Хосров Мирза
Хосров Мирза | |
---|---|
Шахзада Империи Великих Моголов Мирза [1] | |
![]() Принц Хосров с соколом | |
Рожденный | 16 августа 1587 г. Лахор , Империя Великих Моголов |
Умер | 26 января 1622 г. Бурханпур , Империя Великих Моголов | ( 34 года
Похороны | |
Жены |
|
Проблема |
|
Дом | Тимурид |
Отец | Джахангир |
Мать | Шах Бегум |
Религия | Суннитский ислам |
Хосров Мирза (16 августа 1587 — 26 января 1622) был старшим сыном Великих Моголов императора Джахангира и его первой жены Шаха Бегум . [2] [3] Молодой принц проявил исключительные навыки и мудрость и имел честь быть подготовленным самим Императором Великих Моголов (Акбаром) к трону Империи Великих Моголов. Он оказался самым способным и квалифицированным сыном Джахангира, но его постигла несчастная судьба. Будучи старшим сыном Джахангира, он был прямым наследником своего отца, но Джахангир отдавал предпочтение своему сыну Хурраму Мирзе, поскольку он питал враждебность к Хосрову. [ нужна ссылка ]
Харизматичный принц был любим простым народом, широко известен своей доблестью, боевым талантом и был свободен от всех пороков людей своего возраста. Отмечается, что Акбар видел себя в Хосрове храбрым, способным и талантливым боевым командиром и харизматичным человеком. [4] Хосрова Мирзу поддерживали влиятельные люди, в том числе его тесть Мирза Азиз Кока , его дядя по материнской линии Раджа Ман Сингх , королева-мать Мариам-уз-Замани, Салима Султан Бегум и любимая сестра Джахангира Шакр-ун-Нисса Бегум , все они вместе пытались добиться помилования очаровательного принца и спасти его от смертной казни.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хосров родился в Лахоре 16 августа 1587 года и был старшим сыном и вторым ребенком Джахангира. [5] Его мать, Ман Бай , была дочерью раджи Бхагванта Даса из Амбера, Индия (современный Джайпур ), главы клана раджпутов Качхваха и была главной женой его отца. Она была племянницей своей свекрови Мариам-уз-Замани и, следовательно, двоюродной сестрой по материнской линии своего мужа. В связи с рождением Хосрова принц Салим (позже известный как император Джахангир) удостоил свою жену титула Шах Бегум .
Его мать была очень предана своему мужу и встала на сторону своего мужа принца Салима, а не сына Хосрова, когда тот не обратил внимания на своего отца. Она постоянно советовала Хосрову быть искренним со своим отцом. Она покончила жизнь самоубийством 5 мая 1605 года, употребив опиум, когда вражда между отцом и сыном, казалось, не утихала и шансы на их примирение угасли. [6] Его очень любил его дед Акбар, которого Хосров называл «Шахи Баба» (королевский отец), а его отец Салим - «Шахи Бхаи» (королевский старший брат). [7]
Образование
[ редактировать ]Хосров получил обширное и высшее образование, которым руководил император Акбар. Акбар назначил своих самых способных и талантливых дворян, которые оказались его Наваратнами , для обучения молодого принца. Свое лингвистическое образование он начал у либерального ученого Абу'л-Фазла ибн Мубарака , который был великим визирем Акбара, и у своего ученого брата Абу'л Хайра. [ нужна ссылка ]
Он получил военную подготовку под руководством самого доверенного и высокопоставленного дворянина при дворе Великих Моголов, своего дяди по материнской линии, Раджи Ман Сингха. Уважаемый индуистский брамин по имени Шив Датт Бхаттачарья был назначен учителем Хосрова, который подробно обучал его различным индуистским писаниям. [ нужна ссылка ] Более того, сам Акбар уделял время своей военной подготовке, обучая его различным тактикам ведения войны.
