Зеб-ун-Нисса
Зеб-ун-Нисса | |
---|---|
Шахзади из Империи Великих Моголов | |
![]() Портрет Зеб-ун-Ниссы. В настоящее время он находится в Метрополитен-музее. | |
Рожденный | 15 февраля 1638 г. Даулатабад , Империя Великих Моголов , современный Аурангабад, Индия. |
Умер | 26 мая 1702 г. Дели , Империя Великих Моголов, современная Индия. | (64 года)
Похороны | |
Дом | Тимурид |
Отец | Аурангзеб |
Мать | Дилрас Бану Бегум |
Религия | Суннитский ислам |
Зеб-ун-Нисса ( персидский : женский Зеб ) [ 1 ] (15 февраля 1638 г. - 26 мая 1702 г.) [ 2 ] была принцессой Великих Моголов и старшим ребенком императора Аурангзеба и его главной супруги Дилрас Бану Бегум . Она также была поэтессой, писавшей под псевдонимом «Махфи» ( مخفی , «Скрытый, Замаскированный, Сокрытый»).
Заключенную своим отцом в последние 20 лет своей жизни в форте Салимгарх в Дели , принцессу Зеб-ун-Ниссу помнят как поэтессу, а ее сочинения были собраны посмертно как Диван-и-Махфи ( персидский : ديوانِ مخفى ) — « Полное собрание (поэтических) сочинений Махфи» . [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Зеб-ун-Нисса («Украшение/красота женщины»), [ 4 ] старший ребенок принца Мухи-уд-Дина (впоследствии императора Аурангзеба), родилась 15 февраля 1638 года в Даулатабаде , Декан , ровно через девять месяцев после свадьбы ее родителей. Ее мать, Дилрас Бану Бегум , была первой женой и главной супругой Аурангзеба, а также принцессой известной династии Сефевидов ; правящая династия Ирана (Персии). [ 5 ] [ 6 ] Зеб-ун-Нисса была любимой дочерью своего отца. [ 7 ] и именно благодаря этому она могла заставить его простить людей, обидевших его.
Образование и достижения
[ редактировать ]Аурангзеб поручил Хафизе Мариам, одной из придворных женщин, воспитывать Зеб-ун-Ниссу. Похоже, она унаследовала от отца остроту интеллекта и литературные вкусы, ведь Зеб-ун-Нисса выучила Коран за три года и стала хафизой в семь лет. Это событие отпраздновал ее отец большим пиром и объявлением государственного праздника. [ 8 ] Обрадованный отец также вручил принцессе награду в размере 30 000 золотых. [ 9 ] царскую сумму в 30 000 золотых за то, что она хорошо обучила свою любимую дочь. Аурангзеб заплатил устани (почетный титул женщины- устада или уважаемой учительницы) [ 10 ]
Затем Зеб-ун-Нисса изучил науки того времени у Мохаммада Саида Ашрафа Мазандарани, который также был великим персидским поэтом. [ 11 ] Она изучала философию, математику, астрономию, [ 12 ] литературе и владел персидским , арабским и урду . была хорошая репутация в каллиграфии . У нее также [ 13 ] Ее библиотека превосходила все другие частные коллекции, и она наняла многих ученых с щедрой зарплатой для создания литературных произведений по ее указанию или копирования для нее рукописей. [ 9 ] В ее библиотеке также были представлены литературные произведения по каждому предмету, например, по праву, литературе, истории и теологии. [ 14 ]
Зеб-ун-Нисса был добросердечным человеком и всегда помогал нуждающимся. Она помогала вдовам и сиротам. Она не только помогала людям сама по себе, но и отправляла паломников для хаджа в Мекку и Медину . ежегодно [ 15 ] Она также интересовалась музыкой, и говорили, что она была лучшей певицей среди женщин своего времени. [ 15 ]
Вступление Аурангзеба на престол
[ редактировать ]Когда Аурангзеб стал императором после Шах-Джахана , Зеб-ун-Ниссе был 21 год. Аурангзеб узнал о таланте и способностях своей дочери и начал обсуждать с ней политические дела своей империи, прислушиваясь к ее мнению. В некоторых книгах упоминается, что Аурангзеб отправлял всех королевских принцев на прием Зеб-ун-Ниссы каждый раз, когда она входила во двор. У Зеб-ун-Ниссы было еще четыре младшие сестры: Зинат-ун-Нисса , Зубдат-ун-Нисса , Бадр-ун-Нисса и Мехр-ун-Нисса .
