Jump to content

Пенджабский национализм

Пенджабский национализм [1] [2] [3] [4] [5] [6] — это идеология, которая подчеркивает, что пенджабцы — одна нация, и способствует культурному единству пенджабцев во всем мире. Требования националистического движения Пенджаба - это языковые, культурные, экономические и политические права. [7] [8] [9] [10] [11]

В Пакистане эта идеология используется, чтобы остановить поддерживаемое государством подавление пенджаби в пользу урду . [12] [ нужна полная цитата ] в то время как в Индии цель состоит в том, чтобы объединить сикхские и пенджабские индуистские общины и продвигать пенджабский язык в регионах Северной Индии . [13] Сторонники пенджабской диаспоры сосредоточены на продвижении общего культурного наследия. [14]

Пенджабский национализм также имеет тесные связи с сикхским национализмом из-за религиозного значения письма пенджаби и гурмукхи в сикхизме . [15] С появлением понятия письменности деванагари и хинди или санскрита как языка, связанного с индуистским национализмом , а также с появлением Арья Самаджа, продвигающего дело деванагари в конце 19 века, дело Гурмукхи было выдвинуто движением Сингх Сабха . [16] [17] [18] Позже это достигло кульминации в пенджабской сооба движении , в котором сикхи , которые в основном считали пенджаби своим родным языком, в то время как индуисты идентифицировали себя с хинди в ходе переписи населения, что привело к разделению государства на языковой основе в 1966 году и формированию сикхского большинства, говорящего на пенджаби, в штате. Индия. [19] что во время движения Халистан Известно , сикхские боевики насаждали пенджабский язык, письменность гурмукхи и традиционную пенджабскую культурную одежду в Пенджабе. [20] SGPC в своей резолюции штата сикхов 1946 года объявила регион Пенджаб естественной родиной сикхов. [21] [22] Резолюция Анандпура Сахиб также связывает сикхизм с Пенджабом как родиной сикхов . [23]

Костер Лори , он отмечается в более широком регионе Пенджаба в память о Дулле Бхатти.

Объединение различных племен, каст и жителей региона Пенджаб в более широкую общую «пенджабскую» идентичность началось с начала 18 века нашей эры. [24] [25] [26] Исторически пенджабцы представляли собой разнородную группу и подразделялись на ряд кланов, называемых бирадари (буквально означающих «братство») или племен , каждый из которых был привязан к клану. С течением времени племенные структуры были заменены более сплоченным и целостным обществом, поскольку построение сообщества и сплоченность групп формируют новые столпы пенджабского общества. [26] [27]

История войн и иностранных вторжений в регионе Пенджаб способствовала развитию культуры ведения войны для защиты земли. [28] Во время Великих Моголов правления Дулла Бхатти , Пенджаба народный герой , возглавил пенджабцев к восстанию против правления Великих Моголов во время правления императора Великих Моголов Акбара . [29] Он полностью отсутствует в письменной истории того времени, и единственное свидетельство его существования происходит из пенджабского фольклора и приняло форму социального бандитизма . [30] По словам Ишвара Даяла Гаура, хотя он был «законодателем моды в крестьянском восстании в средневековом Пенджабе», он остается «на периферии историографии Пенджаба». [31] [32]

И его отец Фарид, и его дед, которого звали по-разному Биджли или Сандал, [а] [34] были казнены за противодействие новой централизованной схеме сбора земельных доходов, введенной императором Великих Моголов Акбаром. [35] [34]

Его общий антиавторитарный, мятежный характер описывается как «кристаллизующийся» с режимом Акбара в качестве своей цели, хотя и не как средство мести конкретно за смерть его родственников, а в более широком смысле жертв, принесенных сельскими жителями в целом. Бхатти видел в этом, говорит Гаур, «крестьянскую классовую войну». [36] Классовая война Бхатти приняла форму социального бандитизма, отбирая у богатых и раздавая бедным. [37] [б] Фольклор дал ему легендарный статус за предотвращение похищения и продажи девочек в рабство. [39]

