Jump to content

Территориальная целостность

Территориальная целостность — это принцип международного права , согласно которому суверенные государства имеют право защищать свои границы и всю территорию на них от другого государства. Оно закреплено в статье 2(4) Устава ООН и признано обычным международным правом. [1] Согласно этому принципу, насильственное изменение границы является актом агрессии .

В годы после мировой войны существовало противоречие между этим принципом и концепцией гуманитарной интервенции согласно статье 73.b Устава Организации Объединенных Наций «для развития самоуправления, должного учета политических чаяний народов, и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии с конкретными обстоятельствами каждой территории и ее народов и различными стадиями их развития». [2]

Одними из самых надежных гарантий территориальной целостности являются верховенство закона, такое как Устав Организации Объединенных Наций и ядерное сдерживание . [3]

До современной эпохи не существовало четко определенной системы международных границ. [4] Скорее, власть над территориальными пространствами была нелинейной, часто дублирующейся и меняющейся. [5] [6] По словам Марка Захера, «точно обрисованные национальные границы стали ясно видны только в восемнадцатом веке». [7] Гунтрам Херб датирует появление четко определенных политических территорий 15 веком. [8]

1648 Обычно считается, что Вестфальский мир года установил территориальную целостность как краеугольный камень суверенитета , воплощенный в концепции Вестфальского суверенитета , но даже это не обязательно отражало какое-либо абсолютное право на определенную территорию. [9] Даже после Вестфалии территориальный обмен оставался обычным явлением между государствами. В свою очередь, эти государства были культурно разнообразными и политически дезорганизованными, а люди не идентифицировались коллективно государственными границами. [10]

Появление национализма и самоопределения в XVIII и XIX веках начало менять восприятие людьми государств, в которых они проживали. Национализм продвигал веру в то, что территория принадлежит нации и что территориальную целостность нации следует уважать. [11] Гунтрам Херб утверждает, что национальная идентичность «зависит от территории, потому что только территория предоставляет осязаемые доказательства существования нации и ее исторических корней, а нации нужна четко разграниченная национальная территория, чтобы требовать своего собственного государства». [12] Джон Этерингтон соглашается, заявляя: «В основе всех националистических притязаний на территорию лежит положение о том, что нация и территория в конечном итоге принадлежат друг другу до такой степени, что характерные черты каждой из них невозможно понять без ссылки на другую». [13] Он отмечает, что, поскольку все националистические движения обязательно предъявляют территориальные претензии в мире, отмеченном конкурирующими притязаниями на территории, это становится существенной частью их самооправдания. [14]

После Первой мировой войны создание Лиги Наций открыло новую эру международного сотрудничества. Лиги Пакт кодифицировал территориальную целостность как ключевой принцип международного права. [15] Однако политические условия для сохранения территориального статус-кво после войны не всегда сохранялись, и различные послевоенные урегулирования включали обмен территориями независимо от местного населения. [16]

С образованием Организации Объединенных Наций (ООН), а позднее и таких организаций, как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ), территориальная целостность стала прочно утвердившейся частью международных резолюций. Устав ООН 1945 года подтвердил обязательство государств не применять силу для изменения государственных границ. [17] Трудности правоприменения в 21 веке [18] привели к спорам о возможном возрождении права завоевания в качестве международного права . [19]

В меняющемся мире

[ редактировать ]

Недавнее (после Второй мировой войны) строгое применение принципа территориальной целостности породило ряд проблем и, если столкнуться с реальностью «на местах», может рассматриваться как слишком искусственная конструкция. [20]

Военная ситуация в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе в 2008-2020 гг.

На Всемирном саммите 2005 года страны мира договорились о «Обязанности защищать», предоставляя право на гуманитарное вмешательство. Утверждалось, что это могло бы обеспечить гибкое применение концепций суверенитета и территориальной целостности, облегчая строгое соблюдение и принимая во внимание фактический статус территории и другие факторы, присутствующие в каждом конкретном случае. [21] , Резолюция 1674 Совета Безопасности ООН принятая Советом Безопасности ООН 28 апреля 2006 г., «Подтверждает[ред] положения пунктов 138 и 139 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. , касающиеся ответственности за защиту населения от геноцида, войны преступления, этнические чистки и преступления против человечности». [22]

Однако эта ответственность по защите относится только к способности внешних держав игнорировать суверенитет и не предполагает явного изменения границ.

В консультативном заключении Международного Суда по поводу декларации независимости Косово утверждается, что территориальная целостность не нарушается с точки зрения международного права самими декларациями независимости.

