Пенджабский национализм
Часть серии о |
Пенджабцы |
---|
Пенджабский портал |
Пенджабский национализм [1] [2] [3] [4] [5] [6] — это идеология, которая подчеркивает, что пенджабцы — одна нация, и способствует культурному единству пенджабцев во всем мире. Требования националистического движения Пенджаба - это языковые, культурные, экономические и политические права. [7] [8] [9] [10] [11]
В Пакистане эта идеология используется, чтобы остановить поддерживаемое государством подавление пенджаби в пользу урду . [12] [ нужна полная цитата ] в то время как в Индии цель состоит в том, чтобы объединить сикхские и пенджабские индуистские общины и продвигать пенджабский язык в регионах Северной Индии . [13] Сторонники пенджабской диаспоры сосредоточены на продвижении общего культурного наследия. [14]
Пенджабский национализм также имеет тесные связи с сикхским национализмом из-за религиозного значения письма пенджаби и гурмукхи в сикхизме . [15] С появлением понятия письменности деванагари и хинди или санскрита как языка, связанного с индуистским национализмом , а также с появлением Арья Самаджа, продвигающего дело деванагари в конце 19 века, дело Гурмукхи было выдвинуто движением Сингх Сабха . [16] [17] [18] Позже это достигло кульминации в пенджабской сооба движении , в котором сикхи , которые в основном считали пенджаби своим родным языком, в то время как индуисты идентифицировали себя с хинди в ходе переписи населения, что привело к разделению государства на языковой основе в 1966 году и формированию сикхского большинства, говорящего на пенджаби, в штате. Индия. [19] что во время движения Халистан Известно , сикхские боевики насаждали пенджабский язык, письменность гурмукхи и традиционную пенджабскую культурную одежду в Пенджабе. [20] SGPC в своей резолюции штата сикхов 1946 года объявила регион Пенджаб естественной родиной сикхов. [21] [22] Резолюция Анандпура Сахиб также связывает сикхизм с Пенджабом как родиной сикхов . [23]
Часть серии о |
Национализм |
---|
История
[ редактировать ]Объединение различных племен, каст и жителей региона Пенджаб в более широкую общую «пенджабскую» идентичность началось с начала 18 века нашей эры. [24] [25] [26] Исторически пенджабцы представляли собой разнородную группу и подразделялись на ряд кланов, называемых бирадари (буквально означающих «братство») или племен , каждый из которых был привязан к клану. С течением времени племенные структуры были заменены более сплоченным и целостным обществом, поскольку построение сообщества и сплоченность групп формируют новые столпы пенджабского общества. [26] [27]
История войн и иностранных вторжений в регионе Пенджаб способствовала развитию культуры ведения войны для защиты земли. [28] Во время Великих Моголов правления Дулла Бхатти , Пенджаба народный герой , возглавил пенджабцев к восстанию против правления Великих Моголов во время правления императора Великих Моголов Акбара . [29] Он полностью отсутствует в письменной истории того времени, и единственное свидетельство его существования происходит из пенджабского фольклора и приняло форму социального бандитизма . [30] По словам Ишвара Даяла Гаура, хотя он был «законодателем моды в крестьянском восстании в средневековом Пенджабе», он остается «на периферии историографии Пенджаба». [31] [32]
И его отец Фарид, и его дед, которого звали по-разному Биджли или Сандал, [а] [34] были казнены за противодействие новой централизованной схеме сбора земельных доходов, введенной императором Великих Моголов Акбаром. [35] [34]
Его общий антиавторитарный, мятежный характер описывается как «кристаллизующийся» с режимом Акбара в качестве своей цели, хотя и не как средство мести конкретно за смерть его родственников, а в более широком смысле жертв, принесенных сельскими жителями в целом. Бхатти видел в этом, говорит Гаур, «крестьянскую классовую войну». [36] Классовая война Бхатти приняла форму социального бандитизма, отбирая у богатых и раздавая бедным. [37] [б] Фольклор дал ему легендарный статус за предотвращение похищения и продажи девочек в рабство. [39]
Его усилия, возможно, повлияли на решение Акбара умиротворить Гуру Арджана Дев Джи, а через влияние Гуру Арджана Дев Джи на жителей Бари Доаба, освободив этот район от требования предоставлять доходы от земли. [37]
Конец Бхатти наступил в 1599 году, когда его повесили в Лахоре. Шах Хусейн, современный суфийский поэт, написавший о нем, записал его последние слова: «Ни один благородный сын Пенджаба никогда не продаст землю Пенджаба». [40] [41] Память о Бхатти как спасителе пенджабских девочек по сей день вспоминается на ежегодных празднованиях Лори в регионе, хотя эти празднования также включают в себя множество других символических направлений. [42]
Во время правления Империи Великих Моголов в Индии двое сикхских гуру приняли мученическую смерть. ( Гуру Арджан был замучен по подозрению в содействии предательству императора Великих Моголов Джахангира , а Гуру Тег Бахадур был замучен императором Великих Моголов Аурангзебом ) [43] По мере того как вера сикхов росла, сикхи впоследствии милитаризовались, чтобы противостоять правлению Великих Моголов.