Его усилия, возможно, повлияли на решение Акбара умиротворить Гуру Арджана Дев Джи, а через влияние Гуру Арджана Дев Джи на жителей Бари Доаба, освободив этот район от требования предоставлять доходы от земли. [37]

Конец Бхатти наступил в 1599 году, когда его повесили в Лахоре. Шах Хусейн, современный суфийский поэт, написавший о нем, записал его последние слова: «Ни один благородный сын Пенджаба никогда не продаст землю Пенджаба». [40] [41] Память о Бхатти как спасителе пенджабских девочек по сей день вспоминается на ежегодных празднованиях Лори в регионе, хотя эти празднования также включают в себя множество других символических направлений. [42]

Во время правления Империи Великих Моголов в Индии двое сикхских гуру приняли мученическую смерть. ( Гуру Арджан был замучен по подозрению в содействии предательству императора Великих Моголов Джахангира , а Гуру Тег Бахадур был замучен императором Великих Моголов Аурангзебом ) [43] По мере того как вера сикхов росла, сикхи впоследствии милитаризовались, чтобы противостоять правлению Великих Моголов.

В конце 18 века, во время частых вторжений в Империю Дуррани , сикхские мислы находились в рукопашной борьбе с Империей Дуррани. [44] но они начали отвоевывать территорию с захватом Лахора Ранджитом Сингхом у его афганского правителя Заман Шаха Дуррани и последующим и постепенным изгнанием афганцев из Пенджаба, извлекая выгоду из упадка Афганистана в афганско-сикхских войнах , и объединение отдельных сикхских мислов . Ранджит Сингх был провозглашен махараджей Пенджаба 12 апреля 1801 года (что совпало с Вайсакхи ), создав единое политическое государство. [45]

Несмотря на религиозное разнообразие Сикхской империи , жители Пенджаба были объединены общей идентичностью пенджабцев и растущим чувством пенджабского национализма. [46] [47]

Пенджабцы сикхского , мусульманского и индуистского происхождения собираются вместе при дворе махараджи Ранджита Сингха . около 1850 г.

В своей книге «Мусульмане под властью сикхов в девятнадцатом веке» , вышедшей в 2022 году , д-р Робина Ясмин, пакистанский историк, преподающий в Исламском университете Бахавалпура , пытается дать сбалансированную картину Ранджита Сингха между противоречивыми образами «великого светского правителя». «и мнение о «экстремистском сикхе, который стремился искоренить ислам в Пенджабе», собственная оценка доктора Робины Ясмин после ее исследования заключалась в том, что Ранджит Сингх сам был толерантным и светским человеком и что плохое обращение с мусульманским населением часто приписывалось ему на основании на самом деле сомнительные анекдоты исходили от его подчиненных. [48]

Это чувство идентичности было подкреплено светским правлением Махараджи Ранджита Сингха, сикха-пенджабца, который успешно изгнал афганских захватчиков из Пенджаба и основал могущественное сикхское королевство в регионе. В результате Пенджаб стал светской страной с сильным чувством пенджабского национализма. [46] [47]

Британский период

[ редактировать ]

После смерти махараджи Ранджита Сингха империя была ослаблена Британской Ост-Индской компанией, разжигавшей внутренние разногласия и политическое бесхозяйственность. Наконец, к 1849 году государство было распущено после поражения во Второй англо-сикхской войне . [49] [50]

Во времена британского владычества , после бенгальцев и хиндустани , пенджабцы были третьей по величине нацией в Южной Азии, а для британцев Пенджаб был приграничной провинцией Британской Индии. Таким образом, главным фактором для правления британских правителей был контроль над Пенджабом путем доминирования или уничтожения пенджабской нации. [51]

Британские правители ввели военное положение в Пенджабе для управления Пенджабом и из-за страха перед пенджабским национализмом начали уничтожать пенджабскую нацию на фракции, переключая характеристики мусульман , индуистов и сикхов с «сродства нации к эмоциям религии». . [52]

