Jump to content

Мастер Арджан

(Перенаправлено с Гуру Арджана Дева )

Мастер Арджан
Гуру Арджан
Мастер Арджан
Картина Гуру Арджана, выполненная семейной мастерской Пуркху из Кангры, около 1800 года.
Заголовок Пятый гуру сикхизма
Персональный
Рожденный 15 апреля 1563 г.
Умер 30 мая 1606 г. (30 мая 1606 г.) (43 года) [2]
Лахор , Лахор Субах, Империя Великих Моголов
(современный Пенджаб , Пакистан )
Причина смерти Исполнение
Место отдыха Гурдвара Дера Сахиб , город-крепость Лахор
Религия сикхизм
Супруг Глаз Рама Дея
Женщины Ганга
Дети Гуру Харгобинд
Родители) Гуру Рам Дас и Мата Бхани
Известный
Другие имена Пятый Мастер
Пятый Нанак
Подпись
Религиозная карьера
Предшественник Гуру Рам Дас
Преемник Гуру Харгобинд

Мастер Арджан [3] [4] ( Гурмухи : Гуру Арджан, произношение: [gʊɾuː əɾd͡ʒənᵊ] ; 15 апреля 1563 г. - 30 мая 1606 г.) [2] был пятым из десяти сикхских гуру . Он составил первое официальное издание сикхского писания под названием «Ади Грантх», которое позже расширилось до « Гуру Грантх Сахиб» . Он считается первым из двух гуру, принявших мученическую смерть в сикхской вере.

Гуру Арджан родился в Гойндвале , в Пенджабе , младший сын Бхаи Джетхи, который впоследствии стал Гуру Рам Дасом , и Мата Бхани , дочери Гуру Амар Даса . [5] [6] Он завершил строительство Дарбар -Сахиб в Амритсаре после того, как четвертый сикхский гуру основал город и построил саровар . [7] [8] [9] Арджан собрал гимны предыдущих гуру и других святых в Ади Грантх, первое издание сикхского писания, и поместил его в « Харимандир Сахиб» . [7]

Гуру Арджан реорганизовал систему масанд , инициированную Гуру Рам Дасом , предложив сикхам жертвовать, если возможно, одну десятую часть своих доходов, товаров или услуг сикхской организации ( дасвандх ). Масанды не только собирали эти средства , но также обучали принципам сикхизма и разрешали гражданские споры в своем регионе. Дасванд ( финансировал строительство гурдваров и лангаров общих общественных кухонь). [10]

Гуру Арджан был арестован по приказу императора Великих Моголов Джахангира, обвинявшего его в поддержке восстания под предводительством Хосрау Мирзы . [7] [11] [12] [13] Его попросили принять ислам. [14] [15] Он отказался и в результате был подвергнут пыткам и казнен в 1606 году нашей эры. [14] [16] Исторические записи и сикхские традиции неясны относительно того, был ли Арджан утоплен или умер во время пыток. [14] Сикхская традиция утверждает, что казнь Гуру была частью продолжающегося преследования сикхов в Империи Великих Моголов . [17] [18] Его мученичество считается переломным событием в истории сикхизма. [14] [19] Их вспоминают как Шахидских див Гуру Арджана в мае или июне согласно календарю Нанакшахи, выпущенному Комитетом Широмани Гурдвара Парбандхак в [20]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Гуру Арджан родился в Гойндвале в семье Биби Бхани и Джеты Содхи. Биби Бхани была дочерью Гуру Амар Даса , а ее муж Джетха Содхи позже стал известен как Гуру Рам Дас . Место рождения Арджана теперь увековечено как Гурдвара Чаубара Сахиб. [21] У него было два брата: Притхи Чанд и Махадев. [22] [23] Различные сикхские летописцы указывают год его рождения как 1553 или 1563, последний принимается научным консенсусом как фактический год рождения, а общепринятой датой рождения является 15 апреля. [24]

Гуру Арджан провел первые 11 лет своей жизни в Гоиндвале , а следующие семь лет — со своим отцом в Рамдаспуре. [22] Согласно сикхской традиции, в юности он прожил два года в Лахоре после того, как его отец послал его присутствовать на свадьбе сына своего двоюродного брата Сахари Мала, а также основать сикхскую общину. [25] Он был назначен сикхским гуру в 1581 году после смерти своего отца. [26] Гуру Рам Дас был кхатри из Содхи подкасты . После преемственности Арджана должность гуру осталась в семье Содхи Гуру Рам Даса. [27]

По мнению историков, Гуру Арджан был женат дважды. [28] Его первой женой была Мата Рам Деи, на которой он женился 20 июня 1579 года. [28] Его второй женой была Мата Ганга, их свадьба состоялась 19 мая 1589 года. [28] Популярная сикхская традиция не упоминает его первую жену и утверждает, что он был женат только на Ганге. [28]

Преемственность и время в качестве Гуру

[ редактировать ]
Фреска, на которой Баба Будда коронует Гуру Арджана как следующего гуру, помещая тилак ему на лоб, известную как церемония Гургади . Гуру Рам Дас изображен справа внизу от Арджана.

