Jump to content

Зеб-ун-Нисса

Зеб-ун-Нисса
Шахзади из Империи Великих Моголов
Портрет Зеб-ун-Ниссы. В настоящее время он находится в Метрополитен-музее.
Рожденный 15 февраля 1638 г.
Даулатабад , Империя Великих Моголов , современный Аурангабад, Индия.
Умер 26 мая 1702 г. (1702-05-26) (64 года)
Дели , Империя Великих Моголов, современная Индия.
Похороны
Дом Тимурид
Отец Аурангзеб
Мать Дилрас Бану Бегум
Религия Суннитский ислам

Зеб-ун-Нисса ( персидский : женский Зеб ) [ 1 ] (15 февраля 1638 г. - 26 мая 1702 г.) [ 2 ] была принцессой Великих Моголов и старшим ребенком императора Аурангзеба и его главной супруги Дилрас Бану Бегум . Она также была поэтессой, писавшей под псевдонимом «Махфи» ( مخفی , «Скрытый, Замаскированный, Сокрытый»).

Заключенную своим отцом в последние 20 лет своей жизни в форте Салимгарх в Дели , принцессу Зеб-ун-Ниссу помнят как поэтессу, а ее сочинения были собраны посмертно как Диван-и-Махфи ( персидский : ديوانِ مخفى ) — « Полное собрание (поэтических) сочинений Махфи» . [ 3 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Рождение

[ редактировать ]

Зеб-ун-Нисса («Украшение/красота женщины»), [ 4 ] старший ребенок принца Мухи-уд-Дина (впоследствии императора Аурангзеба), родилась 15 февраля 1638 года в Даулатабаде , Декан , ровно через девять месяцев после свадьбы ее родителей. Ее мать, Дилрас Бану Бегум , была первой женой и главной супругой Аурангзеба, а также принцессой известной династии Сефевидов ; правящая династия Ирана (Персии). [ 5 ] [ 6 ] Зеб-ун-Нисса была любимой дочерью своего отца. [ 7 ] и именно благодаря этому она могла заставить его простить людей, обидевших его.

Образование и достижения

[ редактировать ]

Аурангзеб поручил Хафизе Мариам, одной из придворных женщин, воспитывать Зеб-ун-Ниссу. Похоже, она унаследовала от отца остроту интеллекта и литературные вкусы, ведь Зеб-ун-Нисса выучила Коран за три года и стала хафизой в семь лет. Это событие отпраздновал ее отец большим пиром и объявлением государственного праздника. [ 8 ] Обрадованный отец также вручил принцессе награду в размере 30 000 золотых. [ 9 ] царскую сумму в 30 000 золотых за то, что она хорошо обучила свою любимую дочь. Аурангзеб заплатил устани (почетный титул женщины- устада или уважаемой учительницы) [ 10 ]

Затем Зеб-ун-Нисса изучил науки того времени у Мохаммада Саида Ашрафа Мазандарани, который также был великим персидским поэтом. [ 11 ] Она изучала философию, математику, астрономию, [ 12 ] литературе и владел персидским , арабским и урду . была хорошая репутация в каллиграфии . У нее также [ 13 ] Ее библиотека превосходила все другие частные коллекции, и она наняла многих ученых с щедрой зарплатой для создания литературных произведений по ее указанию или копирования для нее рукописей. [ 9 ] В ее библиотеке также были представлены литературные произведения по каждому предмету, например, по праву, литературе, истории и теологии. [ 14 ]

Зеб-ун-Нисса был добросердечным человеком и всегда помогал нуждающимся. Она помогала вдовам и сиротам. Она не только помогала людям сама по себе, но и отправляла паломников для хаджа в Мекку и Медину . ежегодно [ 15 ] Она также интересовалась музыкой, и говорили, что она была лучшей певицей среди женщин своего времени. [ 15 ]

Вступление Аурангзеба на престол

[ редактировать ]

Когда Аурангзеб стал императором после Шах-Джахана , Зеб-ун-Ниссе был 21 год. Аурангзеб узнал о таланте и способностях своей дочери и начал обсуждать с ней политические дела своей империи, прислушиваясь к ее мнению. В некоторых книгах упоминается, что Аурангзеб отправлял всех королевских принцев на прием Зеб-ун-Ниссы каждый раз, когда она входила во двор. У Зеб-ун-Ниссы было еще четыре младшие сестры: Зинат-ун-Нисса , Зубдат-ун-Нисса , Бадр-ун-Нисса и Мехр-ун-Нисса .