За разрушение национализма и продвижение религиозного фундаментализма в Пенджабе британские правители не разрешили пенджабцам использовать свой родной язык в качестве образовательного и официального языка. Поэтому британские правители сначала ввели урду в качестве официального языка в Пенджабе для целей управления Пенджабом. [53] [54] [55] В результате пенджабская нация стала социально и политически депрессивной и обездоленной нацией из-за доминирования и гегемонии языков урду-хинди. [56] [57] [58] [59]

В результате того, что индуистские пенджабцы отдали предпочтение языку хинди, объявив хинди языком индуистов. [60] и предпочитая язык урду мусульманами-пенджабцами, объявив урду языком мусульман, характеристики ассимиляции для реализации социологического инстинкта начали переключаться с «Родства нации к эмоциям религии» и «Великой нации суб- Континент разделился по религиозному признаку с разделом Пенджаба и разделился на мусульманское и индуистское государства, Пакистан и Индию». [61] [62] [63] [64] [65]

Пост-раздел

[ редактировать ]

Пакистан

[ редактировать ]

Пенджабский национализм в Пакистане в основном возник в 1970-х годах. Пенджабские националисты обвиняют элитные слои, состоящие из собратьев-пенджабцев, в пренебрежении пенджабским языком и забвении пенджабской культуры ради сохранения своего личного влияния и власти. [66] [67] Пенджабский национализм - более недавнее явление, и по сравнению с другими этнонационализмом в Пакистане его часто упускают из виду из-за доминирования пенджабской этнической группы в стране. [68]

В августе 2015 года Пакистанская академия литературы, Международный совет писателей (IWC) и Всемирный пенджабский конгресс (WPC) организовали конференцию Хаваджи Фарида и потребовали создать в Лахоре университет с языком пенджаби и объявить пенджабский язык средство обучения на начальном уровне. [69] [70] было подано дело В сентябре 2015 года в Верховный суд Пакистана против правительства Пенджаба, Пакистан, поскольку оно не предприняло никаких шагов для внедрения языка пенджаби в провинции. [71] [72] Кроме того, несколько тысяч пенджабцев собираются в Лахоре каждый год в Международный день родного языка .

Движение пенджабских суба представляло собой длительную политическую агитацию, начатую людьми, говорящими на пенджаби (в основном сикхами ), с требованием создания автономного пенджабского суба , или говорящего на пенджаби после обретения независимости государства, в индийском штате Восточный Пенджаб . [73] Движение определяется как предшественник движения Халистан . [74] [75]

Заимствовав требования о создании страны сикхов, существовавшие до раздела , это движение требовало создания фундаментального конституционного автономного государства в составе Индии. [76] Возглавляемая Акали Далом , она привела к образованию штата Пенджаб . штат Харьяна и союзная территория Чандигарх , Также были созданы пахари а некоторые части Восточного Пенджаба, где преобладает , также были объединены с Химачал-Прадешем в результате движения. Результат движения не удовлетворил его лидеров. [77]

С 1938 по 1947 год Акали Дал во главе с Мастером Тарой Сингхом предлагал весь регион Пенджаб (Азад Пенджаб) в качестве « естественной родины» сикхов . [78] Это требование выдвигалось на протяжении всего этого периода вместе с резолюцией SGPC 1946 года, провозгласившей Пенджаб родиной сикхов . [79] Имидж региона Пенджаб как независимой родины сикхов продолжает существовать в некоторых слоях сикхов, особенно его пропагандируют сикхи в диаспоре после 1947 года. [80]

Паннационалистическое воссоединение Пенджаба

[ редактировать ]
Провинция Пенджаб в Британской Индии (1909 г.)