Гуру Рам Дас выбрал Арджана, самого младшего, своим преемником на посту пятого сикхского гуру. Махадев, средний брат, выбрал жизнь аскета . [29] Его выбор Гуру Арджана в качестве преемника, как и на протяжении большей части истории преемственности сикхских Гуру, привел к спорам и внутренним разногласиям среди сикхов. [7] [30]

Спор о престолонаследии в отношении Гуру Арджана привел к расколу, который привел к разным версиям для двух фракций. [29] В ортодоксальной сикхской традиции Притхи Чанд помнят как яростного противника Гуру Арджана, создавшего фракционную секту сикхской общины. [31] Сикхи, последовавшие за Арджаном, называли отколовшуюся фракцию Минас (буквально «негодяи»). Притхи Чанд и его последователи трижды пытались убить молодого Харгобинда . [32] [33] Притхи Чанд также подружился с агентами Великих Моголов. [29] Последующие письменные конкурирующие тексты, написанные Минами, с другой стороны, предлагали другое объяснение покушения на жизнь Харгобинда и представляли его преданным своему младшему брату Арьяну. Старший сын Притхи Чанда , Михарван, упоминается в обеих традициях как получивший опеку как от Притхи Чанда, так и от Арджана в детстве. [34]

Конкурирующие тексты признают разногласия. Они заявляют, что Притхи Чанд покинул Амритсар , стал сахибом Гуру после мученической смерти Гуру Арджана и оспаривал преемственность Харгобинда в качестве следующего Гуру. [35] Последователи Притхи Чанда считали себя истинными последователями Гуру Нанака , поскольку они отвергали растущий акцент на милитаризации панта при Харгобинде, чтобы противостоять преследованиям Великих Моголов после мученической смерти Арджана, в пользу ненасильственной интериоризации. [29] Помимо Притхи Чанда, сын Гуру Амара Даса по имени Баба Мохан также бросил вызов авторитету Арджана. [36] Эти спорные утверждения были подтверждены ранними сикхскими сектами, частично в их рукописях сикхских гимнов. Баба Мохан владел «Гойндвал поти», содержащим гимны Нанака и других ранних гуру, а Притхи Чанд владел « Гуру Харсахай поти», который тогда считался старейшим писанием со времен Нанака. [36] Государственные ученые, возможно, побудили Гуру Арджана создать значительно расширенную официальную версию Ади Грантха . [36]

По словам Гурбиласа, после первого паркаша Ади Грантха Гуру Арджан сказал: «Слушайте все мои указания. И поверьте, это как всегда правда. Примите Грант наравне с Гуру. И не думайте, что между ними нет различий». [37]

Основная сикхская традиция признавала Гуру Арджана пятым Гуру, а Харгобинда — шестым Гуру. [19] [31] [38] Арджан в возрасте 18 лет стал пятым Гуру в 1581 году, унаследовав титул от своего отца. После его казни мусульманскими властями Империи Великих Моголов его сын Харгобинд стал шестым Гуру в 1606 году нашей эры. [19]

Картина пыток и мученичества Арджана работы пенджабского художника Шри Рама (1876–1926).

Арджан умер под стражей Великих Моголов; это был один из определяющих, хотя и противоречивых вопросов в истории сикхов. [39] [40]

Большинство историков Великих Моголов считали казнь Гуру Арджана политическим событием, заявляя, что сикхи стали грозной социальной группой, а сикхские гуру стали активно участвовать в политических конфликтах в Пенджабе . [14] [40] Похожая теория, выдвигавшаяся в начале 20 века, утверждала, что это была всего лишь политически мотивированная одиночная казнь. [41] подозреваемым в восстании Джахангира, продолжался спор в династии Великих Моголов Согласно этой теории, между Джахангиром и его сыном Хосровом, , в котором Арджан благословил Хосрова и, следовательно, проигравшую сторону. Джахангир завидовал и возмутился, поэтому приказал казнить Гуру. [7] [11] [12] [13] Но, согласно автобиографии Джахангира, скорее всего, он не понимал важности сикхских гуру. Он называл Арджана индусом, который «захватил многих простодушных индусов и даже невежественных и глупых последователей ислама своими поступками и манерами... на протяжении трех или четырех поколений (духовных преемников) ) они сохранили этот магазин в тепле». Казнь Арджана резко контрастирует с терпимым отношением Джахангира к другим религиям, таким как индуизм и христианство . [42] [43]

Гурдвара Дера Сахиб в Лахоре , Пакистан , установлен в память о месте, где, как традиционно считается, умер Гуру Арджан Дев.