В конце 18 века, во время частых вторжений в Империю Дуррани , сикхские мислы находились в рукопашной борьбе с Империей Дуррани. [44] но они начали отвоевывать территорию с захватом Лахора Ранджитом Сингхом у его афганского правителя Заман Шаха Дуррани и последующим и постепенным изгнанием афганцев из Пенджаба, извлекая выгоду из упадка Афганистана в афганско-сикхских войнах , и объединение отдельных сикхских мислов . Ранджит Сингх был провозглашен махараджей Пенджаба 12 апреля 1801 года (что совпало с Вайсакхи ), создав единое политическое государство. [45]
Несмотря на религиозное разнообразие Сикхской империи , жители Пенджаба были объединены общей идентичностью пенджабцев и растущим чувством пенджабского национализма. [46] [47]
В своей книге «Мусульмане под властью сикхов в девятнадцатом веке» , вышедшей в 2022 году , д-р Робина Ясмин, пакистанский историк, преподающий в Исламском университете Бахавалпура , пытается дать сбалансированную картину Ранджита Сингха между противоречивыми образами «великого светского правителя». «и мнение о «экстремистском сикхе, который стремился искоренить ислам в Пенджабе», собственная оценка доктора Робины Ясмин после ее исследования заключалась в том, что Ранджит Сингх сам был толерантным и светским человеком и что плохое обращение с мусульманским населением часто приписывалось ему на основании на самом деле сомнительные анекдоты исходили от его подчиненных. [48]
Это чувство идентичности было подкреплено светским правлением Махараджи Ранджита Сингха, сикха-пенджабца, который успешно изгнал афганских захватчиков из Пенджаба и основал могущественное сикхское королевство в регионе. В результате Пенджаб стал светской страной с сильным чувством пенджабского национализма. [46] [47]
Британский период
[ редактировать ]После смерти махараджи Ранджита Сингха империя была ослаблена Британской Ост-Индской компанией, разжигавшей внутренние разногласия и политическое бесхозяйственность. Наконец, к 1849 году государство было распущено после поражения во Второй англо-сикхской войне . [49] [50]
Во времена британского владычества , после бенгальцев и хиндустани , пенджабцы были третьей по величине нацией в Южной Азии, а для британцев Пенджаб был приграничной провинцией Британской Индии. Таким образом, главным фактором для правления британских правителей был контроль над Пенджабом путем доминирования или уничтожения пенджабской нации. [51]
Британские правители ввели военное положение в Пенджабе для управления Пенджабом и из-за страха перед пенджабским национализмом начали уничтожать пенджабскую нацию на фракции, переключая характеристики мусульман , индуистов и сикхов с «сродства нации к эмоциям религии». . [52]
За разрушение национализма и продвижение религиозного фундаментализма в Пенджабе британские правители не разрешили пенджабцам использовать свой родной язык в качестве образовательного и официального языка. Поэтому британские правители сначала ввели урду в качестве официального языка в Пенджабе для целей управления Пенджабом. [53] [54] [55] В результате пенджабская нация стала социально и политически депрессивной и обездоленной нацией из-за доминирования и гегемонии языков урду-хинди. [56] [57] [58] [59]
В результате того, что индуистские пенджабцы отдали предпочтение языку хинди, объявив хинди языком индуистов. [60] и предпочитая язык урду мусульманами-пенджабцами, объявив урду языком мусульман, характеристики ассимиляции для реализации социологического инстинкта начали переключаться с «Родства нации к эмоциям религии» и «Великой нации суб- Континент разделился по религиозному признаку с разделом Пенджаба и разделился на мусульманское и индуистское государства, Пакистан и Индию». [61] [62] [63] [64] [65]
Пост-раздел
[ редактировать ]Пакистан
[ редактировать ]Пенджабский национализм в Пакистане в основном возник в 1970-х годах. Пенджабские националисты обвиняют элитные слои, состоящие из собратьев-пенджабцев, в пренебрежении пенджабским языком и забвении пенджабской культуры ради сохранения своего личного влияния и власти. [66] [67] Пенджабский национализм - более недавнее явление, и по сравнению с другими этнонационализмом в Пакистане его часто упускают из виду из-за доминирования пенджабской этнической группы в стране. [68]