Что касается ее внешности, «... она описывается как высокая и стройная, с круглым и светлым лицом, с двумя родинками или красивыми пятнами на левой щеке. Ее глаза и густые волосы были очень черными, и она имела тонкие губы и маленькие зубы. В Лахорском музее есть современный портрет, соответствующий этому описанию... В одежде она была простой и строгой, в дальнейшей жизни она всегда носила белое, и единственным украшением ее была нитка жемчуга вокруг нее. шея." [ 16 ] Кроме того, то, как она одевалась, говорит о том, что она сделала изобретение. «Зеб-ун-Нисса изобрел женскую одежду, известную как Ангья Курти . Это была видоизмененная форма одежды туркестанских женщин . Модификация была сделана с учетом индийских условий». [ 15 ]
Зеб-ун-Нисса жил в период, когда многие «великие» поэты находились на пике своей репутации; например, Мавлана Абдул Кадер Бедил , Калим Кашани , Саиб Тебризи и Гани Кашмири . заметно влияние стиля Хафеза На поэзию Зеб-ун-Ниссы Шерази. Тем не менее, она считается одним из поэтов индийской школы поэзии на персидском языке . «Зебунниса обучалась серьезному изучению религиозной доктрины и вопросов веры, и она была известна как превосходный ученый в нескольких академических областях, а также как литературный деятель и известная покровительница. Она хорошо пела, сочиняла песни и насаждала множество сады ее времени». [ 17 ]
Зеб-ун-Нисса выбрала « Махфи » (что на персидском означает « Скрытый ») в качестве псевдонима в своих стихах. В дополнение к своей поэтической книге или сборнику стихов под названием «Диван» , который содержит около 5000 стихов, она также написала следующие книги: «Монис уль-Рох» , «Зеб уль-Моншаат» ( «Литературные сочинения Зеба») и «Зеб» уль-Тафасир ( زيب التفاسير , « Комментарии Зеба»), первый и единственный комментарий, написанный женщиной. В «Махзан уль-Гайб» ( «Сокровищница невидимого ») автор пишет, что поэтическая книга Зеб-ун-Ниссы содержала 15 000 стихов. Зеб-ун-Нисса также поощрял компиляции и переводы различных произведений.
Спустя годы, тюремное заключение и смерть
[ редактировать ]
Существует множество противоречивых версий, предлагающих объяснения обстоятельств, которые в конечном итоге привели к ее заключению в форте Салимгарх в Дели, на окраине Шахджаханабада (нынешний Старый Дели ). В 1662 году, когда Аурангзеб заболел и его врачи прописали изменение окружающей среды, он взял с собой свою семью и двор в Лахор. В то время губернатором этого города был Акил-хан Рази, сын его визиря. [ 18 ] В последующий период у Акил Хана и Зеб-ун-Ниссы якобы был короткий, но неудачный роман. [ 19 ] после чего Аурангзеб стал ей не доверять и позже заключил ее в тюрьму. [ 20 ] Другие теории предполагают, что она была заключена в тюрьму за то, что была поэтессой и музыкантом (и то и другое анафема строгому, более ортодоксальному и фундаментальному образу жизни и мышлению Аурангзеба). [ 21 ] [ 22 ] Еще одно объяснение указывает на ее переписку с младшим братом Мухаммадом Акбаром . Она поддерживала молодого принца в неизбежно продолжающемся конфликте за престолонаследие и, как выяснилось, писала ему во время восстания в 1681 году нашей эры (в ходе которого он публично обвинил Аурангзеба в нарушениях исламского закона). Ее наказание заключалось в конфискации ее накопленного богатства, аннулировании ее годовой пенсии в размере 4 лакхов и в заключении в Салимгархе до самой смерти. [ 23 ]