Характер
[ редактировать ]Как отметил европейский священнослужитель при дворе Великих Моголов, Хосров, как сообщается, имел приятную внешность и пользовался восхищением простых людей. Он был известен своей доблестью, светскостью и боевым талантом. 28 марта 1594 года Акбар принял беспрецедентное решение в честь молодого принца при дворе Великих Моголов, предоставив Хосрову высокое императорское звание в размере 5000 лошадей, когда ему было шесть лет. Вместе с высокопоставленными Мансабами он передал финансовые ресурсы провинции Орисса молодому принцу . Раджа Ман Сингх , самый доверенный генерал Акбара и одна из его девяти драгоценностей, был назначен его опекуном. Кроме того, Акбар настоял на том, чтобы принц оставался под его опекой, и ухаживал за ним лично, что было исключительной честью только для него.
Инцидент, отмеченный христианским миссионером во время его первой встречи с принцем Хосровом, гласит: «Вечером после нашего прибытия Император (Акбар) позвонил нам и показал нам изображения нашего Спасителя ( Иисуса Христа ) и Пресвятой Девы ( Матери) . Марии ), и держал их на руках с таким же почтением, как если бы это были наши священники. Когда мы увидели святые изображения, мы преклонили колени и увидели, что семилетний внук императора (Хосров), сын князя, также сложил руки и преклонил колени: при этом Император обрадовался и сказал принцу (Салиму) «Посмотри на своего сына (Хосрова)!» [8]
Его восхваляли в биографии его деда Акбара . Абул Фазл описывает его как молодого принца, обладающего великой мудростью. Акбар также заявил, что любит своих внуков (Хосрова и Хуррама) больше, чем своих детей. После смерти принца Данияла , любимого сына Акбара, Акбар открыто начал оказывать имперскую милость Хосрову и его сторонникам, что было прерогативой очевидного преемника. Акбар сделал Хосрова командующим 10-тысячным войском, после чего его статус стал равным статусу его отца Салима . Его статус в последующие месяцы поднялся выше статуса его отца, когда Акбар поручил ему барабан и туман-тох (посох с прикрепленным мехом из хвоста яка), символы чести, которые были эксклюзивными для самого Императора. В 1605 году Хосров был молодым принцем 17 лет, обладавшим необычайно красивой внешностью, приятными манерами и безупречным характером.
Его тесть, приемный брат императора Акбара, Мирза Азиз Кока был настолько предан делу Хосрова, что, как записано, он неоднократно заявлял:
Я желаю, чтобы они (судьба) донесли благую весть о его (Хосрове) владычестве до моего правого уха и вырвали мою душу из левого уха. [9]
Семья
[ редактировать ]Первой женой и главной супругой Хосрова была дочь чрезвычайно могущественного Мирзы Азиза Коки императора Акбара , известного как Хан Азам, сына Джиджи Анги, кормилицы . Когда с ней был заключен брак Хосрова, был отдан приказ Саид Хану Абдулле Хану и Мир Садру Джахану передать 100 000 рупий. [10] в качестве сачака в дом Мирзы по пути Сихр Баха. [11] Она была его любимой женой и матерью его старшего сына Давара Бахша . [12] и его второй сын, принц Буланд Ахтар Мирза, родившийся 11 марта 1609 года и умерший в младенчестве. [13]
Другая жена Хосрова была дочерью Джани-бека Тархана из Татты. [14] Она была сестрой Мирзы Гази Бека. Брак устроил дед Хосрова, император Акбар . [15] [16] Другая из его жен была дочерью Мукима, сына Михтара Фазиля Рикабдара (держателя стремени). Она была матерью князя Гуршаспа Мирзы, родившегося 8 апреля 1616 года. [17] [18] У Хосрова была дочь Хошманд Бану Бегум , родившаяся примерно в 1605 году и вышедшая замуж за принца Хошанга Мирзы, сына принца Данияла Мирзы . [19]
Правление Джахангира
