Абдул-Кадир Бедил

Абуль-Маани Мирза Абдул-Кадир Бедил ( персидский : Маулана Абул-Маани Мирза Абд аль-Кадир Бидель , или ) Бидель , , также известный как Бедил Дехлави ( 1642-1720 ), был индийским суфием считавшимся одним из величайших Индо-персидские поэты, рядом с Амиром Хосровом , прожившим большую часть жизни во времена правления Аурангзеба , шестой император Великих Моголов . [ 1 ] Он был выдающимся представителем поздней фазы «индийского стиля» ( сабк-е хинди ) персидской поэзии и самым трудным и сложным поэтом этой школы. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Бедил родился в Азимабаде (современная Патна ) в Индии в семье Мирзы Абд аль-Халика (ум. 1648), бывшего тюркского солдата, принадлежавшего к племени барлас чагатая. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Потомки семьи первоначально жили в городе Бухара в Трансоксиане , а затем перебрались в Индию. [ 4 ] Родным языком Бедиля был бенгальский , но он также говорил на урду (тогда известном как рихта ), санскрите и тюркском , а также на персидском и арабском языках, которые выучил в начальной школе. [ 2 ]
Бедил в основном писал Газаль и Рубайи ( четверостишие ) на персидском языке, языке королевского двора, который он выучил в детстве. [ 2 ] Он был автором 16 сборников стихов, которые содержали около 147 000 стихов и включали несколько маснави на этом языке. Он считается одним из выдающихся поэтов индийской поэтической школы персидской литературы и обладает собственным уникальным стилем. И Мирза Галиб , и Икбал-и Лахори находились под его влиянием. Его книги включают «Тилизм-и Хайрат» , «Тур и Ма'рифат» («Путешествие знаний»), «Чахар Унсур» («Четыре элемента») и «Рукаат» («Рукаат»).
Возможно, в результате воспитания в такой смешанной религиозной среде Бедиль имел значительно более толерантные взгляды, чем его поэтические современники. Он предпочел свободу мысли принятию устоявшихся убеждений своего времени, встал на сторону простых людей и отвергнул духовенство, которое он часто считал коррумпированным.
Работа Бедиля высоко ценится в Афганистане , Таджикистане и Пакистане . Бедил вернулся к известности в Иране в 1980-х годах. Литературные критики Мохаммад-Реза Шафии-Кадкани и Шамс Лангруди сыграли важную роль в возрождении Бедиля в Иране. Иран также спонсировал две международные конференции по Бедилу. [ 5 ]
Индийскую школу персидской поэзии, особенно поэзию Бедиля, критикуют за ее сложный и неявный смысл. В результате, однако, к нему лучше относятся в Афганистане, Таджикистане, Пакистане и Индии, чем в Иране. [ 6 ] В Афганистане поэзии Биделя посвящена уникальная школа по изучению поэзии, которая называется Бедилшинаси (Бедилские исследования), а тех, кто изучал его поэзию, называют Бедилшинас (Бедильские эксперты). Его поэзия играет важную роль в индо-персидской классической музыке Центральной Азии . Многие афганские классические музыканты (например, Мохаммад Хусейн Сараханг и Нашинас ) исполняли газели Бедиля .
Могила
[ редактировать ]Его могила, называемая Бадж-Бедил (Сад Бедила), расположена напротив Пурана Кила , на Матхура-роуд, рядом с воротами Национального стадиона Майора Дхиан Чанда и пешеходным мостом через Матхура-роуд в Дели . [ 7 ] [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]- Бидил, Абд аль-Кадир. Аваз-хайи Бидил: Насри адаби (Рукат – Нукат – Ишарат – Чахар – Унсур) . Под редакцией Акбара Бихдарванда. Тегеран: Нега, 1386 [2007].
- Бидил, Абд аль-Кадир. Корпус. Лахнаху: Морской Кишор, 1287 [1870 или 1871].
- Бидил, Абд аль-Кадир. Газалиати Бидил Диглави . Под редакцией Акбара Бихдаванда. Шираз: Навид-и Шираз, 1387 [2008 или 2009].
