; Эндикотт-Уэст, Элизабет; Наби, Иден (1991). Модернизация Внутренней Азии . Я Шарп. п. 193.
- ^ Jump up to: а б с д Ходдер, Дик; Ллойд, Сара; Маклахлан, Кейт (1998). Не имеющие выхода к морю государства Африки и Азии . Том. 2. Тейлор и Фрэнсис. п. 150.
- ^ Jump up to: а б Штайнер-Хамси, Гита; Столпе, Инес (2006). Образовательный импорт: местные встречи с глобальными силами в Монголии . Макмиллан. п. 12 .
- ^ Jump up to: а б Гартофф, Раймонд (1994). Великий переход: американо-советские отношения в конце холодной войны . Издательство Брукингского института . п. 670.
- ^ Jump up to: а б Адле, Чахриар; Палат, Мадхаван; Табышалиева, Анара (2005). К современному периоду: с середины девятнадцатого до конца двадцатого века . Том. 6. ЮНЕСКО. п. 361.
- ^ Jump up to: а б с д и Розингер, Лоуренс (1971). Состояние Азии: современный обзор . Айер Паблишинг. С. 103–105, 108.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Алексей; Рибер, Альфред (2004). Имперское правление . Издательство Центральноевропейского университета. п. 197 .
- ^ Jump up to: а б с Коткин, Стивен; Эллеман, Брюс (2000). «Китайско-российское соперничество за Внешнюю Монголию». Монголия в ХХ веке . Я Шарп. стр. 28, 30.
- ^ Хаджинс, Шэрон (2004). Другая сторона России: кусочек жизни Сибири и Дальнего Востока России . Издательство Техасского университета A&M. п. 126.
- ^ Татибана, М. Внутренняя Монголия в монгольской истории XX века: о количестве хошуунов, признавших монгольское подчинение. В: Монголын Тусгаар Тогтнол ба Монголчууд. Улан-Батор, 2012, с. 271 (на монгольском языке)
- ^ Jump up to: а б с Эшерик, Джозеф; Каялы, Хасан; Ван Янг, Эрик (2006). Империя нации: исторические перспективы создания современного мира . Роуман и Литтлфилд. стр. 246, 249–251.
- ^ Пейн, СКМ (1996). Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница . Я Шарп. п. 301.
- ^ Знаменский 2011 , стр. 27, 28, 29.
- ^ Боннский университет. Восточноазиатский семинар 1982 года . п. 164.
- ^ Латтимор и Начукдорджи 1955 , с. 57.
- ^ Кронер 2009 , с. 11.
- ^ Кронер 2010 , с. 11.
- ^ Пегг 2001 , с. 268.
- ^ ред. Синор 1990 , с. 5.
- ^ Баабар 1999 , с. 139.
- ^ Баабар, Бат-Германия Баабар 1999 , стр. 139 .
- ^ Общество Монголии 1970 , с. 17.
- ^ Общество Монголии 1970 , с. 17.
- ^ Пердью 2009 , с. 493.
- ^ Палмер 2011 , с. 59.
- ^ Дюпри и Наби 1994 , с. 55.
- ^ Знаменский 2011 , с. 40.
- ^ Знаменский 2011 , с. 41.
- ^ Andreyev 2003 , p. 139.
- ^ Andreyev 2014 , p. 285,
- ^ Знаменский 2011 , с. 138.
- ^ Знаменский 2011 , с. 141.
- ^ Сандерс 2010 , с. 188.
- ^ Morozova 2009 , p. 39.
- ^ Пейн 1996 , стр. 316-7.
- ^ Палмер, Джеймс (2011). Кровавый Белый Барон . Основные книги. п. 123.
- ^ Кузьмин, С. Л. Барон Унгерный Туух: Унениг Дахин Сергеесен Туршильт [История барона Унгерна: опыт реконструкции]. Улан-Батор: Монгол Улсын Шуа-иин Туухиин Хурэлен – Оху-ин Шуа-иин Дорно Дахин Судлалын Хурэлен, 2013, стр.208-459 (на монгольском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Россаби, Моррис (2005). «Китайско-монгольские отношения». Современная Монголия: от ханов к комиссарам и капиталистам . Издательство Калифорнийского университета. стр. 226–228 , 232, 242. ISBN. 9781417585045 .
- ^ Andreyev 2014 , p. 274.
- ^ Andreyev 2014 , p. 275.
- ^ Jump up to: а б Хейссиг, Вальтер (1966). Затерянная цивилизация: монголы вновь открыты . Основные книги. стр. 186, 193 202–203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Булаг, Урадын (1998). Национализм и гибридность в Монголии . Кларендон Пресс.
- ^ Ван 97
- ^ Демчугдонгруб «раньше олицетворял вдохновение монгольского народа к независимости и освобождению». Цитируется в Лю 132.
- ^ Лю, Сяоюань (2010). Пересмотрите все под небом: революция, война, дипломатия и пограничный Китай в 20 веке . Международная издательская группа «Континуум». п. 175.