[ редактировать ]Император Акбар , который был глубоко разочарован отцом Хосрова, Джахангиром , из-за его распущенности, пренебрежения обязанностями и восстаний против него, отдал предпочтение своему внуку Хосрову в качестве наследника престола Великих Моголов Салиму. В 1605 году, после смерти Акбара, его сменил Салим, что привело к падению положения и влияния принца Хосрова при дворе. Джахангир был чрезвычайно разгневан своим сыном, поскольку Акбар одобрил его в качестве наследника престола Великих Моголов и был неискренним по отношению к нему. В конце концов Хосров был помилован Джахангиром благодаря вмешательству его матери, его сестер, а также мачех и сестер Хосрова. Мариам-уз-Замани , бабушка Хосрова, стала главным щитом Хосрова во время правления Джахангира и, как отметил христианский миссионер, присутствовавший при дворе Великих Моголов, она добилась помилования принца вместе с Салимой Султан Бегум , Шакр-ун-Нисса Бегум , и другие сестры императора Джахангира после преемственности Джахангира. [20]
Восстание и последствия
[ редактировать ]
В 1606 году Хосров восстал против своего отца, чтобы закрепить за собой трон. Он покинул Агру с 350 всадниками 6 апреля 1606 года под предлогом посещения могилы Акбара в соседней Сикандре. [21] Затем к нему присоединились Хусейн Бег и около 3000 всадников в Матхуре ; и Абдур Рахим, провинциальный деван (администратор) Лахора в Панипате . Хосров достиг Тарн Таран Сахиб , недалеко от Амритсара , и получил благословение Гуру Арджана Дева . [22] Хосров осадил Лахор, который защищал Дилавар-хан. Император Джахангир снял осаду и победил Хосрова в битве при Бхайровале. Он был схвачен армией Джахангира при переправе через реку Ченаб при попытке бежать в сторону Кабула . [23]
Хосрова сначала доставили в Дели, где ему было назначено новое наказание. Его величественно усадили на слона и проследовали по Чандни Чоук , в то время как по обе стороны узкой улицы дворян и баронов, которые его поддерживали, держали под ножами на возвышениях. Когда слон приближался к каждой такой платформе, незадачливых сторонников пронзали кольями (через их внутренности), а Хосров был вынужден наблюдать за ужасным зрелищем и слушать крики и мольбы тех, кто его поддерживал. Это повторялось много раз на протяжении всего «Чандни Чоук».
В 1607 году он был частично ослеплен и заключен в тюрьму в Агре. Он сопровождал своего отца в поездке в Кабул, находясь в кандалах. Джахангир, однако, переполненный чувством вины, позже обратился к своим медицинским работникам с просьбой найти средство для восстановления зрения его сына, но они остались безуспешно.

Эллисон Б. Финдли отмечает резкое письмо Мариам-уз-Замани своему сыну Джахангиру, написанное ею в 1616 году, в котором выражается ее беспокойство за безопасность Хосрова, в котором она ожидала, что, если его обвинение будет заключаться в том, чтобы быть поручен принцу Хурраму , который, по ее мнению, стремился устранить Хосрова, чтобы обеспечить его преемственность на троне Великих Моголов. Она сказала, что он в конечном итоге убьет Хосрова, и это будет катастрофой для династии Великих Моголов, поскольку будущие потомки мужского пола будут использовать его в качестве образца убивать своих братьев за обладание царским престолом. Далее, Финдли добавляет, что это ее предсказание подтвердилось вскоре после этого в Империи Великих Моголов, когда дети Шаха Джахана, Аурангзеб и Дара Шико, вступили в борьбу за королевский трон, что в конечном итоге привело к убийству принца Дара Шико его братом.
Сообщается, что Нур Джахан имитировала слезы перед своей свекровью, королевой-матерью Мариам-уз-Замани из-за владения принцем Хосровом, которого амбициозная императрица Нур Джахан считала могущественным претендентом на престол. [24] Отмечается, что когда Джахангир был пьян и не в себе, Нур Джахан пользовался этим и часто просил передать принца Хосрова себе. В 1616 году он был передан Асаф-хану , брату Нур-Джахана. Джахангир заверил его бабушку, которая была категорически против перевода, в безопасности Хосрова. В 1620 году Хосров вместе со своим дядей по отцовской линии, принцем Даниялом , были переданы принцу Хурраму.
В 1620 году, чтобы обеспечить свою власть при дворе Великих Моголов на фоне ухудшающегося здоровья Джахангира, Нур Джехан предложила выдать свою дочь Михр-ун-Ниссу Бегум замуж за Хосрова. Однако Хосров, стремясь сохранить верность своей главной жене, отказался от предложения руки и сердца, и предложение было передано и принято Шахрияром Мирзой .