Что касается ее внешности, «... она описывается как высокая и стройная, с круглым и светлым лицом, с двумя родинками или красивыми пятнами на левой щеке. Ее глаза и густые волосы были очень черными, и она имела тонкие губы и маленькие зубы. В Лахорском музее есть современный портрет, соответствующий этому описанию... В одежде она была простой и строгой, в дальнейшей жизни она всегда носила белое, и единственным украшением ее была нитка жемчуга вокруг нее. шея." [ 16 ] Кроме того, то, как она одевалась, говорит о том, что она сделала изобретение. «Зеб-ун-Нисса изобрел женскую одежду, известную как Ангья Курти . Это была видоизмененная форма одежды туркестанских женщин . Модификация была сделана с учетом индийских условий». [ 15 ]

Зеб-ун-Нисса жил в период, когда многие «великие» поэты находились на пике своей репутации; например, Мавлана Абдул Кадер Бедил , Калим Кашани , Саиб Тебризи и Гани Кашмири . заметно влияние стиля Хафеза На поэзию Зеб-ун-Ниссы Шерази. Тем не менее, она считается одним из поэтов индийской школы поэзии на персидском языке . «Зебунниса обучалась серьезному изучению религиозной доктрины и вопросов веры, и она была известна как превосходный ученый в нескольких академических областях, а также как литературный деятель и известная покровительница. Она хорошо пела, сочиняла песни и насаждала множество сады ее времени». [ 17 ]

Зеб-ун-Нисса выбрала « Махфи » (что на персидском означает « Скрытый ») в качестве псевдонима в своих стихах. В дополнение к своей поэтической книге или сборнику стихов под названием «Диван» , который содержит около 5000 стихов, она также написала следующие книги: «Монис уль-Рох» , «Зеб уль-Моншаат» ( «Литературные сочинения Зеба») и «Зеб» уль-Тафасир ( زيب التفاسير , « Комментарии Зеба»), первый и единственный комментарий, написанный женщиной. В «Махзан уль-Гайб» ( «Сокровищница невидимого ») автор пишет, что поэтическая книга Зеб-ун-Ниссы содержала 15 000 стихов. Зеб-ун-Нисса также поощрял компиляции и переводы различных произведений.

Спустя годы, тюремное заключение и смерть

[ редактировать ]
Дворец Зеб-ан-Ниссы, 1880 год, Аурангабад .

Существует множество противоречивых версий, предлагающих объяснения обстоятельств, которые в конечном итоге привели к ее заключению в форте Салимгарх в Дели, на окраине Шахджаханабада (нынешний Старый Дели ). В 1662 году, когда Аурангзеб заболел и его врачи прописали изменение окружающей среды, он взял с собой свою семью и двор в Лахор. В то время губернатором этого города был Акил-хан Рази, сын его визиря. [ 18 ] В последующий период у Акил Хана и Зеб-ун-Ниссы якобы был короткий, но неудачный роман. [ 19 ] после чего Аурангзеб стал ей не доверять и позже заключил ее в тюрьму. [ 20 ] Другие теории предполагают, что она была заключена в тюрьму за то, что была поэтессой и музыкантом (и то и другое анафема строгому, более ортодоксальному и фундаментальному образу жизни и мышлению Аурангзеба). [ 21 ] [ 22 ] Еще одно объяснение указывает на ее переписку с младшим братом Мухаммадом Акбаром . Она поддерживала молодого принца в неизбежно продолжающемся конфликте за престолонаследие и, как выяснилось, писала ему во время восстания в 1681 году нашей эры (в ходе которого он публично обвинил Аурангзеба в нарушениях исламского закона). Ее наказание заключалось в конфискации ее накопленного богатства, аннулировании ее годовой пенсии в размере 4 лакхов и в заключении в Салимгархе до самой смерти. [ 23 ]