Именно здесь, после 20 лет заключения, Зеб-ун-Нисса умер после семи дней болезни, все еще находясь в плену в Шахджаханабаде, пока Аурангзеб находился в поездке в Декан . Противоречивые источники указывают дату ее смерти попеременно как 1701 и 1702 годы нашей эры. [ 23 ] [ 24 ] Ее могила находилась в саду «Тридцати тысяч деревьев» ( Тис Хазари ), за пределами Кашмирской Дарвазы , северных ворот города. Но когда британцы проложили железнодорожную линию в Дели , ее могилу с надписью на надгробии перенесли в мавзолей Акбара в Сикандре, Агра . [ 25 ] Есть также гробница в Наванкоте, Лахор , Пакистан, но ее подлинность сомнительна. [ 26 ] Харун Халид делает вывод, что апокрифическая связь Зеб-ун-Ниссы с гробницей в Лахоре возникла после поражения мятежного принца Дара Шико в войне за престол Великих Моголов (1657–1661 гг.) со сторонниками Шико (которые провели время в Лахоре), передав свои чаяния мятежной принцессе, соединив ее с гробницей, хотя она осталась похороненной в Дели, а затем и в Агре. [ 27 ]
В 1724 году, спустя годы после ее смерти, ее разрозненные и дошедшие до нас сочинения были собраны под названием Диван-и-Махфи , буквально «Книга Сокрытого». В нем содержалось четыреста двадцать одна газель и несколько рубаи . Впоследствии в 1730 году к рукописи были добавлены и другие газели, которые также были иллюминированы. [ 3 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Зеб-ун-Нисса не вышла замуж и всю жизнь оставалась одинокой, несмотря на то, что у нее было много женихов. Это также произошло с появлением спекулятивных сплетен о тайных любовниках и дворцовых свиданиях. [ 28 ]
У Зеба ан-Ниссы было еще четыре младшие сестры: Зинат ун-Нисса , Зубдат-ун-Нисса , Бадр-ун-Нисса и Михр-ун-Нисса .
Ее дед, император Шах Джахан , обручил ее с ее двоюродным братом , принцем Сулейманом Шико , старшим сыном ее дяди по отцовской линии, наследного принца Дара Шико . [ 29 ] Шах Джахан намеревался, чтобы она стала будущей императрицей Великих Моголов, поскольку Сулейман был наследником Дара Шико, который был следующим в очереди на престол Великих Моголов после Шаха Джахана. Брак мог бы стать идеальным браком, но не состоялся из-за сопротивления Аурангзеба; который презирал своего старшего брата. [ 30 ] На ней хотел жениться и король Ирана , шаха Аббаса II Мирза Фарух. сын [ 29 ] Ей поступало и много других предложений, но она требовала, чтобы перед заключением брака она повидалась с князьями.
Зеб-ун-Нисса всю свою жизнь посвятила литературным произведениям и поэзии, как она сама говорила:
О Махфи, это путь любви, и ты должен идти один.
Никто не подходит для вашей дружбы, даже если бы Бог был.
Историки придерживаются мнения, что Зеб-ун-Нисса был влюблен в индуистского короля Чхатрасала Бунделу, который не понравился Аурангзебу, когда он узнал, что тот заключил Зеб-ун-Ниссу в тюрьму. Многие историки также поддержали это. В некоторых книгах написано, что между Зеб-ун-Ниссой и Чхатрасалом Бунделой, императором Бунделькханда , существовала тайная любовь . Однако с этой теорией согласны и другие. Например, в ее поэтической книге ( «Диван ») некоторые утверждают, что можно найти единственную газель , подтверждающую эту точку зрения, и что все ее стихи основаны на суфийской концепции Любви Бога .
По некоторым данным, «бесчеловечные» скандалы (созданные и/или написанные некоторыми иностранцами) относительно жизни могольских женщин не были редкостью (в эпоху постренессанса ). Например, утверждение: «Отвратительный эпизод плотского романа [Зеб-ун-Ниссы] с Акил Ханом Рази и его смертью в горячем котле с горящим огнем под ним получил широкую известность и был охотно подхвачен... . население». Однако другие источники утверждают, что Рази прожил долго (как правительственный чиновник) и умер естественной смертью. [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]Ее поэтическая книга была напечатана в Дели в 1929 году и в Тегеране в 2001 году. Ее рукописи находятся в Национальной библиотеке Парижа , библиотеке Британского музея , библиотеке Тюбингенского университета в Германии и в библиотеке Мота в Индии . Сад, который она разбила в самом Лахоре и который назывался Чаубурджи, или четырехбашенный, до сих пор можно проследить по сохранившимся частям стен и ворот.
