Эфиопский национализм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эфиопский национализм , также называемый эфиопизмом или эфиопством ( амхарский : ኢትዮጵያዊነት , Ityop̣p̣yawinnät ), по мнению его сторонников, утверждает, что эфиопы являются единой нацией , и способствует социальному равенству всех составляющих этнических групп. [ сломанный якорь ] . Эфиопский народ в целом, независимо от этнической принадлежности, представляет собой суверенитет как единое государство . Эфиопский национализм является разновидностью гражданского национализма , поскольку он многонационален по своей природе и способствует мультикультурализму . [1] [2] [3] [4]
Противники эфиопского национализма, с другой стороны, утверждают, что на протяжении более века он был средством, с помощью которого предположительно правящая элита Амхары проводила политику ассимиляции и консолидировала власть. [5] [1] [2] [3] [4]
Существуют разные точки зрения на определение и историю эфиопского национализма. [3] [4]
Перспективы
[ редактировать ]Сторонники
[ редактировать ]Точка зрения, которую придерживаются эфиопские националисты, заключается в том, что эфиопский гражданский национализм контрастирует и противостоит этнонационалистическому превосходству, подпитываемому этнической федералистской политикой, введенной EPRDF , в которой эфиопские националисты заявляют, что региональные подразделения государства были сегрегированы по этническому признаку. разделом внутреннему и распадом традиционно многоэтнических регионов, что приводит к перемещению людей в результате внутренних перемещений населения . [9] [2] [10] [3] [4] Тем не менее, существует противодействие многоэтническому эфиопскому гражданскому национализму со стороны этнических националистических и сепаратистских групп, о чем свидетельствует всплеск этнической напряженности между различными эфиопскими этническими группами и политическими партиями, особенно среди самых густонаселенных этнических групп в стране, таких как амхара. народы оромо , большинство из , сомалийцы и тиграи которых имеют в своих рядах сепаратистские движения, [11] и конфликт между Эфиопией и различными этническими группами, составляющими население Эритреи , с эритрейскими провинциальными сепаратистами, борющимися за независимость Эритреи, а затем и достигшими ее (которые уже сформировали свой собственный региональный эритрейский национализм и национальную идентичность эритрейцев , которая имеет большое сходство с этим эфиопского гражданского национализма из-за его многоэтнического характера). По последствиям Шевана Нефтенья [12] [13] [14] [15] В этот период в результате расселения феодалов из Шевы в южных регионах другие этнические группы ассимилировались с культурой королевского двора , приняв амхарский язык, православие и другие аристократические культурные черты. , находящаяся под влиянием культуры Амхара, Культура королевского двора доминировала на протяжении всех эпох военного и монархического правления. [16] И крестьянская культура Амхара, и Эфиопской империи культура королевского двора оказали сильное влияние друг на друга; Эта Эфиопии культура королевского двора (которая повлияла и находилась под влиянием культуры Амхара), но отделена от традиционной крестьянской культуры Амхара, доминировавшей на протяжении всех эпох монархического и военного правления. Разница между средним народом амхара (в основном классом крестьян) и классом королевского двора с высоким статусом (который был многоэтническим, но свободно говорил по-амхарски и был христианином) описан Зигфридом Паузевангом, который заявил, что: «Термин амхара относится к современному Эфиопия разделена на две разные и различные социальные группы. Этническая группа амхара, в основном крестьянское население, отличается от смешанной группы городских жителей разного этнического происхождения, которые приняли амхарский язык в качестве общего языка и идентифицируют себя как эфиопы». . [16] Из-за языка и определенного культурного сходства многоэтнический правящий класс монархической и военной эпох несколько ошибочно описывался как правящий класс амхара, в дополнение к периодически обсуждаемому существованию отдельной группы, называемой народом амхара, в те периоды времени. под вопросом, [17] [18] [19] [20] [21] [22] сделал эти термины взаимозаменяемыми. [16]
