Салима Султан Бегум
Салима Султан Бегум | |
---|---|
Императрица-супруга Империи Великих Моголов | |
![]() Салиму Бегум и Абдул Рахима сопровождают в Ахмедабад после убийства Байрам-хана в 1561 году. | |
Рожденный | 23 февраля 1539 г. |
Умер | 2 января 1613 г. Агра , Империя Великих Моголов | (73 года)
Похороны | Сад Мандаркар, Агра |
Супруг | |
Дом | Тимурид (по браку) |
Отец | Нуруддин Мухаммад Мирза из Накшбандийского Хаваджи |
Мать | Гулрух Бегум |
Религия | ислам |
Салима Султан Бегум (23 февраля 1539 - 2 января 1613) [ 1 ] была третьей женой и главной супругой императора Великих Моголов Акбара . [ 2 ] и внучка Бабура .
была дочерью тети Акбара по отцовской линии, Гулрух Бегум, и ее мужа, вице-короля Каннауджа Салима , Нуруддина Мухаммада Мирзы. Первоначально она была обручена с регентом Акбара Байрам-ханом своим дядей по материнской линии Хумаюном . Невеста, вероятно, была наградой за превосходные услуги, оказанные Байрамом Хумаюну. Пара, у которой была значительная разница в возрасте примерно в сорок лет, поженилась в 1557 году после того, как Акбар сменил Хумаюна на посту третьего императора Великих Моголов. Однако этот краткий союз, в результате которого не было детей, продлился всего три года с тех пор, как Байрам-хан был убит бандой афганцев в 1561 году. После его смерти Салима впоследствии вышла замуж за своего двоюродного брата Акбара. воспитывала второго сына Акбара, Мурада Мирзу Однако она осталась бездетной в обоих браках, но первые несколько лет .
Салима была высокопоставленной женой Акбара и имела большое влияние на своего мужа и его сына Джахангира . [ 3 ] Как заявил Генри Беверидж, ей было поручено присматривать за мусульманским гаремом Акбара. Она пользовалась большим политическим влиянием при дворе Великих Моголов во время правления своего мужа, а также во время правления его преемника (Джахангира). однако, фигурирует в истории как читательница, поэтесса, писавшая под псевдонимом Махфи Ее имя , ( букв. « Скрытый » ) и умоляющая Акбара о прощении Джахангира. она была известна как Хадиджа-уз-Замани ( букв. « Хадиджа века » ). За свою мудрость [ 4 ]
Семья и родословная
[ редактировать ]Султан Бегум была дочерью принцессы Великих Моголов Гулрух Бегум и ее мужа, вице-короля Каннауджа Салима Нуруддина Мухаммада Мирзы. [ 5 ] Ее отец был внуком Ходжи Хасана Накшбанди и потомком прославленного Накшбанди Ходжи, [ 6 ] которые пользовались большим уважением и были родственниками султана Абу Саида Мирзы из Империи Тимуридов через его сына, султана Махмуда Мирзу . [ 7 ]
Мать Салимы, Гулрух Бегум, была дочерью первого императора Великих Моголов Бабура . Личность матери Гульрух Бегум оспаривается. В некоторых источниках имя ее матери упоминается как Салиха Султан Бегум, однако это имя не упоминается ни в « Бабурнаме», написанной самим Бабуром, ни в «Хумаюн-наме», написанной Гульбадан Бегум , и поэтому существование такой женщины сомнительно. Возможно, она также была дочерью Дилдар Бегум, которая могла быть той же женщиной, что и Салиха Султан Бегум. [ 8 ] [ 9 ]
Таким образом, Гулрух была сводной сестрой второго императора Великих Моголов Хумаюна , а если она была дочерью Дилдара, то сводной сестрой младшего брата Хумаюна, Хиндала Мирзы . [ 10 ]
Таким образом, Салима была сводной двоюродной сестрой императора Акбара. Гульрух Бегум, известная своей красотой и достижениями в императорском дворе, [ 10 ] умерла через четыре месяца после рождения дочери. [ 11 ]
Образование и достижения
[ редактировать ]Салима была высокообразованной и образованной женщиной. [ 12 ] [ 13 ] его часто называют чрезвычайно талантливым, [ 14 ] [ 15 ] и был тактичен. [ 3 ] Владеет персидским языком , [ 16 ] она была одаренной писательницей и известной поэтессой своего времени. Она писала под псевдонимом Махфи , псевдоним, который позже взяла на себя ее столь же талантливая сводная правнучка, одаренная поэтесса, принцесса Зеб-ун-Нисса . [ 17 ] Салима также была страстной любительницей книг и очень любила читать. [ 18 ] Она не только содержала большую собственную библиотеку, но и свободно пользовалась библиотекой Акбара. [ нужна ссылка ] Абдус Хайй, автор книги «Маасир аль-умара» , цитирует одно из ее знаменитых куплетов:
В своей страсти я назвал твой замок «нитью жизни».