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- Эркинов А. «Рукописи произведений персидских классиков (Хафиза, Джами, Бидила): Количественный анализ среднеазиатских копий 17-19 вв.». Иран: Вопросы и знания. Материалы IV Европейского конгресса иранских исследований, организованного Societas Iranologica Europaea, Париж, 6-10 сентября 1999 г., том. II: Средневековый и современный периоды. [Тетради Studio Ираника. 26], М. Шуппе (ред.). Ассоциация содействия развитию иранских исследований-Peeters Press. Париж-Лейден, 2002, стр. 213–228.
- Гулд Р. «Бидель», Энциклопедия индийских религий. Эд. Арвинд Шарма. Нью-Йорк: Springer, 2013.
- Р. М. Чопра, «Великие поэты классического персидского языка», Sparrow Publication, Калькутта, 2014 г. ( ISBN 978-81-89140-75-5 )
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ковач, Хайналка. «Таверна проявления реальности»: «Маснави Мухит-и азам» Мирзы Абд аль-Кадира Бедиля (1644–1720)». Докторская диссертация, Чикагский университет (2013).}. стр.2
- ^ Перейти обратно: а б с д М. Автор: Абдул-Кадир Бидель Энциклопедия Ираника 1989. Том. IV, Фаск. 3, с. 244-2
- ^ Фейбуа 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б Пандари, Хиртенштейн и Негабан, 2013 .
- ↑ Международный семинар по Мирзе Бедилу , март 2003 г., Тегеран, ССЫЛКА. Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Mehrnews.com, Причины незнакомства Бедиля с Ираном , Тегеран, 1385 г., ССЫЛКА
- ^ «В переулках Заука и Галиба» . Индийский экспресс . 15 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г.
- ^ Ким Арора (26 июля 2011 г.). «Спрятанная в парке в центре Дели могила персидского поэта лежит забытой | Новости Дели – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 25 августа 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмад, Мохамад Бохари Хаджи. «Идеи Вахдата аль-Вуджуда в поэзии Абд аль-Кадира Бидиля (персидский), Ибрагима Хакки Эрзурумлу (османский турецкий) и Хамзы Фансури (малайский)». Кандидатская дисс., 1990.
- Фаруки, Шамсур Рахман. «Незнакомец в городе: Поэтика Сабк-и хинди». Ежегодник исследований урду 19, вып. 1 (2004): 93.
- Фекрат, Насим. « Эзотерические ключи Мирзы Абд аль-Кадира Биделя ». Магистерская диссертация, Университет Джорджии, 2018.
- Гани, Абдул. Жизнь и творчество Абдул Кадира Бедиля . Лахор: Publishers United, 1960.
- Икбал, Аллама Мухаммад. Бедил в свете Бергсона. Под редакцией Техсина Фираки . Лахор: Universal Boks/Академия Икбала, Пакистан, 1988.
- Кешавмурти, Прашант. Персидское авторство и каноничность в Дели позднего Великих Моголов: строительство ковчега . Рутледж, 2016.
- Ковач, Хайналка. «Таверна проявления реальности»: «Маснави Мухит-и азам» Мирзы Абд аль-Кадира Бедиля (1644–1720)». Докторская диссертация, Чикагский университет (2013).}
- Сиддики, Мохаммед Моаззам. Исследование индо-персидского поэта-мистика Мирзы Абдул Кадира Бедила с особым упором на его главное произведение «Ирфан». Калифорнийский университет, 1975 г.}
- Зиполи, Риккардо. «Компьютерный анализ «Tur-e Ma 'refat» Байделя». Анналы Ка'Фоскари: Журнал факультета иностранных языков и литературы Университета Ка'Фоскари, 2005, том. 44 (3), с. 123–138 (2005).
- Зиполи, Риккардо. Размышления о Персии - Размышления о Персии . Венеция: Библиотека Эдитрис Кафоскарина, 2013.
- Фейбуа, Ева (2015). «Бидиль, Абд аль-Кадир» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Пандари, Ядолла Джалали; Хиртенштейн, Стивен; Негабан, Фарзин (2013). «Бидиль (Бедиль)» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]