Сикхская традиция придерживается противоположной точки зрения. В нем говорится, что казнь Гуру была частью продолжающегося преследования сикхов со стороны исламских властей в Империи Великих Моголов. [17] и что правители Великих Моголов Пенджаба были встревожены ростом Панта. [15] [40] [44] Согласно « автобиографии Джахангира Тузк-э-Джахангири» ( «Джахангирнама» ), в которой обсуждается поддержка Арджаном своего мятежного сына Хосрова , слишком много людей убеждались учениями Арджана, и если Арджан не стал мусульманином , сикхский Пантх должен был быть уничтожен. [40] [примечание 1]

В 1606 году н.э. Гуру был заключен в тюрьму в форте Лахора , где, по некоторым сведениям, его пытали и казнили. [15] [45] и по другим сведениям, способ его смерти остается невыясненным. [40] В традиционном сикхском сообщении говорится, что император Великих Моголов Джахангир потребовал штраф в размере 200 000 рупий и потребовал, чтобы Арджан удалил из текста некоторые гимны, которые он нашел оскорбительными. Гуру отказался снять веревки и заплатить штраф, что, как утверждают сикхи, привело к его казни. [46] В некоторых традиционных мусульманских источниках, таких как Латиф в 19 веке, говорится, что Арджан был диктатором, человеком, который жил в великолепии, в «дорогих одеждах», который оставил в стороне четки и одежду святого ( факира ). [47] Шейх Ахмад Сирхинди приветствовал наказание и казнь Арджуна, назвав сикхского Гуру неверным . [48] [примечание 2] Напротив, Миан Мир - суфийский друг Арджана, лоббировал, когда Джехангир приказал казнить и конфисковать имущество Арджана, а затем, по словам Риши Сингха, добился отсрочки исполнения приказа о конфискации. [51]

Некоторые ученые заявляют, что доказательства неясны, наступила ли его смерть в результате казни, пыток или насильственного утопления в реке Рави . [12] [52] [53] Дж. С. Гревал отмечает, что сикхские источники семнадцатого и восемнадцатого веков содержат противоречивые сообщения о смерти Арьяна. [54] Дж. Ф. Ричард заявляет, что Джахангир был постоянно враждебен по отношению к широко почитаемым святым, а не только к сикхизму. [55] Бхаи Гурдас был современником Арджана и известным сикхским летописцем 17-го века. [56] В его свидетельствах очевидца записана жизнь Арджана и приказ императора Джахангира замучить Гуру до смерти. [57]

В современном иезуитском отчете, написанном испанским -иезуитом миссионером Джеромом Ксавьером (1549–1617), который в то время находился в Лахоре , отмечается, что сикхи пытались убедить Джахангира заменить пытки и смертный приговор крупным штрафом, но эта попытка провалилась. . [58] Дабистан-и Мазахиб Мобад утверждает, что Джахангир пытал Арджана в надежде получить деньги и публично отречься от своих духовных убеждений, но Гуру отказался и был казнен. [59] Джером Ксавье , оценивая мужество Гуру Арджуна, написал в ответ Лиссабону , что Арьян страдал и мучился. [3]

Согласно сикхской традиции, перед казнью Арьян поручил своему сыну и преемнику Харгобинду взять в руки оружие и противостоять тирании. [60] Его казнь привела к тому, что сикхи Пантхи вооружились и начали сопротивление преследованиям под властью Великих Моголов. [15] [61] Майкл Барнс заявляет, что решимость и смерть Арджуна укрепили убежденность сикхов в том, что «личное благочестие должно иметь основу моральной силы. Добродетельная душа должна быть смелой душой. Готовность потерпеть испытание за свои убеждения была религиозным императивом». [3]

Гуру Арджан охотится верхом на лошади с ястребом. Картина из Файзабада, около 1760 года.

Существует несколько историй и версий о том, как, где и почему умер Арьян. [62] [63] [64] Недавняя стипендия [65] [66] предложили альтернативный анализ, опасаясь «преувеличения фрагментарных следов документальных свидетельств в историческом анализе». Альтернативные версии включают истории о роли Арджана в конфликте между императором Великих Моголов Джахангиром и его сыном, которого Джахангир подозревал в попытке организовать отцеубийственный переворот. Альтернативная версия подчеркивает роль индуистского министра Джахангира по имени Чанду Шах . Он, по одной из версий, мстит Арьяну за то, что тот не женил своего сына Харгобинда на дочери Чанду-шаха. В другой лахорской версии Чанду Шах фактически предотвращает пытки и смерть Арджана со стороны мусульман, заплатив Джахангиру 200 000 рупий (100 000 крусадо), но затем удерживает его и эмоционально мучает до смерти в своем доме. [67] Несколько альтернативных версий этой истории пытаются освободить Джахангира и империю Великих Моголов от любой ответственности. [63] [68] но не имеют никаких следов или подтверждений в документальных свидетельствах начала 17 века, таких как записи священника-иезуита Джерома Ксавьера и мемуары Джахангира. [14] [16] [69]