Оппоненты
[ редактировать ]Противники эфиопского национализма утверждают, что это политическая идеология, направленная на объединение эфиопской идентичности посредством принудительной ассимиляции с амхарской и тиграйской культурой и (в основном православным) христианским доминированием. Критики утверждают, что эта идеология распространялась на протяжении всей истории, от Эфиопской империи до эпохи Дерга . [23] [1] [24] [11] На протяжении более столетия ассимилированная городская правящая элита Амхары использовала эту идеологию для проведения политики ассимиляции и консолидации власти. [25] Они считают, что конфликт начался между Абиссинией , которой управляют в основном этнические группы амхара, тиграян, агеу и северные оромо, и различными порабощенными этническими группами, такими как южные оромо , сидама и сомалийцы , среди многих других. В 1991 году Эритрея добилась фактической независимости, когда Дерг распался, а НФОТ пришел к власти и создал этническое федеративное государство. [26] Язык и культура амхара доминировали на протяжении всей эпохи военного и монархического правления. Правительства Хайле Селассие и Дерга переселили многочисленных людей амхара в южную Эфиопию, включая современный регион Оромия , где они служили в государственной администрации, судах, церкви и даже в школах, где тексты оромо были удалены и заменены национальными амхарскими текстами. [27] [28] [29] В результате этой ассимиляции возросла этническая напряженность против системы Нефтенья , где народы оромо, сомалийцы и даже тыграи, каждый из которых сформировал сепаратистские движения, такие как OLF , TPLF , ELF и ONLF, изо всех сил пытались покинуть Эфиопскую империю . что привело к гражданской войне в Эфиопии . [11] Тиграйцы исторически были неотъемлемой частью ядра эфиопской идентичности наряду с амхарой и агью и на протяжении веков говорили на амхарском языке вместе со своими коренными тигриньей и агью. Они исповедуют ту же эфиопскую православную веру. Тыграйский национализм возник в результате конфликта с режимом Хайле Селассие по поводу некоторых аспектов автономии, а не по поводу этнической принадлежности. Тыграйцы всегда были эфиопскими националистами и этнически, культурно и (по большей части) идеологически родственны амхаре. Исторически регион Тыграй никогда не противостоял эфиопскому национализму, а во время правления императора Йоханнеса этот регион был административным центром расширяющейся Эфиопской империи. Этнический национализм оромо более сложен, имеет более глубокие исторические проблемы и проистекает из более явно отличных культур, религии и языка от христианской и семитоязычной элиты. Оромийские региональные и эфиопские гражданские националисты имеют противоречивые мнения по поводу статуса Аддис-Абеба . Этнические националисты оромо утверждают, что Аддис-Абеба должна быть передана региону Оромия и/или возглавлена народом оромо, в то время как эфиопские гражданские националисты считают, что он должен оставаться независимо управляемым городом с руководством, открытым для всех людей, независимо от его этнической принадлежности . [30] Эфиопская элита до 1992 года в целом воспринимала сильную идентичность и язык оромо как препятствие на пути расширения национальной идентичности Эфиопии. [31]
Возникло из древнего Д'мта и достигло огромных высот во времена Аксумской империи , которая была первым королевством с единой цивилизацией и социальной интеграцией , принявшим название «Эфиопия» во время короля Эзаны , где-то в 4 веке нашей эры. правления [23] [1] [32] [11] Начиная с 1855 года, многоэтническая православная, амхароязычная правящая элита использовала эфиопство для проведения политики ассимиляции и консолидации власти. [5] Более того, идея целостности Эфиопии была подкреплена битвой при Адве , наиболее важным объединяющим событием, когда Эфиопия бросила вызов европейской колонизации, победив Италию 2 марта 1896 года. [33]
Влияние