В августе 2015 года Пакистанская академия литературы, Международный совет писателей (IWC) и Всемирный пенджабский конгресс (WPC) организовали конференцию Хаваджи Фарида и потребовали создать в Лахоре университет с языком пенджаби и объявить пенджабский язык средство обучения на начальном уровне. [69] [70] было подано дело В сентябре 2015 года в Верховный суд Пакистана против правительства Пенджаба, Пакистан, поскольку оно не предприняло никаких шагов для внедрения языка пенджаби в провинции. [71] [72] Кроме того, несколько тысяч пенджабцев собираются в Лахоре каждый год в Международный день родного языка .
Индия
[ редактировать ]Движение пенджабских суба представляло собой длительную политическую агитацию, начатую людьми, говорящими на пенджаби (в основном сикхами ), с требованием создания автономного пенджабского суба , или говорящего на пенджаби после обретения независимости государства, в индийском штате Восточный Пенджаб . [73] Движение определяется как предшественник движения Халистан . [74] [75]
Заимствовав требования о создании страны сикхов, существовавшие до раздела , это движение требовало создания фундаментального конституционного автономного государства в составе Индии. [76] Возглавляемая Акали Далом , она привела к образованию штата Пенджаб . штат Харьяна и союзная территория Чандигарх , Также были созданы пахари а некоторые части Восточного Пенджаба, где преобладает , также были объединены с Химачал-Прадешем в результате движения. Результат движения не удовлетворил его лидеров. [77]
С 1938 по 1947 год Акали Дал во главе с Мастером Тарой Сингхом предлагал весь регион Пенджаб (Азад Пенджаб) в качестве « естественной родины» сикхов . [78] Это требование выдвигалось на протяжении всего этого периода вместе с резолюцией SGPC 1946 года, провозгласившей Пенджаб родиной сикхов . [79] Имидж региона Пенджаб как независимой родины сикхов продолжает существовать в некоторых слоях сикхов, особенно его пропагандируют сикхи в диаспоре после 1947 года. [80]
Паннационалистическое воссоединение Пенджаба
[ редактировать ]Бхаджан Лал предложил идею воссоединения Пенджаба, в рамках которой современные индийские штаты Пенджаб , Харьяна и Химачал-Прадеш воссоединятся в единый штат Пенджаб внутри Индии, границы которого будут соответствовать бывшему штату Восточный Пенджаб . [81] Идея воссоединения этих штатов с территорией, соответствующей Западному Пенджабу, не рассматривалась всерьёз, за исключением контекста воссоединения Индии в целом. [82] [83]
См. также
[ редактировать ]- Пенджабизация
- Пенджабская культура
- День культуры Пенджаби
- Пенджабские фестивали
- Движение за пенджабский язык ( Пакистан )
- Пенджабское движение Суба (Индия)
- Пенджабская Arc.Ask3.Ru
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диксит, Канак Мани (04 декабря 2018 г.). «Два Пенджаба, одна Южная Азия» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Комментарий читателя: движение Пакистана за возрождение пенджабской культуры не сталкивается с реальной угрозой» . Прокрутка.в . 9 декабря 2019 года . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «История, пропитанная Пенджаби и Пенджабиятом» . Трибуна . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Бхардвадж, Аджай (15 августа 2012 г.). «Отсутствие в разделенной вселенной Пенджабиата» . Индус . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Качхава, Приянка (26 января 2015 г.). «Пенджабиат: стремление к миграции и «приглушенная мужественность» » . Таймс оф Индия . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Эйрес, Алисса (август 2008 г.). «Язык, нация и символический капитал: случай Пенджаба» . Журнал азиатских исследований . 67 (3). Ассоциация азиатских исследований, Inc.: 917–946. дои : 10.1017/s0021911808001204 . S2CID 56127067 .