Наследие

[ редактировать ]

Амритсар

[ редактировать ]

Отец Арджана, Гуру Рам Дас, основал город, названный в его честь «Рамдаспур», вокруг большого искусственного бассейна с водой под названием «Рамдас Саровар». Арьян продолжил усилия своего отца по созданию инфраструктуры. Город расширился во времена Арьяна, финансируемый за счет пожертвований и построенный на добровольных началах . Бассейн превратился в храмовый комплекс с Гурдвара Хармандир Сахиб рядом с бассейном. Арьян установил священные писания сикхизма внутри нового храма в 1604 году. [7] Возникший город теперь известен как Амритсар и является самым священным местом паломничества в сикхизме. [7] [70]

Продолжая усилия Рам Даса, Арьян сделал Амритсар основным местом паломничества сикхов. Он написал большое количество сикхских писаний, включая популярный «Сухмани Сахиб» . Арджану приписывают завершение многих других инфраструктурных проектов, таких как водохранилища под названием Сантохсар (Пруд довольства ) и Гонгсар (Пруд с колоколами), [71] основание городов Тарн Таран, Картарпур и Харгобиндпур. [72] [73]

Расширение сообщества

[ редактировать ]

Завершив Хармандир Сахиб на пожертвования дасванда в течение первого десятилетия своего гуру между 1581 и 1589 годами, создав точку сплочения общины и центр сикхской деятельности, а также место для установки Ади Грантха , Арджан также ушел. во время поездки по Маджхе и Доабе в Пенджабе, где он основал эти города. Благодаря своему центральному расположению в центре Пенджаба ряды сикхов пополнятся, особенно среди крестьянства Джат , и создадут для них определенный уровень процветания; Арджан будет служить не только духовным наставником, но и настоящим императором ( сакча падшах ) для своих последователей. [72]

Ади Грант

[ редактировать ]

Согласно сикхской традиции, Арджан составил Ади Грантх, собрав гимны прошлых Гуру из многих мест, а затем отвергнув те, которые он считал подделками или расходящимися с учениями Гуру. [74] Его утвержденный сборник включал гимны первых четырех гуру сикхизма, сочиненных им, а также 17 индуистских бардов и 2 мусульманских бардов ( Бхагатов ). [75] [76] Согласно сикхской традиции, компиляция была завершена 30 августа 1604 года и установлена ​​в храме Хармандир-Сахиб 1 сентября 1604 года. [77]

Арьян был плодовитым поэтом, сочинившим 2218 гимнов. Более половины тома «Гуру Грантх Сахиб» и крупнейшее собрание гимнов были составлены Арджаном. По словам Кристофера Шекла и Арвинда-Пала Сингха Мандаира, композиции Арьяна сочетают духовное послание в «энциклопедической лингвистической сложности» с «формами Брадж Бхаша и изученной санскритской лексикой». [78]

После того, как Арджан завершил и установил Ади Грантх в Харимандир-Сахибе, император Великих Моголов Акбар был проинформирован о разработке с утверждением, что она содержит учения, враждебные исламу. Он приказал принести ему копию. Арьян отправил ему копию на тхали (табличке) со следующим сообщением, которое позже было добавлено к расширенному тексту:

В этом тхали (блюде) вы найдете три вещи – истину, покой и созерцание:
и в этом также нектарное Имя , которое является опорой всего человечества.

- AG 1429 , перевод Уильяма Оуэна Коула и Пиары Сингх Самбхи. [79]

В «Акбарнаме» Абу'л -Фазла Аллами упоминается, что Арджан встретил императора Великих Моголов Акбара и его кортеж в 1598 году. По мнению Луи Фенека, эта встреча, вероятно, повлияла на развитие сикхской рукописи и более поздних боевых традиций. [80]

Одним из споров среди сикхской общины после Гуру Рам Даса было появление новых гимнов, которые, как утверждается, были написаны Нанаком. По мнению фракции, возглавляемой Арджаном, эти гимны были искаженными и фальшивыми, причем некоторые обвиняли Притхи Чанда и его сикхскую фракцию в их составлении и распространении. [29] [81] Обеспокоенность и возможность неправильной пропаганды, аморальных учений и недостоверности Гурбани побудили Арджана предпринять серьезные усилия по сбору, изучению, утверждению и составлению письменного официального писания, которое он назвал Ади Грантхом , первым изданием сикхского писания к 1604 году. . [32] [35]

Состав как Притхи Чанда, так и его последователей был сохранен в текстах сикхизма Мина, в то время как основная и более крупная сикхская традиция приняла писание Гуру Грантха Сахиба , которое в конечном итоге возникло по инициативе Арджана. [35] [82]

Написание

[ редактировать ]