Бхаджан Лал предложил идею воссоединения Пенджаба, в рамках которой современные индийские штаты Пенджаб , Харьяна и Химачал-Прадеш воссоединятся в единый штат Пенджаб внутри Индии, границы которого будут соответствовать бывшему штату Восточный Пенджаб . [81] Идея воссоединения этих штатов с территорией, соответствующей Западному Пенджабу, не рассматривалась всерьёз, за ​​исключением контекста воссоединения Индии в целом. [82] [83]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Диксит, Канак Мани (04 декабря 2018 г.). «Два Пенджаба, одна Южная Азия» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 25 декабря 2019 г.
  2. ^ «Комментарий читателя: движение Пакистана за возрождение пенджабской культуры не сталкивается с реальной угрозой» . Прокрутка.в . 9 декабря 2019 года . Проверено 25 декабря 2019 г.
  3. ^ «История, пропитанная Пенджаби и Пенджабиятом» . Трибуна . Проверено 25 декабря 2019 г.
  4. ^ Бхардвадж, Аджай (15 августа 2012 г.). «Отсутствие в разделенной вселенной Пенджабиата» . Индус . Проверено 8 октября 2015 г.
  5. ^ Качхава, Приянка (26 января 2015 г.). «Пенджабиат: стремление к миграции и «приглушенная мужественность» » . Таймс оф Индия . Проверено 8 октября 2015 г.
  6. ^ Эйрес, Алисса (август 2008 г.). «Язык, нация и символический капитал: случай Пенджаба» . Журнал азиатских исследований . 67 (3). Ассоциация азиатских исследований, Inc.: 917–946. дои : 10.1017/s0021911808001204 . S2CID   56127067 .
  7. ^ Парача, Надим Ф. (31 мая 2015 г.). «Уголок курильщиков: другой Пенджаб» . рассвет.com . Проверено 15 сентября 2015 г.
  8. ^ «Пакистанские ученые вступают в борьбу с другой этнической идеологией: пенджабским национализмом» .
  9. ^ «Вести воскресенья» . Новости в воскресенье . 5 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. . Проверено 15 сентября 2015 г.
  10. ^ «Труд любви и боевой клич логических умов» . «Ньюс Интернэшнл», Пакистан . 8 октября 2015 г. Проверено 8 октября 2015 г.
  11. ^ Догра, Чандер Сута (26 октября 2013 г.). « Пенджабият на вершине холма» . Индус . Проверено 8 октября 2015 г.
  12. ^ Пенджабият, От имени (15 февраля 2015 г.). «Вести воскресенья» . TNS – Новости в воскресенье . Проверено 8 октября 2015 г.
  13. ^ Сингх, IP (17 мая 2015 г.). «Теперь нет разделения на панджаби и хинди» . Таймс оф Индия . Проверено 8 октября 2015 г.
  14. ^ «Идея Пенджабията» . Химал из Южной Азии . 01 мая 2010 г. Проверено 6 мая 2023 г.
  15. ^ «Сценарий Гурмухи: художественная традиция, отражающая душу и дух Пенджаба» . Индостан Таймс . 28 апреля 2023 г. Проверено 14 мая 2023 г.
  16. ^ «RSS и сикхи: определение религии и развитие их отношений» . Индийский экспресс . 18 октября 2019 г. Проверено 14 мая 2023 г.
  17. ^ Джонс, Кеннет В. (1973). «Хам Хинду Нахин: отношения арья и сикхов, 1877–1905» . Журнал азиатских исследований . 32 (3): 457–475. дои : 10.2307/2052684 . ISSN   0021-9118 . JSTOR   2052684 . S2CID   163885354 .
  18. ^ Гупте, Пранай (8 сентября 1985 г.). «ПЕНДЖАБ: РАЗДРАЖЕН ТЕРРОРОМ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 мая 2023 г.
  19. ^ «Как был завоеван Пенджаб» . Индийский экспресс . 17 мая 2010 г. Проверено 14 мая 2023 г.
  20. ^ «Боевики просят жителей Пенджаба упоминать пенджаби как свой родной язык» . Индия сегодня . Проверено 14 мая 2023 г.
  21. ^ «Резолюция SGPC 1946 года о« сикхском государстве »: что упустил Симранджит Сингх Манн» . Индийский экспресс . 15 мая 2022 г. Проверено 14 мая 2023 г.