- ^ Парача, Надим Ф. (31 мая 2015 г.). «Уголок курильщиков: другой Пенджаб» . рассвет.com . Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ «Пакистанские ученые вступают в борьбу с другой этнической идеологией: пенджабским национализмом» .
- ^ «Вести воскресенья» . Новости в воскресенье . 5 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. . Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ «Труд любви и боевой клич логических умов» . «Ньюс Интернэшнл», Пакистан . 8 октября 2015 г. Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Догра, Чандер Сута (26 октября 2013 г.). « Пенджабият на вершине холма» . Индус . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Пенджабият, От имени (15 февраля 2015 г.). «Вести воскресенья» . TNS – Новости в воскресенье . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Сингх, IP (17 мая 2015 г.). «Теперь нет разделения на панджаби и хинди» . Таймс оф Индия . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ «Идея Пенджабията» . Химал из Южной Азии . 01 мая 2010 г. Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «Сценарий Гурмухи: художественная традиция, отражающая душу и дух Пенджаба» . Индостан Таймс . 28 апреля 2023 г. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «RSS и сикхи: определение религии и развитие их отношений» . Индийский экспресс . 18 октября 2019 г. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Джонс, Кеннет В. (1973). «Хам Хинду Нахин: отношения арья и сикхов, 1877–1905» . Журнал азиатских исследований . 32 (3): 457–475. дои : 10.2307/2052684 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 2052684 . S2CID 163885354 .
- ^ Гупте, Пранай (8 сентября 1985 г.). «ПЕНДЖАБ: РАЗДРАЖЕН ТЕРРОРОМ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Как был завоеван Пенджаб» . Индийский экспресс . 17 мая 2010 г. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Боевики просят жителей Пенджаба упоминать пенджаби как свой родной язык» . Индия сегодня . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Резолюция SGPC 1946 года о« сикхском государстве »: что упустил Симранджит Сингх Манн» . Индийский экспресс . 15 мая 2022 г. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Васудева, Викас (12 мая 2022 г.). «SGPC призвала поддержать прохалистанскую резолюцию» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ «Резолюция Анандпура Сахиба 1973 г. - Журналы Индии» . 16 февраля 2021 г. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Переосмысление Пенджаба: история, культура и практика . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-807801-2 . Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Айерс, Алисса (2008). «Язык, нация и символический капитал: пример Пенджаба» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 67 (3): 917–46. дои : 10.1017/s0021911808001204 . S2CID 56127067 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Притам; Танди, Шиндер С. (1996). Глобализация и регион: исследования пенджабской идентичности . Ковентри, Великобритания: Ассоциация исследований Пенджаба (Великобритания). ISBN 978-1-874699-05-7 .
- ^ Мукерджи, Протап; Лопамудра Рэй Сарасвати (20 января 2011 г.). «Уровни и модели социальной сплоченности и ее связь с развитием в Индии: подход с точки зрения женщины» (PDF) . Докторанты, Центр изучения регионального развития, Школа социальных наук Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели – 110 067, Индия .
- ^ Наяр, Камала Элизабет (2012). Пенджабцы в Британской Колумбии: местоположение, труд, коренные народы и мультикультурализм . McGill-Queen's Press – MQUP. ISBN 978-0-7735-4070-5 .