- ^ Хайнциг, Дитер (2004). Советский Союз и коммунистический Китай, 1945-1950 гг . Я Шарп. п. 146.
- ^ Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: российская североазиатская колония 1581-1990 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 356–358.
- ^ Онг, Рассел (2002). Интересы безопасности Китая в эпоху после холодной войны . Психология Пресс. п. 38.
- ^ Сандерс, Алан (2010). Исторический словарь Монголии . Пугало Пресс. стр. 153–155.
- ^ Динер, Александр. «Монголы, казахи и монгольская территориальная идентичность: конкурирующие траектории национализации». Обзор исследований Центральной Евразии . 4 (1): 19–24.
- ^ Булаг, Урадын Эрден (1998). Национализм и гибридность в Монголии (иллюстрированное ред.). Кларендон Пресс. п. 139. ИСБН 0198233574 . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ Булаг, Урадын Эрден (1998). Национализм и гибридность в Монголии (иллюстрированное ред.). Кларендон Пресс. п. 93. ИСБН 0198233574 . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ Каплонски, Кристофер (2004). Правда, история и политика в Монголии: Память о героях . Рутледж. п. 41. ИСБН 1134396732 . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ Рид, Анна (2009). Шаманская шуба: Родная история Сибири (переиздание). Издательство Блумсбери США. п. 70. ИСБН 978-0802719171 . Проверено 1 февраля 2014 г.
- ^ Шэн, Лицзюнь (2011). Дилемма Китая: Тайваньский вопрос . ИБ Таурис. п. 45.
Источники
[ редактировать ]- Андреев, Александр (2003). Советская Россия и Тибет: Дебаркль тайной дипломатии, 1918-1930-е годы . Том. 4 Библиотеки тибетских исследований Брилла, т. 4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. ISBN 9004129529 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Андреев, Александр (2014). Миф о возрожденных мастерах: Оккультные жизни Николая и Елены Рерих . БРИЛЛ. ISBN 978-9004270435 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Баабар (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). Монголия двадцатого века, Том 1 (иллюстрированное издание). Пресса Белой Лошади. ISBN 1874267405 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Бабар, Бат-Эрденийн Бабар (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). История Монголии (иллюстрировано, переиздание под ред.). Паб Монсудар. ISBN 9992900385 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Кронер, Дон (2009). «Ложный лама - Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF) . dambijantsan.doncroner.com . Улан-Батор: Дон Кроун . Проверено 29 августа 2014 г.
- Кронер, Дон (2010). «Джа Лама - Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF) . dambijantsan.doncroner.com . Улан-Батор: Дон Кроун . Проверено 29 августа 2014 г.
- Даннелл, Рут В.; Эллиотт, Марк С.; Форе, Филипп; Миллуорд, Джеймс А. (2004). Новая имперская история Цин: создание империи Внутренней Азии в Цин Чэндэ . Рутледж. ISBN 1134362226 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Дюпри, Луи; Наби, Иден (1994). Блэк, Сирил Э. (ред.). Модернизация Внутренней Азии . Автор Элизабет Эндикотт-Уэст (переиздание). Я Шарп. ISBN 0873327799 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Латтимор, Оуэн; Начукдорджи, Ш (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Миллуорд, Джеймс А. (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг. (Иллюстрированное издание). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804729336 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Морозова, Ирина Юрьевна (2009). Социалистические революции в Азии: социальная история Монголии в ХХ веке . Рутледж. ISBN 978-1135784379 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Пейн, СКМ (1996). Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница (иллюстрированное издание). Я Шарп. ISBN 1563247240 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Палмер, Джеймс (2011). Кровавый Белый Барон: Необыкновенная история русского дворянина, ставшего последним ханом Монголии (переиздание). Основные книги. ISBN 978-0465022076 . Проверено 22 апреля 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: исполнение разнообразных идентичностей, Том 1 (иллюстрированное издание). Вашингтонский университет Press. ISBN 0295980303 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Сандерс, Алан Дж. К. (2010). Исторический словарь Монголии . Том. 74 исторических словарей Азии, Океании и Ближнего Востока (3, иллюстрированное изд.). Пугало Пресс. ISBN 978-0810874527 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Синор, Денис, изд. (1990). Аспекты алтайской цивилизации III: материалы тридцатого заседания Постоянной международной алтаистической конференции, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 19-25 июня 1987 г. Том. 3 Аспекты алтайской цивилизации / под ред. Денис Синор. Том 145 серии Уральских и Алтайских языков Университета Индианы, Университет Индианы в Блумингтоне. Соавтор Университет Индианы, Блумингтон. Научно-исследовательский институт исследований внутренней Азии. Психология Пресс. ISBN 0700703802 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Боннский университет. Восточноазиатский семинар (1982 г.). Азиатские исследования, тома 73-75 . О. Харрасовиц. ISBN 344702237X . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. ISBN 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Бюллетень Общества Монголии: Публикация Общества Монголии, Том 9 . Участник Монгольского общества. Общество. 1970 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Общество Монголии (1970). Бюллетень Общества Монголии, тома 9–12 . Общество Монголии . Проверено 24 апреля 2014 г.