  22. ^ Васудева, Викас (12 мая 2022 г.). «SGPC призвала поддержать прохалистанскую резолюцию» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 14 мая 2023 г.
  23. ^ «Резолюция Анандпура Сахиба 1973 г. - Журналы Индии» . 16 февраля 2021 г. Проверено 14 мая 2023 г.
  24. ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Переосмысление Пенджаба: история, культура и практика . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-807801-2 . Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
  25. ^ Айерс, Алисса (2008). «Язык, нация и символический капитал: пример Пенджаба» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 67 (3): 917–46. дои : 10.1017/s0021911808001204 . S2CID   56127067 .
  26. ^ Jump up to: а б Сингх, Притам; Танди, Шиндер С. (1996). Глобализация и регион: исследования пенджабской идентичности . Ковентри, Великобритания: Ассоциация исследований Пенджаба (Великобритания). ISBN  978-1-874699-05-7 .
  27. ^ Мукерджи, Протап; Лопамудра Рэй Сарасвати (20 января 2011 г.). «Уровни и модели социальной сплоченности и ее связь с развитием в Индии: подход с точки зрения женщины» (PDF) . Докторанты, Центр изучения регионального развития, Школа социальных наук Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели – 110 067, Индия .
  28. ^ Наяр, Камала Элизабет (2012). Пенджабцы в Британской Колумбии: местоположение, труд, коренные народы и мультикультурализм . McGill-Queen's Press – MQUP. ISBN  978-0-7735-4070-5 .
  29. ^ Даниял, Шоаиб (13 января 2016 г.). «Легенды Лори: рассказ об Абдулле Хане Дулле Бхатти, пенджабце, который возглавил восстание против Акбара» . Прокрутка.в . Проверено 06 марта 2022 г.
  30. ^ Суриндер Сингх; ИД Гаур (2008). Популярная литература и домодернистские общества в Южной Азии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 89–90. ISBN  978-81-317-1358-7 .
  31. ^ Гаур (2008) , стр. 27, 37, 38.
  32. ^ Муштак Суфи (13 июня 2014 г.). «Заметки о Пенджабе: Бар: забытая слава Пенджаба» . Заря (газета) . Проверено 4 сентября 2020 г.
  33. ^ Сингх (2008) , с. 106
  34. ^ Jump up to: а б Муштак Суфи (13 июня 2014 г.). «Заметки о Пенджабе: Бар: забытая слава Пенджаба» . Заря (газета) . Проверено 4 сентября 2020 г.
  35. ^ Гаур (2008) , стр. 34, 37.
  36. ^ Гаур (2008) , стр. 35–36.
  37. ^ Jump up to: а б Гаур (2008) , с. 36
  38. ^ Hobsbawm (2010) , стр. 13.
  39. ^ Purewal (2010) , с. 83
  40. ^ Гаур (2008) , с. 37
  41. ^ Эйрес (2009) , с. 76
  42. ^ Purewal (2010) , с. 83
  43. ^ Маклеод, Хью (1987). «Сикхи и мусульмане в Пенджабе». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 22 (с1): 155–165. дои : 10.1080/00856408708723379 .
  44. ^ Суфи, Муштак (11 апреля 2014 г.). «Гора Радж: наши старейшины и национальная история» . рассвет.com . Проверено 2 октября 2019 г.
  45. Энциклопедия сикхизма. Архивировано 8 мая 2014 года в Wayback Machine , раздел Сахиб Сингх Беди, Баба (1756–1834) .
  46. ^ Jump up to: а б «Чствуя Ранджита Сингха, Пакистан выходит за рамки представлений об истории мусульман и сикхов» . Проволока . Проверено 2 октября 2019 г.
  47. ^ Jump up to: а б «Объяснение: непреходящее наследие махараджи Ранджита Сингха из Пенджаба» . Индийский экспресс . 28 июня 2019 г. Проверено 2 октября 2019 г.