Смерть
[ редактировать ]В 1622 году Хосров был убит по приказу принца Хуррама. [25] Хуррам сообщил Джахангиру, что приказ был необходим из-за попытки побега Хосрова. [26]
В честь своего сына Джахангир похоронил его рядом с могилой его матери, Шах Бегум, и приказал построить мавзолей в Хусро Баге в Аллахабаде . [27]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Джахангира в 1627 году сын Хосрова, принц Давар, был ненадолго назначен правителем Империи Великих Моголов Асаф-ханом , чтобы обеспечить трон Великих Моголов для Шаха Джахана. 2-го Джумада-ль-авваля 1037 г. хиджры (30 декабря 1627 г.) [28] ), Шах Джахан был провозглашен императором в Лахоре.
26 джумада-ль-авваля 1037 г. хиджры (23 января 1628 г.) [28] ), Давар, его брат Гаршасп, дядя Шахрияр Мирза , а также Тахмурас и Хошанг , сыновья покойного принца Данияла , все были казнены Асаф-ханом, [29] которому Шах Джахан приказал отправить их «из мира», что он добросовестно выполнил. [30]
Родословная
[ редактировать ]Предки Хосрова Мирзы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Титул Великих Моголов Мирза , титул Мирзы, а не Хана или Падшаха, которые были титулами монгольских правителей.
- ^ Гранды империи Айн-и-Акбари , автор: Абул Фазл , Мариам-уз-Замани .
- ^ Фазл, Абул (1907). Акбарнама . Том. III. Перевод Бевериджа, Генри. АЗИАТСКОЕ ОБЩЕСТВО БЕНГАЛИИ. п. 1239.
- ^ Пиньейру, отец (1595). «Провинциальный отчет Бенгалии, часть 1». 65 . Азиатское общество Бенгалии (1896 г.): 68.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Беверидж, Х. (тр.) (1939, переиздание 2000 г.) Акбар Нама Абу'л-Фазла , Том III, Калькутта: Азиатское общество, ISBN 81-7236-094-0 , стр.799.
- ^ Беверидж, Х. (тр.) (1939, переиздание 2000 г.) Акбар Нама Абу'л-Фазла , Том III, Калькутта: Азиатское общество, ISBN 81-7236-094-0 , стр.1239.
- ^ Пиньейру, отец. «Часть 2, Провинциальный отчет отца за ноябрь 1595 года». Журнал Азиатского общества Бенгалии . 1:96 .
- ^ Пиньейру, отец (1595). «Часть 1, Провинциальный отчет отца за ноябрь 1595 года». Журнал Азиатского общества Бенгалии . 1:68 .
- ^ Хан, Мутамад (1969). Икбалнама-и-Джахангири .
- ^ Смарт, Эллен С.; Уокер, Дэниел С. (1985). Гордость принцев: индийское искусство эпохи Великих Моголов в Художественном музее Цинциннати . Художественный музей Цинциннати. п. 27.
- ^ Мухия, Харбанс (15 апреля 2008 г.). Моголы Индии . Джон Уайли и сыновья. п. 151. ИСБН 978-0-470-75815-1 .
- ^ Шуджауддин, Мохаммед; Шуджауддин, Разия (1967). Жизнь и времена Нура Джахана . Книжный дом «Караван». п. 70.
- ^ Джахангир, Роджерс и Беверидж 1909 , с. 153.
- ^ Хабиб, Ирфан (1997). Акбар и его Индия . Издательство Оксфордского университета. п. 50.
- ^ Джахангир, император; Такстон, Уилер Макинтош (1999). Джахангирнама: мемуары Джахангира, императора Индии . Вашингтон, округ Колумбия: Художественная галерея Фрира, Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 30 , 136. ISBN. 978-0-19-512718-8 .
- ^ Хасан Сиддики, Махмудул (1972). История аргунов и тарханов Синда, 1507–1593: аннотированный перевод соответствующих частей Мир Масумс Тарих-и-Синд с введением и приложениями . Институт синдологии Университета Синда. п. 205.
- ^ Джахангир, Роджерс и Беверидж 1909 , с. 321.
- ^ Джахангир, император; Такстон, Уилер Макинтош (1999). Джахангирнама: мемуары Джахангира, императора Индии . Вашингтон, округ Колумбия: Художественная галерея Фрира, Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 192 . ISBN 978-0-19-512718-8 .