[ редактировать ]Вторая итало-эфиопская война и последующая итальянская оккупация Эфиопии стали коллективным кризисом, который пережили люди всех этнических групп в Эфиопии. Итальянцы практиковали политику «разделяй и властвуй», создав этнически-региональные государства и новый регион Шоан, откуда они управляли страной в течение 5 лет. На протяжении всего этого периода итальянцы сталкивались с ожесточенным сопротивлением и лишь частичным международным признанием. Император Хайле Селассие так и не подписал мирный договор, признающий итальянское господство. После их поражения в 1941 году за восстановлением власти императора последовал период кризиса и восстаний. Некоторые из этих конфликтов могут привести к возникновению этнических группировок, а затем и более интеллектуальных, выраженных студенческим движением. [33] [34] После отмены монархии и военной хунты Дерг в 1974 году Эфиопия пережила несколько конфликтов и гражданских войн, некоторые из которых продолжаются и по сей день. Падение Дерга 28 мая 1991 года Революционно-демократическим фронтом эфиопского народа (EPRDF) и его этническая националистическая политика привели к созданию новых крупных региональных подразделений на основе языка и этнической принадлежности. Это было необходимо НФОТ, чтобы убедить другие освободительные фронты (ОЛФ, ВСФЛ, ФАО и НФОО) остаться в Эфиопии, а не полностью отделиться, как это сделала Эритрея (НОФФ был единственным фронтом, имевшим военную мощь, который сделал это в одностороннем порядке). ). Несмотря на этот компромисс, спасший ныне не имеющее выхода к морю эфиопское государство от распада, он остается силой, которая продолжает мешать единству Эфиопии. [35]
История
[ редактировать ]Зарождение концепции эфиопской нации, сформированной эфиопскими националистами, началось с Аксумского царства в IV веке нашей эры. [1] Аксум был преимущественно христианским государством, которое на пике своего могущества контролировало северную часть Эфиопского нагорья , Эритрею и прибрежные регионы Южной Аравии . [1] Аксумское царство было ответственным за развитие религиозного движения, ставшего Эфиопской православной церковью Тевахедо . [1] Однако распространение ислама в VII веке привело к упадку Аксумского царства. Большая часть населения низменностей приняла ислам, в то время как жители горцев остались христианами. [1] Поскольку аксумский народ был разделен на христианских горцев и исламских низинцев, религиозная и племенная напряженность и соперничество между людьми усилились. [1] Аксумское общество превратилось в рыхлую конфедерацию городов-государств, сохранявших аксумский язык. [1]
Созданием современной Эфиопии в основном руководили императоры Амхары Теодрос II из Гондара и Менелик II из Шевы . Теодрос правил с 1855 по 1868 год, за ним последовал Йоханнес IV , который был родом из Тыграя и был императором с 1869 по 1889 год. Ему удалось распространить свою власть на Эритрею. За Йоханнесом последовал Менелик, который правил с 1889 по 1913 год и отразил итальянское вторжение в 1896 году. [1]
Эфиопия, в отличие от остальной Африки, никогда не была колонией в борьбе за Африку . [1] Страна была принята в качестве первого независимого государства под управлением Африки в Лиге Наций в 1922 году. [1] Эфиопия была оккупирована Италией после Второй итало-эфиопской войны , но была освобождена союзниками во время Второй мировой войны . [1]
После Второй мировой войны Эфиопия аннексировала Эритрею . [11] Однако этническая напряженность достигла пика между амхарой и народами Эритреи, Оромо, Сомали и Тыграи, каждый из которых сформировал сепаратистские движения, стремящиеся покинуть Эфиопию, где доминирует Амхара. [11] После свержения эфиопской монархии Дерга военной хунтой страна стала союзником Советского Союза и Кубы после того, как США не смогли поддержать ее в военной борьбе с сомалийскими сепаратистами в районе Огадена . [11] После падения правительства НДРЭ в 1991 году Эритрея отделилась от Эфиопии. [11]
Наследие независимости
[ редактировать ]решающая битва В марте 1896 года произошла между силами колониальной Италии и силами Эфиопской империи в северном эфиопском городе под названием Адва . Битва была короткой, но чрезвычайно жестокой и унесла жизни десятков тысяч человек. В то время император Менелик II мобилизовал и призвал на военную службу эфиопский народ, независимо от класса и этнической принадлежности. Мобилизационная кампания побудила миллионы эфиопских граждан маршировать из своих городов, деревень и поселков в Северное нагорье ради сохранения своей нации. Битва закончится решающей победой Эфиопии, дав стране уникальное наследие независимости перед лицом европейской агрессии. [36]