Я был диким и поэтому произнес такое выражение [ 19 ]
Придворный историк Акбара Бадауни в своей книге «Мунтахаб-ут-Таварих» приводит один отрывок, который проливает свет на любовь Салимы к книгам. [ 18 ] Этот отрывок звучит так: «В связи с книгой «Хирад-афза» , которая исчезла из библиотеки, и по поводу исследования Салимы Султан Бегум, о котором император [Акбар] напомнил мне, был издан приказ прекратить мое пособие и чтобы они должен потребовать у меня книгу». Он добавляет, что Абу'л Фазл не изложил свое опровержение императору, и не проясняет неловкое сомнение относительно того, что он сделал с желаемой книгой Салимы. [ 20 ]
Брак с Байрам-ханом (1557–1561)
[ редактировать ]
В возрасте 18 лет Салима Бегум вышла замуж за Байрам-хана, значительно старше его (которому было за пятьдесят). [ 15 ] 7 декабря 1557 года в Джаландхаре , Пенджаб . [ 21 ] Байрам был главнокомандующим армией Великих Моголов и влиятельным государственным деятелем при дворе Великих Моголов, который в то время исполнял обязанности регента Акбара. Дядя Салимы по материнской линии, Хумаюн, пообещал Байраму, что выдаст свою племянницу замуж за него, как только Индия будет завоевана (что и произошло во время правления Акбара). Невеста, вероятно, была наградой за превосходные услуги, оказанные Байрамом Хумаюну. Брак повысил его престиж среди дворян Великих Моголов, поскольку сделал его членом императорской семьи. [ 22 ]
Говорят, что брак вызвал большой интерес при дворе. Он объединил два потока происхождения от Али Шукр-бека, то есть туркменов-черновиков со стороны Байрам-хана и Тимура со стороны Салимы, поскольку Салима была Тимуридом по линии своего деда по материнской линии, императора Бабура, и по линии Махмуда, одного из ее прадедов. [ 23 ] Салима стала второй женой Байрама. [ 24 ] в честь дочери Джамал Хана из Мевата , которая была его первой женой и матерью его сына Абдул Рахима . [ 25 ] Недолгий брак Салимы и Байрам-хана не принес детей. [ 3 ]
Незадолго до своей смерти в 1561 году Байрам-хан потерял свое престижное положение в Империи, поскольку заговорщики, желавшие его погубить, спровоцировали его на восстание против Акбара. Восстание хана дважды подавлялось Акбаром, и он подчинился ему. В наказание за восстания Байрам был лишен всех своих привилегий, и Акбар предоставил ему три варианта: красавца -джагира в саркаре Кальпи и Чандери , должность доверенного советника императора и путешествие в Мекку . Байрам-хан выбрал последний вариант. [ 25 ]
Брак с Акбаром (1561–1605)
[ редактировать ]По пути в Мекку Байрам-хан подвергся нападению в Патане, штат Гуджарат, 31 января 1561 года группой афганцев во главе с человеком по имени Мубарак-хан, чей отец был убит, сражаясь против Байрама в битве при Маччиваре в 1555 году. [ 26 ] [ 27 ] Лагерь Байрам-хана также подвергся разграблению, и недавно овдовевшая Салима Бегум вместе со своим приемным сыном Абдул Рахимом (четырех лет) добралась до Ахмедабада , претерпев множество невзгод. Акбар был потрясен, узнав печальную новость о смерти своего бывшего учителя и опекуна. По его приказу Салима и Абдул Рахим были доставлены под императорским конвоем ко двору Великих Моголов с большой честью и уважением. Сам Акбар женился на ней 7 мая 1561 года в знак уважения к проницательным услугам, оказанным ее покойным мужем Империи Великих Моголов, и в знак признания ее высокого происхождения. [ 18 ] [ 26 ] Она была примерно на три с половиной года старше его и стала его третьей женой. [ 2 ]