  48. ^ Ясмин, Робина (2022). Мусульмане под властью сикхов в девятнадцатом веке: Махараджа Ранджит Сингх и религиозная толерантность . Издательство Блумсбери . п. 63.
  49. ^ «[ОБЪЯСНЕНО] Как Амритсарский договор 1846 года привел к образованию Джамму и Кашмира» . www.timesnownews.com . 13 августа 2019 года . Проверено 2 октября 2019 г.
  50. ^ Нурани, AG (8 ноября 2017 г.). «Догра Радж в Кашмире» . Линия фронта . Проверено 2 октября 2019 г.
  51. ^ Дас, Сантану (19 октября 2018 г.). «Почему полмиллиона человек из Пенджаба вступили в армию, чтобы сражаться за Великобританию в Первой мировой войне» . Кварц Индия . Проверено 2 октября 2019 г.
  52. ^ Датта, Ноника (23 сентября 2019 г.). «Боль Пенджаба, агония Индии, нераскаяние Британии» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 2 октября 2019 г.
  53. ^ Халид, Харун (1 ноября 2016 г.). «Как Пакистан, где зародилась пенджабская литература, стал избегать этого языка?» . ХаффПост . Проверено 2 октября 2019 г.
  54. ^ «Пенджаби следует преподавать в школах» . Ежедневные Таймс . 14 апреля 2014 г. Проверено 2 октября 2019 г.
  55. ^ Даливал, Сарбджит (01 ноября 2017 г.). «Нарастает пропанджабское движение» . Пресс-секретарь Розаны . Проверено 2 октября 2019 г.
  56. ^ Сингх, IP (ноябрь 2016 г.). «50 лет Пенджабу – пенджаби уступает хинди и английскому?» . Таймс оф Индия . Проверено 2 октября 2019 г.
  57. ^ «Правительство Пакистана в Пенджабе заменяет английский язык урду в качестве языка обучения в начальных школах» . Индия сегодня . Пресс Траст Индии. 29 июля 2019 года . Проверено 2 октября 2019 г.
  58. ^ «Языковой разрыв в Пенджабе» . apnaorg.com . Проверено 2 октября 2019 г.
  59. ^ Махмуд, Синтия Кеппли (3 августа 2010 г.). Борьба за веру и нацию: диалоги с сикхскими боевиками . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  9780812200171 .
  60. ^ Сингх, IP (5 октября 2019 г.). «Будущее время?» . Таймс оф Индия . Проверено 7 октября 2019 г.
  61. ^ «Сикхи в Пенджабе отказались от слепой враждебности по отношению к хинди» . Индия сегодня . 24 апреля 2015 года . Проверено 2 октября 2019 г.
  62. ^ Камаль, Нил (1 октября 2019 г.). «Пенджаби в Пакистане: продвигаться вперед, несмотря на большие трудности» . Таймс оф Индия . Проверено 2 октября 2019 г.
  63. ^ Халид, Харун (29 ноября 2017 г.). «Трансформация пенджабской идентичности на протяжении веков» . рассвет.com . Проверено 2 октября 2019 г.
  64. ^ Халид, Харун (24 ноября 2017 г.). «Революционер Удхам Сингх — лишь одно из многих лиц пенджабской идентичности» . Прокрутка.в . Проверено 2 октября 2019 г.
  65. ^ «Спасибо, пенджаби!» . Нация . 30 сентября 2019 г. Проверено 2 октября 2019 г.
  66. ^ «Пенджабцы без пенджаби» . apnaorg.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 13 января 2017 г.
  67. ^ «Урдуизация Пенджаба - The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 4 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 г. Проверено 30 декабря 2016 г.
  68. ^ Парача, Надим Ф. (31 мая 2015 г.). «Уголок курильщиков: другой Пенджаб» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 6 мая 2023 г.
  69. ^ «Митинг за отмену 150-летнего запрета на образование на языке пенджаби» . Нация . 21 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
  70. ^ «Суфийские поэты могут гарантировать единство» . Нация . 26 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2015 г.