Некоторые ученые пишут имя Гуру Арджана как «Гуру Арджун». [3] [4]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Следующее взято из мемуаров Джахангира:
    Жил-был индус по имени Арджан в Гобиндвале, на берегу реки Беас. Притворяясь духовным наставником, он привлек к себе в качестве преданных многих простодушных индийцев и даже некоторых невежественных и глупых мусульман, открыто пропагандируя свои претензии на то, что он святой. Они называли его гуру. Многие дураки со всей округи прибегали к нему и верили ему безоговорочно. В течение трех или четырех поколений они торговали одним и тем же. В течение долгого времени я думал, что либо эту ложную торговлю следует прекратить, либо его следует принять в объятия Ислама. Наконец, когда Хосров проходил мимо, этот незначительный человечек захотел воздать должное Хосрову. Когда Хосров остановился в своей резиденции, [Аржан] вышел и взял интервью у [Хосрова]. Давая ему некоторые элементарные духовные наставления, почерпнутые здесь и там, он сделал на лбу отметку шафраном, которая называется кашка на языке индусов и которую они считают счастливой. Когда мне сообщили об этом, я понял, насколько он был лжив, и приказал привести его ко мне. Я передал его дома и жилища, а также жилища его детей Муртаза-хан и я приказали конфисковать его имущество и товары и казнить его. - Мемуары императора Джахангира, Джахангирнама 27b-28a, (переводчик: Уилер М. Такстон) [16]
  2. Это из записей шейха Ахмада Сирхинди, составленных после наказания и казни Гуру Арджуна:
    В эти дни проклятый неверный Гобиндвала, к счастью, был убит. Это причина великого поражения нечестивых индусов. С каким бы намерением и целью их не убивали – унижение неверных – это для мусульман сама жизнь. Прежде чем этот кафир ( неверный ) был убит, я видел во сне, что император того времени разрушил корону главы ширка или неверности. Это правда, что этот неверный [Гуру Арджун] был главой неверных и лидером кафиров. Целью взимания с них джизьи (налога с немусульман) является унижение и оскорбление кафиров, а джихад против них и враждебность к ним являются необходимыми условиями мусульманской веры. - Шейх Ахмад Сирхинди , Письмо Муртазе Хану , О казни Гуру Арджана [14] [49] [50]
  1. ^ Сингх, Джасмер (2005). Шри Гуру Грантх Сахиб - Описательная библиография пенджабских рукописей . Патиала: Пенджабский университет Патиалы. п. 145.
  2. ^ Jump up to: а б «Арджан, сикхский гуру» . Британская энциклопедия . Проверено 5 мая 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Барнс, Майкл (2012). Межрелигиозное обучение: диалог, духовность и христианское воображение . Издательство Кембриджского университета. стр. 245–246. ISBN  978-1-107-01284-4 . Так умер их добрый Папа, охваченный страданиями, мучениями и позором. – Жером Ксавье, Письмо Гасперу Фернандешу в Лиссабон, О казни Гуру Арьяна
  4. ^ Jump up to: а б Десен, Кристиан (1999). Философы и религиозные лидеры . Рутледж. п. 14. ISBN  978-1-57958-182-4 .
  5. ^ Маклеод, Хью (1997). Сикхизм . Лондон: Книги Пингвина. п. 28 . ISBN  0-14-025260-6 .
  6. ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. п. 24. ISBN  978-1-898723-13-4 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристофер Шекл; Арвинд Мандаир (2013). Учения сикхских гуру: отрывки из сикхских писаний . Рутледж. стр. xv – xvi. ISBN  978-1-136-45101-0 .
  8. ^ Пардип Сингх Арши (1989). Золотой храм: история, искусство и архитектура . Харман. стр. 5–7. ISBN  978-81-85151-25-0 .
  9. ^ Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Издательство Rowman & Littlefield. п. 33. ISBN  978-1-4422-3601-1 .
  10. ^ DS Dhillon (1988), Sikhism Origins and Development Atlantic Publishers, стр. 213–215, 204–207.
  11. ^ Jump up to: а б Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), страницы 32–33.
  12. ^ Jump up to: а б с Ганди, Р. (14 сентября 2013 г.). Пенджаб: История от Аурангзеба до Маунтбеттена . Книжная компания Алеф. п. 34. ISBN  9789383064410 . Цитата: Джахангир, сын и преемник Акбара, приказал казнить. Из собственного почерка Джахангира мы знаем, что он завидовал популярности Гуру Арджана Дева и что жест Гуру в сторону Хосрова, сына, восставшего против Джахангира, возмутил его.
  13. ^ Jump up to: а б История сикхов из персидских источников: переводы основных текстов . Дж. С. Гревал, Ирфан Хабиб, Конгресс истории Индии. Сессия. Нью-Дели: Тулика. 2001. с. 4. ISBN  81-85229-17-1 . OCLC   47024480 . Автор «Дабистана» ссылается на благословения Гуру Арджана мятежному принцу Хосрову. На Гуру Арджана был наложен крупный штраф, который он не смог оплатить. Его связали и держали на горячих песках Лахора. Он умер из-за летней жары и пыток, примененных должностными лицами, ответственными за сбор штрафа. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), страницы 29–62.
  15. ^ Jump up to: а б с д Кулатунгам, Лиман (2012). Квест: Христос среди поисков . Випф. стр. 175–177. ISBN  978-1-61097-515-5 .
  16. ^ Jump up to: а б с Джахангир, император Индостана (1999). Джахангирнама: Мемуары Джахангира, императора Индии . Перевод Такстона, Уилера М. Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН  978-0-19-512718-8 .
  17. ^ Jump up to: а б Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), стр. 29, Цитата: «Однако в отличие от этой точки зрения большинство сикхских ученых яростно представили это событие как первое из долгой серии религиозных преследований, которым сикхи подверглись со стороны властей Великих Моголов».