Битва при Адве является основой эфиопской националистической идеологии. Для многих эфиопов угроза иностранного вторжения является призывом к патриотическим жертвам и националистическим идеологам. К моменту битвы при Адве почти вся Африка находилась под властью европейских войск. Независимость Эфиопии сломала шаблон европейского превосходства и стала маяком надежды для африканских и чернокожих стран и народов во всем мире. Для многих эфиопов этот момент представляет собой переходный момент, когда нация реализовала свою телеологическую доктрину. В то время как первая война против Италии была объединительной войной, вторжение Бенито Муссолини в 1934 году вызвало чрезвычайное разногласие. Наблюдая за эфиопской нацией, Чарльз Макклеллан утверждает, что итало-абиссинская война 1934 года на самом деле была «в такой же степени гражданской войной, как и война против иностранной агрессии». [37] Он также утверждает, что политические и фракционные разногласия, возникшие в Эфиопии перед войной, не были решены итальянским вторжением, а наоборот, усилились. Это, по мнению авторов, привело к эпохе ожесточенной фракционности, которая «определила динамику послевоенной политики Эфиопии». [37]
Эпоха этнического федерализма
[ редактировать ]В 1991 году НФОТ получил почти полный контроль над национальным правительством, используя свою власть для концентрации богатства и развития в регионе Тыграй. Гегемонистское правление народа Тыграи в Эфиопии во многом было реакцией на доминирование амхаров в средствах массовой информации и управлении. Гегемонистское правление нескольких этнических групп или, в некоторых случаях, одной этнической группы привело к маргинализации многих групп в Эфиопии и привело к циклу насилия и возмездия. В начале 1990-х годов НФОТ считал, что посредством этнической федералистской государственной системы, в которой регионы распределялись и делились этническим населением, они могли: [38]
уменьшить межэтнический конфликт, который веками разделял эфиопское общество; содействовать обеспечению равных материальных условий во всех районах страны; и повысить[е] эффективность и результативность деятельности государственного сектора на местном уровне.Они утверждали, что могут использовать политическую и административную передачу полномочий для достижения этих целей, не ставя под угрозу другие важные цели, такие как экономический рост и политическая стабильность.
Хотя этим регионам не был предоставлен «широкий субнациональный контроль над технической политикой, законами, правилами и налогами», их создание придало авторитет различным движениям за независимость и этническим националистическим движениям по всей стране. [38] Для эфиопских националистов этот авторитет придал смелости различным группам, придав им большую сплоченность, одновременно подрывая национальное единство и представления о панэфиопизме. Возросшая автономия этих групп, контрастирующая с усилением репрессий со стороны тыграйской элиты, создала ситуацию, в которой правящий класс одновременно расширял возможности групп за счет большей этнической сплоченности, но прозрачно подавлял их политическую волю. Как показали выборы 2005 года, применение НФОТ жестоких репрессий для подавления недоброжелателей правящей коалиции привело лишь к радикализации этнических партий и усилению этнических разногласий. Многие эфиопские националисты считают, что система этнического федерализма превратила управление в Эфиопии в игру с нулевой суммой. Завоевать власть в Эфиопии — значит лишить любую другую этническую группу значительной власти. Исключив понятия эфиопства или многоэтнической эфиопской национальной идентичности из национального политического диалога, НФОТ усилил этнические разногласия и создал систему, вращающуюся вокруг этнической принадлежности, лишенную политической идеологии. В 2015 году, после В 2014 году был обнародован генеральный план расширения границ столицы Эфиопии Аддис-Абебы до Оромии , тысячи членов Молодежного освободительного движения оромо вышли на улицы, чтобы потребовать увеличения политического представительства, прекращения генерального плана, спонсируемого НФОТ, и устранения возможностей для выражения несогласия. . [39] Хотя правящая