  71. ^ «Вердикт Верховного суда на языке урду: ни один язык не может быть навязан сверху» . Нация . 15 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2015 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
  72. ^ «Коллегия ВС из двух членов передает дело о языке пенджаби в CJP» . Деловой регистратор . 14 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2015 года . Проверено 15 сентября 2015 г.
  73. ^ Доад 1997 , с. 391.
  74. ^ Рина Рамдев, Сандхья Д. Намбиар, Дебадитья Бхаттачарья (2015). Настроения, политика, цензура: состояние обиды . Публикации SAGE. п. 91. ИСБН  9789351503057 . Предшественник движения Халистан, движение Пенджаби Суба 1960-х годов, также подчеркивало право контроля над территорией и водой. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  75. ^ Чопра, Радхика (2012). Воинствующий и мигрант: политика и социальная история Пенджаба . Рутледж . п. 42. ИСБН  978-1-136-70435-2 . Проверено 10 марта 2023 г.
  76. ^ Саит, А. (2019). Аджит Сингх из Кембриджа и Чандигарха: интеллектуальная биография радикального сикхского экономиста . Исследования Пэлгрейва по истории экономической мысли. Международное издательство Спрингер. п. 290. ИСБН  978-3-030-12422-9 . Проверено 10 марта 2023 г.
  77. ^ Стэнли Вулперт (2005). Индия . Издательство Калифорнийского университета. п. 216. ИСБН  978-0-520-24696-6 .
  78. ^ Шани, Джорджио; Сингх, Гурхарпал, ред. (2021), «Раздел Индии и сикхов, 1940–1947» , Сикхский национализм , Новые подходы к истории Азии, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 82–109, ISBN  978-1-107-13654-0 , получено 24 мая 2023 г.
  79. ^ «Резолюция SGPC 1946 года о« сикхском государстве »: что упустил Симранджит Сингх Манн» . Индийский экспресс . 15 мая 2022 г. Проверено 24 мая 2023 г.
  80. ^ Гупта, Бхабани Сен (1990). «Пенджаб: угасание сикхской диаспоры» . Экономический и политический еженедельник . 25 (7/8): 364–366. ISSN   0012-9976 . JSTOR   4395948 .
  81. ^ Бхатия, Прем (1997). Свидетель истории . Публикации Хар-Ананда. п. 296. Схема «воссоединения» г-на Бхаджана Лала превратит Пенджаб, Харьяну и Химачал-Прадеш вместе с Чандигархом в один расширенный штат.
  82. ^ Дханда, Анируд (12 августа 2019 г.). «Затянувшаяся боль раздела» . Трибуна . Проверено 5 октября 2019 г. Даже после семи десятилетий раздела трудно осознать и осознать всю суть этой травмы. «Может быть, именно по этой причине писатели до сих пор одержимы этой темой, но вряд ли кто-то из писателей задумывался о воссоединении Пенджаба», — размышлял Амарджит Чандан.
  83. ^ Маркандей Катью (10 апреля 2017 г.). «Индия и Пакистан должны воссоединиться ради взаимного блага» . Хаффингтон Пост .
  1. ^ В анализе регионального фольклора Суриндер Сингх дедушку Бхатти называет Сандалом и предполагает возможность, учитывая влияние, которое он имел в регионе, что район Сандал-Бар назван в его честь. [33]
  2. ^ Социальный бандит — это концепция, разработанная Эриком Хобсбаумом и определяемая как «крестьяне-преступники, которых лорд и государство считают преступниками, но которые остаются в крестьянском обществе и рассматриваются своим народом как герои, как чемпионы». [38]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6613d3939d1a0a9fafeef67657c3c29e__1721842620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/9e/6613d3939d1a0a9fafeef67657c3c29e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Punjabi nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)