  18. ^ Луи Э. Фенек, Мученичество в сикхской традиции, Oxford University Press, стр. 118-121.
  19. ^ Jump up to: а б с WH Маклеод (1989). Сикхи: история, религия и общество . Издательство Колумбийского университета. стр. 26–51 . ISBN  978-0231068154 .
  20. ^ Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 6, 122–123. ISBN  978-0-19-874557-0 .
  21. ^ Место рождения Гуру Арджана
  22. ^ Jump up to: а б Арвинд-пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для недоумевающих . Блумсбери. стр. 39, 40. ISBN.  9781441153661 .
  23. ^ Маклеод, Хью (1997). Сикхизм . Лондон: Книги Пингвина. п. 26 . ISBN  0-14-025260-6 .
  24. ^ Пашаура Сингх (2006). Жизнь и деятельность Гуру Арджана: история, память и биография в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 50, 64, 98.
  25. ^ Жизнь и деятельность Гуру Арджана: история, память и биография в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 69.
  26. ^ Сикхизм . Издательство Гавайского университета. 2 марта 2012 г. ISBN.  9780824860349 .
  27. ^ Дж. С. Гревал (1990). Сикхи Пенджаба, Тома 2–3 . Издательство Кембриджского университета. п. 46. ​​ИСБН  9780521637640 .
  28. ^ Jump up to: а б с д Джайн, Хариш (2003). Создание Пенджаба . Книги Юнистар. п. 275. Историки говорят, что он женился на Мате Рам Деи 20 июня 1579 года и на Мате Ганге 19 мая 1589 года. Но распространено мнение, что у него была только одна жена (Мата) Ганга, которая родила ему только одного сына, Хар Гобинда, которому предстояло стать шестым гуру сикхов.
  29. ^ Jump up to: а б с д и Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБТаурис. стр. 50–52. ISBN  978-1-78076-250-0 .
  30. ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 54–55 , 62–63. ISBN  978-0-521-63764-0 .
  31. ^ Jump up to: а б Притама Сингха (1992). Брат Гурдас . Академия Сахитья. стр. 27–28. ISBN  978-8172012182 .
  32. ^ Jump up to: а б Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Издательство Rowman & Littlefield. п. 39. ИСБН  978-1-4422-3601-1 .
  33. ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 20. ISBN  978-0-8108-6344-6 .
  34. ^ Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБТаурис. стр. 48–55. ISBN  978-1-78076-250-0 .
  35. ^ Jump up to: а б с Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 171–172. ISBN  978-0-19-969930-8 .
  36. ^ Jump up to: а б с Арвинд-Пал С. Мандейр; Кристофер Шекл; Гурхарпал Сингх (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Тейлор и Фрэнсис. стр. 20–22. ISBN  978-1-136-84634-2 .
  37. ^ Ганди, Сурджит Сингх (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг . н.э. Atlantic Publishers & Dist. п. 946. ИСБН  978-81-269-0858-5 .
  38. ^ DS Dhillon (1988), Sikhism Origins and Development Atlantic Publishers, стр. 99-110.
  39. Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), стр. 29, Цитата: «Самый спорный вопрос в истории сикхов связан с гуру Арджаном. казнь под стражей Великих Моголов. В научных и квазинаучных трудах появился ряд интерпретаций этого события».
  40. ^ Jump up to: а б с д и WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 20 (Смерть Арьяна). ISBN  9780810863446 . «Правители Великих Моголов Пенджаба, очевидно, были обеспокоены ростом Панта, и в 1605 году император Джахангир сделал запись в своих мемуарах « Тузук-и-Джахангири » о поддержке Гуру Арджана его мятежного сына Хосрау Мирзы . Слишком много люди, писал он, были убеждены его учением, и если Гуру не стал мусульманином, Джахангир считал, что Гуру Арджан был индусом, который притворялся святым, и что он думал. Принуждение Гуру Арджана принять ислам или прекращение его лжеторговли, в течение долгого времени очевидно, что власти Великих Моголов несут ответственность за смерть Арджана в заключении в Лахоре, и это можно принять как установленный факт. Смерть наступила в результате пыток или утопления в реке Рави, остается нерешенной. Для сикхов Арджан — первый мученик-Гуру.
  41. ^ Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 года в Wayback Machine , Журнал философского общества, 12 (1), стр. 29, Цитата: Точно так же в первые десятилетия двадцатого века Бени Прасад относился к все это дело как «единичная казнь, вызванная прежде всего политическими причинами».
  42. ^ Кнаппили. «31 августа 1569 года: Родился Джахангир | Кнаппили» . Knappily — Приложение знаний . Проверено 2 сентября 2020 г.
  43. ^ Джахангир, император Индостана (6 декабря 2016 г.). Беверидж, Генри (ред.). Тузук-и-Джахангири: или Мемуары Джахангира (Том 1 из 2) . Перевод Роджерса, Александра.
  44. ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 63–64 . ISBN  978-0-521-63764-0 .
  45. ^ Пашаура Сингх (2006). Жизнь и деятельность Гуру Арджана: история, память и биография в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 23, 217–218. ISBN  978-0-19-567921-2 .
  46. ^ Наяр, Камала (2004). Сикхская диаспора в Ванкувере: три поколения на фоне традиций, современности и мультикультурализма . Университет Торонто Пресс. п. 123 . ISBN  9780802086310 .