Именно здесь, после 20 лет заключения, Зеб-ун-Нисса умер после семи дней болезни, все еще находясь в плену в Шахджаханабаде, пока Аурангзеб находился в поездке в Декан . Противоречивые источники указывают дату ее смерти попеременно как 1701 и 1702 годы нашей эры. [ 23 ] [ 24 ] Ее могила находилась в саду «Тридцати тысяч деревьев» ( Тис Хазари ), за пределами Кашмирской Дарвазы , северных ворот города. Но когда британцы проложили железнодорожную линию в Дели , ее могилу с надписью на надгробии перенесли в мавзолей Акбара в Сикандре, Агра . [ 25 ] Есть также гробница в Наванкоте, Лахор , Пакистан, но ее подлинность сомнительна. [ 26 ] Харун Халид делает вывод, что апокрифическая связь Зеб-ун-Ниссы с гробницей в Лахоре возникла после поражения мятежного принца Дара Шико в войне за престол Великих Моголов (1657–1661 гг.) со сторонниками Шико (которые провели время в Лахоре), передав свои чаяния мятежной принцессе, соединив ее с гробницей, хотя она осталась похороненной в Дели, а затем и в Агре. [ 27 ]

В 1724 году, спустя годы после ее смерти, ее разрозненные и дошедшие до нас сочинения были собраны под названием Диван-и-Махфи , буквально «Книга Сокрытого». В нем содержалось четыреста двадцать одна газель и несколько рубаи . Впоследствии в 1730 году к рукописи были добавлены и другие газели, которые также были иллюминированы. [ 3 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Зеб-ун-Нисса была обручена со своим двоюродным братом, принцем Сулейманом Шико .

Зеб-ун-Нисса не вышла замуж и всю жизнь оставалась одинокой, несмотря на то, что у нее было много женихов. Это также произошло с появлением спекулятивных сплетен о тайных любовниках и дворцовых свиданиях. [ 28 ]

У Зеба ан-Ниссы было еще четыре младшие сестры: Зинат ун-Нисса , Зубдат-ун-Нисса , Бадр-ун-Нисса и Михр-ун-Нисса .

Ее дед, император Шах Джахан , обручил ее с ее двоюродным братом , принцем Сулейманом Шико , старшим сыном ее дяди по отцовской линии, наследного принца Дара Шико . [ 29 ] Шах Джахан намеревался, чтобы она стала будущей императрицей Великих Моголов, поскольку Сулейман был наследником Дара Шико, который был следующим в очереди на престол Великих Моголов после Шаха Джахана. Брак мог бы стать идеальным браком, но не состоялся из-за сопротивления Аурангзеба; который презирал своего старшего брата. [ 30 ] На ней хотел жениться и король Ирана , шаха Аббаса II Мирза Фарух. сын [ 29 ] Ей поступало и много других предложений, но она требовала, чтобы перед заключением брака она повидалась с князьями.

Зеб-ун-Нисса всю свою жизнь посвятила литературным произведениям и поэзии, как она сама говорила:

О Махфи, это путь любви, и ты должен идти один.
Никто не подходит для вашей дружбы, даже если бы Бог был.

Историки придерживаются мнения, что Зеб-ун-Нисса был влюблен в индуистского короля Чхатрасала Бунделу, который не понравился Аурангзебу, когда он узнал, что тот заключил Зеб-ун-Ниссу в тюрьму. Многие историки также поддержали это. В некоторых книгах написано, что между Зеб-ун-Ниссой и Чхатрасалом Бунделой, императором Бунделькханда , существовала тайная любовь . Однако с этой теорией согласны и другие. Например, в ее поэтической книге ( «Диван ») некоторые утверждают, что можно найти единственную газель , подтверждающую эту точку зрения, и что все ее стихи основаны на суфийской концепции Любви Бога .