Богато талантливая Салима была единственной женой Акбара, не считая Рукайи Султан Бегум , которая принадлежала к самому знатному роду и была внучкой императора Бабура по материнской линии. Таким образом, Салима была высокопоставленной женой Акбара и стала одной из главных супруг. [ 10 ] Салима оставалась бездетной на протяжении всего брака.
Будучи большой читательницей, она вела отчеты о своих встречах с императором и положении дел. Таким образом, Салима была одной из самых важных женщин при дворе Великих Моголов. В 1575 году Салима отправилась в Мекку, чтобы совершить паломничество в хадж вместе со своей тетей Гульбадан Бегум и многими другими дамами Тимуридов . Она была единственной женой Акбара, сопровождавшей паломников. [ 28 ] Самого Акбара отговорили от поездки только уговоры Абу'л Фаза. [ 29 ] Высокопоставленная женская группа под удачным покровительством Акбара покинула Фатехпур-Сикри 15 октября 1575 года и, потратив год на то, чтобы добраться до моря, 17 октября 1576 года отплыла в Мекку. Говорят, что они провели три с половиной года. пол года в Аравии и четыре раза совершил хадж , вернувшись домой в Агру в марте 1582 года. [ 30 ]
Политическое влияние при дворе Великих Моголов
[ редактировать ]Салима имела большое влияние на Акбара и ее приемного сына Салима . [ 3 ] и пользовался большим политическим влиянием при дворе Великих Моголов во время правления отца и сына. Она сыграла решающую роль в переговорах по урегулированию между Акбаром и Салимом, когда отношения отца и сына испортились в начале 1600-х годов, что в конечном итоге помогло подготовить почву для восшествия Салима на трон Великих Моголов. [ 31 ] В 1601 году Салим восстал против Акбара, основав независимый двор в Аллахабаде и приняв императорский титул «Салим-шах», пока его отец был еще жив. [ 13 ] Он также спланировал и осуществил убийство верного советника и близкого друга Акбара Абу'л Фаза. [ 32 ]
Ситуация стала очень критической, и в конце концов именно Салима Султан Бегум и Хамида Бано Бегум умоляли его о прощении. Акбар исполнил их желание, и Салиму разрешили предстать перед Императором. Салима Бегум отправилась в Аллахабад, чтобы передать принцу весть о прощении. Она пошла со слоном по имени Фатех Лашкар, особой лошадью и почетным одеянием. Салим тепло принял ее и согласился вернуться с ней в Агру. Наконец принц был помилован в 1603 году усилиями его мачехи и бабушки Хамиды Бану Бегум . [ 13 ]
Во время правления Джахангира Салима Бегум несколько раз проявляла свое политическое влияние. После смерти Акбара в 1605 году Салима Султан Бегум вместе с Мариам-уз-Замани и Шакр-ун-Ниссой Бегум добились помилования Хосрау Мирзы , старшего сына Джахангира после его преемственности. [ 33 ] Она также добилась помилования могущественного Хан-и-Азама Мирзы Азиза Коки . Азиз Кока был приемным братом Акбара и, следовательно, на протяжении десятилетий был большим любимцем в гареме. Одна из его дочерей вышла замуж за старшего сына Джахангира, Хосрова Мирзу , и когда Хосров восстал против своего отца в 1606 году, выяснилось, что Азиз Кока участвовал в заговоре с самого начала. Азиз Кока наверняка получил бы смертный приговор, если бы Салима Султан Бегум не крикнула из-за ширмы:
Ваше Величество, все дамы собрались в женских покоях, чтобы пообещать свою поддержку Мирзе Азизу Коке. Было бы лучше, если бы вы пришли сюда, а если нет, то они придут к вам! [ 34 ]
Таким образом, Джахангир был вынужден пойти в женскую квартиру, и из-за давления со стороны уважаемых пожилых женщин гарема он в конце концов простил его. [ 35 ]
Смерть
[ редактировать ]Салима умерла в 1613 году в Агре , после болезни. Ее приемный сын Джахангир подробно рассказывает о ее рождении и происхождении; ее браки. По его приказу ее тело было положено в саду Мандаркар в Агре, который она заказала. [ 36 ]
Джахангир хвалит Салиму как за ее природные качества, так и за ее достижения, говоря, что «она была украшена всеми хорошими качествами. У женщин такая степень навыков и способностей встречается редко». [ 1 ] Она производит о себе впечатление обаятельной и интеллигентной женщины. [ 36 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Салима Султан Бегум - персонаж Инду Сундаресана отмеченного наградами исторического романа «Двадцатая жена» (2002). [ 37 ]
- Салима сыграла Манишу Ядав в Zee TV художественной драме «Джодха Акбар» . [ 38 ] [ 39 ]
- Рия Дипси сыграла Салиму в Sony TV исторической драме «Бхарат Ка Вир Путра – Махарана Пратап» . [ 40 ]
- Парвати Сегал сыграла Салиму в Colors TV фрикционной драме телеканала «Даастан-э-Мохаббат Салим Анаркали» .
- Зарина Вахаб сыграла Салиму в ZEE5 веб-сериале «Тадж: Разделенные кровью».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джахангир (1968). Тузук-и-Джахангири или Мемуары Джахангира . Мунширам Манохарлал. п. 232.
- ^ Jump up to: а б Берк, С.М. (1989). Акбар: Величайший Могол . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 143.
- ^ Jump up to: а б с д Генри Беверидж (26 марта 1906 г.). «Журнал и труды Азиатского общества Бенгалии». II . Калькутта: Азиатское общество: 509–510.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Саркар, Махуа (2008). Видимые истории, исчезновения женщин, создающих мусульманскую женственность в поздней колониальной Бенгалии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 73. ИСБН 9780822389033 .
- ^ Гульбадан , с. 270
- ^ перевод; ред.; Такстон, аннотация. Уилер М. (1999). Джахангирнама: мемуары Джахангира, императора Индии . Нью-Йорк [ua]: Оксфордский университет. Нажимать. п. 140 . ISBN 978-0195127188 .
{{cite book}}
:|last2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Кумар, под редакцией Ричарда М. Итона, Муниса Д. Фаруки, Дэвида Гилмартина, Сунила (2013). Расширение границ в Южной Азии и мировой истории: очерки в честь Джона Ф. Ричардса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 145. ИСБН 9781107034280 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гульбадан , с. 276
- ^ Гульбадан , с. 277
- ^ Jump up to: а б с Бозе, Мандакранта, изд. (2000). Лица женщины в древней, средневековой и современной Индии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 207. ИСБН 9780195352771 .
- ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры (1. Публикация в Индии. Изд.). Нью-Дели: Межиндийское издательство. п. 55. ИСБН 9788121002417 .
- ^ Мехта, Джасвант Лал (1986). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 198. ИСБН 9788120710153 .
- ^ Jump up to: а б с Находка , с. 20
- ^ Хайдар, Мансура (2004). Индо-Центральноазиатские отношения: от древнейших времен до средневекового периода . Нью-Дели: Манохар. стр. 296, 323. ISBN. 9788173045080 .