  47. ^ Сингх, Риши (23 апреля 2015 г.). Формирование государства и установление немусульманской гегемонии: Пенджаб XIX века после Великих Моголов . Публикации SAGE Индия. стр. 40–41. ISBN  9789351505044 . , Цитата: «Латиф, написав свою работу в 19 веке, утверждает, что Гуру Арджан взял на себя диктатуру, и добавляет, что он был первым, кто отказался от четок и одежды факира, оделся в дорогие одежды и обратил святого гадди (место) своих благочестивых предшественников на княжеской трибуне. Он добавляет, что Гуру Арджан держал прекрасных лошадей и слонов и жил в великолепии».
  48. ^ Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), стр. 34.
  49. ^ Сирхинди, Мактубат-и Имам-и Раббани, I-iii, письмо №. 193, с. 95–6
  50. ^ Фридман Йоханан (1966), Шейх Ахмад Сирханди: Очерк его образа в глазах потомков, доктор философии. Диссертация, Университет Макгилла, стр. 110–112.
  51. ^ Сингх, Риши (23 апреля 2015 г.). Формирование государства и установление немусульманской гегемонии: Пенджаб XIX века после Великих Моголов . Публикации SAGE Индия. п. 35. ISBN  9789351505044 .
  52. ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 20. ISBN  9780810863446 .
  53. ^ А.С. Бхалла (2008). В поисках корней: Гуру Амар Дас и Бхаллы . Рупа и Ко. с. 20. ISBN  9788129113337 .
  54. ^ Дж. С. Гревал, Сикхи Пенджаба, в «Новой Кембриджской истории Индии» . 2, 3. Быт. ред. Крис Бэйли, Гордон Джонсон, Джон Ф. Ричардс . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998, стр. 63–64.
  55. ^ Ричардс, Джон Ф. Империя Великих Моголов, в «Новой Кембриджской истории Индии». 1, 5. Быт. ред. Крис Бэйли, Гордон Джонсон, Джон Ф. Ричардс . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993, стр. 97.
  56. ^ Вир Сингх, изд. Варам Бахи Гурдас Сатки, 9-е издание. Нью-Дели: Бхаи Вир Сингх Сахитья Садан, 1997), с. 386.
  57. ^ Притама Сингха (1992). Брат Гурдас . Академия Сахитья. стр. 25–32. ISBN  978-8172012182 .
  58. ^ Отец Джером отцу Гасперу Фернандесу ( Добавить Британскую библиотеку MS 9854, сл. 38-52), 1617, в Sicques, Tigers or Thieves: Свидетельства сикхов (1606-1809). Ред. Амандип Сингх Мадра и Пармджит Сингх. Пэлгрейв Макмиллан, 2004, с. 7.
  59. ^ Мобад, Дабистан-и Мазахиб, 1645-46, в истории сикхов из персидских источников. Ред. Дж. С. Гревал и Ирфан Хабиб. Конгресс истории Индии: Тулика, 2001. с. 67.
  60. ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. стр. 20–21. ISBN  9780810863446 .
  61. ^ Пашаура Сингх, Луи Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 236–237. ISBN  9780199699308 .
  62. ^ Саджида С. Алви (1987), «Религия и государство во время правления императора Великих Моголов Джахангира (1605-27): неюридические перспективы», в StudiaИсламика, стр. 113-114.
  63. ^ Jump up to: а б Пашаура Сингх (2006). Жизнь и деятельность Гуру Арджана: история, память и биография в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 211–219, 233. ISBN.  978-0-19-567921-2 .
  64. ^ Ганди, Раджмохан (1999). Месть и примирение . Нью-Дели, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 93–95. ISBN  978-0-14-029045-5 .
  65. ^ Пашаура Сингх (2005), Понимание мученичества Гуру Арджана. Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Журнал Философского общества, 12 (1), стр. 38-39.
  66. ^ Луи Фенек (2001), Мученичество и казнь Гуру Арджана в ранних сикхских источниках , Журнал Американского восточного общества, 121 (1), стр. 20-31.
  67. ^ Кирпал Сингх (2000), Перспективы сикхских гуру, Национальный книжный магазин, стр. 125-127.
  68. ^ Пашаура Сингх (2011), Переосмысление жертвоприношения Гуру Арджана. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , Журнал исследований Пенджаба, University of California Press, 18 (1&2), стр. 295-316.
  69. ^ Луи Э. Фенек (2010), Мученичество: WH McLeod и его ученики, Журнал исследований Пенджаба, University of California Press, 17 (1&2), стр. 75-94
  70. ^ WH Маклеод (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Издательство Чикагского университета. стр. 28–29. ISBN  978-0-226-56085-4 .
  71. ^ «Значение гонга на пенджаби | перевод гонга на пенджаби» .
  72. ^ Jump up to: а б Мохиндер Сингх Джоши (1994). Гуру Арджан Дев . Академия Сахитья. стр. 6–8. ISBN  978-81-7201-769-9 .
  73. ^ Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. стр. 42–43. ISBN  978-1-4411-5366-1 .
  74. ^ Мохиндер, Джоши (1994). Гуру Арджан Дев . Академия Сахитья. п. 4. ISBN  9788172017699 .
  75. ^ Мохиндер, Джоши (1994). Гуру Арджан Дев . Сахитья Академия. стр. 4–5. ISBN  9788172017699 .
  76. ^ Сингх, Никки-Гуниндер Каур (2011). Сикхизм: Введение . Нью-Йорк. п. 30. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  77. ^ Ларген, Кристин (2017). Нахождение Бога среди наших соседей, Том 2: Межконфессиональная систематическая теология . Миннеаполис: Фортресс Пресс. п. 39. ИСБН  9781506423302 .
  78. ^ Кристофер Шекл; Арвинд Мандаир (2013). Учения сикхских гуру: отрывки из сикхских писаний . Рутледж. стр. xviii – xix, xxii. ISBN  978-1-136-45101-0 .
  79. ^ Уильям Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. п. 26. ISBN  978-1-898723-13-4 .
  80. ^ Луи Фенек (2014). Пашаура Сингх, Луи Э. Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 45–46. ISBN  978-0-19-969930-8 .
  81. ^ WH Маклеод (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Издательство Чикагского университета. стр. 29–30. ISBN  978-0-226-56085-4 .
  82. ^ Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБТаурис. стр. 52–54. ISBN  978-1-78076-250-0 .
  83. ^ «МУЗЫКА И СИКХСКАЯ ДУХОВНОСТЬ» . Исследовательские ворота.