По некоторым данным, «бесчеловечные» скандалы (созданные и/или написанные некоторыми иностранцами) относительно жизни могольских женщин не были редкостью (в эпоху постренессанса ). Например, утверждение: «Отвратительный эпизод плотского романа [Зеб-ун-Ниссы] с Акил Ханом Рази и его смертью в горячем котле с горящим огнем под ним получил широкую известность и был охотно подхвачен... . население». Однако другие источники утверждают, что Рази прожил долго (как правительственный чиновник) и умер естественной смертью. [ 13 ]

Наследие

[ редактировать ]

Ее поэтическая книга была напечатана в Дели в 1929 году и в Тегеране в 2001 году. Ее рукописи находятся в Национальной библиотеке Парижа , библиотеке Британского музея , библиотеке Тюбингенского университета в Германии и в библиотеке Мота в Индии . Сад, который она разбила в самом Лахоре и который назывался Чаубурджи, или четырехбашенный, до сих пор можно проследить по сохранившимся частям стен и ворот.

Родословная

[ редактировать ]

Пример перевода

[ редактировать ]

Ее Газаль рассказывает историю любви :

Ты, с темными вьющимися волосами и захватывающими дух глазами,
твой вопросительный взгляд, который не дает мне покоя.
Глаза, которые пронзают, а затем исчезают, как окровавленный меч,
глаза с кинжальными ресницами!
Фанатики, вы ошибаетесь – это рай.
Не обращайте внимания на тех, кто обещает загробную жизнь:
присоединяйтесь к нам сейчас, праведные друзья, в этом опьянении.
Не обращайте внимания на путь к Каабе: святость находится в сердце.
Растратите свою жизнь, страдайте! Бог прямо здесь.
О, мучительное лицо! Непрерывный свет!
Вот где я в восторге, здесь, прямо здесь.
Нигде нет книги по этому вопросу.
Только как только я вижу тебя, я понимаю.
Если ты хочешь предложить свою красоту Богу, отдай Зебуннисе
вкус. Ожидая малейшего кусочка, она здесь.

