Территориальная целостность
Территориальная целостность — это принцип международного права , согласно которому суверенные государства имеют право защищать свои границы и всю территорию на них от другого государства. Оно закреплено в статье 2(4) Устава ООН и признано обычным международным правом. [1] Согласно этому принципу, насильственное изменение границы является актом агрессии .
В годы после мировой войны существовало противоречие между этим принципом и концепцией гуманитарной интервенции согласно статье 73.b Устава Организации Объединенных Наций «для развития самоуправления, должного учета политических чаяний народов, и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии с конкретными обстоятельствами каждой территории и ее народов и различными стадиями их развития». [2]
Одними из самых надежных гарантий территориальной целостности являются верховенство закона, такое как Устав Организации Объединенных Наций и ядерное сдерживание . [3]
История
[ редактировать ]До современной эпохи не существовало четко определенной системы международных границ. [4] Скорее, власть над территориальными пространствами была нелинейной, часто дублирующейся и меняющейся. [5] [6] По словам Марка Захера, «точно обрисованные национальные границы стали ясно видны только в восемнадцатом веке». [7] Гунтрам Херб датирует появление четко определенных политических территорий 15 веком. [8]
1648 Обычно считается, что Вестфальский мир года установил территориальную целостность как краеугольный камень суверенитета , воплощенный в концепции Вестфальского суверенитета , но даже это не обязательно отражало какое-либо абсолютное право на определенную территорию. [9] Даже после Вестфалии территориальный обмен оставался обычным явлением между государствами. В свою очередь, эти государства были культурно разнообразными и политически дезорганизованными, а люди не идентифицировались коллективно государственными границами. [10]
Появление национализма и самоопределения в XVIII и XIX веках начало менять восприятие людьми государств, в которых они проживали. Национализм продвигал веру в то, что территория принадлежит нации и что территориальную целостность нации следует уважать. [11] Гунтрам Херб утверждает, что национальная идентичность «зависит от территории, потому что только территория предоставляет осязаемые доказательства существования нации и ее исторических корней, а нации нужна четко разграниченная национальная территория, чтобы требовать своего собственного государства». [12] Джон Этерингтон соглашается, заявляя: «В основе всех националистических притязаний на территорию лежит положение о том, что нация и территория в конечном итоге принадлежат друг другу до такой степени, что характерные черты каждой из них невозможно понять без ссылки на другую». [13] Он отмечает, что, поскольку все националистические движения обязательно предъявляют территориальные претензии в мире, отмеченном конкурирующими притязаниями на территории, это становится существенной частью их самооправдания. [14]
После Первой мировой войны создание Лиги Наций открыло новую эру международного сотрудничества. Лиги Пакт кодифицировал территориальную целостность как ключевой принцип международного права. [15] Однако политические условия для сохранения территориального статус-кво после войны не всегда сохранялись, и различные послевоенные урегулирования включали обмен территориями независимо от местного населения. [16]
С образованием Организации Объединенных Наций (ООН), а позднее и таких организаций, как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ), территориальная целостность стала прочно утвердившейся частью международных резолюций. Устав ООН 1945 года подтвердил обязательство государств не применять силу для изменения государственных границ. [17] Трудности правоприменения в 21 веке [18] привели к спорам о возможном возрождении права завоевания в качестве международного права . [19]
В меняющемся мире
[ редактировать ]Недавнее (после Второй мировой войны) строгое применение принципа территориальной целостности породило ряд проблем и, если столкнуться с реальностью «на местах», может рассматриваться как слишком искусственная конструкция. [20]

На Всемирном саммите 2005 года страны мира договорились о «Обязанности защищать», предоставляя право на гуманитарное вмешательство. Утверждалось, что это могло бы обеспечить гибкое применение концепций суверенитета и территориальной целостности, облегчая строгое соблюдение и принимая во внимание фактический статус территории и другие факторы, присутствующие в каждом конкретном случае. [21] , Резолюция 1674 Совета Безопасности ООН принятая Советом Безопасности ООН 28 апреля 2006 г., «Подтверждает[ред] положения пунктов 138 и 139 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. , касающиеся ответственности за защиту населения от геноцида, войны преступления, этнические чистки и преступления против человечности». [22]
Однако эта ответственность по защите относится только к способности внешних держав игнорировать суверенитет и не предполагает явного изменения границ.
В консультативном заключении Международного Суда по поводу декларации независимости Косово утверждается, что территориальная целостность не нарушается с точки зрения международного права самими декларациями независимости.