Родословная
[ редактировать ]Предки Зеб-ун-Ниссы |
---|
Пример перевода
[ редактировать ]Ее Газаль рассказывает историю любви :
- Ты, с темными вьющимися волосами и захватывающими дух глазами,
- твой вопросительный взгляд, который не дает мне покоя.
- Глаза, которые пронзают, а затем исчезают, как окровавленный меч,
- глаза с кинжальными ресницами!
- Фанатики, вы ошибаетесь – это рай.
- Не обращайте внимания на тех, кто обещает загробную жизнь:
- присоединяйтесь к нам сейчас, праведные друзья, в этом опьянении.
- Не обращайте внимания на путь к Каабе: святость находится в сердце.
- Растратите свою жизнь, страдайте! Бог прямо здесь.
- О, мучительное лицо! Непрерывный свет!
- Вот где я в восторге, здесь, прямо здесь.
- Нигде нет книги по этому вопросу.
- Только как только я вижу тебя, я понимаю.
- Если ты хочешь предложить свою красоту Богу, отдай Зебуннисе
- вкус. Ожидая малейшего кусочка, она здесь.
Перевод Салли Ли Стюарт, Елены Белл и Максуды Джораевой. [ 31 ]
Работает
[ редактировать ]- Принцесса Зеб-ун-Нисса (1920). Диван-и Махф (персидский) . Лахор Амрит Пресс.
- Зеб-ун-нисса; Тр. Пол Уолли (1913). Слезы Зебуннисы: отрывки из «Диван-и Махф» . В. Такер и Ко.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Также латинизируется как Зебуниса , Зебунисо , Зебунисса , Зебуниса , Зеб ан-Нисса . زیب Зеб означает «красота» или «украшение» по- арабски , نساء Нисса означает «женщина» по- арабски , Зебуниса означает «самая красивая из всех женщин».
- ^ Сэр Джадунат Саркар (1979). Краткая история Аурангзиба, 1618–1707 гг . Ориент Лонгман. п. 14.
- ^ Jump up to: а б Лал и Уэстбрук 1913 , с. 20.
- ^ Саркар, Джадунатх (1989). Исследования правления Аурангзиба (Третье изд.). Сангам Букс Лимитед. п. 90. ИСБН 9780861319671 .
- ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 7.
- ^ «Памятник дочери Аурангзеба разрушен» . нация.com.pk . 16 июля 2009 г.
- ^ Хамид, Энни Кригер Крыницки; перевод с французского Энджума (2005). Плененная принцесса: Зебунисса, дочь императора Аурангзеба . Карачи: Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН 9780195798371 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Сэр Джадунат Саркар (1912). История Аурангзиба: в основном на основе персидских источников, Том 1 . MC Саркар и сыновья. п. 69.
- ^ Раман, Систа Ананта (2009). Женщины в Индии: Социальная и культурная история . Каталогизация данных публикаций Библиотеки Конгресса США. п. 10. ISBN 978-0-275-98242-3 .
- ^ Мирса, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Мунширам Манохарлал. п. 90.
- ^ «МУДРЫЕ: Мусульманские женщины: прошлое и настоящее - Зебунниса» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хади, Наби (1995). Словарь индо-персидской литературы . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Публикации Шакти Малик Абхинав, Тара Чанд Сыновья. стр. 638–639. ISBN 81-7017-311-6 .
- ^ Нат 1990 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б с Нат 1990 , с. 163.
- ^ «Диван Зеб-ун-Ниссы: Введение» . Sacred-texts.com .
- ^ Зиад, Зинут (2002). Великолепные Моголы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195794441 .
- ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 14.
- ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 16.
- ^ Лал и Уэстбрук 1913 , с. 17.
- ^ Энни Кригер Краник; Энджум Хамид. Плененная принцесса; Зебунисса, дочь императора Аурангзеба . Проверено 31 мая 2009 г.
Книга вращается вокруг принцессы Зебуниссы (1638–1702), которая считается символом женской власти династии Великих Моголов и изображает их положение в придворной жизни семнадцатого века... Для нее это имя означало жизнь, резко подавленную, урезанную. вдали от мира. В этой книге также описано ее загадочное и неожиданное заключение: судьба Зебуниссы кардинально изменилась, когда ее отец Аурангзеб отправил ее в тюрьму, где она умерла, оставив после себя достопримечательность возле Красного форта Дели.