партия пыталась подавить эти протесты физической силой, протесты только росли. Амхарцы, «возмущенные невыполненным требованием вернуть контроль над некоторыми из своих земель», начали протесты , состоящие в основном из оромо и амхара (но также и других эфиопов), требуя пропорционального политического представительства и влияния. [39] После 10-месячного чрезвычайного положения, введенного НФОТ, в результате которого отреклись от престола премьер-министры Хайлемариам Десалень и Абий Амхед - был выбран правящей коалицией EPDRF следующим премьер-министром из-за его смешанного этнического происхождения оромо-амхара с предпочтением за его личность Оромо. С тех пор, как Абий пришел к власти, он предпринял серьезные реформы, позволив вернуть политических диссидентов, освободить некоторых политических заключенных и либерализовать экономику. [40] Хотя его стремление к реформированию и демократизации нации снискало ему поддержку по всей стране, он до сих пор не решил фундаментальные проблемы этнической федералистской системы, которая, по мнению панэфиопцев, является основной причиной этнонационалистической политики и напряженности. . Эфиопские националисты считают, что необходимо положить конец этническому федерализму, чтобы перевести эфиопскую политику от этнического патронажа к идеологии; с ним необходимо покончить, чтобы вызвать национальную сплоченность и притупить сектантскую лояльность, а также посредством притупления этнической сплоченности вызвать эпоху единства и процветания.
Абий и Партия процветания рассматривались как сторонники эфиопского гражданского национализма из-за слияния Демократической партии Оромо с основанной на этнической принадлежности Демократической партией Амхара , Народно-демократической организацией Аргоба , Народно-демократическим фронтом единства Бенишангуль-Гумуз , Эфиопско-сомалийской народно-демократической партией. , Народно-демократическое движение Гамбелы , Национально-демократическая партия Афар , Национальная лига Харери и Народно-демократическое движение Южной Эфиопии политические партии в новую многоэтническую Партию процветания , тем самым отодвигая эти партии-предшественники от своего этнического националистического и проэтнического федерализма в прошлом в партия, которая пропагандирует национальную идентичность Эфиопии и федерализм , не основанный на этнической принадлежности . Все эти цели рассматриваются оппонентами как шаги к лишению политической власти, основанной на групповых правах различных этнических групп . Сторонники слияния видят в этом способ отвести эфиопскую политику и государственное управление от политики идентичности, основанной на этнической принадлежности. , поддерживая индивидуальные права каждого человека. Такая перспектива более интенсивно смягчает растущий этнический национализм, способствует национальному единству и солидарности и создает инклюзивный демократический процесс с участием политических партий нескольких этнических групп и регионов, которые когда-то считались слишком неполноценными со стороны Фронта народного освобождения Тыграя , возглавляемого режимом Революционно-демократического фронта народа Эфиопии . В конце концов, сторонники надеются увидеть переход к однопартийному коалиционному правительству или стать полноправными участниками революционной демократии из-за их преимущественно скотоводческого образа жизни. [41] [42] [43] [44] [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Motyl 2001 , pp. 149.
- ^ Jump up to: а б с «Форум Эфиопии: вызовы и перспективы конституционной демократии в Эфиопии» (PDF) . Центр африканских исследований . Мичиганский государственный университет . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ловушки войны нарративов эфиопской элиты: Часть I» . Центр прав человека и правового плюрализма . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ловушки войны нарративов эфиопской элиты: Часть II» . Центр прав человека и правового плюрализма . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кефале, Аснаке (20 октября 2014 г.). «Этническая децентрализация и проблемы инклюзивного управления в многонациональных городах: случай Дире-Дава, Эфиопия». Региональные и федеральные исследования . 24 (5): 589–605. дои : 10.1080/13597566.2014.971772 . S2CID 154137709 .