Рассказывая о трансграничных институтах, созданных в Северной Ирландии после Соглашения Страстной пятницы , Кэтал МакКолл отмечает, что эти конфигурации представляют собой «функциональную транстерриториальную модель управления Северной Ирландией, основанную на принципах взаимозависимости, включения и согласия», в отличие от предыдущей модели. «эксклюзивистские территориальные политические столпы современного ирландского национализма и ольстерского юнионизма». [23] То есть эксклюзивистские предположения о территориальной целостности, воплощенные в ирландском национализме и ольстерском юнионизме, были размыты в результате реализации Соглашения о трансграничном принятии решений.
См. также
[ редактировать ]- Отколовшиеся государства
- Преступление агрессии
- Сецессия
- Самоопределение
- 1974 г. турецкое вторжение на Кипр.
- Русско-украинская война
- Турецкая оккупация северной Сирии
- Оккупированные Израилем территории
- Фолклендская война
- Используйте свой собственный
- Права коренных народов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кортен, Оливье (2011). «Территориальная целостность в узком понимании: подтверждение классической межгосударственной парадигмы международного права». Лейденский журнал международного права . 87:88 – через Hein Online.
- ^ «Глава XI Устава ООН» .
- ^ Мазарр, Майкл Дж. «Виртуальная территориальная целостность: следующая международная норма». Выживание август-сентябрь 2020: Кризис и ответ. Рутледж, 2023. 101–118.
- ^ Захер, Марк В. (2001). «Норма территориальной целостности: международные границы и применение силы» (PDF) . Международная организация . 55 (2): 215–250. дои : 10.1162/00208180151140568 . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Геттлих, Керри (2019). «Появление линейных границ в мировой политике» . Европейский журнал международных отношений . 25 (1): 203–228. дои : 10.1177/1354066118760991 .
- ^ Захер, стр.216
- ^ Захер, стр.216
- ^ Херб, Гунтрам Х. (1999). Каплан, Дэвид Х.; Херб, Г. Хенрик (ред.). Вложенные идентичности: национализм, территория и масштаб . Соединенное Королевство: Издательство Rowman & Littlefield. п. 10. ISBN 9780847684670 .
- ^ Захер, стр.216
- ^ Захер, стр.217
- ^ Захер, стр.217
- ^ Херб, стр.9
- ^ Этерингтон, Джон (2007). «Национализм, изоляция и насилие: территориальный подход» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 7 (3): 24–44. дои : 10.1111/j.1754-9469.2007.tb00160.x . Проверено 20 февраля 2024 г. стр.25
- ^ Этерингтон, Джон (2007). «Национализм, изоляция и насилие: территориальный подход» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 7 (3): 24–44. дои : 10.1111/j.1754-9469.2007.tb00160.x . Проверено 20 февраля 2024 г. стр.25
- ^ Захер, стр.219
- ^ Захер", стр.220
- ^ Захер, стр.221
- ^ Джерия, Мишель Бачелет (2016). «Вызовы международному праву в XXI веке» . Материалы ежегодного собрания ASIL . 110 : 3–11. дои : 10.1017/S0272503700102435 . ISSN 0272-5037 .
- ^ Маллиган, Майкл (2020). «Возрождение завоеваний: международное право и законное применение силы» . Обзор права Ливерпуля . 41 (3): 293–313. дои : 10.1007/s10991-020-09250-3 .
- ^ Стюарт Элден (Университет Дарема) Формирование границ (Часть 1): Критические взгляды на национальные границы. Архивировано 23 августа 2006 г. в документе Wayback Machine , представленном 4 июня 2005 г. Ассоциации американских географов. Архивировано в 2007 г. - 06–02 на ежегодном собрании Wayback Machine 2005.
- ↑ Аннан призывает поддержать «Обязанность защищать». Архивировано 10 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Резолюция 1674 (2006). Архивировано 23 февраля 2009 г. на Wayback Machine Информационной системы Организации Объединенных Наций по вопросу о Палестине. веб-сайте
- ^ МакКолл, Катал (2001). «Производство пространства и изменение идентичности в Северной Ирландии» . Региональные и федеральные исследования . 11 (2): 1–24. дои : 10.1080/714004696 . Проверено 25 февраля 2024 г. , стр.2-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Себастьян Анстис и Марк Захер (июнь 2010 г.). «Нормативные основы глобального территориального порядка». Дипломатия и государственное управление 21 : 306–323.
- Марк Захер (2001). «Норма территориальной целостности». Международная организация 55 : 215–250.