Библиография

[ редактировать ]

https://www.amazon.com/History-Sikhs-Vol-Gurus-1469-1708/dp/8121502764/ref=pd_rhf_d_dp_s_ci_mcx_mr_hp_d_sccl_1_3/145-9098560-6919419?pd_rd_w=EhQDc&content-id=amzn1.sym.0a853d15-c5a9-4695-90cd-fdc0b630b803&pf_rd_p=0a853d15-c5a9-4695-90cd-fdc0b630b803&pf_rd_r=43STA5ET49JHAD1KW93F&pd_rd_wg=QgeDc&pd_rd_r=a73a726d-d340-472d-a1b7-10ee05e97b57&pd_rd_i=8121502764&psc=1

  1. Джахангир, император Индостана (1909 г.). Беверидж, Генри (ред.). Тузук-и-Джанхангири или Мемуары Джахангира . Перевод Роджерса, Александра. Лондон: Королевское азиатское общество.
  2. История Пенджаба , Сиад Мухаммад Латиф, Издатель: Kalyani Publishers, Лудхиана, Пенджаб, Индия. ISBN   978-81-7096-245-8
  3. Философия «Чарди Кала» и высшего состояния ума у ​​Шри Гуру Грантха Сахиба , доктора. Харджиндер Сингх Маджхаил, 2010 г., Издатель: Deepak Publishers, Джаландхар, Пенджаб, Индия. ISBN   81-88852-96-1
  4. ИСТОРИЯ СИКХА В 10 ТОМАХ , доктор Харджиндер Сингх Дилгир, Издатель: The Sikh University Press, Брюссель, Бельгия. ISBN 2-930247-41-X
[ редактировать ]
Предшественник Сикхский Гуру
1 сентября 1581 г. - 25 мая 1606 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7fa8653dbc61e9f417a80416edd3eff__1722120720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/ff/c7fa8653dbc61e9f417a80416edd3eff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guru Arjan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)