- ^ Даниял, Шоаиб (13 января 2016 г.). «Легенды Лори: рассказ об Абдулле Хане Дулле Бхатти, пенджабце, который возглавил восстание против Акбара» . Прокрутка.в . Проверено 06 марта 2022 г.
- ^ Суриндер Сингх; ИД Гаур (2008). Популярная литература и домодернистские общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 89–90. ISBN 978-81-317-1358-7 .
- ^ Гаур (2008) , стр. 27, 37, 38.
- ^ Муштак Суфи (13 июня 2014 г.). «Заметки о Пенджабе: Бар: забытая слава Пенджаба» . Заря (газета) . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Сингх (2008) , с. 106
- ^ Jump up to: а б Муштак Суфи (13 июня 2014 г.). «Заметки о Пенджабе: Бар: забытая слава Пенджаба» . Заря (газета) . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Гаур (2008) , стр. 34, 37.
- ^ Гаур (2008) , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Гаур (2008) , с. 36
- ^ Hobsbawm (2010) , стр. 13.
- ^ Purewal (2010) , с. 83
- ^ Гаур (2008) , с. 37
- ^ Эйрес (2009) , с. 76
- ^ Purewal (2010) , с. 83
- ^ Маклеод, Хью (1987). «Сикхи и мусульмане в Пенджабе». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 22 (с1): 155–165. дои : 10.1080/00856408708723379 .
- ^ Суфи, Муштак (11 апреля 2014 г.). «Гора Радж: наши старейшины и национальная история» . рассвет.com . Проверено 2 октября 2019 г.
- ↑ Энциклопедия сикхизма. Архивировано 8 мая 2014 года в Wayback Machine , раздел Сахиб Сингх Беди, Баба (1756–1834) .
- ^ Jump up to: а б «Чствуя Ранджита Сингха, Пакистан выходит за рамки представлений об истории мусульман и сикхов» . Проволока . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Объяснение: непреходящее наследие махараджи Ранджита Сингха из Пенджаба» . Индийский экспресс . 28 июня 2019 г. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Ясмин, Робина (2022). Мусульмане под властью сикхов в девятнадцатом веке: Махараджа Ранджит Сингх и религиозная толерантность . Издательство Блумсбери . п. 63.
- ^ «[ОБЪЯСНЕНО] Как Амритсарский договор 1846 года привел к образованию Джамму и Кашмира» . www.timesnownews.com . 13 августа 2019 года . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Нурани, AG (8 ноября 2017 г.). «Догра Радж в Кашмире» . Линия фронта . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Дас, Сантану (19 октября 2018 г.). «Почему полмиллиона человек из Пенджаба вступили в армию, чтобы сражаться за Великобританию в Первой мировой войне» . Кварц Индия . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Датта, Ноника (23 сентября 2019 г.). «Боль Пенджаба, агония Индии, нераскаяние Британии» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Халид, Харун (1 ноября 2016 г.). «Как Пакистан, где зародилась пенджабская литература, стал избегать этого языка?» . ХаффПост . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Пенджаби следует преподавать в школах» . Ежедневные Таймс . 14 апреля 2014 г. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Даливал, Сарбджит (01 ноября 2017 г.). «Нарастает пропанджабское движение» . Пресс-секретарь Розаны . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Сингх, IP (ноябрь 2016 г.). «50 лет Пенджабу – пенджаби уступает хинди и английскому?» . Таймс оф Индия . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Правительство Пакистана в Пенджабе заменяет английский язык урду в качестве языка обучения в начальных школах» . Индия сегодня . Пресс Траст Индии. 29 июля 2019 года . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Языковой разрыв в Пенджабе» . apnaorg.com . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Махмуд, Синтия Кеппли (3 августа 2010 г.). Борьба за веру и нацию: диалоги с сикхскими боевиками . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812200171 .