- ^ «Военные записки». Королевский институт объединенных служб. Журнал . 41 (235): 1184–1192. Сентябрь 1897 г. doi : 10.1080/03071849709416067 . красный желтый и зеленый , с. 1190, в Google Книгах.
- ^ Центр исследования флага Firefly Бюллетень флага, том 27 - Центр исследования флага Google Книги, 1988. стр. 11. [ заголовок неполный ]
- ^ Лентакис, Майкл Б. (2005). Эфиопия: взгляд изнутри . Издательство Янус Лим. п. 11. ISBN 978-1-85756-558-4 .
- ^ Гебрелуэль, Гойтом. «Должна ли Эфиопия придерживаться этнического федерализма?» . www.aljazeera.com . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Никсон, Роб (1993). «О Балканах и Бантустанах» . Переход (60): 4–26. дои : 10.2307/2934915 . ISSN 0041-1191 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Motyl 2001 , pp. 150.
- ^ «Контекст и последняя информация по текущим проблемам в Эфиопии» . Посольство Эфиопии, Лондон . 08.07.2020 . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Николас, Андреа (ноябрь 2007 г.). «Основан в память о «старых добрых временах»: Собрание клана Хидди в Восточной Шве, Эфиопия» . Журнал восточноафриканских исследований . 1 (3): 484–497. дои : 10.1080/17531050701625490 . ISSN 1753-1055 .
- ^ +ECADF (29 июля 2013 г.). «Художественная литература и факты об оромосах Эфиопии» . Архивировано из оригинала 31 октября 2020 г. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Как правящая коалиция Эфиопии создала сценарий дезинформации · Global Voices Advox» . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Паузеванг, Зигфрид (2005). «Двуликая идентичность Амхары» . Скриниум . 1 (1): 273–286. дои : 10.1163/18177565-90000138 .
- ^ Коэн, Гидеон PE (2000). «Языковые и этнические границы: восприятие идентичности, выраженное через отношение к использованию языкового образования в Южной Эфиопии». Исследования Северо-Восточной Африки . 7 (3): 189–206. дои : 10.1353/nas.2005.0004 . JSTOR 41931261 . S2CID 144103747 .
- ^ Тазебью, Тезера (2021). «Амхарский национализм: Империя наносит ответный удар». Дела Африки . 120 (479): 297–313. два : 10.1093/afraf/adaa029 .
- ^ Йейтс, Брайан Дж. (2017). «Этническая принадлежность как препятствие для понимания истории Эфиопии: аргумент против этнической принадлежности конца девятнадцатого века». История в Африке . 44 : 101–131. дои : 10.1017/hia.2016.13 . S2CID 164336903 .
- ^ Гашоу, Соломон (1993). «Национализм и этнический конфликт в Эфиопии». В книге Янга, Кроуфорд (ред.). Растущая волна культурного плюрализма: национальное государство в страхе? . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. стр. 138–157. ISBN 978-0-299-13884-4
- ^ Тека, Тегегне (1998). «Амхарская этническая принадлежность в процессе становления». В Салихе, М. А. Мохамед; Маркакис, Джон (ред.). Этническая принадлежность и государство в Восточной Африке . Уппсала: Нордиска Африканский институт. стр. 116–126. ISBN 978-91-7106-418-9
- ^ Таддезе, Таккеле (1994). «Существуют ли амхара как отдельная этническая группа?». В Маркусе, Гарольд Г. (ред.). Новые тенденции в эфиопских исследованиях: материалы 12-й Международной конференции эфиопских исследований . II . Лоуренсвилл, Нью-Джерси: Red Sea Press. стр. 168–186. ISBN 978-1-56902-015-9 .
- ^ Jump up to: а б Эфиопии срочно необходим инклюзивный национальный диалог , 30 марта 2021 г.