Перевод Салли Ли Стюарт, Елены Белл и Максуды Джораевой. [ 31 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Принцесса Зеб-ун-Нисса (1920). Диван-и Махф (персидский) . Лахор Амрит Пресс.
  • Зеб-ун-нисса; Тр. Пол Уолли (1913). Слезы Зебуннисы: отрывки из «Диван-и Махф» . В. Такер и Ко.
  1. ^ Также латинизируется как Зебуниса , Зебунисо , Зебунисса , Зебуниса , Зеб ан-Нисса . زیب Зеб означает «красота» или «украшение» по- арабски , نساء Нисса означает «женщина» по- арабски , Зебуниса означает «самая красивая из всех женщин».
  2. ^ Сэр Джадунат Саркар (1979). Краткая история Аурангзиба, 1618–1707 гг . Ориент Лонгман. п. 14.
  3. ^ Jump up to: а б Лал и Уэстбрук 1913 , с. 20.
  4. ^ Саркар, Джадунатх (1989). Исследования правления Аурангзиба (Третье изд.). Сангам Букс Лимитед. п. 90. ИСБН  9780861319671 .
  5. ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 7.
  6. ^ «Памятник дочери Аурангзеба разрушен» . нация.com.pk . 16 июля 2009 г.
  7. ^ Хамид, Энни Кригер Крыницки; перевод с французского Энджума (2005). Плененная принцесса: Зебунисса, дочь императора Аурангзеба . Карачи: Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН  9780195798371 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 8.
  9. ^ Jump up to: а б Сэр Джадунат Саркар (1912). История Аурангзиба: в основном на основе персидских источников, Том 1 . MC Саркар и сыновья. п. 69.
  10. ^ Раман, Систа Ананта (2009). Женщины в Индии: Социальная и культурная история . Каталогизация данных публикаций Библиотеки Конгресса США. п. 10. ISBN  978-0-275-98242-3 .
  11. ^ Мирса, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Мунширам Манохарлал. п. 90.
  12. ^ «МУДРЫЕ: Мусульманские женщины: прошлое и настоящее - Зебунниса» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
  13. ^ Jump up to: а б Хади, Наби (1995). Словарь индо-персидской литературы . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Публикации Шакти Малик Абхинав, Тара Чанд Сыновья. стр. 638–639. ISBN  81-7017-311-6 .
  14. ^ Нат 1990 , с. 161.
  15. ^ Jump up to: а б с Нат 1990 , с. 163.
  16. ^ «Диван Зеб-ун-Ниссы: Введение» . Sacred-texts.com .
  17. ^ Зиад, Зинут (2002). Великолепные Моголы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195794441 .
  18. ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 14.
  19. ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 16.
  20. ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 17.
  21. ^ Энни Кригер Краник; Энджум Хамид. Плененная принцесса; Зебунисса, дочь императора Аурангзеба . Проверено 31 мая 2009 г. Книга вращается вокруг принцессы Зебуниссы (1638–1702), которая считается символом женской власти династии Великих Моголов и изображает их положение в придворной жизни семнадцатого века... Для нее это имя означало жизнь, резко подавленную, урезанную. вдали от мира. В этой книге также описано ее загадочное и неожиданное заключение: судьба Зебуниссы кардинально изменилась, когда ее отец Аурангзеб отправил ее в тюрьму, где она умерла, оставив после себя достопримечательность возле Красного форта Дели.
  22. ^ «Воспоминания о Фергане» . 22 мая 2005 года . Проверено 31 мая 2009 г. МУЗЫКА и танцы? Но разве это не неисламски в стране, празднующей исламское возрождение, подумал я тогда, когда крутился на узбекском вечере в Коканде в Ферганской долине. Моя хозяйка взяла даф (дафли в Индии) и медленно танцевала под грустную персидскую песню Зебунисы «Махфи», любимую узбекско-таджикскую песню. Она была принцессой Дели через Фергану; Дочь Аурангзеба, которую он заключил в тюрьму на 20 лет в Салимгархе, рядом с Красным фортом, из-за ее суфийских симпатий. Аурангзеб убил музыку в своем королевстве. Голос Зебунисы пел на ее прародине, хотя и затерялся в Дели.
  23. ^ Jump up to: а б Мисра, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Дели: Мунширам Манохарлал. п. 51. ИСБН  9788121503471 . OCLC   473530 .
  24. ^ Смит, Пол (2012). Махфи Принцесса-суфий Поэт Зебунисса . Книга Небеса. п. 25. ISBN  978-1480011830 .
  25. ^ Раза Руми (10 мая 2013 г.). ДЕЛИ НА СЕРДЦЕ: Впечатления пакистанского путешественника . Издательство HarperCollins, Индия. ISBN  978-93-5029-998-2 .
  26. ^ Современный библиотекарь . Пакистанская библиотечная ассоциация. 1930. с. 100.
  27. ^ Халид, Харун (11 августа 2017 г.). «Как Лахор стал претендовать на мятежную и одаренную принцессу Великих Моголов Зеб-ун-Нису как на свою собственность» . Прокрутка.в .
  28. ^ Хаттон, Дебора (2015). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 220. ИСБН  9781119019534 .
  29. ^ Jump up to: а б Нат 1990 , с. 150.
  30. ^ «Журнал Исследовательского общества Пакистана, том 12». Исследовательское общество Пакистана. 1975: 26. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  31. ^ Обзор Атланты ; Весна/Лето 2002, Том. VIII Выпуск 2, стр. 68.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Жители Аурангабада, Махараштра

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 730d389724097c4532fd0b7e09f80ec9__1719634800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/c9/730d389724097c4532fd0b7e09f80ec9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zeb-un-Nissa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)