- ^ Сингх, IP (5 октября 2019 г.). «Будущее время?» . Таймс оф Индия . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ «Сикхи в Пенджабе отказались от слепой враждебности по отношению к хинди» . Индия сегодня . 24 апреля 2015 года . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Камаль, Нил (1 октября 2019 г.). «Пенджаби в Пакистане: продвигаться вперед, несмотря на большие трудности» . Таймс оф Индия . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Халид, Харун (29 ноября 2017 г.). «Трансформация пенджабской идентичности на протяжении веков» . рассвет.com . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Халид, Харун (24 ноября 2017 г.). «Революционер Удхам Сингх — лишь одно из многих лиц пенджабской идентичности» . Прокрутка.в . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Спасибо, пенджаби!» . Нация . 30 сентября 2019 г. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Пенджабцы без пенджаби» . apnaorg.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ «Урдуизация Пенджаба - The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 4 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 г. Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ Парача, Надим Ф. (31 мая 2015 г.). «Уголок курильщиков: другой Пенджаб» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «Митинг за отмену 150-летнего запрета на образование на языке пенджаби» . Нация . 21 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ «Суфийские поэты могут гарантировать единство» . Нация . 26 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2015 г.
- ^ «Вердикт Верховного суда на языке урду: ни один язык не может быть навязан сверху» . Нация . 15 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2015 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ «Коллегия ВС из двух членов передает дело о языке пенджаби в CJP» . Деловой регистратор . 14 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2015 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ Доад 1997 , с. 391.
- ^ Рина Рамдев, Сандхья Д. Намбиар, Дебадитья Бхаттачарья (2015). Настроения, политика, цензура: состояние обиды . Публикации SAGE. п. 91. ИСБН 9789351503057 .
Предшественник движения Халистан, движение Пенджаби Суба 1960-х годов, также подчеркивало право контроля над территорией и водой.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чопра, Радхика (2012). Воинствующий и мигрант: политика и социальная история Пенджаба . Рутледж . п. 42. ИСБН 978-1-136-70435-2 . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Саит, А. (2019). Аджит Сингх из Кембриджа и Чандигарха: интеллектуальная биография радикального сикхского экономиста . Исследования Пэлгрейва по истории экономической мысли. Международное издательство Спрингер. п. 290. ИСБН 978-3-030-12422-9 . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Стэнли Вулперт (2005). Индия . Издательство Калифорнийского университета. п. 216. ИСБН 978-0-520-24696-6 .
- ^ Шани, Джорджио; Сингх, Гурхарпал, ред. (2021), «Раздел Индии и сикхов, 1940–1947» , Сикхский национализм , Новые подходы к истории Азии, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 82–109, ISBN 978-1-107-13654-0 , получено 24 мая 2023 г.
- ^ «Резолюция SGPC 1946 года о« сикхском государстве »: что упустил Симранджит Сингх Манн» . Индийский экспресс . 15 мая 2022 г. Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Гупта, Бхабани Сен (1990). «Пенджаб: угасание сикхской диаспоры» . Экономический и политический еженедельник . 25 (7/8): 364–366. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4395948 .
- ^ Бхатия, Прем (1997). Свидетель истории . Публикации Хар-Ананда. п. 296.
Схема «воссоединения» г-на Бхаджана Лала превратит Пенджаб, Харьяну и Химачал-Прадеш вместе с Чандигархом в один расширенный штат.
- ^ Дханда, Анируд (12 августа 2019 г.). «Затянувшаяся боль раздела» . Трибуна . Проверено 5 октября 2019 г.
Даже после семи десятилетий раздела трудно осознать и осознать всю суть этой травмы. «Может быть, именно по этой причине писатели до сих пор одержимы этой темой, но вряд ли кто-то из писателей задумывался о воссоединении Пенджаба», — размышлял Амарджит Чандан.
- ^ Маркандей Катью (10 апреля 2017 г.). «Индия и Пакистан должны воссоединиться ради взаимного блага» . Хаффингтон Пост .
- ^ В анализе регионального фольклора Суриндер Сингх дедушку Бхатти называет Сандалом и предполагает возможность, учитывая влияние, которое он имел в регионе, что район Сандал-Бар назван в его честь. [33]
- ^ Социальный бандит — это концепция, разработанная Эриком Хобсбаумом и определяемая как «крестьяне-преступники, которых лорд и государство считают преступниками, но которые остаются в крестьянском обществе и рассматриваются своим народом как герои, как чемпионы». [38]