Рассказывая о трансграничных институтах, созданных в Северной Ирландии после Соглашения Страстной пятницы , Кэтал МакКолл отмечает, что эти конфигурации представляют собой «функциональную транстерриториальную модель управления Северной Ирландией, основанную на принципах взаимозависимости, включения и согласия», в отличие от предыдущей модели. «эксклюзивистские территориальные политические столпы современного ирландского национализма и ольстерского юнионизма». [23] То есть эксклюзивистские предположения о территориальной целостности, воплощенные в ирландском национализме и ольстерском юнионизме, были размыты в результате реализации Соглашения о трансграничном принятии решений.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кортен, Оливье (2011). «Территориальная целостность в узком понимании: подтверждение классической межгосударственной парадигмы международного права». Лейденский журнал международного права . 87:88 – через Hein Online.
  2. ^ «Глава XI Устава ООН» .
  3. ^ Мазарр, Майкл Дж. «Виртуальная территориальная целостность: следующая международная норма». Выживание август-сентябрь 2020: Кризис и ответ. Рутледж, 2023. 101–118.
  4. ^ Захер, Марк В. (2001). «Норма территориальной целостности: международные границы и применение силы» (PDF) . Международная организация . 55 (2): 215–250. дои : 10.1162/00208180151140568 . Проверено 28 декабря 2023 г.
  5. ^ Геттлих, Керри (2019). «Появление линейных границ в мировой политике» . Европейский журнал международных отношений . 25 (1): 203–228. дои : 10.1177/1354066118760991 .
  6. ^ Захер, стр.216
  7. ^ Захер, стр.216
  8. ^ Херб, Гунтрам Х. (1999). Каплан, Дэвид Х.; Херб, Г. Хенрик (ред.). Вложенные идентичности: национализм, территория и масштаб . Соединенное Королевство: Издательство Rowman & Littlefield. п. 10. ISBN  9780847684670 .
  9. ^ Захер, стр.216
  10. ^ Захер, стр.217
  11. ^ Захер, стр.217
  12. ^ Херб, стр.9
  13. ^ Этерингтон, Джон (2007). «Национализм, изоляция и насилие: территориальный подход» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 7 (3): 24–44. дои : 10.1111/j.1754-9469.2007.tb00160.x . Проверено 20 февраля 2024 г. стр.25
  14. ^ Этерингтон, Джон (2007). «Национализм, изоляция и насилие: территориальный подход» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 7 (3): 24–44. дои : 10.1111/j.1754-9469.2007.tb00160.x . Проверено 20 февраля 2024 г. стр.25
  15. ^ Захер, стр.219
  16. ^ Захер", стр.220
  17. ^ Захер, стр.221
  18. ^ Джерия, Мишель Бачелет (2016). «Вызовы международному праву в XXI веке» . Материалы ежегодного собрания ASIL . 110 : 3–11. дои : 10.1017/S0272503700102435 . ISSN   0272-5037 .
  19. ^ Маллиган, Майкл (2020). «Возрождение завоеваний: международное право и законное применение силы» . Обзор права Ливерпуля . 41 (3): 293–313. дои : 10.1007/s10991-020-09250-3 .
  20. ^ Стюарт Элден (Университет Дарема) Формирование границ (Часть 1): Критические взгляды на национальные границы. Архивировано 23 августа 2006 г. в документе Wayback Machine , представленном 4 июня 2005 г. Ассоциации американских географов. Архивировано в 2007 г. - 06–02 на ежегодном собрании Wayback Machine 2005.
  21. Аннан призывает поддержать «Обязанность защищать». Архивировано 10 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
  22. ^ Резолюция 1674 (2006). Архивировано 23 февраля 2009 г. на Wayback Machine Информационной системы Организации Объединенных Наций по вопросу о Палестине. веб-сайте
  23. ^ МакКолл, Катал (2001). «Производство пространства и изменение идентичности в Северной Ирландии» . Региональные и федеральные исследования . 11 (2): 1–24. дои : 10.1080/714004696 . Проверено 25 февраля 2024 г. , стр.2-3

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Себастьян Анстис и Марк Захер (июнь 2010 г.). «Нормативные основы глобального территориального порядка». Дипломатия и государственное управление 21 : 306–323.
  • Марк Захер (2001). «Норма территориальной целостности». Международная организация 55 : 215–250.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb3da4e6eb34328f274d947efa965991__1719915360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/91/eb3da4e6eb34328f274d947efa965991.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Territorial integrity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)