- ^ Эфиопия: Определение амхарского национализма для лучшей страны , 27 сентября 2020 г.
- ^ Этническая децентрализация и проблемы инклюзивного управления в многонациональных городах: пример Дире-Давы, Эфиопия , получено 20 декабря 2014 г.
- ^ Хронология Амхары в Эфиопии , 2004 г.
- ^ ОРОМО ПРОДОЛЖАЕТ БЕЖАТЬ НАСИЛИЯ , сентябрь 1981 г.
- ^ Информационный отчет по стране, Эфиопия , 12 августа 2020 г.
- ^ Эфиопия. Статус подозреваемых , 1 марта 1993 г.
- ^ Что является причиной этнических конфликтов в Эфиопии? (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2021 г. , получено 28 ноября 2019 г.
- ^ Политика языковой гомогенизации в Эфиопии и конфликт по поводу статуса «оромо» , июль
- ^ Могес, Золя (27 сентября 2020 г.). «Эфиопия: определение амхарского национализма для лучшей страны» . Отчет по Африке .
- ^ Jump up to: а б Макклеллан, Чарльз (1996). «Наблюдения за эфиопской нацией, ее национализмом и итало-эфиопской войной». Исследования Северо-Восточной Африки . 3 (1): 57–86. дои : 10.1353/nas.1996.0004 . S2CID 145417431 . Проект МУЗА 399037 .
- ^ Тоджа, Пьетро; Зегейе, Абебе (18 октября 2013 г.). Эфиопия в переходный период: тысячелетние поиски стабильности и преемственности . Рутледж. ISBN 978-1-317-98207-4 .
- ^ Бах, Жан-Николя (16 июня 2014 г.). «Строительство нации EPRDF: работа с убеждениями и прагматизмом» . Кадернос де Эстудос Африканос (27). дои : 10.4000/cea.1501 .
- ^ Йонас, Раймонд (2011). Битва при Адве: победа Африки в эпоху Империи . Издательство Гарвардского университета. дои : 10.2307/j.ctt24hjxj . ISBN 978-0-674-05274-1 . JSTOR j.ctt24hjxj . S2CID 253127159 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Макклеллан, Чарльз (1996). «Наблюдения за эфиопской нацией, ее национализмом и итало-эфиопской войной». Исследования Северо-Восточной Африки . 3 (1): 57–86. дои : 10.1353/nas.1996.0004 . JSTOR 41931125 . S2CID 145417431 .
- ^ Jump up to: а б Коэн, Джон М. (1995). « Этнический федерализм в Эфиопии». Исследования Северо-Восточной Африки . 2 (2): 157–188. дои : 10.1353/nas.1995.0016 . JSTOR 41931208 . S2CID 154783804 .
- ^ Jump up to: а б Кестлер-Д'Амур, Джиллиан (20 февраля 2018 г.). «Эфиопия: Массовые протесты, уходящие корнями в историю страны » . Альджазира . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Берк, Джейсон (8 июля 2018 г.). « Эти изменения беспрецедентны»: как Абий переворачивает политику Эфиопии» . Хранитель .
- ^ Алло, Авол К. «Как национализм Абия Ахмеда, ориентированный прежде всего на Эфиопию, привел к гражданской войне» . www.aljazeera.com . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ «Контекст и последняя информация по текущим проблемам в Эфиопии» . Посольство Эфиопии, Лондон . 08.07.2020 . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Гедаму, Йоханнес (13 декабря 2019 г.). «Новая политическая партия Абия из Эфиопии подает большие надежды, но сталкивается со значительными препятствиями» . Кварц Африки . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Гебрелуэль, Гойтом (23 декабря 2019 г.). «Премьер-министр Эфиопии хочет сменить правящую коалицию. Кто останется в стороне?» . Вашингтон Пост .
- ^ Мамдани, Махмуд (3 января 2019 г.). «Проблема с этническим федерализмом Эфиопии» . Нью-Йорк Таймс .
Библиография
[ редактировать ]- Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II . Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7 .