- ^ «Воспоминания о Фергане» . 22 мая 2005 года . Проверено 31 мая 2009 г.
МУЗЫКА и танцы? Но разве это не неисламски в стране, празднующей исламское возрождение, подумал я тогда, когда крутился на узбекском вечере в Коканде в Ферганской долине. Моя хозяйка взяла даф (дафли в Индии) и медленно танцевала под грустную персидскую песню Зебунисы «Махфи», любимую узбекско-таджикскую песню. Она была принцессой Дели через Фергану; Дочь Аурангзеба, которую он заключил в тюрьму на 20 лет в Салимгархе, рядом с Красным фортом, из-за ее суфийских симпатий. Аурангзеб убил музыку в своем королевстве. Голос Зебунисы пел на ее прародине, хотя и затерялся в Дели.
- ^ Jump up to: а б Мисра, Рекха (1967). Женщины в Индии Великих Моголов . Дели: Мунширам Манохарлал. п. 51. ИСБН 9788121503471 . OCLC 473530 .
- ^ Смит, Пол (2012). Махфи Принцесса-суфий Поэт Зебунисса . Книга Небеса. п. 25. ISBN 978-1480011830 .
- ^ Раза Руми (10 мая 2013 г.). ДЕЛИ НА СЕРДЦЕ: Впечатления пакистанского путешественника . Издательство HarperCollins, Индия. ISBN 978-93-5029-998-2 .
- ^ Современный библиотекарь . Пакистанская библиотечная ассоциация. 1930. с. 100.
- ^ Халид, Харун (11 августа 2017 г.). «Как Лахор стал претендовать на мятежную и одаренную принцессу Великих Моголов Зеб-ун-Нису как на свою собственность» . Прокрутка.в .
- ^ Хаттон, Дебора (2015). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 220. ИСБН 9781119019534 .
- ^ Jump up to: а б Нат 1990 , с. 150.
- ^ «Журнал Исследовательского общества Пакистана, том 12». Исследовательское общество Пакистана. 1975: 26.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Обзор Атланты ; Весна/Лето 2002, Том. VIII Выпуск 2, стр. 68.
Библиография
[ редактировать ]- Чандрабабу, бакалавр наук; Тилагавати, Л. (2009). Женщина, ее история и ее борьба за эмансипацию . Бхарати Путхакалаям. п. 209. ИСБН 978-8189909970 .
- Чопра, Р.М., «Выдающиеся персидские поэтессы», 2010, Иранское общество, Калькутта.
- Кригер-Крыницки, Энни (2005). Плененная принцесса: Зебунисса, дочь императора Аурангзеба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579837-1 .
- Лал, Маган; Уэстбрук, Джесси Дункан (1913). Диван Зеб-ун-Ниссы . Лондон: Джон Мюррей.
- Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры (1. Публикация в Индии. Изд.). Нью-Дели: Межиндийское издательство. ISBN 9788121002417 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Первые пятьдесят газелей Диван-э Махфи», напечатанные в Лондоне, 1913 г.
- «Слезы Зебунниссы», напечатанные в Лондоне, 1913 г.
- «Дворец Зеб-ун-Ниссы»
- «Диван э Махфи» - сборник отсканированных стихов Зебуннисы на персидском языке. Архивировано 6 марта 2016 года в Wayback Machine.
- The Friday Times: Принцесса-поэт - Сохаиб Аршад обнаруживает диван Зебунниссы. Архивировано 30 июня 2013 года в Wayback Machine.
- Исследования в Индии Великих Моголов. Глава IV Джадунатха Саркара
- История дочери Аурангзеба Зеб-ун-Ниссы в Навбхарате Голд
- Работы Зеб-ун-Ниссы в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1638 рождений
- 1702 смерти
- Принцессы Великих Моголов
- Индийские суфии
- Суфийские поэты
- Индийские писательницы XVII века.
- Индийские писатели XVII века.
- Индийские поэты XVII века.
- Персидскоязычные женщины-поэты
- Персидские поэты
- Индийские женщины-поэты
- Индийцы иранского происхождения
- Люди из Агры
- Поэты из Уттар-Прадеша
- Дочери императоров
- Люди Империи Великих Моголов 17-го века