- ^ Jump up to: а б Эрали, Авраам (2007). Императоры Павлиньего трона: Сага о Великих Моголах . Пингвин Великобритания. ISBN 9789351180937 .
А Бирам-хан, которому тогда было за пятьдесят, женился на другой молодой кузине Акбара, очень талантливой Салиме Бегум, дочери сестры Хумаюна Гулруха.
- ^ Находка , с. 112
- ^ Находка , с. 113
- ^ Jump up to: а б с Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры (1. Публикация в Индии. Изд.). Нью-Дели: Межиндийское издательство. стр. 58, 63. ISBN. 9788121002417 .
- ^ Шарма, Судха (2016). Положение мусульманских женщин в средневековой Индии . Публикации SAGE Индия. п. 209. ИСБН 978-9351505679 .
- ^ Гульбадан , с. 76
- ^ Гульбадан , с. 57
- ^ Мехта, Джасвант Лал (1986). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 198. ИСБН 978-8120710153 .
- ^ Гульбадан , с. 278
- ^ Робинсон, Аннемари Шиммель (2005). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура; перевод Коринн Эттвуд; под редакцией Бурзина К. Вагмара; (Пересмотренная ред.). Лахор: паб Sang-E-Meel. п. 34 . ISBN 9781861891853 .
- ^ Jump up to: а б Чандра, Сатиш (2005). Средневековая Индия: от султаната до Великих Моголов (пересмотренная ред.). Нью-Дели: Публикации Хар-Ананда. п. 97. ИСБН 9788124110669 .
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, С.М.; Гарретт, HLO (1995). Правление Великих Моголов в Индии . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. п. 27. ISBN 9788171565511 .
- ^ Мехта, Джасвант Лал (1986). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 207. ИСБН 978-8120710153 .
- ^ Лал, Руби (2005). Домашняя жизнь и власть в мире ранних Великих Моголов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 210. ИСБН 9780521850223 .
- ^ Ричардс, Дж. Ф. (1995). Империя Великих Моголов (Переведено на цифровую печать. Под ред.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 31. ISBN 9780521566032 .
- ^ Находка , с. 121
- ^ Фаруки, Мунис Д. (2012). Принцы Империи Великих Моголов, 1504–1719 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 148. ИСБН 9781107022171 .
- ^ Ричардс, Дж. Ф. (1995). Империя Великих Моголов (Переведено на цифровую печать. Под ред.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 55. ИСБН 9780521566032 .
- ^ Ксавьер, иезуит (1606 г.). «Missoes Jesuitas Na India». Британская библиотека Лондона, MS 9854: 44.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шиммель, Аннемари (2005). Вагмар, Бурзин К. (ред.). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Перевод Эттвуда, Коринн (пересмотренная ред.). Лахор: паб Sang-E-Meel. п. 145 . ISBN 9781861891853 .
- ^ Находка, Эллисон Бэнкс (1993). Нур Джахан, императрица Великих Моголов Индии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 122. ИСБН 9780195360608 .
- ^ Jump up to: а б Гульбад , с. 279
- ^ Сундаресан, Инду (2002). Двадцатая жена: роман (изд. В мягкой обложке). Нью-Йорк: Washington Square Press. ISBN 978-0743428187 .
- ^ Талрея, Винод (19 июня 2014 г.). «Джодха Акбар: Раджат Токас заслужил титул Акбара!» . Bollywoodlife.com . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ «На фотографиях: познакомьтесь с Манишей Ядав, она же Салима Бегум из Джодха Акбара, в реальной жизни» . Dailybhaskar.com . 12 мая 2014 года . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ МАНС (2 февраля 2015 г.). «Рия Дипси примет участие в «Бхарат Ка Вир Путра – Махарана Пратап» – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 19 февраля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бегум, Гульбадан (1902). История Хумаюна (Хумаюн-Нама) . Королевское азиатское общество. ISBN 8187570997 .