- ^ Джахангир, император; Такстон, Уилер Макинтош (1999). Джахангирнама: мемуары Джахангира, императора Индии . Вашингтон, округ Колумбия: Художественная галерея Фрира, Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 97 , 436. ISBN. 978-0-19-512718-8 .
- ^ Ксавьер, иезуит (1606 г.). Миссы Иезуиты в Индии . Британская библиотека Лондон, MS 9854. с. 44.
- ^ Маджумдар, RC (редактор) (2007). Империя Великих Моголов , Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, стр.179
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (15 января 2014 г.). Веры сквозь время: 5000 лет истории религии . АВС-КЛИО. п. 1163. ИСБН 9781610690263 . Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ «Бегство Хосрова» , Тузк -э-Джахангири или Мемуары Джахангира , Александр Роджерс и Генри Беверидж. Королевское азиатское общество, 1909–1914 гг. Том. I, Глава 3. С. 51, 62–72., Том 1, глава 20.
- ^ Находка, Книги Эллисона (1993). Нур Джахан . Издательство Оксфордского университета. п. 365. ИСБН 9780195074888 .
- ^ Махаджан В.Д. (1991, переиздание 2007 г.) История средневековой Индии , Часть II, Нью-Дели: С. Чанд, ISBN 81-219-0364-5 , стр. 126-7.
- ^ Эллисон Бэнкс Финдли (25 марта 1993 г.). Нур Джахан: Императрица Великих Моголов Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 170–172. ISBN 978-0-19-536060-8 .
- ^ Датта, Ранган (26 апреля 2023 г.). «Хусро Баг в Праяградже: молчаливый свидетель традиций и наследия Великих Моголов» . Телеграф. Моя Калькутта . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор, врач общей практики (1907). Некоторые даты, относящиеся к императорам Великих Моголов Индии , в журнале и трудах Азиатского общества Бенгалии , новая серия, том 3, Калькутта: Азиатское общество Бенгалии, стр.59
- ^ Смерть Императора (Джахангира) История Индии, рассказанная ее собственными историками. Мухаммадский период , сэр Его Величество Эллиот, Лондон, 1867–1877, том 6.
- ^ Маджумдар, RC (редактор) (2007). Империя Великих Моголов , Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, стр.197-8.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер, Кэтрин Бланшард (1992). Архитектура Индии Великих Моголов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 104. ИСБН 978-0-521-26728-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Шривастава, член парламента (1975). Общество и культура в средневековой Индии, 1206-1707 гг . Аллахабад: Публикации Чуха. п. 178.
- ^ Мохаммада, Малика (2007). Основы сложной культуры в Индии . Дели: Аакар Букс. п. 300. ИСБН 978-81-89833-18-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Гульбадан Бегум (1902). История Хумаюна (Хумаюн-нама) . Перевод Аннетт Беверидж . Лондон: Королевское азиатское общество. стр. 157–58.
- ^ Латиф, Сиад Мухаммад (2003). Историко-описательная книга Агры с описанием Акбара и его двора, а также современного города Агры . Азиатские образовательные услуги. п. 156. ИСБН 978-81-206-1709-4 .
- ^ Агравал, CM (1986). Акбар и его индуистские офицеры: критическое исследование . Публикации АБС. п. 27.
- ^ Саркар, Джадунатх (1984). История Джайпура: ок. 1503–1938 гг . Ориент Лонгман Лимитед. п. 43. ИСБН 81-250-0333-9 .
- ^ Прасад, Раджива Нейн (1966). Раджа Ман Сингх из Амбера . Калькутта: World Press. п. 11. ISBN 978-0-8426-1473-3 .
- ^ Бхатнагар, В.С. (1974). Жизнь и времена Савая Джай Сингха, 1688–1743 гг . Дели: Импекс Индия. п. 10.
Библиография
[ редактировать ]- Джахангир, император; Роджерс, Александр; Беверидж, Генри (1909). Тузук-и-Джахангири; или «Мемуары Джахангира». Перевод Александра Роджерса. Под редакцией Генри Бевериджа . Лондонское королевское азиатское общество. стр. 78 , 81, 279.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Индии - Шах Джахан. Архивировано 18 июня 2006 г. в Wayback Machine.
- Джахангир